Научная статья на тему 'Источники неопределенности в современной педагогической деятельности'

Источники неопределенности в современной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
510
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / СИТУАЦИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / VAGUENESS / THE SITUATION OF VAGUENESS / PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY / EDUCATOR UNDER THE CONDITIONS OF VAGUENESS / PATTERNS AND MECHANISMS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кригер Е. Э.

В работе дана характеристика современной педагогической деятельности с точки зрения присутствия в ней ситуаций неопределенности. Выделены и раскрыты источники неопределенности современной педагогической деятельности, отражающиеся на профессиональном развитии и здоровье педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOURCES OF VAGUENESS IN MODERN PEDAGOGICAL ACTIVITIES

In this work are given the characteristics of modern pedagogical activities in terms of presence in her vagueness. The sources that specify the vagueness of modern pedagogical activities and affect professional development and health of teachers are identified and explained.

Текст научной работы на тему «Источники неопределенности в современной педагогической деятельности»

Библиографический список

1. Плешаков, В.А. О социальном воспитании в контексте киберсоциализации человека // Вопросы воспитания. - 2010. - № 4(5).

2. Никитина, Л.Е. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. - 2001. - №1.

3. Парыгин, Б.Д. Научно-техническая революция и личность. - М., 1978.

4. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Вестник Университета Российской акаде-

мии образования. - 2006. - № 4.

5. Розин, В.М. Становление и особенности социальных институтов. - М., 2012.

Bibliography

1. Pleshakov, V.A. O socialjnom vospitanii v kontekste kibersocializacii cheloveka // Voprosih vospitaniya. - 2010. - № 4(5).

2. Nikitina, L.E. Soderzhanie rabotih socialjnogo pedagoga v obrazovateljnom uchrezhdenii // Vospitanie shkoljnikov. - 2001. - №1.

3. Parihgin, B.D. Nauchno-tekhnicheskaya revolyuciya i lichnostj. - M., 1978.

4. Nikandrov, N.D. Vospitanie i socializaciya v sovremennoyj Rossii: riski i vozmozhnosti // Vestnik Universiteta Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. - 2006. - № 4.

5. Rozin, V.M. Stanovlenie i osobennosti socialjnihkh institutov. - M., 2012.

Статья поступила в редакцию 13.01.14

УДК 37.015.3

Kriger E.E. THE SOURCES OF VAGUENESS IN MODERN PEDAGOGICAL ACTIVITIES. In this work are given the characteristics of modern pedagogical activities in terms of presence in her vagueness. The sources that specify the vagueness of modern pedagogical activities and affect professional development and health of teachers are identified and explained.

Key words: pedagogical activity, the vagueness, the situation of vagueness, patterns and mechanisms of development of professional health of educator under the conditions of vagueness, pedagogical psychology.

Е.Э. Кригер, доцент АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ИСТОЧНИКИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе дана характеристика современной педагогической деятельности с точки зрения присутствия в ней ситуаций неопределенности. Выделены и раскрыты источники неопределенности современной педагогической деятельности, отражающиеся на профессиональном развитии и здоровье педагога.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, неопределенность, ситуация неопределенности, закономерности и механизмы развития профессионального здоровья педагога в условиях неопределенности, педагогическая психология.

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется непрерывными качественными изменениями содержания и организации профессиональной деятельности педагога, в значительной степени обусловленными глубинными изменениями концептуальных оснований образовательного процесса. Профессиональная деятельность педагога развивается в контексте качественных изменений не только целей образовательного процесса, но и моделей профессионального труда учителя. Преодолеваются традиционные представления о педагогической деятельности как деятельности, регулируемой нормами стандартизированного профессионального поведения в повторяющихся педагогических ситуациях. В связи с этим актуальным является выделение тех параметров, которые могут не только охарактеризовать современную педагогическую деятельность, реализуемую в новых социально-психологических условиях, но и отразиться на работоспособности педагога, качестве его жизни и профессиональном здоровье.

