ного портфеля [6, с. 81], - к которому приходится постоянно обращаться в процессе самостоятельной учебной деятельности. Успешность продвижения студента по индивидуальной образовательной траектории напрямую связана с тем, насколько четко структурирован и глубоко наполнен его электронный портфель. Эффективная организация самостоятельной работы студентов опирается на диалог с преподавателем, усиление индивидуального подхода, работу в специализированных компьютерных лабораториях, где возможно общение по электронной почте, обращение к рекомендованным преподавателем материалам, выложенным на сайт кафедры или личный сайт преподавателя. Чем лучше организована эта работа, тем больше электронный портфель студента отражает его подготовленность к профессиональной деятельности.
Двухуровневое образование отвечает запросам мобильного производства, экономики и культуры, оно создает более динамичное отношение между производством и сферой образования, культурой и сферой образования. Бакалаврская подготовка призвана формировать у студентов мобильность - способность адаптации к изменяющимся условиям производства и рынка труда, становиться субъектом самообразования. Для этого необходимы креативные способности субъектов образовательного про-
цесса, новое содержание образования и технологии обучения. Преподаватель вуза использует образовательные технологии, позволяющие специалисту овладевать способами самостоятельного развития. Именно поэтому педагогический эксперимент в образовательных учреждениях, создание опытно-экспериментальных площадок становится сегодня нормой, так как университетское образование - это образование плюс исследование, а еще точнее, - образование в процессе самостоятельного исследования. На смену старым отношениям приходят партнерские профессиональные отношения: профессор учит студента в процессе совместной поисковой работы на создаваемых экспериментальных площадках.
Стремление к совместной деятельности, к интерактивному общению, разработка новых прогрессивных форматов взаимодействия педагогического вуза с работодателями способствуют профессиональному становлению студентов.
Стремление использовать идеи синергетики для описания и управления профессионально-личностным становлением студента в образовательной среде педагогического вуза можно рассматривать пока лишь как попытку описать такую сложнейшую область как деятельность вуза по организации подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для школы.
Библиографический список
1. Балашов Л.Е. Новая метафизика. Категориальная картина мира, или Основы категориальной логики. Москва, 2003.
2. Ясвин В.К. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.
3. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики. Педагогика. 2001; 8: 26-31.
4. Ибрагимов Г.И. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы. Педагогика. 2014; 8: 3-12.
5. Илясов Е.П. Информационная модель взаимодействия вузов с предприятиями и организациями по вопросам подготовки специалистов. Наука и школа. 2010; 3: 34-36.
6. Батаршев А.В. Моделирование профессионально-личностного становления и развития педагога профессиональной школы. Педагогика. 2014; 8: 68-77.
References
1. Balashov L.E. Novaya metafizika. Kategorial'naya kartina mira, ili Osnovy kategorial'noj logiki. Moskva, 2003.
2. Yasvin V.K. Obrazovatel'naya sreda: otmodelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.
3. Ignatova V.A. Pedagogicheskie aspekty sinergetiki. Pedagogika. 2001; 8: 26-31.
4. Ibragimov G.I. Metodologicheskie i prikladnye problemy razvitiya didaktiki professional'noj shkoly. Pedagogika. 2014; 8: 3-12.
5. Ilyasov E.P. Informacionnaya model' vzaimodejstviya vuzov s predpriyatiyami i organizaciyami po voprosam podgotovki specialistov. Nauka i shkola. 2010; 3: 34-36.
6. Batarshev A.V. Modelirovanie professional'no-lichnostnogo stanovleniya i razvitiya pedagoga professional'noj shkoly. Pedagogika. 2014; 8: 68-77.
Статья поступила в редакцию 06.10.15
УДК 378
Mutsurova Z.M., teaching assistant, Chechen State Pedagogical Institute (Grozny, Russia), Е-mail: [email protected]
THE INTODUCTION OF INFORMTION INTO THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE CHECHEN REPUBLIC. This article is dedicated to a topical problem in education of Russia and describes a process of introduction of informatization in modern schools in the Russian Federation. In the research the author has analyzed historical aspects of informatization in the educational process of the Chechen Republic. The work helped to identify problems, associated with the use of new information and communication technologies in the educational process in schools of the Chechen Republic. On the basis of the author's proposed idea, the universities are advised to introduce distance learning in their curricula and to widen a list of bodies for students' professional training and professional orientation for school pupils.
Key words: educational structure of rural schools, information and communication technologies, e-learning, ICT competences, training.
