Научная статья на тему 'Исторический опыт социального предпринимательства на Урале'

Исторический опыт социального предпринимательства на Урале Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
418
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / УРАЛ / ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОМА ТРУДОЛЮБИЯ / ТРУДОВАЯ ПОМОЩЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казакова-апкаримова Елена Юрьевна

Рассматривается исторический опыт социального предпринимательства на Урале в конце ХIХ начале ХХ века. На примере Домов трудолюбия анализируется одна из наиболее распространенных моделей социального предпринимательства модель занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Казакова-апкаримова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт социального предпринимательства на Урале»

© Казакова-Апкаримова Е. Ю., 2010

КАЗАКОВА-АПКАРИМОВА Елена Юрьевна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры общей и экономической истории

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (912) 670-05-37 e-mail: apkarimova@mail.ru

Исторический опыт социального предпринимательства

на Урале

Ключевые слова: социальное предпринимательство, исторический опыт, Урал, общество, некоммерческие общественные организации, Дома трудолюбия, трудовая помощь, благотворительность.

Аннотация. Рассматривается исторический опыт социального предпринимательства на Урале в конце XIX - начале ХХ века. На примере Домов трудолюбия анализируется одна из наиболее распространенных моделей социального предпринимательства - модель занятости.

Идея социального предпринимательства в настоящее время получила особую популярность, «задевая за живое» (выражение Грегори Диза) широкую общественность, пропагандирующую его идеи, самих предпринимателей, ученых, занимающихся исследованием этого исторического феномена. Поиск наиболее эффективных форм и методов решения социальных проблем и удовлетворения социальных потребностей ведут государство, некоммерческий сектор и представители бизнеса, осознающие социальную ответственность. Обращение к данной проблематике актуально не только в практическом плане в связи с возросшим значением социального предпринимательства в мире и отдельных странах и вопросом о его перспективах, но и в теоретическом отношении.

Исторический (страновой) подход к анализу этого феномена обусловлен спецификой его зарождения и эволюции в тесной зависимости от социально-экономических условий и культурной среды. Духовно-нравственный аспект данной проблематики актуален и важен, когда речь идет, например, о цивилизационном своеобразии России, влиянии православия на социально-духовный портрет российского предпринимателя, мотивах благотворительности и социального предпринимательства в России, базирующихся прежде всего на религиозно-этических основах и моральной ответственности. Однако на сегодняшний день история социального предпринимательства в России и особенно в ее отдельных регионах относится к числу наименее исследованных проблем. Цель данной статьи - на примере Уральского региона проанализировать истоки социального предпринимательства в позднеимперской России.

Под социальным предпринимательством понимается особый вид экономической деятельности, направленной на смягчение или решение социальных проблем путем социального воздействия, использования инновационных приемов, предполагающей предпринимательский тип хозяйствования. Термин «социальное предпринимательство» появился во второй половине ХХ века. Социальное предпринимательство часто ассоциируется как с деятельностью коммерческих учреждений, так и с работой некоммерческих и благотворительных организаций. Нецелесообразно сужать это определение в силу видового многообразия его исторических и современных форм.

Приемлемую интерпретацию феномена социального предпринимательства дает Грегори Диз, выделяющий пять факторов, определяющих социальное предпринимательство: принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага); выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии; осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения; решительность действий, не ограниченная располагаемыми ресурсами; высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом [1. С. 7-8]. По убеждению ученого, размывание межсекторальных границ является отличительной чертой социального предпринимательства.

Отдельного внимания заслуживает анализ социального предпринимательства в контексте эволюции некоммерческого сектора, сегодня находящегося в поиске альтернативных форм и способов получения социального блага. Показательно, что именно с этим сектором связаны истоки самого явления социального предпринимательства во многих странах, в том числе в России.

Некоторые исследователи видят их в общественной самоорганизации (организациях взаимопомощи и благотворительных организациях), которая наиболее ярко проявилась в США в ХУШ-Х1Х веках, и находят аналогичные предпосылки в странах Европы в Х1Х веке. Однако усиление коммерческого эффекта в ходе эволюции социального предпринимательства с акцентом на интеграцию экономической и социальной выгоды во второй половине ХХ века свидетельствует о принципиально новом историческом этапе его развития [1. С. 5-6]

Что касается России, то зачатки социального предпринимательства тесно связаны с эволюцией общественной благотворительности, в частности с феноменом Домов трудолюбия. Определенным этапом в развитии социального предпринимательства в России стало создание в 1895 г. императрицей Александрой Федоровной Попечительства о Домах трудолюбия и работных домах. Попечительство разработало единый устав и правила для обществ, организующих Дома трудолюбия с целью предоставления трудовой помощи нуждающимся лицам. Исторический опыт Домов трудолюбия в позднеимперской России может рассматриваться как специфический феномен социального предпринимательства в виде особой модели занятости, представляя и сегодня значительный научный интерес для социальных работников.

