Научная статья на тему 'Исторические имена и символы Пскова в культурном пространстве современного города'

Исторические имена и символы Пскова в культурном пространстве современного города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
975
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / ГОРОДСКОЕ КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕНА / ИСТОРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ / PERCEPTION OF HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / REGIONAL HISTORY / CULTURAL SPACE OF THE CITY / HISTORICAL NAMES / HISTORICAL SYMBOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никифоров О. В.

Анализируется восприятие исторических знаний жителями современного города. Сохранение историко-культурного наследия на региональном уровне предполагает знание местной истории, понимание смыслового наполнения городской символики, освоение регионального культурного пространства. Представлены результаты опроса об основных моментах псковской истории, запечатлевшихся в памяти жителей и гостей города, о людях и символах Пскова, об известных городских легендах. В результате проведенного исследования составлен перечень актуальных имен и символов, закрепившихся в сознании псковичей. Анализ полученных данных демонстрирует, что несмотря на отсутствие материальных носителей в аутентичном выражении, значительную удаленность от современности именно древний период истории города наложил наибольший отпечаток на историческую память, люди и артефакты той эпохи выступают именами и символами, которые знакомы жителям города и приезжающим для получения образования студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL NAMES AND SYMBOLS OF PSKOV IN THE CULTURAL SPACE OF THE CITY

The perception of historical knowledge by the residents of the modern city is analyzed in the article. Preserving the historical and cultural heritage at the regional level presupposes the knowledge of the local history, understanding the substantive meaning of the urban symbols and the exploration of the regional cultural space. The results of the survey on the main points of the Pskov history, captured in the memory of residents and guests of the city, about the people and symbols of Pskov, about well-known urban legends are presented in the article. As a result of the study, a list of actual names and symbols, fixed in the minds of Pskov people, was compiled. The analysis of the data shows that despite the absence of material carriers in authentic terms and a considerable distance from the present time, it is the ancient period of the city’s history that left the greatest imprint on historical memory. The people and artifacts of that era appear to be the names and symbols familiar to the residents and foreign students.

Текст научной работы на тему «Исторические имена и символы Пскова в культурном пространстве современного города»

УДК 37.015. doi:https://doi.org/10.34680/2411-7951.2019.2(20).35

О.В.Никифоров

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИМЕНА И СИМВОЛЫ ПСКОВА В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

Анализируется восприятие исторических знаний жителями современного города. Сохранение историко-культурного наследия на региональном уровне предполагает знание местной истории, понимание смыслового наполнения городской символики, освоение регионального культурного пространства. Представлены результаты опроса об основных моментах псковской истории, запечатлевшихся в памяти жителей и гостей города, о людях и символах Пскова, об известных городских легендах. В результате проведенного исследования составлен перечень актуальных имен и символов, закрепившихся в сознании псковичей. Анализ полученных данных демонстрирует, что несмотря на отсутствие материальных носителей в аутентичном выражении, значительную удаленность от современности именно древний период истории города наложил наибольший отпечаток на историческую память, люди и артефакты той эпохи выступают именами и символами, которые знакомы жителям города и приезжающим для получения образования студентам.

Ключевые слова: восприятие историко-культурного наследия, региональная история, городское культурное пространство, исторические имена, исторические символы

В предыдущей статье [1] была представлена практика организации исторических квестов на базе

Псковского государственного университета. В данной публикаци представлены содержание и некоторые результаты нашей работы по изучению распространения и популярности исторического знания на региональном материале. Представляется, что сохранение историко-культурного наследия на региональном уровне предполагает знание местной истории, понимание смыслового наполнения городской символики, освоение регионального культурного пространства. В этой связи предметом изучения стала тема сохранения историко-культурного наследия в сознании жителей города и студентов, приезжающих на обучение в Псков. С этой целью была проведена серия опросов в форме неформализованного интервью иностранных студентов и жителей города о том, какие исторические события и легенды, имена и символы региональной истории им известны.

Тема нынешней конференции нашла отражение в исторических датах и фактах, связанных с г. Псковом, но в исторической памяти и культурном пространстве города события, связанные с Николаем II не закрепились. Как, впрочем, и большая часть фактов, явлений и процессов недавних веков русской истории. Как известно город стал местом отречения последнего императора от престола, и покидая наш город, он написал знаменитую фразу: «уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, трусость и обман» [2] (запись от 2 марта 1917 г.). В честь этого события установлена мемориальная доска и поставлена часовня, но в наших опросах студенты и жители не упоминают имя государя императора как элемент городского исторического контекста.

