УДК 316
Гафиатулина Наталья Халиловна
кандидат социологических наук, доцент,
докторант кафедры моделирования социальных процессов
Института социологии и регионоведения
Южного федерального университета
gafiatulina@yandex.ru
Бандурин Александр Петрович
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой философии и педагогики Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А.К. Кортунова. Донской государственный аграрный университет 01111952@mail.ru Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) darya.maksimovich@gmail.com Natalya K. Gafiatulina
Candidate of sociological science, associate professor
of chair of modeling of social processes of the Southern federal university
gafiatulina@yandex.ru
Aleksandr P. Bandurin
doctor of philosophy, professor,
Head of the Department of philosophy and pedagogics, Novocherkassk
Engineering and Reclamation Institute of A.K. Kortunov,
Don State Agrarian University
01111952@mail.ru
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department of judicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) darya.maksimovich@gmail.com
Источники социокультурных рисков для социального здоровья российской студенческой молодежи
Sources of sociocultural risks for social health of the Russian student's youth
Аннотация. Объектом исследования в данной статье являются российская студенческая молодежь как социально-демографическая группа, предметом - специфика и источники социокультурных рисков для социального здоровья студенческой молодежи. Социальное здоровье рассматривается как состояние, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями студенческой молодежи с образовательной и социокультурной средой, выражающееся в достаточности статусно-
ролевых позиций для возможности реализации личностных потребностей и социокультурной адаптации. Анализ социокультурных рисков для социального здоровья студенческой молодежи проводится в рамках социокультурного подхода и рискологической парадигмы.
Ключевые слова: российская студенческая молодежь, социальное здоровье, социокультурные риски, социальная неопределенность.
Abstract: The object of research in this article is the Russian student youth as a socio-demographic group, the subject is the specifics and sources of socio-cultural risks for the social health of student youth. Social health is viewed as a condition conditioned by the interaction and relationships of student youth with an educational and socio-cultural environment, expressed in the adequacy of status-role positions for the possibility of realizing personal needs and socio-cultural adaptation. The analysis of sociocultural risks for the social health of student youth is conducted within the framework of the sociocultural approach and the risk-based paradigm.
Keywords: Russian student youth, social health, socio-cultural risks, social uncertainty.
Современное российское общество, характеризующееся институциональным кризисом на протяжении нескольких десятилетий политических, социально-экономических и социокультурных преобразований и сопровождающихся усилением непредсказуемости, неопределенности социальных и процессов и явлений, сегодня принято считать зоной общественного риска, в которой вынуждена формироваться, социализироваться и развиваться российская молодежь. Социокультурные риски в российском обществе являются следствием его переходного характера развития, поскольку кризисное состояние важнейших социальных институтов не может уберечь личность, социальную группу и общество в целом от рисков.
В условиях серьезных общественно-экономических и социокультурных изменений происходит трансформация социальной структуры российского общества, в котором социальное здоровье выступает фактором, характеризующим и определяющим возможности дальнейшего развития новых поколений российской молодежи (возможности ее социализации и адаптации, ее социальной мобильности).
Научные разработки в социологии молодежи, а также в области изучения ее социального здоровья, социального развития и адаптации с позиций социальной неопределенности и рискогенности общества принадлежат перу ряда российских ученых: В.П. Бабинцева, М.К. Горшкова, Р.А. Зобова, Ю.А. Зубок, Л.В. Колпиной, Н.А. Лебедевой-Несевря, Г.А. Чередниченко, В.И. Чупрова, Н.Е. Шилкиной и др.
Однако прежде чем приступить к предмету нашего исследования -анализу социокультурных рисков для социального здоровья студенческой молодежи, следует уточнить, какая категория населения подразумевается нами под понятием «студенческая молодежь».
В рамках данной статьи мы рассматриваем категорию населения «студенческая молодежь» с точки зрения социокультурного подхода неоднородную социокультурную общность потребителей услуг высшего профессионального образования, характеризующуюся разнообразием стилей жизнедеятельности, риском как сущностным свойством и различными уровнями социального здоровья [1].
