Политические отношения и управление регионом
УДК 913.1 (470.4 + 924.9)
Исхаков Р.Л.
Исторический прообраз федерального округа (к истории Штата Идель-Урал)
The historical prototype of the federal district (About history of the Idel-Ural State)
Впервые дается представление о штате Идель-Урал (1917 — 1918) как прообразе федеральных округов современного административно-территориального устройства Российской Федерации. Вводятся в научный оборот новые факты из истории создания национальной государственности в Поволжье и Приуралье.
Ключевые слова: Мукденский конгресс татар Дальнего Востока, Гаяз Исхаки, Волжская Булгарская республика, Штат Идель-Урал, федеральный округ
" ♦
The first description of the Idel-Ural State (1917 — 1918) as an image of the federal districts in contemporary administrative-territorial structure of the Russian Federation. The author introduces into the scientific usage the new facts from the history of the national statehood in the Volga and Ural region/
Key words: Far East Tatar's Congress in Moukden, Gayaz Iskhaky, Volga's Boulgar Republic, the State Idel-Ural, federal district
В начале 1935 г. (4 — 14 февраля) в г. Мукден (ныне — г. Шэньян, Китай) состоялся конгресс татар Дальнего Востока. Около 40 депутатов, которые принимали в нем участие, представляли татарские землячества Китая, Кореи, Японии (гг. Шанхай, Нанкин, Харбин, Мукден, Сеул, Токио, Кобе, Нагоя и др.). Основная цель Мукденского конгресса татар Дальнего Востока — объединение всех татарских политических, религиозных, культурных организаций этого региона. Мобилизующим началом и теоретическим концептом конгресса была идеологема "штат Идель-Урал" (Идел-Урал Штаты). На Мукденском конгрессе татар Дальнего Востока был образован постоянно действовавший в 1935 — 1945 гг.
"Национально-религиозный комитет Идель-Урал тюрко-татарских мусульман Дальнего Востока" (Ерак Шэрекъ мвселманнарыныц дини-милли Идел-Урал мэркэзе) [24:4, с. 386]. Комитет осуществлял руководство культурно-религиозной жизнью татар по трем направлениям: религия, просвещение, финансы, координировал контакты и взаимосвязи между землячествами, решал спорные вопросы, руководил школами, библиотеками, типографиями. Печатные органы: газета "Милли байрак" ("Национальное знамя") и журнал "Шакирдляр таны" ("Заря студентов"). Одним из главных организаторов конгресса был выдающийся деятель татарского национального движения, писатель, публицист, издатель и политик Гаяз Исхаки (1878 - 1954).
ИДЕЛЬ-УРАЛ (территория Южного Урала и Среднего Поволжья)
— тюрко-исламский регион в Восточной Европе; в татароязычной литературе этот термин используется для обозначения всех шести республик Поволжья. В истории России идеи создания суверенного национального государства в тюркском Поволжье были широко распространены. После 1917 года на территории региона предполагалось создание национального государства татар и башкир. Существовали проекты создания Волжской Булгарской Республики (Г. Ваисов), Культурно-национальной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири (С. Максудов), Урало-Волжского Штата (Г. Шараф), Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики (И.В. Сталин, М. Вахитов, Ш. Манатов).
Государство "Идель-Урал" рождалось в дискуссиях с инициаторами создания самостоятельного государства под названием Волжская Бул-гарская республика (Г. Ваисов), идею которой в конце XX века возродили необулгаристы (Клуб "Булгар аль-Джадид", 1988, Булгарский национальный конгресс, 1990, "Товарищество Булгар" — Азиатско-Европейский Трансконтинентальный альянс булгар, 1991) [25, 26].
