Научная статья на тему 'Историческая необходимость и задачи патриотического воспитания курсантов военно-учебных заведений (1967-1985 гг. )'

Историческая необходимость и задачи патриотического воспитания курсантов военно-учебных заведений (1967-1985 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТ / СССР / "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / PATRIOTIC EDUCATION / THE CADET / THE USSR / COLD WAR / THE MORAL AND PSYCHOLOGICAL FACTOR / INTERNATIONALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лидер Н. В.

В статье автор, исходя из того, что армия это часть общества, анализирует внутриполитические и внешнеполитические процессы, происходящие в исследуемый период в Советском Союзе, выделяя ряд основных факторов, определивших историческую необходимость патриотического воспитания курсантов военно-учебных заведений. При этом автор ставит знак «равно» между патриотическим и военно-патриотическим воспитанием, т.к. для военного человека одно без другого не существует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical necessity of patriotic education of cadets in military educational institutions (1967-1985)

In the article, the author, specifying the army is a part of a society, analyzes home policy and foreign policy processes, occurring in the investigated period in the Soviet Union, allocating a number of the major factors, which have defined historical necessity of patriotic education of cadets of military educational institutions. Thus, the author puts a sign equally between patriotic and military patriotic education as for the military person one without another does not exit.

Текст научной работы на тему «Историческая необходимость и задачи патриотического воспитания курсантов военно-учебных заведений (1967-1985 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

УДК 355:002

Н. В. ЛИДЕР

Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого

ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (1967-1985 гг.)____________________________________________

В статье автор, исходя из того, что армия — это часть общества, анализирует внутриполитические и внешнеполитические процессы, происходящие в исследуемый период в Советском Союзе, выделяя ряд основных факторов, определивших историческую необходимость патриотического воспитания курсантов военно-учебных заведений. При этом автор ставит знак «равно» между патриотическим и военно-патриотическим воспитанием, т.к. для военного человека одно без другого не существует.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, курсант, СССР, «холодная война», морально-психологический фактор, интернационализм.

Армия всегда, во все времена воспитывала воина, гражданина, патриота. Для воина патриотизм является не только правом, но и обязанностью, хотя и почетной, но тяжелой, которую в меру своих сил должен нести каждый. Патриотическое воспитание воинов, по сути, является военно-патриотическим, одно без другого не существует, в отличие от патриотического воспитания гражданского населения.

В советский период понятие «патриотизм» было сильно идеологизировано. Из нравственной категории патриотизм был искусственно переведен в категорию политическую, классовую и даже экономическую. Это придавало особую значимость процессу патриотического воспитания будущих офицеров.

Задачи патриотического воспитания курсантов формировались под влиянием целого ряда факторов, вытекавших из объективных потребностей общественного развития СССР в 1967—1985 гг.

I. Военно-стратегические факторы, вытекающие из наличия военной опасности.

В исследуемый период существовала реальная опасность со стороны США и НАТО, делавших ставку на силовые методы разрешения мировых конфликтов, стремившихся к военному превосходству. Конечно, сейчас много обвиняют советское руководство в классовой зашоренности, отсутствии гибкости, излишней замилитаризованности общества, и это действительно было, но и угроза была настоящая, не надуманная.

Уже в 1945 г. была разработана секретная директива Комитета начальников штабов США № 1496/2, в которой СССР рассматривался уже не как союзник, а как враг номер один и войну с ним надо вести ядерным оружием [1]. С этого времени в США стали разрабатываться планы ядерной войны против СССР, о существовании которых советское общество узнало в 70 — 80 годы. Первый такой план, получивший кодовое название «Тоталити» (конец 1945 г.) предусматривал бомбардировку 17 городов СССР, включая Москву, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Ташкент и др. Вслед за этим были разработаны и другие планы использования

атомного оружия: «Бройлер», «Кросспис», «Чарио-тир», «Когвилл» и др. Масштабы этих планов расширялись по мере накопления ядерных боеприпасов и их носителей.

И в исследуемый автором период военная стратегия США была далека от мирных целей. А. В. Неделин в своей статье [2] выделяет следующие периоды эволюции военно-стратегических концепций США.