Категория «социальное здоровье» в последнее время активно внедряется в социологическое поле научного дискурса, однако его четкая интерпретация встречается крайне редко, что обусловлено сложностью определения самой дефиниции «здоровье», в том числе, и здоровье социальное. Мы опираемся на мнение экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), что социальное здоровье - это степень удовлетворения личности своим социальным статусом в обществе, системой социальных связей и отношений, материальным состоянием, условиями жизни [2].
В целом, репрезентация в научном дискурсе категории социального здоровья молодежи вообще, и, студенческой, в частности, связана с вопросами:
- определения социального здоровья как индивидуального состояния личности, группы, соответствующего норме с позиций множества статусных параметров, (в числе которых параметры социального, психологического, семейного, образовательного, экономического, социокультурного порядка), а также обусловленого статусно-ролевыми и ценностными характеристиками личности (О.А. Рагимова, В.Н. Ярская и др.);
- изучения уровня социальной активности, преобразующей деятельности и формы деятельного отношения к окружающему миру, а также социальной мобильности и включенности социальной группы, индивида в общество, в разнообразные социальные связи и отношения (Л.А. Байкова, Р.А. Зобов, Л.В. Колпина, Т.Б. Сергеева, А.Н. Сошнев и др.);
- социальной адаптации и социализации как базового процесса, определяющего параметры социального здоровья студенческой молодежи (Э. Дюркгейм, Е.В. Цикалюк, Н.А. Чентемирова и др.).
Социальное здоровье российской студенческой молодежи определяется соотношением: с одной стороны, внутренних условий - уровень социального потенциала молодежи, реализуемый в активных формах учебно-бытовой жизнедеятельности и обусловленный специфическими статусно-ролевыми и аксиологическими характеристиками личности молодого человека; с другой стороны, - внешних условий - влияние на молодежь социального окружения, детерминированного институтом семьи, образования и воспитания, задающими предпосылки для проявления личностного и социального потенциала [3].
В рамках данной статьи социальное здоровье рассматривается как состояние, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями студенческой молодежи с образовательной и социокультурной средой,
выражающееся в достаточности статусно-ролевых позиций для возможности реализации личностных потребностей и социокультурной адаптации.
Что касается социокультурных рисков для социального здоровья студенческой молодежи, то мы придерживаемся той позиции, что они формируются в процессе социального взаимодействия молодежи и «становятся детерминантами поведения» [4]. Социокультурные риски связаны с социальными и культурными детерминантами и проистекают из специфики отношений в обществе и рисков социализации [5]. На наш взгляд, социокультурный риск является понятием, имеющим отношение к ожиданиям наступления событий в контексте ценностно-нормативных ориентаций, приверженности к традициям. Риск не только выражает одно из существенных направлений модернизации, но и приобретает экзистенциональный смысл, преломляется в сознании и поведении молодежи, реализуется в ее межличностных связях, коммуникативных практиках. Поэтому такие риски имеют одновременно как специфически региональные, так и неспецифические универсальные проявления, что требует изучения применительно к конкретным регионам с их социокультурной спецификой.
В изучении социокультурных рисков мы применяем подход, согласно которому риск для социального здоровья студенческой молодежи как особой социально-демографической группы является следствием ее субъективного выбора в образовательной, экономической, культурной сферах или в повседневной жизнедеятельности; такой риск предопределяется ценностно-нормативными ориентациями молодежи.
С точки зрения социологической рефлексии необходимо уточнить, что риск является естественным, свойственным молодым людям сущностным качеством [6]. Характерно, что риск является, с одной стороны, определенной угрозой для становления молодежи, стабильности и равновесия социума, с другой - необходимым фактором развития молодежи и общественного прогресса. Средой проявления риска социальному здоровью молодежи выступает объективно существующая неопределенность, обусловленная непредсказуемостью, противоречивым характером действий молодых людей, ограниченностью ресурсов, ограниченностью доступа к образованию, материальным благам, недостаточностью познания молодежью социокультурных явлений действительности. На появление и устойчивое воспроизводство социокультурных рисков в среде студенческой молодежи значительное влияние оказывает институциональная структура общества, задающая определенные параметры, на которые ориентируется молодежь.
