Научная статья на тему 'Исторический взгляд на эволюцию жилища Д. Х. Джурабаев «Из истории жилищной культуры таджиков (по письменным, археологическим и этнографическим источникам)». Отв. Ред. Профессор Н. О. Турсунов. Худжанд: Ношир, 2009. 272 с. , илл. )'

Исторический взгляд на эволюцию жилища Д. Х. Джурабаев «Из истории жилищной культуры таджиков (по письменным, археологическим и этнографическим источникам)». Отв. Ред. Профессор Н. О. Турсунов. Худжанд: Ношир, 2009. 272 с. , илл. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ / ТАДЖИКСКАЯ КУЛЬТУРА / ЖИЛИЩЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО / ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахимов Н., Холики А.

Historical view at Tajik Dwelling Evolution N.Rahimov, A.Kholiki Key words: reviews and bibliography, Tajik culture, dwelling and building, rituals, traditions This article is a review of the new book History of Tajik's Housing Culture of the young scientist Djamshed Jurabaev. Reviewers note that this book studies the history of the Tajik people`s housing culture based on written, historical and anthropological sources and the development of this culture as an important element of the material culture of this people. The author of the book tried to research housing from sociological and cultural perspectives referring to written, historical and anthropological sources. The reviewers specify the types of the scientist`s achievements Djamshed Jurabaev deals with the studies concerned with the evolution of the Tajik dwelling. The primary cultural elements of housing life, house, accommodations, sitting-room, (guest-room), house economy, family protection, moral values and etc. are reflected and identified stage by stage from ancient times to the XX-th century. The invaluable historical sources like Avesta, Chinese, Greek, Roman, medieval Persian historical works and also the works of midieval Muslim scholars, European and especially Russian travelers and scholars of the XYII-XIX-th centuries are used in this research. The traditional culture of the Tajik people`s housing as a main element of Central Asian civilization, the result of creative and constructive activity of local people across Amu-Darya, Balkhob, Kharirud, Murgob, Techen is presented so far. The book has been prepared under the editorship of the outstanding researcher of the history and culture of Central Asia, Dr. of History, Professor N.O. Tursunov. This book is an important manual for many experts. The research of Djamshed Jurabaev is a valuable contribution into the development of the historical science of Tajikistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический взгляд на эволюцию жилища Д. Х. Джурабаев «Из истории жилищной культуры таджиков (по письменным, археологическим и этнографическим источникам)». Отв. Ред. Профессор Н. О. Турсунов. Худжанд: Ношир, 2009. 272 с. , илл. )»

КИТОБИЁТ РЕЦЕНЗИИ

Н.Рахимов, А.Холики

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЭВОЛЮЦИЮ ЖИЛИЩА

Д.Х.Джурабаев «Из истории жилищной культуры таджиков (по письменным, археологическим и этнографическим источникам)». Отв. ред. - профессор Н.О. Турсунов. -Худжанд: Ношир, 2009. - 272 с., илл.)

Ключевые слова: критика и библиография, таджикская культура, жилище и строительство, обряды и традиции.

Среди категорий жизнеобеспечивающих сфер этнической культуры наиболее важной единицей является жилище. В этнографической науке оно определяется как «естественное или искусственное убежище человека для защиты от непогоды, различным образом устроенное в соответствии с климатическими условиями, для удовлетворения общих человеческих потребностей в жилье (преимущественно для приготовления и приёма пищи, отдыха и сна), а начиная с эпохи социальной дифференциации -и из престижных соображений» (9, с.36).

С древнейших времен человек стремился обустроить свое местожительство, укрепить, украсить и обогатить жилище. Человек вкладывает в жилище все свои знания и умения. Оно

НОМАИ ДОНИШГО{

вмещает в себя произведения ремесленников различных специальностей - строителей, плотников, гончаров, кровельщиков, ткачей и т.д. Поэтому благодаря своей целесообразности, качеству постройки, эстетическим параметрам и тесной взаимосвязи с окружающим ландшафтом, жилище своим внешним и внутренним строением, убранством и декором представляет одно из впечатляющих творческих достижений в области материальной культуры. Тем самым традиционное жилище является ценной, неотъемлемой составной частью культурного наследства каждого народа и, несомненно, достойно исследования специалистами самых разных направлений науки.

