С.Ю. ЧИМАРОВ S.YU. CHIMAROV
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОИНСКОГО И ДУХОВНОГО ПОДВИЖНИЧЕСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 г.
THE HISTORICAL EXPERIENCE OF THE MILITARY AND SPIRITUAL ASCETICISM OF THE ORTHODOX CLERGY IN THE PATRIOTIC WAR OF 1812 YEAR
Ключевые слова:
военные священнослужители, подвиги военного духовенства, награды за военные заслуги
Статья посвящена роли православных священнослужителей в обеспечении победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Автор приводит многочисленные примеры воинского подвижничества православного духовенства, отмечает огромной вклад армейских клириков в дело укрепления морального духа российских воинов в битве против иноземного врага.
Key words:
military clergy, heroic deeds of military clergy, rewards for military services
The article focuses on the role of the Orthodox clergy in ensuring the victory of Russian troops in the Patriotic war of 1812. The author cites numerous examples of military asceticism of the Orthodox clergy, marks a huge contribution of army clerics in strengthening the morale of Russian soldiers in the battle against the foreign enemy.
Долю славы в победе русских войск в 1812 году надо было по справедливости приписать священникам, служившим в армии.
С. Чернышев, церковный историк
Осуществляя духовное наставничество личного состава полков, бригад, дивизий и корпусов действующей русской армии в Отечественной войне 1812 г., военные священнослужители, «пламенея ревностью к вере Христовой и любовью к дорогой Родине» [10, с. 153], возложив на себя епитрахиль и будучи вооруженными лишь православным крестом, делали все возможное, чтобы укре-
пить моральный дух российских воинов в битве против иноземного врага.
Религиозно-нравственная деятельность армейских клириков в первую очередь предполагала осмысление идеи жертвенности [1]. Но нередко бывало и так, когда военные священники личным примером на поле брани доносили эту идею до «христолюбивого воинства».
С.Ю. Чимаров. Исторический опыт воинского и духовного подвижничества православных священнослужителей...
История и культура
При этом важно заметить, что определенный период отечественной истории (до середины XVIII в.) не изобилует героическими примерами подвигов военных священников на поле брани, хотя они, несомненно, имели место. Вероятно, это обусловлено тем, что процесс активного формирования корпуса военных священников начался лишь во второй половине XVIII в. Между тем, история сохранила немало примеров воинского подвижничества православного духовенства. К примеру, впервые
о поведении военных священников на поле битвы заговорили во времена командования армией «русского архистратига» А.В. Суворова. Так, среди особо отличившихся при взятии турецкой крепости Измаил (декабрь 1790 г.) военное командование упоминало протоиерея Фанагорийского гренадерского полка Герасима Соколова, протоиерея Полоцкого мушкетерского полка Трофима Куцинско-го, а также священника Екатерино-славского казачьего полка Филофея Владсанча.
В начале XIX в. сведения о поступках православных священнослужителей на поле брани и во время морских походов отличались определенной сдержанностью. «Поведения чрезвычайно хорошего, службу Бо-жию отравлял с благочестием и по должности своей неусыпное имел бдение», — докладывал в июне 1800 г.
о прохождении службы благочинного священника эскадры Павла Пуху-динского в своем донесении на имя обер-священника армии и флота
П.Я. Озерцовского адмирал Ханы-ков1.
«С самого его определения в полк проповедует слово Божие искусно, обхождение имел и имеет добропорядочное, честное, смиренное, чину своему духовному незазорное», — характеризовали своего полкового батюшку протоиерея Григория Залесского офицеры Черниговского пехотного полка2.
