Научная статья на тему 'Исторический опыт Российского государства в укреплении воинской дисциплины во второй половине xix начале XX в'

Исторический опыт Российского государства в укреплении воинской дисциплины во второй половине xix начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
366
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ПОРЯДОК И ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БОЕВОЙ ДУХ / ОФИЦЕРЫ / НИЖНИЕ ЧИНЫ / MILITARY CONSTRUCTION / MILITARY DISCIPLINE / ORDER AND ORGANIZATION / MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / FIGHTING SPIRIT / OFFICERS / LOWER RANKS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынов Вячеслав Федорович

В статье раскрывается военно-организаторская деятельность Российского государства по совершенствованию системы укрепления воинской дисциплины во второй половине XIX начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the military-organizational activity of the Russian state to improve the system of strengthening military discipline in the second half of 19th -the beginning of 20th century.

Текст научной работы на тему «Исторический опыт Российского государства в укреплении воинской дисциплины во второй половине xix начале XX в»

Вячеслав МАРТЫНОВ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В УКРЕПЛЕНИИ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

В статье раскрывается военно-организаторская деятельность Российского государства по совершенствованию системы укрепления воинской дисциплины во второй половине XIX - начале XX в.

The article deals with the military-organizational activity of the Russian state to improve the system of strengthening military discipline in the second half of 19th -the beginning of 20th century.

Ключевые слова:

военное строительство, воинская дисциплина, порядок и организованность, морально-психологическая подготовка, боевой дух, офицеры, нижние чины; military construction, military discipline, order and organization, moral and psychological training, fighting spirit, officers, lower ranks.

I ■ исциплина вооруженных сил — составная часть дисциплины I I общества, условие их боеготовности и боеспособности. / 1 По ддержание ее на должном уровне является важной обязан -ностью государства, органов военного управления, должностных лиц и всех военнослужащих.

Особое значение вопросам укрепления воинской дисциплины уделяли видные государственные и военные деятели нашего Отечества: Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, М.И. Скобелев, А.Ф. Редигер и др. Ко второй поло -вине XIX — началу XX в. в российской армии был накоплен значи -тельный опыт укрепления воинской дисциплины и порядка в вой сках, была создана школа воинского воспитания, способствовав -шая внедрению сознательной воинской дисциплины, основанной на нравственности и правосознании военнослужащих.

Необходимость укрепления воинской дисциплины в исследуе -мый период была обусловлена и рядом факторов экономического, социально -политического и военного характеров.

К группе факторов экономического плана можно отнести тен -денции индустриализации, роста товарности сельского хозяйства, активизации всероссийского и внешнего рынков, неравномерно -сти промышленного развития экономических регионов страны и некоторые другие, вследствие чего происходили изменения в соци альной структуре страны и армии, соответствующим образом уве -личивалась прослойка представителей рабочих, ремесленников и мелкой буржуазии среди нижних чинов, менялся облик типичного офицера.

К группе факторов социально политического содержания можно отнести укрепление демократических начал в общественной жизни (бессословные выборные органы местного самоуправления, бес -сословный суд, демократизация высшего и среднего образования, появление относительно свободной прессы и т.д.); изменения в социально политической системе общества, которые происходили под влиянием революционного движения на рубеже XIX—XX вв.; влияние характера целей и задач внешнеполитической деятельно сти государства. Воздействие этих факторов приводит к появлению в обществе и армии свободной личности, требующей новых отно шений, новых методов управления ее поведением. Дестабилизация

МАРТЫНОВ

Вячеслав Федорович — к.ю.н., соискатель кафедры истории Военного университета МО РФ; доцент Государственного инженерного экономического университета, г. Санкт-Петербург rapavi@mail.ru

общественной жизни начинает негативно влиять на состояние дисциплины в рос -сийской армии.

Так, например, наиболее ярко эта зави -симость проявилась в период Русско-японской войны 1904—1905 гг. и Первой русской революции 1905—1907 гг., когда ошибки государственной власти1 при -вели к резкому ухудшению порядка и организованности в войсках, заставили царское самодержавие пойти на военные реформы.

К группе факторов военного характера, обусловивших необходимость укрепления воинской дисциплины, следует отнести: создание и постоянное совершенство -вание органов высшего, центрального и местного военного управления; вооруже -ние новыми образцами военной техники, применение в войсковой практике новых способов ведения боевых действий, обу чения и воспитания войск; опыт укре -пления воинской дисциплины в армиях западноевропейских государств. Все эти факторы особо проявляли себя в период проведения военных реформ 1862—1874 и 1905-1912 гг.

