УДК 304.44
Н. В. ПРОКАЗИНА,
доктор социологических наук, доцент,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,
Орловский филиал, г. Орел
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ БЕЛАРУСИ И РОССИИ1
В работе представлен социологический подход к изучению исторической памяти о Великой Отечественной войне. Выделены три компонента исторической памяти: культурная, социальная и коммуникативная память. На основе анализа вторичных данных и результатов проведенных исследований представлены основные проявления и характеристики компонентов исторической памяти в общественном сознании жителей Беларуси и России.
Ключевые слова: историческая память, культурная память, социальная память, коммуникативная память, Великая Отечественная война.
Историческая память обладает большой потенциальной силой, способностью сохранять в массовом сознании оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей. Приближающийся 70-летний юбилей Победы в 2015 г. является мощным стимулом для изучения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, выявлении особенностей ее формирования и конструирования.
Объективный научный интерес к изучению исторической памяти о Великой Отечественной войне обусловлен развитием конструктивистской социологической концепции [1, с. 9], изменяющей подход к осмыслению социальной реальности, которое включает не только ее настоящее, и будущее, но и ее прошлое.
Описывая характеристики современности, А. Турен, П. Хаттон, Г. Любе подчеркивают беспрецедентную историчность современной цивилизации. Междисциплинарный подход позволяет отразить важную методологическую характеристику - главным предметом истории становится не событие прошлого, а память о нем, тот образ, который запечатлелся у переживших его участников и современников, реконструировался в последующих поколениях с помощью методов исторической критики. В результате актуализируется и интерес социологов к понятию историческая социальная память.
1 Публикация подготовлена в рамках поддерживаемого РГНФ научного проекта № 14-23-23500 «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ».
Историческая память о Великой Отечественной войне...
203
Опираясь на представления Ж. Т. Тощенко [6, с. 296] о содержании исторической памяти как определенным образом сфокусированном общественном сознании, отражающем особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим, выделим общие представления об исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Историческая память о Великой Отечественной войне - это выражение процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства, связанного с событиями Великой Отечественной войны и для возвращения его влияния в сферу общественного сознания с целью формирования патриотизма, гражданского самосознания и единения нации.
Историческая память о Великой Отечественной войне выступает фактором мобилизации нации на выдвижение позитивного, конструктивного сценария будущего развития страны [4, с. 202].
Историческая память о Великой Отечественной войне может быть представлена как «синтез культурной, социальной и коммуникативной памяти». Такой ракурс позволяет выделить три основных компонента исторической памяти:
культурную память - уровень памяти, который формируется институциональными каналами и представляет собой кодифицированный набор описаний, идей и образов прошлого;
социальную память - социальные представления о прошлом, формирующиеся в результате инкорпорации и усвоения культурной памяти в массовом сознании;
коммуникативную память - социальные установки, сформированные на основе личного опыта под влиянием социокультурных факторов и детерминирующие культурную и социальную память. Использование понятия «социальная установка» одновременно указывает на факт психологического переживания отношения к значимому объекту и на факт социальной детерминации, направленности отношения [5, с. 588]. Таким образом, в понятии «социальная установка» объединяются смыслы аффектов, эмоций, предметного содержания, каналов и источников информации [4, с. 203].
Проанализируем особенности проявления выделенных компонентов исторической памяти о Великой Отечественной войне на примере вторичного анализа данных; социологических исследований, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси в 2013 г.: «Память о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Республики Беларусь», n = 2099 респондентов (национальная репрезентативная выборка); и социологических исследований, реализованных в рамках проекта: «Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ»:
1. «Историческая память о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей г. Орла», n = 404 респондента, проживающих в г. Орел. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, сфере занятости. Опрос проведен в феврале 2014 г.
204
Н. В. Проказина
2. Контент-анализ рисунков был проведен на основе специально организованного конкурса детских рисунков. Всего отобрано 334 рисунка, выполненных учениками школ г. Орла, Орловской области и г. Москва в мае-июне 2014 г.
Для анализа культурной памяти как кодифицированного набора идей и образов прошлого используем результаты масштабного исследования Российского института стратегических исследований в 2010 г. под руководством Т. С. Гузенковой. Проведенный авторским коллективом анализ учебников истории о событиях Второй мировой войны и Великой Отечественной войны позволил выделить три типа исторических версий: традиционную (позднесоветскую версию), трансформированную, радикально пересмотренную.