Поскольку в современном российском обществе само понятие реальности, определенности и стабильности утратило свое традиционное значение, а процесс социокультурной адаптации и социализации молодежи приравнен к инновациям, в результате чего они приобретают характер реактивной ситуативности, не рассчитанный на удовлетворение долгосрочных потребностей, следовательно, социальное здоровье, молодежи представляется неопределенным и рискогенным. Таким образом, главным
источником социокультурных рисков для социального здоровья молодежи является социальная неопределенность и рискогенность общества, вызванная целым рядом факторов политического, социально-экономического, психологического и социокультурного порядка.
Сущность социокультурных рисков для социального здоровья, которые активно реализуются в среде студенческой молодежи, по свидетельству многих российских исследователей, заложена в природе российских образовательных реформ и особенностей модернизации образования России. С точки зрения Л.Г. Пак, рискогенность современного социума предопределяет возникновение следующих социокультурных рисков для социального здоровья и жизнедеятельности студенческой молодежи: дефицита самореализации и профессионального самоопределения; смены ценностных ориентаций и изменения менталитета; риск кризиса идентичности; плохого образа жизни и нерационального проведения культурно-досугового времени; информационного прессинга и коммерциализации [7]; а также дезадаптивного отношения к образованию и нецелевого трудоустройства.
Согласно нашему исследованию, проведенному среди студентов высших учебных заведений Южного федерального университета и Донского государственного технического университета г. Ростова-на-Дону, (N=312 человек, возрастной критерий - от 18 до 22 лет, 2016г.), при ответе на вопрос об источниках влияния на формирование здоровья и личности молодого человека большая часть респондентов на первое место вполне ожидаемо поставила массовую культуру - 43,7% (что почти вдвое превышает количественные показатели по другим позициям). Второе ранговое место заняло образование (22,4%), на третьем месте - семья (17,9%). В конце списка оказалось искусство (на первое место его поставило только 2% респондентов), что, собственно говоря, закономерно, учитывая возросшее влияние на студенческую молодежь массовой культуры. Кроме того, респодентам было предложено обозначить приоритеты среди фундаментальных ценностей: здоровье, материальное благополучие, образование, семья, самореализация, - либо предложить свои ценности. На первых четырех позициях оказались такие ценности, как достаток, здоровье, образование и семья. В список ценностей молодежь добавила здоровую окружающую среду, гармоничные взаимоотношения, что свидетельствует о доминировании социокультурных ценностей.
В ходе опроса при ответе на вопрос «Какие проблемы волнуют лично Вас, оцениваются Вами как небезопасные и рискогенные?» было обнаружено, что первое ранговое место занимает суждение «сложности трудоустройства», на который указал каждый второй опрошенный по всему массиву (48,2%), на втором ранговом месте оказалась позиция «разрушение традиционных ценностей» (37,5%), далее следовала позиция «расслоение общества на богатых и бедных» (29,4%), на «неопределенность завтрашнего дня» и разрушение социальных лифтов указало 19,8% респондентов.
Заметим, что социокультурный риск для социального здоровья студенческой молодежи может проявляться двояко: как риск несоответствия групповым ценностям и как риск выбора, для которых характерны такие формы их проявления: протестное, девиантное, суицидальное поведение, рисковый бизнес, уход в нетрадиционные формы художественного или иного самовыражения. По мнению зарубежного исследователя Д. Трентона, выбор молодежью того или иного типа поведения или образа жизни в процессе взаимоотношения с рискогенной средой и выполнения множества социальных ролей влияет на формирование социокультурных рисков для социального здоровья молодых людей, а также позволяет прогнозировать его уровень с учетом статусно-ролевой занятости при переходе студенческой молодежи во взрослую жизнь [8].
В целом, приходится констатировать, что сегодня наблюдается разрыв цепочки «высшее профессиональное образование - статус - доход», а, следовательно, у студенческой молодежи уменьшается возможность реализовать полученное образование с целью пропуска в «социальный лифт» для повышения социального статуса и дохода. Достойный уровень образования уже не гарантирует профессиональную занятость молодых специалистов в престижных и хорошо оплачиваемых отраслях жизнедеятельности. Кроме того, для современной системы профессионального образовательного пространства характерно ослабление социализирующей, адаптивной и воспитательной функций учебного процесса, что способствует рискогенности, размытости профессионального и социального статусов потенциальных молодых специалистов и формирует риски для социального здоровья молодежи.
