РЕТРОСПЕКТИВА
ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007
УДК 930.2
Исторические источники изучения культурной жизни Санкт-Петербурга XVIII столетия
Л.А. Цыганова
ИВИ Российской академии наук, г. Москва
XVIII век в культурной и художественной истории России стал переломным моментом. Именно в начале этого столетия происходят основные изменения в культурной жизни нашей страны, связанные с иностранным, а точнее европейским влиянием на развитие основных видов искусства. Безусловно, иностранное влияние на русскую культуры было и раньше: приглашение иностранных мастеров в России не было в но-винку.1 Но именно в XVIII веке привнесение европейской культуры на российскую почву стал носить массовый характер. Помимо приглашения иностранных мастеров в Россию, большое влияние на европеизацию русской культуры и русского искусства оказало, конечно, и отправление молодых талантов на учебу за границу. Но нам бы хотелось остановиться на первом и самом важном факте, который повлиял на культуру России в XVIII в., - на приглашении иностранных мастеров, а точнее итальянцев, в Россию, их жизни и творчестве в нашей стране.
Для того чтобы Россия стала похожа на европейскую страну, чтобы привить ей западный вкус, Петр I делал все возможное: он привозил из заграничных поездок мастеров и произведения искусств, посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Италию и Голландию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств - пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство. Представители России в европейских странах, помимо своей основной задачи, отвечали так же за покупку скульптур и приглашение иностранных мастеров.
XVIII столетие в истории русского искусства в целом было периодом ученичества, и если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, большей частью итальянцы, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных. По прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде - с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; с множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.
Для иностранных художников, которые по той или иной причине не могли найти у себя на родине заказы и признание, в России при строительстве Петербурга, нового, нетрадиционного города для страны, открывались огромные возможности. Дело в том, что основная проблема петровских времен - это проблема нехватки специалистов. Необходимость в иностранных архитекторах была очень велика: в России практически не было кадров, способных реализовать планы царя. Но даже с прибытием европейских мастеров и открытием
школ2 проблема квалифицированных мастеров была решена нескоро. В донесениях и рапортах в Канцелярию от строений наряду с требованиями строительных материалов прослеживается постоянное требование мастеровых людей к тем или иным работам.
Архитекторы и мастера, для того чтобы как можно быстрее выполнять указы императора, для обеспечения строительства мастеровыми, материалами, писали в Канцелярию «доношения» - рапорты. Строительство новой столицы сопровождалось постоянной нехваткой всего: материалов, людей, денег. О постоянных нуждах Доменико Трезини в материалах, мастеровых людях можно судить по описи донесений и рапортов итальянского архитектора за 1725 год3. Надо заметить, что идет уже третье десятилетие строительства города, а не первое время, когда город возводился на пустом месте и когда из-за нехватки рабочих рук использовался труд пленных. Столица уже перенесена, и город постепенно приобретал свои очертания. За 1725 год Доменико Трезини обратился в Канцелярию от строений с просьбой строительных материалов - 8 раз, бумаги и карандашей для чертежей - 2 раза, мастеровых людей - 6 раз. При строительстве дворца Прасковьи Федоровны в 1725-26 гг. Г Киавери ведет регулярную переписку с Канцелярией от строений о предоставлении ему бревен, извести, других строительных материалов и инструментов5.
Все исторические источники по данной теме можно разделить на две большие группы: опубликованные и неопубликованные. В первой группе можно выделить следующие основные издания:
1. Полное собрание законов Российской империи;
2. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. - Л.: Наука, 1991;
3. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. - Т 1. - М.: Искусство, 1990;
4. Корольков М. Архитектор Трезини // Старые годы. - 1911. - Апрель.
Из неопубликованных источников были использованы фонды РГИА, РГАДА и ЦГИА СПб.
При этом основные источники по истории иностранного влияния на русскую культуру, о жизни и творчестве иностранных мастеров в России можно разделить на нижеследующие группы.
1. Законодательные акты. Среди них можно выделить следующие разновидности, которые сложились в XVIII в.:
- манифесты;
- указы;
- уставы;
- регламенты и учреждения;
- уставы и регламенты.
