ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В XX В.
О.П. КОЗЬМЕНКО
Московский государственный открытый Педагогический университет им. М.А. Шолохова 109004 Россия, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16-18
Русская музыкальная культура XX в. развивалась на народной, национальной почве. История страны, героический опыт ее народа в борьбе за сохранение независимости, народная музыка, песенное и художественное творчество, фольклор и обряды питали литературу, изобразительное и музыкальное искусство. Вместе с тем культура опиралась на достижения русского искусства ХЕХ в., развивала все традиции и направления, сложившиеся в этом веке бурного роста всех отраслей культуры и искусства.
1. Становление русской музыкальной культуры XX в.
В начале XX в. в музыкальной культуре произошли существенные изменения. Открытие новых консерваторий в Саратове, Одессе, Киеве, наряду с уже действовавшими в Москве и Петербурге, свидетельствовало об успехах музыкального образования в стране и повышении уровня профессионального мастерства музыкантов и композиторов. В 1906 г. в Москве при содействии С.И. Танеева была открыта народная консерватория, в 1907 г. - организован Дом песни, ставивший целью пропаганду новых идей в музыке.
В творчестве композиторов происходил пересмотр музыкальных традиций. Под влиянием идей Серебряного века повышался интерес к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. Настоящим символом времени стало усиление лирического начала в музыкальных произведениях.
Музыкальное искусство страны в начале века было на подъеме. Традиции Глинки, Чайковского, Мусоргского, Даргомыжского развивались как композиторами старшего поколения, так и музыкальной молодежью. В первые годы XX в. был еще жив Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908). На рубеже веков Римский-Корсаков много работает с коллективом Частной оперы Саввы Мамонтова. Там, в 1897 г. и последующих годах были поставлены оперы Римского-Корсакова «Садко», «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В период первой российской революции Римский-Корсаков поддержал движение студентов Петербургской консерватории, за что был исключен из числа ее профессоров. Он вернулся туда только после получения консерваторией академической автономии. В 1906-1907 гг. композитор написал свою последнюю сатирическую оперу - «Золотой петушок», которая была поставлена уже после его смерти в сентябре 1909 г. в Частном оперном театре Зимина.
Начало XX в. стало периодом расцвета творчества другого замечательного русского композитора - Александра Константиновича Глазунова (1865-1936). Появились его 4-я, 5-я и 6-я симфонии (1893-1895), Торжественная увертюра (1900), балеты «Раймонда» (поставлен в 1898г.), «Времена года»1. В 1902 г. Глазунов написал 7-ю симфонию, а в 1906 г. - 8-ю.
В 1899 г. он стал профессором Петербургской консерватории. Под влиянием событий 1905 г., в знак протеста против увольнения Римского-Корсакова, вышел из состава профессоров. В конце года вновь избран профессором и вскоре стал директором консерватории (на этом посту он оставался до 1928 г.). После революции 1905-1907 гг. творческая активность Глазунова несколько снижается. Он пишет несколько фортепианных концертов, симфоническую поэму «Карельская легенда», 9-ю симфонию, которая осталась неоконченной. Творчество Глазунова вошло в золотой фонд русской классической музыки, а его преподавательская деятельность способствовала воспитанию новых, в том числе и советских, музыкантов и композиторов.
Основные черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве С.В. Рахманинова (1873-1943 гг.) и А.Н. Скрябина (1871-1915 гг.). Оба композитора были выпускниками Московской консерватории. С первых шагов в искусстве они заявили о себе как талантливые композиторы и пианисты.
Александр Николаевич Скрябин (1872-1915) - выпускник Московской консерватории. В 1898-1903 гг. был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. С 1904 по 1910 гг. жил в Швейцарии, откуда разъезжал с гастролями по многим странам мира. В 1912 г. гастролировал в Голландии, а в 1914 г. - в Англии. Скоропостижная смерть его была вызвана заражением крови. Для музыки Скрябина характерны романтическая окраска, страстность, глубокий драматический порыв. Его основные произведения - 1-я и 2-я симфонии (1900, 1902), в 1903-1904 гг. Скрябин создает 3-ю симфонию. Третья симфония («Божественная поэма») в первый раз была исполнена в январе 1905 г. под управлением венгерского дирижера Артура Никиша. Скрябин - провозвестник современной симфонической музыки. Именно он первым из русских композиторов проложил дорогу от классической музыки XVIII - XIX вв. к современной, к музыкальному языку XX в. Это понимали не все его современники, упрекавшие его в модернизме, импрессионизме, символизме и пр. Такие же оценки повторялись и в 30-50-е гг. В 1905-1907 гг. Скрябин создает знаменитую «Поэму экстаза», затем симфоническую поэму «Прометей». Музыка Скрябина и сегодня украшает программы многих оркестров и дирижеров мира. Идейно-художественный мир А.Н. Скрябина был сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глубоким философским содержанием. Симфонические произведения Скрябина созданы под впечатлением политических событий начала XX в.
