филологические науки -языкознание
Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ...
УДК 80
DOi: 10.26140/bgz3-2020-0901-0050
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ЛОКАЛЬНОЙ ПРЕССЫ РОССИИ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
© 2020
AuthorlD: 462174
SPIN: 7224-4927
Девдариани Наталья Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи»
AuthorlD: 680842
SPIN: 8728-9478
Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье отражаются результаты проведенного анализа истории и современных особенностей региональной и локальной прессы России, который показал, что после распада СССР региональная и локальная пресса приобрела большую важность у населения страны, однако отсутствие государственной поддержки и последствия мирового экономического кризиса стали непоправимым ударом для многих региональных и локальных изданий. К сожалению, для большинства читателей местная пресса была скорее источником локальных новостей и местом публикации ТВ-программы, чем форумом для дискуссии о насущных проблемах региона. Исследование, проведенное среди редакторов и журналистов средних и малых городов, показало, что они готовы к активному применению новых технологий и форм общения с аудиторией, а также к приоритетному освещению важных для региона социально-экономических тем. В то же время редакции сталкиваются с рядом проблем, которые уже привели к закрытию тысяч региональных и локальных изданий.
Ключевые слова: локальная пресса, региональная пресса, история, анализ, публикации, журналистика, проблемы, читатели, форум, дискуссии, редакторы, журналист, периодическая печать, медиасфера, массовые коммуникации, газеты, журналы, телевидение, государственная структура.
HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL AND LOCAL PRESS OF RUSSIA AND ITS MODERN FEATURES
© 2020
Devdariani Natalia Valerievna, candidate of philosophical sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the «Russian Language and Speech Culture» department Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected])
Abstract. The article shows the results of the analysis of history and modern features of regional and local press in Russia, which showed that after disintegration of the USSR the regional and local press has acquired great importance among the population, however, the lack of state support and the impact of the global economic crisis was a fatal blow to many regional and local publications. Unfortunately, for most readers, the local press was more a source of local news and a place to publish a TV program than a forum for discussion about the pressing problems of the region. A study conducted among editors and journalists of medium and small cities showed that they are ready to actively apply new technologies and forms of communication with the audience, as well as to the priority coverage of important socio-economic topics for the region. At the same time, editorial offices face a number of problems that have already led to the closure of thousands of regional and local publications.
Keywords: local press, regional press, history, analysis, publications, journalism, problems, readers, forum, discussions, editors, journalist, periodicals, media sphere, mass communications, newspapers, magazines, television, state structure.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время все чаще можно услышать о «смерти печатной газеты» и растущей медиаконцентра-ции, что приводит к исчезновению региональных и локальных изданий.
В России к региональным изданиям принято относить печатные СМИ, выходящие в республиках, краях и областях РФ; к локальным изданиям - городские и районные печатные СМИ [1, с 227]. Кроме того, печатные издания подразделяются на федерально-региональные - то есть региональные версии федеральных изданий -и на собственно региональную или местную прессу. По мнению О. Вороновой, региональная пресса по ареалу ее распространения подразделяется на областную/краевую, городскую, районную и «низовую» (издания рабочих коллективов) прессу, а также издания с межрегиональным распространением [2]. В отраслевом докладе «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациями региональная и локальная пресса подразделяется на собственно региональные, городские и районные издания [3].
Вопрос об определении границ «регионального» и «локального» уже много лет изучается специалистами
медиасферы. Локальные пространства - это и социокультурные пространства, которые люди обозначают, как свою родину, и административные единицы, и зона распространения того или иного местного издания, которое, с одной стороны, обслуживает локальное коммуникационное пространство, а с другой стороны - ограничивает его. Различия между гиперлокальным, локальным, региональным коммуникационным пространством и контентом все еще остаются четко не определенными.
Локальная газета аутентична, ее формула успеха -это близость к аудитории и тесная коммуникация с ней, а также возможность перепроверки информации читателем, что повышает уровень доверия к изданию.
МЕТОДОЛОГИЯ.
