УДК 323.3(47+57) МОКШИНГ.Н.
доктор исторических наук, доцент, кафедра истории России, Воронежский государственный университет E-mail: mok410@mail.ru
UDC 323.32(47+57) MOKSHIN G.N.
Doctor of History, Associate Professor, Department of the Russian History, Voronezh State University E-mail: mok410@mail.ru
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КУЛЬТУРНОГО НАРОДНИЧЕСТВА: НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ И КОММЕНТАРИИ (1991-2016 ГОДЫ)
SOURCES ON THE HISTORY OF CULTURAL POPULISM: NEW PUBLICATIONS AND COMMENTS (1991-2016 YEARS)
В статье рассматриваются новые публикации источников (книг, статей, писем, мемуарной литературы) по истории правого крыла русского народничества 1870-1890-х годов. Анализируются причины интереса к его идейному наследию со стороны современных экономистов, социологов и историков. Устанавливается, как популяризация трудов народников-культурников повлияла на изменение оценок их места и роли в общественном движении пореформенной России.
Ключевые слова: источники, «культурное народничество», культурничество, теория «малых дел», интеллигенция.
The article deals with new publications of sources (books, articles, letters, memoirs) on history of right wing Russian populism 1870-1890-ies. The analysis of the reasons for interest in its ideological heritage by modern economists, sociologists and historians. The way how the popularization of works ofpopulists-uplifters influenced the change in the estimates of their place and role in the social movement of the post-reform Russia has been stated.
Keywords: sources, "cultural populism", kulturnichestvo, the theory of "small deeds", intelligentsia.
Понятие «культурное» или «культурническое» народничество применительно к правому, умеренному крылу русского народничества 1870-1890-х гг. вошло в широкий оборот сравнительно недавно. Еще в начале 1990-х гг. всех сторонников мирной культурно-просветительской деятельности в народе (И.И. Каблиц, Л.Е. Оболенский, Я.В. Абрамов, В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко) по традиции называли «либеральными народниками», подчеркивая тем самым мелкобуржуазный и узкокрестьянский характер их программы преобразований. И только со второй половины этого десятилетия, во многом благодаря работам В. И. Харламова и В.В. Зверева, культурно-народническому течению постепенно возвращается его исконное наименование [11].
Ядро культурного народничества составляли примерно три-четыре десятка видных его теоретиков, в основном профессиональных литераторов (экономистов. социологов, публицистов, беллетристов). Группировались они вокруг нескольких столичных и провинциальных периодических изданий. Главные из них - газета «Неделя» и журнал «Русское богатство» (в период его редактирования сначала Л.Е. Оболенским, а потом С.Н. Кривенко). На их страницах велась теоретическая и практическая разработка ряда важных для всей народнической интеллигенции вопросов (о капитализме, общине, взаимоотношениях власти, общества и народа и т.п.).
Иными словами, культурное народничество - это.
прежде всего, литературно-общественное течение, разбитое на множество фракций, иногда даже внутри одного издания. Это объясняет тот факт, что у «культурников» не было ни общепризнанного лидера, ни общей программы действий. Более того, ведущие теоретики «культурничества» таковыми себя не считали (это слово появляется только в середине 1890-х гг. в трудах марксистов), часто полемизировали между собой и не желали, что бы их ставили в один ряд. На этой основе возникло «народничество И.И. Каблица», «народничество В.В. (В.П. Воронцова)», «народничество H.H. Златовратского» и т.д.
В советское время взгляды правых народников излагались. как правило, не по первоисточникам, а в интерпретации их критиков (в основном В.И. Ленина и Г.В. Плеханова). Не случайно за 70 лет были переизданы только «Основные тезисы народничества» середины 1880-х гг. (без определения их принадлежности кружку H.H. Златовратского) [7, с. 203-207] и отрывки из экономических работ В.П. Воронцова и С.Н. Кривенко [12].
Рассмотрим, как возвращалось к широкому читателю идейное наследие народников-культурников и как при этом переосмысливались их место и роль в развитии пореформенной общественной мысли России.
