Научная статья на тему 'Истоки системы медицинского обслуживания организованного контингента девушек-подростков в Казанской губернии'

Истоки системы медицинского обслуживания организованного контингента девушек-подростков в Казанской губернии Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ / ПОДРОСТКИ / ТАТАРСТАН / HUMAN / MANDATORY TESTING / ADOLESCENCE / TATARSTAN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки системы медицинского обслуживания организованного контингента девушек-подростков в Казанской губернии»

УДК 61 (091)

ИСТОКИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННОГО КОНТИНГЕНТА ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ В КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

(на примере Родионовского института благородных девиц)

Т.И. Садыкова

Кафедра общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением (зав. каф. — чл.-корр. АНТ, проф. И.Г. Низамов) Казанской государственной медицинской

академии последипломного образования

Казанский Родионовский институт благородных девиц был открыт в 1841 г. для обучения дочерей дворян, купцов и духовенства на средства, завещанные помещицей А.Н. Родионовой, и находился в ведомстве "собственной его императорского величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии". Целью института являлась подготовка домашних учительниц и наставниц. Первоначально планировалось обучать 60 воспитанниц в трех классах с двухгодичным курсом в каждом. В 1860-х годах институт был преобразован в семиклассный, число же воспитанниц увеличено до 150—170 человек1 . Согласно именным спискам учащихся, они были в возрасте от 10 до 20 лет, несколько девочек поступили в институт в 9-летнем возрасте. Воспитанницы содержались в заведении за счет сумм ведомства (они назывались штатными или казеннокоштными), родителей (своекоштными) и за счет процентов с чьих-либо капиталов (стипендиатками)2 .

Первым врачом института, занимавшим эту должность в течение 23 лет3, был Иван Степанович Дмитриевский (1804—1866), адъюнкт терапевтической клиники Казанского университета [2]. В его функции входили наблюдение за здоровьем учащихся, лечение их в институтском лазарете, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, организация консультаций специалистов, а также госпитализация девушек в клинику Казанского университета, если таковая была необходима.

1 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1379, л. 3—4.

2 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1708, л.1—9.

3 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №471, 9 л.

4 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №116, 23 л.

5 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1218, л. 34-36.

6 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2172, л. 28.

7 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1218, л. 41—42.

8 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1847, л. 11.

9 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №516, л. 9.

10 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1059, л. 2.

11 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2586, л. 1—3.

Оплата лечения в клинике производилась "вперед"4.

Лазарет при самом институте имел 18 кроватей для общесоматических, 7 кроватей для инфекционных больных и был расположен в двух каменных пристройках5. Система отопления состояла из колориферных печей, имелись водопровод, баня, ванна. Медицинский персонал помимо врачей состоял из 2 фельдшериц и прислуги из 3 человек.

Во время эпидемий скарлатины, дифтерии и натуральной оспы предписывалось приглашать второго врача для "заведывания лазаретом для заразных больных"6. Приходилось также увеличивать число коек за счет уплотнения имеющихся помещений и использования приспособленных комнат — квартир классных дам7.

Полноценное наблюдение за ростом и развитием учащихся, а также их лечение осуществлять было достаточно непросто, поэтому приглашали врачей-консультантов из числа ведущих профессоров медицинского факультета Казанского университета. Если основные врачи института были преимущественно терапевтами, то штатными консультантами выступали профессора — хирурги, офтальмологи, акушеры-гинекологи. За воспитанницами постоянно наблюдал зубной врач. Врач института, фельдшера и надзиратели лазарета имели ежемесячные оклады, консультанты работали безвозмездно, дантист же "получал на разъезды"8. Судя по сохранившимся архивным материалам, одним из первых консультантов стал в 1868 г. профессор кафедры оперативной хирургии Франц Осипович Елачич9. С 1885 по 1889 г. консультантом по хирургическим болезням был профессор госпитальной хирургической клиники Казанского университета Николай Иванович Студенский10, в 1909—1914 гг. — профессор кафедры патологии с десмургией Николай Александрович Геркен 11. С 1882 по 1906 г., врачом-консультантом по глазным болезням работал профессор кафедры

офтальмологии Казанского университета Емилиан Валентинович Адамюк12, его сменил ученик, приват-доцент, а затем профессор кафедры офтальмологии Александр Григорьевич Агабабов13. С 1906 по 1914 г. врачом-консультантом по внутренним болезням был профессор факультетской терапевтической клиники Алексей Николаевич Казем-Бек14. В 1881 г. зубным врачом при институте был определен дантист Готлиб Андреевич Цей-нер, германский подданный, проработавший в институте до 1918 г.15.

