Москаленко А.П.1
ИСТОКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ В ПЕРИОД СОЗДАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова: национальная идея, Древняя Русь, православие, «соборность», «Москва - Третий Рим».
Keywords: national idea, Ancient Rus, Orthodoxy, «sobornost», «Moscow - the Third Rome».
Будучи сверхъемким, сверхсложным, динамично развивающимся понятием, охватывающим практически все сферы деятельности человека - умственную, социокультурную, духовно-религиозную, философскую, политическую и пр., национальная идея не поддается однозначному определению. На данный момент в научном сообществе не существует общепринятого определения национальной идеи, однако данному направлению исследований посвящено множество работ отдельных исследователей и авторских коллективов.
Далее рассмотрим некоторые определения национальной идеи.
Пожалуй, наиболее известная трактовка принадлежит В. Соловьеву в его «Русской идее», согласно которой национальная идея - это «...не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»2. Данная формулировка подвергается некоторыми исследователями критике как разрывающая связь с активным деятельно-стным участием человека и блокирующая все попытки ее анализа3.
«Национальная идея есть раскрывающийся в истории логос нации»4.
«Национальная идея - это высшая форма национального самосознания, которая служит мировоззренческим основанием для существования нации, национальной культуры и национального государства»5.
«Национальная идея — это устойчивое представление индивида об основополагающем в прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также соответствующее состояние общественного сознания»6.
Выделяют следующие функции национальной идеи:
- мотивационная;
- психологически мобилизирующая;
- национально консолидирующая, интегрирующая, объединяющая;
- социально-поведенчески ориентирующая;
- ценностно задающая;
- патриотически формирующая;
- наполняющая содержанием и методологией понятие безопасности страны;
- формирующая суть и содержание организации и функционирования национальных систем образования, воспитания, культуры, массового информационного воздействия;
- мобилизационная;
- задающая политико-образующее начало во внутренней и внешней политике;
- определяющая образующее начало в социально-экономической политике;
- определяющая образующее начало в политике пропаганды7.
Без национальной идеи, наполняющей смыслом существование государства, оно не может существовать в долгосрочной перспективе. Истоки национальной идеи России берут начало еще в Киевской Руси.
История русского государства прослеживается с IX века. Среди первых источников, упоминающих о Руси - сочинение Константина Багрянородного «De administrando imperio», русско-византийские договоры, русские летописные своды8.
1 Москаленко Александр Петрович - аспирант кафедры международной безопасности и внешнеполитической деятельности России, Института права и национальной безопасности РАНХиГС, член организационно-рабочей группы проекта «Национальная идея и идеология современной России» «РосИД». Email: alexmoskalenko@yandex.ru
2
Соловьев В. С. Русская идея. Соч. - М.: Республика, 1992. - C. 187.
Национальная идея России. В 6 т. Т. I. - М.: Научный эксперт, 2012. - С. 63.
4 Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. - СПб., 2007. - http://chri-soc.narod.ru/molot_missia_ rossii_1_1.htm
5 Основы идеологии белорусского государства: учеб.-метод. комплекс / С.В. Мандрик, И.Г. Подпорин, С.Г. Смоляк. -Минск: БГАТУ, 2009. - С. 82.
6 Национальная идея России. В 6 т. Т. I. - М.: Научный эксперт, 2012. - C. 13.
7 Там же, с. 34.
8 Большая советская энциклопедия. - http://bse.slovaronline.com/Р/РУ/37484-RUS
Важнейшая веха в истории России - это Крещение Руси в 988 году князем Владимиром Святославовичем. На данном этапе исторического развития российского государства государственность и православная религия неотделимы друг от друга. Становление и укрепление единого русского государства неразрывно связаны со становлением и укреплением единой православной христианской религии, благодаря которой Русь может укрепить свой авторитет и заявить о себе на международной арене и встать в ряд других христианских европейских государств. С момента Крещения Руси религия, помимо прочего, выступает регулятором социальных отношений, предписывающим нормы поведения в обществе, катализатором культурного развития и объединяющей силой, скрепляющей между собой разрозненные части страны. Единая религия также создает предпосылки для возникновения единой общенациональной идеи, подходящую платформу для которой не могло обеспечить язычество. Здесь необходимо подчеркнуть, что до распространения всеобщей грамотности выразителями побуждений и устремлений русского народа - а значит, и истоков национальной идеи - были духовные и политические лидеры Древней Руси. При этом в отличие от западных политических трактатов русская правовая и политическая мысль имела вид религиозно-философских сочинений -повестей, поучений, слов и молений, которые позволяли сочетать глубину мысли с образностью художественного по-вествования1.
