Научная статья на тему 'Исторический аспект гендерных исследований в адыгской этнопедагогике'

Исторический аспект гендерных исследований в адыгской этнопедагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / АДЫГСКАЯ ЭТНОПЕДАГОГИКА / МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ / ЭТИКЕТ / GENDER / ADYGEI ETHNOPEDAGOGICS / MASCULINE AND FEMININE EDUCATION / TRADITIONS AND CUSTOMS / ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Лаура Хабаловна

Гендерные исследования в адыгской этнопедагогике в своём хронологическом представлении свидетельствуют о том, что интерес к данной проблеме с течением времени лишь возрос. Учёные изучали отношения, роль и статус женщины и мужчины в обществе, их права и обязанности, нормы поведения, особенности воспитания, коммуникативную дифференциацию, половые особенности развития, семейную и общественную роль и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL ASPECT OF GENDER STUDIES IN ADYGEI ETHNOPEDAGOGICS

Gender studies in Adygei ethnopedagogics in its chronological presentation show that the interest with the course of time only grows. The scientists study the relationship, the role and status of a woman and a man in the society, their rights and duties, norms of behavior, peculiarities of education system, communicative differentiation, sexual peculiarities, family and social role, etc.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект гендерных исследований в адыгской этнопедагогике»

ББК 74.200.25 YAK 37.04-055.2

Л.Х. УРУСОВА

L.H. URUSOVA

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АДЫГСКОЙ ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

THE HISTORICAL ASPECT OF GENDER STUDIES IN ADYGEI ETHNOPEDAGOGICS

Гендерные исследования в адыгской этнопедагогике в своём хронологическом представлении свидетельствуют о том, что интерес к данной проблеме с течением времени лишь возрос. Учёные изучали отношения, роль и статус женщины и мужчины в обществе, их права и обязанности, нормы поведения, особенности воспитания, коммуникативную дифференциацию, половые особенности развития, семейную и общественную роль и т.д.

Gender studies in Adygei ethnopedagogics in its chronological presentation show that the interest with the course of time only grows. The scientists study the relationship, the role and status of a woman and a man in the society, their rights and duties, norms of behavior, peculiarities of education system, communicative differentiation, sexual peculiarities, family and social role, etc.

Ключевые слова: гендер, адыгская этнопедагогика, мужское и женское воспитание, традиции и обычаи, этикет.

Key words: gender, Adygei ethnopedagogics, masculine and feminine education, traditions and customs, etiquette.

Гендерный подход активно внедряется сегодня в образовательный процесс учебных заведений как главнейшее условие роста самосознания и возможностей самореализации личности с индивидуальным набором маскулинных, фемининных и андрогинных характеристик. Следует отметить, что педагогизация гендерного подхода обусловлена процессами глобализации.

Вопрос гендерных взаимоотношений всегда актуален, так как установка на поведенческие и моральные образцы, соответствующие лицам конкретного пола, присутствуют как в пространственном социокультурном контексте, так и в реализации бытовых ситуаций. Для лучшего понимания трансформации гендерных стереотипов необходимо обратиться к их истокам. Как нам представляется, к гендерным исследованиям применимы принципы историзма и системного анализа. Поскольку гендерный подход в истории педагогики избирает своим предметом диалог полов, в качестве предмета исследований выделяются половое воспитание, социальные взаимодействия, позиции, права и обязанности мужчин и женщин в различных сферах жизни.

Наука на протяжении веков оперировала понятием «пол», подразумевая биологический смысл, и не обращалась к делению общества по статусно-ролевым критериям, тем более что и здесь граница совпадает с половым (биологическим) разграничением.

Реалии XX века, - научно-технический, политический, информационный прорывы - повлёкшие качественные социальные изменения в планетарном масштабе, привели научную мысль к необходимости анализа общественной жизни с новых позиций. К их числу относятся и изменившиеся представления о роли и статусе мужчин и женщин в обществе, когда образы «женственности» и «мужественности», созданные в предшествующий период, вступили в противоречие с новыми реалиями жизни.