С.В. Рахманинов (1873 - 1943 гг.) обладал ярко выраженной творческой индивидуальностью. Это не мешало ему следовать традициям русской музыкальной классики. Во многом он был прямым музыкальным наследником П.И. Чайковского. Оригинальностью и своеобразием отличаются музыка и исполнительское мастерство
С.В Рахманинова. Он учился в Петербургской, а затем Московской консерваториях, начал сочинять музыку с 1887 г., а в 90-х гг. XIX в, уже приобрел известность. Выпускная работа Рахманинова по классу композиции в Московской консерватории в 1892 г. - опера «Алеко» по поэме Пушкина. Расцвет дарования Рахманинова наступает с начала XX в. Он сочиняет ряд фортепианных концертов и сюит, цикл романсов. В 1897-1898 гг. Рахманинов - дирижер Московской частной оперы С. И. Мамонтова, в 1904-1906 гг. - дирижер Большого театра в Москве. В 1907-1917 гг. Рахманинов много гастролировал по странам Европы и Америки, стяжав славу выдающегося пианиста и симфонического дирижера. После 1917 г. Сергей Рахманинов жил в США. Он занимался в основном исполнительской деятельностью, но композиторскую работу не прекращал, В созданных за границей произведениях ярко проступают русские национальные черты. В годы Великой Отечественной войны Сергей Рахманинов занимал патриотическую позицию.
Выдающийся русский композитор Игорь Федорович Стравинский (1882-1971) окончил юридический факультет Петербургского университета в 1905 г.2 Брал уроки композиции с 1903 г. у Н.Римского-Корсакова. В 1907 г. он закончил свою 1-ю симфонию. В 1909 г. началось его сотрудничество с Дягилевым, организатором «русских сезонов» за границей. Стравинский написал музыку к балетам «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» (1910, 1911, 1913). В 1914 г. он закончил оперу «Соловей» по сказке Андерсена. Эти произведе-
ния, наряду с национальными, фольклорными истоками, отличались современным музыкальным языком. Сюиты из музыки его балетов входят в концертные программы многих русских и зарубежных дирижеров.
В эти же годы продолжают свою композиторскую и преподавательскую деятельность С.И. Танеев, С.М. Ляпунов, A.C. Аренский. Наряду с развитием классической музыки, развитием музыкального образования, театральной и концертной деятельности, в российском обществе начала XX в. усиливается интерес к народной музыке. Связь с фольклором испытали все тогдашние русские композиторы. Необходимо было сохранять в неприкосновенности и сами народные музыкальные произведения. Эту задачу выполнял В.В. Андреев (1861-1918), русский музыкант, балалаечник-виртуоз. В 1896 г. он создал Великорусский балалаечный оркестр, который выступал по России и за границей. Основанный им оркестр, существующий до сих пор, после смерти Андреева назван его именем. В это же время создаются самодеятельные и общественные русские хоры в Петербурге, Москве, ряде других губернских центров.
В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью частной оперы в Москве (С.И. Мамонтова, а затем - С.И. Зимина). На сцене Московской частной русской оперы Мамонтова в полную силу раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф.И. Шаляпина (1873-1938). «В русском искусстве Шаляпин -эпоха, как Пушкин», - писал Горький.
Русская вокальная школа дала немало замечательных певцов, среди которых звездами первой величины были Л.В. Собинов и A.B. Нежданова.
Русское искусство получает широкое международное признание. Организованные С.П. Дягилевым Русские сезоны в Париже относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства. В 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры». В следующем году в концертах они могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. с исключительным успехом в Париже выступал Ф.И. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов».
С Русскими сезонами связано творчество композиторов, художников, балетмейстеров и солистов балета. Одним из новаторов русского балета начала XX в. был М.М. Фокин (1880-1942), который утверждал драматургию как идейно-художественную основу балетного спектакля; путем «содружества танца, музыки и живописи» он стремился к созданию психологически полного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина были восприняты эстетикой советского балета. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке
В.А. Серова, стал символом русского классического балета. Большой успех имели балеты И.Ф. Стравинского (1882-1971) «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», в которых чувствовался интерес к далеким историческим эпохам, к народной обрядности, фольклору.
