Научная статья на тему 'Исторический опыт подготовки кадров специалистов для села (на материалах ЧИАССР. 1966-1975 гг. )'

Исторический опыт подготовки кадров специалистов для села (на материалах ЧИАССР. 1966-1975 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ДИПЛОМИРОВАННЫЕ КАДРЫ / БИБЛИОТЕКА / КНИЖНЫЙ ФОНД / ОБЩЕЖИТИЕ / ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ЛЬГОТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ / СПЕЦИАЛИСТ СО СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕХНИКУМЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / RURAL LITERATE / QUALIFIED STAFF / LIBRARY / BOOK COLLECTION / DORMITORY / TEACHING STAFF DEFICIENCY / PRIVILEGED CONDITIONS FOR ADMISSION / SPECIALIST WITH SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / AGRICULTURAL TECHNICAL SCHOOLS / AGRICULTURAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагутин Михаил Сергеевич

Исторический опыт подготовки кадров специалистов для села в нашей стране неоценим для стран, в которых ещё существуют различия между городом и деревней. Развитие села немыслимо без активной деятельности сельской интеллигенции. В данной работе рассматривается прохождение этого процесса в Чечено-Ингушетии в 1966-1975 гг. Здесь происходит бурный рост численности работников умственного труда на селе. Доминировал в процесс подготовки дипломированных кадров несельскохозяйственных профессий для села Чечено-Ингушский государственный университет. В нём функционировали 7 факультетов, на которых, в конце периода, обучалось около 5000 человек. Половина из них - национальные кадры. Их обучением занимался квалифицированный профессорско- преподавательский состав. Для нормальной подготовки имелись материально-технические условия: общежитие на 1480 мест, столовая, библиотека с огромным книжным фондом. Ежегодно, в республику прибывало большое количество учителей из ряда областей Российской Федерации. Для жителей села было облегчено поступление в ВУЗы страны. В результате проделанной работы вузами ЧИАССР за две пятилетки было подготовлено 16,9 тыс. специалистов высшей квалификации, большинство из которых направлялись на работу в село. Расширились масштабы подготовки кадров специалистов со средним образованием для села. В результате проведённой работы на селе снизился кадровый голод в отношении квалифицированных специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL EXPERIENCE OF SPECIALIST STAFF TRAINING FOR THE VILLAGE (A CASE STUDY OF CHIASSR. 1966-1975)

The historical experience of specialist staff training for rural areas in our country is invaluable for the countries in which differences between urban and rural areas there still exist. Rural development is unthinkable without the active work of the rural literate. In this article, we consider this process in Chechen-Ingush Republic in 1966-1975. There is a rapid growth in number of knowledge workers in the rural areas there. Chechen-Ingush State University dominated in the process of qualified staff training for non-agricultural occupations for the village. 7 Faculties functioned there, where, at the end of the period, 5,000 students studied. Half of them were the national staff. They were trained by qualified higher-education teaching personnel. The following material and technical conditions were available for normal training: a hostel for 1480 people, a canteen, and a library with a huge book collection. Every year, a large number of teachers from a number of regions of the Russian Federation arrived in the republic. For rural people, admission to universities of the country was facilitated. As a result of work done, within two five-year periods universities of CHIASSR prepared 16.9 thousand highly qualified specialists, most of whom were directed to work in rural areas. Scope of training of specialists with secondary education for the village was widened. As a result of performed work, staff scarcity for trained specialist decreased in rural areas

Текст научной работы на тему «Исторический опыт подготовки кадров специалистов для села (на материалах ЧИАССР. 1966-1975 гг. )»

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

1

УДК 94(47+57)"1917/1991"63.3 (2)6История России и СССР (октябрь 1917 -1991 г.)

07.00.00 Исторические науки

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СЕЛА (НА МАТЕРИАЛАХ ЧИАССР. 1966-1975 гг.)

Лагутин Михаил Сергеевич к.и.н., доцент

Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Ростове-на-Дону.