Как психолого-педагогическую проблему гендерное воспитание начали изучать со второй половины XIX века В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, И.П. Павлов, М.М. Рубинштейн и др. В начале XX столетия отечественные

ученые (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) активно изучали возможности и особенности полового воспитания. Социальная ситуация в стране затормозила развитие проблемы исследования по вопросу полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 60-70-е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учётом их половой принадлежности. В изучении проблемы полового воспитания выделяются три направления: рассмотрение проблемы с позиций сексологии и физиологии, психогигиены пола (С.И. Голод, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон, Д.В. Колесов, А.Г. Хрипкова и др.); этический подход, сосредоточивающий внимание на нравственно-этических аспектах полового воспитания (Л.А. Арутюнова, Л.А. Байкова, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.М. Гоголи-на, О.Р. Кунц, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина и др.); функциональный подход, посвящённый формированию сексуальной культуры (Ю.В. Гаврилов, А.В. Меренное и др.).

Психология половых различий стала серьёзно изучаться лишь в последние годы. Одним из первых эту проблему начал разрабатывать И.С. Кон. В своей работе «Психология половых различий» он подчёркивает и раскрывает всю важность и необходимость знаний, связанных с психополовыми особенностями личности ребёнка. Велик выбор популярной литературы, где затрагиваются вопросы гендерного воспитания (Д.В. Исаев, А.Н. Каган, Б.Л. Леонидова, А. Маркуш и др.). Работы Д.В. Колесова, Л.Н. Тимощенко, Д.В. Хрипковой, О. Ворониной, Л. Штилевой, С.Д. Матюшковой, Н.В. Смирновой, Л.П. Шолоховой наиболее полно освещают вопросы гендерного воспитания.

Необходимость дифференцированного подхода в процессе воспитания проявляется и в народной педагогике. Немалую роль в пропаганде педагогических идей народных масс сыграли труды отечественных русских педагогов, чья творческая деятельность активно разворачивалась в конце XIX -начале XX веков. В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт делали особый акцент на использование прогрессивной народной культуры как важной основы воспитания. В трудах выдающихся теоретиков педагогики Н.А. Константинова, Е.Н. Медынского, В.Н. Столетова вновь была подтверждена мысль об исключительной роли прогрессивного народного опыта воспитания в развитии педагогической науки в России. Научно-методические статьи Н.К. Крупской, труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского также обогатили отечественную педагогическую науку народными идеями воспитания.

Высказывания выдающихся деятелей российской культуры, учёных-педагогов о роли народной педагогики в развитии общественного прогресса послужили естественной предпосылкой появления публикаций и исследований, посвящённых выявлению педагогической культуры народных масс и разработке методов её использования в практике воспитания. Широкую известность получили научные исследования Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибидзе. Их работы словно пробудили у последующих исследователей глубокий интерес к народным истокам педагогической мысли. В конце 60-х - начале 70-х годов XX века появляется целый ряд исследований в области этнопедагогики, написанных на уровне кандидатских диссертаций. К ним прежде всего относятся диссертации В.Х. Арутюняна, М.Б. Гуртуевой, Т. Ормонова, Р. Пашаевой, Б.М. Ховратовича, И.А. Шорова и др. Они раскрывают содержание традиционного многовекового педагогического опыта отдельных народов и значение этого опыта в развитии личности. Этнопедагогические аспекты истории горцев, издавна привлекавшие внимание иностранных и русских учёных, в конце XIX - начале XX веков изучались Е.С. Барановым, А.М. Дирром, А.Н. Дьячковым-Тарасовым, С.А. Еги-азаровым, Л.В. Малининым, А.А. Миллером, В.М. Сысоевым, Н.С. Щукиным и многими другими. В это же время вопросы школы, просвещения и семейного воспитания горских народов стали предметом изучения наиболее про-

свещённой части кавказского общества. Ряд ценных сведений о воспитании и образовании имеется в статьях М. Абаева, Г. Алкадари, Т. Блаева, С. Габиева, Б. Гатиева, Г. Дзасохова, А. Долгиева, И. Канукова, И. Кармова, П. Кешокова, И. Магомаева, А. Мутушева, М. Хаджиева, К. Хетагурова, А. Шарипова и др.

