Научная статья на тему 'Историческое и лирическое в "маленьких повестях" К. Г. Паустовского'

Историческое и лирическое в "маленьких повестях" К. Г. Паустовского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
467
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ПАУСТОВСКОГО / PAUSTOVSKY'S CREATIVE APPROACH / СЕВЕРНАЯ ПОЕЗДКА / NORTHERN TRIP / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / HISTORICAL PROSE / ЛИРИЗМ / LYRICISM / "МАЛЕНЬКИЕ ПОВЕСТИ" / ФАКТ И ВЫМЫСЕЛ / FACT AND FICTION / "A SHORT NOVEL"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жаринов Николай Александрович

В статье идет речь о формировании в 1930-е годы нового творческого метода К.Г. Паустовского. Автор статьи затрагивает полемику Паустовского со Шкловским и показывает, как в исторических произведениях, созданных Паустовским после северной поездки и позже вошедших в цикл «маленьких повестей», отразились взгляды писателя на соотношения факта и вымысла, истории народа и судьбы простого человека. Подробно останавливается на истории создания и особенностях соотношения исторического и лирического в трех произведениях (повестях «Судьба Шарля Лонсевиля», «Озерный фронт», «Созвездие Гончих Псов») и выделяет характерные черты исторической прозы Паустовского 1930-х годов, которые повлияли на особенности художественной организации «маленьких повестей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical and lyrical in "Short Novels" by K.G. Paustovsky

The article deals with the new creative approach of K.G. Paustovsky in the 1930s. After the northern trip Paustovsky wrote several historical works which later were included in the "short novels". They reflect the views of the writer on fact and fiction relationship, the history of the people and the fate of the common man. The author of the article tells about the results of the northern trip and work with the historical archival papers of Paustovsky, about his debates with Shklovsky, singles out the characteristic features of the historical prose of Paustovsky's in the 1930s that influenced the composition of “short novels”. He gives a detailed analysis of the relationship between the historical and the lyrical in the following works “The Life of Charles Lonsewill”, “The Lake Front”, “The Constellation of the Beagles Dogs”.

Текст научной работы на тему «Историческое и лирическое в "маленьких повестях" К. Г. Паустовского»

УДК 821.161.1

ИСТОРИЧЕСКОЕ И ЛИРИЧЕСКОЕ В «МАЛЕНЬКИХ ПОВЕСТЯХ» К.Г. ПАУСТОВСКОГО

THE HISTORICAL AND LYRICAL IN «SHORT NOVELS» BY K.G. PAUSTOVSKY

© 2017

Н.А. Жаринов N.A. Zharinov

В статье идет речь о формировании в 1930-е годы нового творческого метода К.Г. Паустовского. Автор статьи затрагивает полемику Паустовского со Шкловским и показывает, как в исторических произведениях, созданных Паустовским после северной поездки и позже вошедших в цикл «маленьких повестей», отразились взгляды писателя на соотношения факта и вымысла, истории народа и судьбы простого человека. Подробно останавливается на истории создания и особенностях соотношения исторического и лирического в трех произведениях (повестях «Судьба Шарля Лонсевиля», «Озерный фронт», «Созвездие Гончих Псов») и выделяет характерные черты исторической прозы Паустовского 1930-х годов, которые повлияли на особенности художественной организации «маленьких повестей».

Ключевые слова: творческий метод Паустовского; северная поездка; историческая проза; лиризм; «маленькие повести»; факт и вымысел.

The article deals with the new creative approach of K.G. Paustovsky in the 1930s. After the northern trip Paustovsky wrote several historical works which later were included in the "short novels". They reflect the views of the writer on fact and fiction relationship, the history of the people and the fate of the common man. The author of the article tells about the results of the northern trip and work with the historical archival papers of Paustovsky, about his debates with Shklovsky, singles out the characteristic features of the historical prose of Paustovsky's in the 1930s that influenced the composition of "short novels". He gives a detailed analysis of the relationship between the historical and the lyrical in the following works - "The Life of Charles Lonsewill", "The Lake Front", "The Constellation of the Beagles Dogs".

Keywords: Paustovsky's creative approach; northern trip; historical prose; lyricism; "a short novel"; fact and

fiction.