В исторической науке проведена довольно объёмная работа по изучению жилища, его эволюции в исторической перспективе и типизации (5; 8; 15; 16; 17). Это относится и к традиционному таджикскому жилищу и, в целом, к жилищной культуре (работы А.К.Кислякова, А.К.Писарчик, Е.М.Пещеровой, М.А.Хамиджано-вой, А.С.Давыдова и др.). Однако до настоящего времени в таджикской науке не было монографического исследования, посвященного данной проблеме. Этот пробел восполняет вышедшая недавно из печати монография Джамшеда Джурабаева «Из истории жилищной культуры таджиков» (4). Подготовка и публикация данной книги, представившей нам целостную картину жилищной культуры таджиков - это главная заслуга Джурабаева Д.Х.

Довольно объёмное (почти 24 у.п.л.) исследование Джурабаева Д.Х состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Логически последовательному изложению поистине огромного и богатого материала способствует хорошо продуманная структура книги: каждая из глав исследования написана на основе анализа определённой категории источников - письменных, археологических и данных этнографии - и дополняет другие главы.

Весьма удачным следует признать и применение автором в своем исследовании принципов историзма, комплексного и компаративного анализа.

Первая глава книги - «Отражение этапов развития традиционного жилища таджиков в письменных источниках» посвящена анализу данных письменных источников по этапам развития

традиционного таджикского жилища. В четырёх параграфах главы автор подробно рассматривает все собранные им сведения о жилище таджиков и их предков от «Авесты» (самого раннего письменного источника) до сообщений русских учёных и путешественников нового времени (Х1Х - нач.ХХ вв.). В этой главе Джурабаев Д.Х. стремится проследить эволюцию жилища по его описаниям в разные исторические периоды, на протяжении более трех тысяч лет. Причём, автор не ограничивается приведением разных названий жилища и его структурных компонентов в письменных источниках, а проводит анализ структуры жилища, раскрывает вопросы о функциональной нагрузке жилища в целом.

Заслуживает внимания эволюция жилища с самых архаичных форм, отмеченных в Авесте. Как известно, жилище бывает подземным (землянка), строится на поверхности земли (наземное строение) или же поднимается над поверхностью земли (свайное сооружение). Автор прав, что традиционное таджикское жилище в своих основных компонентах восходит к авестийской жилищной культуре. Однако в построениях автора есть и спорные положения, в частности, в трактовке авестийского термина «ката». Так, Джурабаев Д.Х. говорит «вполне возможно, что и в «Авесте» «ката» также означала конюшню, которую устраивали в землянках» (стр.24). Действительно, слово авестийское «кат», «ката» означает «землянка», но на наш взгляд, этимологию слова следует искать не только в осетинском языке, но и в согдийском - одном из прямых наследников условного «авестийского языка». Так, по мнению авторитетных согдологов, слово «кат», «ката» зафиксированное во многих согдийских топонимах (Курушката-Куркат, Дахкат, Суркат, Вагкат и др.) имеет значение «жилище», «жильё», «дом» (14, с.102). Кроме того, в северных районах Средней Азии (Чач, Фергана, Уструшана) археологически зафиксированная ранняя форма жилищ эпохи поздней бронзы и раннего железного века -это землянки и полуземлянки (3, с.67; 6,с.52; 10, с.26).

Д.Х.Джурабаев приводит много данных о жилищах древнего населения Средней Азии, содержащихся в античных (греко-римских) письменных источниках, а также в сочинениях древне-среднеперсидских, восточно-иранских и китайских авторов.

НОМАИ ДОНИШГО{

Жилищная культура таджиков отражена и на страницах письменных источников средневековья. Все эти данные вошли в отдельные параграфы первой главы книги. Сбор, систематизация и анализ данных, разбросанных по крупицам, требуют напряженного труда. На наш взгляд, автор книги успешно справился со своей задачей.

В первой главе много дополнительного материала, выходящего за рамки темы (культы животных, ритуалы и др. элементы духовной культуры). Однако это тот случай, когда говорят - «кашу маслом не испортишь», то есть дополнительный материал ещё больше обогащает наши представления о жилищной культуре.

Жилище как компонент материальной культуры хорошо представлено и в археологии. В ходе раскопок учёные находят остатки строений разной сохранности, датируемые разными эпохами. Вторая глава книги, озаглавленная «Жилищная культура таджиков в свете археологических источников», посвящена анализу данных по жилищу таджиков, накопленных в археологии. Как свидетельствует данная глава, Д.Х.Джурабаев не только собрал огромный по объёму материал, но и умело распределил этот материал в широких хронологических рамках - от ХП-Х1 вв. до н.э. - до Х1Х века. К заслугам и успехам автора следует отнести и хорошую интерпретацию археологического материала. Использование археологического материала значительно раздвигает хронологические рамки исследования и позволяет проследить эволюцию жилища и связанные с ним явления в динамике (7, с.74).

