УДК 94(47+57).08/083.4:347.623-058.862:364.4.058.862
А. В. Гусев*
Исторические аспекты создания местной системы защиты населения и объектов от воздушного и химического нападения в СССР
В статье рассматриваются вопросы создания и становления в городах СССР системы защиты населения и объектов народного хозяйства от воздушного и химического нападения вероятного противника в предвоенные годы. На основе различных источников показаны основные направления деятельности ЦК ВКП(б), СНК СССР и Реввоенсовета СССР по формированию централизованной общесоюзной организации - местной противовоздушной обороны страны.
The article is devoted to the questions of founding and developing the system of civil and facility defence in the USSR cities from air and gas attacks of the probable enemy in the prewar years. Guidelines for the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union (Bolsheviks), Council of People's Commissars and Revolutionary War Council's activity in forming centralized All-Union organization -the country's local anti-aircraft defence are shown on the basis of different sources.
Ключевые слова: воздушное нападение, группа самозащиты, защита населения, индивидуальные средства защиты, местная противовоздушная оборона, убежище.
Key words: air attack, self-defence group, civil defence, personal protection equipment, local anti-aircraft defence, dugout.
В 1932 г. состояние противовоздушной обороны (ПВО) Советского Союза неоднократно рассматривалось на правительственном уровне. Результатом этих обсуждений стало принятие ряда документов, определивших основы ее организации на всей территории страны. 21 сентября 1932 г., Постановлением СНК СССР в военных округах учреждались комиссии содействия ПВО. Их председателями назначались командующие войсками, а членами - заместители председателей СНК республик, председатели областных исполкомов, представители партийных, профсоюзных органов, Осоавиахи-ма, войск ОГПУ [5, с. 45]. 4 октября 1932 г. СНК СССР утвердил новое Положение о ПВО СССР. Этим было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации - местной противовоздушной обороны (МПВО) СССР.
* Гусев Александр Викторович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры защиты в чрезвычайных ситуациях, Костромской государственный технологический университет.
Положение определяло перечень мероприятий в угрожаемых зонах (досягаемости авиации вероятного противника). Они подразделялись на подготовительные (проводимые при угрозе нападения с воздуха), в момент нападения и после него. Подготовительные мероприятия включали в себя: обучение населения; строительство убежищ, командных и наблюдательных пунктов; создание индивидуальных средств защиты; развитие средств оповещения и связи; дублирование, резервирование и рассредоточение источников и сетей электро-, газо-, водо- и пароснабжения предприятий. При введении «Угрожаемого положения» органы МПВО должны были оповестить население; осуществить маскировку; обеспечить население противогазами; организовать защиту людей, животных, материальных ценностей, воды, продуктов питания, фуража; подготовить к работе формирования. При нападении противника с воздуха следовало подать сигнал «Воздушная тревога» и обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных этим сигналом; при разрушениях - спасать людей из завалов, горящих зданий, оказывать пострадавшим медицинскую помощь, ликвидировать аварии, расчищать проезды, дегазировать технику, одежду, обувь, обезвреживать невзорвавшиеся авиабомбы.
В угрожаемой зоне были определены города-пункты ПВО и объекты ПВО (крупнейшие предприятия). Начальником пункта ПВО назначался командир воинской части ПВО, а начальником объекта ПВО - директор предприятия. В городах создавались штабы МПВО, в военных округах - комиссии содействия ПВО.
Развитие МПВО шло по военному и по гражданскому направлениям. МПВО в городах располагала специальными кадровыми частями и добровольными формированиями. В крупных городах стали формироваться кадровые отдельные батальоны, а затем и полки. В городах-пунктах ПВО организовывались добровольные формирования МПВО: участковые команды (в границах участков милиции) и объектовые команды (на предприятиях), а при домоуправлениях -группы самозащиты. Формирования создавались из расчета: 15 чел. от 100-300 рабочих и служащих - на предприятиях и от 200500 чел. жителей - при домоуправлениях. В участковые команды входили противопожарные, аварийно-восстановительные, медикосанитарные, дегазационные и ветеринарные формирования. Группы самозащиты состояли из шести звеньев: медицинского, аварийновосстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ [10, с. 254]. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции, а объектовые команды - начальнику МПВО объекта.