Авторы исследования отмечают, что наименьшим изменениям подверглись учебники таких стран, как Беларусь, Казахстан, Армения, отчасти Узбекистан, а также непризнанной республики ПМР.
В наибольшей - страны Балтии, Украины, Польши и Грузии. Анализ событий, разворачивающихся в этих странах в последние годы, отчетливо демонстрирует влияние радикально пересмотренных подходов на состояние общества, на его социально-политическую стабильность и отношение к общей истории. Это подчеркивает важность постмодернистского тезиса конструирования «позитивных традиций» в официальной памяти общества.
Показательным является тот факт, что на вопрос о том, стоит ли сохранять связь государственных праздников Республики Беларусь с событиями Великой Отечественной войны, 89,5 % жителей республики в 2013 г. ответили утвердительно. Следовательно, традиционная версия событий Великой Отечественной войны является фактором интеграции и единства общества.
В целом Великая Отечественная война является наиболее общей темой, вызывающей интерес у представителей различных социальных групп. Так, по результатам опроса ВЦИОМ в июне 2014 г. у 69 % россиян война является предметом обсуждения в семье. Однако следует констатировать, что за последние десять лет значительно сократилась доля тех, кто говорит в семье довольно часто: с 25 % в 2005 г. до 15 % в 2014 г.
О том, что их родственники были участниками Великой Отечественной войны, знают 88 % россиян. При этом 42 % россиян хорошо осведомлены о жизни своих родственников в военные годы, а 31 % - треть опрошенных -не знают подробностей их биографии [3].
Памятные семейные вещи времен Великой Отечественной войны представляют все меньшую ценность. Так, опрос жителей Орловской области показывает, что 23,5 % хранят фотографии, военную форму и медали; 13,5 % респондентов хранят письма с фронта и газеты военных лет; 43,8 % ничего не хранят; 19,2 % - затруднились с ответом.
В целом культурная память как компонент исторической памяти о Великой Отечественной войне обладает большой потенциальной силой. Это проявляется в способности сохранять в массовом сознании оценки событий прош-
Историческая память о Великой Отечественной войне...
205
лого, превращающиеся в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей в современном мире. Поэтому актуализируется вопрос о сознательно проводимой политике по конструированию в общественном сознании образов и описаний о Великой Отечественной войне.
Социальную память характеризуют в первую очередь социальные представления о прошлом, формирующиеся в результате инкорпорации и усвоения культурной памяти в массовом сознании.
Результаты социологического исследования, проведенного в 2013 г. в Беларуси, выявили, что для белорусов Великая Отечественная война - это, прежде всего, «Великая победа наших отцов и дедов» (36,9 %), а также «героический подвиг советского народа» (25,0 %). Третье ранговое место занимает высказывание «трагическое событие, унесшее жизни многих людей» (22,4 %). Незначительные расхождения прослеживаются в социальных установках россиян. Опрос жителей Орловской области в феврале 2014 г. показал, что Великая Отечественная война - это «трагическое событие, унесшее жизни многих людей» - 33,8 %; это «Великая победа наших отцов и дедов» - 33,6 %; «героический подвиг советского народа» - 26,1 % (табл. 1).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос:
«В Вашем понимании Великая Отечественная война - это...»
Варианты ответов Беларусь Россия
2013 2014
Великая победа наших отцов и дедов 36,9 33,6
Героический подвиг советского народа 25,0 26,1
Трагическое событие, унесшее жизни многих людей 22,4 33,8
Таким образом, на уровне социальных представлений как социального компонента исторической памяти патриотизм и героическая тематика концентрированно выражены у жителей Беларуси.
Основаниями для формирования представлений о Великой Отечественной войне, по мнению опрошенных россиян, являются знания, полученные в школе (31,3 %); полученные в семье (30,1 %); полученные из разных источников (15,9 %); полученные в процессе общения с ветеранами/посещения музеев (9,8 %). Половина опрошенного населения считает, что их уровень знаний по событиям Великой Отечественной войны находится на уровне школьно-го/вузовского курса; треть опрошенных отмечает, что их объем знаний чуть выше среднестатистического. Следовательно, по мнению россиян, их социальные представления о Великой Отечественной войне находятся на школьном уровне. Показательными на этом фоне являются результаты опроса, в соответствии с которым россияне предпочитают, чтобы все темы в школьных учебниках истории рассматривались в равной степени (58 %), и только 10 % останавливают свой выбор на событиях Великой Отечественной войны [2].