З.М. Муцурова, ассистент, ФГБОУ ВПО «(Чеченский государственный педагогический институт», г. Грозный,
E-mail: [email protected]
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В данной статье рассмотрены процессы внедрения информатизации в школах Российской федерации. Проанализированы исторические аспекты информатизации в образовательном процессе Чеченской республики. Выявлены и рассмотрены проблемы, связанные с использованием средств информационных коммуникативных технологий в образовательном процессе Чеченской республики. На основе проведённого исследования авторами, предлагается ввести дистанционное обучение в вузах и расширить базы практики и профориентации в учебных заведениях.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, дистанционное обучение, ИКТ-компетенции, повышение квалификации.
Практическая реализация информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных
предметов с целью создания электронных образовательных ресурсов, которые должны отражать требования ФГОС и учитывать специфику образовательной организации.
Проанализируем исторический аспект информатизации образования в Чеченской республике.
История школьной информатики в Чеченской республике до 90-х годов развивалась также как и во всем Советском Союзе: основным компонентом являлось обучение школьников в области алгоритмизации и программирования, степень оснащённости компьютерной техникой была крайне низкой.
К 1991 году более 20% школ республики имели компьютерные классы, однако использовались они крайне редко, исключительно в рамках дисциплины «Информатика и вычислительная техника», существовали проблемы, связанные с низкой готовностью преподавателей к использованию компьютеров, отсутствием учебно-методической литературы и т. д.
Военные действия на территории Чеченской республики значительно отодвинули назад развитие процесса информатизации образования: к началу 2000 года республика оказалась практически без технической базы и педагогических кадров.
С начала 2000-ных годов началась активная фаза информатизации образования в учебных заведений всех типов, в том числе - и в сельских школах.
В 2003 году правительством ЧР была одобрена республиканская концепция информатизации, разработанная соответствующим отделом министерства промышленности, науки, технологий и информатизации Ш.Х. Солтахановым, С.М. Умар-хаджиевым, А.В. Якубовым [1], однако детальная комплексная программа не была разработана и реализована.
В апреле 2004 года в Грозном были проведены секционные заседания учителей информатики при подготовке республиканской конференции по модернизации образования, на которых были выявлены проблемы, связанные с использованием средств ИКТ в образовательном процессе школ:
• недостаточное количество учебных и учебно-методических пособий;
• отсутствие технической и методической поддержки в области использования компьютерной техники;
• практически полное отсутствие базовых знаний в области ИКТ;
• практически полное отсутствие учителей с базовым образованием по информатике;
• отсутствие целенаправленных курсов повышения квалификации в области ИКТ (например, некоторые из учителей обучались в рамках программы «Интернет-образование» (Москва, 2001 г.) создавать Интернет-сайты, что должно было стать огромным достижением в образовании республики, хотя ни в одной школе в тот период не было доступа к сети Интернет.).
На 2009 год, согласно исследованиям А.В. Якубова [2], в основном преподаватели информатики являются молодыми специалистами, что лишь в какой-то мере является положительным фактором: например, большая часть учителей информатики г. Грозного ведут преподавание информатики первый год, а некоторые являются «самоучками», учителя-предметники и вовсе не использовали ИКТ в учебном процессе.
Отсутствие подготовленных педагогических кадров по информатике препятствует и подготовке школьников к ЕГЭ по информатике и, как следствие, препятствует поступлению чеченских школьников на специальности, связанные с информационными технологиями, на которые ежегодно выделялись Министерством образования России целевые места, ибо их подготовка слишком слаба для этого, поскольку специальности именно этого направления наиболее дефицитны и востребованы в республике.
В вузах Чеченской республики проводится определённая работа по подготовке педагогических кадров к использованию ИКТ в профессиональной деятельности, однако все высшие учебные
Библиографический список
заведения республики испытывают трудности с кадрами преподавателей, имеющими специальную квалификацию в этой области, а также со специалистами по обслуживанию компьютерной техники. Во всех вузах на сегодняшний день есть специализированные кафедры (информатики, информационных технологий), но в связи с тем, что, получив определённые навыки практической работы, сотрудники, преподающие или использующие компьютерные технологии, покидают вузы, в том числе и из-за низкой зарплаты, можно констатировать достаточно большую текучку кадров в этой области.
