Literature
1.Ngawang nyima, 2003.- Ngag dbang nyi ma. Nang pa’i grub mtha’ smra ba bzhi’i ‘dod tshul gsalbar bshad pa bio gsar rig pa’i sgo ‘byed. (Explanation of philosophical views of four Buddhist schools). - India: Drepung Gomang library, Mundgod, 2003.
2.Bazarov, 1998. - Bazarov A. A. Institute of philosophical dispute in Tibetan Buddhism. - SPb.: Nauka, 1998.
3.Baradin, 1999. -Baradin Bazar. Life in Tangut’s monastery Lavran. Edition, introduction and commentary made by Ts. P. Vanchikova. Ulan-Ude - Ulan-Bator, 1999.
4.Vasiliyev, 1857. - Vasiliev V.P. Buddhism, its doctrines, history and literature. V. I. - SPb., 1857.
5. Vostrikov, 1962. - Vostrikov A.I. Tibetan historical literature. М., 1962.
6.Donets, 2007. - Donets A. M. Doctrine of dependent arising in Tibetan and Mongolian scholasticism. - Ulan-Ude: Publisher of BSC SB RAS, 2007.
7.Donets, 2008. - Donets A.M. Principles of datsan’s educational system // Buddhist culture: culture, source study, linguistics and ait: Second Dorjiev’s readings. - SPb.: Oriental studies of Petersburg, 2008.
8.Ostrovskaya-junior, 2002. - Ostrovskaya-junior E. A. Tibetan Buddhism. - SPb., 2002.
9.Pubayev, 1980. - Pubayev R.E. History of Buddhist Siddhanta in elucidation by Sumba-Khambo in “Pagsam-Jonsan” // Buddhism and medieval culture of Central Asian people. - Novosibirsk, 1980.
10.Tugan, 1995. - Tugan Lopsan-Choikyi-Nyima. Crystal mirror of philosophical systems (Dumta shelkyi melon). Volume on “Sakyapa” / Transl. from Tibetan, preface, introduction and commentary by R.N. Krapivina. - SPb.: Datsan of Gunzechoiney, 1995.
11.Khadalov, Yampilov, Dandaron, 1962. - Khadalov L.I., Yampilov L.Zh., Dandaron B.D. Description of Gunchen-Jamyang-Shadba-Doije’s writings. - Ulan-Ude, 1962.
Примечания
1. Перевод на английском языке см.: Hopkins, 2003.
2. Выборочный перевод на английском языке см.: Hopkins, 2003.
3. Перевод главы о школе саутрантика см.: Klein, 1991; перевод главы о мадхьямике прасангика см.: Hopkins, 1995; аннотированный перевод той же главы см.: Cozort, 1998; перевод главы о мадхьямике сватантрика см.: Lopez, 1987.
4. Перевод на английском языке см.: Sopa, Hopkins, 1990.
5. Аннотированный перевод главы о мадхьямике прасангика см.: Cozort, 1998
6. Перевод раздела о вайбхашике см.: Buescher, 2005.
7. Перевод на английском языке первой главы о небуддийских и буддийских системах Индии см.: Mittal, 1984; перевод главы о бон, конфуцианстве, даосизме, буддизме в Монголии и часть главы по истории распространения буддизма в Тибете, включающую историю школы Ньинмапа см.. Das, 1881, 1883; перевод главы о бон на немецкий язык см.: Hoffman, 1950; перевод главы о школе Джонангпа см.: Ruegg, 1963; частичный перевод о Кадампа см.: Chattopadhyaya, 1967; перевод на японском языке глав о школах Сакьяпа и Кагьюпа см.: Ти-kan, 1974.
8. Перевод на английском языке см.: Cozort, Preston, 2003.
9. Перевод на английском языке см.: Taranatha, 2007,
10. Перевод см.: Longchen, 2007.
Сведения об авторе
Хундаев Валентин Юрьевич - аспирант Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. г. Улан-Удэ, ул. Сахяновой, 6, E-mail: srongtsan@mail.ru
Data on author
Khundaev Valentin Yurievich, post-graduate student of IMBT SD RAS, Ulan-Ude, Sakhyanova str. 6. E-mail: srongtsan@mail. ru
УДК 294.3
ББК Э35 A.B. Чебунин
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БУДДИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Автор описывает развитие буддийской идеологии от Будды Шакьямуни до ее распространения в Китае в двух основных формах - Хинаяне и Махаяне. Также автор показывает методологическую роль трех систем буддизма - Хинаяны, Махаяны и религии буддизма в качестве основы анализа буддийского учения.
