Научная статья на тему 'Историческая судьба туркестанских военнопленных второй мировой войны'

Историческая судьба туркестанских военнопленных второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3650
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРКЕСТАН / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВОЕННОПЛЕННЫЙ / КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ / ПРЕДАТЕЛЬ / ТУРКЕСТАНСКИЙ ЛЕГИОН / РЕПАТРИАНТ / БЕЖЕНЕЦ / TURKESTAN / WORLD WAR II / PRISONER OF WAR / COLLABORATIONISM / TRAITOR / TURKESTAN LEGION / REPATRIATE / REFUGEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хайитов Шодмон Ахмадович

В статье на основе архивных и научно-исторических данных рассматривается проблема исторических судеб военнопленных из числа народов Туркестанского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Historical Fate of Turkestan Prisoners of World War II

The article is dedicated to the tragic historical fate of different peoples of Turkestan who were military prisoners during World War II.

Текст научной работы на тему «Историческая судьба туркестанских военнопленных второй мировой войны»

УДК 94(575.1)

Хайитов Ш. А.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СУДЬБА ТУРКЕСТАНСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье на основе архивных и научно-исторических данных рассматривается проблема исторических судеб военнопленных из числа народов Туркестанского края.

Ключевые слова: Туркестан, Вторая мировая война, военнопленный, коллаборационизм, предатель, Туркестанский легион, репатриант, беженец.

1. Источники и историография.

Источниковая база и историография рассматриваемой в данной статье проблемы на сегодня исследованы недостаточно. На наш взгляд, в источниковедческой базе исследования можно выделить следующие разделы: а) архивные документы и материалы; б) мемуары и воспоминания; в) документы, хранящиеся в личных архивах туркестанских эмигрантов; г) материалы периодики; д) беседы автора с бывшими советскими военнопленными (устная история).

Хранящиеся в Центральном Государственном Архиве Республики Узбекистан (далее — ЦГА РУз) документы, до сих пор полностью не введённые в научный оборот, послужили первичной базой настоящего исследования. В частности, нами были использованы документальные данные фондов «Общества дружбы и культурных связей Узбекской ССР с зарубежными странами» (фонд Р-2661), «Общества культурных связей с зарубежными соотечественниками "Ватан"» (фонд Р-2882), Государственного комитета телерадиовещания Узбекской ССР (фонд Р-1618). В вышеуказанных архивных фондах сохранились данные о попавших в немецко-фашистский плен в 1941-1945 гг. и на всю жизнь оставшихся в эмиграции узбеках-соотечественниках, а также их письма, сведения о них, связанные с ними сообщения и специальные радиопередачи, тексты радиоочерков.

Текущий архив радиостанции «Соотечественник» («Ватандош») за 1960-1990 гг., общества «Ватан» (1976-

48

1992 гг.) и архивные материалы его областных отделений, опубликованные статьи и сообщения для иностранных узбеков в газете «Ойдин» («Светлана») (1968-1990 гг.) также дают богатый материал.

Нами также использовались воспоминания захваченных в плен узбеков-эммигрантов, опубликованные в периодической печати Узбекистана, включая документальные материалы, авторами которых являются Вали Каюмхон, Боймирза Хайит, Рузи Назар, Эргаш Шермат Булокбоши, Хусан Икром1.

Привлекались нами и другие документы, которые, будучи разнообразными по своему характеру, включают: изданные в годы Второй мировой войны приказы Ставки Верховного Главнокомандования1 2, уставы некоторых организаций, материалы конференций3, декларации4 и др., а также статьи, опубликованные в годы Второй мировой войны в таких изданиях как «На-

1 Цаюмхон В. Тарих тилга кирганда // Эрк. 1990. № 16-18; Шу муаллиф. Хийратилган кисматлар / / Узбекистан адабиёти ва санъати. 1992. 24 апрель; Ватан сизларники булган каби, меники хамдир (Б. Хайит билан сухбат) / / Мулокот. 1991. № 5. Б. 62-69; Назар Р. Рум бир кунда бино булмаган // Ёшлик, 1992. № 7-8. Б. 2-3. Мукаддас тупрокни кузга сурдим (Р. Назар билан мулокот) / / Узбекистон адабиёти ва санъати. 1992. 7 август; Шермат Булоцбоши Э. Порлок топар истикболинг Туркистон // Шарк юлдузи. 1992. № 1; Эрта албат бизники / / Узбекистон адабиёти ва санъати. 1993. 1 январ; Хусан Икром Еурбатдиги хаёт хотиралари (турк тилида). Истамбул, 1984; Мустакилликни мустахкамлаш хакида мулохазалар / / Тошкент окшоми. 1992. 10 октябр; Истикдолга ишонч абадийдир / / Хабар. 1993. 8 январ (Хусан Икром билан сухбатлар).

2 Приказ Ставки Верховного Главного командования Красной Армии. № 270. 16 августа 1941 года (без публикации) / / ВИЖ. 1988. № 9. С. 26 — 28; Приказ Ставки Верховного Главного командования Красной Армии. № 227. 29 июля 1942 года / / История второй мировой войны 1939-1945 гг. В 12 тт. Т. 5. М., 1975. С. 166 — 167.

3 Устав Узбекского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Ташкент, 1981; Чет эллардаги ватандошлар билан маданий алока боглаш Узбекистон «Ватан» жамияти низоми. Тошкент, 1983; Ойни этак билан ёпиб булмиш... («Ватан» жамиятининг 1977 йил 28 октябрда утказилган матбуот конференцияси материаллари). Тошкент, 1978.

4 Инсон хукуклари умумжахон деклорацияси (29 модда). Тошкент, 1998; Материалы конференций ООН. Беженцы, мигранты в странах СНГ. М., 1996; Мухожирликнинг холати тугрисидаги конвенция (1951 йилда БМТ кабул килган). Тошкент, 1999.

49

циональный Туркестан» («Миллий Туркистон»), «Национальная литература» («Миллий адабиёт»), «Новый Туркестан» («Янги Туркистон»).

Автором введены в научный оборот материалы интервью с лицами, прожившими основную часть своей жизни в эмиграции и бывшими военнопленными времён Второй мировой войны. Особенно ценными были личные беседы с такими людьми, как Ахрор Азамов, Джамол Шаропов, Комил Собиров, Абдуса-мат Тинчеров, Абдулла Турдиев. Особо следует подчеркнуть тот факт, что личный архив А. Азамова находится в данное время в распоряжении автора данной статьи, а сама личность Ахрора Азамова, как интеллигента и человека огромной культуры, дала немало пищи для размышлений и уяснения фактов по исследуемой теме.

Важными материалами для подготовки настоящей статьи стали также некоторые опубликованные документы5.

Литературу по проблеме судеб туркестанских военнопленных можно разделить на две группы по хронологическому принципу: произведения, опубликованные в советские годы, и исследования, вышедшие в свет в годы независимости Республики Узбекистан. Отдельно следует выделить зарубежную литературу, дающую ценный материал по теме настоящей статьи.

