ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.015
Карникова Ольга Павловна
кандидат педагогических наук Самарский государственный институт культуры karnikova.olga@yandex.ru
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В статье представлены исторические аспекты целостного процесса становления современной Концепции этнокультурного образования в контексте модернизации современной системы профессионального образования, основных положений компетентностного подхода, предполагающего формирование соответствующих ценностных ориентаций и универсальных качеств личности обучающихся. Автором выявлены этапы становления этнокультурного образования в России: эмпирический - накопление традиционного опыта этнического образования на основе фольклорных форм и религиозного опыта народа (до XVII в.); научно-практический - обобщение опыта этнического обучения и воспитания, развитие идеи создания национальной школы (ХУП—ХХвв.); современный - научное обоснование воспитательных и образовательных систем этноса (к. XX- н. XXI в.). Для обоснования уникальности каждого из этапов и идейной основы их преемственности были использованы методы теоретического анализа и синтеза, обзора научной литературы. Результатом проведенного исследования стало определение роли этнокультурного образования в современном российском обществе, осмысление стратегических направлений и перспектив дальнейшего развития в этой сфере.
Ключевые слова: образовательная концепция, этнокультурный компонент, этнокультурное образование, история этнокультурного образования, концепция этнокультурного образования, этнокультурная идентичность.
Этнокультурное образование, играя важную роль в обеспечении гармоничного развития личности и ее этническом самоопределении, гармонизации межкультурных и межэтнических отношений, призвано в настоящее время обеспечить баланс между поддерживающим и инновационным типами обучения, воспроизводством культурного наследия в полиэтническом обществе, взаимодействие в котором требует «диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей» [2, с. 4]. Поиск новых парадигм развития и дальнейшего совершенствования концепции этнокультурного образования определяется возможностью использования в нем прогрессивных идей прошлого с позиций их преемственности и развития.
Анализ современных исследований (Е.С. Бабу-новой, Т.И. Баклановой, УС. Борисовой, Т.С. Воропаевой, А.Н. Джуринского и др.) позволил выделить основные этапы в становлении идей этнокультурного образования в России.
I. Эмпирический этап становления этнокультурного образования в России - накопление традиционного опыта этнического образования на основе фольклорных форм и религиозного опыта народа (до XVII в.). На данном этапе формировались основные идеи, ценности, правила, которые не только определили специфику этнического образования, но и на долгое время стали базой всей педагогической культуры народа. Жизнь этнической общности в рассматриваемый период характеризовалась преобладанием в ней «этнозащит-ных и этносохраняющих функций; социальной гомогенностью; преимущественно коллективным приобщением индивидов к этнокультуре; недостаточно развитым индивидуальным самосознанием
и мало развитой субъектностью (как индивидуальной, так и коллективной)» [3]. Формирование этнической идентичности и этнического самосознания, происходило на основе доминирования представлений о жестком разделении на «свои» - «чужие» по признакам: язык, земля, обычаи, верования. Значимость традиции, как способа передачи базовых поведенческих программ, была незыблемой, освященной мифологическими представлениями, требующей от каждого индивида безусловного принятия системы идей и чувствований и их передачи в неизмененном виде. Первоначально процесс этнического воспитания был неотделим от повседневной жизни этноса и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых, выражающих «менталитет народа, способствующий активизации этнокультурного самосознания и сплочению представителей всех возрастов и социальных групп» [7, с. 154].
Важным шагом в развитии этнических культур стал переход от языческой культурной традиции к религиозной, которая не только повлияла на процессы сохранения этнических общностей, но и ознаменовала их дальнейшее движение по пути межэтнической, межкультурной интеграции, а также построения единой государственности. Религиозное мировоззрение, акцентируя внимание на духовной стороне человеческой жизни, опиралось на морально-нравственные принципы, открывавшие для этнических общностей новые возможности в познании собственных духовных ориентаций, соотнесения их с иными контекстами духовности. Фундаментальные, архетипические понятия о добре и зле, изначально присутствующие в каждой этнической культуре, находили свое продолжение
© Карникова О.П., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
215
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
в религиозных ценностях, а религиозные образы и символы постепенно наполняясь этническими значениями и смыслами, таким образом, религиозная и этническая идентичность часто накладывались друг на друга. Религиозная идентичность как процесс уподобления, отождествления с определенной религиозной общиной, требовала принятия членами этнической группы новых религиозных ценностей и символов, обрядов и ритуалов, а также овладения лежащего за ними религиозного учения в соответствующей системе образования. В основе новой модели этнического образования лежала идея защитника веры, государственного единства, хорошего семьянина и труженика, преданного Отечеству и государю, владеющего на должном уровне профессиональными знаниями и умениями.