Методологическую основу исследования составляют такие методы, как поисковый - анализ информации в исследованиях по истории и современному состоянию региональной и локальной журналистики России, пособиях по истории и теории журналистике, документах, печатных изданиях, Интернете; сравнительно-исторический и структурно-функциональный подходы; метод контент-анализа выпусков региональных и локальных изданий России.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)
219
Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna philological sciences -
HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL ... linguistics
Специфика российской региональной и локальной прессы заключается в том, что большое влияние на нее оказывают этнокультурные, социальные и экономические факторы [4,5]. Кроме того, региональное издание и локальное издание в одной административно-территориальной единице часто дополняют друг друга: так, если одно из них является еженедельным, то другое скорее будет ежедневным.
В годы советской власти региональная печать была однородно партийно-советской, «каждому территориальному образованию полагался обязательный, строго регламентированный сверху набор периодических изданий: одна ежедневная общественно-политическая (краевая, областная) четырехполосная газета формата А2, одна молодежная (комсомольская краевая, областная) газета, формат которой в разных регионах варьировался, один малоформатный партийный бюллетень «Блокнот агитатора». В районах издавалось по одной партийно-советской газете формата А3... Городам-миллионерам разрешалось иметь вечернюю газету» [6].
После распада СССР и разрушения единого информационного пространства на его территории региональная и локальная пресса стала приобретать все большее значение [7]. Одновременно происходило снижение популярности федеральных изданий и падение количества их подписчиков [8]. Как отмечает В. Иванов, «количество подписчиков на местные издания увеличивалось, так как явно наметился сдвиг интересов аудитории с общефедерального на региональный уровень» [9]. Причины этого заключались в «экономическом и политическом укреплении самостоятельности регионов», «усилении центробежных тенденций» и «сломе вертикальных управленческих связей между центром и провинцией» [10, с.67]. Кроме того, важную роль сыграли экономические причины: рост стоимости доставки изданий в регионы и падение покупательной способности населения, делавшего выбор в пользу местной газеты из-за более низкой ее стоимости. Местные политические и экономические элиты также способствовали развитию и укреплению местной прессы как «канала влияния на аудиторию» [10, с.69].
В конце 90-х годов только городские издания составляли 26% всех наименований и 23% общего тиража по России [11]. Тогда же возникло множество коммерческих изданий, а позднее начали создаваться коммерческие по форме, но обязанные финансовой поддержкой государственным структурам газеты, чаще всего поддерживаемые через госконтракты [12]. В начале 2000-х в региональной прессе наблюдались тенденции к концентрации и монополизации, а также симбиоз издательского бизнеса с другими видами экономической деятельности. В 2008 году аудитория региональной и локальной прессы более чем в два раза превышала аудиторию федеральных изданий [13].
2009 год стал для российской печати годом кризиса: тиражи республиканских газет сократились в 2-3 раза [14, с. 155], однако уже в 2010-2011 годах наблюдался постепенный выход из рецессии [15]. На рынке региональной и локальной прессы кризисные тенденции сохранились, постепенно снижалась периодичность выхода изданий. Так, редакция газеты «Тверская жизнь», снизила периодичность выхода с пяти раз в неделю сначала до трех, а в настоящее время до двух [10, с.69]. Кроме того, региональные и локальные газеты перестали дублировать общегосударственные новости и интерпретировать их на локальном уровне: «Местные газеты <...> еще несколько лет назад они успешно конкурировали с центральной прессой именно за счет того, что дублировали ее, печатая и мировые, и общероссийские новости» [16].
Как отмечают авторы отраслевого доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, 2014-2018 годы стали для печатных изданий едва ли не самыми сложными с момента распада СССР из-за посто-220
янного падения доходов и более быстрого роста расходов, чем у зарубежных коллег. «В Российской Федерации за последние пять лет ушло с рынка свыше 12 тыс. периодических печатных изданий, значительную часть которых составили региональные и местные газеты» [3]. Основные причины закрытия изданий - экономические проблемы, а также неспособность соответствовать постоянно меняющимся потребительским запросам.
