УДК 343.91-053.6 ББК 67.51
© 2021 г. Ткаченко Наталья Николаевна,
старший преподаватель кафедры уголовного процесса Ростовского юридического института
МВД России кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
Кузнецова Кристина Александровна,
преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности
органов внутренних дел Дальневосточного юридического института МВД России.
E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В статье анализируется история становления и развития профилактики безнадзорности преступлений и правонарушений несовершеннолетних, нормативно-правовые акты, принимаемые в целях противодействия правонарушениям, преступлениям и безнадзорности.
Ключевые слова: безнадзорность несовершеннолетних, правонарушения несовершеннолетних, преступления несовершеннолетних, профилактика безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Tkachenko Natalia Nikolaevna - Senior Lecturer, the Department of Criminal Procedure, Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
Kuznetsova Kristina Aleksandrovna - Lecturer, the Department of Administrative Law and Administrative and Service
Activities of Internal Affairs Bodies, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
HISTORICAL ASPECTS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE PREVENTION
OF NEGLECT OF CRIMES AND DELINQUENCY OF MINORS
The article analyzes the history offormation and development ofprevention of neglect of crimes and offenses of minors, normative-legal acts, acceptedfor the purpose of counteraction to offenses, crimes and neglect of minors.
Keywords: neglect of minors, offences of minors, crimes of minors, prevention of neglect, crimes andoffenc-es of minors.
Проблема совершения противоправных действий несовершеннолетними лицами довольно актуальна во всем мире и выступает главным показателем морального и нравственного состояния несовершеннолетних граждан, что привлекает особое внимание государства, а также различных общественных организаций.
В условиях глобализации и технологического развития проблема профилактики преступлений и правонарушений приобретает особое значение, предполагает основательное теоретическое осмысление, анализ соответствующих нормативных правовых актов, изучения практической составляющей деятельности в заявленной области. Можно констатировать серьезную озабоченность государством рассматриваемой проблематикой, поскольку в рамках Десятилетия детства (2018-2027 гг.) утвержденный план проводимых мероприятий предполагает реализацию различных мер
профилактического характера, направленных на сокращение асоциального поведения несовершеннолетних, их виктимизации и гоми-цида, на создание безопасных условий для их жизни и развития, соблюдения прав и законных интересов [1].
Государственно-правовое регулирование общественных отношений в сфере профилактики противоправных деяний среди несовершеннолетних должно постоянно совершенствоваться. Кроме того, данная работа должна проводиться при консолидации усилий со стороны государства и общества, при взаимодействии и координации различных министерств и ведомств. И здесь необходимо комплексное исследование теоретических и правовых аспектов профилактической деятельности относительно правонарушений и преступлений несовершеннолетних, исполнения правовых предписаний в рассматриваемой сфере, предложение путей ее совершенствования.
Анализ научной литературы, посвященной заявленной теме, свидетельствует, что, несмотря на имеющиеся научные разработки, непосредственно посвященные теме профилактики противоправных деяний в молодежной среде и среди несовершеннолетних, статистические данные указывают на имеющиеся проблемы в данной сфере, что свидетельствует о необходимости комплексного изучения правовых и организационных основ деятельности полиции в сфере профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и молодежи в целях повышения эффективности данной деятельности. В этой связи актуальным и своевременным представляется введение Воронежским институтом МВД России в учебный процесс обучения курсантов по специальности 40.05.02 - Правоохранительная деятельность (специализация - административная деятельность; узкая специализация -сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних) [2].
Борьба с преступностью и правонарушениями несовершеннолетних имеет давнюю историю, где условно можно выделить ряд особенностей, присущих дореволюционной, советской и постсоветской (современной) России.
