Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 145-148
УДК 37(09)(470.316)
С.Ю. Иерусалимская
ИСТОЧНИКИ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ XIX СТОЛЕТИЯ
Рассматривается комплекс источников личного происхождения (дневники, воспоминания, путевые заметки и др.) о народном образовании Верхнего Поволжья в конце XIX - начале XX в., играющий важную роль при изучении истории народного просвещения Российской империи обозначенного периода. Анализируются источники, посвященные разным ступеням народного образования: церковно-приходским школам, гимназиям, высшим учебным заведениям. Внимание автора обращено на дневники и воспоминания высших государственных чиновников, которые были либо инициаторами реформ народного образования, либо воплощали их в жизнь.
Ключевые слова: народное образование; ученики, педагоги; источники личного происхождения; Верхнее Поволжье.
Большую ценность для изучения истории народного образования Верхнего Поволжья XIX в. представляют источники личного происхождения - воспоминания, путевые заметки, дневники. Прежде всего стоит отметить, что основные направления правительственной политики в области просвещения раскрывают воспоминания и дневники министров народного просвещения и других государственных деятелей [1, 2]. Они показывают как мыслилась и осуществлялась основная линия правительственной политики в указанное время. Этими качествами данные источники личного происхождения интересны при раскрытии нашей темы.
Остановимся на характеристике региональных источников личного происхождения. Среди них заслуживают внимания воспоминания о среднем духовном образовании Верхнего Поволжья выпускника Владимирской семинарии С. Архангельского. Предмет его повествования - учебно-воспитательный процесс семинарии, рассматриваемый в непосредственной связи с педагогической деятельностью преподавателей и руководителей семинарий первой половины XIX столетия [3]. Мемуары Н.И. Соловьева и А. Ключарева [4-6] посвящены функционированию Владимирской семинарии в середине XIX в., а о Ярославской семинарии имеются сведения в воспоминаниях А. В. Смирнова. Эти источники раскрывают реформу средней школы духовного ведомства середины XIX столетия, повествуют об учебном процессе, преподавателях и о быте семинаристов.
Неизвестный автор «Дневника бурсака» [7] раскрыл быт и жизнь воспитанников той же Владимирской семинарии во второй половине XIX в., дал оценку деятельности педагогов данного духовного учебного заведения. Интересен взгляд на эти же события с другой стороны - с точки зрения инспектора Владимирской семинарии Евлогия (Георгиевского), который отразил проблемы среднего духовного образования в своих мемуарах [8].
Сохранились записки педагога А. А. Великополь-ского, в которых он вспоминает о своей работе в качестве преподавателя в Рыбинском уезде на рубеже XIX-XX в. В записках автор рисует свой идеал педагога: «Учитель должен дать методы и приучить детей к самостоятельной работе. Никаких наказаний, ни физических, ни нравственных. Учитель должен всегда говорить правду и личным примером подтверждать
свои слова. Меньше запрещений, больше свободы и любви» [9. С. 35]. Мемуарист говорит здесь о тех педагогических принципах, с которыми он собирался приступить к работе в школе, однако реальная действительность нередко вносила в идеальные стремления свои коррективы.
Значительные фрагменты из дневников костромских педагогов XIX в., повествующие обо всех сторонах школьной жизни и учительского быта, проблемах и сложностях тернистого пути учителя, были опубликованы спустя век в качестве одной из частей коллективной монографии [10].
Для сравнения и сопоставления с мемуарными источниками по истории народного образования Верхнего Поволжья XIX столетия в работе были использованы воспоминания и дневники учеников и учителей других регионов Российской империи. Воспоминания выпускников семинарий Н. Гилярова-Платонова, М. Гурьева, С. Сычугова [11-13] показывают различные стороны жизни отечественных учебных духовных заведений первой половины XIX в.