В 1990-е гг. наша страна во второй раз вступила на путь капитализма (правда, теперь не государственного, а олигархического), что очень больно ударило по благосостоянию ее основного населения. Все это обострило
© Мокшин Г.Н. © Mokshin G.N.
споры о необходимости выработки собственной российской модели социально-экономического развития. На этом фоне возрождается интерес ученых, прежде всего, конечно, экономистов, к доктрине самобытной модернизации страны, отстаиваемой идеологами позднего народничества.
Первыми в современной России были переизданы (правда, в сокращении) «Наши направления» В.П. Воронцова 1893 г. - самого крупного теоретика правого народничества 1880-1890-х гг. Именно в этом труде он попытался обосновать новую задачу народнической интеллигенции: умственное развитие народа с целью превращения его в новую социокультурную силу, способную привести страну к демократии и подлинной свободе. Составитель сборника избранных произведений социально-экономической мысли России конца XIX - начала XX в. Я.И. Кузьминов. тогда молодой ректор ВШЭ, одним из первых обратил внимание на то, что так называемых «либеральных народников» вернее называть «легальными». Он же категорически отказался признавать В. Воронцова и его единомышленников «ренегатами». На новом этапе развития народнического движения они «не отказались от социалистического идеала своих предтеч, равно как и от ориентации на общинно-артельные структуры», а «готовили почву для его осуществления с учетом тех реальных условий, в которых оказалось русское общество при Александре III» [13, с. 10].
Реализм «второго» поколения народников, по мнению Кузьминова, проявился и в том, что они больше «не обольщались надеждой» остановить развитие капитализма в России и тем более повернуть его вспять. Они рассчитывали лишь на возможность «смягчить последствия "внедрения капитализма" на российскую почву» путем укрепления противостоящего ему «народного производства». К сожалению, автор не объясняет, как это могло приблизить перспективы будущего социалистического переустройства страны, ведь народники-культурники придерживались эволюционной модели общественного развития [13, с. 11]. Неужели путем привлечения на свою сторону самодержавно-бюрократического государства, в чем в свое время «уличали» народников марксисты?
В 1995 г. выходит сборник «Экономика русской цивилизации», подготовленный к печати д-ром экон. наук O.A. Платоновым. Для обоснования тезиса о неприменимости к ней западных критериев и стандартов (по причине морального характера народной экономики) составитель обращается к трудам выдающихся русских экономистов и хозяйственников. В их число вошли и народники: H.A. Карышев, А.Н. Энгельгардт, В.П. Воронцов, И.И. Каблиц, М.О. Меньшиков (приводятся отрывки из их работ). Все они отстаивали народные формы хозяйствования и, по признанию Платонова, «не безнадежно». На каком-то этапе в 1880-х гг. даже наметилась тенденция к преобладанию народных форм жизни. «Именно это дало основание русскому экономисту В.П. Воронцову сделать вывод об упадке русского капитализма». Интересно как составитель сборника ин-
терпретирует дальнейший ход борьбы отечественных и западных начал хозяйствования. Вопреки действиям «западнически» настроенных правящих кругов на рубеже XIX-XX вв. произошел своеобразный синтез народных основ и передовой техники и технологии. И именно этот синтез, по мнению Платонова, стал основой «русского экономического чуда»: небывалого экономического роста страны, обеспечившего ей пятое место в мире по объему промышленного производства [25, с. 27].
В конце 1990-х гг. канд. ист. наук A.B. Тихонова подготовила для серии «Литературные памятники» 8-е издание 12-ти писем «Из деревни» А.Н. Энгельгардта, которые имеют прямое отношение к истории культурного народничества. Как известно, призыв опального профессора к интеллигенции «сесть на землю», чтобы научиться работать по-крестьянски, а потом начать новую жизнь «с народом и для народа», положил начало особому течению в правом народничестве. В современной литературе его называют «коммунитарным» (от англ. «коммунитаризм» - община, общность), т.к. его сторонники стремились к изменению общества посредством экспериментов в небольших земледельческих общинах [5].