Булгары хотели создать Булгарскую республику [19]. В письме от 24 января 1918 г., говорится, в частности, о рассылке по всей России фирманов (указов), извещающих мусульман об ее образовании. Булгар-ская национальная партия "Фирка-и наджийа" провозгласила республику явочным порядком, не дожидаясь решений коммунистической власти. 27 апреля 1917 года в Казани состоялся 1-й съезд волжских булгарских мусульман " Фирка-и-наджийа", определяемый как первый съезд Волжского Булгарского государства [10, с. 166]. Готовилось издание официального печатного органа государства — газеты под названием "Сада-и Болгар" ("Голос Булгарии") и вооружение "Зеленой Гвардии" (Яшел Гаскэр
— армия республики). Провозглашение Булгарской республики состоялось почти за два месяца до предполагаемого торжественного оглашения фирмана об учреждении "Штата Идель-Урал" (Идел-Урал Штаты), план по созданию которого был разработан другим крылом национальной интеллигенции.
Гаяз Исхаки на 1-м Всероссийском мусульманском съезде в Москве (1 — 11 мая 1917 г.) выдвинул идею национально-культурной автономии для тюрко-татар Поволжья и Приуралья — создание Урало-Волжского штата (Идел-Урал Штаты). Идея Гаяза Исхаки была поддержана как 2-м Всероссийским мусульманским съездом (Казань, 21 июля — 2 августа 1917 г.), так и национальным парламентом — Национальным Собранием тюрко-татар Внутренней России и Сибири (Миллэт Меджлиси) в Уфе (20 ноября 1917 — 11 января 1918). Национальный парламент Миллэт Меджлиси 29 ноября 1917 года принял решение о создании национального государства (Урало-Волжского штата, или Идель-Урал штата). Согласно проекту Галимзяна Шарифа, принятому Миллэт Меджлиси, в состав этого государства предполагалось вхождение Казанской и Уфимской губерний и частей Вятской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Симбир-
ской губерний.
Таким образом, планировалось сформировать крупное государственное образование с населением около 7 млн. человек, из которых 3,7 млн. человек составили бы татары и башкиры, 2,7 млн. — русские, 0,5 млн. — чуваши, марийцы и удмурты. Высказывались и предложения о включении в состав Урало-Волжского штата и территорий Самарской и Астраханской губерний, чтобы получить, таким образом, выход к Каспийскому морю. Все народы штата, их языки и религии признавались равноправными. Вопросы внутренней жизни штата должны были решаться высшим органом штата (парламентом).
Идея создания самостоятельного государства народов Поволжья — не нова. Ряд современных историков (Тагиров И.Р., Фаизов Г.Б.) выстраивают единую неразрывную политическую линию тюркской государственности (например, государство гуннов - Тюркский каганат - Хазарский каганат - булгарское государство - Золотая Орда - Казанское ханство) [23, 28].
Государство Идель-Урал, по теории Л.Н. Гумилева - это мемориальная фаза булгарского этногенеза. Великий русский историк Н.М. Карамзин писал в XIX веке: "Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей" [13, с. 172]. На этой фазе императив поведения звучит как "Вспомним, как было прекрасно". В 1902 г. Гаяз Исхаки показал главного героя своей антиутопии "Вымирание через 200 лет" ("Ике йоз елдан соц инкыйраз") как последнего представителя булгарского народа.
Лишь в конце XIX и начале XX века сами татары стали называть себя татарами1, усвоив этот этноним от русских людей. Термин все больше и больше закреплялся в сознании и использовался. Лишь однажды казанские татары "лишались" своих булгарских корней - после публикации востоковеда Х. Фаизханова [29]. В середине XIX века Х. Фаизха-нов обнаружил в языке булгарских надгробных камней чувашские слова, и с 1865 г. известный миссионер Н.И. Ильминский стал утверждать, что потомками булгар являются не татары, а чуваши. Лишь в конце XX века М.З. Закиев и Я. Ф. Кузьмин-Яманади показали несостоятельность булгаро-чувашской концепции [8]. Толчком к началу утверждения та-таризма считают появление двух монографий Гайнетдина Ахмерова "Болгар тарихы" ("История Булгарии") (1909) и "Казан тарихы" ("История Казани") [1]. Г. Ахмеров отождествлял Казанское ханство с Волжской Булгарией.
