ФИЛОЛОГИЯИ ТОЧ.ИК ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ
3. Ульмасова
ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАДЖИКСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
Ключевые слова: современная таджикская проза, исторический роман, источники возникновения исторического романа, народные дастаны, «Доробнома»
Сейчас очень трудно определить историю возникновения повествовательной прозы. Однако на основе языка, манеры изложения произведений и вкрапленных в них поэтических отрывков из творчества классиков персидско-таджикской поэзии можно предположить, что она возникла и получила дальнейшее развитие в средние века. В эволюцию и совершенствование повествовательной прозы большой вклад внесли народные скаиатели. Они с высоким мастерством передавали интересные образцы повествовательной прозы на улицах и базарах, в чайханах и на постоялых дворах и в других общественных местах, добавляли в них некоторые отрывки собственного сочинения, сокращали или редактировали текст. Некоторые образцы народных романов, которые называют также дастанами, получили известность по имени сказителей, об этом свидетельствуют «Доробнома» Абу Тахира Тарсуси (Х1в.) и «Доробнома» Бегами (Х1У-ХУвв.). Но в целом учёные единодушны в том, что корни народных произведений неизвестных авторов «в большинстве случаев
восходят к очень древним временам, может быть и к доисламским векам»(1,11)
Литературовед Камчин Чиллаев в своих статьях о «Доробнома» Тарсуси и Бегами пишет, что «еще в эпоху Ахеменидов вокруг имени Великого Дария, который наверняка является прототипом героя «Доробнома», появилось великое множество дастанов и преданий. Многие из этих преданий сохранились до эпохи Сасанидов и были зафиксированы в книгах».(2,418) Российский литературовед Джахонгир Дорри исследовал приключенческие повествовательные романы ХУШ-Х1Х веков.
На основе перечисленных и других научных исследований можно сделать вывод, что иранская проза возникла в древнюю, доисламскую эпоху и просуществовала до XIX века, обогащаясь как по форме, так и по содержанию. В первом томе «Истории советской таджикской литературы» подчеркивается, что «одним из важнейших источников таджикской советской прозы является классическая персидско-таджикская проза, развивавшаяся с IX века до начала XX столетия. Повествовательную (народную) и оригинальную прозу прошлых столетий, по тематике, содержанию и стилю, можно разделить на четыре группы: художественные произведения эпического характера, художественные произведения назидательного характера, произведения имеющие критическое содержание и просветительскую сущность, и наконец, географическая, историческая и другая литература с художественными элементами». (3,190)
Известный таджикский литературовед Юсуфджон Салимов был первым исследователем в Таджикистане, который подверг глубокому анализу жанры простонародной литературы: рассказ, повесть, роман и др., обобщил мнения и соображения иранских, русских, немецких и других литературоведов и востоковедов. «Крупные героические романы «Самаки айёр», «Доробнома», «Амир Хамза», «Хабашинома», «Кахрамони котил», «Искандарнома», «Амир Арслон»,-пишет он,- многочисленные повести, такие как «Нушофарин», «Сайфулмулук», «Бахрому Гуландом», «Солехи хиштрез», «Писари раиси Мавсил», «Лаълбону», книги относящиеся к обрамленной прозе - «Чахор
дарвеш», «Саргузашти Хотам», «Нух манзар», «Бахтиёрнома» и другие являются образцами персидско-таджикских народных книг. (4,20)
Героические романы отличаются широкомасштабностью, сложностью сюжета, большим количеством персонажей и событий. Герои таких произведений народного романа совершают многочисленные героические поступки, проявляют мужество, военное искусство и самоотверженность в борьбе против врагов шаха и его державы. Такие особенности наблюдаются и в исторических романах. Например, Самак яляется «айяром мира, самым отважным воином, отцом благородных (джавонмард)».