206
Н. В. Проказина
Сравнительный анализ показывает, что у белорусов и россиян сформированы идентичные представления о празднике Победы (табл. 2).
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Праздник 9 мая для Вас - это...»
Варианты ответов Беларусь 2013 Россия 2014
День памяти и скорби 46,5 42,8
Праздник ветеранов войны 28,5 25,0
Государственный официальный праздник 20,9 15,8
Всенародный праздник для стран бывшего СССР 16,4 16,5
День Победы - 9 мая ассоциируется как «день памяти и скорби», «как праздник ветеранов войны». Однако представления о 9 мая как всенародном празднике для стран бывшего СССР постепенно вытесняется из массового сознания, что снижает интеграционный потенциал исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Таким образом, на уровне социальной памяти как социальных представлений о прошлом не наблюдается существенных расхождений, что позволяет признать идентичность сформированных представлений в массовом сознании жителей Беларуси и России.
Коммуникативная память как компонент исторической памяти о Великой Отечественной войне представляет собой социальные установки, объединенные аффектами, эмоциями, предметным содержанием, каналами и источниками информации.
В 2004 г. 90 % населения России отмечали, что интересуются темой Великой Отечественной войны. В 2014 г. региональное исследование показало, что 59,6 % опрошенных интересует тема Великой Отечественной войны, 30,2 % отметили, что они не интересуются, но и не игнорируют возможность получения информации о Великой Отечественной войне.
У населения Беларуси и России идентичны основные источники формирования знаний и представлений о Великой Отечественной войне (табл. 3).
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос:
«Источники знаний о Великой Отечественной войне»
Варианты ответов Беларусь 2013 Россия 2014
СМИ 35,3- белорусские 8,4 - российские 29,0
Учебные заведения 36,0 25,0
Встречи с ветеранами 20,6 21,0
Музеи, воинские мемориалы, документальные 53,4 33,3
фильмы
Художественная литература 31,4 34,0
Кинофильмы, театральные спектакли 52,6 43,5
Историческая память о Великой Отечественной войне...
207
Можно выделить некоторые различия, проявляющиеся в оценке населением значимости того или иного источника, однако основополагающими выступают кинематограф; СМИ; посещение музеев, воинских мемориалов и просмотр документальных фильмов; художественная литература.
С историей войны россияне, прежде всего, соприкасаются благодаря просмотру фильмов: так, в течение последнего года 86 % респондентов смотрели кино, посвященное событиям 1941-1945 гг. К военной литературе россияне обращаются значительно реже: о том, что читали в этот период книги о войне, сообщили только 30 % опрошенных. Чаще всего читают военную литературу пожилые люди (36 % старше 60 лет), нежели представители среднего возраста (21 %) [6].
Коммуникативная память включает в себя и эмоциональный компонент, который характеризует факт психологического переживания отношения к событиям Великой Отечественной войны.
Эмоциональная окраска событий Великой Отечественной войны у населения России и Беларуси совпадает. Великая Отечественная война вызывает чувство гордости за страну, победившую фашизм; чувство благодарности участникам войны, спасшим страну от порабощения; чувство горечи за огромные жертвы, понесенные нашим народом (табл. 4).
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Какие чувства Вы испытываете в связи с юбилеем Победы (Беларусь 2013 - ... с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков)
Варианты ответов Беларусь 2013 Россия 2014
Чувство гордости за страну, победившую фашизм 21,0 47,8
Чувство горечи за огромные жертвы, понесенные нашим народом 15,9 17,5
Чувство благодарности участникам войны, спасшим 37,8 33,8
страну от порабощения
Чувство радости, что живу в мирное время 15,5 -
Другое 9,8 0,9
Показательным для анализа коммуникативного компонента социальной памяти является контент-анализ рисунков, который показал, что у современных школьников сформирован экзистенциальный страх войны.
Диана, 10 кл.: война - это боль, слезы, потери, страх;
Анастасия, 10 кл.: война губит невинных людей;
10 кл. - война уносит жизни, война разрушает все вокруг. Люди, живите мирно!
Один из десятиклассников процитировал стихотворение А. Т Твардовского, характеризующее весь трагизм Великой Отечественной войны:
208
Н. В. Проказина
Я убит под Ржевом
Точно в пропасть с обрыва, И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире До конца его дней Ни петлички, ни лычки С гимнастерки моей.
