Аккаева Халимат Алиевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик
Историческое развитие принципа разделения власти
Вщ конце XVIII в. идея Ц о разделении властей получила новое звучание. Связано это с периодом разработки американской Конституции 1787 г. и первыми шагами по ее реализации. Бенджамин Франклин - легендарный американский просветитель, государственный деятель и ученый, канонизированный еще при жизни как «отец свободы», участвовавший в числе других в разработке Статей конфедерации и конституции США 1787 г. в числе первых выступал за жесткое разделение властей: «...органы государственной власти должны быть разделены на законодательную, исполнительную и судебную ...иначе не возможно обеспечить владение собственностью, необходимой человеку для сохранения своей жизни и продолжения человеческого рода ...иначе не возможно обеспечить пользование правами»1.
Томас Пейн - представитель радикально-демократического направления идеологии республиканизма и конституционализма, излагая концепцию демократического, конституционного государства, основанную на радикальном, но не экстремистском, понимании прав человека, видел обеспечение этих прав через реализацию конституционных принципов.
Он писал: «На принципах Конституции зиж-
дется государственная власть, характер ее структуры и полномочий; способ избрания и продолжительность существования парламентов, полномочиями которых облечена исполнительная ветвь государственной власти; полномочия независимого от других ветвей власти суда, который должен не принимать и не изменять законы, а только их исполнять. Только неуклонное выполнение конституционных принципов может обеспечить соблюдение прав граждан»2.
Среди важнейших конституционных принципов Пейн называл приоритет прав человека, выборность органов власти, разделение властей, независимость суда. Разделение властей Пейн называл «юридическим фактом, который порождает правоотношения между тремя ветвями власти»3 .
Третий президент США, автор проекта Декларации независимости США, крупный ученый -гуманист, просветитель и энциклопедист Томас Джефферсон, сформировавший основные права граждан и сыгравший важную роль в принятии «Билля о правах» в США, считал, что «все государственные преобразования сводятся к:
1) всеобщему избирательному праву;
2) равному представительству в законодательных учреждениях;
3) представителям исполнительной власти, избираемым народом;
4) судьям, избираемым или сменяемым;
1 См.: Франклин Б. Из письма к Ф. Мейзирусу // Иностранная литература. 1956. №1.
2 См.: Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959. С. 179.
3 См.: Там же. С. 180.
С. 48.
31
5) мировым судьям, присяжным и шери-
фам;
6) обеспечению разделения властей;
7) разделению страны на административные районы;
8) периодическим поправкам к Конституции»1.
Существенный вклад в практическую реализацию в жизнь принципа разделения властей внесли А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Джей, печатавшие статьи в Нью-Йоркских газетах под общим псевдонимом Публий под рубрикой «Федералист». Всего за полгода они смогли убедить граждан штата в необходимости ратификации принятой Конституционным Конвентом в сентябре 1787 г. Конституции США.
Важнейшее место в системе конституционных взглядов авторов «Федералиста» имеет разработка механизма защиты самой Конституции, что неразрывно связано с защитой прав человека. Понимая этот механизм как реализацию принципа разделения властей, авторы предложили обоснование системы сдержек и противовесов, а также доктрину судебной защиты и толкования Конституции.
Так, Д. Мэдисон считал, что «три ветви власти связаны только в одном, дабы каждая осуществляла конституционный контроль над двумя другими»2. А. Гамильтон вместе с Д. Медисо-ном в «Федералисте» № 51 писали: «Разделение власти на три ветви служит одной цели - защите от узурпации, ...безопасность прав народов гарантируется, ибо системы государственной власти будут надзирать друг за другом, а вместе с тем каждая - надзирать за собой»3.
Немаловажная страница в историческом развитии теории разделения властей связана с представителями классической немецкой философии. Разделение властей, понимаемое «в своем истинном смысле», признавалось Г. Гегелем гарантией публичной свободы4. Предложенное им учение о разделении властей исходит из признания суверенитета монарха в рамках конституционной монархии. Являясь противником абсолютной самостоятельности властей по отношению друг к другу, Гегель выступает за такое органи-
ческое единство различных властей, при котором все они исходят из мощи целого. В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит существо внутреннего суверенитета государства.
По мнению И. Канта, в каждом государстве существует три власти, т. е. «всеобщим образом объединенная воля в трех лицах»: верховная власть (выражающая суверенитет народа) в лице законодателя, исполнительная - в лице правителя (правящего согласно закону и подчиненного верховной власти) и судебная власть (назначаемая исполнительной) в лице судьи. Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства5.
Представитель позитивизма в юридической науке Нового времени И. Бентам высказал несогласие с полной независимостью властей друг от друга. Он понимал необходимость кооперации, взаимодействия ветвей власти, так как «взаимная зависимость трех властей производит их согласие, подчиняет их постоянным правилам и дает им систематический и непрерывный ход... Если бы власти были, безусловно, независимы, между ними были бы постоянные столкновения»6.
Следует заметить, что в политико-правовой мысли того времени существовали и иные взгляды на властную триаду. Так, например, представитель французского либерализма Б. Констан выделил шесть ветвей власти: королевская, исполнительная, постоянная представительная (палата пэров), выборная представительная (нижняя палата парламента), судебная и муниципальная. Помимо этого, он обосновал особую роль королевской власти, заключающуюся в обеспечении единства, взаимодействия и нормальной деятельности других ветвей власти7. Кроме того, Констан подчеркивал важность действия сдержек и противовесов. Так, разделение властей «становится опасным и приносит бедствие, когда власть, которой поручено контролировать выполнение законов, не имеет права выступить против тех законов, которые она находит опасными»8. Констан предостерегал о том, что когда «разделение вла-
1 См.:
2 См.:
3 См.:
4 См.:
5 См.:
6 См.:
Шелдон Г. Американские просветители. Избранные произведения. М., 1969. Т. 2. С. 118. Медисон Д. Федералист. № 48. Антология мировой правовой мысли. М.: Мысль. Т. 3. С. 201. Там же. С. 202.