О том, что Идель-Урал - это мемориальная фаза этногенеза булгар, достаточно подробно показано в одноименном очерке Гаяза Исхаки (1933), в котором описана история вопроса [11]. В первой главе очерка он, показывая Штат "Идель-Урал" как правопреемника, описывает государственные образования, начиная со времен Волжской Булгарии.
Проект создания независимого от России штата "Идель-Урал" в 1917 г., по мнению О.Н. Сенюткиной, на съездах "Иттифак аль-Муслимин" (1906 - 1908; 1914) подготовили ставшие известными националистами лица, в частности, Ю. Акчурин, Р. Ибрагимов, Ф. Каримов и др. [21, с. 309-310]. 1-й Всероссийский съезд мусульман (нелегальный) 15 августа 1905 г. указал на необходимость единения российских мусульман на почве общественно-политических и культурных запросов. 2-й Всероссийский мусульманский съезд (Казань, 21 июля - 2 августа 1917 г.) принял решение, что территория Внутренней России, населенная мусульмана-
1 На трудности в понимании термина "татары" в свое время указывал С. Гербер-штейн. [5, с. 122]. Он заметил: "... тому, кто хочет описывать татар, необходимо описывать многие народы. Ибо у них это имя племенное, и им называют различные народы, находящиеся в дальнем друг от друга расстоянии".
ми, должна делиться на национальные губернии, где высшим органом будет губернское национальное собрание [24:1, с. 643]. После Февральской революции 1917 г. некоторые идеи, провозглашенные в программе "Иттифак аль-Муслимин" были реализованы: 22 июля 1917 г. была принята Декларация о культурно-национальной автономии мусульман Внутренней России и Сибири [24:1, с. 643], созван Миллэт Меджлиси (Национальное собрание).
В Миллэт Меджлиси образовались две фракции: тюркчилар (тюрки-сты) — сторонники культурно-национальной автономии тюрков Внутренней России и Сибири (около 50 чел.) и тупракчылар (территориалисты)
— сторонники территориальной автономии в форме Урало-Волжского Штата. В составе исполнительного органа Милли идара были созданы комиссии — территориальной автономии, "национальных областей" [10, с 166].
Идея тюркского единения была реакцией на утрату татарами в XVI веке государственности ("Не осталось ни Астрахани, ни Болгар, ни Казани"). Живший в Казани Мажит Гафури в 1911 г. написал брошюру "Любовь к нации" ("Миллэт Мвхэббэте"), она была широко распространена по Оренбургской губернии. Факт насторожил начальника Оренбургского губернского жандармского управления (НАРТ Ф. 199. Оп. 1. Д. 771. Л. 191).
Современные архивные исследования показывают следующий исторический контекст. Съезд учителей 23 апреля 1917 г. принял ряд резолюций, в т.ч. и по национально-государственному устройству России. Россия, говорилось в резолюции, должна быть федеративной республикой, сочетающейся с экс-территориальной автономией [22]. Мулла из Нижнего Новгорода Г. Сулеймани выдвинул идею преобразования России в федеративное государство, состоящее из штатов [3]. Крестьяне Бирского уезда Уфимской губернии писали: "Нужны нам соединенные штаты" (ЦГИА РФ. Ф. 1278. Оп. 5. д. 1338. Л. 176, 159).
22 ноября 1917 г. в Уфе открылось Национальное собрание (Миллэт Мэщлиси) тюрко-татар внутренней России и Сибири, ознаменовавшее начало нового этапа в развитии идей национальной государственности татар. 29 ноября 1917 года Национальное собрание провозгласило территориальную автономию тюрко-татар в виде Урало-Волжского штата.