В исследованиях, вышедших в годы советской власти, часто можно встретить клеймо «предатель», «изменник Родины». Его получали те, кто попал в плен в годы Второй мировой войны, а также узбеки, ставшие эмигрантами. Литература этого периода, созданная в духе коммунистической идеологии, односторонне освещала данную тематику. Сюда относятся работы М. Ойкорали6, А. Азамова7, И. Фозилова8, З. Фармонова9, С. Азимова10 и др.

5 Садыкова Б. История Туркестанского легиона в документах. Алматы, 2002; Чокай М. Я пишу вам из Ножана. Воспоминания письма, документы. Алматы, 2001.

6 Ойцорали М. Ва б. Туркистонни «озод кцлувчилар» нинг хахикцй башараси. Тошкент, 1963.

7 Azamov A. Achid hat (chet ellardagi Vatandoshlarimga achid xat). Tashkent, 1977.

8 Фозилов И. Еубатда тариб... Тошкент, 1981.

9 Фармонов З. Бухтоннинг умри кцсха / / Гулистон. 1987. № 5 .Б. 18-19.

10 Азимов С. ^онли сароб. Тошкент, 1983.

50

В постсоветский период появились статьи и научные исследования, вызвавшие споры и дискуссии по вопросу о военнопленных Второй мировой войны и их исторической судьбе. В этом отношении в Российской Федерации увидел свет ряд статей, посвящённых вопросу пленных и деятельности генерала А. А. Власова. В этих статьях был высказан ряд нестандартных и дискуссионных оценок в отношении советских пленных11. Эта же проблематика получила освещение в труде Д. А. Волкогонова, посвящённом политическому портрету И. В. Сталина11 12.

В эти же годы были опубликованы работы П. П. Воробьёва13, Р. Шамсутдинова, Ш. Каримова, С. Хошимова14, Ш. Хайитова15 и других исследователей, посвящённые судьбе советских военнопленных, о «Туркестанском легионе» и «легионерах», их жизни в эмиграции. Эти исследования являют собой

11 Коренюк Н. Трудно жить с мифами (генерал Власов и Русская освободительная армия) // Огонёк. 1990. № 46. С. 29-31; Катусев А. Ф., Опаков В. Г. Движение, которого не было, или история власовского предательства // ВИЖ. 1991. № 4. С. 18-28; № 7. С. 12-20; № 12. С. 31-41; Савченко А. Ничего, кроме правды? За что умирали солдаты РОА? / / Независимая газета. 1991. 23 марта; Катусев А. Ф. Иуды (Власовцы на службе фашизма) / / ВИЖ. 1990. № 6. С. 68-81; Перченюк Ф., Сидельников В. Прагу освобождали дважды // Московские новости. 1991. 5 мая; Пальчиков П. А. История генерала Власова / / ННИ. 1993. № 2. С. 123-144.

12 Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия. Политический портрет И. В. Сталина. В 2-х кн. М., 1989.

13 Воробьёв П. П. Деятельность «Туркестанского легиона» в источниках и исторической литературе, опубликованной в Германии / / Узбекистан: страницы истории. Ташкент, 1991. С. 53-55.

14 Шамсутдинов Р., Каримов Ш. «Туркистон легиони» нима? / / Узбекистан тарихидан материаллар: Учинчи китоб. Андижон, 2004. Б. 490-502; Шамсутдинов Р., Хршимов С. А. Яна туркистонлик харбий асирлар хусусида / / Ватанимиз утмишидан. Андижон Давлат Университетининг 75 йиллигига батшланган «Истикдол ва миллий тарих» мавзусидаги илмий-амалий конференция материаллари. Андижон, 2007. Б. 45-49; Каримов Ш. Туркистон легиони // Турон тарихи. 2003. № 1. Б. 29-30.

15 Хрйитов Ш. Иккичи жахон уруши йилларидаги узбек асирлари / / Педагогик махорат. 2002. № 2. Б. 45-49; он же. Иккинчи жахон уруши тарихини истикдол мафкураси талаблари асосида урганиш / / Халк таълими. 2005. № 2. Б. 52-55; он же. Шу муаллиф. Иккинчи жахон уруши окибатида мухожирликка утган узбеклар / / Oz'bekiston tarixi. 2005. № 2. Б. 15-23; он же. Узбек мухожирлиги тарихи. Тошкент, 2008 и др.

51

новый подход в узбекистанской историографии вышеуказанной темы.

В этом же направлении работал и И. А. Гилязов — учёный из Татарстана, опубликовавший десятки статей и монографических исследований16. В его трудах нашла своё отражение прискорбная историческая судьба туркестанских народов в годы войны. В своей докторской диссертации17 И. Гилязов указывает на неправомерность называть всех пленных за годы Второй мировой войны «предателями», «изменниками» и подчёркивает необходимость подходить к этому вопросу с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Об исторической обстановке в годы Второй мировой войны, жизненный путь туркестанских военнопленных, их трагедии можно проследить и в работах Н. Д. Толстого-Милославского, Б. Садыковой, Х. Азимова, М. Шукурова и др. учёных18.

Судьба туркестанских военнопленных, история их эмиграции нашла своё отражение и в трудах узбеков, проживающих за рубежом. Здесь особо следует отметить книги Б. Хайита, Ш. Яссави, Х. Икрома, А. Андижани, Ч. Кучара19.

16 Гилязов И. А. Пантюркизм, пантуранизм и Германия // Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С. 92-103; он же. Кто же он, профессор фон Менде? / / Татарстан. 1996. № 7. С. 52-61; он же. Национал-социалисты и тюркские народы СССР: развитие представлений и планов (конец 30-х — начало 40-х годов) / / Панорама-Форум. 1997. № 16. С. 148—160; он же. Национал-социалисты и ислам в Германии / / Мир ислама. 1999. № 1. С. 81102; он же. Восточные легионы. Тюрки в составе германского вермахта / / Родина. 1999. № 7. С. 75-79; он же. Судьба Алимджана Идриси / / Тасырлар авозы — Эхо веков. 1999. № 3-4. С. 158-172.

17 Гилязов И. А. Военно-политический коллаборационизм тюркомусульманских народов СССР в годы Второй мировой войны. Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. Казань, 1999.

18 Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. М., 1996; Садыкова Б. Мустафа Чокай. Алматы, 2004; Азимов X,. Тарих сабокдари / / Жамият ва бошкарув. 2004. № 4. Б. 74 — 77; Шукурзода М. Америкалик узбеклар. Тошкент, 2007.

19 Hayit B. "Bosmachilik". Turkiston Milliy musadeli tarihi (1917-1934). Anqara, 1997; Советлар Иттифокида туркликнинг ва исломнинг баъзи масалалари / / Шарк юлдузи. 1992. № 3. Б. 141-156; Яссавий Ш. Туркистон аччик хакикатлари. Истамбул, 1984; Ikram Han H. Bir Turkistonlinin 2. Dunyo Savasi hatiralari. Istambul, 1999; Andijon A. Ctdidezmden Bagisizligi. Turkistan Mucadelesi. Birinchi Baske. Istambul, 2003; Kochar Ch. Atayarttan anayarda Turkistanlilar. Adana, 2009.