Исторический опыт подготовки кадров специалистов для села в нашей стране неоценим для стран, в которых ещё существуют различия между городом и деревней. Развитие села немыслимо без активной деятельности сельской интеллигенции. В данной работе рассматривается прохождение этого процесса в Чечено-Ингушетии в 1966-1975 гг. Здесь происходит бурный рост численности работников умственного труда на селе. Доминировал в процесс подготовки дипломированных кадров несельскохозяйственных профессий для села Чечено-Ингушский государственный университет. В нём функционировали 7 факультетов , на которых, в конце периода, обучалось около 5000 человек. Половина из них - национальные кадры. Их обучением занимался квалифицированный профессорско- преподавательский состав. Для нормальной подготовки имелись материальнотехнические условия: общежитие на 1480 мест, столовая, библиотека с огромным книжным фондом. Ежегодно, в республику прибывало большое количество учителей из ряда областей Российской Федерации. Для жителей села было облегчено поступление в ВУЗы страны. В результате проделанной работы вузами ЧИАССР за две пятилетки было подготовлено 16,9 тыс. специалистов высшей квалификации, большинство из которых направлялись на работу в село. Расширились масштабы подготовки кадров специалистов со средним образованием для села. В результате проведённой работы на селе снизился кадровый голод в отношении квалифицированных специалистов

Ключевые слова: СЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ДИПЛОМИРОВАННЫЕ КАДРЫ,

БИБЛИОТЕКА, КНИЖНЫЙ ФОНД, ОБЩЕЖИТИЕ, ДЕФИЦИТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ, ЛЬГОТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ, СПЕЦИАЛИСТ СО СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕХНИКУМЫ,

UDC 94 (47+57)" 1917/1991"63.3(2)6History of Russia and the USSR (October 1917 -1991)

Historical sciences

HISTORICAL EXPERIENCE OF SPECIALIST STAFF TRAINING FOR THE VILLAGE (A CASE STUDY OF CHIASSR. 1966-1975)

Lagutin Mikhail Sergeevich Candidate of historical sciences, associate professor Rostov Institute (branch) FGBOU VPO "All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia) " in Rostov-on-Don.

The historical experience of specialist staff training for rural areas in our country is invaluable for the countries in which differences between urban and rural areas there still exist. Rural development is unthinkable without the active work of the rural literate. In this article, we consider this process in Chechen-Ingush Republic in 1966-1975. There is a rapid growth in number of knowledge workers in the rural areas there. Chechen-Ingush State University dominated in the process of qualified staff training for non-agricultural occupations for the village. 7 Faculties functioned there, where, at the end of the period, 5,000 students studied. Half of them were the national staff. They were trained by qualified higher-education teaching personnel. The following material and technical conditions were available for normal training: a hostel for 1480 people, a canteen, and a library with a huge book collection. Every year, a large number of teachers from a number of regions of the Russian Federation arrived in the republic. For rural people, admission to universities of the country was facilitated. As a result of work done, within two five-year periods universities of CHIASSR prepared 16.9 thousand highly qualified specialists, most of whom were directed to work in rural areas. Scope of training of specialists with secondary education for the village was widened. As a result of performed work, staff scarcity for trained specialist decreased in rural areas

Keywords: RURAL LITERATE,

QUALIFIED STAFF, LIBRARY, BOOK COLLECTION, DORMITORY, TEACHING STAFF DEFICIENCY, PRIVILEGED CONDITIONS FOR ADMISSION, SPECIALIST WITH SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION, AGRICULTURAL TECHNICAL SCHOOLS, AGRICULTURAL PRACTICES

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

2

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Дальнейшее развитие села немыслимо без активной деятельности сельской интеллигенции: учителей общеобразовательных школ,

воспитателей детских дошкольных учреждений, работников культурнопросветительных учреждений, врачей, среднего медперсонала и, конечно, руководящих кадров и специалистов сельскохозяйственного производства.

Постоянно возрастала роль инженерно-технических работников. Это было связано с индустриализацией сельскохозяйственного производства, оснащением его машинной техникой, техническим перевооружением, химизацией и проведением работ по мелиорации земель

В исследуемый период происходит бурный рост численности сельской интеллигенции в Чечено-Ингушской АССР. Об этом наглядно свидетельствуют данные таблицы "Численность специалистов,

работающих в сельской местности": [1]

1965 г. 1975 г.

Количество специалистов (тыс. человек)

учителей общеобразовательных школ 7 001 9 022

врачей всех специальностей 312 521

среднего медицинского персонала 1512 2220

руководителей и специалистов сельскохоз. производства в том числе: 2448 4560

инженерно-технических работников 253 413

работников районных, сельских и детских библиотек 402 714

работников районных, сельских Домов культуры, клубных учреждений, автопередвижек и народных театров 375 1057

Таким образом, численность сельских учителей в рассматриваемый период увеличилось в 1,3 раза, руководителей и специалистов колхозного производства — в. 1,9 раза, инженерно-технических работников — более чем 1,6 раза, врачей — в 1,7 раза, среднего медицинского персонала — в

1,5 раза, работников библиотек — в 1,8 раза, клубных работников — почти в 3 раза.