В безымянном болоте В пятой роте на левом При жестоком налете. Я не видел разрыва,
Я не видел той вспышки.
(А. Т. Твардовский)
Таким образом, Великая Отечественная война в представлениях современных школьников ассоциируется не только с героическим подвигом народа, но и с жертвами и потерями.
Незначительная часть рисунков на тематику Великой Отечественной войны связана с современными локальными войнами и конфликтами. Появление рисунков современной тематики демонстрируют ощущение неустойчивости мира и его сложность.
На подавляющем большинство рисунков (63 %) изображена военная техника - танки, самолеты. Это свидетельствует о том, что популярные игры о Великой Отечественной войне технократического содержания - «World of Tanks» и др. - способствуют формированию представлений о войне, а сами игры выступают источником воспроизводства исторической памяти. Следует отметить, что гендерные отличия в воспроизводстве боевой техники сглажены, подробно прорисовывают детали как юноши, так и девушки.
На военную тему говорят в семьях 69 % граждан России. 35 % опрошенных встречались с ветеранами в 2014 г. и 38 % - в 2007 г. Места боевой славы, музеи и мемориалы посещали 30 % опрошенных, а могилы погибших воинов навещали 28 % участников опроса. Опрос, проведенный на региональном уровне, показал, что 49,5 % респондентов оказывали помощь ветеранам, участникам и свидетелям тех событий.
Активно используются новые каналы и технологии для воспроизводства исторической памяти и формирования представлений о Великой Отечественной войне.
В СМИ складывается ситуация, когда трансформируются и радикально пересматриваются события и итоги Великой Отечественной войны. Такая ситуация обусловливает необходимость просветительской и информационной деятельности, направленной на различные социальные группы для формирования представлений, образов и установок о событиях и значении Великой Отечественной войны.
Проведенный пилотажный анализ культурных, социальных и коммуникативных компонентов исторической памяти о Великой Отечественной войне показывает, что основным эмоциональным фоном и белорусов, и россиян выступают чувства гордости за страну, победившую фашизм, благодарности участникам и горечи от огромных жертв. Доминирующими установками являются героическая тематика и патриотизм.
Следует признать, что сегодня идет принципиально новый этап сохранения и воспроизводства памяти о Великой Отечественной войне. Ситуация
Историческая память о Великой Отечественной войне...
209
осложняется и тем, что непосредственные носители памяти о войне уходят, и от воплощения памяти в тех, кто выступает ее носителями и находит для нее новые употребления, во многом зависит содержание исторической памяти о Великой Отечественной войне у жителей Беларуси и России.
Современные общества активно используют возможность сознательного управления конструированием социальной реальности, поэтому задача запоминания, сохранения и воспроизведения исторической социальной памяти о Великой Отечественной войне остается актуальной.
Литература
1. Артог, Ф. Время и история / Ф. Артог // Анналы на рубеже веков : антология. - М., 2002. - С. 147-168.
2. Пресс-выпуск № 2368 «О чем писать в учебниках истории Отечества» [Электронный ресурс]. - 09.08.2013. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114343. - Дата доступа: 23.07.2014.
3. Пресс-выпуск № 2697 «Великая Отечественная война в рассказах и фильмах» [Электронный ресурс]. - 18.06.2014. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114864. -Дата доступа: 23.07. 2014.
4. Проказина, Н. В. Социологический подход к изучению исторической памяти о Великой Отечественной войне / Н. В. Проказина // Казанская наука. - 2014. - № 7. - С. 202-205.
5. Российская социологическая энциклопедия. - М., 1999. - 672 с.
6. Тощенко, Ж. Т. Парадоксальный человек / Ж. Т. Тощенко. - М., 2001. - 398 с.
N. V PROKAZINA
HISTORICAL MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
in the public consciousness of Belarus and Russia residents
Summary
This paper presents a sociological approach to the study of the historical memory of the Great Patriotic War. There were identified three components of historical memory: cultural, social and communicative memory. Based on the analysis of secondary data and the results of the research are the main manifestations and characteristics of the components of historical memory in the public consciousness of the inhabitants of Belarus and Russia.
Keywords: historical memory, cultural memory, social memory, communicative memory, the Great Patriotic War.
Поступила 22.09.2014 г.