Тюнь А.П.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры правовых и социально-экономических дисциплин Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).
Источники представлений о правоохранительных органах в гражданской среде*
Аннотация. В статье исследуются источники представлений о правоохранительных органах в гражданской среде. она разделяет исследования общественного мнения на динамические и статические, сосредотачиваясь на динамическом подходе, который позволяет рассмотреть формирование и трансформацию общественного мнения о полиции. Анализируются три аспекта динамики общественного мнения: возникновение представлений о правоохранительных органах, подтверждение или опровержение существующих представлений, и трансформация представлений через их дополнение и пересмотр.
Ключевые слова: общественное мнение, правоохранительные органы, исследования, динамический подход, формирование, трансформация, представления, гражданская среда.
Tyun A.P.
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Legal and Socio-Economic Disciplines, Rostov State Economic University.
Sources of ideas about law enforcement agencies in the civilian environment
Abstract. The article examines the sources of ideas about law enforcement agencies in the civilian environment. She divides public opinion research into dynamic and static, focusing on a dynamic approach that allows us to consider the formation and transformation of public opinion about the police. Three aspects of the dynamics of public opinion are analyzed: the emergence of ideas about law enforcement agencies, the confirmation or refutation of existing ideas, and the transformation of ideas through their addition and revision.
Key words: public opinion, law enforcement agencies, research, dynamic approach, formation, transformation, representations, civil environment.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению общественного мнения и полиции, что в полной мере соотносится с общим трендом
развития социогуманитарного знания, связанным с установкой на практико-ориентированную системно-прогностическую научную деятельность [3].
* © Тюнь А.П., 2023.
Источники представлений о правоохранительных органах в гражданской среде
Исследования общественного мнения подразделяются на две разновидности - динамические и статические. Первые направлены на то, чтобы отразить характеристики общественного времени в отдельный, конкретно взятый момент, в то время как вторые ориентированы на отражение ситуации в динамике (что предполагает, с одной стороны, рассмотрение характеристик общественного мнения в различные моменты времени, и, с другой - ориентировано на выявление причин и факторов формирования конкретных тенденций в общественном мнении). Исследование общественного мнения в динамике требует привлечения серьезного теоретического аппарата и, кроме того, предполагает решение серьезного ряда промежуточных исследовательских задач. Вместе с тем, именно этот подход обнаруживает наибольшую практическую значимость.
В исследовании общественного мнения о полиции, если оно претендует на полноту и системность, одним из важных первоначальных шагов является формирование первичного понимания факторов общественного мнения о полиции - тех явлений, которые влияют на конкретные способы социального восприятия гражданами сотрудников полиции и, в целом, органов внутренних дел. И здесь важно понимать: общественное мнение представляет собой форму коллективного мировоззрения, и потому его внутренняя динамика подчиняется общим принципам формирования и развития мировоззрения. Соответственно, когда мы рассматриваем динамику общественного мнения о полиции, мы можем выделить следующие ее аспекты:
- возникновение представлений о правоохранительных органах;
- подтверждение или опровержение существующих представлений;
- трансформация представлений о правоохранительных органах через их дополнение и пересмотр.
Ключевым моментом в данном случае является то, что формирование общественного мнения, с одной стороны, подчиняется общим механизмам социального познания, с другой - осуществляется в коммуникативной среде и, соответственно, реализуется людьми коллективно. Так или иначе, на первоначальном этапе динамического рассмотрения общественного мнения о полиции важно понимать, каковы источники представлений о правоохранительных органах.
Прежде всего, следует обратить внимание на фундаментальное различие между первичными представлениями о каком-либо элементе социальной действительности и источниками познаний о нем, которые имеют вторичный характер и, соответственно, дополняют изначально выстроенную в мировоззрении человека картину. Первичные представления могут предшествовать личному опыту взаимодействия с конкретным аспектом общественной жизни, но они определяют, с одной стороны, ожидания, направленные на него, с другой - способ интерпретации тех аспектов получаемого опыта, которые допускают момент толкования. А таковых аспектов социального опыта, как это убедительно доказывают основоположники социального конструктивизма Т. Лукман и П. Бергер [1], большинство в силу склонности познающего подгонять получаемый опыт под ту картину мира, которая уже имеет место.