Интересные материалы по гендерному воспитанию и образованию северокавказских народов содержат опубликованные в послевоенные годы XX века монографии В.И. Абаева, А.Х. Магометова, М.Д. Сикорского, Л.А. Чиби-рова и др. В изучении данной проблемы определённый вклад внесли также Л. Габоева, Э. Каргиев, В. Магометов, выступившие в начале 90-х годов XX в. с публикациями о возникновении и развитии гендерного школьного дела на Северном Кавказе. В последнее десятилетие исследовательская работа в области этнопедагогики заметно набирает темп. Вопросы гендерного воспитания и образования частично нашли отражение в работах и современных учёных: Т.З. Бесаевой, З.С. Бузоевой, Х.В. Дзуцева, З.М. Кайтуковой, Б.А. Калоева, А.Н. Мусукаева, А. Скачкова, А.Ю. Слановой, З.Б. Цаллаговой, Е.Е, Хатаева, С.Р. Чеджемова и др. - чьи статьи и очерки носят преимущественно обзорный исторический характер. Этнопедагогические проблемы становятся темами кандидатских исследований современных учёных: по проблемам народного воспитания (Ф.С. Адзинова, 2007; Л.С. Алексеева, 2002; Р.Р. Аветисян, 2004; Н.П. Башкатова, 2005; И.И. Бирагова, 2001; А.Т. Битаро-ва, 2002; Е.Н. Гвоздева, 2006; И.А. Дадов, 2001; З.Т. Джелиева, 2002; Т.В. Ема-нова, 1998; В.В. Климатова, 2004; И.Р. Кулова, 2005), по вопросам женского воспитания (Л.Ч. Алагова, 2004; Т.А. Бекаева, 1998; Ж.Т. Дзампаева, 2004; З.М. Кайтукова, 2000; Т.Н. Мишина, 2003).

Надо отметить, что Северный Кавказ оригинален в смысле накопления горцами и его равнинными жителями такого опыта воспитания, который предвосхищал многие достижения европейских учёных и деятелей культуры. Тем не менее, этот опыт не есть нечто отдалённое от общечеловеческой культуры, а является частью этой культуры и однороден с ней. В то же время исследователь, задавшийся целью раскрыть историю и преемственность педагогической культуры той или иной этнической общности на Северном Кавказе, непременно столкнётся с вопросом о картографии этой культуры, о преимущественной локализации её отдельных явлений в той или иной области Северного Кавказа. Со всей определённостью перед исследователем возникнет задача установления самобытных, специфических черт в воспитательной практике того или иного этноса. Общее, объединяющее горские народы между собой в культурном отношении не отвергает, а предполагает и специфичное, самобытное в воспитательном опыте. До 70-х годов ХХ века, когда исследованием народных педагогических культур занимался узкий круг учёных, ещё допустимо было принимать точку зрения авторов, которые «национализировали» и тем самым модернизировали народную педагогику Северного Кавказа. Они в своих статьях и монографиях рассматривали те или иные её вопросы в рамках не этноса в целом, а какой-либо местной субэтнической группы. Теперь же педагоги и этнографы стали обращать пристальное внимание на традиционное воспитание детей, на особенности детской субкультуры, на обычаи и обряды детского цикла и т.д. Такого рода монографические исследования имеются по азербаджанцам (Гашимов, 1957), грузинам (Хинтибидзе, 1961; Элашвили, 1973), армянам (Арутюнян, 1962), чувашам (Волков, 1958; 1966), украинцам (Сявавко, 1974), балкарцам (Гуртуева, 1974) и др. Подробные и основательные исследования опубликованы по адыгейцам (Намитоков, 1955; Стародубцев, 1959; Шоров, 1968; Гонежук. 1978), татарам (Ханбиков, 1954), осетинам (Хадиков, 1971), кабардинцам (Смире-нин, 1959) и др. Проблема воспитания детей и молодёжи у адыгов затронута в отдельных статьях и очерках об адыгских народах и этнических группах: кабардинцах, темиргоевцах, абадзехах, шапсугах и др. Из дореволюционных авторов этой проблеме посвятил небольшую корреспонденцию А. Ковецкий (1879). Сведения о воспитании подрастающего поколения адыгов встречают-

