Научная статья на тему 'Исторические песни Лукояновского района (Нижегородская область)'

Исторические песни Лукояновского района (Нижегородская область) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1444
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ / ЖАНР / СОБИРАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕМАТИКА / СЮЖЕТ / ПРОБЛЕМАТИКА / КОМПОЗИЦИЯ / ПОЭТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПЕРСОНАЖ / ЛУКОЯНОВСКИЙ РАЙОН / FOLKLORE / HISTORICAL SONG / GENRE / COLLECTIVE WORK / SUBJECTS / PLOT / PROBLEMATICS / COMPOSITION / POETIC MEANS / CHARACTER / LUKOYANOVSKY DISTRICT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Некаева Людмила Николаевна

Исследован фольклор юга Нижегородской области. Освещена история собирания и изучения лукояновской исторической песни. Отмечены характерные черты этого эпоса. Определены тематические группы. Проведен анализ сюжетов, используемых поэтических средств, структурно-композиционных приемов. Прослежена связь между историческими песнями Лукояновского района и произведениями этого жанра, зафиксированными за пределами исследуемой территории. Статья представляет интерес с точки зрения изучения регионального народного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL SONGS OF LUKOYANOVSKY DISTRICT (NIZHEGORODSKY REGION)

In article «Historical songs of Lukoyanovsky district (Nizhegorodsky region)» L.N. Nekaeva investigates the folklore of the southern part of Nizhegorodsky region. The author interprets the history of collecting and studying of Lukoyanovsky historical songs. The typical features of this epos are defined. The subject groups are determined. The analysis of the plots, used poetic means, structural composite receptions is carried out. One can see the connection between the historical songs of Lukoyanovsky district and the works of similar genre, which are fixed in other regions. The article is of a definite interest from the point of view of studying the regional folk art.

Текст научной работы на тему «Исторические песни Лукояновского района (Нижегородская область)»

Л.Н. НЕКАЕВА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ ЛУКОЯНОВСКОГО РАЙОНА (НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Ключевые слова: фольклор, историческая песня, жанр, собирательная работа, тематика, сюжет, проблематика, композиция, поэтические средства, персонаж, Лукояновский район.

Исследован фольклор юга Нижегородской области. Освещена история собирания и изучения лукояновской исторической песни. Отмечены характерные черты этого эпоса. Определены тематические группы.

Проведен анализ сюжетов, используемых поэтических средств, структурно-композиционных приемов. Прослежена связь между историческими песнями Лукояновского района и произведениями этого жанра, зафиксированными за пределами исследуемой территории. Статья представляет интерес с точки зрения изучения регионального народного искусства.

HISTORICAL SONGS OFLUKOYANOVSKYDISTRICT(NIZHEGORODSKYREGION)

Key words: folklore, historical song, genre, collective work, subjects, plot, problematics, composition, poetic means, character, Lukoyanovsky district.

In article «Historical songs of Lukoyanovsky district (Nizhegorodsky region)» L.N. Nekaeva investigates the folklore of the southern part of Nizhegorodsky region. The author interprets the history of collecting and studying of Lukoyanovsky historical songs. The typical features of this epos are defined. The subject groups are determined. The analysis of the plots, used poetic means, structural - composite receptions is carried out. One can see the connection between the historical songs of Lukoyanovsky district and the works of similar genre, which are fixed in other regions. The article is of a definite interest from the point of view of studying the regional folk art.

Более столетия идет процесс отмирания одного из интереснейших и популярных в недавнем прошлом жанров фольклора - исторической песни. Её изучение долгое время не получало должного внимания ввиду преобладающего интереса к былинам, выразившим русский дух на поприще общенародных воинских и государственных подвигов. Об исторических песнях говорилось меньше, ибо их художественная природа была еще не раскрыта, непонятно было их принципиальное отличие от былин. Однако в конце XIX - начале XX вв. появились исследования, посвященные этим произведениям. Многие из проблем, связанных с их изучением, являлись спорными. Предлагалось немало определений, применялись различные подходы к их изучению.