Консервативность и патриархальность содержания и формы - основные характеристики региональных и локальных изданий России, их отличают «простота речи, близость к читателю и отсутствие пафосных масок» [17]. Многие материалы посвящены близким читателю социальным и общественным темам и проблемам: льготы, медицина, пособия и выплаты, тарифы ЖКХ [18], благоустройство территории, местные события и мероприятия и т.д. По данным О. Вороновой, основными чертами региональной или локальной газеты являются: наличие постоянного круга читателей (названо 78% опрошенных локальных журналистов), диалог с аудиторией (65%), приоритет оперативной информации новостного характера (64%), доступный и простой стиль изложения (61%), устоявшийся тематический круг (51%), освещение различных точек зрения на тему/проблему (49%) [17].
Согласно отраслевому докладу «Российская периодическая печать» 2017 года, уровень доверия к региональным и локальным СМИ в 61 регионе России выше, чем к федеральным [3]. В 2016 году был запущен процесс «консолидации региональных и муниципальных медиаресурсов в холдинги» [3] (государственные, с государственным участием, частные) с целью оптимизации расходов по созданию контента, верстке, распространению и унификации издательской политики. Согласно данным доклада 2018 года, этот процесс был практически завершен в большинстве территориальных единиц России [3]. Участие государственных структур в издательских холдингах вызвало опасения о нарушении редакционной независимости и антимонопольного законодательства.
Авторы исследования МГУ «Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.» отмечают, что редакторы и журналисты придают особую важность тому, что связано «с локальной общностью и насущными заботами ее жителей, что вполне соответствует особенностям прессы данного типа» [19].
Журналисты малых городов чаще, чем в средних городах, называли в качестве важной задачи помощь конкретным людям (60% против 67%), что, по-видимому, объясняется более тесной связью редакция-аудитория в малых городах.
Самыми важными темами для журналистов средних и малых городов являются состояние ЖКХ и деятельность жилищно-коммунальных служб (средние и малые города - 91% и 62% соответственно), строительство и ремонт коммуникаций (84% и 78% соответственно), строительство и ремонт муниципального жилья (86% и 61% соответственно), здравоохранение (76% и 77% соответственно) и работа городских органов власти (74% и 81% соответственно). Для средних городов темы криминальной хроники и происшествий значительно важнее, чем для малых (60% против 31%). Наименее важными считаются темы истории, этнографии, туристического потенциала города (34% и 41% соответственно). Кроме того, недостаточно внимания уделяется проблемам молодежи - в среднем 49% опрошенных считают тему важной, однако лишь 18% отмечает, что она реализуется «достаточно хорошо». Преобладающими формами являются информационные (в среднем 89%) и коммуникативные (55%) жанры; в газетах средних городов больше внимания уделяют аналитическим (56% против 37% в малых городах), справочно-консультационным (51% против 34%) и развлекательным жанрам (36% против
18%) [19]._
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)
филологические науки - Девдариани Наталья Валерьевна, Рубцова Елена Викторовна
языкознание ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ...
Более половины опрошенных считает, что обычные горожане имеют возможность оказывать влияние на содержание издания, а 79% опрошенных заявили, что редакция проводит совместные обсуждения насущных городских проблем с гражданами.
Газеты средних и малых городов ведут работу в интернете - так, 61% опрошенных отметил, что издание целиком выкладывается на сайт. 69% опрошенных из редакций средних городов ответили, что на сайте размещается мультимедийный контент, еще 54% рассказали о существовании самостоятельной онлайн-версии издания. В малых городах эти цифры значительно ниже - по 29% соответственно. Только печатное издание выпускает 13% редакций средних городов и 17% - малых городов. 96% журналистов отметили, что новые технологические возможности и конвергентные процессы влияют на работу в редакции [20].
Для малых городов финансовые факторы являются определяющими, в то время как для средних в приоритете политика издательства и подготовка кадров. В числе наименее важных - экономическое развитие страны в целом (42%), социально-политические факторы (39%) и сотрудничество прессы с гражданским обществом (37%) [21].
