УДК 94 (7)
А. Ю. Петров, С. Г. Комаров
Петров А. Ю., доктор исторических наук
ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН
профессор кафедры истории и географии МГЛУ;
e-mail: alaska13@yandex.com
Комаров С. Г., преподаватель Калужской духовной семинарии Русской Православной церкви
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА АЛЯСКЕ И АЛЕУТСКИХ ОСТРОВАХ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением наследия Русской православной церкви на территориях, входивших в состав Российской империи под названием Русская Америка. Показаны основные составляющие этого процесса. Статья подготовлена с использованием методов междисциплинарных подходов.
Ключевые слова: Русская православная церковь; Русская Америка; Россия; США; Аляска.
Petrov A. Yu., Komarov S. G.
Petrov А. Yu., Dr. Leading Research Fellow in the Institute of World History
of the Russian Academy of Sciences, Professor in the Department
of History and Geography, MSLU
Komarov S. G., Educator in the Kaluga Seminary
of The Russian Orthodox Church
HISTORICAL TRADITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN ALASKA AND ALEUTIAN ISLANDS
The article explores the questions regarding the development of the Russian Orthodox Church on the territories that had been an integral portion of the Russian Empire and called Russian America. The major directions of that process will be explored. The article is written on the basis of an interdisciplinary approach.
Key words: Russian America; Russia; USA; Alaska; Russian Orthodox Church.
Начало нынешнего тысячелетия отмечено особым вниманием к изучению истории православия и его миссионерской составляющей. В современной России пришли к пониманию того, как важно изучение истории распространения православия в Сибири и на
Аляске. Оказалось, что православие продолжает активно развиваться в землях, которые ранее принадлежали Российской империи и назывались Русской Америкой. В этих условиях резко возрос интерес к прогнозам относительно дальнейшей судьбы народов Аляски и к анализу исторического опыта развития православия на американском континенте. Понимание процессов происходящих в современной Америке возможно только с учетом изучения исторических традиций. Только комплексное исследование с учетом современных экспедиционных данных позволит нам в полной мере постичь значение православия в северной части Тихого океана в его историческом развитии.
Аляска - единственный штат в США, где история православия присутствует во всех экспозициях и музеях крупных населенных пунктов. Изучение православия на Аляске является составной частью общеобразовательных программ по истории штата во всех школах и университетах Аляски. Изображения русских православных храмов являются основным атрибутом всей выпускаемой ныне сувенирной продукции. Туристами всех стран мира, посещающими Аляску, Россия и Русская православная церковь воспринимается как единое целое.
Как местные жители, так и пришлые народы полагают историю Русской Америки как мирный и просветительский процесс. А ведь освоение новых территорий и образование колониальных империй, как правило, сопровождалось использованием силы. Так, основание колоний со стороны Атлантического океана проводилось, за редким исключением, массовым изгнанием и уничтожением индейцев. Колонии в Новой Англии были основаны протестантами-пуританами, стремившимися уйти от преследования королевского двора, особенно во времена Марии Кровавой и Реставрации Стюартов. Освоение же земель со стороны Тихого океана - Калифорнии - осуществлялось Испанской империей, которая направляла монахов - иезуитов и францисканцев - на новые земли. Однако там их деятельность держалась в основном на военной силе и повиновении индейцев. Россия в процессе освоения новых территорий полагалась в основном на экономико-социальные методы взаимодействия с туземцами, чему в значительной степени способствовала Русская православная церковь. После продажи Аляски США Россия благодаря православной традиции сохранила там свою материальную и духовную культуру в доброй исторической памяти.
Выделим основные направления, по которым проходило это влияние: вширь и вглубь. Вширь - это расширение с точки зрения географических границ. Россия имела свои колонии от Алеутских островов до Калифорнии. Практически в каждом относительно крупном населенном пункте возникали православные храмы. После продажи Аляски деятельность православной церкви переносится и на другие штаты и распространяется по всей стране.
Влияние православия с точки зрения глубинных процессов, или в вертикальном измерении, проявилось в период Русской Америки в строительстве храмов, общеобразовательных учреждений: школ и училищ. В опосредованном смысле через миссионеров это влияние выразилось в огородничестве, ремеслах и других светских занятиях.
