Научная статья на тему 'Исторический аспект рекламной деятельности в страховом секторе экономики в условиях НЭПа'

Исторический аспект рекламной деятельности в страховом секторе экономики в условиях НЭПа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / СТРАХОВАНИЕ / INSURANCE / РЕКЛАМА / ADVERTISING / ПРОПАГАНДА / PROPAGANDA / АГИТАЦИЯ / AGITATION / ГОССТРАХ / GOSSTRAKH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Картамышева Наталья Викторовна

Материал посвящен рекламной деятельности Госстраха в период НЭПа. Автор рассматривает социально-экономические и политические аспекты при осуществлении агитационных функций в советском страховом деле. Отражены условия, порядок и различные виды страховой пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Aspect of Advertising Activity in Insurance Sector of Economy in context of New Economy Policy

Material is dedicated to advertising activity of Gosstrakh in NEP period. Author considers social and economy and politic aspects under fulfillment of agitation functions in soviet insurance business. Terms, range and different types of insurance propaganda are specified.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект рекламной деятельности в страховом секторе экономики в условиях НЭПа»

со всей прямотой!

исторический аспект рекламной деятельности

в страховом секторе экономики в условиях нэпа

Аннотация

Материал посвящен рекламной деятельности Госстраха в период НЭПа. Автор рассматривает социально-экономические и политические аспекты при осуществлении агитационных функций в советском страховом деле. Отражены условия, порядок и различные виды страховой пропаганды.

Ключевые слова: экономика, страхование, реклама, пропаганда, агитация, Госстрах _

В современном обществе многочисленные -

страховые фирмы большое внимание уделя- -

ют рекламе своих услуг. Делают это они путем -

размещения объявлений об основных видах страхо- -

вания в газетах, журналах, на радио, показа тв-роли- -

ков, вывешивают красочные плакаты и вывески. На -

все эти мероприятия страховые организации не -

жалеют денег, ибо их прибыль напрямую зависит от -

количества страхователей. Страховые фирмы при- -

влекают клиентов скидками, льготами и предоставле- -

нием дополнительных услуг при заключении страхо- -

вых договоров, например, выезд на дом страхового -

агента. Для развития страховой рекламы в настоящее -

время необходимо обратить внимание на опыт пери- -

ода Новой экономической политики (НЭПа). -

С упором на агитацию

В апреле 1922 года Правлением Госстраха в составе только что образованного научно-технического отдела был учрежден научно-литературный подотдел, на который было возложено заведывание издательством, курсами и библиотекой. В мае 1923 г. этот подотдел был преобразован в самостоятельный литературно-издательский отдел, впоследствии (в октябре 1923 г.) реорганизованный в отдел пропаганды и научного издательства. Таким образом, образование специального отдела для пропаганды было необходимо для просвещения и привлечения к новому, советскому страхованию, с одной стороны,

Картамышева Наталья Викторовна

кандидат истор. наук, доцент,

кафедра истории государства и права, Юго-Западный государственный университет, г. Курск

реклама/с,

Главное Правление

_Госстраха

_пользовалось

_содействием

_со стороны

центральных

_партийных органов, которое облегчало проведение массовых страховых кампаний

партийных кругов и советской общественности, а с другой - широких слоев населения. Главное Правление Госстраха пользовалось содействием со стороны центральных партийных органов, которое облегчало проведение массовых страховых кампаний.

Что касается самого содержания сельских страховых агиткампаний, то первые главным образом разъясняли сущность сельского окладного страхования и закладывали среди крестьян основы платежной дисциплины; последующие же были посвящены окладному и дополнительному страхованию, которому Госстрах к тому времени стал уделять больше внимания. В условиях НЭПа необходимо было развивать страховой сектор экономики, так как аккумулированные денежные средства от заключенных договоров страхования шли на развитие других отраслей в государстве. Первоначально массовая крестьянская пропаганда и агитация велись путем выпуска брошюр и листовок с весьма значительным тиражом. Так первая же агитационная брошюра «Беседа страхового агента с рестьянином» была по распоряжению председателя ого Правления Госстраха Доминика Ивановича ова отпечатана в количестве одного миллиона экземпляров. В таком же количестве был издан Госстрахом сельскохозяйственный и страховой календарь «Помощь» на 1924 год, причем он был предназначен для бесплатного распространения. Агитационно-пропагандистская деятельность была связана и с размещением плакатов по госстрахованию в многолюдных общественных местах (в государственных учреждениях, театрах и т.д.). По мере вовлечения в дело пропаганды и агитаций губернских контор, а затем и участковых агентов стало возможным применение устной агитации в виде выступлений страховых работников на крестьянских сходах, конференциях и съездах советов. В связи с расширением и укреплением работ по рекламной деятельности потребовался переход к планомерному проведению массовых сельских агиткампаний. Начиная с 1924 года Госстрах проводил такие агиткампании ежегодно перед началом сбора оклада (октябрь-ноябрь месяцы). Помимо различных статей и докладов при проведении агиткампаний в апреле 1924 г. Главным Правлением Госстраха был объявлен конкурс на луч-