52

2. Причины массового пленения туркестанцев, количество и состояние военнопленных.

Как известно, до конца 1930-х гг. жители Средней Азии по разным причинам фактически не призывались на военную службу. В начале войны в Ташкенте, Самарканде, Карши, Термезе была создана национальная дивизия, но полноценное военное обучение на деле отсутствовало. В связи с этим, когда в результате поражений лета — осени 1941 г. Красная Армия стала остро нуждаться в пополнении, уроженцы туркестанского региона отправлялись на фронт без должной военной подготовки, будучи незнакомы с боевой техникой и новейшим оружием. Всего в 1941 г. в Красную Армию были срочно призваны более 4847775 туркестанцев20 (узбеков, казахов, туркменов, киргизов и таджиков), тысячи из которых погибли, а многие были взяты в плен.

В свою очередь, поскольку жители Туркестана не прошли соответствующей военной подготовки, то им не доверяли и современные виды вооружений. Давал о себе знать и дефицит оружия на начальном этапе войны. По этим причинам подчас туркестанцам приходилось обороняться или идти в атаку вовсе без оружия. По словам полковника Хуррама Ашурова, приёмного сына генерала Собира Рахимова, «туркестанским военным выдавались одно настоящее оружие на троих солдат, а двум остальным — оружие из дерева; им выдавалось 15 патронов на трёх солдат»21.

В связи с этим неудивительно, что большое количество красноармейцев, призванных из республик Средней Азии, в скором времени оказалось в немецко-фашистском плену. В основном это происходило потому, что они оказывались в окружении, но были и такие, кто переходил к фашистам добровольно. Так, туркестанцы, находившиеся в Минске, в резиденции генерала Миршакара, по своей воле перешли на сторону фаши-

20 Х,айит Б. «Туркистон легиони». URL: http://e-

tarix.uz/maqolalar/442-turkiston-legioni.htmI (дата обращения: 04.05.2015).

21 Шамсутдинов Р., Хошимов С. Яна туркистонлик харбий асирлар хусусида / / Ватанимиз утмишидан, «Истиклол ва миллий тарих» мавзусидаги илмий-амалий конференция материаллари (2006 йил 2829 декабрь). Андижон, 2007. Б. 142.

53

стов22. В целом за 1941-1942 гг. из Красной Армии 1700000 (по другим данным — 1500000) туркестанцев оказалось в плену23.

В литературе по-разному оценивается общее количество советских военнопленных. Исследователь из США Александр Долин пишет, что к концу 1941 г. число советских граждан, попавших в плен к фашистам, составляло 3 млн 355 тыс. Немецкий учёный Христиан Штрайт отметил, что советских пленных было 3,9 млн чел. К 1 мая 1944 г. их количество достигло 5163381 человек. По его данным, 2 млн 420 тыс. советских граждан погибли или пропали без вести в концлагерях. Самое большое число советских пленных, отмеченное в литературе, составляет 5734528 чел. — оно было объявлено в феврале 1945 г. перед открытием конференции в Ялте24.

Возвратившиеся в СССР после окончания войны 1,5 млн бывших военнопленных были объявлены «предателями Родины» и отправлены в ГУЛАГ. Около 180-200 тыс. бывших пленных не вернулись в СССР и пополнили ряды эмигрантов.

Советские пленные хорошо знали об участи, ждавшей их по возвращении на Родину. Тем не менее, другого выхода у них зачастую не было. Одной их причин их принудительного возвращения в Советский Союз было обязательство, взятое союзническими государствами (СССР, США, Англия, Франция) во время Ялтинской конференции о возвращении бывших пленных, находящихся в соответствующих оккупационных зонах. До ноября 1945 г. США, Англия и Франция, выполняя это обязательство, объективно поставили под удар жизни множества людей.

Возвращение советских пленных в СССР началось весной 1945 г. 18 апреля американские военные отправили репатриантов, многие их которых были туркестанцами, морским путём на пароходе «Альманзор». Некоторые из них были расстреляны по прибытии в Одессу без суда и без следствия. Узнав о том, что

22 Там же. С. 143.

23 Х,айит Б. Туркистон Иккинчи жахон уруши йилларида (1939-1945 йиллар) // Шарх юлдузи. 1992. № 3. Б. 152; Ikram Han H. Turkistanlinin 2 Dunya Savasi Hatiralari. S. 124.

24 Гилязов И. А. Военно-политический коллаборационизм тюркомусульманских народов СССР в годы второй мировой войны. С. 39.

54

происходит, многие советские пленные просили не возвращать их в СССР25.

Трагическими по своему характеру стали события в лагере Дахау близ Мюнхена. Здесь под охраной держали бывших советских военнопленных. Американцы в соответствии с Ялтинским соглашением хотели отправить 399 пленников в СССР и создали соответствующий список. Узнав об этом, пленные просили их застрелить в этом же лагере, но военные США твердо настаивали на своем решении. В результате девять пленников повесилось, а 20 оказались в госпитале, нанеся себе ножевые раны. Остальные под американской охраной и контролем советского офицера были насильственно погружены в поезд и отправлены в СССР26.

Шокированный произошедшим, бывший генерал царской армии А. И. Деникин в 1946 г. направил письмо генералу Д. Эйзенхауэру с просьбой не отправлять пленников в СССР27. Даже Римский папа Пий XII направил специальное письмо американскому генералу, в котором выражал протест в отношении соглашения, принятого на Ялтинской конференции28. Тем не менее, до ноября 1945 г. из американской и английской зон оккупации в СССР было отправлено 2 млн бывших военнопленных. Однако с этого времени Д. Эйзенхауэр приказал: «Ни одного из советских пленных в СССР не отправлять!» В марте 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль объявил о необходимости создания «железного занавеса» на пути коммунизма. Вскоре после этого между бывшими союзниками началась «холодная война», что создало для бывших советских военнопленных более благоприятные условия с точки зрения выбора места проживания.

Со стороны советского руководства с самого начала войны присутствовало однозначно отрицательное отношение к военнопленным. Уже 16 августа 1941 г. приказом № 270 пленные бы-

25 Толстой Н. Д. Указ. соч. С. 19, 158-159.

26 Там же. С. 409.

27 Иоффе Г. Генерал Деникин: «...Народ снизу доверху пал так низко...» / / Наука и жизнь. 2004. № 12. С. 63.

28 Толстой Н. Д. Указ. соч. С. 409.

55

ли фактически вычеркнуты из советского общества29. Спустя год, 28 июля 1942 г., последовал известный приказ № 227 «Ни шагу назад!»30.