Интересные воспоминания о работе в подмосковной земской школе оставил С. Константинов. Автор рассказывает о своих педагогических приемах, материальных проблемах, с которыми он столкнулся в бытность земским учителем. В воспоминаниях подчеркивается необходимость развития именно земской школы [14].
Обучению в Московском коммерческом училище в 1831-1838 гг. посвящены воспоминания бывшего выпускника данного учебного заведения, подписавшего свои мемуары псевдонимом «С-въ» [15]. Воспоминания написаны ярким, живым языком, интересны в прочтении и содержат в себе массу мелких подробностей, точно и достоверно характеризующих течение учебного процесса в средней школе первой трети XIX столетия. Так, по отзывам мемуариста, в Московском коммерческом училище «...учился только тот, кто хотел; за леность почти никогда не наказывали или наказывали несравненно слабее, чем за самые извинительные шалости. В последнем высшем классе, где по программе следовало бы проходить историю французской литературы, попадались воспитанники, которые не знали. французскую азбуку... По русской словесности задавали нам писать философские рассуждения о бессмертии души, а многие из нас делали грубые ошибки даже в правописании.» [Там же. С. 727].
О сельской школе в российской глубинке конца
XIX - начала ХХ в. рассуждает в своих воспоминаниях В. Флеров. Он указывает на тяжелое материальное положение народной школы в нечерноземной полосе России: теснота, духота и ветхость школьных помещений (96 учеников в одной избе, перемена 2030 минут, иначе изба не успевала проветриваться), вместе с тем отмечает стремление детей к знаниям и энтузиазм сельской учительницы [16].
О нуждах и лишениях, с которыми приходится сталкиваться сельскому учителю на рубеже XIX-
XX вв., упомянул в своих воспоминаниях А. Кушне-рев [17]. В особенно тяжелом положении оказывались семейные учителя: «Представьте учителя, имеющего жену и троих детей, и получающего 20 руб. в месяц, следовательно, на 65 копеек в день должны будут существовать пять человек. Семья голодает, глава старается выбиться из нужды, но тщетно; а общество ждет от него упорного труда, нравственного образца». А. Кушнерев приводит пословицу: «Жил честно, целый век трудился и умер гол, как гол родился». Мемуарист сообщает об отсутствии из-за материальной нужды у учителей специальных библиотек [Там же]. Подобные воспоминания о проблемах народной школы были опубликованы в отечественных журналах второй половины XIX - начала XX в. [18. С. 301; 19. С. 34].
Интересен и взгляд на эту проблему с другой стороны - взгляд ученика, а не учителя [20, 21]. Свои ученические впечатления описал Г. Коломин-Мамистов в заметке «Крестьянское детство» [22]: «Я учился три года; читать, писать не умею». Несмотря на слабые знания, показанные на экзаменах по Закону Божьему и арифметике, ему была поставлена высокая оценка «хорошо», читал плохо, но свидетельство об окончании школы получил. Как отмечает мемуарист, дисциплинарные средства воздействия на учеников были традиционные: учителя их били, ругали, даже батюшка. Для сравнения с верхневолжскими материалами мы также использовали ученические мемуарные источники из северо-западного региона Российской империи [23-25].
О годах, проведенных в казанских гимназии и только что открытом университете в начале XIX столетия, детально и подробно рассказал в своих воспоминаниях знаменитый русский писатель С.Т. Аксаков [26]. Он с высоким художественным мастерством описал гимназический и студенческий быт, охарактеризовал педагогов и занятия. Писатель отметил такой интересный момент, как совмещение учебы в средней и высшей школа того времени: «Многие воспитанники, в том числе и я, не выслушавшие полного гимназического курса, продолжали учиться в некоторых высших классах гимназии, слушая в то же время университетские лекции. ... Переход из гимназии в университет был вообще для всех мало заметен, особенно
для меня и для студентов, продолжавших ходить в некоторые гимназические классы» [Там же. С. 413].