В известном энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона имеется статья, посвященная истории Домов трудолюбия в России, которые создавались с целью приобщения нищих и вообще социально незащищенных категорий населения к труду, оказания им иной благотворительной помощи (предоставление ночлега, еды и духовной пищи). Эти дома стали распространяться в России в конце Х1Х - начале ХХ века. Современный исследователь Е. Храпоничева приводит данные, свидетельствующие о том, что идея трудовой помощи прочно укрепилась в общественном сознании российских граждан в конце Х1Х века. К 1898 г. в России насчитывалось 130 Домов трудолюбия [2].

Впервые в России Дом трудолюбия появился в Кронштадте по инициативе о. Иоанна Кронштадтского (Сергиева). Широкая общественность и Кронштадтская городская дума откликнулись на призыв великого светильника Христова создать это учреждение, для чего было возведено четырехэтажное здание. Открытие Дома трудолюбия состоялось 12 октября 1882 г. В нем, по словам И. К. Сурского, автора жития о. Иоанна Кронштадтского, «безработные и праздные люди могли бы заработать себе дневное пропитание, ночлег и немного денег». Общественность откликнулась на убедительные обращения о. Иоанна со страниц газеты «Кронштадтский вестник» обратить внимание на кронштадтских нищих - «приискать или сделать для них общее помещение и каждому дать соответственно его силам труд, которым он мог бы кормиться или одеваться». Пастырь адресовал своей пастве слова: «Во имя христианства, во имя человеколюбия,

гуманности взываю: поможем этим бесприютным беднякам; поддержим их и нравственно, и материально; не откажемся от солидарности с ними как с человеками и соб-ратами и докажем, что чувство человеколюбия в нас еще живуче и себялюбие не заело нас. Так как, прежде всего, нужна здесь материальная помощь, то я делаю первый почин, вношу ежегодно в кассу общества, которое примет на себя хлопоты по этому делу, семьдесят рублей, с тем, чтобы не подавать на улицах и у церкви нищим». Сегодня это учреждение назвали бы примером социального предпринимательства, а в конце Х1Х века использовалась другая лексика - благотворительность. Отец Иоанн Кронштадтский писал: «Это прямо благотворительное заведение: разве не доброе, не гуманное дело спасать людей от лености, праздности, апатии, тунеядства?» [3].

Всякий желающий получал в Доме трудолюбия простую работу, здоровую и сытную пищу, небольшую плату и простой, но чистый ночлег. При Доме трудолюбия имелась домовая церковь во имя св. Александра Невского. Дом трудолюбия в рассматриваемое время стал новой моделью благотворительного учреждения, которое сочетало известные (традиционные) формы благотворительности (помощи нуждающимся) с трудоустройством и учебно-воспитательной деятельностью.

У святого о. Иоанна Кронштадсткого были последователи. Идея создания Домов трудолюбия получила распространение по всей России, включая уральскую периферию. Дома трудолюбия успешно функционировали в крупных городах Урала в конце Х1Х века - в Вятке, Перми, Екатеринбурге, Сарапуле.

Отец Иоанн, будучи почетным членом попечительного общества о Доме трудолюбия в Екатеринбурге, деятельно откликался на его нужды. Известно, что в 1902 г. он переслал 25 р. в виде пожертвования в его бюджет. Дом трудолюбия в Екатеринбурге находился в ведении попечительного общества, в состав которого в том же 1902 г. входило 15 почетных и 65 действительных членов. В составе общества были многие крупные предприниматели Екатеринбурга. В частности, членами правления являлись известные купцы А. И. Кожевников (председатель), И. И. Симанов, А. М. Симанов, И. Е. Ошурков и Ф. Е. Ошурков. Среди действительных членов общества был сам городской голова Екатеринбурга И. К. Анфиногенов. Бюджет общества формировался из членских взносов, добровольных пожертвований от земства и городского общественного управления, частных лиц, выручки от продажи производимой продукции, средств, получаемых от благотворительных мероприятий. По данным на 1902 г. можно видеть, что членские взносы давали в год доход в сумме 630 р. Субсидии от городского и земского самоуправления составляли 1 000 р. В виде пожертвований в том же году поступило от правления Кыштымских заводов 100 р., от известных купцов и двух неизвестных лиц - еще 353 р. [4. С. 3-20]