Забота о детях-сиротах была распространена со времен языческой Руси, где о детях заботилась вся община, и это бремя перешло на государство с принятием христианства. Древние славяне в основу духовного воспитания детей закладывали достоинство, долг перед землей русской и моральную чистоту [3]. Во время правления Ивана IV Грозного забота о детях-сиротах была поручена государственным учреждениям, в основе лежал принцип «воспитания в добром наказании», обширно применялись телесные наказания. [4, с. 9]. Дома для сирот входили в ведение Патриаршего приказа. Стоглавым Собором 1551 г. предписывалось церквям открывать училища для обучения грамоте и богадельни для немощных и нищих. В уголовном процессе положение детей, подростков и взрослых было несколько уравнено, позже установлено, что субъектами преступления могут быть лица не моложе 7 лет.
В 1715 г. в артикуле 195 Воинского устава Петра I оговаривалось, что «наказание за воровство обыкновенно умаляется или весьма оставляется, ежели вор будет младенец...» [5]. Стоит отметить, что общие суды все же выносили достаточно суровые приговоры и наказания, включая каторжные работы и смертную казнь.
В 1742 г. Сенат с президентами коллегий установил малолетство до 17 лет, определил, что таких лиц нельзя подвергать наказанию наравне со взрослыми, суровые наказания при этом заменив сечением плетьми и отдачей в монастыри для исправления и тяжелых монастырских работ. Екатерина II в указе от 26 июня 1765 г. установила полную невменяемость до 10 лет, в связи с чем виновные этого возраста передавались родителям, родственникам или опекунам для домашнего исправления, минуя суд и наказания; с 10 до 17 лет допускалось смягчение наказаний, дифференцируя малолетних 10-15 лет и 15-17 лет.
В 1775 г. для рассмотрения дел о малолетних правонарушителях на основе закона и естественной справедливости, человеколюбия, и неприменения угнетения и притеснения учреждены «совестные суды». Стоит отметить, что приговоры их были довольно суровы. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» от 15 мая 1845 г. в юношеском возрасте выделило периоды: до 7 лет, с 7 до 14 лет и с 14 до 21 года, причем до 10 лет продолжается детство, далее - до 17 лет - отрочество, с 17 до 21 года - юность. Здесь же, в ст. 145 говорилось, что к несовершеннолетним от 14 лет до достижения 21 года за преступления, сопряженные с лишением всех прав состояния, применяются те же наказаниям, что и к взрослым лицам, однако телесные наказания над ними осуществляют не палачи, а полицейские служители. Здесь же появляются исправительные приюты, подменяющие наказания для малолетних.
В годы междоусобиц, войн появлялось больше сирот и беспризорных, а также правонарушителей, забота о которых ложилась на церковь и систему монастырей, взявших на себя помимо предоставления крова и пропитания, функции воспитания, образования, лечения, обучения профессии. Таким образом, к XIX в. при крупных монастырях функционировали детские приюты и богадельни. Создавались приходские благотворительные организации, а также частные приюты, попечительские советы, благотворительные общества и система управления ими (советы и попечительства).
В 1819 г. был создано Попечительское общество о тюрьмах, наблюдавшее, чтобы арестованных малолетних содержали отдельно от взрослых, учили грамоте и нетрудоемкой работе, рассматривающее причины ареста и призванное способствовать освобождению
детей, совершивших незначительные преступления. Большое значение имел также Указ «Об истреблении стульев с цепями в полицейских местах и в воспрещении изобретать впредь что-либо подобное» применявшийся с 1826 г., отменивший применение в отношении несовершеннолетних различных оков с целью исключения побегов.
В целях нравственного исправления несовершеннолетних преступников применялось помещение их в исправительные приюты, что нашло отражение в Законе от 05.12.1866 «Об исправительных приютах», которым вводилось понятие «принудительного воспитания» [6].