До конца XX в. существовали особые точки зрения на этот жанр. В.Я. Пропп, Д.М. Балашов, Л.И. Емельянов, С.Н. Азбелев полагали, что в исторических песнях отсутствует жанровое единство. В.К. Соколова, Б.Н. Путилов, Н.И. Кравцов, А.Н. Лозанова, В.И. Чичеров признали исторические песни самостоятельным фольклорным жанром, оригинальным в отношении сюжетов, персонажей, содержания, поэтики, указав на «заимствование им ряда художественных приёмов из былинной поэзии, лирических и походных казачьих песен, плачей, причитаний, баллад» [2, с. 16]. По А.Н. Лозановой, историческая песня «создается на основе действительности, на основе тех или иных фактов и явлений, но она развивает сюжет, широко используя поэтический вымысел» [2, с. 9]. По содержанию исторические песни продолжают былевой эпос, а по поэтике - связаны с лирической поэзией народа. В ней, по сравнению с другими жанрами эпоса, лирическое начало занимает большее место. Художественная образность лирических песен легко и свободно проникает в исторические песни в виде запевов, сравнений, параллелизма, символики, эпитетов. Историческая песня не однородна по форме и не имеет ярко выраженного художественного своеобразия, как другие фольклорные жанры. В.Я. Пропп отмечает и другие черты этого эпоса - отсутствие элементов фантастики и гиперболы, большее композиционное разнообразие, различия в метрике, меньший объем [6, с. 371, 372]. Главные черты поэтики и манеры исполнения исторических песен - лаконизм, драматизм, простота языка. Главные их действующие лица - не вымышленные персонажи, а реально существовавшие личности, притом обычно крупного масштаба. В основе фабулы чаще всего

лежит реальное событие. Персонажи и события не всегда полностью соответствуют реальным фактам. Историзм данных произведений состоит не в том, что в них правильно выведены исторические лица и события, а в том, что в них народ выражает своё отношение к историческим событиям, лицам и обстоятельствам.

Историческая песня - стихотворный эпический жанр, которому свойственны повествовательность, объективность, событийность, сюжетность, историзм и действительность события общенародного значения.

Первая опубликованная историческая песня, зафиксированная на территории Лукояновского уезда (юг Нижегородской губернии), «Генерал Чернышев в плену». Песня записана в 40-е годы XIX в., напечатана в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1886 г. В 1903 г. по итогам экспедиции Императорского Географического общества вышла книга «Пятьдесят песен русского народа для мужского хора из собранных И.В. Некрасовым и Б.И. Покровским в Нижегородской губернии в 1901 году». Эта экспедиция обследовала в числе прочих и Лукоянов-ский уезд, в селе Шутилово была записана песня времен Николая I «У Троицы ли у Сергия было под горой», в Починках - «Эх грозен был да наш белый царь».

Со второй половины XX в. велась собирательная работа под руководством профессора Горьковского университета В.Н. Морохина, результатом которой является создание богатейшего фольклорного фонда. Выходят публикации по записанным материалам, в том числе книга «Песни и сказки Пушкинских мест. Фольклор Горьковской области», где приводятся тексты песен на сюжет «Москва разорена французами», бытовавшие в с. Салдаманов Майдан и в п. Гарской Лукояновского района [4, с. 26]. Архив Фольклорного фонда им. В.Н. Морохина хранит также исторические песни на сюжет «Заселение русскими новых восточных земель», записанные в г. Лукоянов, с. Шандрово, с. Николай-Дар, д. Березовка, д. Крюковка Лукояновского района в 1968-1987 гг.

