было сформировано как продуманной политикой правительства по привлечению профессиональных художников систему подготовки мастеров прикладного искусства, так и применением новых технологических приемов, способствовавших проникновению фарфора в широкие круги потребителей. Стилистика модерна помогла вписать пейзаж на фарфоре в систему интерьера и повысить значимость предметов как неповторимых произведений искусства в системе эстетических предпочтений.
Литература
1. Белякова О. Кузнецовы. Монополисты фарфорового производства в России. М., 2015.
2. Насонов С.М., Насонова И.С. Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых (частное собрание). Из прошлого в будущее. М., 2015.
3. Насонова И.С., Карпова Ю.В. Театр полон, ложи блещут. Фарфор и фаянс из собрания Евсихиных. М., 2016.
4. Свиридов Д.Н. Россия. Частные заводы. Фарфоровые скульптуры. СПб., 2018.
5. Хмельницкая И.С. Мастер государственного заказа. Скульптор Императорского фарфорового завода Август Тимус. М., 2013.
References
1. Belyakova O. Kuznetsovy. Monopolisty farforovogo proizvodstva v Rossii [The Kuznetsovs. Monopolists of porcelain production in Russia]. Moscow, 2015.
2. Nasonov S.M., Nasonova I.S. Russkiy fayans i farfor Imperii Kuznetsovyh (chastnoe sobranie). Iz proshlogo v budushchee [Russian faience and porcelain of the Kuznetsovs' Empire (private collection). From the past to the future]. Moscow, 2015.
3. Nasonova I.S., Karpova Yu.V. Teatr polon, lozhi bleshchut. Farfor i fayans iz sobraniya Evsihinyh [The theater is full, lodges shine. Porcelain and faience from the Evsikhins' collection]. Moscow, 2016.
4. Sviridov D.N. Rossiya. Chastnye zavody. Farforovye skulptury [Russia. Private factories. Porcelain sculptures]. Saint Petersburg, 2018.
5. Khmelnitskaya I.S. Master gosudarstvennogo zakaza. Skulptor Imperatorskogo farforovogo zavoda Avgust Timus [Master of the state order. Sculptor of the Imperial porcelain factory Augustus Timus]. Moscow, 2013.
УДК 747.023.6
Т.А. АВЕРЬЯНОВА, Г.А. КАСАТОВА, Ю.В. ЛЫМАРЕВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИТЬЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Аверьянова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов Института строительства, архитектуры и искусства Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова (Магнитогорск, ул. Ленина, 38), [email protected]
Касатова Галина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественной обработки материалов Института строительства, архитектуры и искусства Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова (Магнитогорск, ул. Ленина, 38), [email protected]
Лымарева Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), julyme@yandex. ги
Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы развития литья художественных интерьер-ных изделий г. Куса. Проанализированы и представлены основные этапы возникновения данного вида литья и его становления как промысла; изучено влияние внешних и внутренних факторов развития художественного литья.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство Урала, чугунное литье, художественный металл.
UDC 747.023.6
T.A. AVERYANOVA, G.A. KASATOVA, YU.V. LYMAREVA
HISTORICAL ASPECTS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CASTING OF THE ARTISTIC INTERIOR PRODUCTS
Averyanova Tatyana Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the cathedra of the artistic processing of materials of the Institute of construction, architecture and art of the Magnitogorsk state technical university n.a. G.I. Nosov (38, Lenina st., Magnitogorsk), [email protected]
Kasatova Galina Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the cathedra of the artistic processing of materials of the Institute of construction, architecture and art of the Magnitogorsk state technical university n.a. G.I. Nosov (38, Lenina st., Magnitogorsk), [email protected]
Lymareva Yuliya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the cathedra of design of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), julyme@yandex. ru
Abstract. The article deals with the main stages of the development of casting of the artistic interior products of the city of Kus. The main stages of the appearance of this type of casting and its formation as a craft are analyzed and presented; the influence of external and internal factors of artistic casting development is studied.
Keywords, arts and crafts of the Ural, iron casting, art metal.
На протяжении многовековой истории российское декоративно-прикладное искусство утверждалось в качестве мощного пласта художественных ценностей и обычаев, сохранивших внутреннюю целостность и неповторимое своеобразие изделий. В современной России декоративно-прикладное искусство активизирует творческие поиски через изучение традиционных промыслов народов страны, через опыт, накопленный мастерами декоративно-прикладного искусства, через поиск новых форм, способов и технологий, через создание авторских изделий [1].
Кусинские художественные изделия являются неотъемлемой частью уникальной культуры Урала. В связи с этим необходимо изучение и прогнозирование возрождения традиций Кусинского ремесла как основного технологического процесса изготовления художественных интерьерных изделий способом литья.
