Научная статья на тему 'Источники правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов в электроэнергетике'

Источники правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
714
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ЗАКОН / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ / ПРЕЦЕДЕНТ / SOURCES OF LAW / NORMATIVE ACT / LEGAL CUSTOM / PRECEDENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Виктория Валерьевна

В настоящей статье автор анализирует источники правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов в электроэнергетике, повышенный интерес к которым вызван активизацией строительства, а также расширенной модернизацией основных производственных фондов в соответствии с утвержденной Правительством РФ Энергетической стратегией России на период до 2030 года. В статье рассматриваются различные источники права с учетом специфики регулируемых отношений, имеющейся нормативно-правовой базы и обычаев делового оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sources of Legal Regulation of Construction and Modernization of Power Objects in Power Industry

In this article the author analyses the sources of legal regulation of construction and modernization of power objects in power industry the heightened interest to which is caused by the activization of construction and the extensive program of construction and extended modernization of basic production assets in accordance with the Power Strategy of Russia for the period up till 2030 approved by the Government of the Russian Federation. The article deals with different sources of law taking into account specific character of the regulated relations, existing normative and legal base and business turnover customs.

Текст научной работы на тему «Источники правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов в электроэнергетике»

В. В. Романова*

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Активизация строительства и модернизация энергетических объектов в сфере электроэнергетики обусловлены различными факторами, в том числе высоким износом основных производственных фондов, длительным технологическим отставанием, отсутствием необходимых инвестиций для их масштабного и своевременного обновления, дефицитом генерирующих и сетевых мощностей в ряде регионов страны.

Отношения в сфере строительства и модернизации энергетических объектов являются одним из видов отношений, которые складываются в энергетике, в частности в электроэнергетике.

Модернизация имеющихся производственных мощностей и строительства новых газотурбинных установок, парогазовых установок и иных энергетических объектов обусловлена прежде всего необходимостью бесперебойного обеспечения потребителей электрической энергией.

Перечень энергетических объектов, требующих модернизации, а также перечень энергетических объектов, которые предполагается построить в сфере электроэнергетики, содержится в Распоряжении Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р, которым утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.1

Данная стратегия формирует новые ориентиры развития энергетического сектора в рамках перехода российской экономики на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (с изменениями на 8 августа 2009 г.).2

Совершенно очевидно, что вопросы развития энергетики не могут разрешаться без инфраструктурного развития, в связи с чем согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года в сфере «электроэнергетика» стратегическими задачами в части строительства и модернизации энергетических объектов являются:

— создание газотурбинных установок мощностью 300-350 МВт и на их основе высокоэффективных конденсационных парогазовых установок мощностью 500-1000 МВт, работающих на природном газе, с коэффициентом полезного действия выше 60 %;

* Романова Виктория Валерьевна — кандидат юридических наук, соискатель кафедры коммерческого права СПбГУ, партнер российско-британской юридической фирмы «Мусин и партнеры».

© В. В. Романова, 2010 E-mail: [email protected]

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1715-р от 13.11.2009 // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» // Там же. 2008. № 47. Ст. 5484.

— создание типовых модульных когенерационных парогазовых установок мощностью 100 и 170 МВт с коэффициентом полезного действия 53-55 % на теплоэлектроцентралях;

— создание экологически чистых угольных конденсационных энергоблоков на су-персверхкритические параметры пара с коэффициентом полезного действия 43-46 % мощностью 660-800 МВт;

— создание экологически чистых парогазовых установок мощностью 200-600 МВт с газификацией твердого топлива и с коэффициентом полезного действия 50-52 % и парогазовой установки на угольном синтез-газе;

— разработка, создание головных образцов и освоение энерготехнологических комплексов совместной выработки электроэнергии и синтетического жидкого топлива при работе на газообразном и твердом топливе;

— создание высокоинтегрированных интеллектуальных системообразующих и распределительных электрических сетей нового поколения в Единой энергетической системе России (интеллектуальные сети — Smart Grids);

— создание гибридной парогазовой установки;

— создание высоконадежных магистральных каналов связи между различными уровнями диспетчерского управления и дублированных цифровых каналов обмена информацией между объектами и центрами управления;

— создание и широкое внедрение централизованных систем противоаварийного управления, охватывающих все уровни Единой энергетической системы России, и др.3

Указанный перечень свидетельствует о том, что в соответствии с Энергетической стратегией России на период до 2030 года предусматриваются расширенное строительство и модернизация основных производственных фондов в электроэнергетике (электростанции, электрические сети), вывод из эксплуатации старых мощностей и низкоэффективного морально устаревшего оборудования.

Исходя из приоритетных направлений Энергетической стратегии России на период до 2030 года становится очевидной необходимость создания нормативно-правовой базы для обеспечения реализации основных положений данной Стратегии, в том числе создание нормативно-правовой основы для привлечения частных инвестиций в развитие всех видов генерации, введения систем отраслевых стандартов, ужесточающих требования к работоспособности и безопасности применяемого оборудования; совершенствование амортизационной политики путем предоставления налогового режима ускоренной амортизации основных фондов для стимулирования инвестиций в их замену и обновление; формирование системы перспективных регламентов, стандартов и норм, предусматривающих установление приоритета использования передовых международных стандартов проектирования, изготовления и эксплуатации энергетического оборудования.