Международный тюремный конгресс, проведенный в Санкт-Петербурге в 1880 г., рассмотревший вопросы особого положения лиц, не достигших совершеннолетия, в уголовном процессе и уделивший внимание не только особенностям отправления наказания несовершеннолетних, но и профилактике борьбы с детской преступностью, имел большое историческое значение в сфере профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних [7, с. 150]. Закон от 02.02.1893 «О предоставлении исправительным приютам права заключения условия об отдаче выпускаемых воспитанников в наем или обучение» наделил их начальников правом определять воспитанников к надежным мастерам в работу и обучение, на работу в сельском хозяйстве и на промышленные предприятия. Закон от 08.02.1893 «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом» закрепил возможность помещения в приюты также подследственных [7, с. 91] для ограждения их от развращенного влияния тюрьмы.
Уже в дореволюционный период российской истории общественные объединения также участвовали в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Например, принято решение на одном из морских собраний в Кронштадте об учреждении приютов-кораблей, представлявших собой специальные заведения, предназначенные для воспитания несовершеннолетних правонарушителей, где их жизнь осуществлялась по корабельным правилам и обеспечивалась исключительно силами подростков («самообслуживающий труд») под наблюдением авторитетного и опытного морского офицера, обучавшего их морскому делу для дальнейшего трудоустройства матросами.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась появлением трудовых колоний, взявших на себя функции наказания и воспитания, а с 1909 г. в отношении малолетних правонарушителей приоритет был отдан воспитательной функции. В Санкт-Петербурге с 1910 г. и до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. по делам малолетних функционировал первый судебный орган. Примечательно, что его попечительская часть была сформирована из лиц, положительно характеризующихся и разбирающихся в педагогике и психологии личности несовершеннолетних девиантов для эффективной реабилитации и ресоциализации последних. Попечители, осведомленные в области уголовного, семейного, «школьного» права, будучи помощниками судей, собирали сведения о личностных особенностях и образе жизни, окружении несовершеннолетнего правонарушителя. Стоит отметить, что российская модель привлечения детей и подростков к ответственности была весьма удачна, поскольку разбирательство проводилось в форме упрощенного производства конфиденциально единоличным судьей, как правило, врачом или педагогом, обладающим познаниями в детской психологии путем беседы в присутствии попечителя несовершеннолетнего, в основном применявшего попечительский надзор в качестве меры воздействия [4, с. 13].
В советский период также активно велась борьба с правонарушениями несовершеннолетних. Государство отдавало приоритет лечебно-воспитательному и профилактическому воздействию, нежели принудительно-карательному, оказываемому на подростков, совершивших противоправные деяния. Формирование социалистической сознательности, отделение подрастающего поколения от пагубного воздействия криминальной среды, обучение трудовым навыкам, повышение общеобразовательного и профессионального уровня, защита и поддержка семьи и материнства, рост материального положения, улучшение бытовых и трудовых условий граждан легли в основу противодействия детской преступности и деликтности.
Стоит отметить, что события мировых и гражданских войн, революции послужили резкому увеличению числа беспризорных детей, что сразу нашло отражение в уровне преступности несовершеннолетних и поставило перед властью задачу защитить молодое поколение страны Советов и обеспечить ему надлежащую заботу.
В 1918 г. учреждены региональные комиссии для лиц, не достигших совершеннолетия, находившиеся в ведении Наркомата. Декретом СНК РСФСР от 14.01.1918 «О комиссиях для несовершеннолетних» предписано рассмотрение данной категории дел комиссиями и освобождение несовершеннолетнего при незначительности проступка и раскаянии с передачей его для исправления в «убежище» Наркомата общественного презрения, избегая судебного разбирательства и тюремного заключения применительно к лицам, не достигшим возраста 17 лет [8], что, однако, оказалось малоэффективным. В 1919 г. «Руководящими началами по уголовному праву РСФСР» утверждены положения, касающиеся применения суда и тюремного заключения в отношении лиц, достигших 14 лет, совершивших тяжкие преступления и понимающих меру ответственности за данное преступление.
В 1927 г. «Положение о Деткомиссии при ВЦИК» расширило ее состав, а также наделило большими межведомственными координирующими полномочиями. С 1931 г., став приоритетной задачей комиссии, профилактика отодвинула на второй план рассмотрение дел.