Рассмотрение исторических имен следует начать с полушутливого-полусерьезного самоназвания псковичей «скобари». В Большом толковом словаре русского языка это слово имеет однозначную негативную трактовку: «скобарь — грубый невоспитанный человек» [3]. Справедливости ради нужно признать, что это правда, жители Пскова в большинстве своем не отличаются изысканностью манер и обходительностью. Однако, в тоже время, современные псковичи гордятся этим наименованием, это не оскорбление, это комплимент. Народная этимология в форме городской легенды связывает слово скобарь с Петром I, который похвалил псковичей за качественное изготовление скоб. И хотя Петр I несколько раз посещал Псков, наиболее обоснованной научной точкой зрения считается версия искажения прилагательного псковский и превращение его в скобский. Сегодня скобарь существует не только сам самоопределение, но и как элемент городской среды в виде памятнику псковичу со скобой, в названии заведений общественного питания.

Если вести речь о исторических личностях, то прежде всего следует назвать имя княгини Ольги. К сожалению, в материальном отношении от периода Ольги не сохранилось ничего, хотя Нестор упоминает, что о ее санях, которые в его время еще были в Пскове: «и сани ее стоять в Плесков^ и до сего дне» [4, с. 43]. В настоящее время материально она представлена в двух памятниках, в названии главного городского моста и часовни на берегу р. Великой. Последнее оправдано легендарной историей о переправе Ольги и Игоря, а также ее пророчеством о строительстве Троицкого собора. В народном сознании долго сохранялось название культовых камней, связанных с именем Ольги, но к настоящему времени о них нет упоминаний. Также не прослеживается историческое название одного из мест в городе — Ольгина расправа.

Князь Довмонт занимает второе место среди упоминаемых псковичами исторических личностей. Территория в исторической части города, которая была окружена крепостной стеной, до настоящего времени носит название Довмонтов город. Памятника Довмонту в Пскове нет, хотя идея его установить периодически поднимается региональными краеведами и городской общественностью. Исторически Довмонт — это и главный символ города, он изображался на монетах в период Псковской республики; изображение это очень известно, князь представлен в короне и с мечом.

В городском пространстве Довмонт представлен как персонаж исторических романов, ориентированных на туристическую аудиторию, в названии частных охранных предприятий, в кулинарных произведениях (напр., бургер «Довмонт»).

Следующим по известности историческим лицом является С.И.Поганкин, его имя мало известно за переделами Псковской земли, но в нашем городе о нем постоянно напоминает здание XVII века, в котором располагаются основные экспозиции государственного музея-заповедника. Про Поганкина известно, что он появляется ниоткуда и исчезает в никуда. В музее хранятся подарки купцу Поганкину от русских царей Петра и Иоанна.

Главным современным символом города является Троицкий собор — Дом Святой Троицы. Еще псковская летопись указывает на такое его значение, князь Довмонт обращается к псковичам с призывом «... потягнЬте за святоую Троицоу и за святыа церкви, за свое отечьство» [5, с. 84]. Псковичи утверждают, что собор виден из любой точки города, этому способствует высота — 72 метра и расположение на мысу у слияния рек. Это, конечно, преувеличение, но показательное.

Следующим символом города являются многочисленные церкви. Одна из иностранных студенток предложила поэтичную метафору «город белых церквей». Построенные из известняка, просевшие в культурный слой, приземистые, покрытые пределами и притворами, псковские церкви придают особый колорит городу.

Псковский кремль как совокупность стен и башен также отмечается как главный символ города. Две башни связаны с историческими легендами. Гремячая башня известна спрятанными там сокровищами. Покровская башня — явлением Богородицы и помощью в защите от войск Стефана Батория.

Главный современный официальный символ представлен на гербе города — золотой барс в голубом поле. В наших опросах его назвали львом, тигром, в исторических документах он упоминается как «лютый зверь». Почему он барс? Такие звери тут никогда не водились. Вообще, биологически, судя по внешнему виду, это леопард, но хвост у него с кисточкой.

Часть известных символов города и региона, к сожалению, утратили свое значение. Так, к уходящим символам можно отнести снеток, который, согласно легенде, можно было есть в пост. Лен — прежде главное богатство региона, также уже не упоминается как действующий символ. Изменения в текстильной промышленности привели к невозможности перестройки производства. Малое распространение имеет и прекрасная по своей оригинальности история о крокодилах в реке Великой. Согласно псковской летописи: «В лЬта 7090. изыдоша крокодили люты звЬри из рЬки, и путь затвориша» [5, с. 263] (1582 г.).