Интерес к истории пробуждается у К.Г. Паустовского в начале 1930-х годов. Это объясняется рядом объективных и субъективных факторов. С одной стороны -переменами в общественно-политической ситуации, развитием исторической темы в советской литературе. С другой - тем, что в это время происходит перелом в творчестве Паустовского - он уходит от экзотики первых произведений, а впечатления от путешествий по русскому Северу дают новый материал. Складывается особый стиль, который станет неизменным на протяжении трех десятилетий.

Весной 1932 года Паустовский создает повесть «Судьба Шарля Лонсевиля», в 1933 году - повесть «Озерный фронт», пишет еще несколько рассказов, которые объединяет в «северный цикл».

Историю создания повести «Судьба Шарля Лонсевиля» ее автор описывает в

«Золотой розе» и позже в статье «Чувство истории». М. Горький задумал издавать серию книг под рубрикой «История фабрик и заводов» и привлек к этому Паустовского. А так как Паустовский в то время ехал в Петрозаводск, то он выбрал для описания Петровский завод. Таким образом, вначале «Судьба Шарля Лонсевиля» задумывалась как произведение об этом заводе. Чтобы погрузиться в атмосферу эпохи, писатель работает с историческими документами в архивах и библиотеках. В первоначальном варианте повести было много истории и описаний, но мало людей. Это не устраивало ее автора.

Л.А. Левицкий пишет, что К. Паустовский «плохо чувствует себя в строгих границах точных фактов. Особенно если эти факты нужно воспроизвести с добросовестностью хроникера и бесстрастием ле-

тописца. Здесь нет простора для полета воображения, без которого для Паустовского творчество не творчество» [1, с. 125-126].

Действительно, в статье «Чувство истории», полемизируя с В. Шкловским, писатель высказывает такое мнение о соотношении вымышленного и реального в художественной прозе: «Только очень наивные люди думают, что вымысел враждебен реальности. Что писатель, работающий на историческом материале, обязан знать факты - для меня очевидно, но я убежден, что он не должен слишком слепо их придерживаться. Его задача - показать прошлое во всей его жизненности, а уж как он этого добьется - его дело» [2, с. 57].

Паустовский уже подумывал отказаться от создания исторической повести, но, собираясь уезжать из Петрозаводска, случайно забрел на одно кладбище, где были захоронены иностранцы, и там наткнулся на памятник Шарлю Лонсевилю. Паустовского настолько заинтересовала судьба этого человека, что он собрал в архиве всю информацию о нем. Ее оказалось достаточно для того, чтобы написать повесть «Судьба Шарля Лонсевиля». История создания повести показательна: Паустовскому была нужна незаурядная личность, которая попадает в необычные ситуации - так можно было проявить писательское воображение.

В прозе К.Г. Паустовского сильно лирическое, субъективное начало. Герой Паустовского в какой-то мере может быть приравнен к лирическому герою поэзии: этому способствует автобиографизм и духовная близость героя и автора, внутренние монологи героя, выраженные как в прямой, так и в несобственно-прямой речи. «Кровь! Он видел ее очень много в боях, еще во время революции. То была чистая артериальная кровь. На политой ею земле, как говорила ему мать, расцветают гвоздики. То была кровь борьбы, кровь изорванных в клочья, но победоносных армий санкюлотов, кровь марсельезы, высыхающая мгновенно от палящих пожаров. Наконец, то была благородная кровь мщения. А здесь? Здесь он видел густую венозную кровь унижений,

порок, драк в угоду начальству» [3, с. 21] -в этом фрагменте субъектом речи является концепированный автор, а субъектом сознания -Шарль Лонсевиль.

Кульминацией лирического, субъективного начала становятся записи и письма героя. «Память моя ослабевает, - писал Лонсевиль в своей тетради. Метель свирепела над озером и выла в холодных боровах. Этот заунывный звук напоминал ему отдаленные сигналы трубачей к атаке. - Я в упор смотрю в глаза истории и замечаю, как быстро иссякает время великих общих дел. Вопреки этому даже здесь, в России, я переживаю одушевление, присущее смелым и свободным мыслям. Такое состояние напоминает предчувствие далекого рассвета, неизбежного и в этой стране» [3, с. 47].

После выхода книги В. Шкловский снова упрекает Паустовского в неточности, в предпочтении вымысла фактам. На это Паустовский отвечает, что «Судьба Шарля Лонсевиля» - не документ и не хронологическая история Олонецких заводов. Задача этой книги - представить эпоху в ее основных чертах.