II. Научно-практический этап - обобщение опыта этнического обучения и воспитания, развитие идеи создания национальной школы (XVII-XX вв.). Укрепление национальной самостоятельности государств, усиление политических, экономических, межкультурных взаимодействий между странами, широкое распространение светской культуры и науки содействовали включению этнических сообществ в широкую систему социокультурных коммуникаций гражданского общества, признающее права и свободы отдельной личности. Осознание единства этнических субъектов в данный период происходило не только на базе этнических признаков, но и включало в себя новые социально-исторические, религиозные, социально-культурные, традиции, объединявшие их в новую духовно-культурную целостность - народ.
В этот период предпринимаются попытки научного описания исторических корней различных этнических сообществ, более глубокое изучение специфики их образа жизни, включая художественную культуру и систему образования, как источник «нравственно-эстетических ценностей российского общества» [10, с. 98]. В работах русских и зарубежных мыслителей (Н.А. Бердяева, Н.Я. Данилевского, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина, И.В. Кириевского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.Я. Чаадаева, П. А. Флоренского и др.) происходит дальнейшее осмысление философско-историче-ских положений, теоретически обосновывающих категории «этнос», «нация», «этническая картина мира», «этническое самосознание», «этнические традиции». Процесс создания и совершенствования национальных образовательных систем потребовал не только глубокого научного изучения имеющегося опыта этнического обучения и воспитания, но и теоретического и практического обоснования принципа народности. Выступая базовой закономерностью развития системы профессионального образования, принцип народности предполагает признание за народом права наравне с государством участвовать в образовательной системе в качестве субъекта
и строить ее в полном соответствии с чертами национального характера, этническими традициями и обычаями, в «мудрости и идентичности народа стоит искать пути и средства формирования личности» [6, с. 251].
В реализации принципа народности по мнению выдающихся педагогов того времени (В .Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Я.А. Комен-ский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н.Г. Чернышевский и др.) особая роль принадлежит изучению родного языка, разностороннему влиянию на личность различных элементов народной культуры, сочетающей в себе обучающие, воспитывающие и развивающие возможности, мастерству учителя, способного воспитать детей на национальных началах. Вместе с тем, принцип народности в образовании неразрывно связан с приобщением подрастающего поколения к общечеловеческим и этическим принципам, которые должны стать важной частью национального сознания и способствовать творческой переработке этнокультурного наследия. Ключевую роль в становлении национальной системы образования в России сыграла педагогическая концепция К.Д. Ушинского, которая послужила методологическим ориентиром для ее дальнейшего развития. Русские педагоги конца XIX - начала ХХ вв. (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Капте-рев, Л.Н. Толстой, С.Т. Шацкий и др.), многие из которых были сторонниками и последователями идей К.Д. Ушинского, в духе народности разрабатывали свои педагогические концепции. Авторами были представлены конкретные методики преподавания отдельных предметов на основе традиций «общинно-коллективистского воспитания» [9, с. 13].
В XX веке ломка традиционной культуры и сознания политическими революциями и войнами определила процесс дальнейшей трансформации народов в нации, усилила социально-культурные и социально-психологические аспекты межэтнических и межнациональных отношений. В советский период место и воспитательное значение народной педагогики рассматривались в работах П.П. Блон-ского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, С.Т. Шацкого и др. Выдвигая идеи воспитания молодежи в новых условиях, педагоги-новаторы предлагали внедрять в образовательную практику пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников. Будущие профессионалы должны были быть готовы наполнять новым содержанием традиции народного воспитания. Существенный вклад в развитие идей этнокультурного образования внесла культурно-историческая концепция развития личности и сознания Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, которая научно обосновала необходимость освоения национального культурного наследия для создания фундамента психического развития личности на основе деятельностного подхода.