В данной работе мы поставили перед собой цель - рассмотреть педагогическую деятельность как сложный вид профессиональной деятельности, обладающей условиями высокой неопределенности. Неопределенность, с одной стороны, задает возможность для реализации личностью собственного творческого потенциала, и, с другой стороны, может выступать фактором, вызывающим напряжение, стресс, фрустрацию, иногда приводящим к кризисным ситуациям или нарушению профессионального здоровья. А.В. Осницкий пишет о том, что для профессиональной деятельности педагога характерна повышенная эмоциональная напряженность, возникающая вследствие рассогласования между неопределенностью, новизной педагогического труда и координационно-интеллектуальными возможностями учителя. Это может вызывать возникновение внутреннего конфликта между идеализированным «Я», декларирующим потребность субъекта следовать стереотипам и нормам и его реальными возможностями достижения этих целей [1, с. 249].

Остановимся на анализе некоторых характеристик современной педагогической деятельности и выделим ряд источников, свидетельствующих о наличии в этой деятельности условий высокой неопределенности. Наличие неопределенности в характере и содержании педагогической деятельности, на наш взгляд, требует учета при специальном сопровождении педагога, находящегося в процессе профессионального становления и развития в условиях образования.

Социальные отношения, традиции, с точки зрения А.С. Обухова, формируют представление о незыблемости и неизменности мира. Находиться все время в «свободном полёте» поиска психологически трудно. Это требует постоянного внутреннего напряжения и вызывает большое сопротивление извне. Внешняя среда зачастую подавляет в развивающейся личности изначальное вопрошание к миру; она скорее предъявляет чёткие системы нормативов, догматики, незыблемых знаний, требуя от развивающегося человека их безапелляционного принятия. Сомнение в предъявляемых знаниях, критическое отношение к тем или иным нормативам неудобны и нежелательны [2, с. 22].

Мы рассматриваем педагогическую деятельность как сложный вид профессиональной деятельности, обладающий условиями высокой неопределенности. Неопределенность предполагает присутствие факторов, при которых результаты действий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна.

Источниками неопределенности, на наш взгляд, являются: постоянная динамика внешней среды, необходимость индивидуализации образовательных возможностей каждого субъекта образования, наличие инновационных процессов, полифункциональность деятельности педагога. Знание условий возникновения и характеристик неопределенности в профессиональной деятельности педагога позволяет преподавателям, научным руководителям, консультантам разработать и реализовать адекватные этим особенностям стратегии сопровождения профессионального здоровья педагога в системе непрерывного

педагогического образования. Остановимся на характеристике каждого источника неопределенности в деятельности педагога.

Первым условием возникновения неопределенности профессиональной деятельности педагога выступает постоянная динамика внешней среды. В последнее время наблюдается очень быстрый темп развития общества и информации. Часто школе приходиться готовить ребенка к жизни, о которой самой ничего не известно. В связи с чем возникает необходимость готовить учеников к возникающим переменам и развивать в них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Следующее условие возникновения неопределенности -индивидуализация образовательных возможностей каждого субъекта образования. Идеи гуманизации образовательного пространства, признания ценности каждой личности, её индивидуальной неповторимости требуют поиска особых моделей профессиональной деятельности.

Важной особенностью в деятельности педагога является изменение его профессиональной позиции, связанное с принятием им идеи гуманизации образования. Влияние этой идеи, по мнению И.Ю. Алексашиной, заключается в том, что учитель начинает выступать как «фасилитатор» (облегчающий ученику процесс учения). При этом он «ориентируется на следующие установки: эмпатически понять чувства и мысли ученика, принять ученика как личность, быть открытым по отношению к нему, сделать его полноправным участником обсуждения проблем, групповой и индивидуальной работы, анализа ее результатов, планирования дальнейшего продвижения» [3, с. 44].

По мнению И.А. Колесниковой, внутренний и внешний диалоги являются основой гуманитарной парадигмы образования, выдвигающей познавательные идеалы индивидуального восприятия действительности. Вступая в диалог, учитель не «транслирует» знания, а оказывается участником обмена различными видениями реальности, основным способом познания которой становится понимание. Одновременно диалоговые отношения предполагают осознание ограниченности возможностей индивидуального познания, готовность и способность осваивать групповые формы работы, владение приемами включения ученика в самостоятельную познавательную деятельность, интегрирующую субъективно-личностные и объективные аспекты знания [4, с. 20].