Говоря о вторичных источниках социальных представлений мы не зря подчеркиваем момент вторичности: несмотря на то, что они могут оказывать мощное воздействие на мировоззрение
человека, речь идет о представлениях и опыте, который взаимодействует с уже сложившимися представлениями, подтверждая их, опровергая, дополняя или трансформируя. Ключевой момент в данном случае - это то, что конечный эффект зависит уже не только от характера получаемого опыта, но и от исходных характеристик мировоззрения, которые влияют на его интерпретацию. Именно поэтому, когда мы ставим вопрос об источниках представлений о полиции, обнаруживает свою наивность подход, основанный на полагании доминирующего значения непосредственного опыта взаимодействия сотрудников полиции с гражданским населением. Безусловно, данный аспект формирования отношения к сотрудникам правоохранительных органов имеет существенное значение, однако, по факту, не меньшую значимость имеет вопрос первичных условий формирования представлений о правоохранительных органах. А они в подавляющем большинстве случаев не имеют отношения к получению членами общества личного опыта взаимодействия с полицией.
Если рассматривать истоки представлений о полиции у каждого человека, то это, прежде всего, базовая информация об общественном устройстве, получаемая детьми на стадии первичной социализации, что определяет институты первичной социализации в качестве исходного источника информации о ряде элементов общественной структуры, включая и правоохранительные органы. Ключевым моментом в данном случае является то, что первичное знание о правоохранительных органах в подавляющем большинстве случаев носит заимствуемый, опосредованный внешними информационными источниками характер. Иными
словами, узнавая о полиции от других людей или, например, через приобщение к каким-либо информационным продуктам (книги, мультфильмы и т. д.) люди формируют свои первые представления о правоохранительных органах. Здесь очень важным является то, что базовое представление об институте связано, преимущественно, с осмыслением его социальных функций и значения, и уже позднее большинство людей формирует представления о людях, выполняющих данные функции. Исключение - ситуации, когда имеет место заимствование какого-либо экстраординарного опыта, в рамках которого источник этого опыта изначально наделяет носителей институциональных функций определенными качествами. Типичная форма подобного рода суждений - «эти врачи
- поголовно циники», «эти чиновники
- сплошь коррупционеры», «полицейские некомпетентны» и т. д.. Передача обобщающих стереотипных суждений о представителях какой-либо институциональной группы, особенно как фактор первичной социализации -серьезная проблема, заслуживающая внимания исследователей. Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что в большинстве случаев формирование обобщающих негативных представлений о представителях конкретной институциональной группы становится вторым шагом в формировании мировоззрения познающего субъекта. Этот шаг все еще связан, по большей части, с заимствованием чужого опыта и чужих представлений, но речь идет о переходе от осознания социальных функций конкретного института к рассмотрению социальных качеств его представителей. И здесь реализуется важный механизм: в условиях, когда представления о носителях
институциональной функции отвечают общему пониманию социального значения конкретного института, в мировоззрении субъекта не возникает противоречий. Однако в ситуации, когда предполагаемые качества людей, включенных в структуру института, не отвечают представлениям о том, какими должны быть носители его функциональных обязанностей, возникает противоречие, конфликт между идеальными представлениями о том, как должно быть, и представлениями о том, как есть.
Очень важно понимать, что и представления о том, как должно быть, и представления об актуальном состоянии общества, могут носить ошибочный характер. Более того, анализ источников представлений о социальной действительности, которые формируются у членов общества, показывает, что их социальная картина мира в большинстве случаев носит искаженный, оторванный от действительности характер. И связано это, прежде всего, с тем, что в современном мире люди склонны брать за основу своего мировоззрения информацию, полученную «из третьих рук». Американский исследователь медийных процессов М. Маклюэн [2] обозначил этот принцип как опосредованное познание, в рамках которого человек «расширяет свои органы чувств», используя в их роли целые институты и группы людей (медиа, среду коммуникативного взаимодействия). Сходную позицию обозначил и основоположник социальной феноменологии А. Шютц [4], обосновавший тезис о том, что человек, будучи существом социальным, осуществляет познание коллективно, используя средства коммуникации. Это означает, что в большинстве случаев члены общества, формируя свои представления
о чем-либо, будут опираться на чужой опыт и чужие представления.
Мы не говорим о том, что для каждого человека заимствованные представления о полиции имеют преобладающее значение, однако для большинства членов общества, не обладающих весомым личным опытом взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов, а также не имеющих достоверных источников, ситуация выглядит именно так. При этом, говоря о первичных источниках, мы в большинстве случаев говорим именно о таких заимствованных представлениях, которые могут многократно передаваться от одних носителей социального знания к другим.
