Фадеев П.В.
Кандидат социологических наук, научный сотрудник Центра исследования межнациональных отношений ФНИСЦ Института социологии РАН.
Историческая память об образовании Кабардино-Балкарии в рамках СССР (межэтнический аспект)
Введение
Прошлое, через семью, систему образования, СМИ и другие институты общества, играет важную роль в формировании разных идентич-ностей человека (государственно-гражданской, этнической, локальной и др.). Как показывают данные последних опросов ФНИСЦ РАН и РМЭЗ (2020-2021 гг.) история России является важным консолидатором российской нации - общее историческое прошлое считают объединяющим от четверти до трети людей разных национальностей. С научной, и с бытовой точки зрения важно разделять историю и историческую память - две стороны «одной медали». «История — это не память. История и память — это две формы обращения с прошлым, дополняющие друг друга, оказывающие друг на друга влияние. Нам нужна память, чтобы вдохнуть жизнь в массу исторических знаний, и нам нужна история, для того чтобы критически проверить конструкции памяти, которые всегда подвержены политической конъюнктуре и продиктованы потребностями настоящего»1 Историческая память «осуществляет отбор и преобразование актуальной общественной информации в информацию о прошлом с целью сохранения накопленного общественного опыта и передачи его от поколения к поколению и формированию диалектического единства прошлого, настоящего и будущего»2.
Состояние исторической памяти исследуется в разных уголках нашей страны и за рубежом. Важной данная тема является и для Северного Кавказа, частью которого является Кабардино-Балкарская
1 Грибан И.В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов // Бюллетень науки и практики. 2016. № 1 (ноябрь) (дата обращения: 23.11.2021)
2 Шомахов З.Х. Историческая память народов Кабардино-Балкарской республики в условиях постсоветских либеральных преобразований. // Вестник Южного научного центра РАН. Историческая память народов Кабардино-Балкарской республики в условиях постсоветских либеральных преобразований. Вестник Южного научного центра РАН. - Ростов-на-Дону, 2013. Т. 9. № 3., с. 147. (с. 146-150)
республика. Изучаемый нами субъект федерации, расположен в южной части России и отличается сложностью этноконфессионального состава населения. «Численность населения Кабардино-Балкарии по данным Росстата составляет 868350 человек (2020 г.), плотность населения — 69,64 чел./км2 (2020 г.), городское население — 52,06% (2020 г.). В республике живут представители более 100 национальностей, это один из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. При этом в процентном соотношении более 57% населения - кабардинцы, порядка 22,5% - русские, около 13% - балкарцы, тогда как на долю остальных национальностей приходится менее 1-1,5%»3. Кабардино-Балкария (как и соседняя Карачаево-Черкесия) «относится к так называемым искусственным двунациональным государственным образованиям, в которых титульные народы - кабардинцы и балкарцы — не находятся в этнолингвистическом родстве. Кабардино-черкесский язык входит в адыго-абхазскую группу кавказских языков, а карачаево-балкарский относится к кипчакской группе тюркских языков»4.
До образования современной республики, «на её территории были расположены две исторические области — Кабарда и Балкария. Кабарда состояла из двух княжеств: Большая Кабарда и Малая Кабарда, и занимала равнинную и предгорную часть современной республики, а также горную и высокогорную зону в верховьях реки Малки и её притоков. Балкария, которая была разделена на пять горских обществ, занимала в основном горные и высокогорные районы современной республики. В 1921 году Кабарда и Балкария вместе с другими историческими областями Центрального Кавказа вступили в состав Горской АССР. 1 сентября 1921 года Кабардинский округ вышел из состава Горской автономной республики, а затем 16 января 1922 года за ним последовала и Балкария. Кабардино-Балкарская автономная область была образована в 1922 году, в 1936 году преобразована в АССР. В годы Великой Отечественной войны в Кабардино-Балкарии была сформирована 115-я Кабардино-Балкарская кавалерийская дивизия под командованием А.Ф. Скорохода, сражавшаяся в Битве за Кавказ и Сталинградской битве. В 1942 году большая часть республики вместе с Нальчиком была оккупирована. В январе 1943 года Кабардино-Балкария полностью освобождена. В 1944 году в связи
3 Информационный паспорт Кабардино-балкарской республики. // URL: https://www.mid.ru/ vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/4845678 (дата обращения: 23.11.2021)
4 Аккиева С.И. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике (постсоветский период). М.: РАН, 2002. 448 с. // URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-etnopoliticheskoi-situatsii-v-kabardino-balkarskoi-respublike-postsovetskii-period (дата обращения: 23.11.2021)
с выселением балкарцев была переименована в Кабардинскую АССР, с 1957 года — снова Кабардино-Балкарская АССР. С 1992 года — Кабардино-Балкарская Республика»5.