Материалы и методы
Весомый вклад в изучение кусинского чугунного искусства сделал Л.П. Байнов в своей книге «Художественный чугун Кусы» [2], в которой подробно описывает исторические этапы художественного литья Кусы.
Из опубликованных источников можно выделить группу иллюстрационных каталогов: А.В. Коробейников, «Живой чугун. Каслинское литье XIX-XXI века» [3], О.П. Губкин, Г.П. Шайдурова, «Художественное литье XIX-XX веков» [2], З.Г. Малаева, «Художественное литье из чугуна Касли» [4]. В каталогах рассказывается о художественных изделиях чугуноплавильных заводов уральского округа.
Основой методологического анализа является принцип единства искусствоведческого и культурологического анализа. Анализ проводился через изучение и систематизацию теоретических сведений и иллюстративного материала.
В нашем исследовании использовались следующие методы:
1. Историко-аналитический метод - данный метод подразумевает сравнение различных объектов, их состояния, либо сравнение нового состояния объекта со старым.
2. Культурно-исторический метод подразумевает использование культуры в качестве ключа к исследованию художественного произведения и к пониманию художественного процесса в целом. Культура - это социальная память человечества, общественный продукт деятельности людей.
3. Сравнительный анализ. Данный вид исследования помогает углубленно анализировать историческую динамику художественного образа произведений.
4. Метод образно-стилистического анализа средств художественной декоративной выразительности изделий. Предполагает выявить систему устойчивых форм, выразительных качеств, присущих тому или иному стилю.
5. Историческая хронология. Данный вид анализа предполагает разложить перечень исторических событий во временной последовательности.
6. Метод прогнозирования - сложный прием, направленный на разработку прогноза в целом. Путь к достижению цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.
История кусинского художественного литья начинается с 1754 года, когда началось строительство чугуноплавильного и железодетального завода. Кусинская металлургия считается одним из старейших производств Южного Урала, официально была основана весной 1778 года. В 1860-1880 годы мемориальная пластика получает широкое распространение в Кусе [5]. В этот период также распространены массивные памятники, с декором основания - барельефным литым узором в форме растительного орнамента, где часто применялись виноградные гроздья и лозы.
В Петербурге в 1883 году впервые кусинское кабинетное художественное литье получило одобрение Горного департамента. В 1884 году кусинское литье широко осваивается при новом управляющем Ч.В. Панцержинском. Заслуга Ч.В. Панцержинского состоит в расширении и преобразовании литейной мастерской в специализированный цех по производству художественного литья: были приглашены ведущие специалисты из Кас-лей, целью чего было «приучить поставленных к нам рабочих Кусинского завода как к чистоте отделки вещей, так равно и указать им прием формовки, чтобы возможно больше приготовить вещей при наименьшем браке» [4]. Задачей Ч.В. Панцержинского было формирование собственного стиля, отличающегося от каслинского. За основу литейных художественных изделий был взят стиль модерн, для переработки под технологию литья в Кусу доставлялись образцы из различных материалов в стиле модерн, которые в дальнейшем дорабатывались и выполнялись в художественном литье. Период расцвета Каслинского литья зафиксирован в 1870-е - 1900-е годы. И только кусинский завод составлял конкуренцию.
Первая мировая война внесла коррективы в производство: сокращается выпуск художественного литья, завод переходит на выпуск снарядов. И только в 1918 году возрождается и вновь приобретает былую популярность выпуск кабинетных вещей. Во время Гражданской войны также продолжается выпуск кабинетной скульптуры и бытовых товаров.
1920-1930 годы характеризуются сокращением выпуска ассортимента старых изделий, новые же модели не разрабатывались, что вело к сокращению всего производства кабинетного художественного литья [6].
В 30-е годы кусинское литье осваивает новые изделия, в данное время отливаются бюсты и скульптуры советских государственных и общественных деятелей. В 1934 году ассортимент изделий состоял из 111 отливок, из которых только 10 были разработаны в это время (6 - изделия художественного литья и 4 - печные дверки). В 19351936 годах широко ведется строительство метрополитена и Кусинский завод разрабатывает заказ для декорирования станций метро, а также выполняет заказ на отливку наружных стеновых кронштейнов для освещения столицы [7].
Двадцатый век характеризовался как развитием чугунного литья в послевоенные годы, так и полным упадком производства в 90-е годы. Крупнейшим событием в жизни художественных промыслов Южного Урала стала «Первая областная выставка изделий декоративно-прикладного искусства промышленных предприятий», прошедшая в выставочном зале Союза художников Челябинска в 1983 году. Экспозиция выставки, как никогда раньше, полно и широко продемонстрировала основные недостатки в развитии художественного литья.