Наследие Русской Америки как историко-культурный феномен ныне рассматривается в разных аспектах. В узком смысле - это Аляска, группы Алеутских островов, поселения в Калифорнии, на Гавайских, Курильских и Командорских островах. Это район деятельности Российско-американской компании (РАК), управлявшей данными территориями в 1799-1867 гг. В широком смысле под Русской Америкой понимается Новый Свет, новые рубежи в сознании наших предков. Америка обозначала для них не столько континент, сколько новую, неизвестную землю, границу. Только в первой половине XIX в. из России отправилось более 50 кругосветных экспедиций. Они привели к качественным изменениям в науке, ведь было сделано немало крупных географических открытий. Важно подчеркнуть, что конечной целью практически всех экспедиций была Аляска, а снаряжены они были на средства Российско-американской компании. Без понимания этого фактора и должной оценки финансово-хозяйственной деятельности РАК в России и за ее пределами крайне сложно составить «русский глобус» и изучать российское наследие за рубежом. Поэтому в широком смысле под Русской Америкой подразумеваются страны и регионы, которые посетили участники отечественных кругосветных экспедиций [6].
К пониманию этого положения ученые подошли в процессе кропотливого и сложного научного процесса, составными частями которого были введение в научный оборот больших массивов новых документов и их анализ.
Истоки этого процесса берут свое начало в ранних работах по истории Русской Америки, но дальнейшее развитие они получат
уже в середине XX в. Именно тогда в трудах Н. Н. Болховитинова, Р. В. Макаровой, Р. Пирса и других ученых стали подниматься новые проблемы в истории Русской Америки. В результате появилась серия фундаментальных работ [1; 5; 8].
Накопленный материал, сложившиеся методические принципы исследований позволили ученым создать обстоятельный труд в трех томах «История Русской Америки» (1732-1867), в котором освещены многие стороны почти полуторавекового процесса российской колонизации Аляски [3]. Исследовательская работа авторов трехтомника пришлась на начало 1990-х, когда было мало известно о русском влиянии во внутренних районах Аляски, ограниченными были знания по археологии и лингвистике Русской Америки. Этот труд привлек внимание международного научного сообщества и способствовал дальнейшей разработке, затрагиваемых в нем проблем, но также и высветил те лакуны, которые нуждались в дополнительном изучении. Так, основываясь на источниковом и научно-исследовательском багаже знаний тех лет, Н. Н. Болховитинов высказал мысль о том, что русское наследие исчезло: «От некогда обширных американских владений России не сохранилось ничего. Последние остатки русского наследия в конце XIX в. смыла гигантская волна авантюристов и золотоискателей, хлынувшая в район Клондайка, а затем и на саму Аляску. Призрак русского влияния рассеялся "как дым, как утренний туман"» [3, т. 1, с. 5].
Стереотипы, долгое время превалировавшие в российско-американских отношениях, оказались достаточно распространенными и в научно-образовательной среде. Проблемы, связанные с историей и наследием Русской Америки, часто игнорировались, при этом их затруднялись отнести как к отечественной, так и к американской истории. В итоге, в школьных и вузовских учебниках практически ничего не говорится не только о великих русских географических открытиях в северной части Тихого океана и об истории Русской Америки, но и о наследии этой истории, которое сегодня живо. В то же время распространено множество мифов.
Лишь в последние годы изучение Русской Америки вышло на новый уровень. Вплоть до 2009-2010 гг. у всех, изучающих историю Аляски, были лишь самые общие представления о степени и уровне сохранности там объектов материальной и духовной культуры.
Перелом произошел во многом благодаря публикации фундаментальных работ об истории православной церкви в северной части Тихого океана, введению в научный оборот новых документов и систематическому изучению бывших владений России в ходе специальных научно-исследовательских экспедиций.
Велико значение в изучении и сохранении объектов наследия России состоявшихся в 2009-2013 гг. научно-исследовательских экспедиций под руководством Героя России М. Г. Малахова и научным кураторством А. Ю. Петрова по рекам Юкон, Кускоквим, Инноко, Нушагак и Копер. Эти экспедиции по выявлению памятников русской культуры можно разделить на три этапа. Во время первого этапа участники экспедиции шли на байдарках в условиях, максимально приближенных к середине XIX в., повторив путь ря-занца - известного первооткрывателя реки Юкон - Л. А. Загоскина. Во время второго - география была расширена и включала уже пути других русских исследователей Аляски: Г. И. и Н. А. Шели-ховых, И. Я. Васильева, П. В. Малахова, С. И. Лукина, священника Я. Нецветова. Третий этап еще более расширил наше представление об исторических маршрутах того времени и включал уже Алеутские острова.