В XI веке при Ярославе Мудром Киевский митрополит Иларион создает крупнейший политико-правовой трактат того времени - «Слово о законе и благодати», в котором были поставлены проблемы становления русского государства после Крещения Руси, поднимается тема независимости Руси от Византии, ставится вопрос об ответственности правителя перед подданными и Богом, формулируется идея отеческой заботы правителем о подданных, которая стала определяющей в течение последующих веков2. При этом российский государь - не автократ, но скорее первый среди равных. Принцип «соборности» был закреплен положениями Первого Вселенского собора 325 года и дал толчок развитию института земских соборов3.
На политическом поле междоусобица и борьба за княжеский престол приводят к осознанию необходимости в единстве русской земли. Мысль об этом высказывается на Любечском съезде князей 1097 года: «Зачем губим русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны»4. Практически одновременно - в 1095 году - создан «Начальный свод», где в публицистической манере также высказывается упрек князьям за междоусобные распри5. Опасность междоусобных войн - ключевая тема, которую поднимает и Владимир Мономах в своих сочинениях - Поучение детям, Послание Олегу Черниговскому и пр.
В «Повести временных лет» XII века летописец размышляет о происхождении власти, обращаясь к теме призвания варягов, которое истолковывается в христианском контексте. По мнению историка И.Н. Данилевского, летописец пытался передать смысл призвания Рюрика с братьями: «Судя по образной системе, которой пользовался автор летописи, призвание варягов для него было связано с первыми шагами к обретению правды, истинной веры, Слова Божия»6. В той же «Повести...» сделана попытка вписать историю Руси в библейский контекст, объясняется, что Русь -часть земель, доставшихся сыну Ноя Иафету: «Въ Афетови же части седить русь... Афетово же колено и то: варязи, свей, урмане, готее, русь.». Это значит, что Русь оказывается под божьим покровительством, а ее развитие определяется божьим промыслом7. Возведение княжеского рода к викингам, по всей видимости, также призвано ограничить княжеский сепаратизм, насколько это было возможно8.
На рубеже XII и XIII возникает новая тема, подогреваемая опасностью нападения извне, - это необходимость укрепления внутрикняжеской власти. К примеру, этот вопрос озвучивался в «Слове» Даниила Заточника. Углублению библейских аналогий значительно способствовали годы татаро-монгольского ига. В этом новом историческом контексте впервые формулируется идея гибели Руси, при этом изыскиваются пути ее спасения. И тут же дается ответ - через православное самосовершенствование9. В дальнейшем эта идея получила развитие за счет создания уникальных религиозно-философских концепций о народе-мессии, народе-богоносце, призванном исполнить божьи заветы.
В период татаро-монгольского ига лейтмотивом являлась тема борьбы с захватчиками в произведениях - «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича» и др. В «Задонщине» описывается Куликовская битва 1380 года, обусловившая поворот от феодальной раздробленности к единству. Возвышение Москвы как центра освободительной силы, успехи в борьбе с за-
1 Русская социально-политическая мысль. XI—XVII вв. Хрестоматия / Сост. С.В. Перевезенцев, подг. текстов: С.В. Перевезенцев, Г.В. Талина, Д.В. Ермашов, А.С. Ермолина, B.C. Зубова; под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. - М.: Издательство Московского университета, 2011. - C. 17.
2 Огнева В.В. Политическая мысль в России: истоки, традиции, историческая динамика // Среднерусский вестник общественных наук. 2009. - Вып. 4.
3 Талина Г.В., Асонов Н.В. Религиозный фактор в процессе модернизации Российского государства // Власть. - М., 2015. -
№ 8.