Строительство и модернизация энергетических объектов являются одним из направлений в электроэнегетике, однако правовое регулирование отношений, возникающих при строительстве и модернизации энергетических объектов, осуществляется различными источниками права.

3 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года».

Как справедливо отмечается в правовой литературе, источники права, их виды, изменяются в зависимости от этапов развития общества, государства и права, особенностей правовых систем.4 При этом в научных и учебных изданиях высказываются различные точки зрения в отношении видов источников права.

Так, в правовой литературе перечисляются следующие источники права: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.5

В то же время обосновывается и иная позиция, согласно которой к источникам права могут быть отнесены только такие правила, которые обладают, по крайней мере, тремя признаками: обязательным характером, многократностью применения, всеобщим характером (рассчитаны на неопределенный круг лиц), и соответственно не могут быть отнесены судебная практика, локальные нормативные акты юридических лиц, а также договоры.6

Несмотря на различные точки зрения в отношении видов источников права, применительно к правовой системе Российской Федерации не вызывает споров отнесение к источникам права по крайней мере следующих: Конституции Российской Федерации, законов и иных правовых актов, принимаемых в развитие конституционных норм, норм международного права, международных договоров, обычаев делового оборота.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.7

В правовой системе Российской Федерации высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону Российской Федерации. Данная норма закреплена в Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся в том числе федеральные энергетические системы. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на территории Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на урегулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с изменениями на 23 ноября 2009 г.).8 В данном Законе дается определение, что включает в себя законодательство Российской Федерации об электроэнергетике, а также определения основных понятий в электроэнергетике, закреплены основные

4 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2009. С. 626-627.

5 Там же. С. 626.

6 Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 1. 7-е изд., перераб. и доп. / В. В. Байбак, Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев / Под ред. Ю. К. Толстого. М., 2009. С. 52.

7 Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 21 июля.

8 СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1117.

принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, определены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике.

Так, согласно ст. 3 ФЗ РФ «Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики понимаются имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

К общим принципам организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики в соответствии со ст. 6 данного Закона относятся в том числе: технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанной с ними сферы услуг.

Естественно, что отношения в сфере строительства и модернизации энергетических объектов регулируются не только нормами этоого специального закона. Правовые нормы, регламентирующие данную деятельность, содержатся и в других федеральных законах: Гражданском кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Налоговом кодексе и т. д.

Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, оценке соответствия, регулируются Федеральным законом «О техническом регулировании».9

В правовой литературе отмечается, что законодательство, регулирующее деятельность в сфере энергетики, не может не носить комплексного характера, так как деятельность в сфере энергетики порождает не только горизонтальные (гражданско-правовые), но и вертикальные (административно-правовые) отношения, связанные, например, с установлением специальных требований к энергетическим организациям, антимонопольным, тарифным, с техническим регулированием в этой сфере и т. д.10

Отношения в сфере строительства и модернизации энергетических объектов регулируются также соответствующими нормативными актами Правительства РФ и уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти.

9 Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями на 30.12.2009) // Там же. 2002. 31 дек.

10 Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Энергетика и право / Под общ. ред. П. Г. Лахно. М., 2008. С. 207.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительство РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике определяет порядок и условия строительства и финансирования объектов электроэнергетики, порядок вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации; устанавливает критерии отнесения субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ, и порядок утверждения инвестиционных программ и контроля за реализацией таких программ; определяет источники и способы привлечения инвестиционных средств, вкладываемых Российской Федерацией в развитие электроэнергетики; осуществляет контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 г. № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики» утверждены: Критерии отнесения субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций; Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.11

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2003 г. № 648 (с изменениями на 10 марта 2009 г.) утверждено Положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети и о ведении реестра объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.12 Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2007 г. № 484 (с изменениями на 10 марта 2009 г.) утверждены Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.13

Среди источников правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов нельзя не отметить также Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. № 54 (с изменениями на 10 марта 2009 г.) «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»,14 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2008 г. № 212 «Об утверждении Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок».15

Своеобразие норм, регулирующих отношения в сфере энергетики, в том числе в сфере строительства и модернизации энергетических объектов, обусловлено тем, что для

11 СЗ РФ. 2009. № 49. Ст. 5978.

12 Российская газета. 2003. 5 ноября.

13 Там же. 2007. 31 июля.

14 СЗ РФ. 2006. № 7. Ст. 774.

15 Приказ Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 РД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 28.04.2008 № 11597 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 21.

надлежащего и эффективного правового регулирования отношений в области энергетики большое значение имеют технические и технологические условия, базирующиеся на выводах естественных наук.16

Из международных договоров в области электроэнергетики можно отметить также Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г., с изменениями, внесенными Международным протоколом от 22 ноября 2000 г., а также двусторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве в области электроэнергетики: Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г.; Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств — участников Содружества Независимых Государств; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова в области электроэнергетики, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетических комплексов, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии и др.

Говоря об источниках правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов, нельзя не отметить Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), разработанные Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА), имеющим статус межправительственной организации, членом которой является и Российская Федерация.