Научные цели экспедиций включали в себя: описание современных социально-экономических условий проживания коренного населения по рекам Юкон и Кускоквим; проведение историко-географических, историко-филологических и этнографических исследований. Целью экспедиции было выявление и описание наследия России в труднодоступных районах Аляски. Также важно было понять и изучить влияния русской культуры на современную жизнь и культуру местных народов, сопоставив с выявленными документами в отечественных и зарубежных архивах и библиотеках.
Во многом благодаря широкому охвату территории в ходе экспедиций был определен значительный пласт российского наследия, который до настоящего момента не являлся предметом специального исследования и не был осмыслен как единое явление.
Исследования проводились на обширной территории проживания двух основных этнических групп - атабаски (коюконы, ингалики, верхнекускоквимцы) и эскимосы-юпик (незначительно - эскимосы-инупиаты). Перед началом экспедиции было выяснено, что большинство обследованных поселений малонаселенные - 50-500 человек.
В ходе полевых исследований было установлено, что до 90 % из них -коренные жители. Многие поселки связаны друг с другом водным путем - реками Юкон и Кускоквим, однако существуют населенные пункты полностью отрезанные от других. Доставка всего необходимого происходит только воздушным путем. При выявлении объектов русской культуры важно было учесть и то обстоятельство, что в 19501970-е гг. произошло значительное сокращение числа населенных пунктов и их укрупнение.
Полученные результаты стали возможны благодаря активной деятельности священнослужителей - участников экспедиции из Калужской епархии - иерея Романа Глыбовского, протодиакона Сергия Комарова и иеромонаха Макария (Комогорова). Можно сказать, что они стали православными миссионерами XXI в. Они проводили научные исследования в соответствии с разработанными митрополитом Калужским и Боровским Климентом (Капалиным) и А. Ю. Петровым инструкциями. По пути следования экспедиций практически все населенные пункты имели православные приходы. Священнослужители совершали богослужения в православных храмах совместно с духовенством местных православных общин на Аляске. Почти все жители деревень посещают храмы православной церкви в Америке, которая находится в каноническом общении с Русской православной церковью. Однако свои представительства имеют также католическая церковь и протестантские деноминации (Епископальная церковь, Библейская церковь, баптисты и др.).
В ходе изучения селений внутренних районов Аляски было установлено, что большинство православных храмов находится у эскимосов. При опросе местных жителей зафиксирован тот факт, что в их памяти до сих пор сохраняются и передаются из поколения в поколение истории о жизни первых православных миссионеров. Вероятно, самым важным событием в деятельности миссионеров индейцы считают примирение враждующих племен и кланов. Этот факт отмечался и в документах РАК периода Русской Америки. Удивительно, но рассказы местных жителей достаточно точно передают характер христианской проповеди того времени, когда русские миссионеры собирали жителей в специально установленных для этого палатках - походных церквах. Очевидно, что в сознании аборигенов запечатлелась святость новой религии, необходимость соблюдать благоговение в доме Божием. Объявляя во время крещения
всех братьями во Христе, причащая их от одной чаши, миссионеры оказывали влияние на межплеменные отношения.
Именно через призму православия многие представители коренных народов воспринимают и осознают русский период своей истории. Большинство из них знают имена американских православных святых - священномученика иеромонаха Ювеналия, священномуче-ника Петра Алеута, преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия (Вениаминова), праведного Якова (Иакова) Нецветова.
По мнению отечественных и зарубежных исследователей, распространение православия стало основным фактором русского культурного влияния на жизнь аборигенов в этой части Нового Света. Так, Н. Н. Болховитинов отмечал, что именно православная церковь стала главной хранительницей русского наследия в Северной Америке. Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) первым предпринял изучение деятельности православной церкви на Аляске после 1867 г. В монографическом исследовании он рассматривает историю присутствия Русской православной церкви на Аляске (русский и американский периоды) со времен ее открытия до 1917 г. Он подчеркивал, что православные миссионеры тесно взаимодействовали с паствой и в своей духовной деятельности опирались на изучение и сохранение особенностей культуры коренных народов. Их стараниями сложилась письменность основных этнических групп Аляски, переводились на туземные языки книги Священного писания, богослужебные и вероучительные тексты [4, с. 480].