Проблемам высшего образования в столичных университетах посвящён целый ряд специальных сборников воспоминаний [27, 28]. В них приводятся интересные сведения об учебном процессе, преподавательских кадрах, методике обучения. Ценные сведения о Московском университете, с которым был тесно связан ярославский Демидовский лицей, содержатся в воспоминаниях и дневниках профессоров и чиновников данного университета [29, 30]. Интересен дневник представителя либеральной профессуры А.Е. Преснякова [31]. Данные материалы использовались автором в диссертационном исследовании для сравнения и сопоставления с сюжетами по Демидовскому лицею.
Как видно из вышеприведенных мемуарных источников, в развитии всех типов провинциальной школы Центральной России на рубеже веков наблюдались положительные и отрицательные моменты. Эта картина была во многом типична и для Верхнего Поволжья.
В путевых заметках и дневниках, посвященных верхневолжским губерниям XIX в., основной упор делается на духовное наследие края. На страницах этих изданий излагается история городских и духовных училищ; даётся характеристика преподавательских кадров; подчеркивается роль архиепископа Ярославского и Ростовского преосвященного Иоанафана и других архиереев Русской православной церкви в развитии образования; представлено описание школьных зданий [32, 33].
Своеобразным источником о жизни, быте, учении, домашнем обучении, духовных переживаниях учеников, студентов и преподавателей светских и духовных учебных заведений, от начальной до высшей школы, являются литературные произведения выдающихся российских писателей XIX в., таких как А. С. Аксаков («Детские годы Багрова-внука»), А.И. Герцен («Былое и думы»), Н.В. Гоголь («Вий»), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание»), А.П. Чехов («Студент», «Учитель словесности», «На подводе», «Вишневый сад») и др. В созданных ими на основе личного опыта и впечатлений художественных произведениях отражены различные сюжеты, связанные с постановкой дела в народном образовании, житейские заботы и моральные искания подрастающего поколения.
Комплекс источников личного происхождения (воспоминания, дневники, путевые заметки) позволяет показать многие стороны региональной школьной жизни, изображает учебный процесс глазами преподавателей и учащихся, раскрывает состояние народного просвещения в Верхнем Поволжье периода XIX столетия. Источники личного происхождения ярко и эмоционально освещают проблемы, тревожившие преподавателей и учеников того времени; рисуют быт сельского учителя; говорят о низкой материальной базе начальных училищ и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Записки адмирала А.С. Шишкова. СПб., 1868.
2. Воспоминания министра народного просвещения графа И.И. Толстого. М., 1999.
3. Из воспоминаний о владимирских духовных (приходском и уездном) училищах семинарии 1818-1832 гг. Владимир, 1875.
4. Соловьев Н.И. Как нас учили. (Рассказ из духовно-семинарской жизни) // Русская старина. 1899. Т. 100, № 11.
5. КлючаревА. Владимирская бурса (по воспоминаниям бывшего бурсака с 1849 г. по 1855 г.) // ВЕВ. 1890. N° 21. ч. неоф. С. 713-726.
6. СмирновА.В. В семинарии // Духовная школа. Ярославль, 1893. С. 41-55.
7. Дневник бурсака. (Владимирская духовная семинария 60-х гг. XIX века) / под ред. А.А. Ковзуна. Владимир, 2001.
8. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. По страницам воспоминаний. М., 2006.
9. Велский (Великопольский) А.[А.] Записки педагога. СПб., 1909.
10. Строки из учительских дневников // Бердова О.В. Костромское учительство (XVIII - начало XX века) / О.В. Бердова, Е.А. Лушина. Кострома, 2006. С. 173-191.
11. Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого: Автобиографические воспоминания : в 2 т. СПб., 2009.
12. ГурьевМ. Воспоминания о моем учении // PC. 1909. Т. 139, № 8. C. 357-371.
13. Сычугов С.И. Записки бурсака. М. ; Л. : Academia, 1933.