Каковы же меры снижения и профилактики рисков для социального здоровья студенческой молодежи?
В условиях современного образования в последнее время стали активно разрабатываться комплексно организованные меры, направленные на минимизацию, предупреждение и профилактику социокультурных рисков для социального здоровья российской студенческой молодежи. С этой целью сегодня создаются различные структурные подразделения: на уровне административного управления (система переподготовки и дополнительного образования), студенческих объединений (студенческие профсоюзы, студенческие советы), которые обеспечивают социальную поддержку студенческой молодежи.
В число важнейших мер снижения и профилактики рисков для социального здоровья студенческой молодежи, должны входить: во-первых, комплексная, целенаправленная молодежная социальная политика в вопросах обеспечения доступности социальных ресурсов для молодежи и возможности влияния на их формирование и распределение; во-вторых, всесторонняя работа по улучшению условий профессиональной социализации и адаптации студенческой молодежи [9]; в-третьих, ориентация на социальное партнерство между региональной властью и институтом образования по формированию таких условий, которые позволили бы повысить социальную
мобильность студенческой молодежи и минимизировать сложности трудоустройства и безработицы молодых людей после окончания вуза. Подобные меры снижения и профилактики социокультурных рисков для социального здоровья студенческой молодежи тем самым позволили бы молодежи повысить статусно-ролевые позиции для возможности реализации потребностей, личностного потенциала и социокультурной адаптации.
Литература:
1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.
2. Верещагина А.В., Бандурин А.П., Самыгин С.И. Детство в условиях городской среды: риски социализации. 2016. №4.
3. Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. С. 5.
4. Лебедева-Несевря Н.А. Риск-коммуникации как инструмент управления здоровьем населения // Анализ риска здоровью. 2014. №2. С. 83-89.
5. Леонова О.А. Социальное развитие молодежи как индикатор государственной молодежной политики // Вестник Омского университета. 2010. №3. С. 174-178.
6. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность как актуальный ориентир минимизации рисков современного студенчества // Universum: Психология и образование: [Электронный научный журнал]. 2014. №3(4).
7. Trenton D. Mize Profile in health: Multiple roles and healthy lifestyles in early adulthood // Social Science & Medicine. Vol. 178. 2017. Pp. 196-205.
8. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closing the gap in a generation. WHO, Geneva (2008).
9. Верещагина А.В., Гафиатулина Н.Х. Благополучное детство как основа социального здоровья молодых поколений: индикаторы социологического измерения [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2016. Т. 40, № 1 (40). URL: http:// ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2016/3527 (дата обращения: 22.08.2017).
Literature:
1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.
2. Vereshchagina A.V., Bandurin A.P., Samygin S.I. Childhood in an urban environment: the risks of socialization. 2016. №4.
3. Zubok Yu.A. The phenomenon of risk in sociology: the experience of researching young people. M.: Thought, 2007. P. 5.
4. Lebedeva-Nesevrja N.A. Risk-kommunikacii kak instrument upravlenija zdorov'em naselenija //Analiz riska zdorovju. 2014. №2. S. 83-89.
5. Leonova O.A. Social'noe razvitie molodezhi kak indikator gosudarstvennoj molodezhnoj politiki // Vestnik Omskogo universiteta. 2010. №3. S. 174-178.
6. Pak L.G. Social'no-orientirovannaja dejatel'nost' kak aktual'nyj orientir minimizacii riskov sovremennogo studenchestva // Universum: Psihologija i obrazovanie: [Jelektronnyj nauchnyj zhurnal]. 2014. №3(4).
7. Trenton D. Mize Profile in health: Multiple roles and healthy lifestyles in early adulthood // Social Science & Medicine. Vol. 178. 2017. Pp. 196-205.
8. World Health Organization. Commission on the Social Determinants of Health. Closing the gap in a generation. WHO, Geneva (2008).
9. Vereshchagina A.V., Gafiatulina N.Kh. Safe childhood as the basis of social health of young generations: indicators of sociological measurement [Electronic resource] // Engineering bulletin of the Don. 2016. T. 40, No. 1 (40). URL: http: // ivdon.ru/en/magazine/archive/n1y 2016/3527 (reference date: August 22, 2017).