Ключевые слова: буддизм, Будда Шакьямуни, Нагарджуна, Хинаяна, Махаяна, религиозный буддизм.
A.V. Chebunin
THE HISTORICAL DEVELOPMENT OF BUDDHIST IDEOLOGY
In this article, the author describes the development of Buddhist ideology from Buddha Sakyamuni until its spreading to China in two main forms - Hinayana and Mahayana. In addition, the author shows the methodological role of the three system of Buddhism - Hinayana, Mahayana and Buddhist religion level as the base of analyze of Buddhism.
Key words: Buddhism, Buddha Sakyamuni, Nagarjuna, Hinayana, Mahayana, Religion Buddhism.
В истории человечества буддизм стал первой мировой религией, но назвать буддизм только религией - большое упрощение. Мораль, искусство, философия и даже наука (логика и психология) -неотъемлемые стороны буддийского учения, охватывающие все сферы общественной жизни и во многом определяющие сам характер этой жизни. Представляя собой наднациональное мировоззрение и интернациональную идеологию, это учение породило феномен буддийской цивилизации, включающую в себя в настоящее время обширную территорию Восточной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм появился в Индии в период острой идеологической борьбы, отражающей значительные изменения в социально-экономической и политической жизни древнеиндийского общества. Кочевые арийские племена, волнами проникающие в Индию с XVIII в. до н.э., прочно обосновываются в Индии, переходя на земледельческий уклад жизни. Обладая железными орудиями и развитыми производительными силами, арии достигают быстрого роста производства и прибавочного продукта. Вследствие разложения родоплеменной структуры в индийском обществе складывается система варн (брахманы - жрецы, кшатрии - правители и воины, вайшьи - земледельцы и ремесленники, шудры, чье положение напоминало положение рабов). Варны, а впоследствии касты, прочно сцементировали социальную структуру, не лишив ее, впрочем, возможности развития в рамках этой системы. Процесс образования социальной структуры варн во многом происходил параллельно с созданием и развитием политической сферы. В результате этого социальная сфера приняла на себя многие функции политической сферы, образовав тем самым самодостаточную систему в виде знаменитой индийской общины.
Индийская община выступала в роли самостоятельной ячейки общества и государства, во многом не завися от последнего. Государство выполняло лишь фискальную и оборонительную функции. Прочность социальной структуры компенсировала слабость политической, и частая смена государств и династий не сказывалась на жизни общины. Такая прочность социальной структуры во многом объясняется и идеологической основой этой системы в виде брахманизма. Брахманизм как религиозная и философская система, возникшая еще до формирования политической сферы, поддерживала и закрепляла традиционные нормы общественной жизни. Брахманы как носители духовной традиции являлись высшим сословием и не собирались делиться властью над душами людей, которой неизбежно бы овладела идеология, зависимая от политики. Кшатрии, в руках которых находилась политическая власть, таким образом, вступили в противоречие с брахманами.
Это противоречие наиболее ярко проявилось в духовной сфере. В середине I тысячелетия до н.э. возникают оппозиционные брахманизму идейные течения, отрицающие социально-духовный статус брахманов. Прежде всего это джайнизм и буддизм, крупнейшие учения, отрицающие святость Вед и другой канонической литературы брахманизма. Из них наиболее известным учением стал буддизм, который, получив значительное развитие, распространился за пределы Индии и стал первой мировой религией. В самой Индии, в силу различных социально-политических и идеологических причин, буддизм постепенно начинает терять свои позиции и к началу II тысячелетия полностью утрачивает свое влияние и положение в ее общественной жизни [3].
Как общемировой социально-культурный феномен буддизм является продуктом индийской культуры. Большинство своих понятий и концепций он заимствовал из довольно богатого к тому времени философско-религиозного наследия индийской культуры, прежде всего, брахманизма. В то же время, пользуясь традиционными категориями, буддизм полностью отверг социальные идеалы брахманизма. По словам крупнейшего отечественного исследователя Древней Индии Г.М. Бонгард-Левина, «дух неприятия брахманских догм и идей пронизывает все раннебуддийские тексты» [3, с. 144]. Именно в социальном аспекте заметен тот качественный скачок, который совершил буддизм в истории общественной и философско-религиозной мысли Индии, как отражение периода перехода от родоплеменной организации к государственной структуре общества.