Прошлое может как объединять, так и являться «яблоком раздора», особенно при оценке таких противоречивых событий прошлого как завоевания, присоединения территорий, депортации и др. Одним из таких неоднозначно воспринимаемых моментов истории является возникновение объединенной Кабардино-Балкарской Автономной Области. В рамках нашего исследования6 мы подробнее остановимся именно на этом моменте. Индикатором исследования являлся вопрос «Как, по Вашему мнению, сказалось на судьбе Вашего народа объединение Кабарды и Балкарии в январе 1922 года?». Возможно было выбрать один из пяти вариантов ответа: «Положительно сказалось», «Никак не сказалось», «Отрицательно сказалось», «Не интересовался этим событием / не знаю о таком событии», «Затрудняюсь ответить». Для более углубленного понимания темы, помимо количественного опроса, мы провели серию интервью и фокус-групп в Кабардино-Балкарии в 2021 г. среди разных социально-профессиональных групп (студентов, преподавателей, журналистов, бизнесменов и т.д.).
Основные результаты
Вскоре после установления Советской власти на Кавказе, 20 января 1921 года была образована Автономная Горская Советская Социалистическая Республика с центром во Владикавказе, куда в качестве самостоятельных национально-территориальных округов, вошли Бал-кария и Карачай, Осетия и Кабарда, Чечня и Ингушетия. Почти через год 16 января 1922 года был принято другое постановление - об объединении КАО и Балкарского округа и создании единой автономной области: «Во изменение постановления ВЦИК от 1 сентября 1921 года об образовании Кабардинской Автономной Области, образовать объединенную Кабардино-Балкарскую Автономную Область, непосредственно связанную с РСФСР, выделив для сего из состава Горской
5 Информационный паспорт Кабардино-балкарской республики. // URL: https://www.mid.ru/ vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/4845678 (дата обращения: 23.11.2021)
6 Опрос проводился Отделом этносоциологии ФНИСЦ РАН в Кабардино-Балкарской республике в сентябре 2021 г. в рамках проекта «Общероссийская идентичность и межэтнические отношения: социальная практика, публичный дискурс и управленческие решения» Программы научных исследований РАН, связанных с изучением этнокультурного многообразия российского общества и направленных на укрепление общероссийской идентичности. Выборка репрезентативная по основным социально-демографическим характеристикам населения КБР (полу, возрасту и национальной принадлежности), n=713.
Автономной Республики территорию, занимаемую ныне Балкарией, и объединив Балкарию с Кабардой»7. Отношение к данному событию было и остаётся противоречивым особенно со стороны балкарцев. В таблице 1 можно видеть, как распределено общественное мнения по данному вопросу в зависимости от принадлежности к этнической, социальной и др. группам.
Таблица 1. Факторы, влияющие на представления жителей КБР об объединении Кабарды и Балкарии в январе 1922 года (по данным опроса ФНИСЦ РАН, 2021 г.), % от опрошенных.
Как, по Вашему мнению, сказались на судьбе Вашего народа следующие события: Объединение Кабарды и Балкарии в январе 1922 году.