Последнее, академическое собрание писем Энгельгардта интересно, прежде всего, своими дополнениями и приложениями. В них, в частности, приводятся воспоминания «Эпизоды моей жизни» сына основателя Батищевской колонии - известного писателя и публициста Н. А. Энгельгардта, который на рубеже 1880-1890-х гг. также отстаивал батищевские идеалы. Тихонова называет его сторонником теории «малых дел» - конкретной помощи интеллигенции крестьянству, духовного самосовершенствования, защиты идеи самобытности развития России в духе идеологов «либерального народничества». Однако категорическое неприятие насилия, «даже во имя светлых идей», впоследствии привело H.A. Энгельгардта в ряды монархистов (далеко не единичный пример идейной эволюции для прозелитов культурного народничества 1890-х гг.) [24, с. 627-628].
Частная переписка также является ценным источником для изучения истории позднего народничества, т.к. в ней нередко содержалось то, что не могло появиться в открытой в печати. Наглядным примером служат письма J1.E. Оболенского к Н.К. Михайловскому середины 1880-х гг., хранящиеся в РО ИРЛИ (Пушкинский Дом) и опубликованные в 2003 г. [15] В них один из пионеров теории «малых дел» дает весьма нелицеприятную характеристику главному вождю тогдашней народнической интеллигенции. Оболенский открыто обвиняет Михайловского в деспотизме по отношению к своим критикам, что, по его мнению, помешало другим идеологам народничества стать равноправными участниками полемики о практических путях и методах общественных преобразований, и привело к распаду народнического лагеря.
В 2000-е годы источниковая база по культурному народничеству обогатилось переизданием трудов
его ведущих теоретиков, вошедших в две большие серии книг: «Памятники экономической мысли» и «Социальная мысль России». Первую из них курировал институт экономики Российской АН. вторую - социологический факультет МГУ
В многотомную серию «Кооперация. Страницы истории» вошли работы П.А. Соколовского, С.Н. Кривенко, В.П. Воронцова. Ф.А. Щербины, а также видных российских экономистов, примыкавших к народникам-культурникам (А.И. Чупрова. A.A. Исаева. H.A. Каблукова, H.A. Карышева) [8]. Все тексты сопровождаются обширными вступительными статьями, комментариями и приложениями, к подготовке которых были привлечены народниковеды Е.Р Ольховский. Д.Д. Жвания. В.В. Зверев, Г.Н. Мокшин и др.
Развитие кооперации, наряду с печатью и земством, - важнейшее направление деятельности легальных народников. В марксистской историографии организация ссудо-сберегательных и промышленных товариществ относилась к разряду «малых дел», неспособных повлиять на социально-экономическое развитие страны. Содержащийся в данном издании статистический материал (отчеты различных кооперативных органов) позволяет представить подлинные масштабы этого движения. расцвет которого пришелся на период между революциями 1905 и 1917 гг. Поэтому можно согласиться с авторами предисловия одной из книг, что кооперация была не только действенным средством поддержания крестьянского и кустарного хозяйства, но и «одной из основ совершенствования социально-экономического строя на путях социализма (хотя природу его представители разных направлений народничества понимали неодинаково)» [14, с. 15-16]. Не случайно уже в 1920-е гг. у большевиков появится свой кооперативный план построения социализма.
Вторая серия книг объединила широкий круг отечественных мыслителей от славянофилов до марксистов. Народники были представлены Н.Г. Чернышевским. Н.К. Михайловским, С.Н. Южаковым иВ .П. Воронцовым. Но только последний удостоился избранного собрания сочинений в трех книгах общим объемом в три тыс. страниц. Нелегкий труд по подготовке трудов Воронцова к печати и составлению приложений (библиография его трудов, указатели имен, цитируемой литературы и трудных терминов и т.д.) взял на себя д-р социолог, наук, проф. МГУ А.И. Кравченко. Все три книги увидели свет в 2008 г. [2; 3; 4] В них вошли главные сочинения Воронцова: «Судьбы капитализма в России» (1882), «Крестьянская община» (1892), «Наши направления» (1893), «Артель в кустарном производстве» (1895), «Очерки теоретической экономии» (1895), «От семидесятых годов к девяностым» (1907) и мн. др.