Российский историк Д. Волкогонов писал о том, что если «перед человеком в условиях войны поставить выбор перед жизнью и смертью, то человек выбирает жизнь, хоть он и будет лишен всех социальных прав. Сдаться в плен немецким фашистам было сравнимо со смертью. Но, несмотря на это, люди не теряли веру в жизнь»31. Кроме этого, в годы войны беспощадное отношение И. В. Сталина к советским пленным было подтверждено в радиопередаче весной 1943 г.: когда председатель Международного Красного Креста Бернадотт спросил Сталина: «Что будет с судьбой попавших в плен советских людей?», то ответ был: «Русских пленных нет и не будет. Русский воин сражается до последнего, если он попадет в плен, он будет исключен из состава советского общества»32. Официальное отношение советского руководства к пленным расценивалось как «предательство», «измена», «позор»; с точки зрения руководства СССР, советскому офицеру и воину было лучше умереть, чем попасть в плен к врагу.

Из-за такой позиции И. В. Сталина в фашистских концлагерях к советским пленным относились особо беспощадно. Васильев, сам переживший ужасы фашистских концлагерей, вспоминает: «Советская власть, обрекшая своих военных пленных на душевную и физическую смерть, полностью отреклась от них. Без соблюдения элементарной санитарии и гигиены спавшие на 2-3 этажных деревянных нарах пленные мёрзли и многие из них утром уже никогда не просыпались. Их уши, носы, пальцы были съедены крысами за ночь. Мёртвых убирали кучами на тачках и закапывали по 2-3 трупа в одну могилу. Эту сцену могли наблюдать другие ещё живые и которые могли оказаться на их месте, и от этого они приходили в ужас»33. В то же время в 1942-1944 гг. в лагеря, где находились французские, английские и бельгийские

29 Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии №270. 16 августа 1941 года (без публикации) // ВИЖ. 1988. № 9. С. 26-28.

30 История второй мировой войны 1939-1945 гг. В 12 тт. Т. 5. М., 1975. С. 166-167.

31 Волкогонов Д. Указ. соч. Кн. 1. С. 243.

32 Ikram Han H. Turkistanlinin 2 Dunya Savasi Hatiralari. S. 79.

33 Пальчиков П. А. История генерала Власова // ННИ. 1993. № 2. С. 138.

56

пленные, общество Международного Красного Креста непрерывно поставляло продовольствие и одежду. Иногда европейские пленники бросали советским гражданам хлеб, сигареты, консервы. Больных и бессильных советских пленных немцы расстреливали беспощадно. Ахрор Азамов, переживший это, писал: «Несмотря на это были и пленники, которые жили в других городах, им на лошадях и телегах отправляли еду и хворост». Иногда, если техника не работала, живые люди, взяв в руки ломы и лопаты, копали ямы для мёртвых с утра до вечера»34. Некоторых пленных, которые выполняли спецзадания, кормили хорошо, поэтому у них появлялась надежда на жизнь. Абдулла Турдиев в личном разговоре с автором рассказал, что он отвёз муку из склада европейским пленникам, и от дыры мешка высыпалось немного муки; благодаря этому он выжил. Пленники, мучаясь, ходили в далёкий путь голодными и полуголыми. Их часто переводили из одного концлагеря в другой. Тех пленников, которые, обессилев от голода, падали, товарищи поднимали на свои плечи. Немцы на машинах и мотоциклах очень чётко следили за ними. Ночью пленные спали под открытым небом. Из-за голода, отсутствия воды, антисанитарии многие из пленников заболевали инфекционными болезнями.

Хусан Икром, проведший много времени в концлагерях, писал в своей книге: «В 1941-1942 годах в лагере Чнестахов (Польша) из-за холода и болезней погибло за неделю 30 тысяч человек. Нас перевозили на грузовых вагонах по 50 человек. Многие погибли по дороге, евреев расстреливали сразу после взятия в плен. Мы с другом Мусо Махмудзода сохранили жизнь двум евреям, сказав, что они — самаркандские и сухарские таджики»35.

Итак, бывшие красноармейцы были самой многочисленной категорией военнопленных; они отдельно содержались и находились под строгим контролем, а отношение к ним было крайне жестоким. Люди, ненужные своей стране, не были нужны и фашистам.

3. «Туркестанский легион» и Национальный комитет объединения Туркестана (НКОТ) в годы войны.

34 Личная беседа автора статьи с узбекским эмигрантом Ахрором Азамовым (15 июня 1992 г.) / / Личный архив автора.

35 Ikram Han H. Turkistanlinin 2 Dunya Savasi Hatiralari. S. 78.

57

В историографии существует мнение, к которому, однако, нельзя присоединиться, что в создании «Туркестанского легиона» и НКОТ активную роль сыграл Мустафа Шокай36, известный деятель антисоветской эмиграции в Париже. Казахский учёный Б. Садыкова пишет37, что 22 июня 1941 г., в день нападения Германии на СССР, 300 советских эмигрантов, в том числе и М. Шокай, были задержаны и посажены в тюрьму вблизи Парижа, в Компьене, и три недели находились в заключении. С 22 июня по 13 июля 1941 г. М. Шокая просили выступить с обращением к туркестанцам по радио. Он отверг это требование немцев, ссылаясь на незнание психологического состояния народа и ситуацию в регионе из-за долгого отсутствия у себя на Родине. Спустя шесть месяцев его перевели в Берлин. Он заявил, что, не познакомившись лично с туркестанскими узниками, содержащимися в концлагерях, не предпримет никаких мер. Была составлена специальная комиссия по работе с советскими военнопленными. Каждая комиссия работала по отдельным группам. Среди них были Ахмед Темир (Турция), Алихон Кантемир (Дагестан), Абдурахмон Шафи Ульмас (Азербайджан), а также туркестанцы Мустафа Шокай и Вали Каюмов. Одной из тем во время бесед был вопрос о создании Национальной Армии из немцев и советских военнопленных.

М. Шокай в ноябре 1941 г. в письме к своей жене Марии Яковлевне писал о плачевном состоянии советских военнопленных в концлагерях, о том, что у них развивались инфекционные болезни и болезни от недоедания. Его привело в ужас, что в среде пленных появились случаи каннибализма. В послании к Верховному командованию Германии он писал, что немцы считают себя цивилизованным народом, но их злодеяния ужасней поступков Чингизхана в XIII в. Он советовал им не уничтожать пленных как животных, а использовать их для достижения своих целей. Таким образом, как считал М. Шокай, можно было сохранить тысячи жизней туркестанцев.

Вместо того, чтобы расстрелять туркестанских узников, он предлагал немцам следующее:

36 Германов В. А. Историки Туркестана в условиях политического террора 20-30-х годов. Ташкент, 2000. С. 30.

37 Садыкова Б. История «Туркестанского легиона» в документах. Алматы, 2002. С. 60-65.