На сегодняшний день каждое образовательное учреждение подключено к сети Интернет и в большинстве школ есть компьютерные классы, создана инфраструктура для дальнейшего внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Как отмечалось в докладе Х-А.С. Халадова в 2012 году [3] на современном этапе стоит задача обучения работников системы образования не только правильной и максимально эффективной эксплуатации новых информационных технологий, но и использованию сетевых технологий в своей повседневной жизни. Интернет должен стать неотъемлемой частью работы и досуга педагога.
Первые шаги к решению этой задачи были положены еще в 2007 году, когда в сети начал функционировать официальный сайт Министерства образования и науки Чеченской Республики (www.mon95.ru). Одна из важнейших задач, которая стоит сейчас перед образовательными организациями - подготовка педагогических кадров для всех уровней образования, обладающих высоким уровнем ИКТ-компетентности. Это требование указано в ряде нормативных документов - начиная от ФГОС и заканчивая профессиональным Стандартом педагога.
Для решения задач информатизации образования в Чеченской республике планировалась разработка и реализация проекта создания Единой информационно-образовательной среды.
Основными составляющими этой среды на первоначальном этапе были определены:
• Официальный сайт Министерства образования и науки Чеченской Республики (версия 3.0);
• Портал общего образования Чеченской Республики;
• Портал начального и среднего профессионального образования;
• Портал «Религия для детей»;
• Портал поддержки Единого государственного экзамена;
• Портал дистанционного образования
• Канал «Образование» на видеопортале Youtube с широким спектром образовательных передач, подготавливаемых опытными педагогами.
В качестве следующего этапа создание системы технической и контентной поддержки, основу которой должен составить Республиканский информационно-аналитический центр (РИАЦ).
На сегодняшний день остаётся важной проблемой кадровое обеспечение малокомплектных сельских школ, особенно остро эта проблема стоит в Чеченской республике, где в течение многих лет не было притока педагогических кадров, обладающих необходимой компетентностью в области использования современных образовательных технологий. Решение кадровой проблемы возможно за счет информатизации образовательного процесса в сельских школах, в частности - использования технологий дистанционного обучения (ДО).
Актуальной является разработка методики подготовки будущих учителей для работы в сельских школах, с учетом специфики региона и в условиях сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями посредством технологий ДО.
1. Солтаханов Ш.Х., Умархаджиев С.М., Якубов А.В. Концепция информатизации Чеченской Республики. Министерство промышленности, науки, технологий и информатизации Чеченской Республики. Грозный, 2003.
2. Якубов А.В. Состояние и проблемы информатизации общего образования в Чеченской Республике. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009; 4: 24-28.
3. Халадов Х-А.С. Создание Единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) как одно из направлений модернизации общего образования в Чеченской Республике. Available at: http://ggkeit.proffi95.ru/blogs/blog-gairabekova-ayuba-jakubovicha/sozdanie-edinoi-informaciono-obrazovatelnoi-sredy-eios-kak-odno-iz-napravlenii-modemizaci-obschego-obrazovanija-v-chechenskoi-respublike.html
References
1. Soltahanov Sh.H., Umarhadzhiev S.M., Yakubov A.V. Koncepciya informatizacii Chechenskoj Respubliki. Ministerstvo promyshlennosti, nauki, tehnologij i informatizacii Chechenskoj Respubliki. Groznyj, 2003.
2. Yakubov A.V. Sostoyanie i problemy informatizacii obschego obrazovaniya v Chechenskoj Respublike. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2009; 4: 24-28.
3. Haladov H-A.S. Sozdanie Edinoj informacionno-obrazovatel'noj sredy (EIOS) kak odno iz napravlenij modernizacii obschego obrazovaniya v Chechenskoj Respublike. Available at: http://ggkeit.proffi95.ru/blogs/blog-gairabekova-ayuba-jakubovicha/sozdanie-edinoi-informaciono-obrazovatelnoi-sredy-eios-kak-odno-iz-napravlenii-modernizaci-obschego-obrazovanija-v-chechenskoi-respublike.html
Статья поступила в редакцию 23.10.15
УДК 378.01
Nordman I.B., senior teacher, Tyumen State Oil and Gas University (Tyumen, Russia), Е-mail: [email protected]
A SYSTEM, SUPPORTING DISTANCE LEARNING AND IMPROVING EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS. The
article deals with the importance of the information technology for quality training. At the level of testing students during a semester, the author studies the tests' necessary features in their design, structure and contents. The work also observes related problems with working our semester tests and shows possible solutions. The significant impact of the system of distance learning on the testing at all levels (current, intermediate and final ones) as well as on the effective organization of independent work of students (training testing, tasks and exercises for independent work, placing the necessary training and methodic basis) are shown. The necessity of the use of training tests in the sphere of students' independent work is proved. Using percentage scales the author points out at the dependence of correctly executed tasks in semester tests with the availability of training tests in electronic courses. The author of the work underlines the significance of electronic support of the distance learning, which serves an independent monitoring system of students' knowledge and a means of effective organization of students' independent work.