тн

экономика, 2012, № 1

шую страховую пьесу. Условия конкурса были помещены в «Вестнике государственного страхования», в «Правде», в «Финансовой газете». В Госстрах были присланы 101 пьеса, две из них на украинском языке. Большинство конкурсных пьес были написаны по следующему сценарию. В одной деревне проживали 2 крестьянина: зажиточный (кулак) и середняк (или даже бедняк). У одного - сын, у другого - дочь, любящие друг друга. Отец-кулак возражал против их брака. Он был противником государственного страхования вообще и добровольного страхования в частности. Его имущество не было застраховано в добровольном порядке. Середняк, наоборот, собирал по копейке, но страховал добровольно. После пожара кулак был разорен, а середняк восстановил свой сгоревший двор на полученные по государственному страхованию деньги. В финале пьесы отец-кулак соглашался на брак молодых людей и признавал пользу страховки. Благодаря проведению конкурса в центре и на местах ставили различные пьесы: «Прозрели», «Градобитие», «Красный петух», «Страховать - не горевать», «Канитель», «Копейка рубль бережет», «Кто им помог», «И поп страхует», «Невестка Маша», «Бессильная злоба».

Одной из популярных картин был фильм «Кулаку в бок - бедняку впрок». Госстрах при этом преследовал политические цели, поскольку в рассматриваемый период государственное страхование осуществляло классовый подход. Для малоимущего населения устанавливались скидки до 20%, а беднейшее население вообще освобождалось от уплаты страховых платежей.

Таким образом, малоимущий и бедняк, внося в меньшем размере платежи или вовсе освобождаясь от их уплаты, в равной мере обеспечивались на случай стихийных бедствий.

К агитации, кроме партийных и страховых сил, привлекались еще и ветеринарные врачи, агрономы, представители сельсоветов, которым выдавали специально выпущенные Госстрахом тезисы. Независимо от проведения ежегодных агиткампаний Госстрах стремился к выяснению взглядов крестьянства на страхование и к разъяснению сущности государственного страхования. Так, газета «Беднота» систематически составляла ответы на крестьянские письма, получаемые редак-

в связи с расширением и укреплением работ по рекламной деятельности потребовался переход

к планомерному проведению массовых сельских агиткампаний

реклама/страхование

уя "и

малоимущий

и бедняк, внося

в меньшем размере

_платежи или вовсе

_освобождаясь от

_их уплаты, в равной

мере обеспечивались на случай стихийных бедствий

цией. С марта 1924 г. по октябрь 1925 г. «Беднотой» было доставлено около 1300 писем, помещено 29 страниц, посвященных государственному страхованию. В связи с тем, что в указанной газете много внимания уделялось государственному страхованию, Госстрах предлагал агентам участвовать в сборе подписки на газету «Беднота». За эту деятельность агенты удерживали в свою пользу 10% с подписной цены.

Тогда еще верили печатному слову

Для совершенствования рекламной деятельности Госстрах в мае 1924 г. приступил к выпуску целой серии популярных платных брошюр под общим названием «Страховая Библиотека Крестьянина». Это издание имело целью широкое распространение среди крестьянства в наиболее доступной для него форме сведений по страхованию, по огнестойкому строительству, по уходу за скотом и пр. Таким образом, в период с 1924-го по 1927 год в составе этой серии было выпущено 35 названий, причем

■многие брошюры переиздавались повторно. здавая крестьянскую страховую литературу, страх не забывал интересы страховых работ-иков. Новые условия страхового дела требовали и новых приемов, нового подхода. Нужно было систематически инструктировать страховых работников. В связи с этим с января 1924 г. Госстрах преступил к изданию специальной серии «Библиотека Страхработника», куда вошли книги и монографии по отдельным вопросам страхового дела, а также Краткая страховая энциклопедия. Всего по этой серии было выпущено 16 названий, с тиражом 20003000 экземпляров каждого названия. Той же цели - инструктирования страхработников -служил и периодический орган Главного Правления -«Вестник Государственного Страхования» (далее «Вестник»), необходимый для связи центра с местами. Первый номер «Вестника» вышел 20 июня 1922 г., и с того времени он периодически печатался, постепенно расширяясь и совершенствуясь. Анализируя подшивки «Вестника», можно прийти к выводу о том, что в журнале принимали участие специалисты страхового дела, как практики, так и теоретики, а также целый ряд корреспондентов с мест. За время существования «Вестника» в нем был помещен обширный материал, характеризующий

тная экономика, 2012, № 1

организацию, развитие и достижения государственного страхования.