Одной из главных проблем редакций региональных и локальных газет являются экономические трудности: снижение подписки, низкая платежеспособность населения, недостаточная аудитория рекламодателей или низкая стоимость размещения рекламы материалов, проблемы с финансированием и т.д. В условиях сокращения подписки и количества точек оптовой продажи - на 40% в 2014-2017 гг. редакции вынуждена наращивать количество рекламных публикаций. Значительную часть дохода от публикаций редакция получает в том случае, если заключает договоры с общественными или политическими организациями, однако чаще учредителями местной прессы выступают органы власти, а следовательно, редакция выпускает официальные материалы бесплатно. Недостаток финансов отражается на увеличении штата, оплате труда, учебе, командировках и, конечно, на возможностях приобретения современной техники и внедрения ее в производственный процесс. В этих условиях редакции занимаются немедийным бизнесом, однако его неразвитость может помешать получению дополнительного дохода, в то же время, отвлекая кадры от производства качественного контента.
Еще одна проблема для региональных и локальных медиа - таблоидизация и маргинализация, которые развиваются на фоне роста доли материалов со скрытой рекламой и написанной на заказ.
Раньше печатное издание было единственной информационной площадкой для обсуждения местной проблематики, а аудитория получала единый контент. Однако сегодня, когда контент можно получить из различных каналов, печатное издание теряет свою значимость и зачастую уступает под натиском более оперативных конкурентов. Выход региональных и локальных изданий в онлайн-пространство не гарантирует успешного развития и сохранения их общественно значимых функций для территорий распространения, поскольку аудитория веб-пространства разрозненна и непостоянна. Кроме того, при выходе издания в онлайн редакция сталкивается с необходимостью обслуживания двух площадок, которые необходимо заполнять различным контентом: если печатная версия имеет ограниченную территорию распространения, то к интернет-площадке могут обращаться люди с любой точки планеты. При создании собственного сайта на нем не только выкладывается цифровая версия печатных выпусков, но и начинается накопление публикаций (только для сайта) и справочной информации. С одной стороны, это расширяет творческие возможности редакции и позволяет разместить материалы, не вошедшие в печатный выпуск из-за недостатка места, с другой стороны, требует дополнитель-Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)
ных временных затрат на организацию и бесперебойное заполнение контентом, а также крупных финансовых вложений. При этом даже в условиях прироста аудитории остаётся открытым вопрос о том, как получить дополнительную прибыль от успешного функционирования сайта.
ВЫВОДЫ.
Таким образом, проведенный анализ истории и современных особенностей региональной и локальной прессы России показал, что после распада СССР региональная и локальная пресса приобрела большую важность у населения страны, однако отсутствие государственной поддержки и последствия мирового экономического кризиса стали непоправимым ударом для многих региональных и локальных изданий. К сожалению, для большинства читателей местная пресса была скорее источником локальных новостей и местом публикации ТВ-программы, чем форумом для дискуссии о насущных проблемах региона. Исследование, проведенное среди редакторов и журналистов средних и малых городов, показало, что они готовы к активному применению новых технологий и форм общения с аудиторией, а также к приоритетному освещению важных для региона социально-экономических тем. В то же время редакции сталкиваются с рядом проблем, которые уже привели к закрытию тысяч региональных и локальных изданий.
Помимо вызовов со стороны Интернета, российские региональные и локальные издания сталкиваются с серьезными кадровыми и экономическими проблемами. Последние обусловлены не только редакционной политикой, но и негативной экономической местной конъюнктурой, а также ростом цен на бумагу и услуги по распространению. Рост рекламных материалов приводит к потере качества, таблоидизации и дальнейшей потере аудитории, а следовательно, и рекламодателей. Однако некоторые региональные и локальные издания успешно справляются со стоящими перед ними вызовами, разрабатывая уникальную модель общения с аудиторией с учетом местной специфики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Алекссева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011. 391 стр.
2. Воронова О.А. Динамика типологической структуры региональной прессы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2000. №5. С.4-9.
3. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития». 2018. URL: http:// www.unkniga.ru/images/docs/2018/pressa-2018.pdf (дата обращения 14.07.2019)
4. Новак А.А. Особенности формирования повестки дня региональных СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. №1. URL: https://cyberlemnka.ru/articleM/osobemosti-formirovamya-povestki-dnya-regionalnyh-smi (дата обращения: 09.07.2019).
