Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 3
правовых противоречий и бюрократической системы возникло несколько социальных конфликтов. Внутриорганизационные межгрупповые конфликты за пределы ФАВР не выходят. Более серьёзные последствия можно ожидать от внешних конфликтов, где субъектами выступают ФАВР, МПР, МЧС, МВД, Государственная Дума. Несогласованность действий не только приводит к негативным последствиям во взаимоотношениях вышеперечисленных ведомств, но и отражается на состоянии водных ресурсов Российской Федерации.
Особую роль следует отвести назревающему конфликту, связанному с перспективой реформирования ФАВР в РАО «Вода». Данное реформиро-
вание не только вызовет внутриорганизационный межгрупповой конфликт в ФАВР, межорганизационный конфликт между ведомствами, министерствами и организациями водопользователей, но и приведёт к общественному резонансу, так как инновации подобного рода могут расцениваться значительной частью общества как угроза обеспечению первичных потребностей, как ущемление материальных интересов.
Примечания
1 Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов. В ред. Постановлений Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, от 06.06.2006 № 354.
удк 316.752
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЧЕНЦЕВ
с.Ш. жемчураева
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье предпринимается попытка исторического анализа основных факторов, способствовавших формированию этнической идентичности чеченцев.
Ключевые слова: этническая идентичность, кавказская идентичность, чеченцы, история.
Historical Features of Formation social and Cultural Identity of the ^echens
s.H. Zhemchuraeva
In this clause attempt of the historical analysis of the major factors promoting formation ethnic identity of the ^echen ethnos is carried out.
Key words: ethnic identity, the Caucasian identity, ^echens, history.
Чеченская культура формировалась как часть кавказской культуры. В этой связи возможно рассмотрение феномена так называемой «кавказской идентичности». Особенно актуальным ее изучение становится в набирающем силу процессе глобализации.
В кавказской культуре человек самореализуется через этничность (в отличие от человека в европейско-американской культуре). Его сознание направлено на принципы, идеалы и нормы, обозначаемые этничностью, обеспечивающей человеку идеальное совершенство. Духовное (душевное) состояние «кавказец» коррелируется с этнической идентичностью. Ценностно-ориентированное поведение, определяемое принадлежностью к этнической общности, является специфическим признаком человека в данном культурном феномене1.
Народы Кавказа привыкли жить в условиях религиозной терпимости, поскольку здесь представлены все важнейшие конфессии мира: христианство и ислам, иудаизм и буддизм. Кавказская культура полиэтнична. Полиэтничность обусловливает ее внутреннюю целостность2. Описывая особенности полиэтничности в регионе, Ю.А. Жданов пишет: «Кавказ хранит в себе мощные исторические традиции. На планете не существует другого такого региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов. Это удивительное многоцветье является драгоценным сокровищем всего человечества, как горный луг, на котором сотни разнообразных и неповторимых цветов»3.
Кавказ, и Северо-Кавказский регион в особенности, отличаются от внешнего мира высокой степенью концентрации как природного, так и социокультурного разнообразия. «Здесь на единицу расстояния и площади приходится куда больше биоразнообразия и эволюционных перепадов, чем на равнине»4. Такое природное разнообразие существенным образом влияло на формирование структурной организации социальной системы региона.
Кавказская идентичность представляет собой духовную форму бытия народов кавказского сообщества. Ее надо понимать как способность народов кавказского сообщества осознавать свое социокультурное единство, свою принадлежность к общему и целому кавказскому миру5.
Чеченская идентичность, являясь частью кавказской идентичности, имеет свои особенности, которые формировались столетиями.
© С.Ш. Жемчураева, 2010
С.Ш. Жемчураева. Исторические особенности формирования этнической идентичности чеченц
Обращаясь к историко-культурным, социально-психологическим особенностям чеченского этноса, важно отметить, что они сложились в ходе его экономических, политических, культурных и межнациональных контактов, как с кавказскими народами, так и с русским народом. Чеченский народ имеет сложную многовековую историю, соответствующую территорию расселения, язык, самобытную древнюю культуру, этнопсихологические особенности, без учета которых не представляется возможным понимание его судьбы и предназначения6.