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 309. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М., 1999. Т. 3. С. 315.
Цит. по: История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 1998. С. 469.
7 Впервые эта идея была выдвинута современником французской буржуазной революции конца XVIII в. Клер-моном-Тоннером. Подробнее см.: Рахманина Т.Н. Принцип разделения властей в конституционном механизме V Французской Республики. Дисс. ... канд. юр. н. М., 1977. С. 25.
8 Антология мировой правовой мысли. В 5 т. М., 1999. Т. 3. С. 384.
32
стей становится опасным и приносит бедствие, когда власть, которой поручено контролировать выполнение законов, не имеет права выступать против тех законов, которые она находит опасными»1.
По оценкам Эсмена Адемарка, представителя юридической школы государственного права Франции, личные права и свободы граждан «состоящие в праве держать все, что не вредит другим» могут быть выполнены только при условии обеспечения «контроля законодательной власти за исполнительной и судебной, судебной за исполнительной и законодательной, исполнительной за законодательной и судебной». И только «уравновешенный взаимный контроль исключит злоупотребление и создаст условия пользования личными правами»2.
Французский социолог и теоретик права Дюти Леон, считал, что «разделение общественного труда является высшей, центральной точкой эволюции современного права». Он видел в разделении властей «способ защиты частной собственности через обязанности собственника свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию»3. Классик юридической социологии Э.Дюркгейм в основе теории разделения труда видел «общественную солидарность, обеспечивавшую разделение властей и устойчивость общества в целом»4.
Отход от этого принципа, как он полагал, «всегда ведет к росту количества преступлений, упадку норм морали и права»5. Яркий представитель науки государственного права Франции Морис Ориу отмечал «обществу, чтобы обеспечить свою политическую свободу от покушений правительства, необходимо организоваться путем следующих процессов:
а) представительной организации правительства;
б) разделения власти и децентрализации;
в) выработки конституционного статуса.
Все это способствует осуществлению правового порядка»6.
Несколько отличного мнения относительно содержания принципа разделения власти придер-
живались марксисты. В XIX в. основоположники марксизма, резко критикуя буржуазную демократию и буржуазное государство, выступали против идей правового государства и против того понимания принципа разделения властей, которое в XIX в. господствовало в юридической и политической литературе. Они считали, что буржуазное государство, даже если оно правовое, не способно обеспечить социальную справедливость и не может быть социальным государством7. Разделение властей было отвергнуто марксизмом-ленинизмом как игнорирующее классовую природу государства. По словам Фридриха Энгельса: «Разделение властей ни что иное, как прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля»8. Существование в социалистическом государстве государственных органов с различной компетенцией означает, что при проведении в жизнь принципа единства государственной власти необходимо определенное разделение властей по осуществлению государственной власти»9. Как отмечает М.В. Баглай: «На этом основании в России, а затем и в других государствах было построено тоталитарное государство, отказавшееся от принципа разделения властей»10.
В советский период под разделением власти понималось: «...политический принцип организации государственной власти, выдвинутый буржуазией в период ее борьбы с королевским абсолютизмом. Теория разделения властей отражала стремление буржуазии того периода, когда она была не достаточно сильна для того, чтобы захватить целиком государственную власть, установить такой порядок, при котором ей было бы обеспечено управление государством. При такой системе буржуазии отводилась главная роль в законодательстве, а королю и федеральной аристократии передавалось исполнительная власть». Тем самым, марксистско-ленинская идеология считала, что разделение властей возможно только в буржуазном государстве для защиты классовых интересов капиталистов. При этом под разделением властей понималось разделение фун-
1 Констант де Ребек Бенжамен Анри. Курс конституционной политики. / Пер. И.Ф. Мамина. Брюссель, 1851. Т. 1.
С. 65.
2 См.: Эсмен А. Основные начала государственного права. М., 1898. С. 375.
3 См.: Дюти Леон. Конституционное право: общая теория государства. М., 1908. С. 97.
4 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С. 6.
5 Там же. С. 462.
6 См.: Ориу М. Основы публичного права. М., 1929. С. 14.
7 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. М., 1969. Т. 39. С. 184.
8 Там же. С. 203.
9 См.: Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1975. Т. 21. С. 1235.
10 См.: Баглай М.В. Конституционное право. М.: Норма, 1998. С. 130.
33
кций между тремя ветвями власти. К глубокому сожалению, демократы первой волны, неуспевшие изучить реальную историю государства и права зарубежных стран, открытую для граждан России в постсоветский период, не могли и не должны были, ввиду отсутствия времени по его осмыслению, претворить этот принцип в действующей Конституции России.
Подводя итог краткому анализу исторического развития принципа разделения власти, следует сделать вывод о том, что основные положения классической теории разделения власти были сформулированы в конце XVII - XVIII вв. Теоретические наработки в области разделения власти как основы построения государственного механизма были востребованы уже в конце XVIII в.
Принцип разделения власти является основополагающим принципом действующей Конституции США 1787 г. Знаменем революционных преобразований во Франции стала Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ст. 16 которой провозгласила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
На протяжении XX в. разделение власти завоевало все более широкие позиции, превратившись в общепризнанный принцип международного права как принцип демократии и цивилизации, решающей две задачи: контроль за действиями органов государственной власти и обеспечение защиты прав человека и гражданина.
34