Установлено, что переход к сооружению домов представлял собой один из переломных моментов в истории развития человеческого жилища, характеризующийся появлением стены. При раскопках археологических памятников остатки стен почти всегда фиксируются археологами. Вместе со строительством домов впервые началось разделение жилого помещения на комнаты, что позволило решать по-новому возникавшие проблемы размещения. В связи с этим, Джурабаев Д.Х. уделяет особое внимание двору и общей планировке дома. Рассматривая разные модификации деления двора, автор книги указывает на традиционный характер

планировки жилых комплексов Средней Азии. Джурабаев Х.Д. делает вполне обоснованный вывод, что «. ..генезис традиционного двора (хаули) в Средней Азии с внутренней и внешней частью, главными функциями которого были хозяйственная, бытовая и жилая, восходит к первому тыс. до н.э.» (стр.78).

Принцип оформления жилища зависел от конструкции и формы. Джурабаев Д.Х. рассматривает генезис и развитие ниши как важного элемента среднеазиатского жилища. Глинобитная постройка считается самой простой и самой древней. Поэтому первые элементы оформления нашли своё отражение именно на стенах глинобитной постройки, так как люди начинали с самого необходимого - с жилья, где ниши сначала имели чисто утилитарное назначение, а позже, вместе с общим развитием интерьера жилого помещения, отмечается и интенсивная эволюция ниш. Чрезвычайное богатство и разнообразие орнаментальных мотивов мы встречаем в основном в каркасной постройке Окраска и вырезанные формы отдельных архитектурных элементов или даже целых в яркие локальные тона - явление в высшей степени распространённое в различных районах Таджикистана.

В древности жилища являлись также местом для отправления культовых обрядов. В этом разделе актуальными новациями являются разработанные вопросы о храме и обрядности в жилище (стр.85-88). Собранный Д.Х.Джурабаевым археологический материал подтверждает мнение учёных о том, что в доисламском жилищном комплексе народов Средней Азии были широко распространены культовые помещения, домашние святилища. В этом параграфе автор очень широко использовал богатый археологический материал Древнего Педжикента. Это и не удивительно, ведь именно на этом памятнике лучше всего изучены элементы домашнего святилища, а В.И.Распопова опубликовала монографию, посвященную жилищам Пенджикента (12).

Весьма важным дополнением к анализу жилищ является параграф второй главы, посвященный средствам освещения и способам отопления (стр.88-97). Центром традиционного жилища обычно является очаг, эволюционировавший из простого открытого очага и принявший позднее вид плиты или печи для

НОМАИ ДОНИШГО{

приготовления пищи, а также камина или отопительной печи. Джурабаев Д.Х. отдельно рассматривает развитие очага, определяет функциональную и конструктивную типологию стационарных и переносных очагов: мангал, чахлак, танур, оташдон, сандали и т.д.

Жилище является убежищем для человека, поэтому оно укреплялось. Логичным является и связь жилища в целом с оборонительными сооружениями. Наряду с различными элементами фортификации, Джурабаев Д.Х рассматривает и самые разные иррациональные средства оберега, восходящие к древнему пантеизму: шитые талисманы, культы коня, барана, горного козла, использование растений в качестве оберега и т.д.

Как показывает история, обычные жилища изменчивы. В процессе развития общественного быта и практики строительства в жилищах появляются новые конструкции и бытовые узлы, которые постепенно становятся устойчивыми. Домостроительные традиции состоят в передаче и развитии технических и других знаний от поколения к поколению (1, c.78-81). Богатый материал по истории жилищной культуры содержат этнографические источники. Именно на этом материале построена третья глава книги Д.Х.Джурабаева - «История жилищной культуры таджиков по этнографическим источникам». В ней автор рассматривает такие вопросы жилищной культуры как история планировки и структуры жилища в новый период, развитие утилитарного, эстетического и духовного аспектов жилищ, социальный аспект жилищной культуры в новый период, развитие оборонительных сооружений, рациональные и иррациональные средства обороны. Хотя некоторые из названных вопросов представлены в предыдущих главах, в третьей главе типологическая классификация и анализ выполнены на основе данных Х1Х-ХХ веков. Для рассматриваемого периода выделены следующие типы традиционного таджикского народного жилища: а) глинобитные; б) пахсовые; в) каркасные постройки. Для строительства жилища применялся природный строительный материал (глина, камень, дерево, солома, тростник), который был доступен в данной местности. Примечательно, что в разделе много

