Научная статья на тему 'Историческая роль Н. И. Пирогова в развитии образования в России'

Историческая роль Н. И. Пирогова в развитии образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1383
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.И.ПИРОГОВ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / НОВАТОР В ДЕЛЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / N.I.PIROGOV / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN RUSSIA / AN INNOVATOR IN PUBLIC EDUCATION / TEACHING PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимиров Владимир Гаврилович, Андрейцев Александр Никанорович, Федин Анатолий Иванович

Реформаторская деятельность Н.И.Пирогова многогранна. Она охватывает вопросы предназначения университетов в социально-экономическом развитии России, единства учебной, научной и воспитательной работы, улучшения организации учебного процесса, высоких требований к преподавателю и уважительного отношения к ученикам. На своем примере он показал необходимость откровенного признания ошибок и критики своих действий для обеспечения правильного подхода к воспитанию Врача. Педагогическая общественность высоко оценила заслуги Н.И. Пирогова, считая его новатором в деле народного образования. Его идеи и мысли относительно задач подготовки педагогических кадров, содержания, средств и методов обучения, многие другие вопросы, которые он поднимал еще в середине XIX века, актуальны и в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical role of N.I.Pirogov in the development of education in Russia

Reformative activities of N.I.Pirogov have many sides. It covers the purpose of universities in socio-economic development of Russia, the unity of teaching, research and educational work, improvement of the organization of educational process, the high requirements for the teachers and respect for their students. By his personal example he showed the need for a frank recognition of mistakes and criticism of his own actions to ensure the correct approach to the education of the Doctor. The teaching community appreciated the merits of N.I.Pirogov and considered him an innovator in public education. His ideas and thoughts on the problems of teaching personnel training, content, tools and teaching methods, many other issues that he raised in the middle of the XIX century, are relevant in our time.

Текст научной работы на тему «Историческая роль Н. И. Пирогова в развитии образования в России»

Н.И.ПИРОГОБ - ПЕДАГОГ, МЫСЛИТЕЛЬ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Историческая роль Н.И.Пирогова в развитии образования в России

В.Г.Владимиров1, А.Н.Андрейцев1, А.И.Федин2

1Российский государственный медицинский университет им. Н.И.Пирогова, кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии, Москва (зав. кафедрой - проф. В.Г.Владимиров);

2Российский государственный медицинский университет им. Н.И.Пирогова, кафедра неврологии ФУВ, Москва (зав. кафедрой - проф. А.И.Федин)

Реформаторская деятельность Н.И.Пирогова многогранна. Она охватывает вопросы предназначения университетов в социально-экономическом развитии России, единства учебной, научной и воспитательной работы, улучшения организации учебного процесса, высоких требований к преподавателю и уважительного отношения к ученикам. На своем примере он показал необходимость откровенного признания ошибок и критики своих действий для обеспечения правильного подхода к воспитанию Врача. Педагогическая общественность высоко оценила заслуги Н.И. Пирогова, считая его новатором в деле народного образования. Его идеи и мысли относительно задач подготовки педагогических кадров, содержания, средств и методов обучения, многие другие вопросы, которые он поднимал еще в середине XIX века, актуальны и в наше время.

Ключевые слова: Н.И.Пирогов, развитие образования в России, новатор в деле народного образования, подготовка педагогических кадров

The historical role of N.I.Pirogov in the development of education in Russia

V.G.Vladimirov1, A.N.Andreytsev1, A.I.Fedin2

1N.I.Pirogov Russian State Medical University, Department of Operative Surgery and Topographic Anatomy, Moscow (Head of the Department - Prof. V.G.Vladimirov);

2N.I.Pirogov Russian State Medical University, Department of Neurology of DIF, Moscow (Head of the Department - Prof. A.I.Fedin)

Reformative activities of N.I.Pirogov have many sides. It covers the purpose of universities in socio-economic development of Russia, the unity of teaching, research and educational work, improvement of the organization of educational process, the high requirements for the teachers and respect for their students. By his personal example he showed the need for a frank recognition of mistakes and criticism of his own actions to ensure the correct approach to the education of the Doctor. The teaching community appreciated the merits of N.I.Pirogov and considered him an innovator in public education. His ideas and thoughts on the problems of teaching personnel training, content, tools and teaching methods, many other issues that he raised in the middle of the XIX century, are relevant in our time.