Известно, что 22 февраля 1898 г. открылся Дом Трудолюбия в Перми [5]. Однако первоначально «дела его шли вяло», пока его не взяло под свою опеку основанное в 1904 г. в Перми Общество трудовой помощи. Это общество провозгласило цель - «дать встать на ноги работоспособному, но впашему в безысходную нужду человеку». Несколько лет его «главное детище» - Дом трудолюбия - находился в здании (по ул. Вознесенской), которое арендовалось обществом [6]. 25 мая 1911 г. было заложено собственное здание Дома трудолюбия в Перми [5] , а уже 9 декабря 1912 г. Дом трудолюбия переехал в новое собственное прекрасное помещение - в трехэтажный каменный дом, находящийся на углу Торговой и Брюхановской улиц. Бюджет Пермского Дома трудолюбия достигал примерно 10 000 р. Доходы общества и соответственного подведомственного учреждения формировались из пожертвований, членских взносов, доходов от благотворительных вечеров и главным образом от заработков работников [6].

Вятский Дом трудолюбия был обязан собственной недвижимостью одному из самых состоятельных купцов Вятки, Петру Павловичу Клобукову. 1 октября 1895 г. в доме П. П. Клобукова при Доме трудолюбия первые на Вятской земле открылись детские ясли [7].

Дома трудолюбия на Урале (как и по всей России) были однотипными, что позволяет ограничиться отдельными конкретными примерами. В одном из отчетов попечительного общества о Доме трудолюбия в Екатеринбурге, например, формулировалась цель этого учреждения - «дать возможность выбившимся из жизненной колеи людям снова выйти на честную, трудовую дорогу». В 1897 г. 30 мужчин-«трудолюбцев» Екатеринбургского Дома трудолюбия отработали 674 дня, в 1898 г. 44 чел. - 1 584 дня [8. С. 2]. Статистика за последующие годы давала двукратное, трехкратное и свыше этого увеличение числа «трудолюбцев». Например, в отчете правления попечительного общества о Доме трудолюбия в Екатеринбурге за 1902 г. сообщалось, что за этот год в Доме трудолюбия успели поработать 213 чел. (148 мужчин, 15 женщин и 50 детей) [4. С. 3-20]. В отчете за 1905 г. говорилось о приливе желающих трудиться в Доме трудолюбия, однако данные о численности трудящихся в нем были скромными. Оказалось, в предыдущие отчетные годы «каждый из трудолюбцев, сколько бы раз он не возвращался в течение года в Дом трудолюбия, считался каждый раз за свежего человека». Особый наплыв желающих устроиться в Дом трудолюбия приходился на зимние месяцы. В 1905 г. Екатеринбургский Дом трудолюбия дал работу, приют и пищу 58 мужчинам и 29 мальчикам. Почти все поступившие были православного вероисповедания, за исключением одного католика и одного протестанта. Большинство призреваемых были грамотными (89,7%), неграмотных (10,3%) [8. С. 19].

Екатеринбургские «трудолюбцы» занимались столярными и картонажно-переплетными работами, швейным и сапожным делом, щипкой пера и работой на дворе. В 1902 г. среднем ежедневно трудилось по 40 чел. По социальному составу преобладали представители мещан и разночинцев (112), крестьяне (99), кроме того, было два потомственных почетных гражданина. По возрасту принятые в Дом трудолюбия делились на следующие группы: до 20 лет - 95 чел.; от 20 до 30 лет - 55; от 30 до 40 лет - 48; от 40 до 50 лет - 13; свыше - 2 чел. По профессиям среди «трудолюбцев» доминировали чернорабочие - 125 чел., но были среди них и переплетчики - 1, писцы - 22, столяры - 5, слесари - 3, швеи - 15, сапожники - 2 чел. Кроме того, насчитывалось 40 детей-школь-ников. По уровню образования призреваемые делились на грамотных (160 чел.) и неграмотных (44), кроме того, 9 чел. отметили, что имеют низшее образование. Преобладали холостые в числе 178 чел., семейных было 35 [8. С. 10-11].

Более достоверные данные за 1905 г. свидетельствуют, что среди «трудолюбцев» в это время «преобладающим элементом являлись люди более или менее интеллигентные». Среди них были выходцы из потомственных дворян - 1, потомственных почтенных граждан - 3, личных почетных граждан - 3, мещан и разночинцев - 19, представители крестьянства - 32. По сословно-профессиональной принадлежности среди них были: учителя - 1, писцы - 9, техники - 1, псаломщики - 2, старатели - 1, столяры - 10, маляры - 3, слесари - 2, переплетчики - 2, домашняя прислуга - 3, чернорабочие - 23, нищие - 1. По уровню образования среди них было двое со средним, 44 - с низшим, еще семь грамотных и пять неграмотных. Преобладали холостые (45), вдовых было три человека, женатых - десять [8. С. 22] .