Желание Петра I в исторически короткий срок пре-
37
ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007
РЕТРОСПЕКТИВА
вратить Россию в европейскую державу привело к тому, что его законодательство носило масштабный и форсированный характер. Но при этом ни в первой четверти XVIII в., ни позже не существовало четкого определения закона. Названия законодательных актов не всегда соответствовали их содержанию, а нередко вопросы, составляющие предмет и содержание одних актов, получали оформление через другие6
2. Делопроизводственные документы. Делопроизводственные материалы - это особенный вид исторических источников, функцией которых является документальное обслуживание различных управляющих систем. В структуре делопроизводственной документации можно выделить две группы материалов: 1) обеспечивающих принятие и реализацию решений и 2) обеспечивающих документооборот.
На протяжении XVIII в. большая часть делопроизводственных документов возникла в системе государственного аппарата. Нельзя также не отметить, что делопроизводственных материалов государственных учреждений было не только намного больше других, но они и лучше сохранились, благодаря архивной системе хранения, организованной в начале XVIII в. Особенностью делопроизводства XVIII в. по отношению к предшествующему периоду является то, что его важнейшие основы утверждались законодательно. В частности, кардинальные изменения в делопроизводстве были обусловлены заменой его столбцовой формы тетрадной по указу 1700 г.
Можно выделить три группы делопроизводственной документации:
- переписка учреждений;
- внутренние документы;
- просительные документы.
Многообразие документов и их различные названия требуют следующего уточнения: нижестоящие учреждения или должностные лица посылали вышестоящим «доношения», которые могли называться рапортом. Учреждения одного уровня посылали друг другу «про-мемории», а учреждения, не связанные соподчиненностью, могли также посылать друг другу «ведения». Частные лиц обращались в государственные учреждения с прошениями, которые в XVIII в. иногда по-прежнему назывались челобитными.
В начале 1702 г. был издан именной указ, в котором предписывалось писать в челобитных «государеву честь новым изложение: в начале - «державнейший царь, государь милостивейший», а потом писать дело, а перед прошением вместо «милосердного» - «всемилостивейший государь прошу Вашего величества», а потом прошение; а по прошении совершить «Вашего величества нижайший раб». В последующих законодательных актах не прослеживается четкого различия между челобитными и доношениями. В 1723 г. Петр I именным указом потребовал, чтобы челобитные и доношения «писать пунктами чисто, дабы что писано в одном пункте, в другом бы того не было».
Яркими примерами таких челобитных могут служить доношения Д.А. Трезини7 и Ф.Б. Растрелли8 Традиционные формы челобитных уступали место новым, составленным «по пунктам», очень медленно. Поэтому и во второй половине XVIII в. челобитные писали, придерживаясь разных формуляров, и в одном документе одновременно употреблялись старые и новые словосочетания. Основной комплекс делопроизводственных
материалов это - документы, относящиеся к Канцелярии от строений, которая контролировала строительство в Санкт-Петербурге и осуществляла подготовку мастеров строительного дела. Она была основана в 1706 г. под названием «Канцелярия городовых дел» и просуществовала до 1797 г. С 1723 г. по 1765 г. учреждение стало называться «Канцелярия от строений», в 1765-69 гг. - «Канцелярия от строений её императорского величества домов и садов», а в 1769-1797 гг. - «Контора от строений её императорского величества домов и садов». 7 марта 1797 г. она была объединена с Гофинтендантской конторой. Во главе канцелярии стоял обер-комиссар или директор над строительством. Первым этот пост занимал Ульян Акимович Сенявин, канцелярия которого размещалась в его доме на Городском острове, близ Троицкой площади. Доменико Трезини взял на себя руководство строительной командой, состоящей примерно из 200 строителей и ремесленников, будучи ближайшим помощником Петра I, и фактически возглавлял все строительство в Санкт-Петербурге. Здания и целые комплексы по проектам великого мастера возводились в ключевых точках Петербурга.
3. Записки иностранцев о России являются специфическим видом исторических источников. Первым самостоятельным описанием новой столицы стало «Точное описание о крепости и городе Санкт-Петербурге...» 1710-1711 гг. неизвестного автора. По сути дела, это описание являлось путеводителем по городу. Практически все последующие описания Петербурга, так или иначе, имели в своей основе это сочинение!0
Если характеристики военного, политического и экономического значения города однозначны, т.к. могут быть измерены, то подход к внешнему виду любого русского города, в том числе и Санкт-Петербурга, отражал некоторую систему ценностей выходцев из европейских стран.1 Многие записки о Санкт-Петербурге роднит то, что почти все иностранцы увидели в царской регулярной столице не город, а комплекс отдельных селений и районов-слобод. Острое восприятие разорванности градостроительства в первую очередь объясняется различием основных принципов планировки города.