Key words: N.I.Pirogov, development of educational process in Russia, an innovator in public education, teaching personnel training

Учитель! Научи нас трудной науке среди людей оставаться человеком. Научи нас, где черпать ту силу, чтобы сохранить чистоту и свежесть идеалов, чтобы жизнь, пригибая к земле наше тело, не старила нашего духа.

(Из прощальной речи киевских студентов с Н.И.Пироговым)

После поражения России в Крымской войне Н.И.Пирогов, никогда не замыкавшийся в своей специальности, был вовлечен в либеральную весну русского прогрессивного

Для корреспонденции:

Владимиров Владимир Гаврилович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова Адрес: 117997, Москва, ул. Островитянова, 1 Телефон: (495) 434-4555

Статья поступила 12.02.2010 г., принята к печати 26.05.2010 г.

общества. На небосклоне отечественной медицины и педагогики он блеснул яркой звездой как реформатор образования, проведший в жизнь ряд последовательных мероприятий, направленных на реорганизацию учебного процесса. В России идеи Н.И.Пирогова явились источником для дальнейшего творчества и практической деятельности в образовании и педагогике. Они близки нам актуальностью поставленных проблем, таких как единство школы и жизни, педагогической науки и практики, и способами их разрешения.

В образовании Н.И.Пирогов видел средство борьбы с пороками общественной среды, личными слабостями и недостатками. В журнале «Морской сборник» (июльский номер 1856 г.) выходит в свет первая педагогическая статья Н.И.Пирогова «Вопросы жизни», пропущенная цензурой с разрешения великого князя Константина Николаевича. В ней автор резко, со свойственной ему принципиальностью, критикует старую систему воспитания, вы-

сказывает глубокое убеждение в нелепости всеобщего, почти сословно-специального образования, и страшный разлад между жизнью и школой. В этой статье он обосновал гуманистическую идею воспитания гражданина, которую стремился реализовать в своей административной, научно-теоретической и практической деятельности. Н.И.Пирогов пишет о том, что готовящиеся быть гражданами, в первую очередь, должны научиться быть людьми. Статья «Вопросы жизни» была сочувственно воспринята различными слоями общества, включая прогрессивно настроенных сановников императорского двора. Она явилась толчком к изданию в России педагогической литературы, которой практически не существовало.

К.Д.Ушинский по поводу публикации Н.И.Пирогова писал: «...это говорит один из знаменитейших хирургов Европы, который много видел человеческих страданий, наблюдал человека в те минуты, когда спадает с него всякая маска, всякий оттенок притворства и тщеславия. По всему видно, что вначале эта статья была написана не для публикации. она вырывается здесь сама из души, много пережившей и перечувствовавшей, много любившей и любящей».

3 сентября 1856 г. был подписан указ о назначении Н.И.Пирогова попечителем Одесского учебного округа. В краткой автобиографии Н.И.Пирогов указывает, что он дает согласие на предложение министра просвещения А.С.Норова занять место попечителя с условием принятия министерством его программы действий. Эту работу он представлял как одну из целей своей жизни. «В моей педагогической деятельности, - писал Н.И.Пирогов, - я преимущественно заботился о соглашении школы с жизнью, о свободе научного расследования, о возбуждении в учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и истине».

В.А.Волкович (1910 г.) отмечает: «Мы всю педагого-философскую систему Пирогова можем назвать гуманистическим идеализмом». Центральным ядром этой системы является «.глубокая любовь к человеку, человечеству, или доведенный до высшего напряжения идеализм».

При вступлении Н.И.Пирогова на педагогическое поприще университеты России функционировали на основе реакционного указа от 1835 г. Некоторые ретрограды считали университеты вредными учебными заведениями. В Центральном государственном военно-историческом архиве имеется докладная записка (без подписи автора) -«Мнение об университетах России», в которой сообщается: «Одно только, к несчастью, лежит пятном на этом факультете. Медицина, как наука чисто экспериментальная, вместо того, чтобы подвергать испытателя природы человеческой в прах перед величием и премудростью создателя, очень часто ведет его к материализму, отрицанию всякой духовности в человеке и даже совершенному безверью» (ф. ВУА, ед. хр. 469, л. 20).