7 — 8 января 1918 г. по решению Миллэт Меджлиси была создана Коллегия по осуществлению Урало-Волжского штата. (Председатель Г. Шараф; члены — И. Алкин, С. Атнагулов, Г. Губайдуллин, С. Енга-лычев, Ф. Мухамедьяров, Ф. Сайфи-Казанлы, Н. Халфин; кандидаты
— Г. Абызов, С. Габдулов, И. Габидов. Предполагалось включить в ее состав 5 представителей от русского населения, 2 — от чувашского, 1 — от марийского). Коллегия должна была провести переговоры с национальными и общественными организациями и вместе с ними провозгласить образование Урало-Вожского штата, принять временную конституцию, созвать конференцию в Уфе, сформировать временное правительство и определить границы будущего государства. Предполагалось, что Коллегия будет согласовывать свою деятельность с Казанским Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
На 2-м Всероссийском мусульманском военном съезде (Казань, январь — февраль 1918 г.) было принято решение торжественно провозгласить на митинге 1 марта 1918 г. резолюцию (фарман) об образовании Урало-Волжского Штата. В этот день сторонник Советской власти, "сардар" Гайнан Ваисов должен был выступить на Театральной площади Казани с объявлением о восстановлении Булгарской республики. Известно о непосредственных контактах высших функционеров "Фирка-и наджийа" с представителями Миллэт Меджлисе и Хэрби Шура, которые, по
некоторым сведениям, должны были, в конце концов, привести к компромиссу.
Но в ночь на 28 февраля 1918 г., накануне провозглашения резолюции об образовании Урало-Волжского Штата, руководители съезда (Д. и И. Алкины, Ю. Музафаров, О. Токумбетов) были арестованы отрядом красноармейцев. Работа съезда была прервана и через два дня возобновлена в Забулачной части города. В результате противостояния с Казанским Советом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов возникло понятие "Забулачная республика" [24:2, с. 399 - 400]. "Забулач-ная республика" — одна из самых трагических страниц истории борьбы татарского народа за национальную государственность [4]. В 1930-е гг. обвинение в участии в этих событиях явилось одним из поводов для политических репрессий. Вплоть до конца 1980-х гг. в советской историографии "Забулачная республика" рассматривалась как один из основных очагов борьбы татарской националистической буржуазии против Советской власти.
После опубликования 23 марта 1918 г. "Положение о создании ТБССР" (Татаро-Башкирской советской республики), как формы национальной государственности татар и башкир в составе РСФСР, и разгрома в апреле 1918 национальных организаций (Харби Шура, Милли Шура и др.) деятельность Коллегии по осуществлению Урало-Волжского штата была запрещена. Таким образом, в период с 22 ноября 1917 г. по 12 апреля 1918 г. в Идель-Урале (Урало-Поволжье) создавались предпосылки культурно-национальной автономии.
ИДЕЛЬ-УРАЛ — волго-уральский регион, являющийся связующим звеном между Московией и Сибирью. Территория компактного проживания волжских булгар de facto — центр, "становая ось" России. Интересную концепцию развивает профессор РГГУ, доктор философских наук И. Яковенко. По его мнению, концепция "Идель-Урал" — это соперничество в поиске исторической справедливости. Он считает, что Украина являла собой западную альтернативу Московии. По этническому субстрату и языку украинцы весьма близки русским. Идель-Урал же был восточной альтернативой Московской Руси. Здесь синтез шел на ином этническом субстрате. Доминирующим оказывался язык тюркской языковой семьи. Конфессионально жители этого региона определялись как мусульмане-сунниты. Специалисты указывают на альтернативный центр этнической консолидации, лежавший между Волгой и Уралом [18]. Это — территория Волго-Уральского региона (Идель-Урал). Здесь, начиная с эпохи Волжской Булгарии, шел процесс синтеза самостоятельной государственности. "Волго-Уральский регион (народы татаро-башкирского круга), - считает И. Яковенко, - проиграл историческое соревнование за звание центра огромного евразийского государства" [32], победил формирующийся вокруг Москвы русский народ.
Термин "Идель-Урал" используется для обозначения всех тринадцати субъектов Поволжья и Приуралья: Чувашии, Марий Эл, Татарстана, Башкортостана, Мордовии, Удмуртии, Самарской области, Ульяновской области Челябинской области, Оренбургской области, Саратовской области, Волгоградской области и Астраханской области являющимися исторической родиной тюрков Урало-Поволжья. Хотя исконными идель-уральскими землями являются, по сути, три - Чувашия, Татарстан и Башкортостан.