— В 1969 г. президент Р. Никсон выдвинул новую национальную военно-политическую стратегию «реалистического сдерживания» («устрашения»). Положения новой стратегии учитывали установившийся паритет между СССР и США в стратегических ядерных силах и давали объективную оценку катастрофических последствий их применения. Но, несмотря на это, в рамках реализации этой стратегии Соединенные Штаты начали гонку вооружения в качественной области, например, в 1970 г. на боевое дежурство в США были поставлены МБР «Минитмен-3», оснащенные первыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН, MIRV) [3]. В соответствии с концепцией «синей воды» проходила модернизация ВМС, повышение их технической оснащенности, огневой мощи и автономности, внедрение кораблей с атомными энергетическими установками [4].

— В 1977 г. была введена в действие военнополитическая стратегия «компенсирующего противодействия» президента Дж. Картера — президентская директива PD № 18. Постулаты этой стратегии и характер отношений с Советским Союзом свидетельствовали о сохранении курса прямой конфронтации и подготовки к военным действиям [5].

— В 1981 г. была принята стратегия Р. Рейгана «прямого противоборства между СССР и США в глобальном и региональном масштабе». Американские исследователи П. Принчл и У. Аркин отмечали «при Рейгане уже больше не осторожничают, не притворяются, будто у Соединенных Штатов нет планов стереть Советский Союз с лица земли... Нет больше разговоров о том, чтобы пощадить города противника и объявить целями только военные объекты. Администрации Рейгана чужда подобная щепетильность» [6].

Делается ставка на военную мощь, на форсирование материальной подготовки к войне против СССР, других социалистических стран. Важная роль отводится ведению психологической войны, использованию тайных операций. Переговоры с СССР рассматриваются как способ выигрыша времени для наращивания вооружения и как средство для оказания политического давления на СССР.

Таким образом, несмотря на то, что отношения между СССР и США в разные периоды времени имели разный характер, цели, содержание, направленность военной политики Соединенных Штатов оставалась неизменной. Правительство Советского Союза в своей военно-политической деятельности не могло не учитывать наличие реальной опасности и должно было заботиться о соответствующей подготовке Вооруженных Сил. А наличие яркого и реального образа врага только способствовало эффективности патриотического воспитания.

II. Идеологические факторы, вытекающие из противоборства двух идеологий - коммунистической и капиталистической.

«Холодная война» в области идеологии представляла собой идейно-психологическую подготовку к войне. Конечная цель идеологической деятельности США и их союзников — развал СССР, уничтожение его как сверхдержавы. И если советское руководство постоянно делало шаги в направлении нормализации отношений, то западные страны не только к этому не стремились, но и использовали все имевшиеся способы для уничтожения противника, как легальные, так и нелегальные. Американский журналист Дж. Скотт в книге «Политическая война» откровенно пишет: «Основная цель разрушительной политической войны заключается в том, чтобы ослабить, а если возможно и уничтожить противника с помощью дипломатических маневров, экономического давления, информации и дезинформации, провокаций и запугивания, саботажа и террора, путем изолирования противника от его друзей, от тех, кто его поддерживает» [7].

Правда, надо отметить, что и ряд внутриполитических акций Советского правительства способствовали идеологическим компаниям США и их союзников. Так, например, миф о советской военной угрозе начинается муссироваться в связи с вводом советских войск в Чехословакию в августе 1968 г. В 1969 г. в связи с конфликтом между СССР и КНР начинается новый этап использования мифа о советской военной угрозе. А после ввода войск в Афганистан в декабре 1979 г. вокруг СССР и ряда его союзников образовался своеобразный идеологический вакуум.

Все это заставляло наше правительство уделять особое внимание подготовке страны к возможной войне. Об этом постоянно говорилось на самом высоком уровне. В 1982 г. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов на Всеармейском совещании секретарей партийных организаций высказывал аналогичные мысли, указывая на то, что «было бы непростительной ошибкой недооценивать реальную опасность, исходящую от империалистических сил», и хотя Советский Союз «неуклонно проводит линию укрепления мира, которая ясно и четко выражена XXVI съездом партии» не следует считать «последовательное миролюбие СССР... признаком слабости. Оно отнюдь не исключает, а, наоборот, предполагает постоянную заботу о безопасности страны. .Советский Союз принимал и будет принимать необходимые меры по поддержанию на должном уровне своей обороноспособности, боевой мощи и боеготовности Вооруженных Сил» [8].

