ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
В.П. Полозова
власти происходит формирование самых различных органов самоуправления: это и федеральная Общественная палата, множество Палат старейшин, Молодежных парламентов, Общественных академий, Спортивных обществ, Экологических движений и т.д. Важно подчеркнуть, что эти органы самоуправления в любой сфере общества действуют в рамках Конституции РФ, а значит, могут формировать каналы взаимодействия с соответствующими органами власти. То есть создается реальное социальное поле взаимосвязи управления и самоуправления, что важно для становления гражданского общества.
Функциональный подход к характеристике органов самоуправления не может не опираться на общую концепцию функций управления: планирование, организация, руководство, контроль, регулирование. Эти функции, характеризующие разные задачи упорядочения социальных процессов, представлены и в системе самоуправления.
Только в каждом случае функция обретает самодеятельную форму: самопланирование, самоорганизация, саморуководство, самоконтроль, саморегулирование. Эффективность решения этих задач и определяет эффективность всей системы органов самоуправления. Это предполагает, разумеется, наличие управленческой культуры у субъектов самоуправления.
Дальнейшие перспективы исследования данной проблемы.
Это, прежде всего, необходимость исследования диалектической связи управления и самоуправления. Далее, это содержательный анализ структуры и функций самодеятельных органов управления и их правовой статус.
Наконец, нуждается в систематической обработке огромный опыт становления, часто совершенно новых для страны органов федерального, регионального и местного самоуправления.
В.П. Полозова
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЕГО ОДНОВРЕМЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ И СВОБОДНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИ ОПРЕДЕЛЕННОМ МИРЕ
Собственно исторические способности и потребности человека как его сущностные силы неотделимы друг от друга. Человек как существо разумное имеет способность и потребность превращать в условие и средство своего существования любое образование мира и, следовательно, неограниченно создавать адекватную среду обитания. Как пишет, например, В.И. Табаков, благодаря своему разуму человек раз и навсегда выбрался за пределы экологической ниши, т.е. за пределы животного способа существования и развития. Он ставит себе на службу определенные внешние природные силы (средства освобождения) и тем самым одновременно попадает в зависимость от них, освобождается при помощи новых средств, опять же попадая в зависимость от них, и вынужден искать новые средства для освобождения от этой зависимости... И этому процессу нет конца. Человек как вечный творец созидает своими силами вечно не завершаемую экологическую нишу. При этом любая внечеловеческая природная сила, использованная им для освобождения от
любой обреченности, является для него не только средством освобождения, но одновременно и средством новой зависимости [2, с. 363]. Например, когда на нашей планете около 3,5 миллиона лет назад произошло резкое похолодание климата, и, как следствие, площади тропических лесов стали стремительно сокращаться, ужесточилась борьба за ресурсы между близкими видами животных, употреблявшими растительную пищу, и наши предки австралопитеки проиграли эту борьбу, в результате чего оказались вытесненными за пределы тропических лесов в саванну. По идее, они должны были бы погибнуть, поскольку не были приспособлены к условиям жизни в новой экологической и весьма опасной нише. И кто бы мог предсказать, что эти слабые существа, находившиеся на пороге гибели, через относительно небольшое геологическое время станут властителями планеты! Оказавшись в неприветливой и опасной саванне, лишенные деревьев, способных спасти их от хищников, наши далекие предки вынуждены были научиться передвижению на задних конечностях, при котором передние -
152
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
© В.П. Полозова, 2006
Исторические потребности и способности человека как выражение его одновременной зависимости..,
руки - остаются свободными, научиться пользоваться подручными средствами (камнями и палками), научиться есть мясную пищу, превратившись в агрессивных хищников. Охотились они не в одиночку, а стадом, так как убить крупное животное или отбиться от хищника с такими примитивными орудиями можно было только сообща. Стая австралопитеков нуждалась в средстве общения. Значит, уже тогда начал вырабатываться язык, примитивный, конечно, - язык отдельных выкриков и жестов, который постепенно совершенствовался в человеческую речь. Прямохож-дение также способствовало появлению членораздельной речи, так как строение человеческой гортани, голосового аппарата могло сформироваться только при условии вертикального положения головы. Весь этот процесс сопровождался развитием нервной системы и мозга, а также обретением навыков использования искусственных орудий и природных сил. Затем самым слабым из этих наших предков пришлось уходить дальше на север под давлением более сильных. И они должны были погибнуть или найти средство, позволяющее им выжить в условиях холода. И самым важным достижением этих уже умных существ, которые во многом походили на человека, вершиной развития их способностей стало на данном этапе изобретение огня, при помощи которого они могли иметь тепло в пещерах, защищаться им от превосходящих их хищников, да и готовить пищу. Так они выжили, но научившись добывать огонь, наши предки уже не могли обходиться без него, попали в полную зависимость от этого своего нового изобретения. Один за другим осваивались всё новые и новые способы применения огня. Обжаренное мясо было более мягким и вкусным, оно лучше сохранялось. Корни и клубни, орехи и желуди тоже делались вкуснее. При помощи огня можно было заострять деревянные орудия, размягчать рог, плавить смолу, а кремень после сильного нагрева гораздо легче обрабатывать. Огонь даёт не только тепло, но и свет. С огнём человек вышел из-под власти вековечного закона природы, когда все дневные животные должны ночью спать. А ночные животные - согласно этому же закону - должны ночью не спать, а нападать на спящих дневных животных. Взяв в руки пылающий факел, человек получил шанс отбиться даже от крупного хищника. Одновременно, огонь создал предпосылки для развития множества новых средств и способов
действия человека - появления более совершенных видов охоты, изготовления орудий труда из других материалов, а вместе с тем вызвал проблему ухода за костром, выяснения технологии его разведения и сохранения... Ф. Энгельс считал умение добыть огонь началом культуры и свободы, так как именно оно впервые дало человеку господство над определённой силой природы и тем окончательно отделило его от животного царства. Потребность иметь огонь породила способность постоянно добывать топливо, предоставляемое вначале самой природой, но его ограниченность заставила изобрести соответствующее подручное средство, позволившее освободиться от этой природной ограниченности топлива, - так возник каменный топор, и возникли потребность и способность иметь и пользоваться топором. Это было еще одно эпохальное изобретение, которое значительно облегчило жизнь нашего предка. Топор был незаменим и во время охоты, и для добычи топлива, и при сооружении жилья. Им можно было наносить мощные удары, копать землю, рубить, резать. А вскоре человек научился изготавливать и каменные остроконечники.