В 1985 году художественная промышленность получила экономическую самостоятельность, на плечи руководства легли такие важные вопросы, как ценообразование, планирование оплаты труда. Кусинский цех кабинетного литья, став дочерним филиалом машиностроительного завода, по-прежнему находился в материальной зависимости от него. Творческий спад продолжался [5].
Со всей очевидностью катастрофическое положение промышленного искусства края обнажила региональная выставка «Художественный металл Урала ХУШ-ХХ веков», организованная в Свердловске в конце 1990 года. В ее экспозицию были включены и старинные, и современные изделия Кусы, что позволило увидеть динамику исторического развития этого вида декоративно-прикладного искусства.
В 90-е годы из всех разновидностей кабинетного литья особое предпочтение отдавалось светильникам. Стилизация под необарокко приближает эти работы к изделиям кусинских мастеров начала века. Это чувствуется и в замысловатой орнаментике ажурной композиции, и в общей пластической сложности произведений [8].
В 1990-1991 годах известные события в стране привели не только к обострению старых проблем художественного литья, но и вызвали новые [9]. Кусинское литье было поставлено на грань выживания. 90-е годы XX века стали самым тяжелым периодом за всю его историю. Выпуск кабинетных изделий почти прекратился, т.к. резко упал спрос на них. Для интерьера использовались чугунные настенные светильники и декоративные тарелки, столики и напольные вазы, ажурные решетки, а также кабинетная скульптура по старым моделям [10].
В 2004 году на Саткинский завод вывозятся литейные формы и оборудование для литья, 2005 год был решающим, именно в этом году были проданы и вывезены все Кусинские модели и чугунные отливки Х1Х-ХХ веков. На сегодняшний день можно четко обозначить время существования художественного промысла Кусинское с 1883 по 2005 год. Екатеринбургский музей изобразительных искусств сохранил около 100 чугунных отливок Кусинского завода.
Результаты
В ходе исследования мы выяснили, что развитие художественных чугунных отливок можно разделить на шесть основных периодов (таблица 1).
Таблица 1
Временные рамки Название периода Тезисы периода
С 1853 по 1887 год Зарождение и становление художественного чугуна в Кусе Налажен выпуск архитектурного литья: ажурных решеток, столбов, мемориальной пластики и барельефов. Производство кабинетного литья
С 1887 по 1914 год Расцвет художественного литья Формирование основных принципов: широта тематики и разновидностей изделий, высокое качество формовки и чеканки, демократизм
С 1917 по 1945 год Коренной революционный перелом, время смуты, годы ВОВ Распространение коммунистических идей в искусстве. Художественная пропаганда в изделиях (настенные медальоны). Расхищение художественных изделий
С 1945 по 1980 год Восстановление художественных традиций в искусстве Кусы Возвращение старейших мастеров и воспитание нового поколения. Восстановление старых отливок моделей. Обновление тематики изделий
С 1990 по 2018 год Период спада на спрос художественного кабинетного литья С развитием инновационных технологий завод перешел к большой выработке энергетического и вспомогательного оборудования. Единственной отраслью художественного литья остаются архитектурные изделия (скамьи, столбы, фонари и т.д.)
В художественном пути становления и развития кусинского литья нами отмечены несколько факторов влияния (таблица 2).
Таблица 2
Фактор влияния Описание воздействия
Художественные технологии и традиции Златоустовского завода Первым обратился на Урале к художественному литью. Принадлежность Кусы к казенному горному округу и тесные связи с металлургическим производством
Приглашенные зарубежные и областные специалисты Кусинцы переняли у немецких мастеров технологию литья. Содействие златоустовских мастеров по освоению кабинетного литья на кусинских формовочных песках
Направления в искусстве, повлиявшие на художественный стиль изделий Кусы Русская и западная классика. Модерн. Конструктивизм. Эклектика
Социально-экономические и политические влияния в государстве Военные годы: малое количество художественного литья. Послевоенные годы -период кризиса и возрождения кабинетного чугунного литья
В настоящее время изделия, выполненные в технике литья, утратили актуальность их использования в интерьере жилых помещений. Разработка и выпуск данных аналогов приостановлен из-за отсутствия востребованности на рынке. С другой стороны, изделия, выполненные в технике литья, могли бы подчеркнуть неординарность и стилевую оригинальность жилого интерьера.
Данные изделия отличаются массивностью, лаконичностью, устойчивостью, в связи с этим их можно было бы применять не только в интерьерах жилых помещений - квартирах, но и в интерьерах загородных домов, обладающих большими размерами и тематической направленностью (охотничий дом, санатории, базы отдыха и др. ).