Конец Х1Х — начало XX века является периодом сформировавшейся и наиболее рациональной системы медицинского обслуживания девушек-воспитанниц Родионов-ского института. В эти годы руководство учреждения сочло необходимым пригласить для наблюдения за воспитанницами специалиста по "женским болезням"16. В 1885— 1899 гг. им был Николай Николаевич Феноменов — профессор акушерства и женских болезней [1], а после его отъезда в Санкт-Петербург с 1900 по 1907 г. — профессор Вик-ториан Сергеевич Груздев17.

Специальности штатных консультантов регламентированы лишь в материалах дела "Об учреждении должности врачей-консультантов при Институте по внутренним, хирургическим и глазным болезням"18. Согласно им, 26 апреля 1906 г. было утверждено положение по должностям врачей-консультантов при губернских институтах ведомства учреждений императрицы Марии: "...чтобы их число не превышало 3 на каждый институт: по внутренним, по хирургическим, по глазным болезням".

С 1866 по 1879 г. врачом института работал профессор Михаил Васильевич Николь-ский19, имевший опыт работы в 1-й Казанской гимназии. С 1883 по 1894 г. на должность врача был приглашен профессор кафедры терапии Казанского университета Михаил Аристархович Хомяков20, после

12 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №827, л.1; НА РТ Ф.977, оп.Совет, дело №6957, л. 1.

13 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2389, л.1—2.

14 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2341, л. 2—3.

15 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №820, л.1—89.

16 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1645, л.1—3.

17 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1847, л.1 — 16.

18 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2395, л.1—4.

19 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №472, л.1—14.

20 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №947, л.1—2).

21 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1518, л.1—3.

22 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2035, л.1—119.

23 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №3311, л.1 —8.

24 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1379, 27 л.

смерти которого с августа 1894 по 1902 г. эту должность занимал профессор госпитальной терапевтической клиники университета Николай Иванович Котовщиков21, а с 1902 по 1917 г. — Константин Абрамович Грачев22. В 1917 г. на должность врача института пригласили Георгия Ивановича Перекропова — врача Казанской 1-й мужской гимназии23.

В годы работы в Родионовском институте М.А. Хомякова стала правилом подготовка ежегодных медицинских отчетов об организации медицинского обслуживания и состоянии здоровья воспитанниц, направляемых главному медицинскому инспектору ведомства учреждений императрицы Марии. Данные отчеты представляют несомненный интерес, так как отражают не только развитие медицинского обслуживания и проблемы здоровья воспитанниц, но и взгляды врачей, консультантов, передовой общественности на систему охраны здоровья девушек-подростков. Так, в "Медицинском отчете за время с 1 августа 1891 по 1 августа 1892 г. и ежемесячных сведениях по лазаре-ту"24 врач института пишет, что "в последние 10 лет произведены работы: устройство особого здания для бани, перестроен главный лазарет, устроен заразный лазарет, ватерклозеты и канализация, расширено помещение дортуаров и классов, которые все содержатся в отличном порядке и чистоте". Далее автор подчеркивает, что устроены "существеннейшие с гигиенической точки зрения особые комнаты для вечерних занятий", приведены данные о числе детей в классах, пространстве пола, кубическом содержании воздуха, площади естественного освещения. Дается подробное расписание учебного и внеучебного времени воспитанниц. Так, классных занятий дети имели от 22 часов в 7-м классе до 26 в 1-м классе в неделю, гимнастику и танцев — по 3,5 часа в неделю. Существенное внимание обращалось на последовательность уроков: ".ежедневно назначаются 3 урока по предметам, требующим умственного труда, все таковые уроки ставятся в утренние часы". Доктор озабочен недостаточным пребыванием учащихся на свежем воздухе. Он пишет: "ежедневно в хорошую погоду дети гуляют не более полутора часов, в плохую погоду — вовсе не гуляют. В последние годы количество прогулок увеличилось, так как устроен помост для гулянья, давший возможность отправлять детей на прогулку и в грязное время".