Полемика между Шкловским и Паустовским была характерна для советской литературы того времени. Каждый писатель, обращавшийся к историческому жанру, представлял ту или иную концепцию изображения исторических событий. Представители левого фронта искусства, в который входил В. Шкловский, придерживались мнения: никакого соотношения вымысла и фактов в современной литературе быть не может, писатель должен строго придерживаться фактов, чтобы не отклониться от правды. С точки зрения Паустовского, в художественных произведениях следование фактам может сочетаться с вымыслом, а в проявлении творческой фантазии может отразиться симпатия писателя к определенным представителям минувших эпох. «Первая половина XIX века - время действия "Судьбы Шарля Лонсевиля" ближе мне, чем любая другая историческая эпоха. Это начало золотого века русской культуры. Это время Пушкина. А все, что

Историческое и лирическое в «Маленьких повестях» К. Паустовского

связано с именем Пушкина, с людьми, которые его окружали или были его современниками, с местами, где он жил, полно для меня живого интереса и прелести. И впоследствии, когда я назвал свою пьесу о Пушкине "Наш современник", то я в это название вкладывал не метафорический, а непосредственный смысл. Пушкин для меня в большей степени современник, чем многие мои собратья по перу, родившиеся со мной в одно время. Видимо, не случайно, что с первой половиной XIX века связаны некоторые мои исторические вещи - "Северная повесть", "Разливы рек", "Орест Кипренский"» [2, с. 56], - так писатель обозначает свой выбор эпохи, в которой разворачиваются события в трех «маленьких повестях».

Вслед за «Судьбой Шарля Лонсеви-ля» Паустовский пишет историко-революционную повесть «Озерный фронт» - о событиях 1919 года в Карелии. У главного героя произведения, капитана Тренера, есть реальный прообраз - Э.С. Панцержанский.

К.Г. Паустовский во время северной поездки знакомится с историей гражданской войны в Карелии. Как и для очерка о Петровских заводах, ему была нужна колоритная фигура. Конечно, его сразу привлекает личность Панцержанского.

«Э.С. Панцержанский - один из видных деятелей советского Военно-Морского флота. В 1910 году окончил морской корпус. В октябре 1917 года он, будучи кадровым офицером, безоговорочно принял революцию. Правительство поручает Панцержан-скому ответственные посты. В 1918-1920 годах он командует Онежской военной флотилией, в 1920-1921 годах - начальник Морских сил СССР» [4, с. 7]. Во время Гражданской войны Панцержанский был тесно связан с Карелией. В 1918 году под его руководством на Александровском заводе в короткий срок обыкновенные буксиры были переоборудованы в военные корабли. В 1919 году Онежская флотилия под его командованием одержала победы в Видлицкой операции и в сражении под Лижмой.

Попробуем найти сходство между героем повести и Э.С. Панцержанским.

Главный герой повести «Озерный фронт» - Эдуард Тренер. Ему сорок лет, он ранен в руку в одном из боев на Карельском фронте. Панцержанскому в 1919 году было тридцать три года, и он был контужен в одном из боев Гражданской войны.

По свидетельству современников, Пан-цержанский был человеком образованным, эрудированным. Таким же нарисован и Тренер. Об образованности свидетельствует яркая и образная речь, насыщенная цитатами: «Вот молодость! - подумал Тренер, - Пенье до рассвета, холодная вода Великой, запах цветущих лип...» [5, с. 58]; «"Сражения -это дым", - пробормотал он сквозь дремоту. Кто это сказал? Какая чепуха! Должно быть, кто-нибудь из английских военачальников. По старым английским традициям, каждый боевой генерал, умирая, говорил какую-нибудь глупость, вроде того, что "война, как и все явления в мире, необходима"» [5, с. 60]; «"Англия надеется, что каждый исполнит свой долг" - это самое неудачное из выражений Нельсона» [5, с. 60].

В его воспоминаниях Панцержанско-го и в «Озерном фронте» Паустовского встречаются некоторые сходные эпизоды, например, описание случаев перехвата телеграмм на немецком языке.