Несмотря на то, что точное время жизни основателя буддийского учения Сиддхартхи Гаутамы в настоящее время трудно определить, несомненно одно - это был период крупных социальных изме-
нений, когда на смену старым социальным нормам жизни приходили новые, старые общественные порядки заменялись новыми, о чем вполне конкретно пишет Г.М. Бонгард-Левин: «Буддизм возник в эпоху образования крупных государств в долине Ганга, победы принципа централизации над племенной раздробленностью, освящаемой брахманизмом» [Там же, с. 147]. Другими словами, происходило становление и развитие политической сферы, повлекшее усиление роли кшатриев. Эти новые социальные нормы и порядки нуждались в идеологической поддержке, которая зачастую была представлена в форме критики старой идеологии, поддерживающей старые социальные нормы. Именно в этой роли и выступил буддизм как новое учение нищенствующих монахов, которые в принципе отвергали все традиционные социальные нормы на пути достижения просветления - цели своей духовной практики.
Существуя как оппозиционное течение духовной жизни Индии, буддизм постепенно развивался и расширял ареал своего распространения, пока при царе Ашоке (268-232 гг. до н.э.) не стал официальной государственной идеологией. К этому времени и относится выход буддизма за ойкумену индийской цивилизации и превращение его в общемировой социально-культурный феномен. Не имея внутри себя делений на ересь и ортодоксию, буддизм легко впитывал различные идейные течения, теоретические концепции и национальные особенности культа. Также легко он относился и к языку функционирования. В одном из буддийских канонических текстов (Чуллавагга 5,33) представлены следующие слова Будды: «Вы не должны перекладывать слова Будды на ведийский язык. Кто делает так, тот совершает грех. Я говорю вам, ... учите слова Будды каждый на своем собственном диалекте» [4, с. 52]. Это определило легкость распространения буддизма в инородной среде и обусловило разнородность его идейно-теоретических концепций.
Первоначально буддизм существовал в устной традиции своего основателя Сиддхартхи Гаутамы (Шакьямуни). Основав сангху - общину нищенствующих монахов, Шакьямуни учил своих последователей выходу за рамки эмоциональной обусловленности жизнедеятельности и введения ее в рамки строгого рационального осмысления. После смерти Шакьямуни его ученики по памяти записали учение своего Учителя-Будды (просветленного), составив так называемую Трипитаку - три корзины книг, первоначально записанных на пальмовых листьях. Также есть все основания полагать, что определенные записи делались и при жизни Шакьямуни, поскольку большинство первых монахов были выходцами из высших слоев общества, имевшими достаточно хорошее образование и традицию образовательной деятельности [6, с. 139]. Постепенно буддийский канон расширялся, дополняясь новыми произведениями, относящимися к различным жанрам, но в основном это были сутры - слова самого Будды и шастры - всевозможные комментарии к сутрам и самостоятельные теоретические сочинения.
В итоге к рубежу новой эры на довольно обширной территории существовало множество школ и направлений буддизма. Первоначальное учение Шакьямуни после его смерти разделилось на два течения - учение старейших (пали - Тхеравада, санскрит - Стхавиравада) и учение большинства (Ма-хасангхика, дословно - великое собрание). Впоследствии причина данного раскола обросла различными легендами, из которых весьма трудно вычленить реальные факты. К тому же почти у каждого направления буддизма существовали свои версии расхождений и классификации различных школ и направлений.
По наиболее распространенной бытовой китайской версии сразу после смерти Шакьямуни пятьсот его ближайших соратников и учеников собрались в пещере Саптапарни недалеко от города Рад-жагриха, столицы царства Магадхи, где в основном и проповедовал Шакьямуни. На этом первом буддийском соборе и была оформлена первая Трипитака: записанные слова Ананды составили Сут-ру-питаку, Упали - Винаю-питаку и Пурны - Абхидхарму-питаку. Но большинство последователей Шакьямуни не попало на этот собор, поэтому они собрались вне пещеры и провели свой собор под руководством Васпы, где был составлен свой канон. Соответственно, первые образовали направление тхеравадинов, вторые - махасангхиков [9, с. 3].