Подготовкой дипломированных кадров несельскохозяйственных профессий для села в республике занимался Чечено-Ингушский государственный университет. В нём функционировали следующие факультеты: физико-математический, биолого-химический, исторический,

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

3

филологический, романо-германской филологии,

физвоспитания, экономический.

В 1975 году на очном и заочном отделениях университета обучалось более 5000 человек, из них около двух с половиной тысяч чеченцев и ингушей. Со студентами работало 295 квалифицированных

преподавателей, в том числе 113 кандидатов и 12 докторов наук. В первой половине 70-х годов университет ежегодно выпускал только из дневного отделения в среднем 500 человек по 14 специальностям. Выпускники вуза серьёзно укрепили сельские средние школы, работали во многих областях науки, культуры, некоторые стали руководящими работниками, журналистами и т. д.

В исследуемый период значительно укрепилась материальная и учебная база университета, улучшились условия быта студентов. Было введено в действие два студенческих общежития на 1480 человек, что позволило почти полностью удовлетворить потребности студентов из сельской местности, других республик и областей страны в жилье.

В двух учебных корпусах ЧИГУ одновременно могли разместиться 2648 студентов, к услугам которых, кроме лекционных аудиторий, имелись десятки лабораторий, специализированных кабинетов и других помещений.

Книжный фонд библиотеки университета насчитывал в 1975 г. 400 тыс. экземпляров печатных единиц. В течение учебного года читальные залы фиксируют посещение до 200 тыс. человек. При библиотеке были отделы справочно-библиографической и информационной работы, комплектования литературы, научной, технической обработки литературы, межбиблиотечный абонемент (МБА), через который по заказу читателей можно подучить любую книгу из центральных библиотек.

Многие студенты активно работали в студенческом научном обществе (СНО) университета, которое насчитывало в своих рядах до тысячи

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

4

человек. Каждый пятый студент ЧИТУ под руководством квалифицированных учёных трудился в кафедральных кружках, проблемных группах, лабораториях, участвовал в разработке

хоздоговорных тем. [2].

Ежегодно большое количество учителей с высшим образованием прибывало в республику из ряда областей Российской Федерации, причём все они направлялись на работу в школы сельской местности. В рассматриваемые годы сельские школы ЧИАССР получили пополнение за счёт выпускников Воронежского, Владимирского, Адыгейского,

Кубанского, Махачкалинского, Тамбовского, Ростовского-на-Дону,

Пензенского, Пятигорского, Московского, Ленинградского, Таганрогского и других педагогических вузов страны. В 1967 г. из других республик и областей в ЧИАССР было направлено 132 учителя с высшим образованием, а в 1975 году — 511 [3].

Однако, дефицит педагогических кадров в сельских школах республики сохранялся и в 1975 году составил более 800 учителей [4].

В связи с этим были приняты меры по увеличению притока в учебные заведения молодёжи из сельской местности. Им предоставлялись льготные условия при поступлении в учебные заведения. Правительство РСФСР приняло решение о приёме вне конкурса в педагогические вузы России ежегодно абитуриентов из числа окончивших чечено-ингушские сельские школы. По окончании обучения молодые специалисты направлялись на работу в соответствующие сельские районы. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР предоставило возможность обучаться 150 представителям чеченской и ингушской национальностей на подготовительных отделениях ряда вузов.

Вне конкурса ежегодно зачислялись на отделение ингушского языка Чечено-Ингушского государственного университета 50 представителей

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

5

коренной национальности, проживавших в ЧИАССР и Пригородном районе СОАССР [5].

Специальные меры, призванные облегчить поступление в вузы сельской молодёжи, были приняты и в самой республике. По постановлению Совета Министров ЧИАССР в 1974 году Министерству просвещения республики рекомендовалось организовать трёхнедельные курсы по подготовке выпускников сельских школ для поступления в Чечено-Ингушский госуниверситет с охватом 600 человек, обеспечить направление на них соответствующего контингента сельской молодёжи, выделить помещение для занятий и общежития, обеспечить указанные курсы преподавательским составом [6].

В годы восьмой и девятой пятилеток вузами республике быто подготовлено 16,9 тыс. специалистов высшей квалификации [7]. Значительная часть из них направлялась на работу в сельскую местность ЧИАССР.