По мере ужесточения боевых сражений аттестаты, характеристики и представления к награждению священнослужителей стали отличаться соответствующим «боевым» почерком. «Роль полковых священников в сражениях того времени, вообще, следует отметить, уже по обстоятельствам и условиям тогдашней военной техники, была гораздо значительнее, чем теперь. В момент решительных схваток, грудь с грудью, важнее всего было ободрить упавших духом, сплотить разрозненных, напомнить о долге, призвать в помощь имя Господне. И полковые священники мужественно и твердо исполняли этот свой долг», — писал в 1912 г. о некоторых особенностях военно-пастырского дела в войнах начала XIX в. безызвестный церковный историк, скрывший свою подлинную фамилию под псевдонимом Т-нев [12, с. 962].
С началом Отечественной войны 1812 г. каждый священнослужитель Русской Православной Церкви получил специальное наставление от Свя-
1 РГИА. Ф. 806. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 21.
2 РГИА. Ф. 806. Оп. 1. Ед. хр. 71. Л. 16.
тейшего Правительствующего Синода: «Утвердите и вы руки ваши к молитве дотоле, доколе не оскудеют мышцы борящихся с вами. Внушайте сынам силы упования на Господа силу. Вооружите словом истины простые души, открытые нападением коварных <...> Всех научайте словом и делом, не дорожите никакой собственностью кроме веры и Отечества»1.
История сохранила имена почти двухсот военных священнослужителей — активных участников событий 1812 г., деливших с армией все ее невзгоды и лишения. Но до наших дней не дошли ни те молитвы, которые вместе с войском и за войско возносили к Богу военные пастыри, ни те наставления, которыми укрепляли и ободряли они защитников Родины. Большинство подвигов, совершенных полковыми и дивизионными батюшками, остались неизвестными в последующей истории. Тем не менее, они имели место и, безусловно, сыграли свою роль в победе над войсками Наполеона.
Наиболее яркий след в истории военно-церковного подвижничества оставило служение тридцати трехлетнего летнего священника 19-го егерского полка Василия Васильковского, одного из самых выдающихся героев — пастырей Отечественной войны. Первоначальный подвиг отца Василия состоял в его пребывании в самой гуще сражения во время
арьергардного кровавого боя с французами 15 июня 1812 г. (вблизи города Витебска). Свое поведение священнослужитель объяснял искренним желанием быть впереди полка с крестом в руках для благословения воинов «в самом жарком огне на побеж-дение неприятеля»2.
Напутствуя под перекрестным огнем тяжело раненых и умирающих воинов, священник был сам тяжело ранен в левую щеку ядром. Несмотря на полученную рану, грозившую большой потерей крови, отец Васильковский продолжал свое служение на поле боя. В этом же сражении священник был ранен вторично: неприятельская пуля попала в находившийся в руках отца Василия св. крест3,
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 1. Ед. хр. 2144. Л. 2.
2 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 1. Ед. хр. 2159. Л. 1.
3 15 марта 1812 г. напрестольный крест, с которым шел в бой под г. Витебском впереди своего полка священник 19-го егерского полка Василий Васильковский, был передан с разрешения протопресвитера военного и морского духовенства Г.И. Шавель-ского из церкви 21-го пехотного Муромского полка в 109-й пехотный Волжский (прежде 19-й егерский) полк. Крест был изготовлен из кипарисового дерева и помещен в «сереброзлачную» ризу-оклад со следующими изображениями на лицевой стороне: вверху — Господа Сафоофа, в середине — распятия Христа, по бокам — Бо-жией Матери и апостола Иоанна Богослова, внизу — орудий страстей Христовых. Вся лицевая сторона креста была украшена простыми стразами, а в нижней части была укреплена французская пуля, которой был прострелен крест. На оборотной стороне креста была вырезана внизу надпись: прямо — «Ранен в сражении 13 июля 1812 г. при г. Витебске», на боковой стороне спра-
С.Ю. Чимаров. Исторический опыт воинского и духовного подвижничества православных священнослужителей...