58

- в учебных заведениях Германии подготовить квалифицированных специалистов для дальнейшего использования в новом Туркестанском государстве;

- из пленных организовать военные формирования, но с условием не отправлять их на фронт, потому что это не даст нужного результата; их можно будет использовать тогда, когда военные действия дойдут до границ их Родины, т. е. с целью освобождения Туркестана от Советской власти.

По воспоминаниям бывшего военнопленного Хамзы Аб-дулмена, М. Шокай предложил ещё один способ применения военнопленных — использовать их в Турции для выращивания табака для Германии.

Однако вскоре М. Шокай внезапно заболел тифом. Он был помещён в больницу «Виктория» в Берлине и 27 декабря 1941 г. скончался. Его похоронили на мусульманском кладбище Берлина.

После провала плана «Барбаросса» немцы организовали специальные военные подразделения («легионы») из советских военнопленных с целью использовать их в войне против СССР. Ещё перед смертью М. Шокая, 22 декабря 1941 г., командование Вермахта издало приказ организовать легион из пленных, являющихся уроженцами Северного Кавказа, Азербайджана, Армении и Средней Азии. В 1942-1943 гг. численность таких легионов составила примерно 300 тыс. чел., а к началу 1944 г. эта цифра достигла 1 млн чел.38 Всего в 1942-1943 гг. было создано 14 туркестанских, 8 азербайджанских, 7 северокавказских, 8 грузинских, 9 армянских, 7 татарских батальонов39. В частях «Туркестанского легиона» были выходцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизстана и Каракалпакстана40.

При создании легионов из этих наций немцы использовали методы тщательной проверки. Чтобы стать легионером, нужно было пройти несколько этапов проверки. В частности, кандидат должен был быть физически здоровым, устойчивым к полевым и боевым условиям; проверялась способность к диверсионному делу, а также отношение к Советскому Союзу. Плен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 Ikram Han H. Turkistanlinin 2 Dunya Savasi Hatiralari. S. 129.

39 Гилязов И. А. Военно-политический коллаборационизм тюркомусульманских народов СССР в годы второй мировой войны. С. 40.

40 Ямпольский В. Технология борьбы «третьего рейха» против СССР // Россия XXI. 1996. № 5/6. С. 172.

59

ные, которых принимали в ряды легионеров, на последнем этапе проверки давали клятву. Содержание клятвы было таким: «Я, верный сын своей Родины, по своей воле вступаю в Армию свободы Руси. Я добросовестно клянусь, что буду бороться против большевизма на пути благополучия своего народа. Клянусь быть преданным, повиноваться командующему армии свободы и вождю Адольфу Гитлеру, встав в ряды армии немцев и союзников. Я готов пожертвовать жизнью в любой момент ради этой клятвы»41. После клятвы такого содержания легионерам выдавали фашистскую форму, но не допускали к канцелярии, специальным тайным учреждениям.

Принятые в Туркестанский легион давали клятву под флагом Туркестана на Коране, соединяя два меча; в левой руке каждого легионера, принятого на службу легиона, была лента со словами «Туркестан» и «Бог с нами!». Формирование легионов проводилось на территории Украины и Польши42. Действия по формированию легионов, начавшиеся в августе — сентябре 1942 г., были завершены в августе — сентябре 1943 г.

Для управления легионами были созданы Национальные комитеты объединения. Министр Германии по делам Востока Альфред Розенберг разработал проект расчленения Советского Союза. С этой целью он создал национальные комитеты легионеров из бывших пленных по национальностям: украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы и туркестанцы.

А. Розенберг назначил президентов Украины, Белоруссии, Туркестана, Азербайджана43. НКОТ был организован в 1942 г. Им управлял бывший студент Берлинского сельскохозяйственного университета, уроженец Ташкента, узбек по национальности Вали Каюмов.

Радиопередачи НКОТ велись из Вены (Австрия) Вали Каюмовым, Боймирзой Хайитовым, Саидом Каримием, Эрга-

41 Катусев Н. Ф., Оппоков В. Г. Движение, которого не было, или история власовского предательства / / ВИЖ. 1991. № 4. С. 22.

42 Х,айит Б. Совет Иттифокида туркликнинг ва исломнинг баъзи масалалари // Шарк юлдузи. 1992. № 3. Б. 154; Hayit B. «Basmacilar» Turkistan Milliy Mucadele Tarihi (1917-1934). Anqara, 1997. S. 927; Ikram Han H. Turkistanlinin 2 Dunya Savasi Hatiralari. S. 128.

43 Катусев А. Ф., Оппоков В. Г. Указ. соч. С. 17.

60

шем Шерматом, Вали Зуннуном и др.44 Наманганец Нуриддин Накибхужа выполнял должность имам-хатиба45.

В качестве гимна НКОТ было принято стихотворение репрессированного в 1938 г. поэта Абдулхамида Сулаймана Чулпана под названием «Гузал Фергана» («Прекрасная Фергана»), которое переименовали в «Гузал Туркистан» («Прекрасный Туркестан»). Это стихотворение призывало к борьбе за свободу и было очень знаменитым среди легионеров, которые хотели видеть свою страну независимой46.

Для туркестанских легионеров, начиная с 1942 г., НКОТ начал выпускать журнал «Миллий Туркистон» («Национальный Туркестан»). Вначале тираж составлял 15 тыс. экз., а позже вырос до 80 тыс. За время войны было издано 63 номера47. Главным редактором журнала был Вали Каюмов, который в передовице первого номера журнала писал: «Наш путь — это путь отцов, путь к независимости». Каждый легионер платил за регулярный выпуск журнала по 1 рейхсмарке. При содействии НКОТ в 1942-1945 гг. издавался ежеквартальный сборник «Миллий адабиёт» («Национальная литература») и газета «Новый Туркестан».

Присоединение военнопленных бывшего Советского Союза к фашистской армии являлось сложным, противоречивым процессом и отличалось от коллаборационизма народов европейских государств. Во-первых, советские военнопленные содержались в особом режиме, им ежеминутно угрожала смертельная опасность, а легионерам, входящим в состав легиона, выделялось регулярное питание и разрешалось отдыхать, создавались благоприятные условия для жизни. Они содержали одежду в чистоте и учились ходить строевым маршем, им даже выдавалось жалование. Это способствовало облегчению их положения и избавлению от психических и физических мучений. Во-вторых, таким образом, у них появлялась надежда на сохранение собственной жизни и вера в будущее.

Однако, среди легионеров находились и те, кто, осознавая мощь нацистской Германии и учитывая свои личные интересы, критически относился к вступлению в «Туркестанский легион».

44 Личный архив А. Азамова. Тетрадь 1. С. 2-5.

45 Яссавий Ш. Туркистон аччик хакикатлари. Истанбул, 1984. Б. 133.