Как отмечает академик РАН Н. Н. Болховитинов, «прибытие миссии архимандрита Иоасафа в 1794 г. на Кадьяк было не только отправным пунктом, но и своего рода завершением, или точнее, кульминацией процесса первоначального просвещения и Христианизации туземного населения Аляски» [2, с. 131-132].
В отличие от РАК, Русская православная церковь продолжила свою деятельность на Аляске и после того, как та стала американским штатом. Но этот уникальный опыт пока мало отражен в исследовательской литературе.
В настоящее время идет активная работа по сбору источников, которые бы давали более полную картину о сохранившихся объектах духовной и материальной культуры на Аляске и в Калифорнии. Так, счетные книги православных храмов, где указаны суммы и характер пожертвований Церкви являются важным источником сведений об
истории ареала. Из них можно получить сведения о православных священниках, кто из белых американцев, живет в ареале, о местной экономике и культурной практике.
Результаты экспедиционных исследований показали, что, несмотря на то что русский этап на Юконе и Кускоквиме был по продолжительности более коротким (1840-1860), по сравнению с прибрежными поселениями - Кадьяк, Уналашка, Атка (вторая половина XVII в. - 1867 г.), многие влияния русской культуры сохранились до нашего времени и играют значительную роль в жизни коренных народов. Среди заимствований - русские слова, встречающиеся в языке индейцев и эскимосов, обозначающие продукты и предметы быта: чай, сахар, молоко, ложка, платок, баня и т. д. Подобного словаря русских заимствований не создано до сих пор, но их количество дает основание говорить о существовании особого аляскинского диалекта русского языка. Широкое распространение получили русские фамилии и имена (Кожевников, Иванов, Васка, Питка, Исмалка, Николай и пр.). Все эскимосы и атабаски говорят, что в них течет русская кровь, и это считается предметом гордости.
В ходе экспедиции было впервые выявлено более 30 метрических книг на русском языке, охватывающих период 1852-1950-е гг. В обнаруженных материалах нашли отражение важные статистические сведения по населенным пунктам внутренних районов Аляски. Подобный комплекс документов является достаточно редким. По крайней мере, в Библиотеке Конгресса, в фонде, посвященном деятельности Русской православной церкви на Аляске, и в коллекции Юдина имеются лишь обрывочные сведения соседних районов. Ценно то, что наиболее ранняя книга (1852) содержит автографы Я. Нецветова, причисленного к лику святых Американской православной церковью. Для сохранения столь редких документов специальными службами Аляски принято решение об их передаче в архивохранилище на остров Кадьяк.
Указанные выше материалы позволили сделать вывод, что влияние русских культурных традиций продолжалось и после уступки российских колоний Соединенным Штатам. Все делопроизводство до начала ХХ в. велось на русском языке, имена и фамилии местных жителей указаны русские, значительной была креольская прослойка (потомки русских, эскимосов и алеутов), указаны и этнические русские, выходцы из России, которые остались жить на Аляске. Местное
население представлено несколькими племенами - это квихпакцы, инкалиты, куюканцы, кольчане, кускоквимцы.
На Аляске сохранилось большое количество памятников истории русского освоения, многие из которых не изучены и не поставлены на охрану. В ходе экспедиции были выявлены могилы и могильные плиты русских колонистов и креолов (в Рашен Мишен), сохранились остатки русских фортов и других построек (форт в Ну-лато, в Рашен Мишен, Колмаковский редут и др.). Требуется составление реестра объектов, связанных с русской колонизацией, нанесение их на карту и детальное изучение.
В 1844 г. Л. А. Загоскин обнаружил и дал краткую характеристику разрушенного укрепленного поселения в семи милях от устья крайнего правого рукава Юкона - реки Апхун. Оно характерно для многих среднерусских и сибирских городищ - острогов - и полностью вписывается в русскую традицию. В устье Юкона другие русские поселения неизвестны. Более того, местные племена, по свидетельству американских археологов, никогда не строили укреплений. Таким образом, данные Л. А. Загоскина не укладываются в привычную схему освоения Аляски. Возможно, это городище имеет отношение к давней легенде о первом русском поселении на Аляске, основанном в XVII в. людьми с судов Семёна Дежнёва или какой-либо другой экспедиции.