История и культура
затем рикошетом ударила в грудь пастыря и, причинив ему сильную контузию, вынудила клирика оставить место сражения. За этот подвиг священник В. Васильковский был награжден камилавкой1. Второй подвиг Василий Васильковский совершил 12 октября 1812 г. в бою под городом Малоярославцем, где получил тяжелую рану в голову. Командир 6-го корпуса генерал Д.С. Дохтуров в своем донесении от 31 октября 1812 г. на имя главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова по данному поводу отмечал: «Отец Васильковский, находясь в сражении впереди полка с крестом в руках, своим наставлением и примером мужества поощрял воинов поражать врагов и умирать бесстрашно за веру, царя и Отечество и мужественно поражать врагов»2.
За проявленные труды в боях император Александр I пожаловал священнику 19-го егерского полка Василию Васильковскому орден св. Великомученика Георгия Победоносца
ва — «С отбитием мизинца священнику Василию Васильковскому» и на боковой стороне слева — «умершему от сей же раны 24 декабря того же г.». Кроме того, у ног распятия на лицевой стороне справа было выгравировано: «1797» — год основания полка (См.: [8, с. 638]).
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 1 Ед. хр. 2159. Л. 1, 3.
2 Исторические сведения о священнослу-
жителях воинских частей, участвовавших в Отечественной войне 1812 г. // (См.: [2, с. 12]; Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 1. Ед. хр. 2446. Л. 1.).
4 степени3. Доблестный православный пастырь вследствие полученных тяжких ран и контузий не смог вынести дальнейших трудностей боевого похода и скончался во Франции 24 декабря 1913 г. Кроме высоких заслуг на поле битвы, отец Васильковский проявил себя и в мирное время особыми трудами на миссионерском поприще, обратив в православие 102 человека из католиков, лютеран и магометан.
В число православных священнослужителей, стяжавших себе славу
Всего же за более чем столетнюю историю существования ведомства военного и морского духовенства георгиевским офицерским крестом четвертой степени, кроме священника Василия Васильковского, были награждены еще три военных священнослужителя: 1) священник Тобольского пехотного полка Иов Каминский, отличившийся при взятии штурмом города Рахова во время войны с Турцией в 1829 г.; 2) протоиерей Могилевского полка Иоанн Матвеевич Пятибоков, прославившийся во время кровопролитного штурма турецких батарей на Дунае в 1854 г. и 3) иеромонах 45-го флотского экипажа Иоанникий Савинов, появившийся в самый критический момент боя, в ночь с 10 на 11марта 1855 г., во время зашиты передовых ложементов Севастопольской обороны от наседавших французов. «Французы начинали уже одолевать, как вдруг в пылу сражения раздалось величественное пение молитвы за Царя: "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Благоверному Императору нашему на сопротивные даруй", и в рядах сражавшихся войск увидели
о. Иоанникия Савинова, который в епитрахили, с поднятым крестом, торжественно, несмотря на царившую вокруг смерть, пел могучим голосом церковную песнь», — отмечал «летописец упомянутого сражения (См.: [11, с. 69- 74]).
на поле брани и пожалованных за военные отличия золотыми наперсными крестами из кабинета императора Александра I, вошли:
— протоиерей Кавалергардского полка Михаил Гратинский — за подвиги на войне в 1812 г. и бедствия, переживаемые им в плену у неприятеля;
— протоиерей Апшеронского полка Онисим Боровик — за выдающиеся труды и участие в военных походах против Наполеона (прослужил в войсках 25 лет, большая часть из которых прошла в тяготах и лишениях военного времени и заграничных походах);
— настоятель Преображенского всей гвардии собора, протоиерей Алексей Иоаннович Торопогриц-кий (в январе 1816 г. назначен «во уважение отличной службы и подъятых трудов в кампании 1812—1814 годов» обер-священ-ником Главного Его Императорского Величества Штаба, с поручением его управлению духовенства всей гвардии);
— протоиерей Екатеринославского кирасирского полка, в дальнейшем полевой обер-священник действующей армии Алексей Карышев — за мужество и усердие в кампанию 1812 г. [11, с. 91— 92].