С середины 1970-х годов начинается систематическая работа по собиранию фольклорного материала в Арзамасском педагогическом институте им. А.П. Гайдара, которой в последние годы руководит кандидат филологических наук Ю.А. Кур-дин. Среди записанных и хранящихся в архиве кафедры литературы материалов имеется текст песни на сюжет «Крещение мордвы», записанный в 1996 г. в с. Малая Поляна. Он впервые публикуется в книге «Исторические песни» [1, с. 54-55].

В 1988 г. в Горьком складывается группа исследователей региональной традиционной культуры, в дальнейшем оформившаяся как культурно-экологическое объединение «Китаврас» под руководством доктора филологических наук Н.В. Морохина. В ходе организованных ими экспедиций накоплен значительный архивный материал, включающий записи исторических песен юга Нижегородской области. Этому коллективу принадлежит самый значительный вклад в публикацию и изучение жанра в регионе: в 2000 г. издан наиболее полный за все время собирания произведений сборник «Нижегородские исторические песни» с обстоятельным комментарием ко всем текстам.

В данной работе мы ограничимся рассмотрением произведений, записанных в пределах современных границ Лукояновского района. На сегодняшний день известны следующие песни: «Заселение русскими новых восточных земель» - «Соловей кукушку уговаривал», «Крещение мордвы», имеющие социальную тематику, «Генерал Чернышев в плену», «Москва разорена французами», представляющие вторую основную тематическую линию - военную.

Исторические песни обычно классифицируют по хронологическим признакам: «Произведения, возникшие в ту или иную историческую эпоху, имели свои особенности как в содержании, так и в форме» [12, с. 7].

Ранние исторические песни на территории Лукояновского района не зафиксированы. Ю.А. Курдин к таковым относит песни сюжета «Заселение рус-

скими новых восточных земель» и «Крещение мордвы». Ранние песни по характеру стиха, эпичности и манере исполнения ближе к былинам. В указанных песнях присутствует сильный лирический элемент, который проникает в исторические песни в более позднее время.

Примерное время создания песни сюжета «Заселение русскими новых восточных земель» - «Соловей кукушку уговаривал» XVI в. Она известна во многих местах России и имеет многочисленные варианты на русском и эрзянском языках. В Лукояновском районе бытование данной песни отмечено как в эрзянских населенных пунктах (Шандрово, Березовка), так и в селах с преобладающим русским населением (Николай-Дар, Крюковка, Лукоянов). Все тексты записаны на русском языке. Песня повествует о переселении на завоеванные территории населения после взятия Иваном Грозным Казани, отражает нежелание людей, несмотря на поощрения, селиться там, где «город на костях стоит», «речка кровава течет», «по крутым горам все головы молодецкие, все стрелецкие». Персонажи песни не известные исторические личности, а частные лица - молодец и девица, что свойственно более балладам, бытовым и лирическим песням, чем историческим. Композиционная форма песни - диалог, содержание выражается в виде разговора девушки и молодца. При этом используются такой прием композиционного построения, как поэтический параллелизм, символика лирических песен (соловей - традиционный символ молодца), широко употребляются эпитеты («шелкова трава», «добрый молодец», «крутые горы», «темны леса», «горючи слезы», «медова река»).

Наличие сильного лирического элемента в песне привело к разногласиям среди исследователей по вопросу о её жанровой принадлежности. В сборнике «Народные песни Горьковской области» песня «Соловей кукушку уговаривал» отнесена к лирическим, в книге «Русские народные песни, собранные П.В. Шейном» - к «былевым», в книге В.М. Потанина «Песни и сказки пушкинских мест» -к историческим. Исследователи мордовского фольклора аналогичный сюжет относят к историческим песням. Б.Н. Путилов считает, что это лирическая бытовая песня, но она выражает раздумья народа о войне, которая несет гибель простым людям. В этом плане песня о Казани выходит за рамки бытовой лирики, но и не есть отклик на конкретные факты истории. Вымышленный сюжет поднят на высоту философско-политического обобщения. Философия слита с лирикой, бытом и историей. Авторы книги «Нижегородские исторические песни» считают, что рассматриваемое произведение теснее связано с историей, чем кажется Б.Н. Путилову: «Песня отражает «не просто «раздумья», а нежелание переселяться на новые земли, политые кровью погибших. В свете этого думается возможным считать данную песню исторической» [3, с. 20].