Русскую культуру рубежа столетий и первых десятилетий XX в. отличают гуманизм и гражданственность, народность и демократизм. В канун революционных событий 1917г. Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня.
2. Музыкальная культура молодой страны Советов.
После 1917 г. началось «расслоение» музыкальной культуры, В ней выделились следующие направления: классическая музыка, агитационно-песенная и народная. Большое значение имела музыка авангардная, малоизвестная сейчас.
Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в репертуаре оперных и балетных коллективов по-прежнему занимала классика. Единственным удачным спектаклем па современную тему стала постановка балета Р. Глиэра «Красный мак» («Красный цветок») в Большом театре в 1927 г.
Несмотря на сопротивление Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), ведущим направлением в работе музыкальных театров и оркестров было сохранение и по-
пуляризация русской классики. РАПМ ставила задачу борьбы с буржуазным влиянием в музыке, выступая за упрощение музыкальных форм и отдавая предпочтение массовой песне перед другими жанрами. Ассоциация современных музыкантов (АСМ) ориентировалась на современное западное искусство.
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии и др. Выдвинулись молодые советские дирижеры Н. Мравинский, Б. Хайкин. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.
Образование творческих союзов не означало прекращения идейно-эстетической борьбы. Теперь она велась под лозунгом борьбы против формализма. В 1935-1937 гг. по инициативе ЦК партии прошла дискуссия о преодолении формализма и натурализма в литературе и искусстве. В 1936 г. на страницах печати появилась серия статей с критикой формализма в творчестве некоторых композиторов. Характерны названия статей, опубликованных в «Правде»: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О художниках пачкунах». Формалистическими были объявлены опера Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» и его балет «Светлый ручей»3.
Во время Великой Отечественной войны свое искусство фронтовикам показывали многочисленные концертные бригады. Так, например, на Западном, Волховском и Дальневосточном фронтах выступал с концертами джаз-оркестр, которым руководил народный артист СССР Леонид Утесов. Шутки, лирические песни, сатирические куплеты зазвучали с фронтовой эстрады. Артисты пели о разном: о фронте и тыле, о дружбе, призывали к борьбе с врагом, но мысль всегда была одна: донести песню до сердца бойца. Каждый из артистов чувствовал, какую радость, какой отдых и свежую разрядку приносили они своими выступлениями славным защитникам Родины. И это чувство удовлетворения было настолько велико, что оно заставляло забывать о всех трудностях и невзгодах фронта4.
Славный боевой путь советского искусства прошла и концертная бригада Московского театра оперетты. Западный, Волховский, Воронежский, Сталинградский, 1-й и 2-й Украинские - на этих фронтах с 1942 по 1945 гг. побывали артисты театра, вместе с передовыми частями Советской Армии ими был пройден большой и трудный путь. Они выступали под Москвой, Сталинградом, Воронежем и в часы затишья, и во время ожесточенных боев. Давали по три-четыре концерта в день, нередко в сырую погоду или сильный мороз, вовсе не думая, как это было в мирное время, что могут сорвать голос. Репертуар своей бригады они стремились сделать содержательным, боевым по духу.
Песни советских композиторов, популярные в те дни русские народные песни, отрывки из спектаклей, оперетт - все это было у них «на вооружении». И как часто приходилось им слышать слова благодарности от самого дорогого зрителя, слова, которые вселяли надежду, что их труд вливается в общее дело - в борьбу, которую вела наша великая армия на фронтах Отечественной войны. Даже в самые тяжкие дни повсюду жила неистребимая потребность посмеяться, пошутить. Поэтому так любили на фронте выступления концертной бригады Театра Эстрады и миниатюр. В составе бригады выступали такие популярные актеры как Рина Зеленая, Мария Миронова, знаменитый певец С.Я. Лемешев.
Свои выступления Ансамбль красноармейской песни и пляски Юго-Западного фронта начал в Броварских лесах под Киевом, где формировались полки Юго-Западного фронта. Выступали помногу и в условиях очень далеких от концертных. На лесную поляну, где была наскоро оборудована «сцена», приходили зрители, еще неловко чувствовавшие себя в военной форме. Они смотрели концерт и уходили, их сменяли другие, и концерт начинался сначала. Так с раннего утра и до наступления темноты шли представления. Уставшие, артисты тут же, на сцене, ложились спать, чтобы утром начать все сначала. Певцы не жаловались на то, что «не звучит» голос, танцоры забывали об усталости, у оркестрантов пухли губы, но концерты шли один за другим. Ансамбль отступал вместе с армией, не прекращая выступлений на привалах, в госпиталях, на аэродромах. Нередко концерты прерывались
налетами вражеской авиации или очередным приказом о срочном передвижении. Коллектив ансамбля состоял из разносторонне одаренных людей. Отличные певцы солисты и хор, блестящие танцоры, виртуозные музыканты, талантливые дирижеры и оркестранты... Невзгоды и трудности первых дней войны, высокая сознательность и, конечно, талант этих людей сцементировали их в исключительно слаженный творческий коллектив, которому по плечу была любая сложная работа. И никогда они не были так близки к слушателям, как в те трудные годы, когда вся страна жила одним стремлением - победить.