Уникальность настоящего издания в том, что разбросанные по многочисленным газетам, журналам и книгам тексты с любовью собраны, выверены и отредактированы. Однако читателю предлагаются «версии» оригинальных произведений Воронцова, т.к. все они адаптированы к современному русскому языку.
Например, «правительство уразумело» заменено на «... осознало», «главный затаскатель термина» на «...пользователь...», «затушевание» на «затушевывание» и т.п. И хотя таких примеров немного, это несколько снижает ценность издания для народниковедов.
А.И. Кравченко характеризует В.П. Воронцова как «лидера народнической социологии», «мыслителя необычайной глубины», вполне сопоставимого с П. Струве, Г. Плехановым, А. Чаяновым и др. нашими интеллектуалами общеевропейского масштаба, и, наконец, как «истинно русского патриота» [9, с. 75, 94]. В доказательство приводятся разработанные им учения о «мертворожденности» русского капитализма, о «народном производстве» и об особой исторической миссии русской интеллигенции. В то же время современный социолог находит у народника и ряд очевидных слабостей, хотя и не акцентирует на них внимание. Прежде всего, это противоречивое отношение Воронцова к проблеме индустриализации России: признание ее необходимости и в то же время отрицательное отношение к крупной машинной технике и в городе, и в деревне, которая, по его мнению, превращает человека в «придаток машины» [9, с. 23]. В неприятии народниками данного факта, противоречащего их идеалу всестороннего развития личности, многие исследователи видят причину неспособности народнической идеологии стать основой так необходимого стране модернизационного рывка [23. с. 58,61].
Еще одним теоретиком культурного народничества, чье идейное наследие оказалось востребованным в последние годы, стал писатель и публицист Я.В. Абрамов. В 2008 г. в городе Ставрополе был отмечен 150-летний юбилей выдающегося земляка, после чего, по инициативе д-ра филол. наук В.М. Головко, началось планомерное изучение его жизни и деятельности, сопровождавшееся документальными публикациями. Так, в 2010 г. появилась подборка высказываний о творчестве Абрамова его современников (Н.В. Шелгунова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.И. Успенского, И.С. Тургенева, Х.Д. Алчевской и др.), извлеченных в основном из их писем и воспоминаний [22]; в 2011 г. - избранные произведения Абрамова о Ставропольском крае и Северном Кавказе 1881-1902 гг. [1]; а в 2013 г. -уникальные материалы из Государственного архива Ставропольского края о его семье, детских годах, учебе, об общественной деятельности на рубеже двух веков в роли гласного местной городской думы, документы 1906-1909 гг. об увековечивании памяти Якова Абрамова (опубликованы тексты и фотокопии документов) [6].
В первой половине 2010-х гг. издательство «Книжный дом "Либроком"» выпустило серию репринтных переизданий трудов дореволюционных русских мыслителей. Разумеется, без комментариев. Среди них оказались и в свое время популярные труды по истории религиозного сектантства A.C. Пругавина [17; 18; 19] и крестьянской общины его брата B.C. Пругавина [20]. Оба представители культурно-народнического направления. А в 2016 г. еще один Книжный дом - «Линанд»
в серии «Из истории мировой политологии» опубликовал одну из самых известных работ И.И. Каблица-Юзова «Интеллигенция и народ в общественной жизни России». Тоже репринт и без комментариев.
В 2016 г. на кафедре истории России ВГУ подготовлена хрестоматия «Культурное народничество 1870-1900-х гг.». В ней собраны наиболее важные и характерные программные документы, публицистика и письма народников-культурников (всего 38 текстов 17-ти авторов), позволяющие проследить основные этапы и направления развития идеологии культурного народничества. Связывающим звеном между текстами служит проблема интеллигенции и ее места и роли в общественной жизни пореформенной России. Каждая из представленных публикаций раскрывает одну из ее сторон: определение понятия «интеллигенция», ее происхождение и положение в обществе, отношение к капитализму, общине, земству, кооперации, пути преодоления раскола с народом и т.д. Ряд текстов отражает полемик)' народников-культурников между собой и с их идейным окружением (народниками-политиками, почвенниками, либералами и русскими марксистами).
