ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЗРЕНИЯ ГЛУХОНЕМЫХ ДЕТЕЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Т.Г. Деревягина
В статье рассматривается исторический опыт зарождения общественного призрения в России. Выделены категории детей-инвалидов, нуждавшихся в социальном призрении. Показана деятельность благотворительных организаций в дореволюционной России.
На ранних этапах общественного развития положение детей-инвалидов было крайне тяжелым. В рабовладельческом обществе детей с различными физическими недостатками уничтожали. В частности, у славян был распространен инфатицид (узаконенное убийство детей). В средние века любое отклонение в развитии ребенка рассматривалось как проявление темных, мистических сил. В результате аномальные дети, то есть дети, у которых физические и психические отклонения приводили к нарушению общего развития, оказывались изгоями в обществе. Политические интересы требовали, чтобы каждый гражданин был физически силен и готов защищать свое отечество, другими словами, был полезен для государства, а также гарантировал здоровое потомство [6, с. 147].
Однако следует отметить, что для Древней Руси все же было гораздо более типично проявление милосердия, гуманного отношения к убогим, калекам и юродивым, стремление приютить их. Еще во времена Великого князя Владимира все дети, имеющие физические недостатки, назывались «убогими» или «увечными» и получали поддержку от церкви.
Первые попытки оказания помощи физически увечным предпринимались еще в Х-Х1 вв., и в этом большое значение имел Киево-Печерский монастырь. Так, в 1014 г. в Киеве епископом Феодосием Печерским был открыт особый дом для детей-сирот (слепых, глухих, калек). Имеются сведения об открытии подобных домов в Пскове, Новгороде, Твери и др. [7, с. 166-168; 10, с. 101-102]. На содержание этого дома преподобный Феодосий выделял десятую часть монастырских доходов. Летописные записи содержат упоминание о том, что «о доме сем шла большая слава».
Зарождение общественного призрения, в системе которого находились и глухонемые
дети, началось в России на четыре века раньше, чем индивидуальное обучение глухонемых в западноевропейских странах.
В исторических памятниках ХГУ-ХУ вв. имеются отдельные указания об организации общественного призрения. В них, например, говорится, что псковский князь Всеволод организовал дом, в котором воспитывались «слепые, глухие, хромые и больные». Епископы Новгородский, Тверской и Ростовский обращали особое внимание на воспитание «убогих». В монастырях жили «убогие и глухие», в Смоленском монастыре имелся странноприимный дом для слепых, глухонемых и хромых.
В первой половине XVI века значительно увеличилось число глухонемых, воспитываемых в приютах. Ряд монастырей: Вологодский Корнилиев, Псково-Печерский,
Троице-Сергиева Лавра, Белозерский монастырь - учреждали у себя приюты, больницы, богадельни для сирот, нищих и странников. В этих учреждениях наряду с вполне здоровыми воспитывались «убогие» - слепые, немые и глухие [2, с. 62-63].
Принципиальное изменение в систему организации общественного призрения было внесено Стоглавым Собором (1551 г.). Постановлениями Собора руководящая роль в общественном призрении, по существу, передавалась государственной власти.
Впервые «нищенские дети: робята и девки» как объект государственной заботы упоминались в проекте социальных реформ молодого царя Федора Алексеевича в 1682 г. Его младший брат - император Петр Г распорядился создать в обеих столицах и губернских городах «гошпитали для зазорных младенцев» (подкидышей) [1, с. 79]. Однако и в петровскую эпоху, и в период дворцовых переворотов помощь детям носила эпизодический характер, специальных учреждений
для их содержания отдельно от взрослых почти не было, эта сфера практически не финансировалась, не было и грамотных кадров для работы с ними.
Екатерина Великая реализует замысел Петра строительством для «зазорных младенцев» в Москве (1763 г.), а затем в Петербурге (1772 г.) первых Императорских Воспитательных домов, воспитанники которых становятся вольными независимо от происхождения [8, с. 47]. Каких-либо сведений о специализированной массовой помощи де-тям-инвалидам в этот период не обнаружено.
Общественный подъем, научно-технический прогресс, развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения и последующие периоды истории изменили общественное мнение в отношении обучения и воспитания аномальных детей. Возникла необходимость обучения их общественно-полезному труду.