ся в работах К. Атажукина (1971), В.В. Василькова (1901), Н.В. Данилевского (1846), Н.Ф. Дубровина (1871), Ш.Б. Ногмова (1958), М.М. Ковалевского и И.И. Иванюкова (1884), И. Попко (1880), П.С. Потемкина (1957), Хан-Гирея (1842; 1978), В.В. Швецова (1856), и др. Сведения о гендерных отношениях у адыгов обнаруживаются и в трудах иностранных авторов: Дж. Белле, М. Броневского, Дж. Интариано, Т. Лапинского, А. Ламберти, Дж. Лонгворте, Дж. Лукке, Ф. де Монпере, Т. де Монпере, Т. де Мариньи, Абри де ла Мотрэ, Я. Потоцкого, Ж.Б. Тавернье, и др. Большая часть материалов этих авторов опубликована в книге «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.». Мы полагаем, что гендерные исследования культуры имеют практическую значимость, т.к. полученные знания непосредственно относятся к процессу социальных изменений в современном обществе. В период возрождения духовной культуры важно знать, что представляли собой бытовавшие в прошлом у адыгов элементы традиционной культуры и привнесённые восточным и западным каналами компоненты, насколько глубоки и всеобъемлющи были они.

К теме народного воспитания у адыгов обращались и советские исследователи. Специальные статьи или разделы в общих работах посвятили этой проблеме С.С. Киржинов (1974), Г.А. Кокиев (1946), Ю.К. Намитоков (1957), Я.С. Смирнова (1968; 1983), В.В. Смиренин (1959), А.А. Стародубцев (1959), Е.Н. Студенецкая (1954), И.А. Шоров (1968) и др. Некоторые материалы по этим же вопросам содержатся в работах Б.Х. Бгажнокова (1978; 1983), В.К. Гарданова (1964; 1967; 1973), И.Х. Калмыкова (1974), Э.Л. Коджесау (1954), М.О. Косвена (1961), Л.И. Лаврова (1959), Г.Х. Мамбетова (1962; 1971), М.А. Меретукова (1977), Т.Т. Шиковой (1956), А. Ландманн (1981), У. Ландманна (1981), Б. Озбек (1982). Между тем, никто другой так фундаментально не ставил проблему развития гендерного воспитания, как С.Х. Ма-федзев. В ходе исследования проблем межпоколенной трансмиссии традиционной культуры адыгов он частично исследовал воспитательный процесс с учётом половых особенностей детей. Совершенно прав автор, утверждая, что поэтапное развитие детей проходит по общим законам онтогенеза, и приводит существовавшую у адыгов гендерную «половозрастную шкалу» воспитания [1, с. 21].