III. Факторы, вытекающие из происходящей в военном деле революции.

Эта революция вызвала изменения характера воинского труда и военно-технического характера современной войны. Например, советская военная авиация стала сверхзвуковой, реактивной, ракетоносной. Основными направлениями преобразования Военно-Морского Флота являлись: строительство атомного подводного флота, внедрение ракетного и ядерного оружия, радиоэлектроники, автоматизированных систем управления боевой техникой и оружием и др. Основу боевого могущества Советской Армии и Военно-Морского Флота в 60 — 70 гг. составляли Ракетные войска стратегического назначения. Они предназначались для решения стратегических задач в ядерной войне [9].

Советская военная теория исходила из того, что динамичность и маневренность боевых действий, резкие изменения обстановки, сложность управления войсками, отсутствие сплошного фронта и наличие открытых флангов, многообразие и сложность боевой техники, задач и условий их выполнения, интеллектуальный, творческий и коллективный характер воинского труда требовали отличных и прочных знаний, умений и навыков. Высоких профессионально-боевых, идейно-политических, моральнопсихологических и физических качеств, быстроты и четкости мышления, особенного самообладания и строгой дисциплины защитников Родины.

Такая война требовала заблаговременной подготовки личного состава армии и флота к реально возможным военным испытаниям.

IV. Морально-психологические факторы, вытекающие из специфики социально-экономического и политического развития страны в этот период.

Курс на стабильность привел к утрате духовного организующего начала, которое задавало импульс движению к социально и нравственно значимым целям. В предыдущие годы эти цели создавали особый настрой в общественной жизни, позволяли подниматься над повседневностью. К началу 70-х гг. таких целей не оказалось. Прежние были дискредитированы разрывом между лозунгами и реальной жизнью. Новые цели не имели такой духовно-нравственной силы. Это проявилось в ряде черт морально-психологического состояния молодежи.

1. Герой знаменитой в тот период документальной ленты «Легко ли быть молодым?» признается: «Я не знаю ни одной такой идеи, чтобы стоило биться головой о стенку, бороться». Оскуднение духовной сферы в 70-е гг. вело к распространению потребительских настроений. Потребительство влияло и на формирование ценностных ориентиров. В крупных городах, среди студентов, интеллигенции и части рабочих возникала «иллюзорная система социальных перемещений», в основе которой было наличие ряда материальных благ: импортная одежда и обувь, радиоаппаратура и видеотехника, изделия из драгоценных металлов. Иждивенческая психология отразилась и на отношении к труду части молодежи. По данным социологического исследования, примерно каждый пятый опрошенный стремился избрать такой вид профессиональной деятельности, в рамках которого можно было бы работать, не слишком утруждая себя, и, в то же время, пользоваться многими благами [10]. Такие понятия, как «честь», «долг», «совесть», в 70-е гг. подверглись девальвации.

2. На эти годы приходится один из этапов развития пацифистских настроений в нашей стране. А. П. Волков и С. В. Галдобина назвали период с середины 60-х

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

до середины 80-х гг. «инкубационным», «когда многие представители пацифизма внешне поддерживали официальный курс, но в «душе» (в отличие от отдельных представителей, таких как академик А. Д. Сахаров) ждали лучших для себя времен» [11].

Наличие подобных настроений отмечалось на высшем уровне. Так, одной из причин принятия в 1967 г. постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» стало наличие антиармейских настроений в обществе. «ЦК КПСС считает ., что в устной и печатной пропаганде, художественной литературе, кинофильмах, радио- и телевизионных передачах военно-патриотическая тема не получила достойного отражения, в отдельных произведениях литературы и искусства допускаются элементы пацифизма, поверхностно освещается роль армии и флота» [12].

3. Имели место антисоветские настроения и действия среди молодежи. Надо сказать, что эта тема не только долгое время была закрыта для широкой огласки, но еще и сегодня является одной из наименее изученных в истории советского общества.

А. П. Волков и С. В. Галдобина в своей монографии раскрывают картину проявлений антисоветской деятельности в этот период, основываясь на многочисленных архивных документах [13]. В этих документах приводится множество примеров «антиконституционной» деятельности молодежи, в том числе и по созданию антисоветских организаций. Например, в то время появились организации фашистского и неофашистского толка: «Революционная партия интеллектуалов» в Нижнем Тагиле, «Союз борцов прогресса» в Хабаровске, группа «Зондеркоманда СС» в Шуе и т.д.

Воспитательные органы Советской Армии не могли не учитывать наличие таких морально-психологических процессов в молодежной среде. Хотя для военно-учебных заведений подобные настроения не были столь характерны. Это связано и с требованиями, предъявляемыми к кандидату, поступающему в военные училища, и со спецификой воинского труда.