Песня на сюжет «Заселение русскими новых восточных земель» - «Соловей кукушку уговаривал» имеет большое сходство с песней, записанной на территории Республики Мордовия «Ногайские парни обманывают девушку». Оба произведения очень близки по форме, в их основу положен прием двухчастного психологического параллелизма (этот прием в мордовском фольклоре встречается сравнительно редко), одинаково идет развитие действия, выступают одни и те же герои, но разные по содержанию. В мордовской песне речь идет не о Казани, а о мордово-ногайских отношениях. Указанное сходство М.Ф. Ватанина объясняет «заимствованием из русской песни» [10, с. 318].

К XVII-XVIII вв. относится время возникновения исторических песен о крещении мордвы, которых дошло до нас немного. В Лукояновском районе записана одна из них И. Кокряковой в 1996 г. в с. Малая Поляна от З.Ф. Саури-киной. В песне нет крупных исторических деятелей и масштабных событий, локализованных в каком-то одном районе. Они происходят на всей территории

расселения мордвы. Героями являются мордовка, мордовский народ и, противопоставленные им, «попы с дьяками» - представители официальной власти, насаждавшие христианство. Крещение воспринимается народом как несчастье: «мордва плачут-рыдают», не желают принимать «русскую проклятую веру». Песня поется на русском языке, но припев «шевендюре на вендюре», по объяснению исполнителей - «древние мордовские слова», смысл которых забыт. П. Секторов в статье «Этнографические сведения о мордве, живущей в Мокшанском уезде Пензенской губернии», «странный» припев «Шавай дюры, навандюры» называет аллитерационным набором бессмысленных слов [10, с. 323]. Имеются аналоги данной песне в эрзянском фольклоре в соседних с Лу-кояновским Починковском и Сергачском районах, в Республике Мордовия.

В XVIII в. исторические песни продолжают традиции песен XVI-XVII вв., но и приобретают новые черты. Их сюжеты связаны с военными событиями. Не является исключением песня «Генерал Чернышев в плену», повествующая о том, как во время Семилетней войны России против Пруссии в немецкий плен попал генерал-поручик граф Захар Григорьевич Чернышев. Песня создает образ пат-риота-героя, который отвергает выгодные для него предложения противника. В песне используется свойственный лирическим песням прием постепенного сужения образов. Он применен в первой части композиционной схемы, состоящей из описательно-повествовательной части и диалога. Употребляются такие поэтические средства, как эпитеты: «добрый молодец», «кудри русые», «плечи могучие». В песне прослеживаются черты, характерные словесному стилю былин: связь этимологически родственных слов («Тут стояла темна темница - за-ключевная ключевница»), повышение числа в каждом новом стихе («Он не год сидел, не два года, сидел ли ровно тридцать лет, еще три года»).

Военную тематику продолжает песня «Москва разорена французами», возникшая в XIX в. Тема войны 1812 г. получила наиболее полное отражение в исторических песнях того времени. В Лукояновском районе зафиксировано два текста, отразившие разгром Москвы французской армией: «Не слободка, э-эх, и ка-менна Москва, разоренная, э-эх, и с краю до, до конца», «Разоренная Москва с краю до конца, До того конца - студена ключа». На первый план в песне выдвинут образ Наполеона, изображаемый в произведении не как злодей, а просто как «неприятель». Его называют «славным», «парнем молодым». Подчеркивается значительная его сила: ходил «не с оружьицем», а «с пушкой винтовой», стрелял «пудовым ядром... прямо за моря, чтобы слушала вся сила моя». В тексте, записанном в с. Салдаманов Майдан, имя Наполеона утрачивается, остается лишь «неприятель мой - парень молодой», что «ассоциативно адресует произведение даже в сферу свадебного фольклора» [3, с. 27]. Текст песни трансформируется по линии усиления лирического начала. Идет переосмысление и изменение сюжета, устраняются исторические элементы. Песня начинает переходить в другой род - лирический. Авторы публикации музыкального фольклора в книге «Предания и песни болдинской старины» Л. Доронина и М. Лобанов песню сюжета «Москва разорена французами» - «Знаю-ведаю, эй, да, кто Москву разбил» о войне 1812 г., как и песни сюжета «Заселение русскими новых восточных земель» -«Соловей кукушку уговаривал», относят к лирическим [5]. Усиление лиричности является следствием изменения сознания человека.