Как отмечает Г. Б. Корнетов, в настоящее время «отрицается само существование изначально заданной, безусловно правильной, единственно возможной, универсальной модели образования, как бы рационально она не обосновывалась, какой бы логически стройной она не казалась...» [5, с. 16]. Современная педагогика - «это полифоническая педагогика, стремящаяся расширить образовательные возможности для каждого конкретного человека, актуализируя максимально большее количество аспектов его индивидуальной жизни» [5, с. 16].

Индивидуализация образовательных возможностей субъектов образовательного процесса в современных условиях актуализирует характеристики деятельности педагога, которые могут быть описаны в терминах ситуационного подхода. По мнению М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко и В.О. Букетова, ситуационная стратегия деятельности базируется на признании многофакторности и разноплановости детерминант профессионального поведения. Каждая ситуация, с которой сталкивается педагог, содержит аспекты, требующие определенного её разрешения. Ситуацию профессиональной деятельности педагога эти ученые определяют как сложную взаимосвязь внутренних (технологии образовательного процесса, среда школы как организации, личностное развитие ребенка) и внешних (составляющие внешнего окружения) переменных, влияющих на логику осуществления деятельности и ее результаты [6, с. 47].

Контекст ситуации накладывает определенные ограничения на применение стандартизированных моделей деятельности и направляет внимание педагога на поиск оптимальной стратегии деятельности. Каждому типу профессиональной ситуации, решаемых задач, внешней среды соответствуют свои оптимальные требования к деятельности педагога. Смена ситуации ведет к необходимости внесения изменений в профессиональное поведение, которые должны восстановить соответствие между типом ситуации и реализуемыми компонентами деятельности, что требует поиска необходимых личностных и профессиональных ресурсов.

Ещё одним условием неопределенности профессиональной деятельности педагога является наличие инновационных процессов в образовании и педагогической науке. Такая ситуация

порождает повышенные требования к личности педагога, который должен не только адаптироваться к динамике внутренних и внешних условий работы школы, но и прогнозировать предстоящие изменения, разрабатывать и осваивать инновационные способы реагирования на них.

Развитие школы, процессы ее инновационных изменений, отражаются в трансформации организационной структуры, целей, внутреннего и внешнего взаимодействия, а также в изменении технологий педагогической деятельности, обновлении форм и содержания работы педагога, в освоении им новых моделей образовательного процесса. Это высокая степень неопределенности, риск, обострения крайних форм конфликтов, гибкость форм в управлении процессами, переход на новый уровень развития, появление труднопрогнозируемого побочного результата (продукта).

Деятельность педагога все в большей степени рассматривается как предполагающая активное инновационное реагирование на конкретные ситуационные свойства взаимодействия участников образовательного процесса (М.В. Кларин, В.А. Сла-стенин, Л.С. Подымова) [7; 8]. Это усиливает новизну педагогического труда и его неопределенность, изменяет привычное содержание и подходы организации труда педагога. При этом важным фактором, определяющим успешность результатов, становится выбор стратегии и модели профессиональной деятельности, адекватной критериям создания оптимальных условий развития ребенка как субъекта своего образования.

Инновационные тенденции, возникающие в образовании, задают ситуации неопределенности и ставят современного педагога в поле столкновения двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, поиск смысла происходящего и разрешения возникающих в неопределенности задач, с другой, - разочарование, напряжение при невозможности найти необходимое решение. Конструктивный выход из ситуации неопределенности позволяет не только сохранять, но и созидать профессиональное здоровье педагога. В связи с этим, изучение источников неопределенности создает предпосылки для разработки наиболее оптимальной и рациональной стратегии сопровождения профессионального здоровья педагога, которая должна обеспечивать развитие таких характеристик специалиста, которые были бы адекватны реализуемым в практике образования основным моделям профессиональной деятельности.