Чеченцы представляют собой один из древнейших народов мира с характерным этническим лицом, с самобытной культурой, уникальным антропологическим типом. На сегодняшний день это самый крупный этнос Северного Кавказа, насчитывающий более миллиона человек7.
Древние чеченцы8, освоившие северные склоны Кавказского хребта и степи Предкавказья, рано вошли в контакт со скифами, а в последующем с сарматским и аланским кочевым миром. Крепки связи с древнегрузинскими царствами и античным миром. Грузинские летописи отмечают этнические объединения нахов, т.е. предков чеченцев, в контексте событий ГУ-Ш вв. до н.э., а римские авторы Плиний и Страбон называют отдельные нахские племена в своих трудах, относящихся к Г в. н.э. Первое тысячелетие в истории Кавказа отмечено борьбой нахов за контроль над горными проходами с римскими легионами, с Сасанидским Ираном.
В УГГ-ГХ вв. совместно с народами Грузии и Дагестана ими были отбиты несколько походов полководцев Арабского халифата. В ГХ-ХГГ вв. в равнинной зоне Чечни и близлежащих областей складывается полиэтничное Аланское царство; здесь растут города, расцветает международная торговля. В горных зонах Чечни и соседнего Дагестана образуется царство Серир, государство раннеклассового типа.
Своеобразный аланско-горский симбиоз, достигнутый к ХП-ХШ вв. на территории Чечни, был разрушен татаро-монгольским нашествием. Главный удар по Чечне, как и по всему Северному Кавказу, был нанесен полчищами Батыя в 1238-1240 гг., тогда же, когда монголы разгромили страны Восточной Европы. Экономическое и политическое развитие Чечни было отброшено на века.
В конце XIV в. - период нашествия хромого Тамерлана на Северный Кавказ - чеченцы выступили как монолитный народ, осознающий свою судьбу, отстаивающий независимость и самобытность от посягательств общего врага. Жестокое сопротивление азиатскому завоевателю привело к гибели почти всего дееспособного мужского населения. Народ сражался с врагом, осознавая необходимость защиты своего отечества и этнокультурной самобытности9.
В ХУГ-ХУГГ вв. в Чечне растет ремесленное производство, идет распашка плодородных
земель, закладываются новые аулы. Уровень социально-экономического и культурного развития общества обусловил утверждение в Чечне монотеистической религии. Здесь доминирует ислам суннитского толка10.
В ХУГГГ в., начиная с Петра Г, Россия проводит ярко выраженную колониальную политику в отношении Чечни. Горцы Чечни искренне желали установления с Россией взаимовыгодных торговых отношений. Ради сохранения мира они шли на ряд уступок, но при этом резко протестовали против вмешательства в их внутренние дела, оказывали сопротивление ограничить их суверенитет. Подобное же сопротивление оказывалось Турции и Ирану.
В XIX в. чеченцы вступили, говоря словами документов, «сильнейшим» народом Кавказа, насчитывающим, по самым заниженным оценкам специалистов, не менее 1 миллиона человек, гордым своим прошлым, претендующим на роль предводителя всех горских народов.
История чеченского народа сопряжена с многовековой борьбой за экономическое, политическое, культурное и национальное выживание. В ходе борьбы с завоевателями чеченцы оказывались на грани физического исчезновения. Но, защищаясь от внешней агрессии, они никогда не притязали на территории и ресурсы других народов11.
Эволюция социокультурных и конфессиональных особенностей чеченцев происходила неравномерно, волнообразно и противоречиво, в результате чего сформировались основные характеристики, маркирующие их этническую идентичность: солидарность, сплоченность; достоинство человека, свобода личности; преемственность и традиционность; особая роль религии, неотделимая от этнической принадлежности; сакральное отношение к родине, земле предков; тейповая структура социальной организации, фамильно-патрономическая солидарность; индивидуальная и коллективная ответственность, институт кровной мести.