За особо выдающиеся заслуги в Отечественной войне 1812 г. Святейший Правительствующий Синод наградил своими именными наперсными крестами следующих военных священников:
— протоиерея Фанагорийского гренадерского полка Герасима Соколова — за подвиги в сражениях и походных экспедициях с 1787 по 1812 г.;
— протоиерея гусарского полка Иосифа Цитовича — за мужество и усердие в многочисленных походах с 1792 по 1814 г.;
— полевого обер-священника 1-го отдельного корпуса протоиерея Прокопия Иоанновича Овчинникова — за боевые отличия в 20-м егерском полку;
— протоиерея лейб-гвардии Измайловского полка Симеона Александрова — за неустрашимость в кампаниях 1812—1831 гг.;
— протоиерея лейб-гвардии Егерского полка Василия Моисеева — за похвальное мужество в сражениях с 1806 г.;
— протоиерея Невского драгунского полка Савву Стрелецкого — за военные отличия в походах и сражениях 1812 г.;
— протоиерея Днепровского пехотного полка Василия Полянского — за неустрашимость в 1812 г. и во время военных действий за границей;
— священника Гриденского гусарского полка Симеона Вартмин-ского — за ревностную службу в Отечественную войну 1812 г.;
— священника Таврического драгунского полка Стефана Матве-енко — за военное отличие в походах 1812—1814 гг.;
— священника Смоленского пехотного полка Филиппа Добротвор-
С.Ю. Чимаров. Исторический опыт воинского и духовного подвижничества православных священнослужителей...
История и культура
ского — за мужество во всех походах и сражениях с 1798 по 1813 г.;
— священника лейб-гвардии Измайловского полка Антипа Гаврилова — за отличное мужество и неустрашимость в походах с Елецким мушкетерским полком с 1799 по 1807 г. и с лейб-гвардии Семеновским в 1812 г.;
— протоиерея лейб-гвардии Измайловского полка Петра Громова — за отличное мужество в походах и делах 1812—1815 гг.;
— священника гренадерского, графа Аракчеева полка Александра Наумова — за военные подвиги на поле сражения 1812 г.;
— священника лейб-гвардии гренадерского полка Иакова Корчин-Чепурковского — за военные отличия в Отечественную войну 1812 г.;
— протоиерея гренадерского Его Величества Короля Прусского полка Григория Грязнова — за отличное мужество и храбрость в походах 1812—1814 гг. [11, с. 92— 95].
Кроме того, священник лейб-гвардии Кирасирского полка Василий Ростовецкий, протоиерей лейб-гвардии Егерского полка Василий Моисеев, протоиерей лейб-гвардии Конного полка Гордиевский, протоиерей Грузинского гренадерского полка Симеон Адучковский, протоиерей лейб-гвардии Измайловского полка Александров и протоиерей 40-го егерского полка Андрей Белицкий за свои военные заслуги были награждены орденом Св. Анны 2-й сте-
пени, украшенным алмазами и брил-лиантами[11, с. 98].
Ранения и контузии различной степени тяжести получили при исполнении своего долга на поле боя священники: Витебской военной
Николаевской церкви — Никита Бе-лоруссов, Смоленского пехотного полка — Филипп Добротворский, Рижского драгунского полка — Трофим Златковский, Шлиссельбург -ского пехотного полка — Кондрат Лукашевич, 34-го егерского полка Фирс Никифоровский и многие другие.
Священник Ефим Иванов был убит в сражении под Малоярославцем, причем неприятельские солдаты-язычники подвергли православного клирика изощренным пыткам, руки погибшего пастыря были связаны сзади, а все тело его было исколото штыками [2, с. 10; 3, с. 73—75; 4, с. 148; 5, с. 184]. В решающий момент боя полковой священник в своем военно-церковном облачении, с крестом в руках и надетой поверх рясы епитрахили, имея при себе дароносицу со святыми дарами, оказывался впереди атакующих колонн.