Произведенные серьезные изменения отражены в следующем отчете за 1892—1893

учебный год:25 "1. В главном корпусе устроена комната для амбулаторных больных, которые ранее принимались в лазарете. Ныне в определенные часы (утром, в переменах и пр.) больничные дамы приходят в главный корпус и здесь раздают детям лекарства и осматривают их. 2. Устроен зубоврачебный кабинет, а также производится наблюдение за тем, чтобы воспитанницы чистили зубы 2 раза в день - утром - под присмотром дежурных дам, вечером - классных дам. 3. Совет Института нашел средства выписать кресло и бор-машину из Берлина, а зубоврачебные инструменты из Америки: ныне зубной врач приезжает в Институт 2 раза в неделю и систематически осматривает зубы воспитанниц. Устроение зубоврачебного кабинета есть капитальное улучшение медицинской части в Институте. Зубоврачебные инструменты куплены на средства Института дантистом Института г. Цейнером лично во время поездки его в Чикаго ......".

По всем документам красной линией проходит мысль, впервые изложенная М.А. Хомяковым: "Здоровье воспитанниц должно исправлять не лекарствами, а лучшим распорядком жизни детей"26. С этой точки зрения особенно примечателен факт, что врачи института планомерно следили за учебным процессом и влиянием его на здоровье воспитанниц, имели возможность сокращать эти учебные нагрузки. Так, доктор Н.И. Ко-товщиков в 1894 г. просит совет института распустить 2-й класс, так как "вследствие влияния перенесенной инфлюенции большинство воспитанниц.....страдают малокровием, упадком сил, головокружениями"27.

Обращает внимание единство подходов, преемственность в профилактическом наблюдении и лечении воспитанниц, существовавшая между врачами и консультантами института. Все вновь поступающие осматривались специалистами. Практически половина принятых девушек нуждалась в оздоровительных и лечебно-реабилитационных мероприятиях. Особенно много среди них было девочек со стоматологической патологией. Лишь у 10% вновь поступавших не было кариозных зубов. В зависимости от состояния

25 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1441, 23 л.

26 НА РТ, Ф. №80, оп.1, дело№1218, л. 48.

27 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1483, 15 л.

28 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2172, 30л.; НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2244, л.11; НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2392,10 л.

29 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1586, 22 л.

30 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1441, 23 л.

здоровья подопечных назначались следующие лечебно-профилактические мероприятия: девушки "слабые" и с признаками неврастении (около 10%) принимали простые и соленые ванны, с анемией (от 6 до 20%)

— железо, с анемией и истощением (4—5%)

— мышьяк, с теми же заболеваниями (3— 33%) — тресковый жир, а 12—24% "нервным, при анемиях, слабости, бронхите" давали дополнительную порцию молока28.

В "Медицинском отчете за время с 1 августа 1894 г. по 1 августа 1895 г.29 приведена номенклатура болезней для детских больниц ведомства учреждений Императрицы Марии, согласно которой подавались отчеты. Данные (в абсолютных числах) рассчитывались по следующим классам болезней: I — заразные болезни; II — болезни чужеядные; III — общие расстройства питания; IV -болезни нервной системы; V — болезни органов кровообращения; VI — болезни дыхательных органов; VII — болезни органов пищеварения и брюшной полости; VIII — болезни печени; IX — болезни мочевых органов; X — болезни половых органов; XI — болезни глаза; XII — болезни уха; XIII — болезни кожи и подкожной клетчатки; XIV — болезни лимфатических сосудов, лимфатических и других желез; XV — болезни органов движения; XVI — повреждения; XVII— XVIII — опухоли; XIX — врожденные пороки развития; XX — болезни новорожденных; XXI — болезни неопределившиеся; XXII — доставленные в агонии.

Проанализировав медицинские отчеты о пролеченных в лазарете больных, количество "лазаретных дней", а также число амбулаторных больных и их посещений по поводу заболеваний, мы можем сделать выводы о том, что госпитализированная заболеваемость девушек составляла 1568—2552 %о , средняя длительность лечения — 5,1—10,2 дня, заболеваемость по обращаемости на амбулаторном приеме — 3465—4742 %о , посещений по поводу одного заболевания было сделано от 3,8 до 7,5.