В течение двух лет Н.И.Пирогов значительно поправил дела в Одесском учебном округе. Он содействовал открытию в Одессе на базе Ришельевского лицея Новороссийского университета, полностью обновил его учебные кабинеты (особенно - минералогии и химии).

По ходатайству Н.И.Пирогова в гимназиях округа министерство народного просвещения заменяет военную муштру на занятия гимнастикой. 15 апреля 1858 г. в «Одесском

вестнике» как реакция на недопустимость телесных наказаний учащихся появляется статья Н.И.Пирогова «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей». Он пишет: «.розга - слишком грубый и насильственный инструмент для возбуждения стыда. А чувство стыда - это такой нежный, оранжевый цветок, который разом завянет, когда побывает в грубых руках. Розга вселяет страх - это правда, но не исправительный, не надежный, а прикрывающий только внутреннюю порчу. Она исправляет только слабодушного, которого исправили бы и другие средства, менее опасные. Я пишу все это только потому, что верю в слова покойного преосвященного Иннокентия. Он мне сказал однажды: «Всякая мысль, высказанная с убеждением, есть живое семя, брошенное на землю; рано или поздно оно пустит ростки».

Позже, в Киевском учебном округе , для составления правил о поступках и наказаниях учеников гимназий был создан специальный комитет. Однако на заседании комитета точка зрения Н.И.Пирогова не получила поддержки; он подписывает циркуляр, в котором телесные наказания не отменялись, а только ограничивались («в исключительных случаях»). Н.А.Добролюбов в статье «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» («Современник», январь 1860 г.) по этому поводу писал: «Суровый опыт говорит нам постоянно, что под давлением нашей среды не могут устоять самые благородные личности; посмотрите - вот одна из лучших, Н.И.Пирогов, - а между тем со своим комитетом он вынужден постановлять законным то, что прежде сам же объявлял несправедливым и диким.» Н.И.Пирогову было трудно потому, что в вопросе об отмене телесных наказаний из светил-воспитателей его никто не поддержал.

Гуманист Пирогов мечтал, чтобы доступ к образованию получили все дети, независимо от сословий и национальности (в то время сильно притеснялись поляки и евреи; он, невзирая на протесты реакционеров, помогал им). Николай Иванович оказывал всяческое содействие становлению начального образования округа, запущенного настолько, что во многих селениях отсутствовали даже элементарные школы первой ступени. Н.И.Пирогову принадлежит выдающаяся роль в организации воскресных школ. Первая из них была открыта для детей рабочих и бедняков в здании Киевско-Подольского уездного дворянского училища (1859 г.); позже, точно такие же школы стали открываться по всей России. О ходе учебного процесса в воскресных школах Киевского учебного округа в письме профессору Московского университета Н.С.Тихонравову Н.И.Пирогов пишет: «Учение, как я лично в этом убедился, идет очень порядочно; да оно и не может быть иначе; учителя одушевлены рвением учить, ученики - охотно учиться, и притом пропорция учащихся относительно учащих самая выгодная. Дай Бог, чтобы рвение студентов к этому благому делу не охладело и чтобы не было помехи извне.».

В представлении киевскому генерал-губернатору о разрешении добровольной помощи студентов устраивать публичные чтения Н.И.Пирогов пишет: «Студенты университета св. Владимира, занимающиеся в воскресных школах, обратились с просьбой к ординарному профессору Селину принять участие в намерении их открыть в пользу воскресных школ несколько публичных чтений сочинений Пушкина,

Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Григоровича, Дружинина, Майкова, Печерского, Авдеева. Статский советник Селин. просит моего поэтому разрешения, присовокупляя, что чтения эти предполагается начать в январе будущего года.»

По инициативе Н.И.Пирогова при Киевском университете была организована педагогическая семинария (лицей; рис. 1), а также медицинская клиника. В Киеве Николай Иванович занимался не только попечительством, но и лечением больных. Один из таких случаев представил читателю писатель Александр Иванович Куприн в рассказе «Чудесный доктор».