Славную когорту православных пастырей-героев в эти годы пополнили такие священнослужители, как Мирон Орлеанский, Федор Раевский, Василий Скляревский, Василий Шитикович и целый ряд других. Протоиерей Московского гренадерского полка Мирон Орлеанский во время сражения при Бородино шел под страшным пушечным огнем впереди гренадерской колонны и полу-
чил контузию в бедро левой ноги. Невзирая на полученную рану, он продолжил службу и в 1813 г. Однако вскоре священнослужитель серьезно заболел и поэтому был вынужден остаться в госпитале вблизи крепости Майнц на Рейне.
Священник лейб-гвардии Конноегерского полка Федор Раевский принимал самое непосредственное участие во всех походах и боях своего полка в 1812—1813 гг. В 1814 г. в составе Ахтырского гусарского полка верхом на лошади, с крестом в руках и дароносицей на груди отец Федор ободрял полк «помощью и благословением Бо-жиими», напоминал воинам о важности принятой ими присяги.
Священник Серпуховского уланского полка Василий Скляревский в сражении 9 ноября 1812 г. при местечке Забелине оказался тяжело раненым саблей во время духовного напутствия умирающих и был захвачен в плен, из которого его освободили 19 февраля 1813 г. После своего возвращения из плена отец Василий участвовал в походе во Францию.
Священник Волынского пехотного полка отец Василий Шитикович с 1805 по 1814 г. был со своим полком во всех походах и сражениях. Выполняя свой военно-пастырский долг в бою под городом Пултуском, отец Василий был захвачен в плен. Священнослужитель был тяжело ранен неприятельской саблей, ограблен и доставлен в Варшаву. По возвращении из плена, по причине крайней слабости от полученных ран, В. Ши-тикович был препровожден в Кениг-
сбергский госпиталь, а затем отправлен в дом своих родителей для окончательного излечения [5, с. 185; 6, с. 221, 226; 7, с. 303].
Приведенные выше отдельные примеры военно-церковного и приходского подвижничества православного клира России вполне очевидно свидетельствуют о том, что священ-но-церковнослужители, зачастую вопреки своему истинному предназначению, не пробавлялись в годы Отечественной войны в обозах второго эшелона. Более того, служители алтаря, как правило, оказывались в эпицентре военных событий к месту и вовремя. Само же белое и монашествующее духовенство за свои труды на благо Отечества и в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 г., в соответствии с Манифестом от 30 августа 1814 г. было удостоено специальных памятных бронзовых крестов как особого знака монарших благоволения и признательности. «Священнейшее духовенство Наше, — говорилось в Манифесте, — призывавшее пред алтарем Всевышнего теплыми молитвами своими благословение Божие на всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявшее народ к еди-норужию и твердости, в знак благоговения к вере и любви к Отечеству, да носит на персях своих, начиная от верховного пастыря включительно до Священника, нарочно учреждаемый для сего крест с надписью 1812 год»1
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 806. Оп. 1. Ед. хр. 3363. Л. 3.
С.Ю. Чимаров. Исторический опыт воинского и духовного подвижничества православных священнослужителей...
История и культура
Емким эпилогом военно-церковных эпизодов мужественного поведения служителей Русской Православной Церкви стали особо проникновенные стихи священника Аркадия Мамаева, искренне восхищавшегося своими славными предшественниками:
В атаку полк. С полком и старец! Поднявши крест над головой, Идет он рядом с командиром. Ведя сынов всех за собой.
Христа завета всюду верный, Был впереди всегда овец!
В бою он рану принял первый И царства вечного венец!
[9, с. 682—683].
1. Гавров С.Н. О роли личности в истории: патриарх Кирилл // Управленческое консультирование. 2011. № 1. С. 213-217.