20 сентября 1934 г. были опубликованы нормы комплекса «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. «О работе Осоавиахима» подготовка населения к сдаче нормативов «Готов к ПВХО» и организация формирований МПВО объявлены важнейшими задачами Осоавиахима. Большую популярность в обучении граждан завоевали учения ПВХО. Личный состав формирований и население приобретали на них нужные навыки, учились тому, как надо практически выполнять защитные мероприятия. Применялись и другие формы обучения: военно-химические соревнования, походы в противогазах. В начале сентября 1935 г. в Москве состоялись первые всесоюзные соревнования по ПВХО, в которых приняло участие свыше 1000 чел. В 1936 г. в них участвовало 50 тыс. трудящихся, а в 1938 г. - 2800 тыс. чел. За шесть предвоенных лет в организациях Осоавиахима прошли подготовку более 38 760 тыс. граждан. Число первичных формирований МПВО к 1940 г. достигло 20 тыс. [7, с. 14].
Важное значение в деятельности МПВО имело Постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. «О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева». В соответствии с ним председатели исполкомов стали начальниками МПВО городов и районов. В состав горсоветов и райсоветов были введены должности заместителей председателей горсовета (райсовета) по МПВО. В конце 30-х гг. были образованы службы МПВО: оповещения и связи, убежищ, транспортная, противопожарная, медикосанитарная, аварийно-восстановительная, охраны порядка и безопасности, светомаскировки, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, ветеринарная. В штабах МПВО городов учреждалась служба противохимической защиты.
Вынашивая разбойничьи планы нападения на Советский Союз, Германия делала ставку на массированное применение авиации. В своей доктрине Гитлер отводил ей роль огромной разрушительной силы в уничтожении советских городов, истреблении мирных жителей. В одном из своих выступлений перед генералитетом вермахта по вопросу предстоящей войны с СССР он заявил, что «речь идет о борьбе на уничтожение... На востоке жестокость является благом для будущего» [9, с. 34]. В Германии была развернута работа по созданию и наращиванию не только обычных средств вооружения: многие химические концерны были впряжены в военную колесницу фашизма. В огромных количествах готовились отравляющие вещества, способные принести гибель миллионам людей. Учитывая это, ЦК ВКП(б) и СНК СССР принимали необходимые меры, чтобы не только уберечь страну от возможного воздушного и химического на-
падения противника, но и наладить выпуск средств индивидуальной противохимической защиты, организовать оборудование убежищ, обучить население действиям в этих условиях.
Нужды МПВО стояли в центре внимания всех партийных и советских органов. Бывший председатель исполкома Моссовета в предвоенные и военные годы В.П. Пронин вспоминал: «Москва два последних года усиленно готовилась к МПВО. В городе развернулись большие работы по строительству бомбоубежищ, по приспособлению метрополитена к обслуживанию населения во время воздушных налетов, обеспечивалось централизованное выключение освещения. В противопожарных командах, санитарных дружинах, группах самозащиты и аварийно-восстановительных подразделениях было обучено более полумиллиона москвичей» [2, с. 24].
Б.А. Борисов, работавший в годы войны в Севастополе, писал: «Во время часто проводимых учений все руководящие работники города дотошно проверяли состояние затемнения города: ездили на предприятия, заглядывали во дворы, забирались на вышки, на Малахов курган. Не раз в воздух поднимались военные летчики и указывали на недостатки светомаскировки города. На предприятиях даже выполнение важных спецзаказов с наступлением темноты разрешалось вести только при условии соблюдения светомаскировки. На городском активе решили приступить к тщательной тренировке штабов, команд и служб МПВО, привлечь население, проводить в обстановке, приближенной к боевой. Возникали пожары на пустырях и площадях - не условно, а по-настоящему, где-нибудь в тупике; подрывали железнодорожные пути, выводили из строя водопровод, телефонную связь, электроосвещение. На предприятиях освоились с работой в условиях светомаскировки, и их руководители уже не ссылались на то, что постоянно проводимые учения МПВО мешают выполнять план. И как же впрок пошли все эти уроки! Доставляли они всем много беспокойства, но мы их потом не раз вспоминали добрым словом» [1, с. 43].
Важным этапом совершенствования структуры ПВО страны явились предвоенные годы. В условиях обострившейся международной обстановки и подготовки вооруженных сил к войне, СНК СССР 7 октября 1940 г. принял Постановление № 136. В нем все вопросы по подготовке защиты городов-пунктов и населения при нападении воздушного противника были возложены на НКВД СССР.