46 Ikram Han H. Turkistanlinin 2 Dunya Savasi Hatiralari. S. 133, 134.

47 Azamov A. Acid hat. Toshkent, 1977.

61

Многие члены «Туркестанского легиона» планировали побег от немцев и переход к партизанам с последующим возвращением на Родину. 3 октября 1942 г. сражавшиеся в составе «Туркестанского легиона» Бергенов, Тулебаев и Хасанов после четырёхдневного боя бежали от немцев и присоединились к партизанам. Они рассказали, что многие легионеры хотят перейти к советским солдатам48. Солдаты «Туркестанского легиона» численностью 370 человек во главе с Абдуллой Отахоновым в сентябре 1943 г. установили связь с партизанами города Речица (Белоруссия). В январе 1944 г. большой отряд (28 человек) «Туркестанского легиона», направленный на борьбу с партизанами в Черногорию, по приказу Файзиева уничтожил фашистов и перешёл на сторону партизан49.

Абдулла Мирзажанов попал в плен к немцам в 1942 г. В составе «Туркестанского легиона» в бою против партизан в Югославии перешёл к югославским партизанам. После окончания войны, опасаясь преследования, он побоялся возвращаться в Узбекистан и остался жить в Австрии50. Турсунали Мадрахимов служил в Советской армии сержантом и, попав в плен к фашистам, стал членом «Туркестанского легиона»; в 1943 г. он перешёл к итальянским партизанам. От командира партизанского отряда он получил удостоверение, что действительно воевал в составе партизанского отряда. Но на Родину не поехал, а остался жить в Италии51. Участники второй мировой войны Жамол Калов и Бурхон Аламходжа, попав в «Туркестанский легион», сбежали оттуда и перешли на сторону югославских партизан. Но и они после окончания войны были вынуждены всю жизнь провести на чужбине52.

Нельзя отрицать то, что некоторые члены «Туркестанского легиона» были настроены против советского режима и против репрессий, которые проводила большевистская власть. В статьях, стихотворениях, произведениях, напечатанных в годы войны представителями тюркских народов, доминировали мо-

48 Пальчиков П. А. История генерала Власова. С. 134.

49 Узбекистон-Совет мустамлакачилиги даврида. Тошкент, 2000. Б. 482; 484.

50 Мухожир узбек А. Азамовнинг ССР ДХХ идорасига 1975 йил, 11 июндаги ахбороти (шахсий архив XIII дафтар).

51 Личный архив А. Азамова. 1977 г.

52 Там же.

62

тивы гнева против большевиков и Советской власти, потому что многие представители узбекской национальности были свидетелями «красного террора», коллективизации и раскулачивания, проведения кампании «Худжум» («Наступление на старый быт»). Они своими глазами видели, как в период репрессий 1937-1938 гг. погибали их родственники, наставники, сослуживцы. И с этими чувствами они были отправлены на фронт. Именно поэтому, попав в «Туркестанский легион», они хотели восстановить справедливость и независимость своей Родины, хотя бы воюя на стороне фашистской Германии. Но они не понимали, что освобождение своей Родины под властью Германии — это не более, чем иллюзия. Истинной целью фашистской Германии являлся захват чужих государств, расхищение богатств, уничтожение народов других национальностей, превращение оставшихся в живых в рабов, т. е. — уничтожение мировой цивилизации нечеловеческими методами и мировая гегемония под флагом германского шовинизма. Для осуществления этих целей Германии нужны были военные соединения, сформированные из представителей других национальностей. К концу 1944 г. численность солдат и офицеров «Туркестанского легиона» составила 181402 человека; неодетые в военную форму и служившие в рабочих батальонах составили ещё 85592 человека. Всего за 19441945 гг. в «Туркестанском легионе» служили 266994 легионера. Полками, батальонами, ротами в легионе командовали сами тур-кестанцы, но высшее командование оставалось в руках немцев53.

«Туркестанские легионы» участвовали в боевых действиях в Италии, Югославии, Польше, Франции, Германии. На территории Советского Союза они воевали в Белоруссии, на Украине, в Орловской и Брянской областях и в Крыму54. Необходимо подчеркнуть, что в 1943 г. немецкое командование перебросило военные соединения «Туркестанского легиона» из-за их ненадёжности с Восточного фронта на Западный, во Францию и Италию. Тех, кто воевал против Советского Союза, называли «чёрными фашистами», а если они попадали в плен, расстрели-

53 Spotling. Oh "Doktor" Khait. Tashkent, 1967. Б. 3, 18.

54 Hayit B. "Basmacilar" Turkistan Milliy Mucadele Tarihi (1917-1934). Anqara, 1997. S. 326.

63

вали на месте. К концу 1944 г. 65 тыс. легионеров погибли в боях, а 900 человек перешли на сторону партизан55.

В военных частях «Туркестанского легиона» существовали такие подразделения, как разведчики, диверсанты, службы охраны, строителей, хозяйственные части.

На курсах радиоразведки «Туркестанского легиона» получили образование и служили Маджид Икромов, Йулчи Охун-баев, Наим Тура, Мумин Бури, Кодиркул Эгамкулов, Махмуд Туркканов, Маннон Махкамов56.

Маджид Икромов, родившийся в махалле Бозорбоши города Чуста, в 1942 г. попал в плен к фашистам и был взят в «Туркестанский легион» на курсы радиоразведки, где прошёл обучение. С 1945 по 1951 гг. проживал в германском городе Франкфурт-на-Майне. В 1951 г. он переехал жить в США, где работал продавцом в магазине, продавая курительные трубки57.

Мумин Бури родился в 1917 г. в Бухарском районе Бухарской области. Участвовал во Второй мировой войне, в 1942 г. попал в плен, служил в «Туркестанском легионе», учился в немецкой школе по подготовке радистов. После окончания войны остался в Мюнхене (ФРГ), где прожил всю оставшуюся жизнь. Работал рабочим в американском магазине «Мелетарпаст», который находился в Г ермании58.

Исхокжон Нарзикулов родился в городе Джизаке. В 1930 г. окончил Ташкентское военное училище. В 1942 г. в боях на территории Белоруссии попал в плен к фашистам. В «Туркестанском легионе» он служил командиром батальона под командованием лейтенанта Олимова. После окончания войны до 1948 г. он жил в городе Мориенбад (Чехославакия), а затем переселился в Мюнхен. В 1951 г. И. Нарзикулов переехал в США, где работал на машиностроительном заводе в городке Честер (Пенсильвания). Позднее он открыл завод «Тура», по имени младшего сына. У него на заводе, кроме администрации, работали 50 рабочих и машинистов. Оборотный капитал составлял около

55 Х,айит Б. Совет Иттифокида туркликнинг ва исломнинг баъзи масалалари / / Шарк юлдузи. 1992. № 3. Б. 154-155.

56 Личный архив А. Азамова. 1978 г. Тетрадь 9.

57 Личный архив А. Азамова. 1978 г. Тетрадь 10.

58 Материалы из личной беседы автора с Ахрором Азамовым 25 мая 1996 г. // Личный архив автора.

64

1 млн. долл. В 1970-х г. он многократно старался приехать в Узбекистан, но ему не разрешали 59.

Находясь на грани поражения, руководство фашистской Германии официально признало Туркестанский легион как Национальную армию «государства Туркестан».

