66
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
П Е Д А Г А Г І Ч Н Ы Я Н А В У К І
УДК 37.013.2(476)«13/15»
Г. В. Болбас
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРИНЦИПА ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ В БЕЛАРУСИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В статье раскрыты культурно-исторические и социально-экономические условия и факторы, определяющие специфику и направления развития принципа природосообразности воспитания в педагогической мысли и просвещении Беларуси эпохи Возрождения.
Введение
Глубокому пониманию сущности любого педагогического явления в значительной степени способствует изучение совокупности источников, условий и факторов, детерминирующих динамику, особенности и основные тенденции его развития. По мнению современного российского историка педагогики Г. Б. Корнетова, «... чрезвычайно важно зафиксировать контекст того, как та или иная идея возникла, не просто в каком историческом периоде, а в рамках каких событий, в привязке к какому месту или людям, каков был путь ее оформления в ту или иную когнитивную целостность, как научные идеи следовали друг за другом во времени, как параллельно существовали в разных педагогических пространствах, как взаимодействовали с социальной средой» [1, 30]. Такие подходы определяют необходимость исследования формирования принципа природосообразности воспитания в тесной связи с социальноэкономическим и культурно-историческим генезисом общества, что позволит, прежде всего, поднять уровень системности и диалектичности представления данного педагогического принципа, раскрыть структурно-функциональные и причинно-следственные связи его проявления.
Результаты исследования и их обсуждение
Большинство исследователей эпоху Возрождения в Беларуси относят к периоду XVl-XVII вв. Вхождение в состав одного из крупнейших государств средневековой Европы -Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а с 1569 г. объединение на федеративной основе с Польшей в Речь Посполитую - всё это защитило белорусские земли от внешнего вторжения. Используя открывшиеся возможности связей с Западной и Центральной Европой и опираясь на накопленный культурно-экономический потенциал периода Киевской Руси, Беларусь в это время достигает наивысшего подъема во всех сферах жизни.
Становление и развитие принципа природосообразности воспитания в данный исторический период во многом было обусловлено тенденцией индивидуализации социальных и экономических процессов. Динамизм этим процессам придавала урбанизация и, как следствие, появление новых городов. Это создавало благоприятные условия для активизации социальной и гражданской деятельности личности. Многие из городов получили магдебургское право (право самоуправления), согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Развитие в городах ремёсел и торговли, появление цеховой организации труда и, самое главное, - гарантированных государством профессиональных и имущественных прав увеличивало возможности человека для самореализации в земном мире сообразно его природным задаткам и интересам.
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
67
Индивидуализации всех сфер жизнедеятельности личности способствовал переход от общинного землевладения к подворному в результате аграрной реформы 1557 г. («волочная помера»), когда феодальная зависимость сельской общины стала заменяться на индивидуальную зависимость крестьянских семей [2, 30-31]. Наряду с негативными последствиями усиления эксплуатации и ответным ростом недовольства среди крестьян такой переход предопределял формирование новой системы отношений человека с окружающим миром и с самим собой. Концентрация внимания со стороны властей к отдельной семье вынужденно повышала ее статус, укрепляла структуру, активизировала деятельность ее представителей в различных направлениях.
Открытые восстания крестьян против эксплуатации, приведшие к антифеодальной народно-освободительной войне 1648-1654 гг., неурожайные годы стали причинами затяжного экономического кризиса. Если вторую половину XVI в. называют «золотым веком» истории Беларуси, для которого характерны конституционные свободы, юридические права, конфессиональный плюрализм и интеллектуальная независимость, то их утрата во второй половине XVII в. повлекла обострение национальных и гражданских чувств белорусского народа. Такие социально-политические события во многом обусловили демократическую направленность идей природосообразности воспитания, которая выражалась в новых представлениях о человеческой природе, детерминирующей процесс формирования личности, то есть изначальной свойственности ей категорий равенства, нравственно-духовной и правовой свободы. Внутренняя природа индивида все активнее выступала в качестве главного регулятора общественных отношений и явлений.
Особенности содержательного наполнения рассматриваемого педагогического принципа в Беларуси эпохи Возрождения в немалой степени определились новыми тенденциями развития общественно-религиозной мысли вследствие попытки объединения православной и католической церквей в единую греко-католическую (униатскую) и расширения влияния католицизма в Восточной Европе после заключения Брестской унии (1596 г.). Униатство, на взгляд современных исследователей, «способствовало укоренению в белорусском самосознании (хоть на тот момент и в латентной форме) представления о возможности особого исторического и культурного пути, не являющегося ни однозначно “западным”, ни однозначно “восточным”, а сочетающего культурные характеристики Востока и Запада, и потенциально способного к посредничеству между цивилизациями» [3, 388].