В предисловии к хрестоматии, написанном автором данной статьи, дана общая характеристика культурного народничества и основных этапов его истории. Все тексты снабжены комментариями, именным и предметным указателями, краткими сведениями об авторах и общим списком литературы [10].
Следует еще упомянуть о таких важных источниках по истории общественного движения, как автобиографии и мемуарная литература. Автобиографии Я.В. Абрамова, В.П. Воронцова, И.И. Каблица, Л.Е. Оболенского, A.C. Пругавина и некоторых других представителей культурно-народнического направления пока лежат под спудом в Пушкинском Доме в собрании С. А. Венгерова (он целенаправленно собирал их для словаря русских писателей и ученых) [21]. Многие известные народники-культурники, будучи писателями, оставили после себя литературные мемуары, но после 1991 г. они не переиздавались (за исключением воспоминаний A.C. Пругавина о Л.Н. Толстом и толстовцах) [16]. Зато за последнюю четверть века увидели свет мемуары представителей других течений народнической мысли и их союзников (И.В. Гессена, В.М. Чернова,
Е.К. Брешко-Брешковской и мн. др.), содержащие ценные сведения по истории культурного народничества.
Итак, судя по количеству публикаций, мы можем констатировать неуклонный рост внимания к идейному наследию культурного народничества со стороны современных российских экономистов, социологов и историков. Действительно, без изучения трудов В.П. Воронцова, И.И. Каблица. С.Н. Кривенко, Я.В. Абрамова и их соратников, оказавших существенное влияние на развитие пореформенной общественной жизни, наши представления о ней будут искаженными и тенденциозными. Как это было в советскую эпоху, когда расцвет общественности связывался с борьбой против самодержавия горстки радикально настроенной молодежи, а культурно-просветительская деятельность той же земской интеллигенции преподносилась как отступление от заветов ее духовных отцов.
Конечно, переиздание трудов народников-реформистов способствует популяризации их взглядов и более внимательному отношению к ним со стороны авторов обобщающих исследований и современных учебников по истории России. Однако нельзя забывать и о необходимости введения в научный оборот новых источников. В первую очередь, это хранящиеся в архивах автобиографии, письма, тексты неопу бликованных статей, биографические материалы. Пока такие публикации можно пересчитать по пальцам.
Существенным шагом вперед по пути расширения источниковой базы для изучения идеологии культурничества могли бы стать сборники статей, в том числе и тематические, его ведущих теоретиков: И.И. Каблица, Л.Е. Оболенского, Я.В. Абрамова, С.Н. Кривенко, Е.Д. Максимова. Ведь большая часть их работ, опубликованных в дореволюционной периодической печати, никогда не переиздавалась и малодоступна широкому кругу исследователей. Только таким путем можно искоренить многие историографические мифы, сложившиеся вокруг на род н и ко в - кул ьту р н и ко в Например, их отношение к «малым делам» принято иллюстрировать хрестоматийным высказыванием Я.В. Абрамова о том, что «из этих маленьких дел слагается жизнь миллионов». А между тем в статье «Преувеличенные обвинения» (Неделя. 1885. № 49), откуда выдернута эта цитата, имелись в виду судебные дела.
Библиографический список
1. Абрамов Я.В. [Статьи, очерки, путевые заметки 1881 -1902 гг.] // Опальные: Русские писатели открывают Кавказ. Антология: в 3 т. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. Т.'з. С. 11-171.
2. Воронцов В.П. Интеллигенция и культура: избранные сочинения. Вступ. статья и составление А.И. Кравченко. М.: Астрель, 2008. [Кн. 1]. 752 с.
3. Воронцов В.П. Община и артель: избранные сочинения. Вступ. статья и составление А.И. Кравченко. М.: Астрель, 2008. [Кн. 2]. 1072 с.