Если в России строительство почти всегда привязывалось к природному ландшафту, а гармония достигалась путем синтеза природы и архитектуры, все это хорошо сочеталось с радиально-концентрической системой застройки. На Западе же мы встречаем принцип преодоления природы. И, таким образом, было вполне естественно, что европейцам не нравилось отсутствие порядка домов, разбросанность строений, беспорядочно выведенные улицы.12 Все это было присуще раннему Петербургу и исправлялось по Петровским указам, начиная с 1710-х гг. Выпрямляли улицы, переносили дома на красную линию11, создавали правильные планы районов и города. В глазах европейцев все это, а особенно правильные проекты города, ознаменовало приход в Россию цивилизованности.
Таким образом, при всей мозаичности сведений и противоречивости оценок Петербурга, которые нашли западноевропейские читатели в сочинениях мемуаристов и письмах дипломатов, сочинения начала XVIII века показывают, что в последнее десятилетие правления Петра новая столица заняла одно из ключевых мест в высокой оценке Западом общего хода европе-
38
РЕТРОСПЕКТИВА
ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007
изации России. Произошло то, ради чего начиналось новое регулярное строительство на Неве - новый, по европейски цивилизованный Петербург заставил говорить о себе Европу и стал неотъемлемой частью просвещенной России!4
Мемуары, дневники, записки изобилуют многочисленными красочными подробностями, благодаря которым мы лучше узнаем ранний Петербург Множество ценных фактов можно извлечь из официальных депеш западноевропейских дипломатов, находившихся в эпоху Петра I при русском дворе1.5
4. Записки Я. Штелина об изящных искусствах в России. «Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России» - это уникальный труд по истории искусства России, не имеющий аналогов в европейской культуре XVIII века. Никто в Западной Европе не ставил себе цели написать историю всех художеств своей страны. «Записки» включают в себя следующие главы: о живописи, о мозаике, об Академии художеств, о скульптуре и архитектуре и многое другое. Штелин сделал первую попытку создания истории русского искусства XVIII века. Его рукописи - единственное свидетельство современника о многих фактах и явлениях художественной жизни России того времени. Они позволяют проследить смену вкусов, тенденций и художественных ценностей в русском искусстве на протяжении нескольких десятков лет.
Материалы Штелина помогают восполнить многие пробелы в области живописи, архитектуры и скульптуры. Неизвестные данные биографий, сведения о работах, творческие характеристики - все это содержит трактат Я. Штелина. О мастерах первой половины XVIII
в. Штелин пишет по рассказам очевидцев и сведениям, полученным от знакомых живописцев, использует он и письменные источники. Однако путаность рассказов и историй, забывшиеся подробности и факты стали причиной ряда неточностей в его записях. Заметки о живописи содержат интересные сведения о жизни и творчестве многих европейских и русских художников, творивших в России, но особенно интересными для нас являются сведения об итальянских мастерах П.А. Ротари и С. Торелли, чье творчество оказало сильное влияние на развитие русской портретной живописи.
Интересны сведения об итальянских плафонных живописцах и мастерах театральной живописи. Штелин на примере творчества Б. (Дж.) Тарсиа, Дж. Бона, Дж. Валериани, А. Перезинотти, Ф. Градицци, а также менее известных мастеров - Карбони, Балларини - показал путь развития в России плафонной и театральной живописи. Развитие такого вида искусства, как скульптура, в России представляет собой одну из наиболее интересных и наименее изученных областей культурной истории. Поэтому «Записки» Я. Штелина являются интереснейшим источником по этому вопросу. Наравне с известными скульпторами, такими как Растрелли, он упоминает малоизвестные и даже вовсе неизвестные имена иностранных скульпторов и резчиков, называет их произведения.
«Записки» Я. Штелина об архитектуре имеют большую ценность как сведения очевидца. Об архитекторах, чье творчество пришлось на первую треть XVIII
в., он пишет кратко, поскольку не был очевидцем этих событий. Именно на эту часть записок об архитектуре приходится наибольшее количество ошибок и неточностей.
5. Визуальные источники. Большую роль в изучении творчества итальянских мастеров в России имеют визуальные источники: фотографии, чертежи, рисунки и т.д. В связи с дальнейшими перестройками зданий или уже полным их отсутствием именно благодаря этим источникам можно сложить впечатление о том или ином памятнике архитектуры. По эскизам, сохранившимся в собраниях музеев и архивах, можно увидеть ныне утраченные бесценные образцы плафонной живописи и театральных декораций.