14. Константинов С. Два года в земской школе // Русская школа. 1913. № 2. С. 62-89.
15. С-въ. Воспоминания о Московском коммерческом училище 1831-1838 годов // Русский вестник. 1861. № 12. С. 719-754.
16. Флеров В. Чем мы сильны // Русская школа. 1912. № 2. С. 27-43.
17. Кушнерев А. Сельский учитель // Педагогический вестник Московского учебного округа. Средняя и низшая школа. 1912. № 1. С. 81-85.
18. Записки покойного учителя // Исторический вестник. 1888. Т. 33, № 8.
19. Воспоминания сельской учительницы // Русская школа. 1902. № 5/6.
20. Гарусов И.Д. Провинциальные училища 30-40-х гг. (Воспоминания бывшего гимназиста). Русская школа. 1910. Т. 1, № 4.
21. Куркин С. Две школы. (Из воспоминаний бывшего ученика) // Вестник воспитания. 1896. № 5. С. 123-128.
22. Коломин-Мамистов Г. Крестьянское детство // Русская школа. 1912. № 1. С. 126-149.
23. Шелгунов В.А. Мои воспоминания о воскресных школах // Школа взрослых. 1937. № 7. С. 42-44.
24. Стасова Е. Как мы старались расширить кругозор учащихся (О работе в вечерне-воскресной школе в Петербурге в 1891-1904 гг.) // Школа взрослых. 1937. № 11. С. 17-19.
25. СмирновМ.Н. Голос корела. Путевые заметки и корельская поэзия. СПб., 1890.
26. Аксаков С.Т. Воспоминания // Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. Воспоминания. Л., 1984.
27. Ленинградский университет в воспоминаниях современников (1819-1917). Л., 1963. Т. 1.
28. Московский университет в воспоминаниях современников М., 1956.
29. ТретьяковА.П. Императорский Московский университет в 1798-1830 годах в воспоминаниях // Русская старина. 1892. № 7-10.
30. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Московский университет. М., 1929.
31. Пресняков А.Е. Письма и дневники. 1889-1927. СПб., 2004.
32. Тюменев И.Ф. От Углича до Рыбинска (Путевые наброски) // Исторический вестник. 1897. № 1. С. 207, 233; № 2. С. 574-605; № 3. С. 995-1000.
33. Колотилов Л.В. На велосипеде. СПб., 1898. С. 212-220. Статья представлена научной редакцией «История» 20 июля 2014 г.
PRIVATE SOURCES ON POPULAR EDUCATION IN THE 19TH-CENTURY UPPER VOLGA REGION
Tomsk State University Journal, 2014, 389, pp. 145-148.
Yerusalimskaya Svetlana Yu. Yaroslavl Demidov State University (Yaroslavl, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: popular education; pupils / students; teachers; private sources; the Upper Volga Region.
The paper tells about a complex of private sources (diaries and journals, reminiscences, travel notes and others) on the popular education in the Upper Volga Region at the end of the 19th - early 20th centuries which played an important role in studying the popular education history. The author analyses the sources devoted to the different grades of the popular education: church parish schools, grammar schools, higher educational institutions; her attention is attracted by the diaries and reminiscences of top officials who either initiated reforms of the popular education or implemented them. An important place is given to the teachers' and pupils' reminiscences. The author analyses the notes of A.A. Velikopolsky who worked in Rybinsk uyezd, Yaroslavl Province; he stressed the fact that reality often corrected teachers' ideal ambitions. The author has considered the memoirs of the Vladimir Ecclesiastical Seminary graduates, S. Arkangelsky, N. Solovyov and A. Klucharev who reveal the peculiarities of the educational reforms realization in their institution. Special attention is paid to the heritage of the Yaroslavl Demidov Lyceum faculty. All the authors noted both positive and negative tendencies in the development of Russian popular education. Attention is drawn to the role of the Russian Orthodox Church and bishops (e.g., Joanaphan, the Archbishop of Yaroslavl and Rostov) in the development of ecclesiastical education. The author notes that literary works of the outstanding Russian writers of the 19th century N.V. Gogol, F.M. Dostoevsky, A.P. Chekhov and others are a peculiar source on the life and experiences of pupils, students and teachers of secular and ecclesiastical educational institutions from the elementary school to the higher one. The well-known Russian writer Aksakov's reminiscences about his grammar school and university years are analysed in detail. The complex of private sources (reminiscences, diaries, travel notes and others) makes it possible to show the state of the popular education in the Upper Volga Region in the late 19th - early 20th centuries. It reveals the problems that teachers and students / pupils faced at the time, depicts everyday life, tells about the facilities condition in educational institutions, their prospects etc. Teachers and pupils of various educational institutions left a heritage that allows the researcher to use the comparative method in studying the history of popular education.