Центральным событием строительства Вооруженных сил России второй поло вины XIX — начала XX в. стал переход на новый способ комплектования. Принятие в 1874 г. Устава о воинской повинности способствовало укреплению авторитета воинской службы, улучшило состояние воинской дисциплины, изменило всю систему ее укрепления. Военное мини стерство в связи с этим подчеркивало, что новый порядок призыва требует про ведения целого комплекса работ, которые должны привести к «определению личного положения военнослужащих и соответ -ствующим изменениям всего воинского быта»2.

В системе укрепления воинской дис -циплины исследуемого периода можно выделить 3 составляющих: идейно -теоретическую, организационную и содержательно - практическую. Идейно -теоретическая сторона включала в себя теоретическое обоснование сущности понятия «воинская дисциплина», идео -

1 Ленин В.И. Падение Порт-Артура. Полное собрание сочинений. — 5 -е изд. — М., 1967, т. 9, с. 156.

2 Российский государственный военно-

исторический архив (РГВИА), ф. 1, оп. 2, д. 22, л. 22.

логическую основу дисциплинирования военнослужащих, которая определялась девизом: «За веру, царя и Отечество». Организационная сторона была представ -лена всеми государственными и военными органами, занимавшимися вопросами укрепления правопорядка и законности в войсках. К их числу относились органы военного управления, военно правовые органы, правоохранительные органы, органы военного духовенства.

К элементам содержательно-прак-тической стороны относились формы и методы, объект и субъект укрепле-ния дисциплины, законодательная, исполнительно распорядительная, пра воохранительная деятельность, духовно нравственное воспитание.

Исследуемая система начала формиро ваться в середине XIX в. и приняла завер -шенный вид накануне Первой мировой войны. По мнению автора, в ее совершен ствовании можно выделить три основных этапа.

Первый этап (1874—1881) связан с милютинскими военными реформами 1862—1874 гг. Проведенные преобразова ния, принятие в 1874 г. Устава о всеобщей воинской повинности3 способствовали изменению социального статуса и пси хологии военнослужащих, повлекли за собой перестройку всех основ воспитания, укрепления дисциплины в российской армии. Все это благотворно отразилось на морально нравственном климате и состо янии дисциплины в войсках, привело к ряду военных побед русской армии. После Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. при поддержке государственной власти и военного руководства на страницах печати стали активно разрабатываться вопросы духовно нравственного воспитания офи церов и нижних чинов.

Начало второго этапа (1881—1905) было связано с убийством императора Александра II. Вступивший на престол его преемник Александр III 29 апреля 1881 г. подписал Манифест о незыблемо -сти самодержавия, который означал пере ход к реакционному курсу во внутренней политике. 80 - е гг. и начало 90 -х гг. XIX в. характеризовались проведением контрре форм, воинствующим шовинизмом, уси лением административного произвола.

3 Дневники Д.А. Милютина. В 4 т. — М., 1947— 1950, т. 1, с. 81.

Поражение России в Русско -японской войне 1904—1905 гг. привело тому, что в обществе усилились пацифистские настроения, недоверие к армии, особенно к ее командному составу.

Начало третьему этапу (1905—1914) положили революционные выступления среди солдат и матросов в конце 1905 — начале 1906 г. Резкое ухудшение состоя -ния воинской дисциплины стало одной из причин, которые вынудили Николая II пойти на военные преобразования, вошед шие в историю как военная реформа 1905-1912 гг.

Настоящее исследование позволило выделить следующие направления дея тельности государственных и военных органов по укреплению воинской дисци плины: законодательную, исполнительно -распорядительную деятельность; право -охранительную деятельность; духовно-нравственное воспитание.

Одним из направлений укрепления воинской дисциплины в Российской армии являлась законодательная, исполнительно распорядительная де ятельность государственных и военных органов.

В середине XIX в. назрела настоятель -ная необходимость создать специальную законодательную базу, которая позволила бы в новых условиях эффективно решать задачи укрепления воинской дисци плины. Именно в этот период появляются военно правовые документы, определив шие содержание работы по укреплению воинской дисциплины в 1874-1914 гг. Среди них можно отметить Устав дисци -плинарный1, Устав о наказаниях2, Устав внутренней службы3 и др. Впоследствии под влиянием объективных и субъективных факторов положения данных нормативно правовых актов постоянно уточнялись, становились более совершен ными. К началу Первой мировой войны военно правовые документы строго очер тили правовое поле, в пределах которого проводилась работа по укреплению воин ской дисциплины. Дисциплинарный устав и Воинский устав о наказаниях четко раз делили границу, где поведение военнослу-

1 Свод военных постановлений 1869 г. — СПб., 1917, кн. 23, с. 7—29.

2 РГВИА, ф. 801, оп. 61/2, д. 305, л. 362—504.

3 Высочайше утвержденный Устав внутренней службы. — СПб. : Товарищество

«В.А. Березовский», 1916.