В истории советского законодательства «либеральный» период подошел к концу в середине 1930-х и ознаменовался тем, что был произведен роспуск Деткомиссии ВЦИК и ряда особых региональных комиссий. На докладе Московской комиссии по делам несовершеннолетних указывалось, что «плохая работа комиссий воспитала у несовершеннолетних чувство безответственности, безнаказанности за свои проступки, комиссии так продолжать работу не могут, они должны быть реорганизованы» [9, с. 90]. Задачи и функции этих комиссий были переданы различным ведомствам, а часть отошла секциям по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью при местных Советах. Такая ситуация исключала анализ реального положения детской преступности в районе, и делала невозможным проведение систематических воспитательных занятий. Это послужило предпосылкой создания специализированных подразделений в милиции с выделением должностей работников по борьбе с детской преступностью. Примечательно, что отдельная специализация по делам несовершеннолетних следователей, прокуроров, адвокатов и судей стала осуществляться с 1925 г.
Особенностью профилактики детской преступности стало усиление родительской ответственности за осуществление воспитания, что
имело нормативное закрепление, например, ответственности родителей за имевшее место озорство и хулиганство детей. Стоит отметить, что была упрощена процедура изъятия детей у неблагонадежных родителей, и обязательное уведомление администрации мест работы родителей о фактах неудовлетворительного выполнения родительских обязанностей по воспитанию детей.
Стоит отметить, с реорганизацией комиссий по делам несовершеннолетних, серьезно подорвавшей существующую систему профилактики правонарушений, ряд составляющих профилактики противоправных деяний в социально-бытовой, культурно-образовательной и пропагандистской сферах все же остались в поле зрения государства.
Вступившим в силу законом от 07.04.1935 «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» уголовная ответственность за кражу вводилась с 12 лет, как и за совершение тяжких преступлений, не взирая на действие положения ст. 50 УК РСФСР об обязательном смягчении наказаний в отношении лиц несовершеннолетнего возраста [9, с. 210].
Подобные меры дали свои результаты достаточно быстро, т. к. уже к началу войны детская беспризорность уже почти полностью была устранена, практически все дети, не посещавшие школу, находились в ней регулярно. Все же применение к детям в возрасте 12-16 лет наказания в виде тюремного заключения привело к тому, что подростки стали активно втягиваться в преступную среду.
В военные годы разительно увеличился уровень детской преступности, как следствие роста беспризорности несовершеннолетних. На решение этой проблемы направлено принятие 23 января 1942 г. СНК СССР постановления «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» [10].
В послевоенные годы наблюдается некое смягчение со стороны государства отношения к детской преступности, и 17 февраля 1948 г. Пленумом Верховного суда принято постановление «О применении Указов Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. в отношении несовершеннолетних», по которому при рассмотрении дел надлежало обязательно устанавливать причины и мотивы преступлений, а за совершение мелких краж без корысти, совершенных подростками до 16 лет, предполагалась передача на попечение родителям и опекунам, исключая тюремное заключение.
В 1943-1949 гг. в крупных городах дела в отношении несовершеннолетних рассматривали специализированные судебные участки народных судов.
С 1956 г. стали функционировать специально созданные школы-интернаты для содержания детей из «проблемных» или малообеспеченных семей. «Положение о комиссии по устройству детей и подростков при Советах министров автономных республик и исполкомах краевых, областных и окружных городских, районных Советов депутатов трудящихся» [11], принятое 04.10.1957 Советом Министров РСФСР, для координации деятельности различных органов народного образования, а также социального обеспечения, еще оказания материальной и педагогической помощи детям и семьям, которые в этом нуждались, и направления несовершеннолетних в воспитательные колонии. Здесь же предусматривалось создание при школах и домоуправлениях детских спортивных площадок, родительских комитетов и комиссий - при домоуправлениях, а также проведение работы с детьми и их трудоустройство с 16 лет. С 1958 г. комиссии по трудоустройству детей, оставшихся без родителей, переименованы в комиссии по устройству детей и подростков, целью работы которых являлось оказание помощи детям и подросткам, оказавшимся без надзора либо в сложных жизненных ситуациях. Кроме этого они осуществляли контроль за деятельностью детских домов, приемников-распределителей, колоний, координировали деятельности органов и ведомств по предупреждению преступности несовершеннолетних. Однако из-за сложности осуществления контроля за этими комиссиями, отсутствием четкой регламентации их полномочий, а также недостаточности финансирования данные комиссии оказались все же неэффективными.