О профилактическом наблюдении за учащимися было написано следующее: "Систематически 2 раза в год производится исследование состояния здоровья воспитанниц врачом института, консультантами-профессорами..., не считая осмотра нуждающихся в помощи"30. Начиная с 1910 г., в медицинских отчетах даются подробные сведения о работе врачей-консультантов. За период с 1910 по 1915 г. консультантов приглашали от 2 раз в год для осмотра воспитанниц до 65 раз при наличии тяжелобольных дифтерией, маля-

рией, паратифом, воспалением легких, эндокардитом, сепсисом, гнойным отитом, экземой и пр. Профессора Адамюк и Агаба-бов не только обследовали вновь поступавших детей и учащихся 2 раза в год, но и ежемесячно наблюдали больных с патологией органов зрения и назначали им профилактические мероприятия. Дантист Цей-нер один раз в 2 месяца осматривал состояние зубов воспитанниц и практически еженедельно приезжал для проведения лечения31. Медицинские отчеты о здоровье и полученном лечении воспитанниц заканчиваются периодом с 1 августа 1914 по 1 августа 1915 г. 32.

Особенное внимание как руководством ведомства, так и медицинской службой уделялось профилактике и лечению инфекционных болезней среди учащихся. Так, о каждом случае заболевания воспитанниц и персонала совет института отправлял сообщение главноуправляющему ведомства. В деле "О заболеваниях воспитанниц Института в 1888—1891 годах и меблировании запасного лазарета" 33 упоминалось о том, что в связи с эпидемией скарлатины, которой заболели 50 девочек, было создано скарлатинозное отделение - оба лазарета и две квартиры классных дам приспособили для больных, получена на заводе дезинфекционная печь и излагалась просьба о разрешении на роспуск некоторых классов и отсрочку занятий в случае необходимости. Врач института М.А. Хомяков даже ходатайствует о том, что в связи с нехваткой помещений в лазарете необходимо "построить рациональным образом новый лазарет, отказавшись от новых перекроек существующих лазаретов". Однако его прошение было отклонено опекунским советом учреждений императрицы Марии.

В деле "О раннем отпуске воспитанниц младшего класса в 1894 г." читаем, что перед роспуском младших классов на летнее время врач института запрашивал казанского губернского врачебного инспектора о состоянии заболеваемости инфекционными заболеваниями в Казанской губернии34 и получил ответ от и. о. врачебного инспектора доктора Мандельштамма, что "эпидемические болезни в настоящее время наблюдаются в

31 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2759, л.2-8.; НА РТ Ф.80, оп.1, дело №3059, л. 7.

32 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №3161, 6 л.

33 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1218, 75 л.

34 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1483, 15 л.

35 НА РТ, Ф.80, оп.1, дело №220, л.1—4.

36 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1218, л. 4).

37 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2094, 14 л.

следующих уездах Казанской губернии: Спасском — дифтерит, Царевококшайском — скарлатина, Цивильском — оспа и Ядринс-ком — корь".

С самых первых лет существования Ро-дионовского института персоналом уделялось большое внимание освещению кабинетов для занятий. При проектировке здания все окна учебных классов института были обращены на юг. Вопросы освещения и в переписке с различными инстанциями, и в медицинских отчетах занимают значимое место. Главный совет женских учебных заведений (г. Санкт-Петербург) направляет в 1858 г. письмо в совет Родионовского института благородных девиц35 в котором указывает, что употребляемые для освещения одного из институтов лампы найдены глазным врачом "крайне неудобными и даже вредными для зрения", "настоящее освещение классов и в прочих женских учебных заведениях также неудобно и для зрения детей вредно". Главный совет постановил обратить на этот предмет внимание местных начальств подведомственных ему заведений. Данный вопрос оставался злободневным еще не одно десятилетие. В 1888 г. врач института отправляет главноуправляющему канцелярии письмо и в нем благодарит за рекомендацию сочинения Кона, в котором прочитал "страшную картину школьных болезней и особенно болезней глаз, обусловленных несовершенством классной мебели и освещения"36. Далее он пишет: "У нас в институте принят двоякий способ освещения: керосином и свечами: коридоры, залы, столовая и проч. освещаются керосиновыми лампами и - считаю долгом сознаться - весьма экономно, классы же - свечами...". Затем он предлагает увеличить сумму на освещение или "устраивать газовое освещение, которое заменило бы и то, и другое. Последнее, впрочем, мне не очень симпатично, так как газ всегда портит воздух и, кроме того, хочется надеяться, что через немного лет во всех интернатах мы будем иметь электрическое освещение". В медицинском отчете за 1901—1902 гг. впервые указано, что освещение в институте электрическое37.