Социальные группы Положительно Никак не ска- Отрицательно Не интересовался этим событием / Затруднились
сказалось залось сказалось не знаю о таком событии ответить
В целом по выборке 59,3 13,2 8,1 10,1 9,3
Национальность
Кабардинец, кабардинка 66,1 10,0 7,5 8,0 8,5
Балкарец, балкарка 47,7 14,4 18,9 10,8 8,1
Русский, русская 57,0 15,5 2,1 13,4 12,0
Другая национальность 39,7 27,6 6,9 15,5 10,3
Российская идентичность
Сильная 63,7 11,3 6,6 11,3 7,2
Присутствует 55,5 14,9 8,4 10,1 11,0
Отсутствует 54,4 13,2 13,2 5,9 13,2
Возраст
до 30 лет 61,3 16,6 3,1 8,6 10,4
31-50 лет 55,8 12,8 10,9 13,2 7,2
51 год и старше 61,4 11,6 8,4 8,1 10,5
7 Положение балкарского народа в Кабардино-Балкарской Республике: источники проблем и пути их преодоления. Кавказский узел. // URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/111075/(дата обращения: 23.11.2021)
Образование
Неполное среднее + общее среднее 56,4 13,3 6,4 12,2 11,7
Среднее специальное + среднее профессиональное 63,2 14,4 4,8 8,6 9,1
Высшее + незаконченное высшее 58,5 12,3 11,4 9,8 7,9
Материальное положение
Хорошее + скорее хорошее 60,8 12,7 6,3 11,2 9,0
Удовлетворительное 61,7 12,1 8,4 8,7 9,0
Очень плохое + скорее плохое 50,8 17,8 11,9 10,2 9,3
Тип Поселения
Город, ПГТ 62,3 14,1 5,4 9,3 8,9
Сельский населенный пункт 51,5 10,7 15,3 12,2 10,2
На современном этапе историческая память жителей по вопросу объединения двух субъектов в рамках СССР скорее не сохранила в себе знания о политических интригах, которые сопровождали данный административный ход. Например, того, что не было принято во внимание мнение народов, населявших данную территорию. Но перипетии того времени остались в прошлом, поколения сменились и в 2021 году, как показывают данные нашего опроса, объединение Кабарды и Балкарии воспринимается позитивно большей частью населения современной Кабардино-Балкарии (59%). Можно сказать, что в целом жители региона имеют позитивный взгляд на данное историческое событие и его влияние на судьбу народов.
Однако распределение мнений по национальному признаку неоднородно. Более позитивно влияние объединения двух республики на судьбу своего народа оценивают кабардинцы (66%) и русские (57%). Первые вероятно меньше потеряли от данного объединения (т.к. Кабарда в новом названии шла на первом месте и участие во власти кабардинцев во многом сохранялось), русские, проживавшие на территории республики
также не проиграли от принятого решения - было прописано их участие в исполнительной власти, они не подвергались репрессиям по этническому признаку. А вот у балкарцев и представителей других национальностей, проживающих в Кабардино-Балкарии показатели одобрения ниже - 48% и 40% соответственно. По мнению представителей «других национальностей» именно на них рассматриваемое событие сказались меньше всего (28% против 10-15% у остальных этнических групп).
Особое внимание стоит уделить мнению балкарцев, ведь именно среди них меньше позитивных оценок объединения Кабарды и Балкарии и больше негативных (19% против 2-7% у остальных). По нашему мнению, такие показатели обоснованы историческими причинами:
1. Балкарцы на протяжении своей истории сохраняли свою идентичность и территорию проживания, отличающуюся от кабардинцев;
2. Когда в 1918 году в Кабарде и Балкарии была провозглашена советская власть оба округа вошли в состав Горской республики как отдельные самостоятельные округа. Затем они обрели статусы автономной Кабардинской области и автономного Балкарского округа. Последующее образование Кабардино-Балкарской АО происходило без участия жителей региона решением ВЦИК Наркома по делам национальностей И. Сталина;
3. Балкарцы оказались в наименовании региона вторыми, скорее всего в связи с меньшим размером территории их проживания. По сохранившимся сведениям, процесс объединения двух автономных областей проходил сложно, и в конечном итоге компромисс был достигнут благодаря оговоренному в документах принципу паритетности. Оговаривалось равное представительство в исполнительных органах власти представителей трёх национальностей (кабардинцев, балкарцев и русских). Впоследствии балкарцы испытывали последствия «репрессивной политики, сопровождавшейся захватом одной стороной властных полномочий, постоянным отъемом земель, усечением внешних границ, соответствующей финансовой, социально-экономической (включая вопросы развития культуры, спорта, образование) и кадровой политикой»8.
4. Возможно, главным негативным фактором являются событие, случившееся через 26 лет после после объединения - депортация балкарцев в 1944 году. После этого Кабардино-Балкарская АО была снова переименована, но уже в Кабардинскую АССР. Наименование Балкария, как и право балкарцев на собственную территорию 12 лет отрицались.
8 Положение балкарского народа в Кабардино-Балкарской Республике: источники проблем и пути их преодоления. Кавказский узел. // URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/111075/ (дата обращения: 23.11.2021)
5. Историческая травма до сих пор существует в памяти народа, а историческая память балкарского народа хранит воспоминания о гибели около трети от всех балкарцев в связи депортацией. После возвращения на свою историческую родину, начавшегося в 1956 г., балкарцы сталкивались со сложностями по восстановлению инфраструктуры балкарских сел и проблемами административно-территориального деления.
Таким, образом целый комплекс исторических причин, влияет на оценки самых национально ориентированных (а в некоторых случаях и сепаратистки) представителей балкарского народа.