События XVIII—XX веков оставили малый след в символическом наполнении пространства города. И хотя здания, перестройки, разрушения, названия улиц, скверов и набережных относятся именно к этому периоду, за материальными памятниками и сооружениями нет духовно-идеологических смыслов. Петр I упоминается в контексте истории со скобарем, А.С.Пушкин в связи с имением Михайловское в Псковской губернии. Именем Софьи Перовской называют дом XIX века, в котором жили псковские вице-губернаторы. Однако это уже скорее перечисление элементов городской среды на уровне памятника защитникам города во время нашествия польско-литовских войск в 1581—1582 годы, который традиционно горожанами кратко называется памятником Стефану Баторию.

Таким образом, события ближайших к нам десятилетий и веков не несут смысловой значимой исторической нагрузки в сознании людей, живущих в Пскове. В.И.Ленин, которому установлены два памятника, именем которого названа улица и площадь, проживший 87 дней в Пскове, как элемент городского пространства не упоминается. Так и главная улица, носящая название Октябрьский проспект, воспринимается просто как название не в связи с историческим событиями. Изучая народную историю и городские легенды можно увидеть, что, несмотря на отсутствие материальных носителей в аутентичном выражении, значительную удаленность от современности, именно древний период истории города наложил наибольший отпечаток на историческую память, люди и артефакты той эпохи выступают именами и символами, которые знакомы жителям города и приезжающим для получения образования студентами.

1. Никифоров О.В. Исторические квесты как опыт освоения национальной культуры [Электр. ресурс] // Ученые записки НовГУ. 2018. № 2(14). URL: http://www.novsu.ru/file/1442848 (дата обращения: 01.02.2019).

2. Дневники Николая II [Электр. ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/1917.html (дата обращения: 01.02.2019).

3. Большой толковый словарь русского языка. Справочное издание / Под ред. С.А.Кузнецова. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

4. Повесть временных лет. Часть первая. Текст и перевод / Подготовка текста Д.С.Лихачева, перевод Д.С.Лихачева и Б.А.Романова под ред. члена-корреспондента Академии наук СССР В.П.Адриановой-Перетц. М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950. 406 с.

5. Псковские летописи // Полное собрание русских летописей. Т. V. Вып. 2. М.: Языки русской культуры, 2000. 368 с.

References

1. Nikiforov O.V. Istoricheskie kvesty kak opyt osvoeniya natsional'noy kul'tury [Historical quests as a way of learning about national culture]. Memoirs of NovSU, 2018, no. 2(14). Available at: http://www.novsu.ru/file/1442848 (accessed: 01.02.2019).

2. Dnevniki Nikolaya II [Diaries of Nicholas II]. Available at: http://militera.lib.ru/db/nikolay-2/1917.html (accessed: 01.02.2019).

3. Kuznetsov S.A., ed. Bol'shoy tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Spravochnoe izdanie [Big explanatory dictionary of the Russian language. Reference book]. Saint Petersburg, 2000. 1536 p.

4. Adrianova-Peretts V.P., ed. Povest' vremennykh let. Chast' pervaya [Tale of Bygone Years. Part one]. Moscow; Leningrad, 1950. 406 p.

5. Pskovskie letopisi [Pskov Chronicles]. Polnoe sobranie russkikh letopisey, [vol. 5, iss. 2]. Moscow, 2000. 368 p.

Nikiforov O.V. Historical names and symbols of Pskov in the cultural space of the city. The perception of historical knowledge by the residents of the modern city is analyzed in the article. Preserving the historical and cultural heritage at the regional level presupposes the knowledge of the local history, understanding the substantive meaning of the urban symbols and the exploration of the regional cultural space. The results of the survey on the main points of the Pskov history, captured in the memory of residents and guests of the city, about the people and symbols of Pskov, about well-known urban legends are presented in the article. As a result of the study, a list of actual names and symbols, fixed in the minds of Pskov people, was compiled. The analysis of the data shows that despite the absence of material carriers in authentic terms and a considerable distance from the present time, it is the ancient period of the city's history that left the greatest imprint on historical memory. The people and artifacts of that era appear to be the names and symbols familiar to the residents and foreign students.

Keywords: perception of historical and cultural heritage, regional history, cultural space of the city, historical names, historical symbols.

Сведения об авторе. Олег Владимирович Никифоров — кандидат педагогических наук, специалист управления по молодежной политике Псковского государственного университета; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2019. Принята к публикации 20.03.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.