Основные разногласия между тхеравадинами и махасангхиками были в сфере регламентации жизненного уклада монахов. Еще при жизни Шакьямуни сангха не смогла избежать раскола, когда Девадатта, сторонник жестких ограничений, увел часть монахов, основав тем самым свою общину [1, с. 138-141]. После смерти Шакьямуни любой относительно неординарный вопрос, а также вопрос, имеющий отношение к нормам социальной жизни, мог послужить причиной разногласий. На втором буддийском соборе в Вайшали, примерно через сто лет после смерти Шакьямуни, уже решались вопросы о пожертвованиях золотом и серебром, правилах приема пищи и других мелких регламентациях, которых придерживались монахи направления «Вриджипутрака» города Вайшали. Всего рассмат-
ривалось десять вопросов. Собор осудил вриджипутраков, но те не приняли решение собора, и по южной традиции это событие послужило причиной раскола на тхеравадинов (тех, кто придерживался старых порядков) и махасангхиков (вриджипутриков и примкнувших к ним).
Окончательное же расхождение между Тхеравадой и Махасангхикой по китайской (северной) версии произошло из-за знаменитых пяти тезисов Махадевы. Сам Махадева был весьма неординарной личностью. Сын купца, он стал сожительствовать с матерью, когда отец надолго покинул их по торговым делам, Когда отец вернулся, Махадева с матерью убили его и бежали в другой город. Там, встретив земляка-архата и боясь огласки, они убили и его. Потом, застав мать с другим мужчиной, Махадева убил и ее. Чтобы искупить эти три тяжких греха, Махадева стал исповедовать буддизм, достиг определенных результатов и получил звание архата (высшая стадия духовного совершенствования), что дало ему повод выдвинуть пять положений:
1. У архата могут быть ночные поллюции.
2. У архата может быть незнание чего-либо.
3. У архата могут быть сомнения.
4. Архатство может быть определено другим.
5. Практиковать просветление можно через произнесение слов.
Эти пять тезисов привели к расколу среди монахов и явились первой попыткой поставить под сомнение аксиологический ориентир раннего буддизма в лице архата.
Сторонники Тхеравады придерживались принципов первоначального и раннего буддизма со строгими регламентациями и правилами, определявшими по возможности полный уход из социального мира, строгую монашескую жизнь и ориентацию на архата - аксиологический идеал совершенствования. Сторонники Махасангхики придерживались более мягких взглядов, определявших их жизнь в социальной среде.
С течением времени эти два направления буддийской мысли также дифференцировались на школы и течения. При этом сторонники Тхеравады оказались более распространены на юге Индии, а сторонники Махасангхики - на севере. Впоследствии их теоретические расхождения все более усиливались, в результате чего сложились две буддийские традиции ~ южная и северная. Каждая традиция имела свою классификацию буддийских школ и направлений: южная традиция насчитывала 18 направлений, северная ~ 20. Названия направлений, их истоки и развитие также во многом расходились.
Южная буддийская традиция первоначально охватывала юг Индии и остров Шри-Ланка, а позже проникла и в Юго-Восточную Азию. Здесь, в первом веке до новой эры, тхеравадины окончательно сформировали свой канон - Трипитаку на языке пали. Этот канон, несмотря на определенное теоретическое развитие, считается наиболее отражающим идеи первоначального и раннего буддизма.
На севере Индии более популярны были идеи махасангхиков, адаптировавших идеи раннего буддизма к жизни в социальной среде. Здесь с первого века новой эры начинают широко распространяться сутры Праджняпарамиты, отражающие новый этап развития буддийской теоретической мысли как переход от рационализации раннего буддизма к интуизации содержания сознания адептов.
Вехой данного перехода служит деятельность Нагарджуны (ок. 150-250 гг.), которого некоторые буддисты считают вторым Буддой [2, с. 10]. Обосновав концепцию пустоты, Нагарджуна заложил теоретический фундамент нового направления буддизма, получившего среди своих сторонников название Великой колесницы - Махаяны. Наиболее интенсивным периодом появления Махаянских сутр были II - IV вв. н. э. [8, с. 64], хотя собственно индийский Махаянский канон в традиционном понимании наподобие хинаянского так и не сложился, поскольку шло непрерывное текстотворчест-во. В противопоставлении сторонникам Тхеравады, считавшим, что спасение доступно лишь узкому кругу монахов, и придерживающихся строгих регламентаций монашеской жизни, сторонники Махаяны утверждали, что спасение доступно широкому кругу людей, принявших буддизм и вставших на путь совершенствования.