В это время появились такие горячо любимые до сих пор песни на стихи известных поэтов, как «Землянка» А. Суркова, «Огонек» и «В лесу прифронтовом» М. Исаковского, «Моя любимая» Е. Долматовского и «Соловьи» А. Фатьянова.
В послевоенные годы продолжалась начавшаяся еще до войны борьба с «формализмом». Она охватила литературу, музыку, изобразительное искусство. В 1948 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских композиторов.
В годы «оттепели» при Н.С. Хрущеве создавались более благоприятные условия для развития культуры. «Потепление» не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов «оттепель» сошла на нет. Во время «оттепели» сформировались «шестидесятники», поколение интеллигенции, которое сыграло важную роль в музыкальной культуре.
Регулярно стали собираться съезды художественной интеллигенции. Крупным событием в культурной жизни страны был Второй Всесоюзный съезд композиторов (1957). В 1957, 1962 и 1963 гг. были организованы встречи творческой интеллигенции с руководителями партии и правительства.
По мере улучшения международной обстановки активизировались международные связи советской культуры. В 1954-1955 гг. ЦК партии принял ряд постановлений о расширении культурных контактов с Италией, Францией, Англией. За ними последовали гастроли театральных трупп и ансамблей. Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского, проводимый в Москве (первый из них состоялся в 1958 г.). Начался культурный обмен с США. Первыми пробили брешь в «железном занавесе» советские музыканты-исполнители Э. Гилельс, Д. Ойстрах, М. Ростропович, которые гастролировали за океаном в 1955-1956 гг. (После концертного турне
С.С. Прокофьева в 1921 г. и гастролей МХАТа в 1923-1924 гг. никто из русских в Америке не выступал.)6. Укреплению культурных контактов способствовал Международный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. Для многих советских людей фестиваль дал возможность впервые познакомиться с современной музыкой зарубежных стран.
Это было время расцвета эстрады. Музыкальные вечера в Политехническом музее, Лужниках, НИИ и учебных институтах, домах культуры, школах и техникумах собирали большую аудиторию любителей поэзии.
Новую жизнь обрел жанр авторской песни. Ее популярность можно объяснить доступностью, широкими возможностями распространения через магнитофонные записи. В авторской песне смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б. Окуджавы, А. Галича и В. Высоцкого бился пульс времени, сложного и противоречивого, когда шел мучительный процесс превращения человека из «винтика» в мыслящего, свободного члена общества. Цензура на могла удержать в своих рамках музыкальную культуру 60-х гг.
Идеологические стереотипы, сложившиеся в предшествующие годы, были серьезным препятствием на пути к слушателю многих талантливых произведений. Любое произведение, нарушавшее принятые каноны в изображении исторических событий, или вторгавшееся в негласно запретные темы, или же имевшее непривычную форму, с трудом пробивало дорогу к аудитории.
Выросла популярность музыки и песен, сопровождавших кинофильмы. Популярностью пользовались песни из фильмов В. Шукшина, Н. Михалкова. Самым кассовым фильмом в эти годы стал фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит».
Некоторые музыканты покидали родину. Были лишены советского гражданства выдающийся музыкант современности М. Ростропович и талантливая певица Г. Вишневская.
Творчество многих музыкантов, оказавшихся за пределами родины, официально было вычеркнуто из советской культуры, их имена перестали упоминаться даже в исторических и искусствоведческих исследованиях. Но «вычеркнутые» произведения продолжали жить в списках, на кино- и магнитных пленках.
В 70-е гг. отчетливо выделились два пласта в музыкальной культуре - официальный и неофициальный. И тот и другой пласты включали как высокохудожественные образцы, так и слабые произведения. Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. Появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры.
В 70-80-е гг. поистине стали годами «киномузыки». Э. Рязанов по праву считается мастером использования музыки в кино. Наиболее интересной является созданная им в содружестве с Э. Брагинским лирическая комедия «Ирония судьбы, или с легким паром». Колоссальный успех фильму обеспечили вдохновенная игра актеров, работа оператора и прекрасная музыка Микаэла Таравердиева. За музыку к фильму «Ирония судьбы или с легким паром» он получил Государственную премию СССР.