Итак, технология обработки и использования камня, создание нового (метательного) оружия поставило человечество вне конкуренции со стороны остальных хищников. Даже самые крупные млекопитающие становились лёгкой добычей для хитрых, умелых и жестоких охотников. И эти возможности человек немедленно использовал, за считанные тысячелетия практически полностью уничтожив всех мамонтов и крупных копытных. Это можно назвать глобальной экологической катастрофой, ударом, который человек нанес животному миру, оказавшись перед перспективой глобального голода, попав в очередную зависимость от своих технических достижений! Потребность преодолеть недостаток пищи, предоставляемой самой природой, и неизбежность глобального голода дала толчок возникновению новой способности человека - он научился возделывать землю и выращивать злаки. Вместо того, чтобы продолжать полуголодное существование на планете, ставшей к этому времени его экологической нишей, человек нашел новую экологическую нишу. Вернее, он сам ее создал, точнее -начал создавать. «.Возникла идея сохранения и воспроизводства на месте того, что раньше приходилось искать и преследовать вдали. Разведение скота и обработка земли заменяют сбор пло-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006
153
ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
В.А. Постнов
дов и охоту» [3, с. 317]. Итак, от охоты и собирательства человек постепенно переходил к производству пищи. Ранние сельскохозяйственные орудия делались из дерева, рога и камня. С появлением земледелия и скотоводства появились и новые потребности. Развитие сельского хозяйства заставило человека остановиться в его постоянных скитаниях. Теперь появилась возможность прокормить гораздо большее, чем раньше, население с ограниченного участка земли. Участок надо было обрабатывать - уничтожать вредные растения и животных. Результатом было появление оседлых поселений. Если охотник, странствующий по лесам и лугам в поисках дичи, почти не имел имущества, то земледелец не мог не обзавестись большим количеством нужных ему вещей - посудой, орудиями труда. Чтобы получить более совершенные, более надежные и продуктивные орудия труда для возделывания земли, человек научился изготавливать железо, которое прочно вошло в быт людей только с VII в. до н.э. Теперь уже у человека появилась возможность использовать труд других людей, а значит, - и новые потребности. Итак, все имеет и свою оборотную сторону: стремление покорять и владеть делает нас зависимыми от того, что мы покорили и чем владеем. И чтобы избавиться от этой зависимости, мы вынуждены прибегнуть к другой природной силе, пока опять не попадем в полную зависимость от нее... И так до бесконечности. Природа из фона, на котором разворачивалась история, постепенно превращается в ее действующий персонаж, все более и более могущественный. «... Повсюду человек вступил на Землю, уже обитаемую, - все стихии, все болота и реки, песок и воздух полнились живыми существами или наполнялись новыми родами живых существ, а человеку пришлось добывать для себя место, чтобы воцариться и царить, пользуясь божественным искусством хитрости и силы» [1, с. 46]. Под «искусством хитрости и силы» следует, конечно, понимать исторически развивающиеся потребности и способности человека.
Возводя новые города, осваивая земли, люди создают новую, очеловеченную среду своего обитания. В результате, взаимодействуя уже не
только с природой, но и с этой средой, люди меняются сами, развивают свои сущностные силы, приобретают новые потребности и способности к их удовлетворению, совершенствуют старые, отбрасывают ненужные. Удовлетворение в процессе производства одних потребностей посредством соответствующих способностей означает появление потребностей в средствах их реализации, а эти потребности раньше или позже вызывают возникновение новых способностей, освобождающих от ограниченности этих средств. А последние опять толкают развитие производства вперед. Противоречие между способностями и потребностями неисчерпаемо. Совместно они выступают как выражение одновременной зависимости и свободности человека в определенном мире. При этом эти исторически развивающиеся потребности и способности человека, в отличие от потребностей и способностей животных, не ограничены природой человека, они историчны, а поэтому - безграничны, имеют свойство постоянно расширяться, совершенствоваться и, главное, возвышаться. И у этого процесса не будет конца, пока существует Человек, а значит и бескрайнее поле деятельности для его разума, порождающего всё новые и новые исторические потребности и способности, дающего возможность человечеству бесконечно возвышаться и иметь неисчерпаемый простор для развития общества. Так что конец истории человечеству не грозит. История человеческого рода - это и есть переход от одних исторических потребностей и способностей человека к другим, в процессе которого происходит их постоянное развитие и возвышение.
Библиографический список
1. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.
2. Табаков В.И. Закон взаимопорождения исторических потребностей и способностей человека // Законы развития человеческого общества: Материалы V Международной ярмарки идей: 30 академический симпозиум. - Н.Новгород, 2002.
3. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М.: Изд-во АСТ, 2002.
154
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 12, 2006