Большую помощь в подготовке кадров специалистов с высшим образованием для села Чечено-Ингушской АССР оказывали вузы автономных республик и областей Северного Кавказа [8]. Насыщению сельского хозяйства республики дипломированными специалистами во многом способствовала работа старейших вузов Северного Кавказа — Горского и Дагестанского сельскохозяйственных институтов, сельхозфака Кабардино-Балкарского государственного университета. В них обучались сотни представителей ЧИАССР. В 1972 г., например, в республику было направлено 11 зоотехников, 36 агрономов, 19 инженеров-механиков и инженеров-электриков, окончивших Г орский сельскохозяйственный институт [9]. В 1976 году в этом вузе обучалось 399 студентов из ЧеченоИнгушской АССР. Только из Шалинского района республики на агрономическом факультете института училось 40 студентов [10].

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

6

Медицинские кадры высшей квалификации готовились в Дагестанском, Северо-Осетинском, Краснодарском, Ставропольском, Астраханском и ряде других медицинских институтах. Так, например, десятки врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов из чеченцев и ингушей подготовил в эти годы Дагестанский медицинский институт. В сельские районы республики, направлялись выпускники практически, всех технических вузов и факультетов Северо-Кавказского региона.

В исследуемый период в высших учебных заведениях самой республики резко возросла численность студентов из коренной национальности. Так, число студентов чеченской национальности выросло с 1750 человек в 1965/66 учебном году до 3057 в 1976/77 учебном году, или более чем в 1,7 раза, а ингушкой, соответственно, с 472 до 990 человек [11], т. е. более чем в 2 раза.

Численность специалистов с высшим образованием, занятых в народном хозяйстве республики, увеличилась с 1966 по 1975 гг.: ингушей в 2,5 раза, с 0,6 тыс. до 1,6 тыс. человек, чеченцев — в 4 раза - с 1,4 тыс. до 5,2 тыс. человек [12].

Количество специалистов с высшим образованием, занятых в сельском хозяйстве, возросло за эти годы: в совхозах — с 311 до 877 человек, в колхозах — со 121 до 312 человек [13]. Число руководителей и специалистов совхозов с высшим образованием увеличилось с 262 человек в 1965 году до 859 человек в 1977 году, а колхозов — с 91 человека в 1965 году до 297 человек в 1977 году [14].

Подготовкой кадров специалистов со средним образованием для села в Чечено-Ингушской АССР занимался ряд техникумов. Старейшими из них были Назрановокий и Серноводокий сельскохозяйственные техникумы.

Решением правительства республики в 1968 г. Назрановскому сельскохозяйственному техникуму было выделено 857 га земли для

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

7

организации учебно-производственного хозяйства. В том же году были объединены Шелковской и Серноводский сельскохозяйственные техникумы. Укрупнённому учебному заведению было передано отделение плодоовощеводства, а Назрановскому сельхозтехникуму — отделение бухгалтеров-плановиков [15].

В целях улучшения учебно-воспитательной работы, приближения учебно-воспитательного процесса к сельскохозяйственной практике в феврале 1970 года Советом Министров ЧИАССР было принято постановление об организации на базе Назрановского сельскохозяйственного техникума совхоза-техникума, который

разместился на земельной площади в 3497 га, из них 1897 га — пашни. Новому совхозу-техникуму были переданы основные и оборотные фонды, принадлежащие совхозу "Плиевский", который был упразднён [16].

К концу девятой пятилетки Назрановский совхоз-техникум выпустил около 4-х тыс. специалистов сельского хозяйства со средним образованием. Среди выпускников техникума много ставших известными за пределами республики специалистов — заместитель министра сельского хозяйства Эстонской ССР Г еннадий Салазкин, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Краснодарского

сельскохозяйственного института Пётр Михайлюк, кандидат наук, доцент кафедры сельскохозяйственной академии им. Тимирязева А. Циклаури. В числе воспитанников техникума есть Герои Социалистического Труда. Это председатель Сунженского колхоза "Победа" В. Емельянов, старший чабан племовцесовхоза "Шелковский" Н. Эсмухамбетов. Только в одном Назрановском районе ЧИАССР в 70-х годах работало более ста выпускников этого техникума.

В годы девятой пятилетки на двух отделениях совхоза-техникума — зоотехническом и ветеринарном — одновременно занималось 700 учащихся, а на заочном отделения — 400 человек. В составе учащихся

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

8

техникума представители семнадцати национальностей страны. Учебно-воспитательную работу среди них вели 43 опытных преподавателя.