Церкви и часовни названы в честь Св. Германа Аляскинского (Стоуни Ривер), Св. Сергия Радонежского (Чатбалук, 1932), Св. Николая (Крукед Крик, 1945), Св. Петра и Павла (Слитмют, 1950), Св. Серафима Саровского (Нижний Калскаг, 1940), Свв. Ольги, Веры, Надежды, Любови (Бетел, 1974).
Качество церковного убранства и ухоженность церкви и кладбища, а также частота богослужений зависят от того, имеется ли в поселении свой священник: если да, то службы проводятся еженедельно и по праздникам. В противном случае богослужение совершается два раза в год и в праздники или жители посещают храмы соседних деревень, где есть свой священник.
Церковнослужители бережно хранят память о своих предшественниках, знают их имена. Отрадно, что все священники, служившие и служащие сейчас, в Центральной Аляске являются представителями коренного населения. Все они окончили Кадьякскую семинарию - одну из четырех, существующих в США.
Отец Михаил, священник Чатбалука, смог вспомнить четыре посещения этой территории епископом; Бетел ждал владыку осенью прошлого года на освящение нового храма.
Редкое посещение епископом этих территорий, недостаточное число священников может быть объяснено переносом кафедры владыки в Сан-Франциско - территориально аляскинские приходы оказались отдаленными. Кроме того, не все представители аляскинского духовенства в свое время поддержали идею автокефалии Американской православной церкви.
Во всех собранных анкетных сведениях отмечалось, что в каждом поселении имеется по одному православному храму, что обусловлено прежде всего скромными размерами поселений. Численность православной общины может колебаться от 40 человек (Стоуни Ривер, общая численность населения 54 человека) до 300 человек (Бетел, общая численность населения 5 тыс. человек). В старых, основанных еще до продажи Аляски или во второй половине XIX в., поселениях доля православных достигает 98 %, в подавляющем большинстве это представители коренных народов. Респонденты утверждают, что неизменна тенденция возрастания числа лиц православного вероисповедания. Даже в крупных городах штата (Анкоридж, Фэйрбэнкс) ряд православных священников обращены из протестантов (из 45 священников Анкориджа 7 - бывшие протестанты).
Объясняя феномен распространения православия на Аляске, многие американские историки указывают на то, что оно близко по духу базовым языческим традициям. Поэтому туземцам легко оставаться в лоне этой конфессии. Тому приводятся разнообразные примеры: культ предков похож на почитание старцев и местных подвижников, склонность клириков русского обряда к бытовому наставничеству напоминает роль вождя или шамана. С другой стороны, укрепление православия на Аляске можно объяснить толерантностью к местному языку, традициям и т. д. Следует отметить высокую степень активности православных общин, которые организуют детские православные лагеря, воскресные церковные школы. Отмечается, что ранее богослужение происходило на церковнославянском языке и языке юпике, в настоящее же время превалирует английский с небольшой долей русского. Весь ход богослужения признается прямым русским заимствованием. Убранство православных церквей подчинено единому канону. Подавляющее большинство утвари
изготовлено в США в XX в.: иконы, книги на английском языке, богослужебные предметы, православные календари (печатаются в Нью-Джерси). Каждая церковь имеет по одному колоколу, отлитому в США. Небольшое количество колоколов, их дефицит не привел к принятию традиции колокольных звонов, которую местное население может охарактеризовать лишь как частную и редкую. В беседах со священниками отмечалось, что они были бы признательны за получение церковных колоколов из России.
Лишь в селениях Чатбалук и Рашен Мишен был обнаружен значительный пласт русскоязычной церковной литературы и икон конца XIX - начала XX в. Это и Библия, и Священное Писание, и журналы «Отдых христианина», и метрические книги. Сохранилось немало печатных икон конца XIX в., направляемых сюда Святейшим синодом. Участниками экспедиции обнаружены иконы одесской, киевской и московской типографий. Досадно, но в настоящее время русскоязычная литература является лишь реликвией и не востребована по причине незнания русского языка.