Врачами и консультантами института работали преимущественно ведущие профессора медицинского факультета Казанского университета, поэтому вполне понятно, что они стремились использовать достижения медицинской науки в процессе лечения воспитанниц. Однако же без согласия инспектора по медицинской части учреждений ведомства ни одно мероприятие не могло быть внедрено. Подобная жесткая вертикаль

управления позволила в те годы организовать четко функционирующую систему медицинского обеспечения организованного коллектива девочек и девушек-подростков. Так, например, М.А. Хомяков обратился с просьбой "выслать несколько грамм лимфы Коха..., так как в настоящее время лимфа Коха признана очень действенным средством против туберкулезных поражений кожи, костей, желез, суставов и при начинающейся чахотке легких". Инспектор же по медицинской части в ответном письме уведомляет, что "в виду крайне противоречивых мнений врачей относительно терапевтического значения Коховского средства, отсутствия данных о показаниях и противопоказаниях его применения и о надлежащей дозировке я признаю производство опытов лечения Коховс-кою жидкостью в учебно-воспитательных заведениях ведомства учреждений Императрицы Марии пока рискованным"38.

Руководителям ведомства в начале ХХ века удалось развить и санаторно-курортное направление в оздоровлении воспитанниц. По материалам дела "О Романовской Воспитательной лечебно-климатической станции в урочище "Учъ-Дере"39 инспектор по медицинской части ведомства учреждений императрицы Марии 31 октября направляет врачам женских институтов письмо, в котором отмечает, что Романовская воспитательная лечебно-климатическая станция предназначена для воспитанниц женских институтов ведомства: "слабых здоровьем, выздоравливающих после тяжких болезней, а также и тех больных, которые по характеру заболеваний нуждаются в климатическом лечении." В его исполнение врачам институтов предлагается "незамедлительно. представить из числа казеннокоштных воспитанниц института, преимущественно сирот, в возрасте 14-16 лет. 3 кандидаток, если таковые имеются,. причем кандидатки должны быть выбраны институтским врачом совместно с врачом-консультантом института, и по роду болезни соответствовать перечисленным при прилагаемом списке формам заболеваний". Далее представлен "Список болезней, при наличии коих воспитанницы могут быть помещаемы на Романовскую воспитательную лечебно-климатическую станцию в урочище "Учъ-Дере". Это: "1) острое и хроническое малокровие с недостатком питания, 2) хлороз, 3) золотуха и ее проявления, 4) затяжное выздоровление после перене-

38 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1218, л.65—67.

39 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №2911, 73 л.

сенных тяжелых заболеваний, 5) хронический обостряющийся ревматизм суставов, 6) хронический нефрит, 7) Верльгоффова болезнь, 8) все другие страдания, по которым врачи институтов, совместно с консультантами найдут необходимым отправить воспитанниц в помянутую станцию". В примечании выделено, что "воспитанницы, страдающие открытым туберкулезом гортани и легких на станцию не принимаются, в случае обнаружения этой болезни у принятых на станцию воспитанниц, таковые немедленно должны быть эвакуированы в институт".

Во "Временном положении о Романовской воспитательной лечебно-климатической станции в урочище "Учъ-Дере", подчеркивается, что "целью Станции должно слу-жить:1) забота о физическом развитии и укреплении здоровья воспитанниц и 2) воспитание, а также продолжение обучения, насколько то представляется возможным по состоянию их здоровья. Воспитанницы Романовской станции находятся под постоянным врачебным наблюдением, пользуются усиленным питанием, морским воздухом, солнечными и морскими ваннами, купаньем в море, пребыванием на морском берегу, горными прогулками, врачебной гимнастикой, а также могут принимать участие в легких работах в саду и на огороде. .Комплект Станции определяется в 40 воспитанниц, причем Опекунскому Совету предоставляется увеличивать сей комплект в мере потребности. Время выписки воспитанниц со Станции определяется на основании тех или других данных улучшения здоровья воспитанницы".