Эмигранты из Средней Азии, особенно бывшие легионеры, попросили политического убежища в Турции. Руководители узбекских эмигрантов и бывшие студенты Туркестана, жившие в Турции, очень холодно встретили Вали Каюмова, который просил помощи и поддержки НКОТ60. В его сообщение о смерти Мустафы Шокая они не поверили. Бывшие советские военнопленные-легионеры ожидали своей дальнейшей судьбы в лагерях для беженцев в немецких городах Розенхайм, Миттенвальд, Франкфурт-на-Майне, Фельдкирхин, Мюнхене. Не получив официального разрешения, некоторые бывшие легионеры уехали жить в Турцию. Из бывших легионеров, живших в Манисе, известны такие, как Каршибай Ходжа Намангони, Абдусамад Уратепа, Эргаш Ходжам, Эргаш Тошкентли, Тошенбет, Умарали Кучар, Ахмад Шариф и Абдулахад Башкир.

В Стамбуле проживали бывшие легионеры Хакимжон и Хасан Хакли; в таких турецких городах, как Анкара и Измир, проживали по 8-10 бывших легионеров. Среди них были такие, которые работали в местной администрации на руководящих должностях61. Будучи родом из Бухары, окончивший Бухарский педагогический институт, бывший туркестанский легионер Аб-бос Тангрисевар (Аббос Хайдар) работал до пенсии комиссаром турецкой полиции в Истамбуле62. Являвшийся имамом-хатибом в «Туркестанском легионе» Нуриддин Накибходжа, бывшие легионеры Хусанбай Сарибай (Хусан Хужаев), Обид Заир, Одина Узбек (Одина Абдуллаев) и многие другие также остались жить в Турции.

Кроме этого, некоторые выжившие члены «Туркестанского легиона» попросили убежище в странах Западной Европы и США. Учитывая, что страны Восточной Европы находились под

59 ЦГА РУз. Ф. Р-2822. Оп. 1. Д. 89. Л. 21-22; Личный архив А. Азамова. 1982 г. Тетрадь 3.

60 Andijon A. Turkistan Mucadelesi. S. 591.

61 Личный архив А. Азамова. 1975 г. Тетрадь 12.

62 Материалы из личной беседы автора с Ахрором Азамовым, 1997 год. 15 мая / / Личный архив автора.

65

влиянием СССР, беженцы были вынуждены искать пристанище в странах Западной Европы. Бывшие члены НКОТ и «Туркестанского легиона» нашли место для проживания в Западной Германии: Мюнхен, Дюссельдорф, Кёльн, Бонн63.

Некоторые из влиятельных личностей ООНТ (Вали Каюмов, Боймирза Хайит и др.) находились в Германии, пропагандируя свои взгляды среди туркестанских эмигрантов64. В ФРГ проживало около тысячи узбеков (1973 г.). В основном это были попавшие в плен в годы Великой Отечественной войны, которые не вернулись на Родину65.

В 1950-х гг. члены НКОТ и 12 ветеранов «Туркестанского легиона» проживали в США и вели деятельность на радиостанциях «Г олос Америки» и «Свобода»66.

Подводя итоги, следует отметить, что судьбы военноплен-ных-туркестанцев после окончания Второй мировой войны сложились по-разному. Если бы даже фашистская Германия одержала победу над СССР, она бы всё равно пожертвовала жизнями пленных, и потому деятельность «Туркестанского легиона», НКОТ и им подобных организаций не имела каких-либо исторических перспектив. Необходимо также отметить, что после Второй мировой войны основная часть бывших военнопленных-туркестанцев нашла убежище на чужбине, а именно в США и Турции.

Представляется, что в перспективе необходимо более тщательно изучить деятельность НКОТ, историю создания и деятельности «Туркестанского легиона», их национальные организации и печатные органы, а так же жизнь и деятельность оставшихся в живых и оказавшихся в эмиграции уроженцев Туркестана.

Источники

ЦГА РУз. Ф. Р-2661. Оп. 1. Д. 88.

ЦГА РУз. Ф. Р-2822. Оп. 1. Д. 4.

ЦГА РУз. Ф. Р-2822. Оп. 1. Д. 7.

ЦГА РУз. Ф. Р-2822. Оп. 1. Д. 8.

ЦГА РУз. Ф. Р-2822. Оп. 1. Д. 89.

Личный архив А. Азамова.

Личный архив автора.

63 ЦГА РУз. Ф. Р-2822. Оп. 1. Д. 4. Л. 6, 7.

64 ЦГА РУз. Ф. Р-2822. Оп. 1. Д. 7. Л. 94, 95.

65 ЦГА РУз. Ф. Р-2661. Оп. 1. Д. 88. Л. 41.

66 ЦГА РУз. Ф. Р-2822. Оп. 1. Д. 8. Л. 149.

66

Материалы конференций ООН. Беженцы, мигранты в странах СНГ. М., 1996.

Приказ Ставки Верховного Главного командования Красной Армии. № 270. 16 августа 1941 года (без публикации) / / ВИЖ. 1988. № 9. С. 26-28.

Приказ Ставки Верховного Главного командования Красной Армии. № 227. 29 июля 1942 года / / История второй мировой войны 1939-1945 гг. В 12 тт. Т. 5. М., 1975. С. 166-167.

Садыкова Б. История Туркестанского легиона в документах. Алматы, 2002.

Устав Узбекского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Ташкент, 1981.

Чокай М. Я пишу вам из Ножана. Воспоминания письма, документы. Алматы, 2001.

Ватан сизларники булган каби, меники хамдир (Б. Х,айит билан сухбат) / / Мулокот. 1991. № 5. Б. 62—69.

Инсон хукуклари умумжахон деклорацияси (29 модда). Тошкент, 1998.

Истиклолга ишонч абадийдир // Хабар. 1993. 8 январ (Хусан Икром билан сухбатлар).

Цаюмхон В. Тарих тилга кирганда // Эрк. 1990. № 16-18.

Мукаддас тупрокни кузга сурдим (Р. Назар билан мулокот) / / Узбекистан адабиёти ва санъати. 1992. 7 август.

Мустакилликни мустахкамлаш хакида мулохазалар / / Тошкент окшоми. 1992. 10 октябр.

Мухожирликнинг холати тугрисидаги конвенция (1951 йилда БМТ кабул килган). Тошкент, 1999.

Назар Р. Рум бир кунда бино булмаган // Ешлик, 1992. № 7-8. Б. 2-3.

Ойни этак билан ёпиб булмиш... («Ватан» жамиятининг 1977 йил 28 октябрда утказилган матбуот конференцияси материаллари). Тошкент, 1978.

Хусан Икром Fурбатдиги хаёт хотиралари (турк тилида). Истамбул, 1984.

Чет эллардаги ватандошлар билан маданий алока ботлаш Узбекистон «Ватан» жамияти низоми. Тошкент, 1983.