4. ВоронцовВ.П. Экономика и капитализм: избранные сочинения. Вступ. статья и составление А.И. Кравченко. М.: Астрель, 2008. [Кн. 3]. 981 с.
5. ГордееваILA. «Забытые людй». История российского коммунитарного движения. М.: АИРО-ХХ, 2003. 240 с.
6. Громова Е.Б. Я.В. Абрамов: документальная память // Я.В. Абрамов в истории культуры и общественной мысли России. Ставрополь: СКГУ; Изд. дом «ТЭСЭРА», 2013. С. 224-249.
7. Историко-революционный сборник. Т. 3. М.; Иг.: Гос. изд-во, 1926. 312 с.
8. Кооперация. Страницы истории: в 3 т. Т. 1. Кн. 2-3. М.: Наука, 2001-2006,
9. Кравченко A.II. Лидер народнической социологии // Воронцов В.П. Интеллигенция и культура: избранные сочинения. М.: Астрель, 2008. С. 3-95.
10. Культурное народничество 1870-1900-х гг.: хрестоматия. Составление, вступительная статья и примечания Г.Н. Мокшина. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. 376 с.
11. Мокшин Г.Н. «Культурное» или «культурническое» народничество? (о значении понятий в истории отечественного на-родниковедения) //Вестник Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, История. 2016. № 1. С. 65-74.
12. Народническая экономическая литература: избранные произведения. М.: Соцэкгиз, 1958. 680 с.
13. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX-начала XX века: избранные произведения. Сост. Я.И. Кузьминов. М.: Республика, 1994. 416 с.
14. Предисловие // Кооперация. Страницы истории: в 3 т. Т. 1. Кн. 3. Ч. 1. М.: Наука, 2006. С. 5-16.
15. «Простите за правду». Письмо редактора журнала «Русское богатство» JI.E. Оболенского Н.К. Михайловскому. 1885 г. (Г. Н. Мокшин) // Исторический архив. 2003. № 4. С. 184-201.
16. Пругавин А.С. О Льве Толстом и о толстовцах. Очерки, воспоминания, материалы. Изд. 2-е. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ), 2012. 344 с.'
17. Пругавин А.С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. Изд. 2-е. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ>, 2016. 104 с.
18. Пругавин А.С. Религиозные отщепенцы. Очерки современного сектантства. Изд. 2-е. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ*, 2011. 216 с.
19. Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола. Изд. 2-е. М.: Кн. дом « ЛИБРОКОМ>, 2014. 282 с.
20. Пругавин B.C. Русская земельная община в трудах ее местных исследователей. Изд. 2-е. М.: Кн. дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 312 с."
21. Русская интеллигенция. Автобиографии и библиографические документы в собрании С.А. Венгерова: аннотированный указатель: в 2 т. СПб.: Наука, 2001-2010.
22. Современники о Я.В. Абрамове // За лучшую будущность России: к 150-летию со дня рождения Я.В. Абрамова / сост. М.В. Агаркова, В.М. Головко, Э.В. Кемпинский. Ставрополь, 2010. С. 31-36.
2 3. Суслов А.Ю. Неонародничество и модернизация России в начале XX в.: современные исследования // Народники в истории России: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. С. 50-69.
24. Тихонова А.В. Семья Энгельгардтов и ее родословная// Энгельгардт А. Н. Из деревни: 12 гшсем: 1872-1887. СПб.: Наука, 1999. С. 611-635.
25. Экономика русской цивилизации. Сост. О.А. Платонов. М.: Родник, 1995. 384 с.
References
1. Abramov Y.V. [Articles, essays, travel notes 1881-1902] // Disgraced: Russian writers disclose the Caucasus. Anthology: in 3 vol. Stavropol: SOU, 2011. Vol. 3. Pp. 11-171.
2. Vorontso\> VP. Intellectuals and culture: selected writings / introductory article and сотр. by A.I. Kravchenko. M.: Astrel, 2008. [Bk. 1]. 752 p.