После продажи Аляски ее территория была разделена федеральным правительством на секторы, которые были предоставлены представителям различных конфессий для проведения миссионерской деятельности. Как отмечают современные православные священники, эта политика дала определенные плоды. Респондентами отмечалось, что деятельность инославных миссионеров является агрессивной (хотя, это, возможно, и субъективная точка зрения). Противостояние между конфессиями имело отражение и на взаимоотношениях прихожан. К примеру, поселок Калскаг в 1930-х гг. разделился по религиозному признаку - Верхний Калскаг стал католическим, Нижний Калскаг - православным.
Старые поселения, которые традиционно являются православными, отличаются моноконфессиональностью - в них отсутствуют неправославные храмы (исключением является Аниак), в других же селениях присутствуют и прочие конфессии (к примеру, в Верхнем Калскаге одна католическая и две протестантских церкви). Повсеместны смешанные браки представителей разных христианских конфессий. Приверженность православному вероисповеданию можно назвать еще одной русской традицией, прочно вошедшей в жизнь коренного населения Аляски. Одним из объяснений большего авторитета православных священников - их принадлежность
к коренному населению. В ходе экспедиционного исследования не был встречен ни один неправославный священнослужитель - представитель коренных народов.
Местные жители в целом обладают неплохими представлениями по истории православия на Аляске. Они знают о православных святых Аляски, даты основания храмов. Часть молитв воспроизводят на русском языке. В английский язык вошли такие слова, как матушка, Божья и др.
Православие считается исконной религией местного населения. Жители Алеутских островов называют православную церковь «алеутской». Данные социологических опросов свидетельствуют, что процент православных, перешедших в другие конфессии на порядок ниже числа лиц, перешедших в православие.
За время экспедиции удалось познакомиться с музеем селения МакГрат (из других населенных пунктов музей есть в Бетеле). Так как эти населенные пункты были основаны в XX в., то среди экспонатов отсутствуют те, которые освящают историю православия на Аляске.
В семьях хранятся иконы конца XIX - начала XX в. К примеру, в доме Дикена Ивана (Дикенс Лендинг) хранится икона, которая была подарена его деду русским священником во время крещения. Так как самому Дикену 52 года, то возраст иконы можно определить как превышающий 100 лет.
Местными жителями отмечаются в основном религиозные праздники: Рождество (православное), Пасха, Крещение и др. Светские праздники, такие как День независимости и Новый год справляются в тех поселениях, где доля белого населения является значительной. Традиционный календарь местных жителей, основанный на смене сезонных промыслов, испытал на себе влияние православного.
Подавляющее большинство аляскинских жителей знают, что ранее эта территория принадлежала России. Исключением являются, возможно, лишь дети дошкольного и младшего школьного возраста. Некоторым местным жителям знакомы имена Баранова, Колмакова, Загоскина (несколько человек читали его сочинение, переведенное на английский язык). Знание церковной истории Аляски является гораздо более глубоким. Подавляющее большинство респондентов знают имена и жития православных святых Аляски (св. Петра Алеута, св. Германа Аляскинского, св. Якова Нецветова, св. Иннокентия (Вениаминова), св. Ювеналия). Прихожане наизусть
знают многие молитвы (на английском языке), при этом понимают значение русских вставок.
Весьма интересное отношение к факту продажи Аляски было высказано в селении Крукед Крик: «Продала Россия Аляску и нас вместе с ней».
Национально-региональный компонент в школьной программе представлен весьма слабо - не более двух часов в курсе истории США отводятся истории Аляски. В школах некоторых селений по собственной инициативе проводятся факультативные занятия, на которых изучается культура и история родного края (например, в Чатбаллуке).
В памяти старшего поколения присутствие русских на территории Аляски в годы Второй мировой войны, деятельность советских офицеров по реализации программы ленд-лиза. О современной России представления весьма неполные. Некоторые из представителей старшего поколения не знали о распаде Советского Союза, не знали как выглядит современный флаг Российской Федерации. При этом поддерживают точку зрения, что холодная война была нужна лишь политикам, но никак не народам двух стран.