29 октября 1940 г. в его составе было образовано Главное управление МПВО. Управление развернуло работу по анализу и обобщению накопленного опыта деятельности МПВО, координации усилий различных ее структур, разработке вопросов организации и тактики действий, по совершенствованию взаимодействия с органами военного управления. На основании приказа НКО СССР от 27 декабря
1940 г. № 0368 Управление ПВО РККА было преобразовано в Главное управление ПВО Красной армии. ГУ ПВО осуществляло общее руководство ПВО территории страны. Непосредственное руководство ПВО на местах возлагалось на командующих войсками военных округов [6, с. 458]. В январе 1941 г. СНК СССР принял Постановление «Об организации противовоздушной обороны». В нем определялась угрожаемая по воздушному нападению зона на глубину до 1200 км от государственной границы. Территория СССР была разделена на зоны ПВО, представлявшие собой оперативные объединения войск ПВО. Зоны делились на районы и пункты ПВО внутри районов. К началу войны численность личного состава войск ПВО составляла 182 тыс. человек. Для решения задач ПВО наиболее важных центров страны было выделено 40 истребительных авиаполков, насчитывавших около 1500 боевых самолетов, 1206 экипажей [3, с. 20]. На предприятиях насчитывалось более 25 тыс. формирований, а для жителей городов имелось свыше
30 млн противогазов. В городах строились бомбо- и газоубежища. Серьезные меры к укреплению МПВО принимались в Москве. На всех предприятиях, в учебных заведениях, домах проводились учения, которые охватили более двух миллионов человек. К началу войны в МПВО столицы насчитывалось до 650 тыс. подготовленных бойцов [8, с. 7].
Весной 1941 г. в СССР было проведено несколько учений по ПВХО. В условиях начавшейся Второй мировой войны в них было меньше парадности и условностей. Об этом, в частности, свидетельствуют учения в Октябрьском районе Саратова (24-25 мая) и Вольске (26-27 мая). На предприятиях разрабатывались планы обороны, создавались группы самозащиты и посты ПВХО, действовали пожарные, аварийно-восстановительные и другие команды. Всего в этих учениях участвовали до 10 тыс. чел. [4. Л. 153, 176177]. В Туле, всего за месяц до начала Великой Отечественной войны, с 22 по 25 мая 1941 г. прошли городские учения по светомаскировке, а 1 и 2 июня - учения МПВО и отрядов Осоавиахима. В ходе этих учений отрабатывались практические действия при объявлении сигналов воздушной и химической тревоги, по ликвидации последствий ударов противника, оказанию помощи пострадавшим.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые ЦК ВКП(б), СНК СССР серьезные меры по укреплению МПВО, за оставшееся до начала войны время не удалось осуществить полностью все необходимые мероприятия, решить назревшие вопросы защиты населения и объектов народного хозяйства от воздушного нападения противника. Уязвимые места в организации МПВО имелись и являлись они в основном следствием просчетов нашей военной доктрины тех лет, не допускавшей отхода Красной армии в глубь территории страны. По-
этому мероприятия МПВО проводились в полном объеме только в пограничной зоне и на глубину действия бомбардировочной авиации вероятного противника. Во всех же других регионах Советского Союза работа по подготовке населения к ПВХО велась лишь организациями Осоавиахима. Тем не менее, в предвоенный период были заложены прочные организационные основы развития и совершенствования системы МПВО, и она оказалась в целом неплохо подготовленной к выполнению многотрудных задач военного времени.
Список литературы
1. Борисов Б.А. Записки секретаря горкома. - М., 1964.
2. Военные знания. - 1967. - № 6.
3. Военно-исторический журнал.- 2004. - № 12.
4. Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 81. Оп. 1. Д. 592.
5. Г ражданская защита.- 2002. - № 9.
6. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т. 1. - М., 1963.
7. Котлуков К.Г. Гражданская оборона вчера и сегодня. - М., 1975.
8. Каммерер Ю.Ю. Москве - воздушная тревога. Местная ПВО в годы войны. - М., 1991.
9. Кузнецов Д.Н. В годы суровых испытаний. - М., 1985.
10. Советская военная энциклопедия. - М., 1978.