В социально-аксиологическом плане архат уступает место бодхисаттве - просветленному существу (по другой версии - существо, стремящееся к просветлению), который отверг нирвану ради спасения и просветления других живых существ [7, с. 183]. Данная направленность на других характеризует изменение аксиологии личности буддизма - узкоэгоистическая цель спасения себя меняется на альтруистическую цель спасения других. Это повлекло изменение теоретического фундамента и практического содержания. В теории основной упор делался на концепцию пустоты и интуитивной мудрости (праджне), которые определяли обоснование очищения сознания от эмоционального и рационального содержания для более полного непосредственного проявления себя в социальных связях. При этом в Махаяне в свою очередь появились различные теоретические течения, важнейшими
из которых были школа Мадхьямика (другое название - шуньявада) и школа Йогачара (другое название - виджнянавада). В реальности обе школы активно использовали теоретические наработки друг друга. В практике акцент был перенесен на совершенствование и осуществление парамит - методов практического совершенствования просветления.
Соответственно, для сторонников Махаяны тхеравадины представляли более низкий уровень развития теории и практики буддизма, который они, впрочем, совсем не отрицали, а в определенные моменты и использовали. Поэтому учение раннего буддизма было названо Малой Колесницей - Хинаяной, хотя сами сторонники Тхеравады данного понятия не приемлют. Но поскольку в китайской буддологической и текстологической литературе сложились устойчивые понятия Великая Колесница и Малая Колесница как направлений цельных теоретических концепций, нам представляется, что использование в методологическом плане понятий Махаяна и Хинаяна является вполне оправданным.
Буддизм Махаяны из Северной Индии получил распространение в княжествах Средней и Центральной Азии, а оттуда и на территории Китая. Поэтому китайский буддизм в большей части принадлежит северной традиции, несмотря на то, что в южных районах Китая распространение получила южная традиция, проникшая туда из Южной Индии через Юго-Восточную Азию и исповедуемая в большей степени китайскими национальными меньшинствами.
В середине I тысячелетия на территории Индии в недрах Махаяны под большим влиянием местных религиозных традиций и прежде всего формирующегося индуизма начинает складываться особая йоги-ческая система, в основе которой лежала тантрическая практика. К VIII в. данная система практически полностью сформировалась и получила название Ваджраяна (Алмазная колесница) [8, с. 124-125]. Объявив себя высшим уровнем развития буддийской теории и практики, но не противопоставляя себя Хинаяне и Махаяне, Ваджраяна провозгласила свой особый путь достижения просветления, получивший в Китае название «Тайное учение» (мицзун, В этом учении сочетаются медитация и техника чтения особых заклинаний - тантр. Но поскольку в Китае к тому времени уже сложилась своя, собственно китайская версия буддизма, данное течение в Китае не пользовалось большой популярностью. «Тайное учение» хотя и сформировалось в качестве одной из школ китайского буддизма, но в большей степени ассоциируется с тибетским буддизмом, где оно стало государственной религией и идеологией.
Когда Шакьямуни основал монашескую общину, его учение имело в большей степени практическое, а уже затем теоретическое содержание. Основное внимание уделялось практике совершенствования и, в первую очередь, психическому совершенствованию, в котором жизненный уклад сангхи имел прикладное значение. При этом все религиозные культы либо отбрасывались, либо отходили на задний план. Болес того, провозгласив себя просветленным - Буддой, вышедшим из круговорота сан-сары, в онтологическом аспекте Будда поставил себя выше всех богов. Боги, которые, по теории буддистов, еще вращались в круговороте сансары, зачастую в различных сутрах рассматривались в качестве учеников Шакьямуни, слушавших его проповеди. Сам он выступал против религиозных культов, считая, что они не имеют особой пользы в деле просветления и спасения. Несмотря на все это, религиозные культы и верования проникали в жизнь сангхи в качестве остаточного явления социальнокультурного окружения. По замечанию Г.М. Бонгард-Левина, «принятие прежних богов в новую религию объяснялось, видимо, двумя причинами: стремлением привлечь к себе тех, кто не был готов совсем отказаться от привычных верований и обрядов, а также желанием обратить старую систему в орудие торжества новой доктрины» [3, с. 165]. Тенденция включения традиционных философско-религиозных элементов в качестве составных частей своей системы - наиболее характерная черта буддизма, придавшая ему огромную жизненную силу и обусловившая его распространение на огромной территории и среди различных культур.