Техникум располагал хорошей учебной и производственной базой. В 1973 году площадь пашни достигла 3800 гектаров, имелась молочнотоварную ферму, на которой содержалось около 800 голов крупного рогатого скота.

Сочетание теории с практикой способствовало закреплению полученных знаний, выработке у учащихся необходимых трудовых навыков, росту эффективности производства в хозяйстве. Так, в 1972 году совхоз-техникум успешно справился с планом продажи государству подсолнечника, овощей, мяса, обеспечил общественное животноводство гарантированным запасом кормов [17].

К концу девятой пятилетки техникум получил новые учебный и лабораторный корпуса на 600 мест и общежитие на 220 коек, а также жилой дом для преподавателей. Учебное заведение пополнилось оборудованием для двух новых кабинетов: хирургического и

селекционного. Возросла численность учащихся. В 1975 году на дневном отделений техникума занималось 960 человек.

В Серноводском сельскохозяйственном техникуме выпуск специалистов увеличился со 100 человек в 1965 году до 150 — в 1975 году, или в 1,5 раза. Техникум готовил гидромелиораторов, агрономов, механиков.

Специалисты сельского хозяйства средней квалификации всех специальностей готовились и в соответствующих техникумах республик Северного Кавказа. Так, большую помощь в подготовке этих специалистов оказывали 5 сельскохозяйственных и гидромелиоративный техникумы Дагестанской АССР, сельскохозяйственные техникумы Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской АССР. Ежегодно десятки

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

9

выпускников средних сельскохозяйственных учебных заведений

этих республик направлялись в колхозы и совхозы Чечено-Ингушской

АССР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кадры средней квалификации для села готовились также двумя педагогическими училищами (Грозненским и Гудермесском),

медицинским, культурно-просветительным и музыкальным училищами, кооперативным, статистическим и другими техникумами республики. Все выпускники этих учебных заведений направлялись на работу в сельскую местность республики. Выпуск учителей начальных классов из

педагогических училищ увеличился с 570 человек с дневного и заочного отделения в 1966 году до 740 — в 1975/76 учебном году [18]. Кроме того ежегодно в сельскую местность Чечено-Ингушской АССР направлялись до 50 учителей со средним специальным образованием — выпускников педагогических училищ РСФСР [19].

Литература:

1. Архив статистического управления ЧИАССР. Отдел статистики населения, здравоохранения, культуры; архив Министерства финансов ЧИАССР. Годовой отчёт о выполнении плана сети, штатам и контингента учреждений, состоящих на бюджете ЧИАССР за 1965 г., л. 7; за 1975 г ., л. 7.

2. Чечено-Ингушский государственный университет, г. Грозный, 1975, с. 3—16.

3. Архив Министерства просвещения ЧИАССР, отдел кадров: Ежегодная статистическая отчётность Министерства просвещения ЧИАССР о направлении и явке молодых специалистов к местам распределения, д. 03—12, лл. 1—3.

4. Архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д. 591, л. 32.

5. Там же, д. 1164, л. 54.

6. Архив Президиума Верховного Совета ЧИАССР, д. 1229, л. 40.

7. Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки. Статистический сборник. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1981.- 154 с.; с. 139.

8. См.: Абилов А. А. Высшая школа и её влияние на развитие экономики и культуры национальных автономий Северного Кавказа в условиях развитого социализма. — В кн. : Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах народов Северного Кавказа, (ХУ!—70-е годы XX в.): Материалы Всероссийской научной конференции, 2-3 октября 1979 г. — Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1982, с . 228—233.

9. Дагестанская правда, 1972, 12 августа.

10. Грозненский рабочий, 1976, 11 июля.

11. Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за 1966-1970 годы: Стат. сб. — Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1971, — 108 с.; с. 92; Чечено-Ингушская АССР за 60

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

лет Советской власти: Стат. сб. — Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1977. — и

154 с.; с. 137.

12. 50 лет автономия Чечено-Ингушетия: Стат. сб. — Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1972. — 240 c.; с. 163; Чечено-Ингушская АССР за 60 лет Советской власти, с 108.

13. Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за 1966-1970 годы, с. 68; ЧеченоИнгушская АССР за 60 лет Советской власти, с. 113.

14.50 лет автономия Чечено-Ингушетия, с. 174; 177; Чечено-Ингушская АССР за 60 лет Советской власти, с 118; 120.