Развитие медицинских и психологических наук способствовало пониманию особенностей развития детей-инвалидов. Были предприняты попытки квалифицировать аномалии и их причины, дифференциации отдельных дефектов. Получает распространение общественная и частная благотворительная инициатива воспитания таких детей, их реабилитации и интеграции в социум.
Стали выделять следующие категории детей-инвалидов, нуждавшихся в общественном призрении:
- слепые,
- глухонемые,
- калеки и парализованные,
- идиоты и эпилептики.
Постепенно стала складываться и сеть
социальных учреждений.
Впервые серьезной помощью детям-инвалидам занялись лишь в начале XIX века. К этому оказались причастными два крупнейших и старейших русских благотворительных общества - Императорское человеколюбивое общество и Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны.
К числу несомненных заслуг Марии Федоровны относится начало обучения в России детей с ограниченными возможностями. Как и в большинстве других случаев возникновения и развития новых социальных институтов поддержки, создание первого училища для глухонемых было вызвано к жизни
очередной трагедией в царской семье: у Александра Г от одной из фавориток родился внебрачный глухонемой ребенок [6, с. 89].
Несмотря на то, что во второй половине ХУШ в. многие глухие дети находили приют в Московском воспитательном доме, а потом и в Петербургском, обучением их практически не занимались. Надзирателям предписывалось воспитывать у глухих детей элементарные культурные навыки. В Воспитательных домах они содержались в специальной группе и общались с ними мимикой и жестами. Ремесло они постигали в мастерских Воспитательного дома, а также их отдавали в ученье частным мастерам. Часть глухих детей, как и другие воспитанники этого социального учреждения, отдавались на воспитание в семьи по деревням, которым выплачивалось за них вознаграждение. Далее в нашей статье мы будем вести речь о социальной помощи и реабилитации глухонемых детей.
Практический опыт обоих воспитательных домов подготовил основу для создания специализированных училищ для глухонемых детей. Первые училища открываются в западных губерниях России: в Пярну
(1790 г.), Риге (1802 г.), Вильнюсе (1805 г.) [11].
Забота о судьбе внука побудила Марию Федоровну к созданию в 1806 году специального училища для глухих в Павловске, переведенного затем в Петербург. Однако правом на обучение в нем пользовались лишь дети дворян и чиновников. Впоследствии подобные учреждения стали возникать и в других местах Российской империи. Уровень их был не высок, за исключением отдельных школ для глухонемых, при различных методах обучения отсутствовала единая система. Первоначально это было делом частной инициативы или отдельных групп единомышленников, стремившихся оказать помощь этой категории нуждающихся детей [3, с. 137].
Быстрый рост экономики во второй половине XIX в. способствовал появлению и развитию в России совершенно новых благотворительных идей и культурных инициатив. Одним из новаторских явлений для Москвы стало создание здесь специального училища для глухонемых, которое во многом отлича-
лось от уже существовавших подобных заведений в других городах. Оно было основано в 1869 году Иваном Карловичем Арнольдовым. Это учебное заведение стало делом его жизни. Будучи сам глухим, он обучался в Петербургском училище глухонемых, а затем три года получал образование в таком же училище в Берлине. Прием в училище ограничивался 12-летним возрастом. Учебный курс был пятилетний. Кроме общего образования воспитанники обучались техническому рисованию, типографскому набору, токарному, слесарному, переплетному, портняжному, сапожному и башмачному ремеслу. Девочки обучались рисованию, рукоделию, кройке и шитью белья [5, с. 141].
В 1884 году в Москве было открыто убежище для девушек, окончивших училище, имевших бедных родителей или являвшихся сиротами. Их самостоятельное существование представлялось руководству училища затруднительным [3, с. 139]. Таким образом оказывалась помощь воспитанницам после окончания училища.
Кстати, по переписи населения 1897 года в России насчитывалось 124,5 тысячи глухонемых, из них около 70 тысяч детей [3, с. 139]. Среди лиц, страдавших важнейшими физическими недостатками в то время в России, глухонемым принадлежало второе место: на 1000 человек населения приходилось: слепых - 197, глухонемых - 99, умалишенных - 45 человек [9, с. 116].