После смерти Шакьямуни постепенно, с расширением социальной базы и окружения сангхи, в буддийское учение стало проникать все больше религиозных элементов. Более того, в недрах самого буддизма начинают развиваться религиозные культы. В отношении Хинаяны это касается, прежде всего, культа самого Будды Шакьямуни и всего, что было с ним связано, а также культа различных архатов. В отношении Махаяны к культу Будды Шакьямуни добавились культы других будд и различных бодхисаттв, которые обрели функции помощников, как в деле просветления, так и в обычных жизненных невзгодах.
В религиозном буддизме доминирует эмоциональная составляющая жизнедеятельности, поэтому главной задачей религиозной деятельности становится регуляция этой эмоциональной жизни людей. Данная регуляция должна была ввести адепта в рамки такой жизнедеятельности, которая соответствовала бы нормам буддийской этики, определяемой, в свою очередь, теорией буддийского учения,
направленного против эмоциональной обусловленности. На первых порах существования буддизма противоречие между регуляцией и ликвидацией эмоциональной обусловленности было несущественным, поскольку средний уровень развития сознания адептов был достаточно высок. Но с расширением социальной базы данное противоречие оказало существенное значение для развития теории и практики Махаяны.
Религиозный буддизм более характерен для народных низов по причине доминирования эмоционального уровня сознания адептов. По словам М.Е. Ермакова, «элитарный буддизм ученого монашества и популярный буддизм, исповедуемый в миру, явления неравнозначные (а в некоторых отношениях и противоположные), составляющие различные структурные уровни буддизма» [5, с. 131]. Несмотря на то, что религиозный уровень буддизма также относится к Махаяне в целом, социальные и антропологические концепции философского и религиозного уровней во многом различаются.
Поэтому в методологическом плане продуктивным будет выделение из единой системы буддизма религиозного и философского уровней, которые во многом взаимообусловлены и взаимоопреде-ляемы.
Концепция Хинаяны как отражение идей более раннего этапа буддизма проникала в Китай наряду с концепцией Махаяны. Но в силу ряда причин в отличие от Махаяны Хинаяна не получила широкого распространения в Китае, где наиболее популярными стали праджняпарамитские концепции, имевшие определенное соответствие с даосскими идеями. Хинаяна рассматривалась китайцами как более низкий уровень буддийской доктрины, идеи которой вполне вписывались в концепцию Махаяны, Поэтому рассмотрение идей Хинаяны продуктивно в плане анализа истоков и развития идей Махаяны и, прежде всего, ее философско-теоретических истоков.
Таким образом, в методологическом плане весьма эффективно будет выделение трех подсистем буддизма - Хинаяны, философского буддизма и религиозного буддизма. Данная структуризация единого социально-культурного феномена, каким представляется буддизм, вполне соответствует классификации буддизма, принятой среди части современных буддистов. Свое учение они подразделяют на мирское учение и выводящее из мира учение, что соответствует религиозному и философскому уровню буддизма. В свою очередь, в выводящем из мира учении они выделяют Малую Колесницу и Большую Колесницу [9]. В каждом так называемом учении, представляющем не что иное, как подсистему единой теоретической системы, имеется свой набор категорий и концепций, определяющих относительно цельное мировоззренческое ядро. В то же время они являются органической частью цельной буддийской мировоззренческой картины, представленной на многих уровнях рефлексии.
Подобное выделение трех подсистем единого социально-культурного организма будет способствовать более тщательному анализу целостной системы буддизма и более адекватному пониманию его различных функций, проявляющихся в различных сферах социальной жизни. В конечном итоге это поможет более полно и многосторонне осветить такое сложное явление, как буддизм.
Литература
1.Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. -М.: Восточная литература, РАН, 2001. - 508 с.
2.Андросов В.П. Буддизм Нагарджуны: религиозно-философские трактаты. - М.: Восточная литература, РАН, 2000.-799 с.
3.Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия, Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Восточная литература, РАН, 2000. - 495 с,
4.Дхаммапада / пер. с пали, введ. и коммент. В.Н. Топорова. - Самара: Агни, 1998. - 240 с.
5.Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. - СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 240 с.
6.Лысенко В.Г. Терентьев A.A., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М.: Восточная литература, РАН, 1994. - 383 с.