Весь комплекс документов позволяет понять, как европейское влияние распространялось на русское искусство и какими нормативными документами сопровождались нововведения. Изучая делопроизводство Канцелярии от строений и других институтов власти, можно восстановить сложный путь сооружения того или иного здания: заказ на создание, проект, формирование команды, нехватка материалов, постройка и т.д. Эти документы помогают восстановить сложную структуру взаимоотношений мастеров и государственных структур.
Жизнь итальянцев складывалась в России по-разному. Кто-то, как Д. Трезини и Ф.Б. Растрелли, оставались здесь до конца своих дней, другие же уезжали на родину. Но все они пытались выжить в чужой для них стране, обижаясь на невыплаченное вовремя жалование, а иногда и недоверие со стороны властей. Будучи гениями, они оставались просто людьми, которые ехали за удачей или деньгами, оставляли жен и детей, и заводили новые семьи в России, завидовали чинам и званиям друг друга, радовались и разочаровывались.
О частной жизни итальянских мастеров, государственном обеспечении иностранных мастеров жильем, дровами и многим другим в России XVIII в. помогают судить как записки иностранцев, так и прошения самих мастеров на высочайшее имя, а о размере жалования - сведения из табелей. Основными насущными проблемами почти всех архитекторов в первой четверти XVIII в. были отсутствие строительных материалов, инструментов, рабочих рук и квалифицированных мастеровых, а также периодические задержки жалования. Об этом свидетельствуют постоянные просьбы зодчих о выделении им того или иного материала или инструмента, вплоть до 15 топоров, а так же просьбы о выплате в декабре жалования, задержанного на 8 месяцев.
Интересным видом исторического источника по ранней истории Петербурга являются письма первого архитектора города Д. Трезини к Петру I. Их сложно отнести к прошениям и докладам в какую-либо инстанцию. Так как, с одной стороны, это частная жизнь, с другой - переписка с государем. Помимо отчета о проделанной работе, в них встречаются и поздравления с победой в Северной войне, и сетование на малое количество мастеровых людей, и обещания завершить работу до морозов.9
Доменико Трезини был первым и долгое время не только единственным иностранным архитектором в России, но и ближайшим сподвижником Петра I в планировке и строительстве города. Европейские мастера своими постройками, своей работой и учительством помогли России войти в систему общеевропейской культуры. Те, кто приезжал из Италии, особенно из Рима, везли с собой огромное наследие формальных и композиционных идей античности, эпохи Возрождения и барокко. На этих идеях через ассоциации, пере-
39
ВЕСТНИК МГУС №2 (2) / 2007
РЕТРОСПЕКТИВА
работку и отрицание сформировалась вся архитектура Западной Европы. Это же наследие передавалось и российским архитекторам и заказчикам в контексте «западных преобразований» Петра I.
Конечно, новые ценности, воспринятые русским зодчеством, отбирались на основе критериев, связанных со специфически национальным восприятием пространства и массы, природного и рукотворного. Необходимость изменений определила логика развития историко-культурных процессов, которые, с одной стороны, не были измышленными и искусственно навязан-
ными, а с другой стороны, элементы традиции иногда легче ломаются, чем добавляются и реформируются.
На наш взгляд, большую роль в восприятии Россией европейского знания сыграли законодательный фактор20 и фактор монаршей власти. Сама значительность роли Петра I определялась тем, что он верно угадал не только необходимость перемен, но и их направление. Сумев подняться над замкнутостью русской культуры, он смог увидеть то, что, будучи привито ей извне, обещало прижиться в ней и обогатить ее.
ПРИМЕЧАНИЯ:
На рубеже XV-XVI веков происходит массовый прорыв западноевропейского знания в Московию. Стремление Ивана III и его потомков обеспечить Русскому государству равное положение среди европейских держав заставляло московский двор постоянно держать открытой «дверь на Запад», привлекать в Москву иностранных специалистов во всех областях знания, однако приезд в Россию многих зарубежных художников еще не означал появления в Московском государстве культуры «подлинного Возрождения». Уже в это время общество начало испытывать на себе процесс европеизации, который с конца XVII века стал господствующей темой в истории русской культуры. Бурное развитие России с середины XV века, позволило стране после долгого перерыва принять участие в крупных общеевропейских событиях, в том числе и через посредничество иностранных мастеров. Московское государство приобщилось ко многим научно-техническим инновациям той эпохи. Духовные импульсы Возрождения и европейского гуманизма нашли в русской культуре заметный, хотя поначалу и ограниченный, отзвук попытки идеологических и культурных реформ. Особенно тесные культурные связи установились между Москвой и итальянскими государствами Венецией, Римом, Миланом, куда в первую очередь направлялись русские посольства для приглашения мастеров.