5. Воронова О.А. Модели региональной российской прессы. Типология газетной периодики // Роль местных и региональных средств массовой информации в демократизации обществ Восточной и Центральной Европы. Варшава.2001. С.109 —117.
6. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (учебное пособие). Под редакцией Я.Н. Засурского. М., Изд-во МГУ. 1999. URL: http://evartist.narod.ru/text/60.htm#з_14 (дата обращения 09.09.2019)
7. Первухина М.Н. Характеристика современной региональной прессы России и Казахстана (на примере газет «Южноуральская панорама» и «Костанай-АГРО») // Медиасреда. 2017. №12. URL: МедиаМир, 2013. 280 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ harakteristika-sovremennoy-regionalnoy-pressy-rossii-i-kazahstana-na-primere-gazet-yuzhnouralskaya-panorama-i-kostanay-agro (дата обращения: 19.09.2019).
8. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики // М.: МедиаМир, 2013. 280 с.
9. Иванов В. К. Особенности региональной прессы современной России //Молодой ученый. 2012. №10. С. 228-230. URL https://moluch. ru/archive/45/5432/ (дата обращения: 0.09.2019).
10. Средства массовой информации России: учеб. пособие для студентов вузов / М.И. Алекссева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2011. 391 с.
11. Основы теории журналистики. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / М.Н. Ким. Издательский дом
Devdariani Natalia Valerievna, Rubtsova Elena Viktorovna HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL .
philological sciences -linguistics
«Питер», 2013. 288 с.
12. Довбыш О.С., Гудова Е.А. Государственные информационные контракты и их значение для медиарынков российских регионов // Мониторинг. 2016. №6 (136). URL: https://cyberlemnka.ru/articleM/go-sudarstvennye-informatsionnye-kontrakty-i-ih-znachenie-dlya-mediaryn-kov-rossiyskih-regionov (дата обращения: 09.09.2019).
13. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати, 2008 год. Состояние, тенденции и перспективы развития». М., 2008. URL: http:// www.fapmc.ru/files/download/Press2008. (дата обращения 11.05.2019).
14. Ерохин А. В., Ерохина Л. Н. Локальные СМИ и местное самоуправление в современной России: путь к гражданскому обществу? / Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных трудов / Ульян. гос. техн. ун-т. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 382 с.
15. Тухтаев Б.Б. Посткризисные тенденции развития российского рынка печатных СМИ // Вестник МГУП. 2011. №2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/postkrizisnye-tendentsii-razvitiya-rossiyskogo-rynka-pechatnyh-smi (дата обращения: 12.09.2019).
16. Смирнягин Л. Трансформация общественного пространства России // СМИ в меняющейся России. Коллективная монография /Под ред. проф. Е.Л. Вартановой; науч. ред. И.Д. Фомичева. М.: Аспект-Пресс, 2010.
17. Воронова, O.A. Местная газета. Модели и типажи / O.A. Воронова // Типология периодической печати / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, O.A. Воронова и др.: Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 60-79. URL: https://mybiblioteka. su/tom3/1-1925.html (дата обращения 12.09.2019)
18. Турбилова Е.А. Жилищно-коммунальное хозяйство на страницах региональных газет (на примере Костаная и Челябинска) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. №3 (20). URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/zhilischno-kommunalnoe-hozyaystvo-na-stranitsah-re-gionalnyh-gazet-na-primere-kostanaya-i-chelyabinska (дата обращения: 13.09.2019).
19. Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2014. №5.
20. Смирнова О.В. Местные газеты в новых технологических ус-ловиях//ВестникВУиТ. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mestnye-gazety-v-novyh-tehnologicheskih-usloviyah (дата обращения: 12.05.2019).
21. Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Функциональная и проблемно-тематическая модели городской газеты (по итогам опроса редакторов и журналистов малых и средних городов РФ) // Baikal Research Journal. 2014. №5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-i-problemno-tematicheskaya-modeli-gorodskoy-gazety-po-itogam-oprosa-redaktorov-i-zhurnalistov-malyh-i-srednih-gorodov-rf (дата обращения: 05.03.2019).
Статья поступила в редакцию 03.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020
222
Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)