Новый этап в развитии обучения и реабилитации глухонемых наступил в 1898 году, когда по инициативе вдовствующей императрицы Марии Федоровны было учреждено попечительство ее имени о глухонемых.
Исследователь Е.П. Белоножко выделяет следующие цели и задачи, которые решало новое Попечительство:
1) для взрослых глухонемых учреждались мастерские, дома трудолюбия, дешевые квартиры, подыскивалась им работа, для престарелых организовывались богадельни;
2) для малолетних глухонемых открывались школы, учебные мастерские, приюты, убежища и выдавались пособия нуждающимся семьям, в которых воспитывались глухонемые;
3) организовывались курсы с целью подготовки учителей в школы для глухоне-
мых, изучались методы обучения глухонемых и т. д. [3, с. 141].
В 1897 году при Санкт-Петербургском училище глухонемых были открыты систематические педагогические курсы. С 1898 года они перешли во введение Попечительства о глухонемых. Курсы были двухгодичными. На первом курсе слушатели изучали школьную гигиену, фонетику, методику русского языка, арифметики, географии, анатомию и физиологию человека, физиологию центральной нервной системы в связи с потерей слуха и речи, элементарные сведения по психологии, физиологии органов слуха, историю и приемы обучения глухонемых. На втором курсе изучались такие предметы, как психология языка, методика арифметики, практическое знакомство с разными видами расстройства речи, проводились практические занятия в классах с глухонемыми детьми под руководством опытного преподавателя, лепка и черчение географических карт.
На педагогических курсах работали видные ученые того времени: профессор женского медицинского института Б.В. Верховский (патология уха), гигиенист, доктор А.С. Вирениус, профессор Булич (фонетика), И.Н. Михайлов (география), С.И. Шохор-Троцкий (арифметика), А.Ф. Остроградский (практическое обучение глухонемых) и др. [4, с. 103].
К началу ХХ в. Попечительством было открыто 13 отделов в губерниях со школами, мастерскими и прочими учреждениями для глухонемых детей. В его ведении находились 54 училища и школы, 2 мастерские, 2 приюта, больница, амбулатория, дом призрения и 2 детских сада [9, с. 113].
Вместе с тем, несмотря на явные успехи в деле обучения и реабилитации глухонемых детей, проблемы этой категории населения в начале ХХ в. все еще остро стояли перед государством и обществом. По мнению дореволюционного исследователя С. Уманцева, общее число глухонемых детей в России школьного возраста составляло 40 тысяч человек. Для выхода их этой ситуации, по его мнению, было необходимо введение обязательного обучения глухонемых. С этой целью необходимо было открывать отделы Попечительства о глухонемых детях в возможно большем количестве, придавая местным шко-
лам, мастерским и другим заведениям по преимуществу хуторский тип с тем, чтобы глухонемые обучались там не только ремеслам, но и сельскому хозяйству [3, с. 143-144].
В заключение следует отметить, что в дореволюционной России сложились некоторые направления системы социальной защиты глухонемых детей, определились методы работы с ними, были намечены пути их интеграции в социум.
1. Бадя Л.В. Система социальной защиты детей-инвалидов в учебно-воспитательных заведениях России в XIX - начале XX вв. II Проблемы деинституциализации детей-инвалидов. М.: Социально-технологический институт МГГУС, 2001. С. 79-90.
2. Балашов Д.Е. Религиозное просвещение глухих в дореволюционной России II Журнал Московской патриархии. 2001. № 7. С. 62-65.
3. Белоножко Е.П. Охрана материнства и детства в Российской империи (вторая половина XIX -начало XX вв.). М.: Социум, 2000.
4. Богданов-Березовский М. Положение глухонемых в России II Антология социальной работы: в 5 т. I сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1995. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. С. 99-111.
5. Колганова Е.И. И.К. Арнольд - основатель Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей в Москве // Социальная работа в России: прошлое и настоящее. М.; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. С. 136141.
6. Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.
7. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала ХХ века). М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
8. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
9. Уманц С. Призрение глухонемых // Антология социальной работы: в 5 т. / сост. М.В. Фирсов. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1995. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. С. 111-116.
10. Фирсов М.В. История социальной работы. М.: Академический Проект: Трикста, 2004.
11. http://www.mecenat100.ш/artirie.php?id=618. 19.09.06.
Поступила в редакцию 6.10.2006.