Соприкосновение западной и восточной культур как в религиозной, так и в общественнополитической жизни Беларуси эпохи Возрождения нашло свое отражение и в представлениях об отношениях между человеком и природой. Как утверждает российский философ В. С. Стёпин, для западной культуры свойственно противостояние человека и природы, направленность индивида на преобразование мира, в то время как восточная традиционалистическая система ценностей предполагает его включённость в организм природы, ориентированность вовнутрь, на самовоспитание, самоограничение и включение в традицию [4]. Характерной особенностью исторического развития белорусского народа стало то, что он не присоединился ни к одному из этих полярных типов цивилизации, а, как справедливо отмечает В. О. Конон, «...стремился синтезировать позитивные достижения “восточной” и “западной” культур на основе собственной традиции» [5, 129]. Это обусловило специфику понимания природосообразности как принципа единства внешнего формирующего воздействия на человека и активизации его внутренней природы.
Развитие педагогических явлений в Беларуси эпохи Возрождения осуществлялось в рамках становления нового общественного сознания, определяющего отношение к природе и окружению. Ярким выразителем ренессансных идей стало активно формирующееся сословие мелкопоместного дворянства, которое выступало в роли молодой западноевропейской буржуазии. В отличие от других европейских государств, где дворянство составляло до 2% от общего количества населения, в Речи Посполитой эта цифра достигала 10%. Важную роль в формировании общественно-педагогической мысли Беларуси также играло духовенство, которое согласовывало устоявшиеся средневековые догмы с новыми веяниями эпохи Возрождения, обновляя и обогащая их содержание. В огромной степени этому содействовало то, что в отличие от многих европейских стран в Беларуси не было серьезных конфликтов между наукой и религией. Так, восточнославянское православие XV-XVII вв. достаточно лояльно и терпимо относилось к «философской рефлексии своих богословов, их стремлению обращаться
68
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
к аристотелизму, неоплатонизму и другим направлениям античной философии, ренессансногуманистическим идеям, научным, внебиблейским представлениям о мире и человеке» [6, 12]. Более того, в период Реформации (с 50-х гг. XVI в.) распространение протестантизма способствовало активизации просветительских идей, утверждению приоритета земной жизни и принципов индивидуальности и «самости» человека. Педагогические взгляды идеологов протестантизма были пронизаны стремлением поставить в центр воспитательных систем человека и согласовывать с природой формирующейся личности процесс ее становления.
Одним из главных факторов, повлиявших на развитие принципа природосообразности воспитания в Беларуси XVT-XVTI вв., явились динамичные процессы развития образования. Экономические, политические и культурные потребности общества и государства вызвали необходимость расширения сети учебных заведений и повышения в них качества учебновоспитательной работы. Интенсивный рост количества образовательных учреждений и активно использующиеся коллективные формы воспитания стали важнейшими предпосылками появления новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. Их разработка часто осуществлялась путем трансформации педагогических идей, что и обусловило оформление природосообразности воспитания в педагогический принцип.
Значительный толчок этим процессам придавало наличие многочисленных конфессиональных течений и религий (православие, католицизм, униатство, протестантизм, иудаизм и мусульманство). Каждая церковь стремилась привлечь как можно больше сторонников, и самым эффективным способом стало открытие школ. Особую активность проявляли в этом деле католические ордена и объединения православных прихожан - братства. Так, орденом иезуитов была создана широко разветвленная сеть школ различных уровней, в том числе и первое высшее учебное заведение на восточнославянских землях - Виленская академия. Немаловажную роль в разработке рассматриваемого педагогического принципа сыграло соперничество между образовательными учреждениями, которое стимулировало учительские коллективы к поиску новых педагогических идей, подходов и способствовало внедрению в учебно-воспитательный процесс самых прогрессивных для своего времени педагогических методов и средств. Становление принципа природосообразности воспитания в условиях такой межконфессиональной конкуренции свидетельствует о том, что он является важнейшим требованием эффективности процесса воспитания. Непосредственно для самого принципа развитие в контексте поликонфессионального образовательного пространства способствовало его функциональносодержательному обогащению.