2 И в 1709 году при Канцелярии от строений создается школа для начального изучения зодчества. Рассчитывалось, что более глубокие познания ученики этой школы должны были получить в архитектурных командах в процессе практического сотрудничества опытных архитекторов. Однако школа и команды не могли обеспечить расширяющееся столичное строительство. Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран, что позволило почти сразу же вовлекать их в строительство города. А также отбирают талантливых молодых людей и командируют их для обучения в западноевропейские страны инженерным и архитектурным искусствам.
3
4
5
6
РГИА Ф. 467. оп. 2. Кн. 54 а, Л. 360-362 об.
Эренмальм Л.Ю. Описание города Петербурга, вкупе с несколькими замечаниями I Пер. и примеч. Ю.Н. БеспятыхII Беспятых Ю.Н. Петербург Петра III в иностранных источниках. - Л.: Наука, 1991. - С. 90-91.
РГИА. Ф.470. Оп. 5. Д. 27. Л. 31-32, Д. 33. Л. 105 об.
Чекунова А.Е. Видовые особенности и терминология письменных источников конца XVII - первой четверти XVIII века II Отечественная
7
8 9
10
история. - 2001. - № 4. - С. 163.
РГИА. Ф. 467. Оп. 2.Кн. 42а. Л. 383-385об.
РГАДА. Ф. 17. Оп. 1. Д. 298. Л. 7-8; Д. 300. Л. 1.
Чекунова А.Е. Указ. соч. - С. 164.
Агеева О.Г. Петровский Петербург глазами иностранцев II Отечественная
и
12
13
14
15
16
17
18 19
история. - 2003. - № 3. - С. 3.
Там же. - С. 7.
Там же. С. 7-8.
Условная граница в градостроительстве, отделяющая проезжую часть улицы от территории застройка.
Агеева О.Г. Указ. соч. - С. 11.
Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Введение. Тексты. Комментарии. - Л.: Наука, 1991. - С. 3.
Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. - Т. 1.
- М.: Искусство, 1990. - С. 36.
РГИА. Ф. 467. оп. 2. Кн. 42 а. Л. 383-385 об.; Корольков М. Архитектор Трезини II Старые годы. - 1911. - Апрель. - С. 33-34.
РГИА, Ф. 1601. Оп.1. Д. 35. Л. 34-34об., 42-42 об.
Корольков М. Архитектор Трезини II Старые годы. - 1911. - Апрель.
- С. 21-22.
20 Адаптация знания неизбежна, если использование новшеств начинает определяться законодательным путем.
УДК 902
Повседневная жизнь учреждений городского самоуправления в XVIII веке
Н.А. Четырина
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Изучение городского самоуправления постоянно лежит в сфере внимания историков различных поколений. Предлагаемая статья дает возможность проследить обычно ускользающую повседневную жизнь этих учреждений.
Петр Великий в 1699 г. учредил по городам Бурмис-терские избы и должности бурмистров, которые выбирались городским населением и наблюдали за сбором всякого рода доходов и «их дела воеводам ведать не велено». Дальнейший шаг - учреждение по городам магистратов: в 1721 г. был учрежден главный магистрат в Петербурге, а в 1724 г. - городовые. Само название органов городского управления как бы ориентируется на европейские аналоги. В конечном итоге, по мысли
реформатора и законодателя, функционирование этих органов должно было привести, с одной стороны, к процветанию российских городов, а с другой стороны, сделать процесс управления более оптимальным и менее дорогостоящим.
На протяжении всего XVIII века не прекращался процесс создания и упразднения городских учреждений самоуправления, замена магистратов ратушами и наоборот. Согласно «Учреждениям для управления губерний» 1775 г. в городах должны были остаться магистраты, а ратуши - «только по посадам». На практике жители некоторых малонаселенных, экономически слабых городов, и городов безуездных также довольствовались ратушами. Общее количество городовых
40