В должности попечителя Киевского учебного округа Н.И.Пирогов пробыл недолго. Ему было очень трудно продолжать службу на этом посту. В письме баронессе Э.Ф.Раден (26 ноября 1860 г.) он пишет: «Наконец осуществилось то, что я предчувствовал в течение 5 лет. Министр народного просвещения дал мне знать, что сильная интрига очернила меня и что он не уверен в том, что ему удастся защитить меня и мой образ действий. Итак, я решил спокойно ждать отставки, благодаря Бога и за то, что он сохранил мне чистую совесть и незапятнанную честь.»

Перед уходом с поста Н.И.Пирогов был на приеме у императора Александра II: «Я ему лил чистую воду. Жаль, что аудиенция не длилась еще % часа; я бы тогда успел высказать все, - помогло ли бы, нет ли, - по крайней мере, с плеч долой».

13 марта 1861 г. Н.И.Пирогов был уволен от должности попечителя Киевского учебного округа. Прогрессивная общественность восприняла это известие с чувством глубокого возмущения. В Киеве Николаю Ивановичу устроили теплые, сердечные проводы. Об этом событии и его политическом значении А.И.Герцен написал статью «Киевский университет и Н.И.Пирогов», в которой объясняет увольнение Н.И.Пирогова следующим образом: «Пирогов был слишком высок для роли шпиона и не мог оправдывать подлостей государственными соображениями», а сам приказ назвал «... одним из мерзейших дел России дураков против Руси развивающейся».

При изучении организации науки и высшего образования за границей (1862-1866 гг.) Н.И.Пирогов констатирует, что

Рис. 1. Киевская гимназия, в которой Н.И.Пирогов закончил подготовку к изданию «Ледяной анатомии».

для правительства и реакционеров наиболее опасными предметами являются философия, история и право, которые могут взорвать изнутри государство и церковь.

В письме из Гейдельберга от 24 марта 1863 г. Николай Иванович писал, что в университетах следовало бы разрешить такие науки, как естественные и точные. Однако, отмечает он, эти науки вовсе не такие консервативные и невинные. Они меньше всего уживаются со стариной, внося в жизнь новые взгляды, оказывают революционизирующее влияние и, тем самым, подрывают устои современного буржуазного общества. В этой ситуации являются очевидными трудности, встретившиеся Н.И.Пирогову в его реформаторской деятельности в высшей школе. Первое, принципиальное положение Н.И.Пирогова касается облегчения доступа в университеты молодых людей без различия сословия и национальности. Оно встретило противодействие Александра II. Н.И.Пирогов высказывался за автономию университетов при рациональном контроле, свободу учения и обучения: университетам следует предоставить право назначать штат кафедр, замещать вакантные должности, распределять полученные финансовые средства. По идее Н.И.Пирогова университеты должны иметь особенности, «которые бы сближали их с жизнью края». «Прямая цель университетов. служить маяками, распространяющими свет в обществе».

Одним из существенных в высшем образовании был вопрос об общем и специальном образовании. Н.И.Пирогов рассматривает его с точки зрения соотношений «общечеловеческого образования» и специализации, «научного» и «учебного» в высшей школе. В «Вопросах жизни» он отмечает: «Я хорошо знаю, что исполинские успехи наук и художеств нашего столетия сделали специализм необходимой потребностью общества; но в то же время никогда не нуждались истинные специалисты так сильно в предварительном общечеловеческом образовании, как именно в наш век». Таким образом, он основывает концепцию единства воспитания и образования: «Обучая воспитывать и, воспитывая, обучать». Из его «Университетского вопроса» следует, что «... необходимо, с одной стороны, удержать в университете все элементы общечеловеческого образования и органическую связь наук. С другой стороны, нам нужно усилить реальные учреждения, не нарушая, сколько возможно, этой связи наук». Целесообразность и полезность расширенного образования Н.И.Пирогов находит не только для студентов университетов, но и для слушателей Петербургской медико-хирургической академии. Задолго до того, как он приступил к решению педагогических проблем в должности попечителя учебного круга, им была составлена пояснительная записка к проекту распределения учебных предметов в медико-хирургической академии. Николай Иванович всегда настаивал на существовании неразрывной связи между отдельными науками; науки не просто граничат друг с другом, они непосредственно переходят друг в друга.