Самые позитивные оценки влияния на судьбу народа от образования Кабардино-Балкарской АО были выявлены у людей с актуализированной российской идентичностью (64% против 54-55% у остальных). Они более восприимчивы к российской истории и культуре, воспринимают историю как естественный процесс. У жителей КБР среднего возраста немного ниже доля позитивно оценивающих объединение Кабарды и Балкарии (56% против 61% в более старшей и младшей возрастных группах) и выше доля не интересовавшихся этим событием (13% против 8-9% в других возрастных группах). Среди молодежи до 30 лет выше доля тех, кто считает, что это событие «никак не сказались» на судьбе их народа (разница 5-6 п.п) и ниже доля тех, кто считает, что оно отрицательно сказалось (разница 5-8 п.п). Люди с высшим образованием немного чаще считают, что рассматриваемое событие негативно сказалось на судьбе их народа (11% против 4-6%). Возможно, они больше погружены в исторические факты и связывают последующие события (такие как депортация) с объединением двух автономных образований.
Материальное положение и тип поселения также влияют на оценки респондентов. Объединение Кабарды и Балкарии хуже других оценивают жители с низким доходом (50% против 61-62% в других группах). Можно предположить, что менее обеспеченные люди проецируют те далекие события на свою жизни и полагают, что «сложись обстоятельства как-то иначе, возможно» они бы жили лучше». Сельские жители на 1011% чаще, чем жители ПГТ / городов негативно оценивают влияние от объединения Кабарды и Балкарии на судьбу их народа.
Заключение
Историческую память формируют не только и не столько события прошлого, произошедшие в те далекие годы, а современная конъюнктура. Каким бы ни было отношение наших предков, проживавших на этой территории, к объединению Кабарды и Балкарии, их потомки являются
гражданами федеративного государства и скорее позитивно оценивают произошедшее тогда событие. При этом важно понимать, что далекие исторические события (такие как объединение Кабарды и Балкарии в единую автономную область при СССР) во многом сейчас находятся на периферии интересов местного общества. Безусловно многие готовы поделиться историями из жизни семьи и народа того периода, но время неумолимо идёт вперёд и большинство жителей КБР строят свою жизнь в настоящем и видят своё будущее в составе РФ, несмотря на прошлые исторические обиды.
Список литературы:
1. Аккиева С.И. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике (постсоветский период). М.: РАН, 2002. 448 с. // URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-etnopoliticheskoi-situatsii-v-kabardino-balkarskoi-respublike-postsovetskii-period (дата обращения: 23.11.2021)
2. Грибан И.В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов // Бюллетень науки и практики. 2016, № 1.
3. Информационный паспорт Кабардино-балкарской республики. // URL: https://www.mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/4845678 (дата обращения: 23.11.2021)
4. Положение балкарского народа в Кабардино-Балкарской Республике: источники проблем и пути их преодоления. Кавказский узел. // URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/111075/ (дата обращения: 23.11.2021)
5. Шомахов З.Х. Историческая память народов Кабардино-Балкарской республики в условиях постсоветских либеральных преобразований. // Вестник Южного научного центра РАН. Историческая память народов Кабардино-Балкарской республики в условиях постсоветских либеральных преобразований. Вестник Южного научного центра РАН. - Ростов-на-Дону, 2013. Т. 9. № 3. С. 146-150.
References
1. Akkieva S.I. Development of the ethnopolitical situation in the Kabardino-Balkarian Republic (post-Soviet period). Moscow: RAN, 2002. 448 p. // URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-etnopoliticheskoi-situatsii-v-kabardino-balkarskoi-respub-like-postsovetskii-period (11.23.2021)
2. Griban I.V. Historical memory as a research problem: analysis of modern approaches // Bulletin of Science and Practice. 2016. № 1.
3. Information passport of the Kabardino-Balkarian Republic. // URL: https://www.mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ek-tov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/4845678 (11.23.2021)
4. The situation of the Balkar people in the Kabardino-Balkarian Republic: sources of problems and ways to overcome them. Caucasian knot. // URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/111075/ (11.23.2021)
5. Shomakhov Z.Kh. The historical memory of the peoples of the Kabardino-Balkarian Republic in the context of post-Soviet liberal transformations. // Bulletin of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. The historical memory of the peoples of the Kabardino-Balkarian Republic in the context of post-Soviet liberal transformations. Bulletin of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - Rostov-on-Don, 2013. Vol. 9. № 3. P. 146-150.