Научная статья на тему 'Историческая травма в романе А. Иличевского «Матисс»'

Историческая травма в романе А. Иличевского «Матисс» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
618
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. ИЛИЧЕВСКИЙ / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / РАСПАД СССР / ЭСКАПИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ / A. ILICHEVSKY / CONTEMPORARY LITERATURE / COLLAPSE OF THE USSR / ESCAPISM / IDENTITY / EVOLUTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Томилова Надежда Анатольевна

Статья посвящена анализу романа А. Иличевского «Матисс», в котором речь идет об одном из значимых исторических событий конца XX века распаде СССР. Автор статьи концентрирует внимание на судьбе персонажей, переживших времена исторических перемен, в частности на нравственном выборе главного героя романа, который продиктован травматическим временем. Леонид Королёв главный герой романа ищет ответы на вечные вопросы бытия, размышляет о судьбе людей, переживших это трагическое историческое событие. Автор статьи обращается к проблеме личной идентичности героя Иличевского. Пройдя через разные социальные ниши, которые может предложить город девяностых, Леонид Королёв в итоге отдает предпочтение миру природы: расстается с социальными узами в прямом и переносном смысле, становится странником. Судьба главного героя романа вписывается в матрицу странника, путешественника. Путешествие, которое совершает герой Иличевского, связано с постижением высшего смысла бытия, с самосовершенствованием. Ключом к роману является его заглавие «Матисс», в контексте Иличевского символизирующее преимущества мира природы над цивилизацией, а именно ту грань художника-фовиста, которая сопряжена с пристальным, словно через лупу, вниманием к деталям ландшафта. Так герой Иличевского через травматический опыт приходит к эстетическому и чувственному пониманию мира, в котором, по словам автора романа, Бога больше там, где меньше человека. Теперь главный герой ориентируется не на общепринятые социальные нормы, а на нормы, установленные Богом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL TRAUMA IN A. ILICHEVSKY’S NOVEL MATISSE

This paper analyzes A. Ilichevsky’s novel Matisse, which narrates about one of the most important historical events of the late 20th century the collapse of the Soviet Union. The author of the article focuses on the fate of the characters who survived the time of this historical change, in particular on the moral choice of the novel’s protagonist, dictated by this traumatic time. Leonid Korolev the protagonist is looking for answers to the eternal questions of life, thinking about the fate of the survivors of this tragic historical event. This paper turns to the issue of personal identity of Ilichevsky’s character. Having gone through the different social niches in the city of the 1990s, Leonid Korolev eventually turns to the natural world: he, literally and figuratively speaking, cuts his social ties and becomes a wanderer. His fate fits into the matrix of a wanderer, a traveller. He makes his journey to comprehend the higher meaning of life, to improve himself. The key to the novel is its name Matisse which for Ilichevsky symbolizes the advantage of the natural world over civilization, due to the close, as if through a magnifying glass, attention the Fauvist artist pays to the details of the landscape. This way, through a traumatic experience Leonid Korolev comes to aesthetic and perceptional understanding of the world, in which, according to Ilichevsky, where there’re less people, there’s more God. From that on, the protagonist is guided not by the conventional social norms but by the principles established by God.

Текст научной работы на тему «Историческая травма в романе А. Иличевского «Матисс»»

ТомиловаН.Л.Исто£ическаят£аБмав^омаиеАИличеБСкого^Матисс»

УДК 821.161.1

ТОМИЛОВА Надежда Анатольевна, аспирант кафедры русской новейшей литературы и читательских практик института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета. Автор 11 научных публикаций

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАВМА В РОМАНЕ А. ИЛИЧЕВСКОГО «МАТИСС.»

Статья посвящена анализу романа А. Иличевского «Матисс», в котором речь идет об одном из значимых исторических событий конца XX века - распаде СССР. Автор статьи концентрирует внимание на судьбе персонажей, переживших времена исторических перемен, в частности на нравственном выборе главного героя романа, который продиктован травматическим временем. Леонид Королёв - главный герой романа - ищет ответы на вечные вопросы бытия, размышляет о судьбе людей, переживших это трагическое историческое событие. Автор статьи обращается к проблеме личной идентичности героя Иличевского. Пройдя через разные социальные ниши, которые может предложить город девяностых, Леонид Королёв в итоге отдает предпочтение миру природы: расстается с социальными узами в прямом и переносном смысле, становится странником. Судьба главного героя романа вписывается в матрицу странника, путешественника. Путешествие, которое совершает герой Иличевского, связано с постижением высшего смысла бытия, с самосовершенствованием. Ключом к роману является его заглавие - «Матисс», - в контексте Иличевского символизирующее преимущества мира природы над цивилизацией, а именно ту грань художника-фовиста, которая сопряжена с пристальным, словно через лупу, вниманием к деталям ландшафта. Так герой Иличевского через травматический опыт приходит к эстетическому и чувственному пониманию мира, в котором, по словам автора романа, Бога больше там, где меньше человека. Теперь главный герой ориентируется не на общепринятые социальные нормы, а на нормы, установленные Богом.