3. Vomntsov VP. Community and artel: selected works / prolusion and сотр. A.I. Kravchenko. M.: Astrel, 2008. [Bk. 2]. 1072 p.
4. Vomntsov VP. Economy and capitalism: selected works / prolusion and сотр. A.I. Kravchenko. M.: Astrel, 2008. [Bk. 3]. 981 p.
5. Gordeeva I.A. "Forgotten People". The history of Russian communitarian movement. M.: AIRO-XX, 2003. 240 p.
6. Gromova E.B. Y.V. Abramov: documentary memory // Y.V. Abramov in the history of Russian culture and social thought. Stavropol: NKSU; Publishing House "TESERA", 2013. Pp. 224-249.'
7. Historical-revolutionary collection. Vol. 3. M.; Pg.: State Publishing House, 1926. 312 p.
8. Cooperation. Pages of History: in 3 vol. Vol. 1. Bk. 2-3. M.: Science, 2001-2006.
9. Kravchenko A.I. The leader of the populist sociology // V.P Vorontsov Intellectuals and culture: selected writings. M.: Astrel, 2008, Pp. 3-95.
10. Cultural populism 1870-1900-ies,: chrestomathy / compilation, introductory article and notes G.N. Mokshina. Voronezh: Publishing house VSU, 2016. 376 p.
11. Mokshin G.N. "Cultural" or "kultumichesky" populism? (About meaning of concepts in the history in domestic narodnikovedeniya) // Science Journal of VolSU. Ser. 4, History. 2016. № 1. Pp. 65-74.
12. Populist economic literature: selected works. M.: Sotsekgiz, 1958. 680 p.
13. The image of the future in the Russian socio-economic thought in the late nineteenth - early twentieth century. Selected works / сотр. Y.I. Kuzminov. M.: The Republic, 1994. 416 p.
14. Preface // Cooperation. Pages of History: in 3 vol. Vol. 1. Bk. 3. Part 1. M .: Science, 2006. Pp. 5-16.
15. "Pardon me for truth." Editor of "Russkoe bogatstvo" magazine Г.Е. Obolensky's letter to N.K. Mikhailovsky. 1885 (G.N. Mokshin) // Historical Arhive. 2003. № 4. Pp. 184-201.
16. Prugavin A.S. About Гео Tolstoy and Tolstoyan. Essays, memories, material. Ed. 2nd. M.: Book House "LIBROKOM", 2012. 344 p.
17. Pniga\'hiA.S. Schism and sectarianism in Russian national life. Ed. 2nd. M.: Book House "EIBROKOM', 2016. 104 p.
18. PnigmmA.S. Religious renegades. Essays on modem sectarianism. Ed. 2nd. M.: Book House "LIBROKOM", 2011. 216 p.
19. Ptnga\'in A.S. Old Believers in the second half of the XIX century. Sketches from the history of the recent schism. Ed. 2nd. M.: Book House "LIBROKOM", 2014. 282 p.
20. Prugavin VS. Russian land commune in the writings of its local researchers. Ed. 2nd. M.: Book House "LIBROKOM', 2012. 312 p.
21. 21. The Russian intelligentsia. Autobiographies and bibliographic documents in the collection S.A. Vengerov: annotated Index: in 2 vol. SPb.: Science, 2001-2010.
22. Contemporaries of Y.V. Abramov // For the best future of Russia: the 150th anniversary of the birth of Y.V. Abramov / comp. M.V. Agarkova, V.M. Golovko, E.V. Kempinski. Stavropol, 2010. Pp. 31-36.
23. Suslov A.Y. Neonarodnichestvo and modernization of Russia in the early twentieth century: current research // Populists in the history of Russia: nteruniversity collection of scientific papers. Vol. 2. Voronezh: Publishing house VSU, 2016. Pp. 50-69.
24. Tikhonova A.V. Family Engelhardt and her pedigree // Engelhardt A.N. From the village: 12 letters: 1872-1887. SPb.: Science, 1999, Pp. 611-635.
25. Economics of Russian civilization / comp. by O.A. Platonov. M.: Source, 1995. 384 p.