Заключение
Нами на основе комплексного анализа интерьерных изделий выявлено, что на рубеже Х1Х-ХХ веков художественность чугуна была самой высокой, что является необходимой базой для возрождения и реализации литейного искусства интерьерных изделий. Можно выделить следующие аспекты, которые необходимо сохранить и учитывать при реализации технологии изготовления интерьерных изделий способом литья:
1. Рассматривая историческую последовательность развития чугунных отливок на протяжении полуторавекового периода, можно констатировать факт сохранения утилитарной направленности изделий, выполненных способом литья.
2. По результатам исследования становится очевидным, что кусинское чугунное литье должно возродиться, несмотря на влияние внешних и внутренних факторов, не только как самобытное литейное искусство, но и как эталон для развития дальнейших интерьерных изделий, выполненных способом литья.
Литература
1. Гилева К.А. Абрис нежный. Стиль модерн в уральском художественном литье из чугуна из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Екатеринбург, 2012. 48 с.
2. Губкин О.П. Каслинский чугунный павильон: создание и возрождение. Екатеринбург, 2013. 246 с.
3. Смирнов В.И. Художественный чугун. Литье мастеров каслинского завода // Труды Уральского политехнического института. Екатеринбург, 1959. № 89. С. 25-27.
4. Малаева З.Г. Из истории Каслинского художественного литья в XX веке: Каслинская школа ФЗУ, РУ № 18 и Артель им. Куйбышева // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2014. № 5. С. 10-37.
5. Малаева З.Г., Губкин О.П. Художественное литье Урала XVIII-XXI вв. Указатель клейм. Екатеринбург, 2016. 176 с.
6. Байнов Л.П. Художественный чугун Кусы. Челябинск, 1998. 239 с.
7. Каган-Розенцвейг Б.Л., Маркина А.В. Художественно-технологическое своеобразие произведений кусинского чугунного литья конца XIX - начала XX века // Творческое пространство образования: сборник материалов внутривузовской (очно-заочной) науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2018. С. 190-195.
8. Жданова Н.С., Маркина А.В. Исторические социально-экономические предпосылки развития художественного металла Урала // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна. 2017. № 1. С. 11-17.
9. Костарева Т.В. Чугунное кружево: художественные промыслы Урала. Челябинск, 2004. 77 с.
10. Малаева З.Г. Каталог художественного литья из чугуна Каслинского завода 1947 года. Екатеринбург, 2015. С. 10-35.
References
1. Gileva K.A. Abris nezhnyy. Stil modern v uralskom hudozhestvennom litye iz chuguna iz sobraniya Ekaterinburgskogo muzeya izobrazitelnyh iskusstv [Outline gentle. Art Nouveau style in the Ural art casting of iron from the collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts]. Ekaterinburg, 2012. 48 p.
2. Gubkin O.P. Kaslinskiy chugunnyy pavilyon: sozdanie i vozrozhdenie [Kasli cast iron pavilion: the creation and rebirth]. Ekaterinburg, 2013. 246 p.
3. Smirnov VI. Artistic cast iron. Casting of masters of the Kasli plant // Trudy Uralskogo politehnicheskogo instituta. Ekaterinburg, 1959. № 89. P. 25-27.
4. Malaeva Z.G. From the history of the Kasli artistic casting in the 20th century: the Kasli school of factory apprenticeship, Trade school № 18 and Artel n.a. Kuibyshev // Antikvariat, predmety iskusstva i kollektsionirovaniya. 2014. № 5. P. 10-37.
5. Malaeva Z.G., Gubkin O.P. Hudozhestvennoe litye Urala XVIII-XXI vv. Ukazatel kleym [Artistic casting of the Ural in the XVIII-XXI centuries. Index of stamps]. Ekaterinburg, 2016. 176 p.
6. Baynov L.P. Hudozhestvennyy chugun Kusy [Artistic cast iron of the Kusa]. Chelyabinsk, 1998. 239 p.
7. Kagan-Rosenzweig B.L., Markina A.V. Artistic and technological originality of the Kusa iron casting of the late XIX - early XX century // Creative space of education: a collection of materials of the inside-institution (intramural-extramural) scientific-practical. conf. Magnitogorsk, 2018. P. 190-195.
8. Zhdanova N.S., Markina A.V. Historical socio-economic prerequisites for the development of the artistic metal of the Ural // Sovremennye tendentsii izobrazitelnogo, dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizayna. 2017. № 1. P. 11-17.
9. Kostareva T. V. Chugunnoe kruzhevo: hudozhestvennye promysly Urala [Cast iron lace: art crafts of the Ural]. Chelyabinsk, 2004. 77 p.
10. Malaeva Z.G. Catalogue of the artistic cast iron of the Kasli plant in 1947. Ekaterinburg, 2015. P. 10-35.