REFERENCES
1. Zapiski admiralaA.S. Shishkova [Notes of Admiral A.S. Shishkov]. St. Petersburg, 1868.
2. Vospominaniya ministra narodnogoprosveshcheniyagrafaI.I. Tolstogo [Memories of Minister of Education Count I.I. Tolstoy]. Moscow, 1999.
3. Iz vospominaniy o vladimirskikh dukhovnykh (prikhodskom i uezdnom) uchilishchakh seminarii 1818—1832 gg. [From the memoirs of Vladimir
Theological (parish and county) seminary schools of 1818-1832]. Vladimir, 1875.
4. Solovyov N.I. Kak nas uchili. (Rasskaz iz dukhovno-seminarskoy zhizni) [How we have been taught. (The story of the spiritual seminary life)].
Russkaya starina, 1899, vol. 100, no. 11.
5. Klyucharev A. Vladimirskaya bursa (po vospominaniyam byvshego bursaka s 1849 g. po 1855 g.) [Vladimir bursa (memoirs of the former
seminarian from 1849 to 1855)]. VladimirskieEparkhal'nye Vedomosti, 1890, no. 21. pp. 713-726.
6. Smirnov A.V. Vseminarii [In the seminary]. In: Dukhovnaya shkola [Spiritual School]. Yaroslavl, 1893, pp. 41-55.
7. Kovzun A.A. (ed.) Dnevnik bursaka. (Vladimirskaya dukhovnaya seminariya 60-kh gg. XIX veka) [Diary of a seminarian. (Vladimir's seminary of
the 1860s]. Vladimir, 2001.
8. Mitropolit Evlogiy (Georgievskiy). Put'moey zhizni. Po stranitsam vospominaniy [The path of my life. The pages of memories]. Moscow: Izd-vo
Sretenskogo monastyrya Publ., 2006. 256 p.
9. Velskiy (Velikopol'skiy) A.[A.] Zapiskipedagoga [Notes of a teacher]. St. Petersburg, 1909.
10. Berdova O.V., Lushina E.A. Kostromskoe uchitel'stvo (XVIII - nachalo XX veka) [Kostroma teachers (18th - early 20th centuries)]. Kostroma, 2006, pp. 173-191.
11. Gilyarov-Platonov N.P. Iz perezhitogo: Avtobiograficheskie vospominaniya : v 2 t. [From the experienced: Autobiographical memories. In 2 volumes]. St. Petersburg: Nauka Publ., 2009.
12. Gur'ev M. Vospominaniya o moem uchenii [Memories of my studies]. Russkaya starina, 1909, vol. 139, no. 8, pp. 357-371.
13. Sychugov S.I. Zapiski bursaka [Notes of a seminarian]. Moscow; Leningrad: Academia Publ., 1933.
14. Konstantinov S. Dva goda v zemskoy shkole [Two years in the County School]. Russkaya shkola, 1913, no. 2, pp. 62-89.
15. S-v". Vospominaniya o Moskovskom kommercheskom uchilishche 1831-1838 godov [Memories of Moscow Commercial College in 1831-1838]. Russkiy vestnik, 1861, no. 12, pp. 719-754.