Ключевые слова: А. Иличевский, современная литература, распад СССР, эскапизм, идентичность, эволюция.

Одно из основных и важных исторических событий XX века - это распад СССР Несмотря на то, что прошло уже более 20 лет, распад великой державы до сих пор обсуждается и вызывает множество дискуссий и споров, порождает новые взгляды и суждения. Это время отмечено глобальными экономическими, политическими, правовыми и социальными потрясениями, кото-

© Томилова Н.А., 2014

рые коснулись всего государства. Распад СССР инициировал рождение новой философской концепции - нового идеологического мировоззрения.

Литература живет во времени и тесно связана с историей - с историей общества, народа, страны.

В 2007 году одну из самых престижных премий - Букеровскую - получает роман А. Или-

99

ФИЛОЛОГИЯ

чевского «Матисс». Поэт, эссеист и прозаик А. Иличевский изображает в романе распад СССР В интервью «Радио Свобода» Иличевский назвал свой роман попыткой оценить, что произошло с его поколением за 15 лет, прошедших с распада Союза: «существенная часть того малого лучшего, что сделано в стране, - сделано руками именно его поколения»1. «Роман “Матисс” актуален, потому что пришла пора осмыслить события 1990-х годов, сделать выводы и решить, как жить дальше. СССР распался, “человек умер”, но “нового человека создано не было”, и время словно остановилось между больше не существующим прошлым и еще не существующим будущим» [1].

Сюжет романа «Матисс» построен в форме путешествия. Перед нами три судьбы: главного персонажа Королёва и его спутников - бомжей Вади и Нади, биографии которых в какой-то точке повествования пересекаются, и уже до финала они идут вместе.

Автор исследует, какое влияние ход революции оказал на антропологический портрет «постсоветского человека», в частности, показывая, как главный герой романа, Леонид Королёв, решает свою судьбу, соотнося с требованием времени.

Королёв пытается осмыслить истинное положение общества, исторический катаклизм, в который ввергнута страна: «все это мелкие черточки, все это ничтожно по сравнению с тем трагическим замыслом, что незримо овладел верхними слоями и нынче спускается в видимые нижние. Да - слишком просто, чтобы быть правдой. Ага, ага, снова получается, что если бы не Бог, я б давно уж удавился. И все-таки, как это неподъемно сложно. Тут словно бы - как ни просто - упираешься в ответственность самосознания. Здесь нет и духа скорби -куда подевалась империя, и все такое. Не в ма-

териальной составляющей дело, а в том, что незримая природа Родины терпит фиаско раз за разом <.. .> Речь идет не об умалении царственных функций, а простых человеческих»1 2.

Иличевский передает события октября 1993 года, которые стали трагической страницей в российской истории: «В начале октября что-то случилось, танки подъехали к Белому Дому, забегали люди с автоматами, на набережной выстроились в ряд машины “скорой помощи”, толпа высыпала к мосту. <.. > Танки стреляли, окна Дома дымились, повсюду виднелись оранжевые цистерны поливальных машин, выставленных в качестве заграждения»3.

Вследствие распада советского государства в душах людей поселяется страх, страх от непонимания происходящего, страх за новое будущее России. Автор подробно описывает настроения людей, царившие в то время: «Он видел повсюду страх. Видел его воочию, везде. <.. > Ежедневный страх стоял прозрачно по глазам, страх вокруг стыл студнем, дрожа зыбкой, густой безвоздушной массой»4.

А. Иличевский затрагивает проблему идентичности и показывает, как с развалом Советского Союза и возникновением новых независимых государств народные массы были вынуждены заново отвечать на вопрос «кто я такой?». Герой романа ищет ответы на главнейшие вопросы бытия - назначение человека, смысл жизни и вселенной: «Его путаные бредни частью сводились к распознанию себя: человек он или машина? Вот сама по себе риторическая структура всех его метаний как раз этим и занималась, обращаясь к нему самому с пыткой дознания: кто ты? мертвый или живой? обманутый или выброшенный? Где твоя Родина? Что грядет? Что за новая эпоха заступит на смену рассчитаться с человеком?»5

1 Иличевский А. Матисс. М., 2008. C. 105.