Согласно современным исследованиям, личный опыт взаимодействия с сотрудниками полиции, выходящий за рамки краткосрочного формального взаимодействия, реализуемого при получении или проверке документов, имеет сравнительно небольшая доля населения, в то время как большинство членов общества составляют представление о сотрудниках полиции «понаслышке», опираясь на мнения, суждения и опыт (зачастую многократно репрезентируемый и, за счет этого - искаженный), принадлежащие другим людям. При этом они зачастую не учитывают тот факт, что те люди, чьим суждениям они доверяют, могут сами не выступать в роли достоверного первичного источника. Именно так реализуется циркуляция представлений о правоохранительных органах в коммуникативной среде общества, причем данные представления могут иметь оторванный от реальности характер, однако их массовость может выступать в роли «весомого» обоснования достоверности транслируемых представлений.
Следует отметить, что активно распространяемые стереотипы не берутся «из ниоткуда». Речь может идти как о репрезентации устаревшего опыта, так и о реализации искаженных механизмов распространения информации, в рамках действия которых соответствующие норме социальные проявления не освещаются, а те события, которые имеют отличный от нормы характер, напротив, активно освещаются в коммуникативной среде. Так или иначе, следует отметить, что в общей системе источников представлений о полиции реальный опыт взаимодействия граждан с сотрудниками правоохранительных органов не является тем доминирующим (в краткосрочной перспективе) фактором, который может способствовать быстрому пересмотру представлений о полиции. Влияние данного фактора на короткой дистанции слабее, нежели воздействие на сферу общественного мнения процессов трансляции уже существующих представлений и уже полученного когда-то социального опыта взаимодействия с полицией. Именно поэтому никакие меры по улучшению эффективности работы правоохранительных органов, если они не сопровождаются масштабным информационным освещением происходящих сдвигов, не могут в одночасье привести к значительному изменению общественного мнения о полиции. Вместе с тем, следует отметить, что, несмотря на доминирование процессов опосредованного познания в формировании представлений о полиции, изменение в лучшую сторону самого института может оказать влияние на общественное мнение. Однако это изменение будет иметь постепенный, кумулятивный эффект. Это связано с тем, что личный опыт имеет для социального субъекта большее значе-
ние, нежели заимствованный. Поэтому процессы приобретения членами общества неожиданного (на фоне существующих в информационной среде негативных стереотипов о полиции) позитивного опыта взаимодействия с сотрудниками полиции может являться серьезным основанием как для пересмотра личного мировоззрения, так и для трансляции своего позитивного опыта в коммуникативной среде.
сказанное выше определяет то, что условия получения членами общества личного опыта взаимодействия с сотрудниками полиции в контексте общей постановки вопроса о факторах общественного мнения о полиции также имеют серьезное значение.
Подведем итоги. Источники представлений о полиции подразделяются на первичные (закладывающие основы мировоззрения) и вторичные (дополняющие это мировоззрение). Процессы формирования первичных представлений о полиции за редким исключением базируются на заимствовании опыта и представлений у других членов общества. Дальнейшее наполнение мировоззрения, его подтверждение или опровержение, а также трансформация реализуются за счет опосредованного и непосредственного познания. Опосредованное познание связано с обращением к накопленному опыту других людей (который получает отражение в непосредственной коммуникации, ложится в основу отдельных продуктов культуры, репрезентируется на уровне различных медиа), непосредственное - с формированием личного опыта. Последний процесс, хоть и не оказывает доминирующего воздействия на короткой дистанции, в долгосрочной перспективе способен привести к серьезному изменению общественного мнения за счет своего кумулятивного,
накопительного характера. Это определяет как ограниченность, так и значимость (в долгосрочной перспективе) процессов получения гражданами актуального личного опыта взаимодействия с сотрудниками правоохранительных органов.
References
[1] Berger P., Lukman T. Social construction of reality. - M.: "Medium", 1995.
[2] McLuhan, M. Understanding Media: Human Ex-
ternal Extensions. - M.: 2003.
[3] Plotnikov V.V. Forecasting social processes as a subject of interdisciplinary research and indifference to time as a methodological requirement of rational knowledge // Topical issues of socio-hu-manitarian knowledge: history and modernity. Interuniversity collection of scientific papers. Krasnodar, 2017. P. 119-125.
[4] Schütz A. The semantic structure of the everyday world: essays on phenomenological sociology // Moscow: Institute of the Public Opinion Foundation. 2003.336 p.
Список литературы
[1] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструиро-
вание реальности. - М.: «Медиум», 1995.
[2] Маклюэн М. Понимание медиа: внешние рас-
ширения человека. - М.: 2003.
[3] Плотников В.В. Прогнозирование социальных
процессов как предмет междисциплинарного исследования и индифферентность ко времени, как методологическое требование рационального познания // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. Межвузовский сборник научных трудов. Краснодар, 2017. С. 119-125.
[4] Шютц А. Смысловая структура повседневного
мира: очерки по феноменологической социологии // Москва: Институт Фонда «Общественное мнение». 2003. 336 с.