7.Розенберг О.О. Труды по буддизму. - М.: Наука, 1991. - 295 с.
8.Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2000. 304 с.
- Буддизм в простом изложении.
Literature
1.Androsov V.P. Buddha Sakyamyni and Indian Buddhism. - М., 2001.
2.Androsov V.P. Buddhism of Nagaijuna: religion-philosophical tractats. - М., 2000.
3 Bongard-Levin G.M. Ancient Indian civilization: History, Religion, Philosophy, Epos, Literature, Science, Meeting of cultures - М., 2000.
4.Dhammapada. Trans, by Toporov V.N. - Samara, 1998.
5.Ermakov М.Е. The word of Chinese Buddhism. - SPb., 1994.
6.Lysenko V.G. The early Buddhist philosophy. - М., 1994.
7.Rozenberg O.O. Buddhist works. - М., 1991.
8.Torchinov E.A. The introduction to Buddhism studying. - SPb., 2000.
9.$>^Р/ - Буддизм в простом изложении.
Сведения об авторе
Чебунин Александр Васильевич - кандидат филос. наук, докторант кафедры философии Бурятского гос-университета. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 a, e-mail: chebunin I @mail .ru
Data on author
Chebunin Aleksandr Vasilievich, cand. of philosophy science, chair of philosophy of BSU, Ulan-Ude, Smolin str. 24 a, e-mail: chebunin 1 @mail.ru
УДК 24 (517.3)
ББК 86.35 (5Мон) Л.Ш. Чимитдоржиева
БУДДИЗМ У МОНГОЛЬСКИХ ПЛЕМЕН В XVII ВЕКЕ
(по архивным материалам)
Статья посвящена религиозной жизни монгольских народов в XVII в. Известно, что буддизм в тот период получил широкое распространение в монгольском мире. Буддийская религия и ее представители пользовались значительным влиянием в обществе. Об этом свидетельствуют архивные материалы.
Ключевые слова: буддизм, монгольский мир, XVII в., архивные материалы.
L .Sh. Chimitdorzhiyeva
BUDDHISM OF THE MONGOLIAN PEOPLE IN THE XVIIth CENTURY
(on the archival materials)
The article is devoted to the spiritual life of Mongolian people in the XVIIth century. It’s known, that at that period Buddhism has been widely speaded. Buddhist religion and its representatives had powerful influence in the society of that time. The archival materials are the evidence of that fact
Key words: Buddhism, spiritual life of Mongolian people, XVIIth century, archival materials.
По словам Б.Я. Владимирцова, буддизм пришел к монголам «еще при Чингисхане, а может быть, и ранее того» [1]. Во второй половине XIII в. император Юаньской Монгольской династии Хубилай-хан официально провозгласил буддизм государственной религией. Однако тогда буддизм не охватил весь монгольский мир. После падения Юаньской династии и ухода монголов из Китая влияние буддизма ослабло.
Буддизм получает широкое распространение в монгольском мире с XVI в. в форме гелугпы -«желтошапочников» (ламаизма). Последователями его становятся жители всех регионов монгольского мира, Халха-Монголии, Ойратии (Западной Монголии), Южной Монголии и Прибайкалья, где обитали бурят-монгольские племена. Буддизм становится господствующей религией в стране и играет огромную роль в духовной жизни Монголии, монгольских народов. Для проповеди буддизма из Тибета были приглашены сотни лам, был организован перевод на монгольский язык религиозной литературы, развернулось строительство дацанов и дуганов. Получило развитие религиозное обучение в дацанах, появившихся повсеместно в стране. Распространение буддийской религии привело к подъему культуры и просвещения, к развитию зодчества и архитектуры, ремесел. Вокруг монастырей складываются городские поселения, которые в русских архивных документах назывались поселениями, где «лабы и сидячие колмацкие ево лабины люди» [5].
Как известно, на протяжении многих столетий общественная жизнь (в том числе религиозная) монгольских племен регулировалась на основе норм, опирающихся на народные обычаи, на т.н. «обычное право», которое получило письменное оформление в виде законов. Обнародованные на общемонгольских и аймачных сеймах законы, государственные законодательные документы способствовали укреплению позиции буддийской церкви, росту влияния буддийских иерархов в обществе. В монгольских ханствах и аймаках сооружались различные монастыри - дзу, сумэ и хиты, население