ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34.02 ББК 67.0
ИСТОЧНИКИ ПРАВА КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОЛИЦЕЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АННА ЮРЬЕВНА ГАРАШКО,
преподаватель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук E-mail: garashkoanna@rambler.ru Научная специальность 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Повышение эффективности деятельности полиции - одно из приоритетных направлений деятельности современного правового государства. В данной статье как важнейший нормативный инструмент улучшения работы полиции рассматриваются источники права. Автор убежден, что формирование упорядоченной и гармонизированной системы источников права позволит нормализовать и упорядочить основные направления деятельности полицейских структур.
Ключевые слова: право, источник права, полиция, полицейская деятельность, источник полицейского права, нормативность.
Annotation. Improving the efficiency of police activity is one of priority directions of activity of modern legal state. In this article as an important regulatory tool for improving police work are considered sources of law. The author is convinced that the formation of a streamlined and harmonized system of sources of law will allow to normalize and to organize the main activities of police agencies.
Keywords: law, source of law, police, police activity, source of the police law, normativity.
В настоящее время вопрос повышения эффективности деятельности полиции представляется актуальным в процессе формирования внутренней политики любого государства, так как именно полицейские органы выступают гарантом стабильности и суверенности сложившейся власти в стране. Одним из важнейших факторов оптимизации такой деятельности выступают источники права как аккумуляторы нормативной базы регуляции деятельности полиции.
Значимым аспектом воздействия источников права непосредственно на полицейскую деятельности является до сих пор вызывающая в среде ученых дискуссии теория существования полицейского права.
В правовой науке до настоящего времени не сформировалась однозначная позиция по вопросу позиционирования в ней полицейского права. Взгляды ученых на данный феномен отличаются как в зависимости от хронологического, так и от географического факторов; кроме того, полицейское право по-разному расценивается и в контексте различных типов правопонимания.
Так, полицейское право впервые получило статус полноценной отрасли права в Европе (Германия, Франция) еще в ХУШ-Х1Х в.в., благодаря трудам таких ученых, как Й. фон Зонненфельс, Н. Деламар, Г. Берг, Л. фон Штейн, О. Майер, И.Г. Юсти, Р. фон Моль, А. Батби, М. Бартелеми и др.
В Российской империи традиции немецкой школы были продолжены только с середины XIX в. в работах И.Е. Андреевского, В.Ф. Дерюжинского, В.В. Ивановского, Н.Н. Белявского, В.М. Гессена, И.Т. Тарасова, М.М. Шпилевского, Р. Гнейста, Н.К. Бунге и др. Так, И.Е. Андреевский в работе «Полицейское право» закрепил основы отечественной полицеистики, согласно которым в предмет регулирования полицейского права входил широкий спектр вопросов, начиная от деятельности непосредственно полицейских органов государства и заканчивая медициной, строительством, земледелием, торговой промышленностью и др. В данном труде полиция дифференцируется на полицию безопасности и полицию благосостояния. К полномочиям последней И.Е. Андреевский относил меры, обеспечивающие условия духовного благосостояния, материального благосостояния и меры, обеспечивающие условия благосостояния как духовного, так и материального. Первая группа мер призвана воздействовать на нравственное, религиозное, умственное образование народа, развитие учебных заведений. Вторая группа мер направлена на такие сферы, как садоводство, виноделие, мануфактура, земледелие и др. Третья группа мер должна, как полагал И.Е. Андреевский, регулировать инфраструктуру, почтовую и телеграфную связь.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В такой форме наука отечественного полицейского права просуществовала вплоть до первой четверти XX в. Начиная с советской юриспруденции, утвердившей приоритет концепции позитивистского (строго юридического, формального) правопонимания, и до настоящего времени в России полицейское право, не обладая статусом самостоятельной отрасли, существует как несформировавшийся и не до конца оформившийся институт административного права. В качестве науки, область анализа полицейского права ограничивается исключительно полицейской деятельностью государства. Подобное второстепенное положение полицейского права все чаще вызывает дискуссии среди ученых как в области административного права, так и в области общеправовой теории, делая данный вопрос актуальным предметом исследования.
Вышеизложенное вызвало в настоящее время интерес к полицейскому праву и представителей иных (непозитивистских) типов правопонимания. Так, сформировался подход, согласно которому полицейское право предстает как самостоятельный тип права. Под типом права современными учеными понимается качественное состояние права, определенное не столько внешними факторами, сколько внутренними, т.е. самой природой права в ее действительности. Тип права представляет собой такую качественную характеристику действующего права, которая позволяет понять и выразить институциональность права в сущностном плане.
С точки зрения данного типологического подхода, полицейское право предстает как организационно-правовая основа становления и функционирования государства как управителя общественной жизни, воспроизводящаяся последним для обеспечения всеобъемлющего контроля над общественными отношениями во всех их формах. Административно-правовые отношения трансформируются в полицейско-право-вые тогда, когда государство обосабливается в государственный аппарат и постепенно подменяется им.
Принимая во внимание обозначенный выше плюрализм взглядов и подходов на сущность и значение полицейского права, проведем его исследование в контексте широкого правопонимания как типа современного права с точки зрения базового компонента - источников действующего права.
Для полицейского права источники имеют особое значение, так как данное право основано и держится за счет жесткой и предельно детализированной регламентации социальных отношений. Среди источников полицейского права особое распространение получили подзаконные ведомственные нормативные правовые акты, причем не столько как интерпретационные акты для достаточно абстрактного законодательства, сколько как имеющие самостоятельное значение акты (директивы, указания, приказы, распоряжения), на основе которых моделируются угодные государству отношения при игнорировании объективных социально-экономических условий и религиозных установок населения .