Примечания
1 См.: Шадже А.Ю. Феномен этничности в кавказской культуре (к постановке проблемы) // Изв. вузов.Сев.-Кавказ. регион. Общественные науки. 2000. № 2. С. 49.
2 Там же. С. 49-50.
3 Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии // Изв. вузов. Сев.-Кавказ. регион. Общественные науки. 1998. № 2. С. 29.
4 Темботов А.К. Как сохранить биоразнообразие горного Кавказа // Вестн. РАН. 1998. Т. 68, № 8. С. 741-745.
5 См.: Шадже А.Ю., Дамениа О.Н. Динамика социокультурных трансформаций на Северном Кавказе // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 4. С. 71-72.
6 См.: Акаев ВХ. Национальная идея чеченцев (от постановки до разработки) // Независимый институт
Социология
55
Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 3
гуманитарных исследований Чеченской Республики и Чеченское отделение Философского общества России. Грозный, 2005. С. 25.
См.: Ибрагимов Муса, Ибрагимов Мовсур. Чечня: через круги ада. (Переселения и депортации чеченского народа). М.; Саратов, 2003. С. 5.
8 См.: Чеченцы: история и современность. М., 1996. С.139-144.
9 См.: АкаевВ.Х. Указ. соч. С. 51.
10 См.: Чеченцы: история и современность. С. 139-144.
11 См.: Акаев В.Х. Указ. соч. С. 27.
УДК 37.05.3
ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА
Н.Г. Коновалова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье анализируются основные эвристические признаки и предлагается авторское определение креативности, определяется ее место в формировании личности учащегося как в процессе обучения, так и во внеклассных формах работы в современной российской школе.
Ключевые слова: эвристичность, креативность, традиционные и нетрадиционные методы развития учащихся.
The Process of Forming the Creative Personality of the Modern Russian Pupils
N.G. Konovalova
In the article the main heuristic indications are analyses. The author givers her definition of creativity and shows its place in the process of the pupils personality forming during class and in out-of-school hours. Key words: heuristic, creativity, tradition and not traditional methods pupils' development.
Воспитание подрастающего поколения составляет важную задачу любой социальной системы. В развитом обществе формирование нового человека как личности, обладающей высокими нравственными качествами, творческим отношением к действительности, общественной активностью, превращается в главную задачу, являясь необходимым условием его построения. Современное общество испытывает потребность в эвристичных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Складывается социальный заказ на креативную личность, которая ориентирована на творческий подход к любому выполняемому делу. Уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение, умение принимать адекватные решения вопреки возникающим трудностям, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнения, содействующие решению проблемы, - необходимые качества, которыми должен обладать будущий специалист, конкурентоспособный в современном быстроменяющемся мире. Уникаль-
ность каждого человека не вызывает сомнений, однако умение проявить себя, выразить свою уникальность является проблемой для большинства людей. Эвристическая креативность личности позволяет не только эффективно реализовать жизненный потенциал человека, но и найти свое место в жизни.
Мы определяем понятие креативности школьников как интегральное свойство личности, отражающее возможности социального взаимодействия между людьми, при котором специфическим свойством личности является оригинальность мышления. Одновременно это и способность создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного. Интегральное свойство личности воплощает ее творческие возможности. К числу ключевых характеристик креативности относят интуицию, фантазию, выдумку, дар предвидения, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию и работоспособность. Личность, обладающая этими качествами, находит удовлетворение не столько в достижении цели, сколько в самом процессе творчества. Креативность допускает варьирование путей решения жизненных проблем, проявляющееся в индивидуальных особенностях учеников.
Креативность личности школьника формируется в результате деятельности в социальном контексте. Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируясь в креативном продукте. Подростковый возраст является сенситивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов, однако недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка подвергаться случайным влияниям. Поэтому необходимо целенаправленное формирование креативности в подростковом возрасте, создание условий для ее развития. С нашей точки зрения
7
© Н.Г. Коновалова, 2010