Активизация процессов развития педагогических подходов в образовании и воспитании в немалой степени объясняет тот факт, что основатель природосообразной педагогики Ян Амос Коменский проявлял интерес к учебным заведениям, функционирующим на территории Речи Посполитой. Педагогическая деятельность в этих школах в течение 28 лет позволила мыслителю изучить, обобщить имеющийся опыт и использовать многие идеи из практики образовательных учреждений при обосновании своих взглядов. Более того, за этот период мыслитель попытался реализовать в Речи Посполитой реформу латинской школы, написал ряд школьных учебников и, наконец, закончил самое крупное педагогическое сочинение - «Великая дидактика», основополагающей идеей которого и стала природосообразность воспитания.
Число разработчиков педагогических идей в Беларуси эпохи Возрождения пополнялось за счет лиц, обучавшихся за рубежом и имевших возможность обогатить отечественные достижения путем приобщения к европейскому педагогическому опыту. Развитие образования в рассматриваемый период позволило белорусам получать высшее образование в университетах Праги, Кракова, Лейпцига, Виттенберга, Вюрцбурга, Ростока, Г ейдельберга, Бамберга, Майнца, Марбурга, Грейфсвальда, Тюбингена, Франкфурта-на-Одере, Граца, Базеля, Цюриха, Женевы, Лювена, Лейдена, Страсбура, Орлеана, Парижа, Перуджи, Болоньи, Сиены, Падуи, Рима, которые, являясь культурно-образовательными центрами, способствовали распространению гуманистических идей свободы, демократии, права как естественных условий жизнедеятельности и базовых потребностей человека.
Особо значимым фактором развития просвещения и педагогических идей, в том числе и природосообразности воспитания, было книгопечатание и библиотечное дело. Основателем
ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ
69
восточнославянского книгопечатания стал белорусский гуманист-просветитель Франциск Скорина. К середине XVII в. только на территории современной Беларуси функционировало 22 типографии, при том, что в России не было ни одной. Большую роль в распространении литературы играли магнаты, шляхта, которые привозили книги из-за границы и создавали частные библиотеки. Особого внимания заслуживают библиотеки Радивиллов, Слуцких, Хадкевичей и др. Секуляризация общественного сознания способствовала развитию естественных наук, нарастанию интереса к законам природы. В результате, большим авторитетом пользовались трактаты Аристотеля, Цицерона, Платона, Плутарха, «Естественная история» Плиния Старшего, сочинения Э. Роттердамского, А. Ф. Моджевского, Я. А. Коменского, М. Монтеня, М. Лютера, Ф. Социна и др. Проецирование законов физической природы на различные социальные явления, в частности воспитание, нашло отражение в материалистической интерпретации принципа природосообразности воспитания.
Выводы
Таким образом, в результате нашего исследования установлено существование системы предпосылок развития принципа природосообразности воспитания в Беларуси эпохи Возрождения. В совокупности они придавали значительную динамику разработке природосообразных воспитательных подходов, формировали устойчивые особенности их трактовки и использования в педагогической практике. Многие из подходов сегодня имеют не только познавательное значение, но и служат основой для разработки современных образовательно-воспитательных технологий, способствуют обогащению педагогической теории и практики.
Литература
1. Постижение педагогической культуры человечества : в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. - М. : АСОУ, 2010. - Т. 1 : Общие вопросы. Зарубежный педагогический опыт. - 200 с.
2. Грамадскі быт i культура сельскага насельніцтва Беларусі / В. К. Бандарчык [і інш.]. - Мінск : Навука i тэхніка, 1993. - 256 с.
3. Руденко, Е. Н. Концепт «свобода» и этнокультурное самосознание белорусов / Е. Н. Руденко, Ю. В. Чернявская // J^zyk w kr^gu wartosci. - Lublin, 2003. - C. 383-404.
4. Стёпин, В. С. Саморазвивающиеся системы и перспективы техногенной цивилизации / В. С. Стёпин // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов / В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, В. Э. Войцехович. -М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 536 с.
5. Конон, В. О. О белорусской идее / В. О. Конон // Нёман. - 1993. - № 3. - С. 125-132.
6. Падокшын, С. А. Унія. Дзяржаўнасць. Культура: фшасофска-гістарычны аналiз / С. А. Падокшын. -Мінск : Бел. навука, 1998. - 111 с.
Summary
This article reveals cultural-historical and social-economic conditions and factors which determine the peculiarity and directions of development of the principle of conforbable to nature education in pedagogical science and education in Renaissance Belarus.
Поступила в редакцию 05.07.11.