Очень хороши были актеры: Андрей Мягков, Юрий Яковлев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова и гостья из Польши - очаровательная Барбара Брыльска. Если актеры милы и обаятельны, то музыка, представленная в этом фильме, не только дополняет сюжет, но и придает ему остроумный, ироничный, и изящный оттенок. Лейтмотивом фильма является ритмичная, запоминающаяся мелодия, которая сопровождает незадачливого героя на всем протяжении фильма.
Одним из ярких проявлений стало песенное творчество B.C. Высоцкого. Ему удалось в песнях сказать о тех сторонах жизни, о которых не принято было говорить открыто. Демократичность творчества, широта охвата жизни, глубокое понимание народного духа, его исторических корней сделали Высоцкого поистине народным поэтом и артистом, хотя никаких званий и наград при жизни он не получал. Лишь некоторые из его песен при жизни автора прозвучали с экрана, по радио или были записаны на пластинки. Основным же источником распространения его произведений были магнитофонные записи. Своеобразным феноменом неофициальной музыкальной культуры стали «кухонные» концерты и диспуты московской интеллигенции. Интеллигенция существовала по законам двойного сознания: демонстрировала свою послушность на работе и партийных собраниях и противопоставляла себя власти в кулуарных разговорах.
3. Русская музыкальная культура конца XX в.
Обновление системы государственного социализма, начатое партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым в 1985 г., имело большие последствия для всех отраслей культуры. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее.
Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность как необходимое условие курса на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной идеологии.
Периодика оказывала громадное влияние на общественное сознание. Непривычная к свободному слову публика с жадностью набрасывалась на очередные разоблачения, которые на первых порах не выходили за рамки «социалистического выбора». Антисталинский «критический заряд» публицистики перерастал в антикоммунистический. Идеологии перестройки был нанесен серьезный удар. Во многих публикациях речь шла уже не о сталинских преступлениях и деформациях социализма, а о порочности самой системы. В общественном сознании укреплялась мысль о невозможности «возвращения к истокам».
Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах. За два-три года «толстые» литературнохудожественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны
возвращались «полочные» (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - «старые-новые» пьесы. Началась реабилитация диссидентов. В декабре 1986 г. в Москву из ссылки вернулся академик А.Д. Сахаров.
Кадровые перестановки в высших эшелонах власти затронули и органы культуры. Новые люди пришли в Министерство культуры, во главе которого встал актер Театра на Таганке Н. Губенко, сменилось руководство Президиума Академии наук, творческих союзов, редколлегий многих литературно-художественных журналов.
Перестройка принесла большие перемены в международных контактах СССР. Противостояние двух систем постепенно уходило в прошлое, падение Берлинской стены в 1989 г. символизировало конец холодной войны. «Железный занавес», отделявший СССР от внешнего мира, пал, исчезли идеологические фильтры, контролировавшие информацию извне. Массовая западная культура потоком хлынула в СССР осваивать новый рынок. Музыкальный конкурс в Сан-Ремо транслировался в России в прямом эфире. Настоящим символом сближения России и Италии стало приглашение на него российских звезд эстрады - Аллы Пугачевой и Владимира Кузьмина. На экраны хлынули потоки коммерческой музыки. Многочисленные музыкальные клипы создавались в подражание западным образцам.
Процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре.
Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика. Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается одной частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX в., другие считают естественной нормой цивилизованного общества культурный плюрализм.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. М., 1998. С. 78.
2 Там же. С. 79.
3 Там же. С. 95.
4 Данилов J1.A., Косулина Л.Г., История России. XX век. М., 1995. С. 56 6 Островский В.П., Уткин А И. История России. XX век. М., 1995.
HISTORICAL STAGES IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL CULTURE
IN THE XX™ CENTURY
O.P. KOZMENKO
Moscow Sholokhov state pedagogical open University.
16-18, Verkhnaya Radishevskaya str., Moscow, ¡09004. Russia
The work studies main stages in the development of musical culture from the beginning of the XX-th century until nowadays. Central place in the work devoted to the analysis of the professional education of musical features in czarist Russia, during the first years of the Soviet power? Before the second World War and Khrushev years, during years of Perestroyka and further democratization of the Soviet society and during first periods in the history of the Russia Federation. The author uses rich facts and figures material in the analysis of the heritates or the Russian musical culture.