ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Исторические предпосылки развития теории человеческого
капитала Навруз-Зода Б. Н.1, Шомиев Г. У.2
1Навруз-Зода Бахтиер Негматович / Navruz-Zoda БаккИуог Negmatovich - доктор экономических наук, профессор, кафедра туризма, Бухарский государственный университет, г. Бухара;
2Шомиев Голиб Уктамович /Бкотiev Golib и1йатоужк - кандидат экономических наук, кафедра социально-экономических дисциплин,
Институт повышения квалификации и переподготовки учителей Навоийской области, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются исторические предпосылки развития, и дается краткий анализ определений различных авторов теории человеческого капитала, что на сегодняшний день является самым актуальным вопросом любого общества и основным критерием оценки социально-экономического развития человека.
Ключевые слова: капитал, человеческий капитал, инвестиции в человека, экономика знаний.
Человеческий потенциал является основным богатством и самым ценным ресурсом любого общества, а также главным критерием социально-экономического прогресса. Проблема изучения человека, формирования человеческого капитала, его совокупных творческих качеств и способностей, инвестиций в человеческий капитал является одной из главных и центральных проблем мировой науки. Поэтому ХХ1 век сохраняет актуальность изучения проблем формирования и эффективного использования человеческого капитала, расширения возможностей дальнейшего его развития.
Теория человеческого капитала накопила достаточный научный инструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способов оценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематика человеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебной литературе. Человеческий капитал как экономическая категория экономики стал одним из общеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить через призму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Состав производительных сил и капитала, образование и распределение доходов, экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение в экономической науке с использованием категории «человеческий капитал».
Следует разграничить две группы предпосылок формирования теории человеческого капитала:
1) Субъективные предпосылки.
2)Объективные предпосылки.
Субъективные предпосылки связаны с классической экономической теорией XVIII века; неоклассического направления экономической мысли XIX века и теорией человеческого капитала ХХ века. Расширительная трактовка понятия «капитал» и отождествление понятий материального и человеческого капиталов. Результаты эмпирических исследований подтверждали предположение об аналогиях между инвестициями в физический капитал и образовательными расходами. Была доказана решающая роль образовательного уровня нации в социально-экономическом прогрессе.
Объективные предпосылки характеризуются тем, что после Второй мировой войны возрастает интерес к сфере труда, связанный с острым дефицитом квалифицированных кадров; научно-техническая революция 50-60-х годов ХХ века
вызвала глубокие преобразования в составе и комбинации производительных сил общества; интеллектуализация и информатизация процессов производства и управления способствовали превращению науки в непосредственную производительную силу.
Впервые, в 1961 году, словосочетание «человеческий капитал» использовал американец Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею с 1965 года, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению. За свою теорию он получил в 1992 году Нобелевскую премию по экономике [3].
Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчёты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели [7]. Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности [2,10]. Это и понятно, поскольку инвестиции как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом. Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к росту производительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника. Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощью человеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала.
Согласно определению Л. Туроу «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги» [9]. В данном определении сохранена классическая традиция на признание важности роли способностей к труду. И. Бен-Порет писал, что человеческий капитал можно рассматривать как особый «фонд, функции которого - производство трудовых услуг в общепринятых единицах измерения и который в этом своем качестве аналогичен злобой машине как представительнице вещественного капитала».
Фриц Махлуп предлагает различать первичные и усовершенствованные способности. «... Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал» [6].
Теоретические позиции российских ученых отличает более четкое разграничение сущности, содержания, форм или видов, условий формирования, воспроизводства и накопления человеческого капитала. Так, М. М. Критский определил человеческий капитал «как всеобще-конкретную форму человеческой жизнедеятельности, ассимилирующую предшествующие формы потребительную и производительную, адекватные эпохам присваивающего и производящего хозяйства, и осуществляющуюся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию» [5]. Анализ содержания и условий капитализации человеческого капитала позволяет А. Н. Добрынину и С. А. Дятлову выработать обобщенное определение человеческого капитала как экономической категории современного информационно-инновационного общества. «Человеческий капитал -это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности и заработка» [2]. Это определение человеческого капитала используется нами в данной работе как исходное и достаточное для решения поставленных задач. Необходимо только дополнить, что использование человеческого капитала увеличивает не только заработки работника, но и доходы
20
предприятий и государства. Требует уточнения и возможность капитализации мотиваций работников [8].
Таким образом, человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни [4]. Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития, в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.
Литература
1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход / Беккер Г. С. // Избранные труды по экономической теории; пер. с англ. науч. ред. перевода, авт. послесл. Р. И. Капелюшников; авт. предисл. М. И. Левин. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с.
2. Добрынин А. Н. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А. Н. Добрынин, С. А. Дятлов. СПб.: Наука, 1999. 309 с.
3. Константинов И. Человеческий капитал и стратегия национальных проектов // Экономическая реальность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://forum-msk.org 310895.html/ (дата обращения: 10.11.2016).
4. Корчагин Ю. А. Широкое понятие человеческого капитала. Воронеж: ЦИРЭ, 2009.
5. Критский М. М. Человеческий капитал. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 117 с.
6. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. С. 35.
7. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // ВЭ, 2003. № 2.
8. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование: монография / Смирнов В. Т., Сошников И. В., Романчин В. И., Скоблякова И. В.; под ред. д.э.н., профессора В. Т. Смирнова. М.: Машиностроение-1. Орел: ОрелГТУ, 2005.
9. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970. P. 86.
10. Schultz Th. W. Inwestmentin Human Capital. The Role of Edication and Researsch / Th. W. Schultz. NY: The Free Press, 1971. 272 p.
Современные подходы к определению понятия PR (Public Relations) Чижова Г. О.1, Калиева О. М.2
1Чижова Галина Олеговна / Chizhova Galina Olegovna - кандидат экономических наук, доцент; 2Калиева Ольга Михайловна /Kaliyeva Olga Mikhailovna - кандидат экономических наук,
доцент,
кафедра маркетинга, коммерции и рекламы, факультет экономики и управления, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Аннотация: в статье рассматриваются современные подходы к определению понятия паблик рилейшнз. Определены основные цели и функции паблик рилейшнз. Рассмотрены принципы, которые были предложены Самуэлем Адамсом и дополнены Сэмом Блэком.
Ключевые слова: паблик рилейшнз, Сэм Блэк, Самуэль Адамс, подходы к определению PR.