V. Интернациональные факторы, вытекающие с одной стороны из многонационального состава СССР, а с другой — из союзнических обязательств Советского государства перед странами организации Варшавского договора.

Заметим, что в Советском Союзе патриотизм был органично слит с интернационализмом, а воспитание молодежи, в том числе и армейской, было интернационально-патриотическим.

Несмотря на все официальные заявления советского руководства типа СССР — «это могучий, здоровый организм», что в нем совместными усилиями находят «все более успешные пути сочетания общих интересов сотрудничества с интересами каждой из входящих в него стран» [14], для данного периода характерно было обострение национальных отношений.

На самом высоком уровне задачи национальной политики формулировались в самом общем виде: непримиримость к национализму и шовинизму, национальной ограниченности и кичливости, изживание неклассового подхода к оценке исторических событий, проявление местничества [15]. Т.е. говорилось о важности интернационального воспитания много, а проблемы такого воспитания упрощались, сводились к надуманным компаниям и юбилейным мероприятиям, отрывались от национальной проблематики, от национальных ценностей и запросов каждого народа.

В результате в различных регионах нашей страны (Прибалтика, Средняя Азия, Кавказ, Закавказье и др.) активизировались националистические проявления. Активным участником этого процесса была молодежь.

В этих условиях целенаправленная работа по патриотическому воспитанию, как в Вооруженных Силах, так и во всей многонациональной стране могла дать возможность объединить населений страны для совместной защиты своего государства, этому учил и опыт Великой Отечественной войны.

Суть коммунистической идеологии обязывала оказывать помощь в любой форме народам и странам, вставшим на путь борьбы с капитализмом за свою независимость. Поддержка народов стран Азии, Африки, Латинской Америки, ввод войск в Чехословакию в 1968 г., в Афганистан в 1979 г. — все это вызывало необходимость расширения интернационального воспитания личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота. При этом солидарность должна была предполагать не только моральную, финансовую, продовольственную помощь, но и готовность к вооруженной защите интересов этих народов.

Таковы, на наш взгляд, основные факторы, определившие историческую необходимость патриотического воспитания будущих офицеров. Армии — часть общества, поэтому все, что происходит в нем, определяло учебно-воспитательный процесс в военно-учебных заведениях, в том числе и задачи патриотического воспитания. Используя конкретноисторический подход, перечислим основные из них в формулировках того времени.

1. Воспитывать чувства национальной гордости, беспредельной любви к Родине, к странам социализма, высокую личную ответственность за их военную и идеологическую защиту.

2. Формировать марксистко-ленинское мировоззрение, глубокую идейную убежденность и политическую бдительность, прочную морально-психологическую устойчивость и высокие морально-политические качества.

3. Воспитать стремление совершенствовать военнопрофессиональное мастерство, прививать гордость за службу в рядах Советских Вооруженных Сил, поддерживать и развивать их боевую мощь, воспитывать любовь и уважение к армиям дружественных стран, к силам национально-освободительного движения.

4. Воспитывать верность революционным, боевым и трудовым традициям Коммунистической партии, советского народа и его Вооруженных Сил.

5. Разъяснять вопросы войны и мира, показывать реакционную и агрессивную сущность империализма и примыкающих к нему сил. Воспитывать ненависть к классовым врагам социализма, международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения.

6. Воспитывать стремление к хорошему знанию военного дела, к совершенному владению боевой техникой и оружием, к обладанию физической выносливостью, способностью стойко переносить все тяготы и лишения военной службы.

Однако отметим, что не всегда официальные задачи патриотического воспитания курсантов военноучебных заведений определялись исторической необходимостью. Во-первых, за исследуемый период произошло много событий как внутриполитических, так и на международной арене, но зачастую задачи патриотического воспитания их не учитывали (например, разрядка 70-х гг.). Во-вторых, заорганизован-

ность, формализм, разрыв между словом и делом приводили к протесту со стороны молодых людей, формировали равнодушное, а порой и просто негативное отношение к мероприятиям, которые проводились с целью патриотического воспитания.

Таким образом, задачи патриотического воспитания будущих офицеров были исторически обусловлены целым рядом факторов, вытекавших из особенностей военно-профессиональной деятельности, внутренней и внешней политики страны, ее положения на международной арене. Не все факторы получали достаточную огласку в официальных документах, в средствах массовой информации, но все проявлялись в той или иной степени на местах, т.е. непосредственно в процессе обучения и воспитания курсантов. И здесь уже многое зависело не только от руководства центральных органов управления государством и Вооруженными Силами, но и от работы соответствующих органов по патриотическому воспитанию на местах.