В годы, когда Ю.Салимов занимался изучением повествовательной прозы и готовил к публикации роман «Самаки айёр» невозможно было написать что-то положительное о «царях-феодалах». Поэтому исследователь в некоторых своих статьях прилагает усилие сопоставить повести и романы повествовательной прозы с таджикскими историко-революционными романами, выявить основные моменты влияния повествовательной прозы на прозу Садриддина Айни, Джалола Икроми, Рахима Джалила. Например, в народной прозе человек изображается высоко героическим, сказители подчёркивают в основном физическую мощь человека. Некоторые персонажи «Воспоминаний» С.Айни, в т.ч. Лутфулло-гупон, Нурмухаммед, Шукурбек-«дузд», Махдуми Гав, один из героев повести «Бухарсие палачи» Маджид Кахкашони, который изображен и в «Воспоминаниях», напоминают героев и персонажей «Самаки айёр» - самого Самака, Шагола Пилзура, Хурмуза Кел, Сиёха и других, отличающихся большой физической силой и ловкостью. Разница только в их изображении. Ю.Салимов о классических эпических произведениях, например о «Шахнаме» Фирдоуси и героях этой поэмы пишет: «В эпосе герой (Рустам) рождается героем, с самого начала ясно, что он герой, в повествовательной же прозе простые герои (Самак, Сурвард...) формируются в процессе деятельности. Самак после каждого столкновения с шахом и визирем становится более мудрым и ловким. Это особенность реалистической литературы. Однако развитие и
формирование героя в произведении очень тусклое и статичное. В современной прозе в процессе действия он доходит до уровня героя».(4,56) Эта особенность, то есть правдивость в отражении образа героя, свидетельствует о близкой связи повествовательной прозы и новой таджикской реалистической прозы.
Если в произведениях С.Айни и других современных писателей важнейшие качества героя в соответствии с принципами реализма очень отчетливо формируются в процессе их деятельности, труда и борьбы, то в произведениях повествовательной прозы характер и качества героя формируются и проявляются постепенно. Например, Самак, Шаголи Пилзур, герои «Доробнома» меняются медленно.
С точки зрения стиля изложения и композиции каждый из сказителей старался пересказать события более интересно и замысловато, завязка и развязка каждого композиционного узла повести происходили совершенно неожиданно.
Касаясь «Абу Муслим-нома», «Доробнома», «Самаки айёр», где больше отражены чрезвычайные жизненные события и происшествия, Ю.Салимов отмечает: «Такая манера изложения киссы, то есть повествования об удивительных событиях, неожиданные завязки и развязки композиции произведения, использование приёма рассказа в рассказе, гиперболическое отражение событий, показ героя в водовороте этих событий, имеет определенное влияние на современную таджикскую прозу. С этой точки зрения вызывает интерес манера отражения реальности и создания образа героя в историко-революционных романах Джалола Икрами... Эта манера, абсолютно соответствующая тематике романов «Духтари оташ» (Дочь огня) и «Двенадцать ворот Бухары», оказала различное влияние на содержание и метод отражения реальности в обоих произведениях (Такой стиль отражения наблюдается и в последним романе трилогии Дж. Икрами «Свернутый трон»-З.У.) Нам видится, что в «Дочери огня» писатель с большим мастерством использовал повествовательную манеру, которая стала причиной усиления национального колорита романа и выпуклости образов Хайдаркула, Дилором-каниз и Ганиджонбая». Образ Хайдаркула является продолжением образа
Шукурбека и положительных героев кисс о джавонмардах, это -образ борца народного типа. Очень хорошо, что в романе «Двенад-óáóü áíóíó Áóoáóü » изменился стиль отражения образа Хайдаркула, его действия описаны очень реалистично, в соответствии с его революционным мировоззрением».(4,60)
Ю.Салимов, проанализировав отношения Асада Махсума с образами героев повествовательной прозы, приходит к выводу, что «в результате сравнительно частого использования повествовательного стиля Асад стал похож на тип старых авантюристов».(4,60)
Несомненно, что повествовательная проза является одним из источников развития современной таджикской прозы. Известный русский литературовед В.В.Кожинов утверждает, что «Роман берёт начало в устном творчестве народных масс».(5,100) Несмотря на это, в использовании его традиций необходимо соблюдать меру. Одним из важнейших моментов, отчетливо свидетельствующих о связях исторических романов нашего времени с «народными романами», является создание образов выдающихся личностей общества.