Вступая в должность профессора кафедры госпитальной хирургии, патологической и хирургической анатомии, Н.И.Пирогов настоял на введении двух мероприятий, оказавших значительное влияние на научно-педагогическую деятельность не только в академии, но и в других высших учебных заведениях: 1) создании при академии как особого учреждения Анатомического института («практическо-

анатомическое отделение»), сосредоточив в нем преподавание патологической, топографической и хирургической анатомии; 2) учреждении на V курсе госпитальной хирургической клиники.

Предложение Н.И.Пирогова об организации госпитальной хирургической клиники было одобрено Конференцией медико-хирургической академии, отметившей, что такая клиника принесет «величайшую пользу», особенно если ею будет руководить сам Н.И.Пирогов, «известный не только в России, но и за границей своими отличными талантами и искусством по оперативной хирургии». По примеру академии учреждения, подобные Анатомическому институту, впоследствии появились в составе других медицинских факультетов, что способствовало развитию морфологических дисциплин. Второе предложение Н.И.Пирогова (организация госпитальной клиники на V курсе) в дальнейшем было реализовано даже в более широких масштабах в отношении не только хирургии, но и терапии - сначала в Московском университете (1845-1846 гг.), а позднее - и в других университетах. В.А.Оппель в книге «История русской хирургии (1923 г.) подчеркивает: «Проект Пирогова - учредить госпитальную клинику для студентов 5 курса нужно считать исторически верным».

В статье «Взгляд на университетский устав» (1861 г.) Н.И.Пирогов указывает на важность оборудования и оснащения кафедр и клиник. Борьба за наглядное преподавание велась Н.И.Пироговым с первых лет его профессуры: «Молодые врачи почти совсем не имеют практического медицинского образования, так как наши клиники обязаны давать только главные, основные понятия о распознавании, ходе и лечении болезней. Поэтому наши молодые врачи, вступая на службу и делаясь самостоятельными при постели больных в больницах, военных лазаретах и частной практике приходят в весьма затруднительное положение, не приносят ожидаемой от них пользы и не достигают цели своего назначения».

В своей работе Н.И.Пирогов уважал преподавателей, помогая им советом и делом, чтил их человеческое достоинство. Во взаимном нравственном доверии наставников и учащихся он видел успех в деле воспитания.

В октябре 1858 г. в Новороссийском литературном сборнике опубликована статья Н.И.Пирогова «Чего мы желаем?». В ней уделено большое внимание организации подготовки научно-педагогических кадров. По его мнению, создание национальных кадров и ликвидация практики приглашения профессоров из-за границы является делом чести русских ученых. Он укоряет профессоров, которые явно не желают готовить преемников по своей специальности. Если профессор за первые 15 лет своего руководства кафедрой не подготовил кадров, то он «...мог бы с большей пользой для общества избрать себе другой род занятий». Под руководством Н.И.Пирогова было выполнено 13 диссертаций в Дерпте и 10 - в Петербурге. Оценивая свою работу в Дерпте, Н.И.Пирогов писал: «В течение первых 5 лет. я издал:

1) Хирургическую анатомию артериальных стволов и фасций.; 2) Два тома клинических «Анналов.»; 3) Монографию о перерезании ахиллесова сухожилия. И сверх того - целый ряд опытов над живыми животными, произведенных мною и под моим руководством, доставил

материал для нескольких диссертаций, изданных во время моей профессуры, а именно: 1) О скручивании артерий; 2) О ранах кишок; 3) О пересаживании животных тканей в серозные полости; 4) О вхождении воздуха в венозную систему; 5) Об ушибах и ранах головы».

17 марта 1862 г. вышел Указ: «Государь Император, по Всеподданнейшему докладу управляющего народным просвещением, Высочайше соизволил на командирование члена главного правления училищ т.с. Пирогова за границу на 4 года». В результате этого Н.И.Пирогов с 1862 по 1866 годы жил с семьей в Германии и руководил работой молодых ученых, направленных Министерством народного просвещения за границу для совершенствования своих знаний в науке, получения профессорского звания и последующего трудоустройства в российских университетах.