И все же, официальная статистика 1958 г. показала, что по сравнению с послевоенным 1946 г. в 1958 г. число осужденных детей сократилось в 4 раза, причиной послужила подмена уголовного наказания мерами воспитательного воздействия, а также уменьшение доли подростков в населении страны.
Новой программой КПСС 1961 г. задекларированы увеличение материальной составляющей, культурного уровня, сознательности трудящихся, упрочение семьи, воспитательные и профилактические мероприятия как основные средства борьбы с преступностью взамен карательных мер. Это нашло отражение в
Приказе МВД РСФСР № 285 от 05.07.1961 «Об изменении организации работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью» и указе Президиума Верховного совета СССР от 15.02.1977 «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемниках-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Также активную роль в борьбе с детской преступностью стала играть деятельность общественности, направленная на раннюю профилактику, передачу условно осужденных на исправление и перевоспитание в коллектив, создание штаба общественных помощников следователей и прокуроров. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 13.12.1967 «Об общественных воспитателях» ввел еще один орган профилактики преступности несовершеннолетних.
Указ Президиума Верховного совета РСФСР от 03.06.1967 «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (а ныне - КДНиЗП) явился ключевым документом в упреждении правонарушений несовершеннолетних лиц. Целью создания данных комиссий являлась организация работы по предотвращению правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, их устройства, охраны прав и интересов, кроме того, координации усилий госорганов и общественных организаций в данной сфере, рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетних, проведения воспитательной работы с указанной категорией лиц. Также важными документами в рассматриваемой сфере явились Постановление от 17.12.1968 «О совместной работе комсомольских организаций и органов Министерства внутренних дел СССР по предупреждению безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних» и Постановление ЦК ВЛКСМ от 05.11.1974, утвердившее Положение об оперативных комсомольских отрядах дружинников, целью которых являлась борьба с противоправными деяниями подрастающего поколения во взаимодействии с органами внутренних дел, прокуратурой, юстицией, судами и комиссиями по делам несовершеннолетних [4, с. 22].
Изменения уголовного законодательства в 1960-х гг. привели к увеличению возраста уголовной ответственности до 16 лет, к закреплению к УК РСФСР принудительных мер
воспитательного характера, применение которых было возможно при вынесении соответствующего решения суда, что вызвало неоднозначную реакцию и смешение полномочий в части применения мер воспитательного воздействия комиссиями по делам несовершеннолетних и судами. Кроме этого появился институт отсрочки приговора суда, при этом на виновного возлагался ряд обязанностей.
Важное место было отведено борьбе с детской преступностью и беспризорностью. Создавались детские комнаты милиции, которые занимались в большей степени профилактической и воспитательной работой с подростками по месту жительства. В 1973 г. были созданы центральные детские комнаты милиции в службах профилактики уголовного розыска горрайлинорганов. В 1974 г. в Управлении и аппаратах уголовного розыска МВД СССР были созданы отделения по руководству ими для улучшения организации работы. 15 февраля 1977 г. детские комнаты милиции и приемники-распределители были реорганизованы в приемники распределители и инспекции по делам несовершеннолетних.
Приказом МВД СССР № 180 от 18.08.1988 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних» было введено в действие Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Данным нормативным правовым актом предусматривалось активное участие в профилактике нарушений закона среди несовершеннолетних заинтересованных подразделений в рамках своих должностных полномочий.