В Пермском Доме трудолюбия мужское и женское отделения были изолированы. Имелись белошвейная, переплетная, сапожная и столярная, а также отделение для изготовления мочала, канатов, швабр, веников. Как и в Екатеринбургском Доме трудолюбия, в аналогичном пермском учреждении наплыв желающих воспользоваться его услугами приходился на зиму. Просматривается и еще одна сходная черта - наличие среди «трудолюбцев» лиц со средним и даже высшим образованием [6].

При Доме трудолюбия в Екатеринбурге действовала школа, в которой к 1902 г. обучалось 26 мальчиков, а спустя год - уже 40. Почетный член общества М. И. Иванов содержал при Доме трудолюбия бесплатную столовую для трудящихся [4. С. 12, 16]. В Доме трудолюбия проявлялась забота и о духовных потребностях, и о досуге

призреваемых: «В праздничные дни, по ранее заведенному порядку, работ не производилось, и призреваемые, посетив утром церковь, проводили день в чтении книг, газет и журналов или же развлекались игрой в шашки и шахматы - карты не допускались. Книгами трудолюбцев снабжала имеющаяся при Доме Трудолюбия, к сожалению, очень небольшая, библиотечка, составленная из пожертвований, газета же „Уральская жизнь“ доставлялась, благодаря любезности редакции, бесплатно. По воскресным вечерам священником Александро-Невской церкви о. Николаем Дягилевым были организованы религиозно-нравственные чтения, охотно посещавшиеся трудолюбцами и привлекавшие массу посторонних лиц. На Рождество на средства, пожертвованные добрыми людьми, были устроены Елка и детский вечер для воспитанников Дома трудолюбия» [8. С. 3].

Насколько эффективной с предпринимательской точки зрения была деятельность Домов трудолюбия? По сути, это были убыточные с чисто экономической точки зрения предприятия, направленные главным образом на решение социальных проблем. По данным Екатеринбургского Дома трудолюбия, в 1905 г. доход от продажи производимых «трудолюбцами» изделий окупал оплату их работы и часть других расходов на их содержание. Екатеринбургский Дом трудолюбия приплачивал из общественного бюджета на содержание каждого «трудолюбца» определенную сумму (в 1905 г. - по 34 к.), не будучи исключением на фоне других Домов трудолюбия в России, большинство из которых приплачивали ежедневно на каждого человека от 30 до 40 к., а в некоторых эта приплата достигала 87 к. в день.

И все же Дома трудолюбия на Урале приносили значительную общественную пользу. Например, благодаря работе Дома трудолюбия в Екатеринбурге и соответствующей округе в некоторой степени смягчалась проблема трудоустройства. Десятки людей имели возможность справиться с временными жизненными трудностями. Как известно, в целом же проблему безработицы и нищенства в позднеимперской России путем создания благотворительных учреждений, в частности Домов трудолюбия, решить не удалось. Несмотря на усилия правления попечительного общества о Доме трудолюбия в Екатеринбурге привлечь на работу профессиональных нищих, данная категория городских низов уходила от этого воздействия, предпочитая ей другие способы существования. Среди постоянных клиентов Екатеринбургского Дома трудолюбия профессиональных нищих не было. В целом же общество приобрело значительный идейно-мировоззренческий, экономический и - шире - социальный опыт, поэтому этот исторический опыт социального предпринимательства в имперской России нельзя недооценивать и в современных условиях.

Источники

1. Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России: препринт. М. : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008.

2. Храпоничева Е. В. Дома трудолюбия. История создания в Х1Х веке работных домов и домов призрения // Московский журнал. 1999. № 9.

3. Сурский И. К. Отец Иоанн Кронштадский : в 2 т. М. : Паломник, 1994. Режим доступа : http://www.Omolenko.com/zhitiya/surskii.htm?p=4.

4. Отчет правления попечительного общества о Доме Трудолюбия в г. Екатеринбурге за 1902 год. Екатеринбург, 1902.

5. Трапезников В. Н. Летопись города Перми. Пермь, 1998.

6. Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь, 1994.

7. Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1999. Т. 9. Культура и искусство.

8. Отчет Попечительного Общества о Доме Трудолюбия в г. Екатеринбурге за 1905 год. Екатеринбург, 1906.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.