216
Вестник КГУ 2017
Исторические аспекты становления концепции этнокультурного образования в отечественной педагогике
III. Современный этап - научное обоснование воспитательных и образовательных систем этноса (к. XX - н. XXI вв.). На современном этапе происходит движение национальных культур как в сторону дальнейшей интеграции, диалога с другими культурами в полиэтничекой, поликонфессиональной и поликультурной среде, так и в сторону сохранения своей уникальной национальной циви-лизационной идентичности, что актуализировало необходимость теоретического изучения проблемы этнической идентификации личности в поликультурном социуме. Поиск путей дальнейшего развития системы этнокультурного образования в современных условиях привело к появлению концептуальных идей «поликультурного», «национально-регионального», «глобального», «муль-тикультурного» профессионального образования, воспитание «толерантности, отзывчивости, открытости, доброжелательности» [8, с. 64] в качестве базовых качеств будущих специалистов.
В настоящее время государственная политика определяет в содержании этнокультурного образования приоритет российских этнокультурных традиций над зарубежными; вариативность, сочетание монокультурного и поликультурного компонентов; непрерывность и преемственность уровней этнокультурного образования; взаимосвязь учебных заведений с семьей и средствами массовой информации, допуская определенную свободу мировоззренческого самоопределения, получение образования в соответствии со своими мировоззренческими установками. Основополагающей базой развития этнокультурного образования в современном российском обществе является разработанная отечественными учеными (Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова) «Концепция этнокультурного образования в России», ставшая основой для создания Федеральной и региональных программ, для внесения соответствующих корректив в современную государственную образовательную и национально-культурную политику России. Наиболее адекватно современным требованиям этнокультурное образование рассматривается с позиции компетентностного подхода, утверждающего значимость подготовки высококвалифицированных специалистов этно-педагогического профиля, осуществляющих профессиональную деятельность на основе «лучших традиций многонациональной культуры, самобытных национально-культурных традиций народов России» [10], способствующих сохранению культурного многообразия страны и повышению ее международного статуса в условиях глобализации.
Этнопедагогическая направленность современного профессионального образования - результат процесса длительного эволюционного развития педагогической науки, на каждом этапе становления которой происходило как критическое осмысление
прошлого опыта, так и конструктивное использование передовых идей. Системность, непрерывность, многоуровневость и многофункциональность деятельности учреждений образования с этнокультурным компонентом, сочетание поддерживающего и инновационного обучения, соответствие компетент-ностей педагогического и ученического коллективов современным стандартам - основные тенденции повышения качества, доступности и эффективности этнокультурного образования в России.
Библиографический список
1. Аминов С.Р. Русская идея в общественно-педагогической мысли XIX века // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6-0. - С. 328-336.
2. БабуноваЕ.С. Профессионально-педагогические аспекты этнокультурного образования. - Магнитогорск: МаПУ, 2006 - 263 с.
3. Воропаева Т.С., Костенко В.С. Этническое и национальное бытие: онтологический подход // Intellectual potential of the XXI century '2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sworld. com.ua/konferm4/186.pdf (дата обращения: 06.11.2017).
4. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 201 с.
5. Епхиева М.К., Джиоева А.Р. Поликультурное образование в системе профессионального и высшего образования // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 3-2 (67). - С. 81-84.
6. Менюк Е.Н. Принцип народности воспитания в историческом контексте // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития. Сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. - Казань: Изд-во «ИП Краснова Н.А.», 2016 - С. 248-252.
7. Народная художественная культура / под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М: МГУКИ, 2002. - 344 с.
8. Новолодская С.Л. Поликультурное образование - качественная характеристика современного образования // Высшее образование сегодня. -2015. - № 8. - С. 62-65.
9. Пашков А.Г. Эволюция принципа народности в воспитании: от общинно-коллективистской традиции к насаждению индивидуализма и социальной аномии // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2014. -№ 2 (263). - С. 11-14.
10. Шпикалова Т.Я., Бакланова Т.И., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технологии. Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 14-16 декабря 2004 г. - Шуя: Изд-во «Шуйский государственный педагогический университет», 2005. - С. 6-12.
11. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Система непрерывного и преемственного этнохудожественного образования в России: опыт разработки // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 93-98.
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
217