4 Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачева // «Изборник». Сборник произведений литературы Древней Руси. - М.: Художественная литература, 1969. - C. 83.
5 Новгородская I летопись старшего и младшего изводов / Под ред. и с предисловием А.Н. Насонова. М.-Л., 1950. - C. 103104.
6 Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-X вв.). - М.: Аспект Пресс, 2001. - C. 43.
7
Перевезенцев С. Истоки русской души. Обретение веры. X-XVII вв. - М.: Эксмо, 2015. - C. 91.
8 Сосенков Ф.С. К вопросу об идеях государственного единства в Древнерусском летописании домонгольского периода // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. - Вып. 3-2.
9 Перевезенцев С. Истоки русской души. Обретение веры. X-XVII вв. - М.: Эксмо, 2015. - C. 18.
хватчиками способствовали укреплению центральной власти и в дальнейшем отразились в принятии Иваном III титула «самодержец всея Руси», а затем и «государя всея Руси».
Ключевые идеологические концепции «Москва - Третий Рим» и «Святая Русь» еще не были сформулированы, однако в религиозно-философских сочинениях уже существовали предпосылки для создания общенациональной идеи.
Православная религия выступает инструментом легитимации власти, поддержания единства в условиях феодальной раздробленности, источником философского осмысления места России в мире и закладывает основы самосознания русского народа как народа с особой духовной миссией, а также задает векторы и ориентиры дальнейшего развития страны. Кроме того, православие способствует укоренению общих ценностей и представлений о христианских добродетелях: доброте, милосердию, терпеливости и пр.1
Христианское учение способствовало развитию феномена «русской духовности», своеобразие которой обусловливалось наслоением христианства на глубоко укорененные формы идентичности, сложившиеся в эпоху язычества2.
Таким образом, православие в его специфическом, уникальном для России выражении и истолковании уже выполняло ряд функций национальной идеи России и подготовило благодатную почву для ее кристаллизации в последующие века.
Со второй половины XIV века начинается период «собирания земель» вокруг Москвы, который продолжается на протяжении всего XV века.
Иван III заключает брак с византийской царевной Софьей Палеолог, что делает его как бы преемником светской и духовной власти византийского императора. Теперь он именует себя «государь всея Руси». В «Повести о Флорентийском соборе», «Послании о Мономаховом венце», «Сказании о князьях Владимирских» утверждается мысль о божественном происхождении власти московских государей, получивших знаки власти от византийского императора Константина Мономаха3.
В середине XV века Константинополь захвачен турками, после чего Московское княжество становится единственным оплотом православия. Сформулированная в период татаро-монгольского ига идея гибели Руси, ощущение близящегося конца света, скорого апокалипсиса наполняет духовно-философские представления о месте Руси в мире новым смыслом. Теперь русский царь - последняя сила, удерживающая мир от всевластия греха4.
Ослабление Византии приводит к возникновению сюжета о «странствующих царствах». Утрата мессианской роли Византии как преемницы Римской империи ощущается столь явственно, что в богословской мысли возникает идея переноса империи (translation imperii)5. Империя как идеальный образ, метафизическое «странствующее царство», теперь находит свое воплощение в Московском княжестве, которое принимает на себя и мистическую миссию Византии как духовного центра православного мира.
Вышеуказанные идеи нашли свое развитие в концепции «Москва - Третий Рим», сформулированной монахом Филофеем в начале XVI века. Согласно этой концепции, первым великим государством была Римская империя, которая пала из-за ереси, вторым - Византийская империя, которую завоевали турки, третье великое государство - Москва, а четвертому не бывать. В этой формулировке «а четвертому не быти» угадывается ощущение близящегося Страшного суда, а последний оплот перед ним - Москва как светский и духовный центр во главе всего православного мира. С тем большим рвением необходимо встать на путь духовного очищения и самосовершенствования. Историками отмечается, что в своем послании Василию III старец Филофей не столько восхваляет московскую власть, сколько тонко обличает правителя, намекая на его несоответствие высокому духовному идеалу. Филофей говорит об особой ответственности правителя как христианина перед своим народом и одновременно перед Богом. Таким образом, хотя часть исследователей усматривает в этой концепции внешнеполитический аспект6 (потенциал для объединения православных народов), ряд исследователей придерживаются мысли, что «Москва - Третий Рим» - формулировка, не столько направленная на экспансионистскую внешнюю политику, сколько на внутригосударственные дела7. Таким образом, перед Москвой и правителем на первый план выступают мироспасительные и церковные задачи8.