2 Там же. С. 237.

3 Там же. С. 51-52.

4 Там же. С. 105.

5 Там же. С. 240.

100

ТомиловаН.Л.ИсторическаятраБмав^оманеАИличеБСкого^Матисс»

По мнению автора, этические проблемы еще больше усугубляются во времена крупных исторических событий. Государство забывает о нравственности и утрачивает осознание высшего смысла в назначении человека: «Королёву становилось страшно, что в том-то и суть: тьма общего положения основывалась тем, что даже краткое увеличение дохода ни на что не могло повлиять. Ничего не могло принести избавления от рабства, не говоря уже о рабстве метафизическом: благосостояние не возбуждало в себе отклика, оно оставалось глухо к усилиям. Следовательно, не могло возникнуть стимула к улучшению ситуации, общество вязло в тупике, ни о каком среднем классе речи быть не могло, следовательно, вокруг царствовало не что иное, как рабство»6.

В суждениях героя Иличевского - Леонида Королёва - будущее можно обрести только путем самопознания, познания своего истинного я: «...догадывался, наконец, что будущего не существует потому, что человек перестал себя понимать, не справляется с собой. Что он перестал быть производной коллективной междоусобицы. Что его отняли от пуповины родины»7. Следом герой отмечает, что будущее время «должно было состоять не из прошлого, а из выбора прошлого, его осмысления, собранного по точкам созидающего отчуждения. Так пространство состоит не из протяженностей, а из выбора окрестностей чувств, его взрывающих творением»8. Однако автор убежден, что только внутренний бунт поможет обрести гармонию между прошлым и будущим, между личностью и обществом, личностью и окружающим миром: «.бунт внешний ничего не даст. Бунт должен быть внутренним, чтобы мозг засветился. Потому что только тогда у нас появится шанс стать собственными детьми, когда мы решимся стать иными»9.

Несмотря на распад советской системы, а потому «выпадение» из привычного уклада жизни, герой все же пробует найти свой путь дальнейшего развития, свои цели, идеалы.

«Ключом, или кодом, к прочтению романа является его название - “Матисс”. Имя ху-дожника-фовиста, воспевавшего не тронутую цивилизацией природу, выступает в виде метафоры: красота земли, звуков, травинок, листочков, букашек, рыбок, цветовой гаммы, запахов природы; а также антитезой всему тому, что сотворено/нарушено человеком в природе: уродливый мир на земле и под землей, в лабиринте андеграундных таинственных сплетений...» [2, с. 38].

Главный персонаж Иличевского приходит к выводу, что мир природы имеет больше смысла, красоты, значимости, чем мир людей. Королёв совершает «великий уход», выбор альтернативного, асоциального пути - род эскапизма. Для автора важен не сам факт путешествия, а его смысл и цель, духовная наполненность странствий героя. Его герой осознает важность «эстетического» пути (только путем «чувственности» можно понять мир), поэтому избирает путь странника, чтобы в полной мере почувствовать окружающий мир.

В одном интервью А. Иличевский так объясняет предпочтения героя: «Вообще почвеннические устремления мне более или менее свойственны. Потому, так или иначе, мне симпатична склонность человека к природе, его стремление к растениям и животным, к микромиру. В романе “Матисс” герой решает, что сейчас в стране Бога больше там, где меньше человека» [3].

По мнению автора, сохранить и развить лучшие духовные качества человека может природа (ландшафт): «.если человека в нашей стране лишить всего, если обрубить, попрать

6 Иличевский А. Указ. соч. С. 198-199.

7 Там же. С. 144.

8 Там же.

9 Там же. С. 346.

101

ФИЛОЛОГИЯ

все на свете, то ему что останется? Ему останется - ландшафт. И если этот человек сумеет себя, свою душу в этом ландшафте взрастить, то он будет себя замечательно чувствовать и останется человеком» [4].

Из всего сказанного можно сделать выводы: несмотря на крушение основ массового сознания, последовавшее за распадом СССР, герой Иличевского удержался на плаву, нашел основания для жизни, ее осмысленности: «В конце романа герой остался жив - это неплохой диагноз нашему поколению» [5]. В сознании Королёва и осознании им жизненного пространства главным теперь является не политическое, социальное пространство, а духовное. Королёв вдруг понял, что хотел бы кочевать, бродить

по городам и весям. Путь, который он избирает, приведет его к более высоким достижениям духовного развития. «Озаренный <...> он сидел на лежанке и свободно думал о проблеме оси-янности: незримой очеловеченности пейзажа. О том, что по ту сторону все же есть Бог»10 11.