15. Центральный государственный архив ЧИАССР (ЦГА ЧИАССР), ф. Р—238, оп. 3, д. 593, л. 7.

16. Там же, д. 779, л. 51.

17. Грозненский рабочий, 1973, 9 января.

18. ЦГА ЧИАССР, ф. Р—238, оп. 3, д. 645, л. 29; Архив Совета Министров ЧИАССР, д. 1302, л. 163.

19. Архив Министерства просвещения ЧИАССР, отдел кадров; Ежегодная статистическая отчётность Министерства просвещения ЧИАССР о направлении и явке молодых специалистов к местам распределения, д. 03—12, лл. 1—3.

References

1. Arhiv statisticheskogo upravlenija ChlASSR. Otdel statistiki naselenija, zdravoohranenija, kul'tury; arhiv Ministerstva finansov ChIASSR. Godovoj otchjot o vypolnenii plana seti, shtatam i kontingenta uchrezhdenij, sostojashhih na bjudzhete ChIASSR za 1965 g., l. 7; za 1975 g., l. 7

2. Checheno-Ingushskij gosudarstvennyj universitet, g. Groznyj, 1975, s. 3—16.

3. Arhiv Ministerstva prosveshhenija ChIASSR, otdel kadrov: Ezhegodnaja statisticheskaja otchjotnost' Ministerstva prosveshhenija ChIASSR o napravlenii i javke molodyh specialistov k mestam raspredelenija, d. 03—12, ll. 1—3.

4. Arhiv Prezidiuma Verhovnogo Soveta ChIASSR, d. 591, l. 32.

5. Tam zhe, d. 1164, l. 5

6. Arhiv Prezidiuma Verhovnogo Soveta ChIASSR, d.1229, l. 40.

7. Checheno-Ingushskaja ASSR za gody desjatoj pjatiletki. Statisticheskij sbornik.-Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1981.- 154 s.; s. 139.

8. Sm.: Abilov A.A. Vysshaja shkola i ejo vlijanie na razvitie jekonomiki i kul'tury nacional'nyh avtonomij Severnogo Kavkaza v uslovijah razvitogo socializma. — V kn.:

Velikij Oktjabr' i peredovaja Rossija v istoricheskih sud'bah narodov Severnogo Kavkaza, (HVI—70-e gody XX v.): Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii, 2-3 oktjabrja 1979 g. — Groznyj: Checheno-Ingush. kn. izd-vo, 1982, s. 228—233.

9. Dagestanskaja pravda, 1972, 12 avgusta.

10. Groznenskij rabochij, 1976, 11 ijulja.

11. Narodnoe hozjajstvo Checheno-Ingushskoj ASSR za 1966-1970 gody: Stat. sb. — Groznyj: Checheno-Ingush. kn. izd-vo, 1971, — 108 s.; s. 92; Checheno-Ingushskaja ASSR za 60 let Sovetskoj vlasti: Stat. sb. — Groznyj: Checheno-Ingush. kn. izd-vo, 1977. — 154 s.;s.

12. 50 let avtonomija Checheno-Ingushetija: Stat. sb. — Groznyj: Checheno-Ingush. kn. izd-vo, 1972. — 240 c.; s. 163; Checheno-Ingushskaja ASSR za 60 let Sovetskoj vlasti, s 108.

13. Narodnoe hozjajstvo Checheno-Ingushskoj ASSR za 1966-1970 gody, s. 68; Checheno-Ingushskaja ASSR za 60 let Sovetskoj vlasti, s. 113.

14. 50 let avtonomija Checheno-Ingushetija, s.174; 177; Checheno-Ingushskaja ASSR za 60 let Sovetskoj vlasti, s 118; 120.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

1

15. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv ChlASSR (CGA ChlASSR) , f. R—238, 1 op. 3, d. 593, l. 7.

16. Tam zhe, d. 779, l. 51

17. Groznenskij rabochij, 1973, 9 janvarj

18. CGA ChIASSR, f. R—238, op. 3, d. 645, l. 29; Arhiv Soveta Ministrov ChIASSR, d. 1302, l. 163.

19. Arhiv Ministerstva prosveshhenija ChIASSR, otdel kadrov; Ezhegodnaja statisticheskaja otchjotnost' Ministerstva prosveshhenija ChIASSR o napravlenii i javke molodyh specialistov k mestam raspredelenija, d. 03—12, ll. 1—3.

http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/108.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.