Сегодня они — субъекты Российской Федерации и входят в Поволжский федеральный округ. Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом Президента России В. В. Путина [27]. Приволжский федеральный округ образован в 2000 г. Центр федерального округа РФ - г. Нижний Новгород. Федеральный округ
занимает территорию площадью 1037,0 тыс. кв. км (6,06% от территории РФ). Численность населения Приволжского федерального округа по переписи населения 2002 г. — 31 млн. 154 тыс. 744 чел. (21,5 % населения России). Основу населения составляют горожане — 70,14%. Плотность населения — 29,26 человек на 1 кв. км. Национальный состав населения (итоги Всероссийской переписи населения 2002 г., %): русские — 67,8; татары - 12,8; чуваши - 4,0; башкиры - 4,1; мордва - 1,7; удмурты - 1,5; марийцы - 1,5; украинцы - 0,7; казахи - 0,7; коми-пермяки - 0,6; другие национальности - 6,1.
Как подчеркивает в своей монографии В. В. Климанов, "Указ Президента В. Путина от 13 мая 2000 г. № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации" - это не просто попытка продолжить развитие федерализма в России и укрепить властную вертикаль власти, по сути дела, в нем заложена новая форма административно-территориального деления, которая заслуживает более глубокого обсуждения и осмысления" [15, с. 48-49].
В Уральском государственном университете им. А. М. Горького 31 мая 2010 г. прошел круглый стол "Идель-Урал: что это такое?", организованный кафедрой религиоведения УрГУ совместно с кафедрой философии Уральского юридического института МВД России [9].
Главной задачей, которую ставили перед собой участники научного форума, было понять, что же такое Идель-Урал - тюрко-исламский регион, охватывающий территории целого ряда областей и республик России, являющийся исторической родиной тюрков Урало-Поволжья, территорией традиционного распространения ислама в нашей стране. Как объясняли организаторы круглого стола, обсуждение этой проблемы было вызвано тем, что в последние полтора десятка лет имеет место рост этнического и религиозного самосознания населения этого региона, появляются проекты его национально-религиозного и политического обособления. 2 августа 2008 г. в Казани произошло знаменательное историческое событие - под эгидой Всемирного Конгресса Татар был создан Координационный Совет Народов Идель-Урала [30]. Возникли дискуссии ученых, политиков, религиозных деятелей о месте ислама и поволжско-тюркских народов в исторических судьбах России и Урала, сопровождавшиеся многочисленными публикациями на эту тему, в том числе в интернет-изданиях. В июле 2010 г., к примеру, по тематическому запросу "Очерк "Идель-Урал" поисковая система Google показала 19 900 сайтов, поисковая система Nigma.ru выдала 3,9 тысячи результатов.
Географические границы государства-мифологемы "Идель-Урал" практически совпадают с границами Поволжского федерального округа.
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом. Федеральные округа не затрагивают основное административно-территориальное деление, и являются формой укрепления вертикали государственной власти. В 2010 г. из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский. В Российской Федерации сейчас насчитывается 8 федеральных округов. Почти все округа состоят преимущественно или только из административно-территориальных образований (субъектов федерации). Единственным из округов, который почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ.
Анализируя проблемы политико-правового статуса федеральных округов, в монографиях [6], специалисты - С.Н. Бабурин [2], А. Ка-
заков [12], В.В. Кистанов [14], М.А.Шадрин [31] и др. выделяют как минимум два аспекта. Во-первых, вопросы, связанные со стратегией предполагаемой в перспективе реорганизации системы федеративного устройства России, и, во-вторых, вопросы, связанные с новой региональной политикой федерального центра, касающиеся перспектив создания единой системы исполнительной власти и возможностей по перераспределению полномочий между центром и провинциями [17, с. 69-72].