«Вестник» с первых же номеров стремился стать органом страховой мысли, помещая статьи по теории и практике страхового дела, и в то же время ставил своей целью инструктировать страховых работников в их текущей практической работе. Первоначально журнал отводил большую часть своих страниц статьям, принадлежащим перу работников центра, так как в провинции еще мало были знакомы с данным изданием. Постепенно «Вестник» стал приближаться к местным страховым работникам, ориентируясь, прежде всего, на многочисленную страховую агентуру на территории СССР, увеличивалось число кор-респонденций и заметок с мест. Разумеется, это придавало «Вестнику» вес среди крестьянских масс. По многим вопросам, поднятым «Вестником», возникали оживленные дискуссии и обмен мнениями. Исходя из анализа документов видно, что на каждую полемическую статью, направленную против Госстраха, печатался ответ оппонентам.

По мере того как «Вестник» приближался к низовому страховому аппарату, все труднее становилось для него осуществление другой, не менее важной задачи - освещение вопросов теории страхового дела. Опыт по выпуску «Вестника» неопровержимо доказал, что совместить в одном и том же органе печати реализацию двух этих задач одинаково важных и существенных, является весьма сложной. Исходя из имеющихся документов видно, что неоднократно возникала мысль наряду с «Вестником» издавать в качестве приложений к нему «Страховые сборники», в которых могли бы найти место труды научного содержания, рассчитанные преимущественно на квалифицированного читателя. Однако, по различным обстоятельствам, к осуществлению этой идеи преступили только в августе 1926 года. За год было напечатано 3 таких сборника. В связи с выходом Госстраха на мировой страховой рынок, потребовалась реклама в заграничной печати. С этой целью ученым секретарем Главного Правления профессором СА. Рыбниковым и другими ответственными работниками Госстраха были опубликованы статьи о советском государственном страховании в авторитетных немецких журналах, а также в страховом ежегоднике. Некоторые из этих

за время

существования

«Вестника» в нем

был помещен

обширный материал,

характеризующий

организацию,

развитие

и достижения

государственного

страхования

реклама/страхование

_I— -

_существование

_отечественной

_страховой

агитации, способной

_оказать помощь

_широким массам,

_возможно только

_при корректной,

_достоверной

_и неназойливой

рекламе

статей привлекли к себе внимание почти всей иностранной страховой прессы.

Вывод

Итак, в условиях НЭПа так же, как и сегодня, понимали, что без хорошо организованной рекламной деятельности нельзя рассчитывать на успех в страховом деле, поэтому на эти мероприятия тратились значительные денежные средства. Приведенные факты, по нашему мнению, говорят о том, что существование отечественной страховой агитации, способной оказать помощь широким массам, возможно только при корректной, достоверной и неназойливой рекламе страховых фирм.

Литература

1. Государственный архив Курской области. Фонд Р-870 Курская губернская контора государственного страхования 1918-1928 гг. Опись 2. Дело №93.

2. Российский государственный архив экономики. Фонд 7625 Главное управление государственного страхования СССР Минфина СССР 1923-1958 гг. Опись 23. Дело №158.

3. Пять лет государственного страхования в СССР. - М.: Издательство Главного Правления Госстраха, 1927. 190 с.

4. Розеноер С.М. Д.И. Ефремов и советское страхование. -М.: Издательство Главного Правления Госстраха, 1925.

5. Содержание пьесы «Кулаку в бок - бедняку впрок» // Вестник государственного страхования, 1924, №24.

Natalia V. Kartamysheva

Cand. of Hist. Sci., Associate Professor, Chair of History of State and Law, South-Western State University

Historical Aspect of Advertising Activity in Insurance Sector of Economy in context of New Economy Policy

Abstract

Material is dedicated to advertising activity of Gosstrakh in NEP period. Author considers social and economy and politic aspects under fulfillment of agitation functions in soviet insurance business. Terms, range and different types of insurance propaganda are specified.

Keywords: economy, insurance, advertising, propaganda, agitation, Gosstrakh

еативная экономика, 2012, № 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отпечатано в типографии ООО «Астра-Полиграфия». Тираж 4000 экз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.