Подобную мысль о существовании половозрастной стратификации у адыгов высказывает В.К. Гарданов в своей книге «Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев», где фигурируют возрастные рубежи: 6-8 лет и 10-12 лет [2, с. 24]. Ту же возрастную градацию отмечает в своих работах и Я.С. Смирнова, которая сквозь призму семейного быта исследует проблемы роли и статуса мужчин и женщин в традиционных обществах народов Кавказа. В своих работах о кавказских народах исследователь уделяет большое внимание адыгской семье. В совместной с А.И. Пер-шицем работе, касаясь положения кавказской женщины, Я.С. Смирнова делает попытку переосмысления существовавшей до недавнего времени оценки только негативного влияния шариата на судьбу горянки. Несколько ранее подобное мнение было высказано А.И. Першицем и А.И. Мусукаевым. Думается, что в период, когда население Кабардино-Балкарии испытывает мощное влияние восточного канала духовной жизни, такое направление работы имеет большую практическую значимость. О специфике гендерного воспитания адыгов в своих работах писали Б.Х. Бгажноков, М.Б. Гуртуева, Н.Ф. Дубровин, М.Г. Загазежев, Э.Л. Коджесау, С.С. Киржинов, Г.Х. Мамбетов, Р.А. Мамхегова, С.Х. Мафедзев, Ж. Нурбий, Хан-Гирей, Р.Х. Хашхожева, Т.Т. Шикова, И.А. Шоров и др.

Этнография адыгского народа имеет разнообразный материал. В своё время М.Г. Загазежевым была сделана попытка системного изложения этно-педагогического опыта адыгов и его включения в процесс воспитания подрастающего поколения. Осветив все стороны воспитания (умственную, нравственную, трудовую, эстетическую, физическую), автор подробно исследует

содержание, основные средства и методы каждого вида воспитания. Что же касается женщин, то М.Г. Загазежев отмечает их значимую роль в преемственности поколений. Им же справедливо замечено, что «матери нартских героев не только воспитательницы своих детей, будущих защитников Родины, не только опора и моральная поддержка героев-мужей, но и защитницы Отчизны в отсутствии мужчин, носительницы и хранительницы патриотических традиций народа. Они создают нравственную обстановку в семье и обществе, которая играет решающую роль в формировании самых главных нравственных качеств у детей» [3, с. 47]. Определяя необходимость подобных работ, подчеркнём, что актуальными могут оказаться элементы традиций социальных отношений прошлого. Человечество нуждается в постоянном воспроизводстве представлений о должном, поддержании укоренившихся в менталитете общества норм. Знание традиций значительно облегчит модернизацию.

В основе духовно-нравственной культуры каждого народа лежит своя система моральных ценностей. У адыгов подобной основой выступает адыгский этикет. В своём труде «Адыгский этикет» (1978) Б.Х. Бгажноков представил результаты исследования составных элементов адыгской этики и определил её место в адыгской национальной культуре, на примере описания этического принципа «Ц1ыхубз пшэрыхь хущанэ» - «Добычу женщине оставляют» - исследовал роль, положение и статус женщины в адыгском обществе. В частности, он отмечает, что «отношение к женщине у адыгов было особое, с оттенками рыцарства» [4, с. 114]. О высоком статусе и рыцарском отношении к женщине свидетельствуют и материалы исследований Г.Х. Мамбетова. Изучая традиционную культуру кабардинцев и балкарцев, автор анализирует немало обычаев и принятых в обществе норм поведения мужчин и женщин, а также культуру дифференцированного воспитания детей [5, с. 180-223]. В наступивший век, на наш взгляд, желательна актуализация гуманистических рыцарских отношений адыгов и других горцев к женщине и высокая поведенческая культура самой женщины. Заслуживает внимание также высокая степень признания традиционным адыгским обществом семьи как единственного инструмента репродуцирования населения и одного из важных каналов трансмиссии культуры (воспитания).

Процесс эмансипации женщин длительный и трудный, и через столетия после описываемого времени он далёк от завершения. Возможно ли вообще равновесное состояние в гендере? Нужно ли это? Если да, то как этого добиться? Однозначного ответа нет. Взгляды на женщину «изнутри» и «вовнутрь» расходятся, идеалы мужчин о женщине редко находят понимание у женщин, и наоборот - женщины не вполне удовлетворены той ролью, которая им отводится в современном обществе.