Основным достоинством университетского образования Николай Иванович считал науку и делал вывод: надо обеспечить университеты вполне достойным в научном отношении профессорско-преподавательским составом. И действительно, в то время многие кафедры на долгое время оставались вакантными из-за отсутствия кандидатов, способных по своим заслугам и научным трудам занять их. В статье, опубликованной в газете «Голос»(№ 281, 1863 г.) с одобрения министра народного просвещения А.В.Головина, Н.И.Пирогов подчеркивает необходимость бережного отношения к ученым, подающим надежды, и к открываемым новым кафедрам в университетах. Он пишет: «Ни в коем случае нельзя терять доверие к учителям. Ибо учитель представляет собой правду в глазах людей». В 1864 г. в Гейдельберг к Н.И.Пирогову специально приезжал попечитель Одесского учебного округа А.А.Арцимович для консультаций по обустройству Новороссийского университета и знакомства с будущими кандидатами на университетские кафедры. Николай Иванович лично подготовил для этого университета список молодых ученых на профессорские должности. Так, на кафедру естественной истории он рекомендовал Н.А.Головкинского, на кафедру химии -П.П.Алексеева, на юридическую кафедру - А.Я.Пассовера и др. Ни в одном из них он не ошибся.

В течение четырех лет Н.И.Пирогов возглавлял профессорский институт. За этот период более ста ученых были направлены в Германию под его опеку. Многие из них впоследствии получили всемирную известность (Мечников И.И. и др.).

Николай Иванович учил молодых людей не рассеивать силы на изучение всех частей той или иной науки, а стремиться изучать под руководством знаменитых европейских наставников самую малую часть науки, чтобы на Родине найти ее дальнейшее приложение. Из своего опыта он знал, что в погоне за всем можно пройти мимо огромных проблем. Н.И.Пирогов учил молодых профессоров активности в науке. По его мнению, «.усесться потеплее в хорошенькое место для профессора есть великий грех». Николай Иванович указывал: «Кто из учителей не знает, чем занята голова каждого из его учеников в то время, когда он учит, тот не учитель».

Находясь на посту попечителя Киевского учебного округа, Н.И.Пирогов проявляет постоянную заботу о повышении квалификации учителей, особенно молодых, и добивается организации повышения квалификации врачей. В сентябре 1858 г.

он обращается в Киевский университет с тем, чтобы «.ежегодно отбираемые из полковых и госпитальных врачей способнейшие прикомандировывались к университетской клинике для усовершенствования в теоретических и преимущественно практических врачебных познаниях, в особенности же по некоторым специальным предметам, под руководством клинических профессоров».

В письме в «С.-Петербургские ведомости» (1872 г.) он отмечает значение реформы преподавания в академии 1842 г., позволившей ввести «.демонстративные лекции хирургической и патологической анатомии; каждая значительная операция в госпитале демонстрировалась прежде на трупе.». В 1845 г. Н.И.Пирогов для обеспечения проверки уровня практического усвоения материала внес предложение о демонстративных испытаниях во время экзамена по анатомии, терапии и хирургии, что широко используется в медицинских вузах в настоящее время.

Другим принципиальным предложением в организации преподавания в высшей школе, по которому Н.И.Пирогов имел собственное мнение, является отношение к обязательному посещению лекций. Он неоднократно подчеркивал ненужность обязательного посещения лекций, обосновывая это, в частности, тем, что лекции оказывают «морфинопо-добное действие», ни одна лекция не наводит столько дремоты, как обязательная». По мнению Николая Ивановича, целесообразна такая организация учебного процесса, при которой лекции приносят большую пользу, побуждая студентов к деятельному мышлению. Он не мирился с рутинной постановкой лекционного курса по формуле: профессор читает, студенты слушают. Н.И.Пирогов советовал быть очень внимательными при чтении лекций; к лекциям надо готовиться заранее, конспекты должны быть отредактированы и иметь логическую структуру содержания.

