УДК 629.735.33:658.562.6
И.В. Борисов
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ СЕРТИФИКАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
В данной работе будут рассмотрены предпосылки возникновения сертификации самолетов в период с 1903 по 1913 гг.
17 декабря 1903 г. поднялся в воздух и впервые совершил устойчивый полет самолет братьев О. и У. Райт. Этим событием была открыта эра летательных аппаратов тяжелее воздуха.
Однако первые успехи авиации были омрачены ростом числа катастроф. Если за весь период до 1910 г. в авиакатастрофах погибло всего 5 человек, то в период с 1910 по 1913 гг. - 484 человека. Рост аварийности был связан с увеличением само, , . ситуация не могла не вызвать озабоченности правительств авиационных держав (Англии, Франции, Германии, России, США). Для активизации деятельности изобретателей и ученых в области создания безопасных самолетов в различных стра-1911-1913 . .
.
явились ежегодно устраиваемые, начиная с 1910 г., конкурсные испытания самолетов, которые проводились военными ведомствами Европейских стран и США. Критерии и требования призовых конкурсов и конкурсов, проводимых военными ведомствами, стали прототипами разработанных и введенных в дальнейшем «Норм летной годности самолетов».
Начиная с 1911 г., когда началось серийное производство самолетов, прави-, , -венные структуры по надзору за производством летательных аппаратов с целью получения годных к эксплуатации, надежных самолетов. Данные правительственные структуры явились прообразом авиационных администраций по сертификации проектирования и производства авиационной техники (современные авиационные регистры, FAA, JAA).
В 1911 г. начались выборочные статические испытания на прочность элементов конструкции самолетов, которые проводились в специально оборудованных ангарах. В дальнейшем на базе испытательных станций были созданы научно-
( , ).
, , -ление в 1910-1913 гг. в европейских странах «Правил воздушного движения». Первые «Правила» в дальнейшем развивались и трансформировались, однако ос, , -ных структур по надзору и управлению воздушным движением.
Основываясь на приведенных фактах, можно сделать заключение, что период с 1910 по 1913 гг. стал одним из наиболее продуктивных в истории зарождения основ и принципов обеспечения безопасности полетов самолетов и дальнейшей сертификации авиационной техники.