материалов полевого исследования самого автора в г.Худжанде (стр.103-108). Основываясь на своих полевых наблюдениях и этнографических источниках, Джурабаев Д.Х отмечает, что «... структура жилища таджиков, проживавших в городах с конца Х1Х - начала ХХ вв., в отличие от горных таджиков имела свои особенности» (стр.101). На примере жилищ худжандцев из разных социальных слоев - Мулло Абдушукура, Эшонхонтуры, Кабибая, Ашрапова Абдусаттора и др. , раскрывается структура классического таджикского городского жилища и таких его компонентов, как система сезонных жилых комнат, суточных айванов и мансарда-болохона.

Автор делает вывод о том, что планировка и структура жилища зависели от климатических условий, рельефа местности, исторических и социально-экономических факторов (стр.110). Отрадно, что автор монографии уделил внимание вопросам гигиены, комфорта и эстетики жилища, социальному аспекту жилищной культуры.

При общем взгляде на книгу Джурабаева Д.Х. видно, что исследование истории таджикского жилища связывается с ретроспекцией традиционного таджикского жилища и вопросами реконструкции. Реконструкция древней архитектуры основана на археологических находках и аналогиях, которые позволяют воссоздать недостающие части (11, c.57-63). Научная аналогия основывается на объективном сходстве двух различных по своей природе систем, поэтому аналогия уместна тогда, когда уже выяснены принципиальные вопросы их сходства и различия и точно определены границы соответствия (2, c.46-50).

Использование современных образцов народного зодчества для реконструкции древних построек возможно и необходимо. Неизменность и архаичность их образа, его устойчивость в значительных хронологических пределах проявляется целиком и полностью в хозяйственных постройках с элементарным планом, выражая целиком их утилитарные признаки (например, амбары, погреба, бани и т.д.). Традиционность облика такого сооружения имеет материальную основу. Её определяют, во-первых, строительные материалы и их свойства (распространённость в

НОМАИ ДОНИШГО{

природе, размеры применённого строительного леса, его несущая способность и т.д.); во-вторых, комплексом применяемых инструментов и орудий. Материалы анализа жилища важны даже при изучении общественных отношений (13).

Ценность исследования повышается и сочетанием теоретической части, анализа сведений источников о жилищах таджиков в разные исторические периоды с полевыми материалами самого автора. Думается, что таджикские архитектуры получили очень ценный источник, содержащий огромный материал по почти 3-тысячелетнему историческому опыту жилищной культуры, который можно с большим успехом и весьма эффективно использовать в современном строительстве.

Существенной частью монографии являются приложения -иллюстрации и глоссарий. Книга содержит богатый иллюстративный материал - более 50-ти фото и чертежей жилищ разных эпох. Глоссарий, содержащий авестийские термины, таджикско-персидские названия, указатель имён собственных, указатель географических названий, указатель этнических названий, указатель имён собственных помогает лучшему пониманию текста. Правда, по техническим причинам, некоторые приложения напечатаны дважды - сначала крупным шрифтом, второй раз -более мелким, имеются ошибки и в написании некоторых имён и названий (напр. Нархаши вместо Наршахи (стр.13, 33), изд.Иран - вместо «Ирфон» (сир.11, прим. 2) и др.).

Однако отдельные технические ошибки ни в коей мере не умаляют значимости исследования Д.Х.Джурабаева.

В целом, рецензируемая книга является весомым вкладом в историческую науку Таджикистана. Монография Джурабаева Д.Х. построена на ценных новых материалах, с привлечением всех известных ранее данных археологии, этнографии и письменных источников. Комплексный анализ источников позволил автору написать интересное историко-культурное исследование: материалы раскопок жилищ и хозяйственных построек послужили источниковедческой базой для выявления корней происхождения (генезиса) жилищ, ретроспективное изучение этнографических данных позволило выявить корни и особенности развития

таджикского жилища в средние века и новое время, а привлечение письменных документов значительно расширило источниковедческую базу вопроса, открыло новый пласт ценнейших памятников, обогащающих представление о величине двора, о составе дворовых построек различных социальных групп населения, об отдельных архитектурно-строительных приёмах.