Значимым постперестроечным нормативным актом стал указ президента Российской Федерации от 06.09.1993 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [12], предусматривающий создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонаруше-
Литература
1. Ткаченко Н.Н., Комаревцева И.В. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на примере Ростовской области // Юристъ-Правоведъ. № 4 (95).
2. URL: https://ви.мвд.рф/Obrazovatelnaya_ deyatelnost/Osnovnye_obrazovatelnye_programmy.
3. Ткаченко Н.Н. Демографическая правовая политика в контексте национальной безопасности России. Ростов н/Д, 2009.
ний несовершеннолетних, действовавший до 2000 г. и положенный в основу последующего развития законодательства в сфере профилактики правонарушений и защиты прав детей и подростков.
Дальнейшее реформирование профилактики в рассматриваемой сфере отразилась в Уголовном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Федеральном законе от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», действующие и поныне.
Общемировые тенденции и происходящие в государстве и обществе процессы, детерминированные обострением негативных явлений практически во всех сферах жизнедеятельности людей, от экономического кризиса до кризиса духовного и кризиса личности, неизбежно ведут к криминализации одной части населения и виктимизации другой, что напрямую затрагивает наиболее уязвимую категорию - несовершеннолетних. Зачастую несовершеннолетние правонарушители по истечению некоторого времени пополнят ряды преступников и даже рецидивистов, что подтверждается официальной статистикой и практикой правоохранительных органов. Вопреки тому, что вопросы защиты и поддержки детей и подростков всегда являются приоритетным направлением деятельности любого развитого государства и проводимой им политики, остаются нерешенными многие вопросы в этой области. В связи с этим ретроспектива становления и развития системы профилактики противоправных деяний со стороны несовершеннолетних и в отношении них иллюстрирует, что в данном аспекте сосредоточен довольно большой опыт, результаты и положительные наработки которого должны учитываться в современной работе при осуществлении превенции противоправных деяний среди подрастающего поколения и молодежи.
Bibliography
1. Tkachenko N.N., Komarevtseva I.V. On measures to prevent child neglect and juvenile delinquency by the example of the Rostov region // Jurist-Pravoved. №2 4 (95).
2. URL: https://ви.мвд.рф/Obrazovatelnaya_ deyatelnost/Osnovnye_obrazovatelnye_programmy.
3. Tkachenko N.N. Demographic legal policy in the context of national security of Russia. dissertation of candidate ofjuridical sciences. Rostov n/D, 2009.
4. Беженцев А.А. Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних: монография. М., 2017.
5. Груничева Г.А. История развития исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников // История государства и права. 2006.
6. Забрянский Г.И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. Краснодар, 1979.
7. Долгова А.И. Преступность и реформы в России. М., 1998.
8. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. М., 1997.
9. Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Преступность несовершеннолетних в СССР и Российской Федерации. М., 2003.
10. Минина С.П. Преступность несовершеннолетних. СПб., 1998.
11. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФР. 1957. № 51.
12. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. № 37. Ст. 3449.
4. Bezhentsev A. A. Administrative activity of internal affairs bodies to prevent juvenile delinquency: monograph / A. A. Bezhentsev. Moscow, 2017.
5. Grunicheva G.A. History of the development of correctional institutions for juvenile offenders // History of State and Law. 2006. №» 7.
6. Zabryansky G.I. Study and prevention of juvenile delinquency. Krasnodar, 1979.
7. Dolgova A.I. Crime and reforms in Russia. Moscow, 1998.
8. Luneyev V.V. Crime of the Twentieth Century. Moscow, 1997.
9. Ermakov V.D., Kryukova N.I. Criminality of minors in the USSR and the Russian Federation. Moscow, 2003.
10. Minina S.P. Criminality of minors. SPb., 1998.
11. Collection of orders and instructions of the Ministry of Education of RSFSR. 1957. №> 51.
12. Collection of Acts of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation. 1993. №» 37. Art. 3449.