А. Иличевский, будучи свидетелем великих событий, описывает воскрешение новой великой державы из пепла Советской России, чтобы потомки могли оценить важность и значимость событий, произошедших на смене эпох: «Нет у времени молвы. И Господь заливает мгновение в половодье, где я Мазаем тысячу солнечных зайцев везу для тебя. Когда я умру, ты закутаешься в солнечную шубу, как в конце аллеи в протуберанец»11.

Список литературы

1. Litkritik. Внимательное чтение современной литературы: А. Иличевский. Матисс. URL: http://litkritik. livejoumal.com/555.html (дата обращения: 12.11.2014).

2. Шафранская Э.Ф. Роман Александра Иличевского «Матисс» // Рус. словесность. 2008. № 4. С. 37-40.

3. После Толстого стыдно писать слабее. URL: http://www.kstatie.com>...posle-tolstogo-stydno-pisat’-slabee/ (дата обращения: 12.11.2014).

4. Данилкин Л. Площадь Иличевского. URL: http://www.club366.ru/articles/ilichevskii.shtml (дата обращения: 12.11.2014).

5. Александр Иличевский стал победителем литературной премии «Русский Букер» за 2007 год. URL: http:// www.domaschnie-remesla.ru/dr/newremesla1315.html (дата обращения: 12.11.2014).

References

1. Litkritik. Vnimatel’noe chtenie sovremennoy literatury: A. Ilichevskiy. Matiss [Careful Reading of Contemporary Literature: A. Ilichevsky. Matisse]. Available at: http://litkritik.livejourml.com/555.html (accessed 12 November 2014).

2. Shafranskaya E.F. Roman Aleksandra Ilichevskogo “Matiss” [Alexander Ilichevsky’s Novel Matisse]. Russkaya slovesnost’, 2008, no. 4, pp. 37-40.

3. Posle Tolstogo stydnopisat’slabee [After Tolstoy It’s a Shame to Write Weaker]. Available at: http://www.kstatie. com>...posle-tolstogo-stydno-pisat’-slabee/ (accessed 12 November 2014).

4. Danilkin L. Ploshchad’Ilichevskogo [Ilichevsky Square]. Available at: http://www.club366.ru/articles/ilichevskii. shtml (accessed 12 November 2014).

5. Alexander Ilichevsky Won the Literary Prize “Russian Booker” - 2007. Available at: http://www.domaschnie-remesla.ru/dr/newremesla1315.html (accessed 12 November 2014) (in Russian).

10 Иличевский А. Указ. соч. С. 428.

11 Там же. С. 439.

102

ТомиловаН.А.Исто£ическаят£аБмав^омаиеАИличеБСкого^Матисс»

Tomilova Nadezda Anatolyevna

Institute for Humanities, Moscow City Teacher Training University (Moscow, Russia)

HISTORICAL TRAUMA IN A. ILICHEVSKY’S NOVEL MATISSE

This paper analyzes A. Ilichevsky’s novel Matisse, which narrates about one of the most important historical events of the late 20th century - the collapse of the Soviet Union. The author of the article focuses on the fate of the characters who survived the time of this historical change, in particular on the moral choice of the novel’s protagonist, dictated by this traumatic time. Leonid Korolev - the protagonist -is looking for answers to the eternal questions of life, thinking about the fate of the survivors of this tragic historical event. This paper turns to the issue of personal identity of Ilichevsky’s character. Having gone through the different social niches in the city of the 1990s, Leonid Korolev eventually turns to the natural world: he, literally and figuratively speaking, cuts his social ties and becomes a wanderer. His fate fits into the matrix of a wanderer, a traveller. He makes his journey to comprehend the higher meaning of life, to improve himself. The key to the novel is its name - Matisse - which for Ilichevsky symbolizes the advantage of the natural world over civilization, due to the close, as if through a magnifying glass, attention the Fauvist artist pays to the details of the landscape. This way, through a traumatic experience Leonid Korolev comes to aesthetic and perceptional understanding of the world, in which, according to Ilichevsky, where there’re less people, there’s more God. From that on, the protagonist is guided not by the conventional social norms but by the principles established by God.

Keywords: A. Ilichevsky, contemporary literature, collapse of the USSR, escapism, identity, evolution.

Контактная информация: адрес: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 2;

e-mail: denisova09@mail.ru

Рецензент - Николаев Н.И, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории литературы гуманитарного института филиала САФУ имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.