Шермат Булоцбоши Э. Порлок топар истикболинг Туркистон / / Шарк юлдузи. 1992. № 1.

Шу муаллиф. Кцйратилган кисматлар / / Узбекистон адабиёти ва санъати. 1992. 24 апрель.

Эрта албат бизники / / Узбекистон адабиёти ва санъати. 1993. 1 январ.

67

Литература

Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия. Политический портрет И. В. Сталина. В 2-х кн. М., 1989.

Воробьёв П. П. Деятельность «Туркестанского легиона» в источниках и исторической литературе, опубликованной в Германии / / Узбекистан: страницы истории. Ташкент, 1991. С. 53-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Германов В. А. Историки Туркестана в условиях политического террора 20 —30-х годов. Ташкент, 2000.

Гилязов И. А. Военно-политический коллаборационизм тюркомусульманских народов СССР в годы Второй мировой войны. Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. Казань, 1999.

Гилязов И. А. Восточные легионы. Тюрки в составе германского вермахта / / Родина. 1999. № 7. С. 75-79.

Гилязов И. А. Кто же он, профессор фон Менде? // Татарстан. 1996. № 7. С. 52-61.

Гилязов И. А. Национал-социалисты и ислам в Германии // Мир ислама. 1999. № 1. С. 81-102.

Гилязов И. А. Национал-социалисты и тюркские народы СССР: развитие представлений и планов (конец 30-х — начало 40-х годов) / / Панорама-Форум. 1997. № 16. С. 148-160.

Гилязов И. А. Пантюркизм, пантуранизм и Германия // Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С. 92-103.

Гилязов И. А. Судьба Алимджана Идриси / / Тасырлар авозы — Эхо веков. 1999. № 3-4. С. 158-172.

Катусев А. Ф. Иуды (власовцы на службе фашизма) / / ВИЖ. 1990. № 6. С. 68-81.

Катусев А. Ф., Опаков В. Г. Движение, которого не было, или история власовского предательства / / ВИЖ. 1991. № 4. С. 1828; № 7. С. 12-20; № 12. С. 31-41.

Коренюк Н. Трудно жить с мифами (генерал Власов и Русская освободительная армия) / / Огонёк. 1990. № 46. С. 29-31.

Пальчиков П. А. История генерала Власова // ННИ. 1993. № 2. С. 123-144.

Перченюк Ф., Сидельников В. Прагу освобождали дважды // Московские новости. 1991. 5 мая.

Савченко А. Ничего, кроме правды? За что умирали солдаты РОА? / / Независимая газета. 1991. 23 марта.

Садыкова Б. История «Туркестанского легиона» в документах. Алматы, 2002.

Садыкова Б. Мустафа Чокай. Алматы, 2004.

Толстой Н. Д. Жертвы Ялты. М., 1996.

68

Ямпольский В. Технология борьбы «третьего рейха» против СССР // Россия XXI. 1996. № 5/6. С. 152-176.

Азимов С. Крили сароб. Тошкент, 1983.

Азимов Х Тарих сабоклари / / Жамият ва бошкарув. 2004.

Каримов Ш. Туркистон легиони // Турон тарихи. 2003. № 1. Б. 29-30.

Мухожир узбек А. Азамовнинг ССР ДХХ идорасига 1975 йил, 11 июндаги ахбороти (шахсий архив XIII дафтар).

Ойцорали М. Ва б. Туркистонни «озод килувчилар» нинг хакикий башараси. Тошкент, 1963.

Советлар Иттифокида туркликнинг ва исломнинг баъзи масалалари // Шарк юлдузи. 1992. № 3. Б. 141-156.

Узбекистон-Совет мустамлакачилиги даврида. Тошкент, 2000.

Фармонов З. Бухтоннинг умри киска // Гулистон. 1987. № 5. Б. 18-19.

Фозилов И. Fубатда гариб... Тошкент, 1981.

Хайит Б. Туркистон Иккинчи жахон уруши йилларида (19391945 йиллар) / / Шарк юлдузи. 1992. № 3. Б. 152.

Хайит Б. «Туркистон легиони». URL: http://e-tarix.uz/maqolalar /442-turkiston-legioni.html (дата обращения: 04.05.2015).

Хайит Б. Совет Иттифокида туркликнинг ва исломнинг баъзи масалалари // Шарк юлдузи. 1992. № 3. Б. 154-155.

Хайитов Ш. Иккинчи жахон уруши тарихини истиклол мафкураси талаблари асосида урганиш / / Халк таълими. 2005. № 2. Б. 52-55.

Хайитов Ш. Узбек мухожирлиги тарихи. Тошкент, 2008.

Хайитов Ш. Шу муаллиф. Иккинчи жахон уруши окибатида мухожирликка утган узбеклар / / Ozbekiston tarixi. 2005. № 2. Б. 15-23.

Хайитов Ш. Иккичи жахон уруши йилларидаги узбек асирлари / / Педагогик махорат. 2002. № 2. Б. 45-49.

Шамсутдинов Р., Каримов Ш. «Туркистон легиони» нима? / / Узбекистон тарихидан материаллар: Учинчи китоб.

Андижон, 2004. Б. 490-502.

Шамсутдинов Р., Хошимов С. А. Яна туркистонлик харбий асирлар хусусида // Ватанимиз утмишидан. Андижон Давлат Университетининг 75 йиллигига батшланган «Истиклол ва миллий тарих» мавзусидаги илмий-амалий конференция материаллари. Андижон, 2007. Б. 45-49.

Шукурзода М. Америкалик узбеклар. Тошкент, 2007.

Яссавий Ш. Туркистон аччик хакикатлари. Истамбул, 1984.

Andijon A. Ctdidezmden Bagisizligi. Turkistan Mucadelesi. Birinchi Baske. Istambul, 2003.

69

Azamov A. Achid hat (chet ellardagi Vatandoshlarimga achid xat). Tashkent, 1977.

Hayit B. "Basmacilar" Turkistan Milliy Mucadele Tarihi (1917-1934). Anqara, 1997.

Ikram Han H. Bir Turkistonlinin 2. Dunyo Savasi hatiralari. Istambul, 1999. Kochar Ch. Atayarttan anayarda Turkistanlilar. Adana, 2009.

Spotting. Oh "Doktor" Khait. Tashkent, 1967.

Хайитов Шодмон Ахмадович, профессор кафедры истории, доктор исторических наук, профессор (Бухарский государственный университет, г. Бухара, Узбекистан); e-mail: nigoratinojon2009@rambler.ru.

The Historical Fate of Turkestan Prisoners of World War II

The article is dedicated to the tragic historical fate of different peoples of Turkestan who were military prisoners during World War II.

Key words: Turkestan, World War II, prisoner of war, collaborationism, traitor, Turkestan Legion, repatriate, refugee.

Shodmon Hayitov, Professor of the Department of History, Doctor of Historical Sciences, Professor (Bukhara State University, Bukhara, Uzbekistan); e-mail: nigoratillojon2009@rambler.ru.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.