В исторических песнях дается обобщенное отражение действительности, выражается народное понимание истории. Сюжет песни основан на конкретном материале, но детали могут быть вымышлены или переосмыслены. «Конкретно-исторический характер имеет проблематика этих песен, а герои их выступают как действующие лица истории независимо от того, были они таковыми или нет» [7, с. 8]. Исторические песни создавались на основе сложившейся

народной поэтической традиции. В.К. Соколова в статье «Некоторые приёмы характеристики образов в исторических песнях» пишет: «... Нет специфических приёмов раскрытия образов, свойственных только историческим песням, те же приёмы встречаются в былинах, лирических песнях... Своеобразие придаёт лишь характер их использования, наполнение конкретно-историческим содержанием, социальная заострённость» [8, с. 109]. С изменением действительности и в разных социально-бытовых условиях менялись проблематика, сюжеты, образы, художественные особенности песен.

Исторические песни Лукояновского района сегодня сами становятся историей, но остаются важной частью народной культуры. Они сохраняют связь с прошлым, позволяют взглянуть на историю глазами наших предков, доносят до нас их мысли и голоса, свидетельствуют о том, что население нашего края было активным участником исторических, культурно-духовных и социальных процессов, происходивших в России.

Литература

1. Исторические песни / сост. Ю.А. Курдин. Арзамас: АГПИ, 2006. 247с.

2. Лозанова А.Н. Русские исторические песни XVII века / А.Н. Лозанова // Исторические песни XVII века. М.; Л.: Наука, 1966. С. 6-22.

3. Нижегородские исторические песни: сб. / под ред. Н.В. Морохина. Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 2000.

352 с.

4. Песни и сказки Пушкинских мест. Фольклор Горьковской области / сост. В.И. Еремина, М.А. Лобанов, В.Н. Морохин. Л.: Наука, 1979. 254 с.

5. Предания и песни болдинской старины. Горький: Волго-Вятск. кн. изд-во, 1972. 111 с.

6. Пропп В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. М.: Гослитиздат, 1958. 600 с.

7. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор ХШ^! веков / Б.Н. Путилов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 300 с.

8. Соколова В.К. Некоторые приемы характеристики образов в исторических песнях / В.К. Соколова // Основные проблемы эпоса восточных славян. М., 1958. С. 108-117 с.

9. Соколова В.К. Русские исторические песни XVI-XVIII вв. / В.К. Соколова. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 330 с.

10. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Исторические песни XVI-XVIII веков: в 8 т. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1977. Т. 1, кн. 2. 352 с.

11. Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества / В.И. Чичеров. М.: Сов. писатель, 1959. 312 с.

12. Шаронов А.М. Русско-мордовские фольклорные отношения (Исторические песни XVI-XVIII веков): автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.М. Шаронов. Саранск, 1973. 21 с.

НЕКАЕВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА - аспирантка отдела литературы и фольклора Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия ([email protected]).

NEKAYEVA LYUDMILA NIKOLAYEVNA - post-graduate student, Scientific Research Institute of Humanities with the government of the Republic Mordovia, Russia, Saransk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.