Как и во всех заведениях ведомства, первостепенное значение придавалось профилактике инфекционных заболеваний на станции: "Во избежание заноса заразы на Романовскую воспитательную Лечебно-Климатическую Станцию, в виду возможного появления заразных заболеваний в Институтах, воспитанницы, назначенные для отправки на названную Станцию, должны быть в течение трех недель до отправки разобщены с остальными воспитанницами, для чего их надлежит поместить на указанный срок в общий лазарет Института, под наблюдение". На указанной станции смогли оздоровиться лишь две воспитанницы Казанского Родио-новского института благородных девиц, в 1914 г. "в виду военных действий на Кавказе. Станция эвакуирована и находящиеся на ней на излечении воспитанницы Институтов Ведомства." возвращены в доставившие их

институты. 27 июля 1916 г. станция была вновь открыта, однако сведений об отправлении других воспитанниц из Казанского института нет.

В 1900 г. для воспитанниц выпускного класса было введено преподавание "элементарных сведений по гигиене"40. Программа имела следующее название: "Программа по гигиене в связи с учением о причинах болезней и мерах к их предупреждению, а также и подачей первоначальной медицинской помощи до прибытия врача для воспитанниц выпускного класса Казанского Родио-новского Института". Данный предмет был введен в виде опыта по одному часу в неделю. Свои услуги в качестве преподавателя предложил врач Казанской окружной лечебницы для душевнобольных Л.А. Сергеев. Основными учебными пособиями по гигиене являлись следующие: "Курс гигиены для женских гимназий" М. Волкова и В. Вольф-сона, "Больной ребенок. Уход за ним и по-датие первой помощи до прибытия врача" и "Беседы о том, как охранять здоровье женщины" М. Волкова.

С 1917 г. десятилетиями отлаженный процесс обучения и воспитания девушек нарушается. В 1918 г. Исполнительный комитет Казанского совета рабочих и крестьянских депутатов разрешает часть здания занять для нужд полевого санитарного отдела штаба Восточного фронта под карантинный лазарет, далее принимается постановление о передаче здания под лесной институт, конфискуются скот, дрова. Административно-хозяйственный комитет института пытается отстоять это учреждение. В его письме народному комиссару земледелия отмечается, что "Родионовский Институт для Волжско-Кам-ского края является единственным правительственным женским учебным заведением с пансионом, дающим возможность получить воспитание и образование под кровом приюта бедным этого обширного края. Сейчас обучается и пользуется интернатом 300 девиц, на лето остается 60 бесприют-

"41

ных...... .

С 1918 г. институт перешел в ведение Министерства просвещения, в нем были открыты педагогические классы по подго-

42

товке учительниц для народных школ42, за-

тем он был преобразован в 36-е городское начальное училище43, а в последующем в Казанскую школу первой ступени №27 и т.д.

Таким образом, на основании анализа архивных материалов можно сделать следующие выводы:

1. В конце XIX — начале XX века в Казанской губернии существовала организованная система оказания медицинской помощи девушкам подросткового возраста -учащимся учебно-воспитательного учреждения закрытого типа.

2. Осуществлялось полноценное наблюдение за развитием и состоянием здоровья девушек врачом учреждения и консультантами различных профилей, являющимися лучшими специалистами в своей области.

3. Существовали строгая вертикаль управления в медицинском обеспечении, учетность и отчетность.

4. Показатели заболеваемости по обращаемости, выявляемости заболеваний и госпитализированной заболеваемости были высокими, возможно, из-за их максимальной приближенности к истинным вследствие скрупулезности медицинского наблюдения за здоровьем и развитием девушек-подростков в течение всего учебного периода.

5. Руководству и врачам ведомства удалось наладить не только амбулаторное, но и стационарное наблюдение, а также иногда санаторно-курортное лечение и реабилитацию воспитанниц.

6. Первостепенное внимание в соответствии с учебной программой уделялось образу жизни учащихся, питанию, привитию девушкам правил личной гигиены.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорскаго Казанскаго университета (1804—1904) в 2 частях./ Под редакцией Н.П. Загоскина. 4.2. — Казань, 1904.

2. Деятели Императорскаго Казанскаго уни-верситета.1805 —1900 гг. Опыт краткого биографического словаря профессоров и преподавателей Казанского университета за первые 95 лет его существования. Сост. Н.П. Загоскин. — Казань. Типо-литография Императорского университета,

1900.— 182 с.

Поступила 08.07.02.

40 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №1839, л. 2.

41 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №3319, л.148—225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №3325, л.1—38.

43 НА РТ Ф.80, оп.1, дело №3327, 34 л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.