16. Flerov V. Chem my sil'ny [Our strengths]. Russkaya shkola, 1912, no. 2, pp. 27-43.
17. Kushnerev A. Sel'skiy uchitel' [A rural teacher]. Pedagogicheskiy vestnikMoskovskogo uchebnogo okruga. Srednyaya i nizshaya shkola, 1912, no. 1, pp. 81-85.
18. Zapiski pokoynogo uchitelya [Notes of the late teacher]. Istoricheskiy vestnik, 1888, vol. 33, no. 8.
19. Vospominaniya sel'skoy uchitel'nitsy [Memories of a rural teacher]. Russkaya shkola, 1902, no. 5/6.
20. Garusov I.D. Provintsial'nye uchilishcha 30-40-kh gg. (Vospominaniya byvshego gimnazista) [Provincial school of the '30s-'40s (Memories of the former schoolboy)]. Russkaya shkola, 1910, vol. 1, no. 4.
21. Kurkin S. Dve shkoly. (Iz vospominaniy byvshego uchenika) [Two schools. (From the memoirs of a former pupil)]. Vestnik vospitaniya, 1896, no. 5, pp. 123-128.
22. Kolomin-Mamistov G. Krest'yanskoe detstvo [Peasant childhood]. Russkaya shkola, 1912, no. 1, pp. 126-149.
23. Shelgunov V.A. Moi vospominaniya o voskresnykh shkolakh [My memories of Sunday schools]. Shkola vzroslykh, 1937, no. 7, pp. 42-44.
24. Stasova E. Kak my staralis' rasshirit' krugozor uchashchikhsya (O rabote v vecherne-voskresnoy shkole v Peterburge v 1891-1904 gg.) [How we have tried to broaden the horizons of students (Work in the evening and Sunday school in St. Petersburg in 1891-1904)]. Shkola vzroslykh, 1937, no. 11, pp. 17-19.
25. Smirnov M.N. Golos karela. Putevye zametki i karel'skayapoeziya [The voice of a Karelian. Travel notes and Karelian poetry]. St. Petersburg, 1890.
26. Aksakov S.T. Detskie gody Bagrova-vnuka. Vospominaniya [Childhood of Bagrov-grandson. Memories]. Leningrad: Lenizdat Publ., 1984, pp. 303-444.
27. Mavrodin V.V. (ed.) Leningradskiy universitet v vospominaniyakh sovremennikov (1819-1917) [Leningrad University in the memoirs of contemporaries (1819-1917)]. Leningrad: LSU Publ., 1963. Vol. 1.
28. Kovnator R.A. (ed.) Moskovskiy universitet v vospominaniyakh sovremennikov [Moscow University in the memoirs of contemporaries]. Moscow: MSU Publ., 1956. 483 p.
29. Tret'yakov A.P. Imperatorskiy Moskovskiy universitet v 1798-1830 godakh v vospominaniyakh [Imperial Moscow University of 1798-1830 in the memories]. Russkaya starina, 1892, no. 7-10.
30. Chicherin B.N. Vospominaniya. Moskovskiy universitet [Memories. Moscow University]. Moscow, 1929.
31. Presnyakov A.E. Pis'ma i dnevniki. 1889-1927 [Letters and diaries. 1889-1927]. St. Petersburg: Dmitriy Bulanin Publ., 2004. 967 p.
32. Tyumenev I.F. Ot Uglicha do Rybinska (Putevye nabroski) [From Uglich to Rybinsk (travel notes)]. Istoricheskiy vestnik, 1897, no. 1-3.
33. Kolotilov L.V. Na velosipede [On a bicycle]. St. Petersburg, 1898, pp. 212-220.
Received: 20 July 2014