Значительное число русских заимствований воспринимаются современными жителями Аляски как свои исконные, национальные традиции (к примеру, слова русского языка, вошедшие в состав аляскинской лексики). Наибольшее русское влияние сохраняется в праздновании Святок. Кроме церковной службы, на Аляске бытует традиция исполнения рождественских песен в течение 40 мин на языке юпике, на русском и английском языках. Дети на ломаном русском языке поют колядки (одна из них даже была исполнена).
В 2013 г. третий этап исследований по выявлению объектов русской культуры на Аляске прошел морским путем. Называлась эта экспедиция «Алеутские острова: под парусами Русской Америки». В этот раз была изучена гряда Алеутских остров, остров Кадьяк и часть полуострова Аляска. Экспедиция вышла с острова Кадьяк 26 июля на французской яхте «Sauvage». За полтора месяца были преодолены 2 286 морских мили, или 4 234 км. Высаживались более чем на 60 островах. В результате члены экспедиции достигли самого западного острова Атту и отправились в обратный путь. Это научно-исследовательское путешествие завершилось на острове Адак 12 сентября 2013 г.
Путь такой был выбран по определенным причинам. Изучив документы XVIII-XIX вв., прежде всего путевые заметки купцов и морских офицеров, мы пришли к выводу о том, что именно этим путем - вдоль Алеутских остров проникали в Новый Свет русские люди и русская культура. Именно эти территории испытали наибольшее влияние со стороны наших соотечественников.
На полуострове Аляска мы посетили населенные пункты Чиг-ник, Первилле, Сенд Поинт. Здесь, как и везде на Аляске, живут люди, носящие русские имена и фамилии. Сохраняется традиция празднования Святок, Нового года, православного Рождества.
Остров Кадьяк - один из важнейших центров русской культуры в Америки, ее колыбель. Именно здесь находится Свято-Германовская семинария - одна из четырех православных семинарий США. Большое научное значение имеет архив, содержащий немало ценных документов о православии на Аляске и о Русской Америке. Музей Баранова и музей эскимосов-алеутиков способствуют изучению следов русской духовной культуры, присутствие которой наблюдается в русских топонимах, православной вере коренного населения, остатках русских заимствований в языке коренных жителей. На острове обнаружены остатки строений Игацкой и Орловской промысловых партий, расположенных в Игацкой бухте. В бухте Трех Святителей пока не проводились полномасштабные археологические изыскания, которые могут существенно прояснить вопросы, связанные с образом жизни первых русских переселенцев и их взаимодействием с алеутами. Мы знаем некоторые из обстоятельств образования первых постоянных русских поселений Г. И. и Н. А. Шелиховыми именно в этом месте [7].
На находящемся рядом острове Коровина, на месте, обозначенном на карте как кладбище, обнаружено поселение. На острове Унга, на месте старого русского поселения, смытого цунами в 1964 г., обнаружены остатки печи.
В другом поселении полуострова - Кинг Ков (основано после продажи Аляски) построена православная церковь, при которой открыта воскресная школа, где занятия проводятся и на русском языке. К сожалению, рядом стоявшее селение Бельков погибло из-за пожара, в котором сгорело и здание православной церкви.
На острове Акун выявлены развалины русской артели, расположенной у алеутской деревни Речешной, где имеются остатки барабор.
На острове Акутан до сих пор действует православная церковь с одноименным названием. У алеутского населения сохранились русские имена и фамилии.
На острове Уналашка при выявлении памятников русского присутствия важно изучить Датч Храбор - бывшее селение Илюлюк, столица Уналашкинского отдела Русской Америки. Здесь находится Преображенская церковь, построенная еще во времена Русской Америки. В архиве семинарии преп. Германа Аляскинского, которая находиться в подчинении Православной церкви Америки (Orthodox Church of America) обнаружены метрические книги, датированные 1871 г., когда православная церковь Аляски находилась под управлением Синода Российской империи. Алеутский музей города способствует изучению и сохранению объектов материальной и духовной русской культуры. Тем не менее стоит признать, что тема Русской Америки здесь поставлена на коммерческую основу - сувениры русской тематики - визитная карточка города. Вообще, на острове Уналашка и расположенном рядом Седанке в русский период было до 10 селений.
На соседнем острове Борька нашли лишь остатки поселения, сохранившего русские черты и деревянный крест. Такая же ситуация наблюдалась в деревне Макушиной и Чернавской бухте.