2. Исторические справки о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.// Вестник военного и морского духовенства. № 1. 1912.
3. Исторические справки о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.// Вестник военного и морского духовенства. № 2. 1912.
4. Исторические справки о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.// Вестник военного и морского духовенства. № 3. 1912.
5. Исторические справки о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.// Вестник военного и морского духовенства. № 5. 1912.
6. Исторические справки о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.// Вестник военного и морского духовенства. № 6. 1912.
7. Исторические справки о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.// Вестник военного и морского духовенства. № 8. 1912.
8. Исторические справки о священнослужителях воинских частей, участвовавших в Отечественной войне 1812 г // Вестник военного и морского духовенства. № 18. 1912.
9. Мамаев А. Памяти героя отца Евтихия Тулупова // Вестник военного и морского духовенства. № 22. 1915.
10. Русские святые воины / сост. В.М. Анищенков. М., 1995.
11. Столетие Военного Министерства. 1802-1902. Управление церквами и православным духовенством военного ведомства. Исторический очерк / сост. А.А. Желобовский. СПб., 1902.
12. Т-нев Н. Духовенство в 1812 году // Церковный вестник. № 31. 1912.
References
1. GavrovS.N. 0 roLi Lichnosti v istorii: patriarkh Kirill // Upravlencheskoe konsultirovanie. 2011. № 1. S. 213-217.
2. Istoricheskie spravki o svyaschennosluzhitelyakh voinskikh chastey, uchastvovavshikh
v Otechestvennoy voyne 1812 g.// Vestnik voennogo i morskogo dukhovenstva. № 1. 1912.
3. Istoricheskie spravki o svyaschennosluzhitelyakh voinskikh chastey, uchastvovavshikh
v Otechestvennoy voyne 1812 g.// Vestnik voennogo i morskogo dukhovenstva. № 2. 1912.
4. Istoricheskie spravki o svyaschennosluzhitelyakh voinskikh chastey, uchastvovavshikh
v Otechestvennoy voyne 1812 g.// Vestnik voennogo i morskogo dukhovenstva. № 3. 1912.
5. Istoricheskie spravki o svyaschennosluzhitelyakh voinskikh chastey, uchastvovavshikh
v Otechestvennoy voyne 1812 g.// Vestnik voennogo i morskogo dukhovenstva. № 5. 1912.
6. Istoricheskie spravki o svyaschennosluzhitelyakh voinskikh chastey, uchastvovavshikh
v Otechestvennoy voyne 1812 g.// Vestnik voennogo i morskogo dukhovenstva. № 6. 1912.
7. Istoricheskie spravki o svyaschennosluzhitelyakh voinskikh chastey, uchastvovavshikh
v Otechestvennoy voyne 1812 g.// Vestnik voennogo i morskogo dukhovenstva. № 8. 1912.
8. ЫопсЬ^Ие $ргаук! о svyaschennosLuzhiteLyakh У01'п$к1'к11 chastey, uchastvovavshikh V Otechestvennoy voyne 1812 д // Vestnik voennogo 1 шoгskogo dukhovenstva. № 18. 1912.
9. MamaevA. Pamyati geгoya ottsa Evtikhiya TuLupova // Vestnik voennogo 1 шoгskogo dukhovenstva. № 22. 1915.
10. Russkie svyatye voiny / sost. V.M. Anischenkov. М., 1995.
11. StoLetie Voennogo Ministeгstva. 1802-1902. UpгavLenie tserkvami 1 pгavosLavnyш dukhovenstvom voennogo vedomstva. Istoг^cheskiy ocheгk / sost. А.А. ZheLobovskiy. SPb., 1902.
12. T-nev N. Dukhovenstvo v 1812 godu // Tseгkovnyy vestnik. № 31. 1912.
С.Ю. Чимаров. Исторический опыт воинского и духовного подвижничества православных священнослужителей...