И, если, как отмечает в заключение Д.Х.Джурабаев «...история жилищной культуры таджиков и их предков - это материально запечатлённая национальная история, история духовного, нравственного и социального развития народа», то тогда сама монография автора - это ценное и подлинно научное отражение этой истории. Исследование художественных ценностей, созданных талантом таджикских народных мастеров, поможет сохранить их для потомков и, будет способствовать обогащению мировой культуры. Поэтому книга Д.Х.Джурабаева станет очень полезным пособием как для специалистов - историков, археологов, этнографов, архитекторов, так и для студентов, аспирантов и всех, кто интересуется историей таджикского народа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алихова А.Е. Жилище на Сакоговской неолитической стоянке. // КС ЛОИИМК АН СССР, Вып.75. - М.-Л., 1956

2. Борисевич Г.В. Роль макета в реконструкции древнерусского жилища //КСИА, .№120 Средневековая археология. - М: Наука,1969.

3. Буряков Ю. Ф. Генезис и этапы развития городской культуры Ташкентского оазиса. - Ташкент, 1982

4. Джурабаев Д.Х. Из истории жилищной культуры таджиков (по письменным, археологическим и этнографическим источникам). Отв. ред. проф. Н.О.Турсунов. - Худжанд: Ношир, 2009

5. Жилище народов Средней Азии и Казахстана. - М., 1982.

6. Заднепровский Ю.А. Основные этапы истории Ошского оазиса // Краткие сообщения Института археологии. - Вып.176. - М., 1983

7. Карапетян Э.Т., Мартиросян А.А. Жилище большой семьи. // Историко-философский журнал. - 1968. - №2

8. Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. - М., 2000

НОМАИ ДОНИШГО{

9. Материальная культура //Свод этнографических понятий и терминов. - Вып.3. - М.: Наука, 1989

10. Негматов Н.Н., Беляева Т. В. Общий отчёт об исследованиях Нуртепа в 1980-1985 годах и предложения по дальнейшему изучению и сохранению памятника //Археологические работы в Таджикистане.

- Вып.ХХУ(1985 г.). - Душанбе, 1994

11. Распопова В.И. Вопросы исторической интерпретации жилища древнего Пенджикента// КСИА, №176 Средняя Азия и Кавказ. - М: Наука,1983

12. Распопова В.И. Жилища Пенджикента (опыт историко-социальной интерпретации). - Л.: Наука, 1990

13. Реконструкция общественных отношений по археологическим данным жилищ и поселений// Материалы симпозиума. Ленинград. 24-29 апреля 1973 г. - М.-Л., 1973

14. Смирнова О.И. Места домусульманских культов Средней Азии (по материалам топонимики) //Страны и народы Востока. - Вып. 10.

- М., 1971

15. Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. - М., 1979

16. Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Западной и Южной Азии. - М., 1981

17. Типы сельского жилища в странах зарубежной Европы. - М., 1968

Historical view at Tajik Dwelling Evolution N.Rahimov, A.Kholiki

Key words: reviews and bibliography, Tajik culture, dwelling and building, rituals, traditions

This article is a review of the new book "History of Tajik's Housing Culture " of the young scientist Djamshed Jurabaev. Reviewers note that this book studies the history of the Tajik people s housing culture based on written, historical and anthropological sources and the development of this culture as an important element of the material culture of this people. The author of the book tried to research housing from sociological and cultural perspectives referring to written, historical and anthropological sources.

The reviewers specify the types of the scientist's achievements Djamshed Jurabaev deals with the studies concerned with the evolution of the Tajik dwelling. The primary cultural elements of housing life, house, accommodations, sitting-room, (guest-room), house economy, family protection, moral values and etc. are reflected and identified stage by stage from ancient times to the XX-th century.

The invaluable historical sources like "Avesta", Chinese, Greek, Roman, medieval Persian historical works and also the works of midieval Muslim scholars, European and especially Russian travelers and scholars of the XYII-XIX-th centuries are used in this research.

The traditional culture of the Tajik people's housing as a main element of Central Asian civilization, the result of creative and constructive activity of local people across Amu-Darya, Balkhob, Kharirud, Murgob, Techen is presented so far.

The book has been prepared under the editorship of the outstanding researcher of the history and culture of Central Asia, Dr. of History, Professor N.O. Tursunov. This book is an important manual for many experts. The research of Djamshed Jurabaev is a valuable contribution into the development of the historical science of Tajikistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.