На острове Умнак особый интерес представляет селение Ни-колькое. Здесь действует небольшая (18 человек), но дружная православная община. Ее члены носят русские имена и фамилии и являются хранителями русской духовной культуры. Такая же ситуация в селении Атка на одноименном острове.
В селении Адак на одноименном острове также сохранились следы русской материальной культуры. Встреча с представителями православной общины показала, что Россия ассоциируется у местных жителей именно с православной культурой. Сохраняются традиции изготовления предметов домашнего обихода по российской традиции. Также служащая береговой охраны Елена Измайлова показала резную деревянную шкатулку, сделанную ее отцом. Не зная, что она изготовлена алеутом, можно было бы принять ее за произведение русского прикладного искусства.
На острове Атту команда высадилась на месте алеутского селения, уничтоженного японцами в годы Второй мировой войны. На месте той деревни установлен памятный знак со списком жителей
тех лет. Практически у всех жителей прежней деревни были русские имена и фамилии. Соседний остров Агатту порадовал находкой русского православного креста.
Остров Кыска, который посетила экспедиция, в XVIII в. был одним из основных районов промысла морского бобра. Однако нахождение на нем японской и американской военных баз наложило свой отпечаток и в настоящее время крайне сложно отыскать там следы русской материальной культуры.
Одним из самых географически отдаленных был остров Танага и располагающийся рядом остров Барабора, где были обнаружены остатки алеутских построек - барабор.
Важнейшей частью наследия России на Аляске являются сохранившиеся влияния на языки коренных народов.
Для исследования следов русской духовной культуры наибольшее значение имеют те поселения, которые ведут свою историю с периода Русской Америки. Сохранившаяся в них православная община - носитель традиций, которые представляют собой симбиоз русского и алеутского наследия. Именно на них стоит обратить существенное внимание при дальнейшем изучении наследия Русской Америки.
Итак, православное и историко-культурное наследие Русской Америки является уникальным базисом для развития позитивного имиджа России, выявления и консолидации людей, симпатизирующих России в США.
К сожалению, этот скрытый на первый взгляд, но весьма масштабный и значимый политический элемент российского наследия в настоящее время задействован недостаточно. Тем не менее, в перспективе он вполне может стать одним из важнейших составляющих научно-культурной политики Российской Федерации и Русской православной церкви в США.
Изучение православия важно проводить на междисциплинарной основе, в свою очередь, без его понимания весьма сложно осмыслить весь комплекс объектов материальной и духовной культуры на Аляске. В этом отношении важное значение имеет образовательный процесс и весьма желательно, чтобы в спецкурсах по истории, географии и специального страноведения в университетах читались лекции, посвященные проблемам, затрагиваемым в данной статье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болховитинов Н. Н. Становление русско-американских отношений. 1775-1815. - М. : Наука, 1966. - 530 с.
2. Болховитинов Н. Н. У истоков православия в Северной Америке (середина XVIII в. - 1794 г.) // Американский ежегодник - 1993. - М. : Наука, 1994. - С. 127-132
3. История Русской Америки (1732-1867): в 3 т. / под ред. Н. Н. Болхо-витинова. - Т. 1: Основание Русской Америки (1732-1799). - М. : Международные отношения, 1997. - 480 с.; - Т. 2: Деятельность Российско-американской компании (1799-1825). - М. : Международные отношения, 1997, 1999. - 470 с.; - Т. 3: Русская Америка: от зенита к закату (1825-1867). - М. : Международные отношения, 1997, 1999. - 558 с.
4. Климент (Капалин) Митрополит Калужский и Боровский. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 608 с.
5. Макарова Р. В. Русские на Тихом океане во второй половине XVIII в. -М. : Наука, 1968. - 507 с.
6. Петров А. Ю., митрополит Климент (Капалин), Малахов М. Г., Ермолаев А. Н., Савельев И. В. История и наследие Русской Америки // Вестник Российской академии наук. - 2011. - № 12. - С. 1090-1099.
7. Петров А. Ю. Наталия Шелихова у истоков Русской Америки. - М. : Весь мир, 2012. - 304 с.
8. Howay F. W. A List of Trading Vessels in the Maritime Fur Trade, 17851835 / Ed. by R. Pierce. - Kingston : Limestone Press, 1973. - 209 p.