В современных условиях в профессиональной деятельности педагога важно сочетание адаптивного и инновационного реагирования на меняющуюся ситуацию в образовательном процессе. Адаптивное реагирование помогает обеспечить соответствие новой ситуации деятельности на основе отработанной стратегии и технологии решения профессиональных задач. Такой тип реагирования, по мнению М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко, В.О. Букетова, направлен на снижение риска неудачи. Его реализация оправдана в тех случаях когда:

- параметры новой ситуации деятельности неустойчивы и могут резко измениться;

- неочевидны преимущества новой стратегии профессионального поведения по сравнению с уже реализуемой [6, с. 51].

С другой стороны, альтернативной стратегией профессионализации педагога выступает развитие (Л.И. Митина и др.), позволяющее педагогу обрести смысл жизни, реализовать свой творческий потенциал и сохранить профессиональное здоровье [9, с. 12].

Таким образом, педагогу необходимо оптимально сочетать адаптивное и инновационное реагирование, что обеспечит специалисту гибкость профессионального поведения, которое является основой активного приспособления учителя к постоянно меняющимся условиям деятельности.

Последним источником неопределенности профессиональной деятельности выступает полифункциональность деятельности педагога. Как отмечают в своих работах М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов, для современной педагогической деятельности характерна полифункциональность, предполагающая наряду с непосредственной организацией обучения и воспитания такие виды деятельности, как проектирование образовательных программ, разработка учебных средств, сопровождение и консультирование учащихся, участие в разработке программы развития образовательного учреждения, проведение экспериментальной и исследовательской деятельности, осуществление методической работы, оценка и комплексная самооценка результатов образования, организация взаимодействия с внешней средой школы и т.д. [6, с. 51].

Данные ученые характеризуют деятельность педагога как комплексную, структурно-дифференцированную, разноплановую, включающую ряд неоднородных элементов, имеющую гетерогенный характер.

Гетерогенность педагогической деятельности с их точки зрения проявляется:

- во-первых, в объекте деятельности, в качестве которого могут выступать различные социальные, возрастные, профессиональные категории населения;

- во-вторых, в средствах и способах деятельности, ориентирующих на разные технологические аспекты образовательного процесса, который может осуществляться как в форме последовательного управления поведением обучающегося, так и в виде создания условий для свободного проявления творческих индивидуальных потенций личности;

- в-третьих, в содержательной стороне деятельности, варьирующейся от системного научного знания до эклектичного слияния различных компонентов индивидуального опыта ребенка;

- в-четвертых, в целях и ценностных ориентирах деятельности, разворачивающихся в широком спектре представлений об образовательном результате как о способности к воспроизведению поведенческих стандартов, формировании целостной гармоничной личности, развитии свободных проявлений индивидуальности и др.

Гетерогенное строение профессионального труда педагога кристаллизуется в концептуальных теоретико-методологических основаниях педагогической деятельности, формирующих «мозаичное» пространство базовых схем обучения и воспитания человека [6, с. 52].

Итак, мы можем говорить о том, что профессиональная деятельность педагога всегда будет зависеть от степени неопределенности. Чем более высокой является неопределенность, тем, во-первых, большее количество личностных и профессиональных ресурсов требуется для того, чтобы её выдерживать, не нарушая профессионального здоровья. Во-вторых, в большей степени педагогу предоставляется возможность осмысленно принимать собственные решения, строить педагогическую деятельность с позиции креативного подхода, преодолевать стандартные поведенческие модели, делать профессиональный выбор и брать на себя ответственность.

Наличие сфер неопределенности создает простор для творческой активности специалиста, ориентирует его на учет специфики ситуации, типа решаемых задач, влияния внешней

среды, стимулирует поиск рациональных моделей деятельности. Вместе с тем неопределенность ограничивает возможности прогнозирования результатов педагогической деятельности, которые могут в недостаточной степени коррелировать с поставленными целями в силу действия ряда слабоконтролируемых факторов. В целом, действие в условиях высокой неопределенности приводит к значительной степени риска в сфере достижения целей деятельности. Положение неопределенности труднопереносимо, оно преодолевается путем обретения личного отношения к неопределенности. Неопределенность может быть разрешена путем интерпретации педагогом своего положения, оценки реальности, выработки новой позиции по отношению к неопределенности, в связи с этим, выбора профессиональных действий.