Ценный материал о традиционных этических отношениях в адыгском обществе, о воспитании детей в духе народных обычаев содержит работа Р.А. Мамхеговой «Очерки об адыгском этикете». В исследовании поставленной проблемы Р.А. Мамхегова поднимает разнообразный круг вопросов, среди которых народная педагогическая культура занимает не последнее место. «Нравственная чистота, честность, гордость, обходительность, гостеприимство, физическая закалка и выносливость...» является результатом народной системы совершенствования личности [6, с. 67]. В частности, автор отмечает важность адыгского этикета в процессе воспитания детей.

Большую группу составляют этнографические исследования авторов XX века. Назовём тех авторов, чей вклад в изучение гендерного пространства адыгской национальной культуры, на наш взгляд, наиболее весом. К их числу можно отнести работы А.Т. Шортанова, Г.Х. Мамбетова, М.А. Мере-тукова, 3.М. Налоева, С.Х. Мафедзева, Б.Х. Бгажнокова, А.И. Мусукаева, Х.Х. Сукунова и И.Х. Сукуновой, В.Х. Кажарова, Н.Х. Байчекуевой, Ю.Ю. Карпова, Л.И. Альборовой, М.А. Текуевой, М.Б. Гуртуевой, З.В. Пазова, И.С. Красновой, Р.М. Кумышевой, Л.Х. Сабанчиевой, Э.Х. Панеш, Л.А. Гутовой. Нема-

ло сделано этими исследователями в показе отдельных аспектов темы: статуса женщины и мужчины в семье и обществе, особенностей материнского и отцовского воспитания в системе этнической педагогики, правовых аспектов положения женщин и мужчин, их роли в ритуально-обрядовых действах, семантики женской и мужской одежды, этикетного оформления взаимоотношений женщин и мужчин, нравственных качеств - всё это было представлено в отдельных главах их монографий и статьях. В вопросах понимания гендерных исследований неоценимо значение этих работ, поскольку авторы являются не только знатоками, но и носителями адыгской культуры, их труды можно отнести к взгляду «изнутри», что является особенно ценным, поскольку указанные труды подвергают критике недостатки, присущие общественному и семейному быту адыгов.

Современная наука позволяет использовать новые подходы к проблеме традиционного воспитания в рамках педагогики и этнографии. В частности, сегодня широко применяется гендерный подход, позволяющий анализировать явления культуры как проявления мужского и женского пространства общественной жизни. В этом контексте интересна монография М.А. Текуе-вой «Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиции и современность», где автор, опираясь на известные источники и эмпирический материал, реконструирует картину культурного мира доиндустриального адыгского общества через исследование гендерных различий [7]. К ряду современных работ, посвящённых проблемам адыгской народной педагогики, относится и исследование Л.И. Альборовой «Адыгская этика и первичная социализация в традиционной системе воспитания». Этот материал будет интересен и полезен тем, кого беспокоит деградация морали, ослабление позиции национальной культуры перед засильем «масскульта». Между тем в работе исследованы и отмечены особенности гендерного воспитания, показаны роль и статус мужчин и женщин в адыгском обществе [8].

Из современных исследователей гендерного направления в адыгской национальной культуре стоит выделить труд Л.Х. Сабанчиевой «Гендерный фактор традиционной культуры кабардинцев (вторая пол. XVI - 60-е годы XIX века)», где автору удаётся комплексно исследовать гендер и гендерные отношения сквозь призму менталитета - этики, этикета, эстетических воззрений. И поскольку гендерный подход к истории избирает своим предметом диалог полов, в качестве предмета исследования автор выделяет социальные взаимодействия, позиции, права и обязанности мужчин и женщин в различных сферах жизни [9]. Социальная структура адыгского традиционного общества представляла собой сложную сословно-феодальную иерархию со строго определёнными обычно-правовыми нормами, правами в различных областях жизни. В данной работе права мужчин и женщин рассмотрены в контексте этих сословных полномочий.