жащего считалось дисциплинированным, а где — недисциплинированным. В слу -чаях различного рода нарушений, про ступков и преступлений поведение счи талось недисциплинированным, и воин подвергался различного рода санкциям — от дисциплинарного взыскания до смерт ной казни.

Законотворческая деятельность в обла -сти воинской дисциплины осуществля -лась с помощью военно правовых орга нов, построенных по схеме: император — военный министр — Военный совет (кодификационный отдел при Военном совете, законодательный отдел канцеля рии Военного министерства) — военно окружные советы. Значительное влия ние на решение дисциплинарных про блем в Российской армии оказывала деятельность Государственного совета4 и Государственной думы (с 1906 г.)5.

Важным направлением в деятельности Российского государства по укреплению законности и правопорядка в Вооружен ных силах России являлась правоохра нительная деятельность военных судов, прокуратуры и военно исправительных учреждений.

Принятый в 1867 г. Устав военносудебный определил отечественную военно - судебную систему на весь иссле -дуемый период6. Она включала в себя полковые суды, военно окружные суды и Главный военный суд. Основную нагрузку по обеспечению правосудия и дисци плины непосредственно в частях несли полковые суды. Они рассматривали дела о преступлениях и проступках нижних чинов и могли подвергать их наказаниям либо в уголовном, либо в дисциплинар ном порядке. Параллельно с полковыми судами в частях Российской армии до середины 90 - х гг. XIX в. осуществляли правосудие и дисциплинарные суды7.

Во - первых, получили свое закрепление и дальнейшее упрочение старые, испы -танные временем особенности деятельно сти государственных и военных органов,

4 Бесов А.Г. Военная политика России в XIX веке. — М., 2001, с. 110.

5 Дегтярев А.П. Военные проблемы в деятельно -сти Государственной думы России (1906—1917 г.). Исторический опыт и уроки : сборник научных статей. — М. : Военный университет, 1995.

6 Свод военных постановлений. — СПб., 1869, кн. 24.

7 Иллюстров И. Военные суды в Русской Армии за 25 -летие (1861 — 1885 гг.). — СПб., 1890.

направления, формы и методы укрепле ния воинской дисциплины.

Во вторых, в этот период происходит обновление содержания работы по укре -плению воинской дисциплины, вызван ное изменениями в военном деле, новой организацией вооруженных сил, новым способом комплектования, новой право вой базой, уровнем развития теории воин ской дисциплины, опытом строительства армий Западной Европы.

В третьих, шел процесс отмирания ста рых, изживших себя и ставших вредными методов и форм укрепления воинской дисциплины.

Обобщенный опыт поддержания и укре -пления дисциплины в Российской армии второй половины XIX — начала XX вв., его осмысление позволяет извлечь из него ряд уроков применительно к Вооруженным силам РФ на современном этапе.

1. Исторический опыт убедительно свидетельствует об огромной роли воин ской дисциплины, организованности и порядка в войсках в успешном выполне нии Вооруженными силами России задач защиты Отечества.

2. Состояние воинской дисциплины в огромной степени зависит от социально политической, экономической и духовно нравственной обстановки в стране, от соот ветствия уровня развития Вооруженных сил сложившимся отношениям в обществе.

3. Результативность работы по укрепле -нию воинской дисциплины в огромной степени зависит от наличия в Вооруженных силах стройной системы органов военного управления и должностных лиц, несущих непосредственную ответственность за состояние организованности и порядка

в войсках. В этой связи первостепенное значение для сегодняшнего времени при обретает забота государства о формирова нии, подготовке и воспитании командных кадров Вооруженных сил.

4. Важнейшей составляющей под -держания дисциплины является воин ское духовно нравственное воспита ние военнослужащих. Без научно обо -снованной идеологии, единого центра воспитания, системы общественно гуманитарной подготовки командиров и начальников, офицеров воспитателей, без использования многогранного опыта религиозно нравственного воспитания, организации допризывной подготовки молодежи к службе в армии, постоян ной научно исследовательской и научно просветительской работы эту задачу решить невозможно.

5. Поддержание крепкой воинской дисциплины и порядка требует беском промиссной борьбы с негативными явле ниями в армейской жизни (дедовщиной, протекционизмом, старением офицер ского состава, увольнением молодых офи -церов и т.д.), постоянной работы, направ -ленной на повышение престижа и привле кательности воинской службы.

6. Работа по укреплению воинской дис циплины достигает желаемого результата лишь тогда, когда она организуется и про водится в полном соответствии с требова -ниями государственных законов и других нормативно - правовых актов. В условиях изменения статуса военнослужащих, мотивов их поведения необходимо менять и дух военно -дисциплинарного законо -дательства, разрабатывать и принимать новые военные законы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.