С завершением процесса централизации на первый план выдвинулись внутренние проблемы - отношения церкви и государства. Возникают два основных течения: иосифляне, сторонники усиления власти, и нестяжатели, выступающие за минимальное вмешательство государства в духовную сферу. На церковном соборе 1503 года иосифляне одерживают победу.
Тенденция к укреплению централизованной власти продолжается в период правления Ивана IV. С распространением грамотности начинают звучать голоса не только духовных и политических лидеров. Знаковый пример - чело-
1 Мартынова Е.И. Крещение Киевской Руси как религиозная стратегия формирования культурной идентичности // Теория и практика общественного развития. 2012. - Вып. 3.
2 Там же.
3 Долгих Н.В. Политические мысли и правовые идеи Древней Руси // Science Time. 2014. - № 7.
4 Вольтер О.В. Русская национальная идеология как определяющий фактор становления русского государства в X-XV веках // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2008. -Вып. 2.
5 Фадеева Т.М. Византия, Крым, Русь путями «странствующего царства» // Русская история. 2014. - № 4.
6 История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. - М.: Юридическая литература, 1997. - C. 117.
7 Клименко А.Н. Духовный аспект геополитики Руси во второй половине XV - первой половине XVI вв. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 25 (658).
8 Николаева Н.В. «Москва - Третий Рим» - артикуляция русской идеи // Вестник МГУКИ. = М., 2009. - № 7 (27).
битные Ивана Пересветова царю Ивану IV с просьбой о защите от «насильства сильных людей». В качестве обоснования своим просьбам автор приводит пример Византии, объясняя, что главная причина ее падения - засилье вельмож-предателей. Проведя такие аналогии, Пересветов указывает на необходимость коренных изменений во внутренней и внешней политике. Однако Иван IV воспользовался этими идеями для укрепления самодержавия1. Он же сформулировал концепцию «православного истинного христианского самодержавия». В своих многочисленных посланиях Иван IV обосновывает допустимость неограниченной власти монарха, его ответственность только перед Богом, а не перед народом. При этом для Ивана IV важна не теория Филофея, а доктрина, устанавливающая преемственность власти русских правителей от Византийских императоров2.
Хотя идея Третьего Рима не была принципиально новой, поскольку ранее утверждалась и в других уголках мира, только попав на благодатную российскую почву, она стала одной из главенствующих религиозно-философских идей на многие столетия вперед, переосмысливалась и цитировалась на всем протяжении истории России. При этом она выявила своеобразие русской культуры и мироощущения и стала эффективным инструментом самоидентификации - как для народа в целом, так и для каждого ее представителя.
Будучи всеохватной концепцией, она действует не только в отношении государствообразующего русского народа, но и выходит на цивилизационный уровень - уровень страны многих народов, культур и вероисповеданий.
В концепции «Москва - Третий Рим» есть и историческая перспектива, направленная в прошлое, и указания относительно курса дальнейшего развития, артикуляция духовной миссии российского государства и предвосхищение ее судьбы. Обладая богатой культурно-исторической наполненностью и преемственностью в истории, данная концепция также дает ответы на вопросы о месте России в международной системе координат и обладает глубоким философским содержанием и объединяющей, вдохновляющей и мотивационной силой.
Таким образом, обладая способностью объединять, мотивировать, мобилизовать, социально ориентировать, задавать ценности, выполнять политические функции3, концепция «Москва - Третий Рим» содержала в себе ряд элементов национальной идеи государства.
1 Долгих Н.В. Политические мысли и правовые идеи Древней Руси // Science Time. 2014. - № 7.
2 Ранчин А.М. Теория «Москва - Третий Рим» и ее место в русской культуре XVI-XVIII вв. - http://www.portal-slovo.ru/
philology/44938.php
3
Национальная идея России. В 6 т. Т. I. - М.: Научный эксперт, 2012. - C. 34.