Большое значение Н.И.Пирогов придавал организации практических занятий. В госпитальной хирургической клинике занятия были поставлены на очень высокий уровень: студенты курировали больных, при этом часть из них в течение первой половины курса работала два месяца в клинике Н.И.Пирогова, в течение следующих двух месяцев -в соседней - терапевтической. Затем происходила смена. Студенты писали истории болезни, делали клинический разбор под руководством профессора, выполняли перевязки и малые операции. Н.И.Пирогов является первым из профессоров, который у себя в клинике осуществлял ведение истории болезни на русском языке, в то время как остальные требовали изложения по «латыни». Метод обучения Н.И.Пирогова остается образцом клинического образования, а его руководство занятиями студентов достойно подражания. Созданные им непревзойденные атласы и пособия - это важнейшие звенья в обеспечении наглядности преподавания.

Не подлежит оспариванию тезис о том, что «основа воспитания - наука»: «Наука нужна не для одного только приобретения сведений., в ней кроется, - иногда глубоко, и потому для поверхностного наблюдателя незаметно, - другой важный элемент - воспитательный. Кто не сумеет им воспользоваться, тот еще не знает всех свойств науки и выпускает из рук своих такой рычаг, которым можно легко поднять больше тяжести». По Н.И.Пирогову «...в науке кро-

ется такой нравственно-воспитательный элемент, который никогда не пропадет, какие бы ни были ее представители. Наука берет свое, и, действуя на ум, действует и на нравы. В этом случае лучше всего нас убеждают люди, вынесшие из школы одну лишь только привязанность к науке, едва узнав ее начатки. Без всякого надзора и приготовления к жизни, брошенные в жизнь, в борьбе с лишениями и нуждами, они в одной науке находят и утешение, и крепость, и мужество в борьбе».

Николай Иванович любил и уважал молодежь, что облегчало напряженную работу по подготовке и воспитанию кадров. Э.В.Каде писал: «Никто, как он, не умел вселять молодым людям интерес и любовь к тем вопросам, которые его самого интересовали, никто как он, не умел одушевлять юношество к хирургическим занятиям». Один из воспитанников профессорского института Л.Н.Модзалевский писал из Гейдельберга: «Часто собираемся у Пирогова. Это наш патриарх. Я еще не видывал человека столь человечного: так он прост и вместе с тем глубок». И.И.Мечников, которому Н.И.Пирогов помог получить двухгодичную стипендию министерства, вспоминая о своей встрече в 1862 году, писал: Н.И.Пирогов «.выказывал себя не начальником, а добрейшим руководителем, симпатичный характер которого запечатлелся у меня на всю жизнь».

Прощаясь со студентами Киевского университета (9 апреля 1861 г.), Н.И.Пирогов сказал: «Попечителем я поставил себе главною задачею поддерживать всеми силами то, что я именно привык любить и уважать в вашей молодости. С искренним доверием к ней, без страха, без задней мысли, с полною надеждою на успех я принялся за трудное, но высокое и благородное дело. Я знал, что немногие у нас разделяют мой взгляд на университетскую молодежь и на университетскую жизнь вообще. Я остался мною и, расставаясь с вами, уношу те же убеждения, которые принес к вам, которые никогда ни от кого не скрывал, потому что считал преступным скрывать начала, служившие основанием моих действий. Надеюсь, вы успели также убедиться, что я основывал мои отношения к вам на том нравственном доверии, которое имел право требовать и от вас; потому что действовал прямо и знал, что на молодость нельзя действовать иначе, как приобретя полное ее доверие. Наконец, вы, думаю, уверились, что для меня вы все были одинаково равны, без различия ваших национальностей. Я также искренне желал и вашего сближения с представителями науки в университете. Служите верно науке и правде и живите так, чтобы и вы, состарившись, могли вспомнить вашу и уважать чужую молодость».

В своих трудах Н.И.Пирогов настойчиво пропагандировал необходимость активной научной деятельности профессорско-преподавательского состава и одновременно ставил вопрос об улучшении условий для научных исследований. Ему принадлежит идея «учредить настоящую Академию медицины. допустив в ее члены, по выбору не только профессоров, но и других врачей, составивших себе имя в науке, и сделав ее заседания публичными». Задачи, которые он ставил перед профессорами высшей школы, определяли необходимость предъявлять к ним большие требования: «Для учителя. медицины, имеющего дело прямо со всеми атрибутами человеческой

\

Рис. 2. Его Превосходительство тайный советник Н.И.Пирогов -Ученый, Врач, Гражданин, реформатор образования в России.