Таким образом, гендерные исследования в адыгской этнопедагогике в своём хронологическом представлении свидетельствуют о том, что интерес к данной проблеме с течением времени возрос. Учёные обращались к различным проявлениям гендера в адыгской национальной культуре: отношению, роли и статусу мужчин и женщин в обществе, их правам и обязанностям, нормам поведения, особенностям воспитания, коммуникативной дифференциации, половым особенностям развития, семейной и общественной роли и т.д. Но сквозь призму исследования адыгской этической системы, как общей логики и образа жизни адыгов, проблемы гендерного воспитания изучены лишь как часть целого.

На наш взгляд, современная система воспитания весьма противоречива, лишена идеологических оснований, многоаспектна. Что касается ген-дерного воспитания в различных культурах, у различных этносов, то исторически у каждого народа становление личности имело свои особенности, связанные с традиционной культурой, религиозной и сословной принадлежностью, пространственными рамками и т.д. В народном опыте воспитания

адыгов много ценных педагогических мыслей, форм, средств и методов формирования личности, использование и инкорпорирование которых в современную систему воспитания можно рассматривать как весьма плодотворное явление. Поэтому традиционные методики и средства воспитания молодёжи способны внести много полезного в арсенал современного педагогического процесса.

На нынешнем этапе развития общества анализ содержания гендерных исследований в прошлом и настоящем необходим. За долгую историю они были «наполнены» различным материалом. Мы попытались дать им краткую характеристику в этнической педагогике адыгов.

Что касается последующих периодов развития, которые сыграли в судьбе горцев огромную роль, то это тем более необходимо. Нужно освободиться от крайних взглядов как в сторону отрицательной оценки, так и в сторону переоценки социальных явлений прошлого. И то, и другое имеет опасные последствия. В первом случае тотальное отрицание позитива способствует распространению в общественном сознании ощущения душевной пустоты и отсутствия каких-либо гуманных ценностей. Декларируемые в постсоветское время прагматические ориентации не в состоянии возместить отрицаемые традиционные ценности. Во втором - трудно определить перспективы дальнейшего развития общества, места и роли мужчин и женщин в социальных преобразованиях.

Литература

1. Мафедзев, С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов [Текст] / С.Х. Мафедзев. - Нальчик : Эльбрус, 1991. - 253 с.

2. Гарданов, В.К. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев [Текст] / В.К. Гарданов. - Нальчик : Эльбрус, 1986. - 303 с.

3. Загазежев, М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике [Текст] / М.Г. За-газежев. - Нальчик : Эльбрус, 1996. - 262 с.

4. Бгажноков, Б.Х. О структуре и функции паремии «Цыхубз пшэрыхь хущанэ» [Текст] / Б.Х. Бгажноков // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 1981. - С. 65-77.

5. Мамбетов, Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев [Текст] / Г.Х. Мамбетов. - Нальчик : Эль-фа, 1999. - 352 с.

6. Мамхегова, Р.А. Очерки об адыгском этикете [Текст] / Р.А. Мамхегова. -Нальчик : Эльбрус, 1993. - 144 с.

7. Текуева, М.А. Мужчина и женщина в адыгской культуре: традиции и современность [Текст] / М.А. Текуева. - Нальчик : Издательский центр «Эль-фа», 2006. - 136 с.

8. Альборова, Л.И. Адыгская этика и первичная социализация в традиционной системе воспитания [Текст] / Л.И. Альборова. - Нальчик : Полиграфсервис и Т, 2002. - 136 с.

9. Сабанчиева, Л.Х. Гендерный фактор традиционной культуры кабардинцев (вторая половина XVI - 60-е годы XIX века [Текст] / Л.Х. Сабанчиева. - Нальчик : Издательский центр «Эль-фа», 2005. - 245 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.