Библиографический список

1. Сибирский Б.Н. Ядерный блицкриг США / Б.Н. Сибирский // Военно-исторический журнал. — 2003. — № 5. — С.36.

2. Неделин А.В. «Ядерный век открыл двери новому периоду истории...» / А.В. Неделин // Военно-исторический журнал. —

1999. - № 6. - С. 41.

3. Неделин А.В. «Ядерный век открыл двери новому периоду истории.» / А.В. Неделин // Военно-исторический журнал. —

2000. — № 1. — С. 57.

4. Арбатов А.Г. Безопасность в ядерный век и политика Вашингтона / А.Г. Арбатов. — М. : Политиздат, 1980. — С. 93.

5. Тимохин П.П. Военно-силовая политика США / П.П. Ти-мохин. — М. : Воениздат, 1987. — С. 154—155.

6. Там же. — С.156.

7. Стрепетов В. Дезинформация в идеологической борьбе империализма / В. Стрепетов // Коммунист Вооруженных Сил. — 1974. — № 3. — С. 80.

8. Коммунист Вооруженных Сил. — 1982. — № 11. — С. 9.

9. Бабаков А.А. Вооруженные Силы СССР после войны (1945— 1986 гг.): История строительства / А.А. Бабаков. — М. : Воениздат, 1987. — С. 156— 157.

10. Ильинский И.М. Наш молодой современник: вопросы мировоззренческого воспитания / И.М. Ильинский // Социологические исследования. — 1987. — № 2. — С. 18.

11. А.П. Волков. Подготовка молодежи к защите Родины: 1961—1991 гг.: исторический опыт, проблемы / А.П. Волков, С.В. Галдобина. — М. : ВУ, 2007. — С. 14.

12. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: Документы 1917—1981. — М. : Воениздат, 1981. — С. 448.

13. А.П. Волков, С.В. Галдобина. Указ. соч. — С. 64 — 68.

14. Доклад Ю.В. Андропова на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г., посвященном 60-й годовщине образования СССР // Справочник партийного работника. — Вып. 23. — М. : Политиздат, 1982. — С. 148.

15. См., например: Материалы XXIV съезда КПСС. — М. : Политиздат, 1974. — С.75.

ЛИДЕР Наталья Владимировна, аспирантка кафедры отечественной истории Омского государственного технического университета, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Омского танкового инженерного института им, Маршала Советского Союза П, К, Кошевого,

E-mail: N-V-Lider@rambler,ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2009 г.

© Н. В. Лидер

УДК 908 (571 53) (092) Н. М. БЕЛОБОРОДОВА

Усть-Ордынская СОШ № 2 им. И. В. Балдынова, п. Усть-Ордынский

О СЕМЬЯХ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ ПРЕДБАЙКАЛЬЯ___________________________________________

В статье представлена история заселения отдельных русских семей Предбайкалья. В основе написания лежат собственные полевые исследования автора, неопубликованные архивные материалы, работы ученых. Вы познакомитесь с разными сторонами жизни семей сибирского крестьянства. Результаты исследования представлены на международных и региональных конференциях, всероссийских конкурсах педагогических программ в сфере образования и культуры. Материал адресован историкам, филологам, этнографам.

Ключевые слова: русские, старожилы, Предбайкалье, потомки.

Во время экспедиций наше внимание привлекли семьи потомков русских старожилов Предбайкалья, история жизни которых ведет свою летопись начиная с XVII — XIX в. Их воспоминания в некоторой степени дополняют историческую картину заселения русскими Сибири.

Весьма интересные сведения о своей родословной представил уроженец с.Куяда Усов П. П.: «Ну вот, что Куяда. Она образовалась очень давно. Дед, прадед

тоже родился в Куяде, прапрадед — все, рождённые в Куяде. Есть такая легенда, что в смутное время, в начале XVII века наши куядцы, в том числе Усовы, пришли из Подмосковья. .у мня родители. дед. грамотные. Ну, какое церковно-приходское (образование). у мня дед. рассказывал ему прадед. что вот ушли, когда вот в Подмосковье, где там жили. не было же никакого порядка. оне были крестьяне, это очень трудно жилось. прийдёт поляк — грабит, а

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.