В процессе создания систематизированной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование отношений в сфере энергетики, должно соблюдаться соответствие энергетического законодательства природе деятельности в сфере энергетики и опосредующих ее общественных отношений.17 Специфика регулируемых отношений требует особого внимания к систематизации нормативно-правовых актов с целью обеспечения защиты и гарантий интересов общества и отдельных участников энергетических отношений. В соответствии с Приказом Министерства энергетики России от 27 января 2010 г. № 27 в план законопроектной деятельности Министерства на 2010 год включены в том числе следующие законопроекты: «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона “Об электроэнергетике”», предусматривающий наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению технологических правил функционирования электроэнергетических систем; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью продления срока действия механизма аренды территориальными и сетевыми организациями объектов электросетевого хозяйства, относящихся к составу единой национальной (общероссийской) электрической сети; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания системы досудебного урегулирования споров в электроэнергетике».

Одним из видов источников права, имеющим важное значение в сфере строительства и модернизации энергетических объектов, являются обычаи делового оборота. Исторически правовой обычай как источник права предшествует всем другим источникам

16 Лахно П. Г. Энергия, энергетика и право // Энергетика и право / Под общ. ред. П. Г. Лахно. С. 38.

17 Попондопуло В. Ф. Энергетическое право и энергетическое законодательство: общая характеристика, тенденции развития // Там же. С. 210.

права. Значение обычая как источника права нельзя недооценивать, несмотря на большое количество принимаемых законов и других нормативно-правовых актов. «При постоянном возникновении новых форм сделок в торговле законодатель едва поспевает за жизнью и потому, собрав и утвердив часть торговых обычаев, сохраняет за обычаем правотворческую силу».18

Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

При этом в п. 2 данной статьи закреплено, что обычаи делового оборота, противоречащие положениям законодательства или договору, не применяются.

Некоторые широко используемые правила систематизированы Международной торговой палатой: Правила толкования международных торговых терминов Инко-термс, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо.

Наличие и содержание торговых (предпринимательских) и портовых обычаев, принятых в Российской Федерации, фиксирует Торгово-промышленная палата РФ. Данная норма закреплена на законодательном уровне — п. 3 ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-1 (с изменениями на 23 июля 2008 г.) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».19

В международной строительной практике работу в области унификации договоров в различных сферах строительства осуществляет Международная федерация инжене-ров-консультантов (ФИДИК). Данная организация разрабатывает типовые проформы контрактов с 1947 г. с учетом общепризнанных международных стандартов и методов управления выверенными на практике условиями контрактов, которые активно применяются как в международных строительных проектах, финансируемых за счет средств международных финансовых агентств, государственных источников финансирования, так и в строительных проектах, финансируемых частными инвесторами. Наибольшее распространение получили контракт на поставку оборудования, проектирования и строительство для электромеханических и пусконаладочных работ, контракт для проектов «EPC» (engineering, procurement, construction — инжиниринг, поставка, строительство), контракт для проектов «EPCM» (engineering, procurement, construction management — управление инжинирингом, поставками, строительством). Условия, разработанные ФИДИК, так же как и Инкотермс, иные общепризнанные обычаи, в том числе в части финансирования и расчетов, используются и в сфере строительства и модернизации энергетических объектов.

Данные унифицированные формы представляют собой неофициальную систематизацию обычаев, приобретающих юридическое значение лишь для конкретного договора в случае ссылки на них контрагентов,20 при этом условия контрактов должны быть адаптированы к действующим нормам законодательства и в любом случае не противоречить данным нормам, как закреплено в п. 2 ст. 5 ГК РФ.

18 Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М., 1994. С. 44.

19 Российская газета. 1993. 12 авг.

20 Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2010. С. 90.

В отношении судебной практики как источника права необходимо обратить внимание на следующее. Судебная практика в форме определенных актов высших судов РФ может быть отнесена к источникам права, так как данными актами предусматривается порядок применения различных правовых норм. Это относится к постановлениям Конституционного Суда РФ,21 пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ. Так, согласно ст. 126, 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики. В Федеральном конституционном законе от 28 апреля 1995 г. № 31-ФКЗ указано, что к полномочиям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ относятся в том числе рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и разъяснения по вопросам судебной практики (п. 1 ст. 13 Федерального конституционного закона).22 В п. 2 данного Закона закреплено, что по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации. В учебной литературе отмечается, что данные разъяснения не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров.23

Учитывая, что Энергетической стратегией на период до 2030 года предусматривается поддержка таких стратегических инициатив, как развитие частно-государственного партнерства при реализации энергетических проектов; развитие системы страхования рисков долгосрочного инвестирования в энергетический сектор; создание объединенных лизинговых компаний для обеспечения организаций энергетического сектора передовыми технологиями и оборудованием и других инициатив, — роль всех источников правового регулирования в сфере строительства и модернизации энергетических объектов существенно возрастает, так же как и возрастает интерес к различным аспектам правового регулирования отношений в данной сфере деятельности.

21 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. 1994. 23 июля.

22 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 31-ФКЗ // Там же. 16 мая.

23 Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.