натуры, необходима кроме научных сведений и опытности, еще и добросовестность, приобретенная только трудным искусством самосознания, самообладания и знания человеческой натуры». Это далеко не исчерпывающая характеристика преподавателя медицинского вуза. По его убеждению, высшим качеством педагога является немедленное признание своих научных и лечебных ошибок и их последствий: «Я считаю священной обязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибки и их последствия для предостережения и назидания других. от подобных заблуждений».

Николай Иванович признает несовершенство своих знаний и в педагогике. В неопубликованной докладной записке от 15 декабря 1852 г. он пишет: «Мне многого чрезвычайно не достает еще. Обдумывая все жизненные вопросы нашего образования, вижу, что я, да мы все, - нечего греха таить, -еще ничего положительного не знаем об этом предмете. Путем горького опыта я дошел до сознания моего неведения и хочу учиться, чтобы быть истинно полезным делу народного просвещения».

Николай Иванович - не только Преподаватель, он -Воспитатель-Гуманист, предостерегающий начинающих врачей от тех ошибок, горечь которых ему пришлось испы-

тать самому, он - Учитель - беспредельно уважающий и любящий своих учеников. Н.И.Пирогов предъявлял исключительно высокие требования к себе как к преподавателю. В основе этих требований было стремление передать свои знания другим. Слова Н.И.Пирогова - «.помните: каждый ваш ученик - будущий Вы», - как луч маяка, проносят в грядущее основное предназначение педагога. Как педагог и воспитатель будущих врачей, Н.И.Пирогов постоянно испытывал чувство ответственности перед учениками, перед обществом, перед Родиной. Он писал: «Я не был так недобро-совестлив, чтобы не понимать, какую громадную ответственность перед обществом и перед самим собой принимает на себя тот, кто получил с дипломом врача некоторое право на жизнь и смерть другого, получает еще обязанность преподавать это право другим».

Николай Иванович Пирогов (рис. 2) заложил лучшие традиции в высшем медицинском образовании в России, имеющие продолжение в современной медицинской школе. Изучение и использование творческого научно-педагогического опыта Н.И.Пирогова будут способствовать совершенствованию работы студентов и формированию у специалистов высокой культуры самообразования.

Литература

1. Волкович В.А. Друг человечества. Н.И. Пирогов. - С.-Петербург: Изд. О.В.Богдановой, 1910.

2. Добролюбов Н.А. Философия Пирогова // Вера и разум. -1893.- №№6-8.

3. Каде Э.В. Воспоминания о Н.И.Пирогове. Протоколы и труды Русского хирургического общества Пирогова за 1882-1883 гг. - СПб., 1883. - С.91.

4. Мечников И.И. Письмо в редакцию от 4 ноября 1910 г. // Русское слово. -13 ноября 1910. - №262. -С.2.

5. Модзалевский Л.М. Письмо к Стоюнину от 18 декабря 1862 г. // Русская старина. - 1917. - №2. - C.230-231.

6. Муханов Н.А. // Русский архив. - 1896. - №12. - C.557.

7. Оппель В.А. История русской хирургии. Критический очерк. - Вологда: Вологодское книжное издательство, 1923.

8. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. // Морской сборник. - 1856.

9. Пирогов Н.И. Записка (от 7 февраля 1840 г.) о проекте устройства хирургической клиники при Медико-хирургической академии // Врач. -1896. - №3. - C.65-66.

10. Пирогов Н.И. Университетский вопрос. - СПб., 1863. - C.67.

11. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. (1856). - М.: Издательство АПН РСФСР, 1952. - C.55-85.

12. Пирогов Н.И. Чего мы желаем? (1859). Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. - С.112-114.

13. Пирогов Н.И. Письма из Гейдельберга (1863). Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. - С.384-408.

Информация об авторах:

Андрейцев Александр Никанорович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова Адрес: 117997, Москва, ул. Островитянова, 1 Телефон: (495) 434-6783

Федин Анатолий Иванович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой неврологии ФУВ Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова Адрес: 117997, Москва, ул. Островитянова, 1 Телефон: (495) 370-0011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.