Key words: distance learning, training testing, current testing, information technology, quality of learning, students' independent study.
И.Б. Нордман, ст. преп. Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень,
E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В статье рассматривается значение информационных технологий для осуществления качественной подготовки специалистов. Рассмотрены особенности оформления, структуры и содержания тестов текущего контроля. Предложены возможные решения связанных с ними проблем. Показано значительное влияние системы поддержки дистанционного обучения на результаты текущего, промежуточного и итогового контроля, а также на эффективную организацию самостоятельной работы студентов. Доказана необходимость использования тренировочных тестов на уровне самостоятельной работы студентов (тренировочные тесты, задания и упражнения для самостоятельной работы, методическое обеспечение дисциплин). Приведена процентная зависимость правильно выполненных заданий текущего контроля от наличия тренировочных заданий в электронных курсах. Показано значение электронной системы поддержки дистанционного образования, как независимой объективной системы контроля знаний студентов и средства эффективной организации самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, качество обучения, самостоятельная работа студентов текущий контроль, тренировочный контроль
Стремительные темпы роста информации в современном обществе, ограниченные возможности её усвоения студентами в период обучения сделали необходимым не только поиск нового содержания подготовки специалистов, но и изменения форм организации процесса обучения в сторону интеграции в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий. Способом повышения эффективности образовательного процесса могло бы стать создание информационно-коммуникационной образовательной среды в вузе, которая могла бы обеспечить процессы гуманизации образования, повысить его креативность, создать условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности. [1, с. 3] Одним из средств реализации функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды является дистанционная технология обучения. В дистанционном обучении активность педагога уступает место активности студента, что стимулирует самоактуализацию в плане способов организации работы по решению собственных образовательных задач [2, с. 93] .
Необходимость использования информационных технологий для повышения эффективности обучения отмечается многими современными учеными (Т.С. Вершинина, Т.С. Воронина, Ю.И. Капустин, Т.А. Куликова, С.В. Мампория, А.В. Матиенко, Ю.В. Мещерская, А.В. Савицкая, А.И. Шутенко и др.). В частности, на проблему снижения качества образовательного процесса в области организации самостоятельной работы студентов указывает С.В. Мампория, подчёркивая дисбаланс между широчайшими возможностями самостоятельной работы и её фактической реализацией как в отсутствии разработанных способов, методов и технологий организации самостоятельных занятий, так и в недостаточном внимании преподавателей и учёных к вопросу их системного применения [3, с. 57]. Необходимы принципиальные изменения не только в организации учебного процесса, но и в способах оценивания образовательных результатов
учащихся [4, с. 56 - 57]. Причинами снижения качества образования на уровне образовательного процесса со стороны контроля, является, по мнению А.В. Матиенко, субъективизм традиционной системы контроля учебно-познавательной деятельности учащихся, а также отсутствие средств объективного контроля и единого мнения ученых по поводу функций контроля, видов контроля и даже унифицированного определения контроля [5, с. 20]. Решением указанной проблемы в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) стало создание системы поддержки дистанционного образования, позволяющей реализо-вывать систему объективизированного контроля знаний студентов на уровне контроля все уровней, а также обеспечивающей новые возможности для организации самостоятельной работы студентов.
Система объективного оценивания знаний студентов с целью повышения качества их подготовки функционирует в Тю-мГНГУ с 2012 года. Неотъемлемой частью данной системы является текущий (аттестационный) контроль, 60%-70% объема которого осуществляется с помощью электронной системы поддержки дистанционного обучения. В ряде случаев (в период студенческих каникул и отпусков преподавателей) результаты контроля качества знаний, полученные с помощью электронной системы, являются определяющими. Широкое использование электронной системы, в том числе и для очной формы обучения, обусловлено повсеместным внедрением в учебный процесс информационных технологий, находящих применение практически на всех уровнях обучения. В первую очередь отмечается значительное влияние системы поддержки дистанционного обучения на область текущего, промежуточного и итогового контроля и на организацию самостоятельной работы студентов.
Способ функционирования электронных тренировочных тестов и их ценность для процесса обучения можно проследить через отображение количества попыток, использованных студен-