Поскольку стремление значительно снизить неопределенность таит в себе угрозу утраты интенсивности, динамичности профессиональной деятельности и нарушения профессионального здоровья педагога, а сохранение высокой неопределенности препятствует достижению необходимого уровня стабильности, прогнозируемости и профессионально-личностной целостности, современные подходы к профессиональному развитию педагога должны быть ориентированы на поиск оптимальной меры контроля за неопределенностью и подготовку специалиста к действию в ситуации неопределенности.

Характеризуя современную педагогическую деятельность сегодня, можно говорить о наличии объединяющей идеи, представляющей интерес для конструирования системы психологического сопровождения профессионального здоровья педагога. Эта идея выражается в признании личности как высокой ценности современного общества, которое обнаруживает стремление к максимально полному раскрытию потенциала человека, освобождению его внутренних сил, стимулированию активности и поддержке ответственности для решения индивидуальных и социальных проблем. Формированием такого человека может заниматься только профессионально и личностно зрелый педагог.

Ситуации высокой неопределенности в профессиональной деятельности обусловливают необходимость разработки и апробации таких нестандартных подходов к развитию учителя, которые бы, с одной стороны, выступали средством профилактики профессионального здоровья при решении новых педагогических задач, а с другой, - поддерживали творческое начало, стимулировали инновационную деятельность и созидание профессионального здоровья педагога.

Библиографический список

1. Осницкий, А.В. Проблемы психологического здоровья и адаптации личности. - СПб., 2004.

2. Обухов, А.С. Исследовательская позиция личности // Школьные технологии. - 2007. - № 5.

3. Алексашина, И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. - СПб., 2000.

4. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. И.А. Колесниковой. - М., 2005.

5. Корнетов, Г.Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. - Владимир, 1998.

6. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов, С.Н. Горычева, А.В. Петров, А.Г. Ширин; под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. - Великий Новгород, 2002.

7. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.

8. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., 1997.

9. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. - М., 2005.

Bibliography

1. Osnickiyj, A.V. Problemih psikhologicheskogo zdorovjya i adaptacii lichnosti. - SPb., 2004.

2. Obukhov, A.S. Issledovateljskaya poziciya lichnosti // Shkoljnihe tekhnologii. - 2007. - № 5.

3. Aleksashina, I.Yu. Pedagogicheskaya ideya: zarozhdenie, osmihslenie, voplothenie: Prakticheskaya metodologiya resheniya pedagogicheskikh zadach. - SPb., 2000.

4. Kolesnikova, I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vihssh. ucheb. zavedeniyj / I.A. Kolesnikova, M.P. Gorchakova-Sibirskaya; pod red. I.A. Kolesnikovoyj. - M., 2005.

5. Kornetov, G.B. Istoriko-pedagogicheskoe poznanie na poroge XXI veka: perspektivih antropologicheskogo podkhoda. - Vladimir, 1998.

6. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie personala shkolih: pedagogicheskoe konsuljtirovanie i superviziya: monografiya / M.N. Pevzner, O.M. Zayjchenko, V.O. Buketov, S.N. Gorihcheva, A.V. Petrov, A.G. Shirin; pod red. M.N. Pevznera, O.M. Zayjchenko. - Velikiyj Novgorod, 2002.

7. Klarin, M.V. Innovacionnihe modeli obucheniya v zarubezhnihkh pedagogicheskikh poiskakh. - M., 1994.

8. Slastenin, V.A. Pedagogika: innovacionnaya deyateljnostj / V.A. Slastenin, L.S. Podihmova. - M., 1997.

9. Mitina, L.M. Professionaljnaya deyateljnostj i zdorovje pedagoga / L.M. Mitina, G.V. Mitin, O.A. Anisimova. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 16.12.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.