Следует отметить, что известный в области отечественной полицеистики дореволюционный исследователь Н.Н. Белявский относил к источникам полицейского права также законы, административные распоряжения, международные договоры, обычное право (последнее действует субсидиарно, находя себе применение, главным образом, там, где организм управления не нормирован положительным законом).
Осуществляя политические цели, государство в рамках полицейского права относится к обществу как элементу пассивному, рассматривая все проявления религиозной, умственной, торгово-промышленной деятельности нации лишь с точки зрения политической пользы. Верховная власть приобретает статус неограниченного законодателя, допускающего по своему усмотрению любые изъятия из правил. Качество законодательства определяется степенью полезности в деле государственного блага.
С этим связано то, что на законодательном уровне закрепляется совмещение частных, корпоративных и казенных интересов путем регулирования всех сторон жизни общества. Естественные права человека оказываются просто недопустимыми в рамках полицейской законности.
Для источников полицейского права характерен ряд признаков, позволяющих дифференцировать их от источников иных типов права. К таким признакам целесообразно отнести следующие:
1) публичный характер как сферы регулирования, так и содержания самих источников полицейского права, что обусловлено, прежде всего, значением для последних органов государственного аппарата;
2) детализированность и приказной характер нормативных положений, содержащихся в источниках полицейского права;
3) поддержка реализации содержащихся в таких источниках права норм развитой системой государственного принуждения и мерами юридической ответственности, преимущественно негативной, иногда мерами репрессивного характера;
4) деперсонифицированность, формализм, режимный характер, обусловленные содержанием источников полицейского права (по отношению к гражданину неофициально закрепляется статус подданного);
5) норма права «превращается» в совокупность указаний, распоряжений ведомственного нормотворчества, что детерминирует значимость административных велений как основных и наиболее распространенных источников полицейского права;
6) системность и взаимообусловленность - от степени взаимосвязи и непротиворечивости источников права зависит эффективная деятельность государства, выступающая одним из его приоритетов;
7) особый неписанный источник права, обладающий системообразующим характером - авторитет, основывающийся на полномочии, силе, власти государства;
8) источники полицейского права распространяют свое действие практически на все существую-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
щие в обществе отношения, обусловливая жесткий контроль, надзор, централизацию и администрирование; при этом власть не делится на судебную, исполнительную и законодательную, а в целом сконцентрирована в руках органов государственного аппарата;
9) источники полицейского права формируются на основе хорошо развитой юридической техники, не допускающей широкого толкования правоположений, конкуренции норм (характерно стремление законодателя к устранению коллизий, правовых лакун, пробелов);
10) в содержательном аспекте «насыщение» моральными, религиозными и иными легитимирующими началами социума является внешним, направленным не на решение социально значимых вопросов, а на перманентное самовоспроизводство источников полицейского права и поддержку, оправдание государственной власти (это обусловливает отождествление легитимности и легальности).
Таким образом, в рамках широкого подхода источники полицейского права как типа права - сложный и неоднозначный правовой феномен, представляющий собой жестко детализированную, формализованную и строго иерархичную систему административных велений и распоряжений органов государственного аппарата, преследующих цель построения организационно-правовой основы функционирования государства как управителя общественной жизни для обеспечения всеобъемлющего контроля над общественными отношениями во всех их формах.
Литература
1. Белявский Н.Н. Полицейское право. Конспект лекций, 1904. Юрьев. 335 с.
2. Гарашко А.Ю. Особенности системных свойств источников права: Монография. Saarbrucken. LAP-LAMBERT Academic Publishing. 153 с.
3. Зыкова С.В., Кулакова Ю.Ю., Лановая Г.М. Юридическая техника: Учебно-практическое пособие. М., 2008.
4. Мамонтов А.Г. Возможности системной методологии исследования судебно-правовой сферы // История государства и права. 2010. № 4. С. 19-22.
5. Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права // История государства и права. 2010. № 6. С. 2-17.
6. Медведев В.В. Формирование и эволюция полицейского государства в России (XVTII-первая половина XIX вв.): Автореферат дисс... канд. юрид. наук, М.,
2009. С. 13-14.
7. Тихомирова М.Л. К вопросу о сущности полицейского права // История государства и права. № 5. 2001. С. 41-43.
8. Рыжов А.А. Право политического убежища в Российской Федерации (теоретико-правовой аспект): Дисс. на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 2002.
References
1. Belyavsky N.N. Police law. Lecture notes, 1904. Yuryev. 335 p.
2. Garasko A.Y. Features of the system properties of the sources of law. Monograph. Saarbrucken. LAP-LAMBERT Academic Publishing. 153 C.
3. Zykov S.V, Kulakova Y.Y., lanovaya G.M. Legal technology: a training manual. Moscow, 2008.
4. Mamontov A.G. features of the research methodology of the judicial sphere // History of state and law. 2010. No. 4. S. 19-22.
5. Malakhov V.P. the Diversity of methodologies of the modern theory of state and law // History of state and law.
2010. No. 6. P. 2-17.
6. Medvedev V.V. the Formation and evolution of the police state in Russia (XVIII-first half XIX centuries). The author's abstract dis. ... candidate. the faculty of law. of Sciences, Moscow, 2009. S. 13-14.
7. Tikhomirova M.L. To the question about the nature of police law // History of state and law. No. 5. 2001. S. 41-43.
8. Ryjov A.A. granted political asylum in the Russian Federation (theoretical-legal aspect): the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of juridical Sciences. Moscow, 2002.