Создавая образ героя «Озерного фронта», Паустовский не «списывает» портрет и судьбу прототипа. В образе Эдуарда Тренера переплетаются черты реальные и вымышленные. Прямое указание на историческую личность обязало бы Паустовского строго придерживаться рамок реальных событий и реального лица, то есть следовать за «правдой факта». Но для него важнее создание образов ярких и самобытных героев, которые проявляют черты характера в сложных, неоднозначных ситуациях.

Повесть «Созвездие Гончих Псов» написана в Ялте в 1936 году, во время испанских событий. Ряд подробностей тогдашней жизни в Ялте органически вошел в это произведение. Об этом Паустовский также пишет в «Золотой розе», в главе «Зарубки на сердце» [6, с. 287-527]. В это же

время были созданы «Исаак Левитан», «Орест Кипренский».

В повести «Созвездие Гончих Псов» рассказывается о маленькой обсерватории Сиерра дель Кампо, затерявшейся в Пиренеях. Она находится в стороне от мирской суеты, и жизнь населяющих ее людей тиха и размеренна.

Главный герой, старый астроном Мэ-ро, вот уже несколько лет как с головой ушел в наблюдение и изучение звезд вместе со своими коллегами, такими же затворниками, как и он сам. Происходящие в мире события их не касаются, им неинтересно то, что происходит за стенами обсерватории. Однако так не может продолжаться вечно, и однажды мир «постучится в их двери», и они будут вынуждены принять участие в разворачивающихся событиях. В Испании началась гражданская война (июль 1936 - апрель 1939) между Второй Испанской Республикой в лице правительства испанского Народного фронта (республиканцами, лоялистами) и оппозиционной ей испанской военно-националистической диктатурой под предводительством генерала Франсиско Франко (мятежниками, поддержанными фашистской Италией, нацистской Германией и Португалией), в результате которой была ликвидирована Испанская Республика.

«Маленькие повести» К.Г. Паустовского объединены по тематике, поэтике, художественным особенностям, иногда по временной, географической соотнесенности с реальными историческими событиями.

Лирическое начало в повестях проявляется на уровне изменений хронотопа.

Художественное время может замедляться или ускоряться, пространство расширяться и сужаться. Так, в конце повести «Созвездие Гончих Псов» время замедляется, а в повести «Судьба Шарля Лонсевиля» в момент, когда заглавный герой вспоминает о своей юности, мы переносимся вместе с ним в революционную Францию. Таким образом, личные переживания персонажей влияют на изменения хронотопа.

Художественный метод повестей Паустовского не вполне однороден: в большей мере его собственная творческая манера проявляется при изображении судьбы главных героев, в меньшей - при описании исторических событий или массовых сцен. Так, повесть «Судьба Шарля Лонсевиля» помимо повествования о борьбе человека за идеалы в чужой стране включает эпизоды восстания рабочих, созданные в рамках официального художественного метода советской литературы.

Таким образом, в 1930-е годы в исторической прозе К.Г. Паустовский создает свой неповторимый стиль. Паустовский не стремится к полному освещению исторических событий: его интересует то, как в круговороте истории проявляет себя обычный человек, пусть и с необычным характером. Свобода творческого воображения проявляется здесь и в изображении состояний человека, и в том, как писатель передает свое отношение к эпохе. При этом Паустовский всегда тщательно изучает изображаемую эпоху, поэтому его повести можно ставить в один ряд с лучшими образцами исторической прозы первой половины ХХ века.

* * *

1. Левицкий Л.А. Константин Паустовский : очерк творчества. 2-е изд. М. : Советский писатель, 1977. 408 с.

2. Паустовский К.Г. Чувство истории // Вопросы литературы. 1965. № 9. С. 55-57.

3. Паустовский К.Г. Судьба Шарля Лонсевиля // Паустовский К.Г. Собр. соч. В 8 т. Т. 6. М. : Художественная литература, 1969. С. 21-53.

4. Морозов К. Э.С. Панцержанский (биографическая справка) // На рубеже. 1963. № 6. С. 5-10.

5. Паустовский К.Г. Озерный фронт // Паустовский К.Г. Собр. соч. В 8 т. Т. 6. М. : Художественная литература, 1969. С. 53-92.

6. Паустовский К.Г. Золотая роза // Паустовский К.Г. Собр. соч. В 8 т. Т. 3. М. : Художественная литература, 1967. С. 287-527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.