Федеральные округа рассматриваются сегодня в качестве макрорегионов Российской Федерации как определенной совокупности его субъектов. Макрорегионы и субъекты Федерации, использование их резервов имеют важнейшее значение для реализации долгосрочной стратегии перехода на инновационный тип развития.
В этом — немалая заслуга и "фантазеров" дальневосточной эмиграции, которые рисовали "Штат Идель-Урал".
♦
Литература
1. Ахмеров Г. Избранные труды. Казань. 1998.
2. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
3. Вакыт. 1917. 15 мая (на татар. яз.)
4. Вэлиев Р. К. Болак арты республикасы. Казань. 1999 (на татар. яз.).
5. Герберштейн С. Записки о Московии. СПб. 1866.
6. Государственно-территориальное устройство России (экономические и правовые основы) / Под ред. А. Г. Гранберга, В.В. Кистанова. М., 2003.
7. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. — М.: Международные отношения, 1991.
8. Закиев М. З. Кузьмин-Яманади Я.Ф. Волжские булгары и их потомки. Казань. 1993.
9. "Идель-Урал" остался для уральских ученых загадкой URL http://www. islamnews.ru/news-24667.html [Дата обращения: 19.11.2010].
10. Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. — лето 1918 г.). - М., 2004.
11. Исхакый, Гаяз. Идел-Урал. Яр Чаллы: "КАМАЗ" газета-китап нэшрияте. 1992. (на татар. яз.)
12. Казаков А. Российский этнический федерализм: угроза целостности страны? // Федерализм. 2004. № 1.
13. Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб. 1818. Т. 3.
14. Кистанов В. В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государства. М., 2001.
15. Климанов В. В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. М., 2000. С.48 — 49
16. Коран / Пер. И. Ю. Крачковского М., 1986; V — номер суры, в данном случает "Трапеза", 53 — номер стиха.
17. Медведева В. К. Федеральные округа и новая региональная политика // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. / Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. М.: МАКС Пресс, 2001.
18. Пантин В. И. Циклы и волны глобальной истории. М.: Издательский дом "Новый век", 2002.
19. Первой была Булгарская республика! URL http://www.bulgarlar.com/
dvizsenie/page/1918respublika.html
20. Сенюткина О.Н. Особенности организационного оформления единого мусульманского пространства России (начало XIX в.) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия История. Вып. 1(4). 2005.
21. Сенюткина О.Н. Тюркизм как историческое явление (на материалах истории Российской империи 1905 — 1916 гг.): Монография. Нижний Новгород: ИД "Медина". 2007.
22. Свембике. 1917. № 13. 203 б. (на татар. яз.)
23. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань: Тат. кн. изд-во. 2000;
24. Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. ред. Г. С. Сабирзянов. Казань: Ин-т Татар. энциклопедии АН РТ. 2008.
25. Терентьева И.В., Беляков Р. Ю., Сафаров М. Ф. Политические партии и движения Республики Татарстан. Казань. 1999.
26. Торопов Д. Татарстан: партии и общественные организации. Казань. 1993; Политическая система Республики Татарстан. Казань. 1995;
27. Указ от 13 мая 2000 г. № 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // Российская газета. 2000, 14 мая URL http://www.rg.ru/oficial/doc/ykazi/849.htm [Дата обращения: 19.11.2010].
28. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: УНЦ РАН. 1995.
29. Файзханов Х. Три надгробных булгарских надписи // Известия археологического общества. Т. IV. СПб. 1863.
30. Финно-угры Идель-Урала заявляют о нарушении принципов равенства наций и федерализма в России URL http://www.finugor.ru/?q=comment/reply/8368 [Дата обращения: 19.11.2010].
31. Шадрин М. А. Эволюция политико-территориального устройства России в процессе формирования и развития российской государственности (историко-правовой и теоретико-правовой аспекты). Дис... канд. юрид. наук. СПб., 2004.
32. Яковенко, Игорь. Я — русский. Кто я и зачем я? // Нева. 2004. № 6. С. 149-178.