Полуисторический и полулегендарный облик Хотама Тая, жившего до возникновения ислама и прославившегося человечностью, великодушием и щедростью в Аджаме и Арабе, занимает особое место в простонародной литературе и в письменной литературе начиная с Абу Абдуллаха Рудаки (С Хатемом ты по щедрости сравним...) до сценических произведений Ато Хамдама. Профессор Курбон Восиев, отмечая реальность исторической личности этого героя, подчеркивает: «...Хатама Тай прославился как символ и олицетворение щедрости, великодушия, гостеприимства, самопожертвования, благополучия и справедливости среди племён, исповедующих разные религии. Поэтому известные поэты и писатели нашей литературы использовали в различных литературных формах и жанрах имя и яркий образ этого героя».(6,394)
В повествовательных романах и повестях также отражены образы мужественных и смелых женщин, таких, как Рухафзой, Сомона, Сурхвард, Рузафзун («Хитроумный Самак»), Халима,
Маджлисафрузи Самарканди, Биби Ситии Хирави, Сайидои Хироти, Джамила («Абу Муслим-наме»), Хуршедбону, Шахрбону, Сакииа, Фитиа, Гулиор («Искаидар-иаме»). Они отличаются верностью, патриотичностью, являются подругами и сподвижницами героев указанных книг и сами прославились как «джавонмарды». Поэтому не случайно что прототипом образа Гулнар в «Дохунде» С.Айни послужила личность Хабибы («Воспоминание») и обе они являются активными борцами. Дж. Икрами назвал свою героиню Мухаррам Гарч («Дочь огня»), «женщиной с мужскими качествами».
Новое поколение писателей, приступивших к сочинению исторических романов в период государственной независимости Таджикистана, проявляет творческий подход и большое мастерство в использовании повествовательной прозы. Если в таджикской советской литературе образы исторических личностей
- Муканны и Темурмалика - создал С.Айни в своих научно-литературных очерках, то в новое время, в период отмены цензуры и наступления свободы слова, развития национального самосознания и исторического мышления, положительными героями и примерами, достойными подражания, стали не только Абу Муслим и Муканна, Спитамен и Шерак, то есть вожди и предводители народных восстаний и освободительного движения, но и образы царей и эмиров: Великого Кира, Исмаила Самани, Мунтасира. И хотя в повествовательной прозе образы Абу Муслима, Хатама Тая, Самака, Дороба и других отражены приёмами преувеличения и гиперболы и даже гулувва, то есть чрезмерного преувеличения, они послужили предпосылкой на пути создания образов исторических лиц, таких как Исмаил Самани, Наср, Мунтасир, Великий Кир... в исторических романах периода национальной независимости Таджикистана. Возьмем, например, киссу о Бахроме Гуре, приведенную в «Истории Табари». Бахром Гур, будучи царём Аджама, оставив управление страной своему визирю Мехр Нарси, отравился в путешествие по Индии. «И известили о нем царя Индии, что прибыл из Аджама всадник с прекрасным ликом и высоким станом, подобно которому в стрельбе и отваге, мужестве и силе мы не видели».(7,515)
Бахром Гур был умным, отважным, сильным, учёным человеком, который нанёс поражение могущественным врагам царя Индии и удостоился уважения и почестей. Народ уже в те времена слагал о Бахроме песни. Исмаил Самани также человек такого типа, который рассудительностью, героизмом и умением подавил своих врагов и укрепил основы Саманидского государства. Народ в лице Исмаила видел Бахрома.
Бахром, Абу Муслим, Муканна и другие герои повествовательных романов и повестей и герои исторических романов Мухаммадзамона Солеха - «Стена Хорасана» (1999), Ю.Ахмадзоды «Семь видений» (2001), Туйчи Мирзоди Рашти - «Восход солнца» (2001) эмир Исмоил и герои романа Барота Абдурахмона «Куруши Кабир» (2006) имеют тесную связь с народом.
В исторических романах чувствуется также поэтика повествовательной прозы. Повесть в повести или рассказ в рассказе, являющиеся в повествовательной прозе, начиная с «Хитроумного Самака» до «Четырех дервишей», стилистическими приёмами нашли применение в прозе XX века в период независимости Таджикистана, начиная с повести Айни «Бухарские палачи» до романов Ю.Ахмадзоды-«Семь видений» и Бахманёра -«Шахиншах».
Во всех исторических романах воспроизводятся пейзажи городов и сёл, рек и гор, крепостей и дворцов и т.д., которые связаны с жизнью их героев. Достаточно привести в качестве примера три романа. В романе «Дастан божьего сына» Сорбон приводит описание дворцов Филиппа II, отца Александра Македонского, и царя государства Ахеманидов Дария; Мухаммадзамон Солех в романе «Стена Хорасана» описывает дворец Насра - брата Исмаила Самани в Самарканде; в романе Ато Хамдама и Леонида Чигрина «Жизнеописание Чжан Цян или Великий Шелковый Путь »(2005) изображена величественная китайская стена.
Таким образом, повествовательная проза считается одним из важнейших источников возникновения и развития таджикской реалистической прозы, в т.ч. исторических романов. Большинство произведений повествовательной прозы имели связь с жизнью народа, отражали нравственные и социальные проблемы. Если в
«Абу Муслим-нома» показано народное восстание против гнета и притеснения халифов Омейядской династии (661-750), то в «Хитраумном Самаке» описывается борьба центробежных сил против централизованного государства, внутренняя борьба народа, которую можно условно назвать гражданской войной, а в «Приключении Хатама» преобладает тема гуманистических идей.
В исторических романах эпохи национальной независимости Таджикистана также отражены крупные государственные проблемы. Создание и укрепление национального государства ираноязычных народов, борьба против иностранных захватчиков, расширение международных связей, создание образов народа-борца и его предводителей, таких, как Исмаил Самани, Кир Великий, Спитамен и других считаются важнейшими проблемами, доказывающими духовную связь современных исторических романов с повествовательной прозой прошлого.
Влияние поэтики повествовательной прозы на исторические романы показывает, что художественная литература на всех этапах своего существования развивается, как звенья цепи, во взаимосвязи.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.А.Семёнов, Собрание восточных рукописей Академии наук Узб. ССР,т. 2
2. Энциклопедияи адабиёт ва санъати точик, Иборат аз се чилд. Ч. 1 .Душанбе, 1988
3. Х.Мирзозода.А.Сайфуллаев,А.Абдуманнонов. Таърихи адабиёти советии точик. Инкишофи жанрхо. Иборат аз шаш чилд. Чилди 1. -Душанбе: Дониш,1984
4. Ю. Салимов. Ёдгори умр.ч1Хучанд:Нуримаърифат,2003
5. В.В. Кожинов. Роман - эпос нового времени. - М.: Наука, 1964
6. Курбон Восеъ. Хашт манзар. - Душанбе: Пайванд, 2002
7 Абуали Мухаммади Балъами. Таърихи Табари. Дар ду чилд. Бо мукаддима ва тавзехоти Мухаммадчон Умаров ва Файзулло Бобоев. Нашри «Замон», ч.1
Истоки формирования таджикского исторического романа
3. Ульмасова
Ключевые слова: современная таджикская проза, исторический роман, источники возникновения исторического романа, народные дастаны, «Доробнома»
Общеизвестно, что разные писатели и поэты работают методами и стилями, выработанными их предшественниками. Авторы одного и того же исторического периода идут обычно по проторённой дороге, сформировавшейся к их времени. Это позволяет говорить об определённых литературных течениях, которые литературные критики объединяют в единые направления.
Исследовательница настоящей работы рассматривает литературную традицию, позволяющую проследить связи между различными периодами таджикской прозы. Методы и стиль, сформировавшиеся в средневековую эпоху, находят отражение в современной таджикской прозе.
Знаменитая «Доробнома» существует в двух вариантах.
Salutary Sources of formation of Tajik Historical Novel
Z. Ulmasova
Key words: modern Tajik prose, a historical novel, sources of a historical novel, folk (lastans "Dorobnoma "
It is common knowledge that different men-of-letters work in the methods and styles elaborated by predecessors. It affords to speak about certain literary trends united by literary criticism into one school.
The researcher of this work dwells on the literary tradition which permits to trace the connection between different temporal periods of the Tajik prose. The methods and style framed in the mediaeval epoch find reflection in today's Tajik prose.
The famous "Dorobnoma" exists in two variants.