№ 3 (32), 2009 "Культурная жизнь Юга России " ^
3. Горький А. М. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 27. М. 1953. С. 181.
4. Жера-баба - дословно: «вдова, добрая старуха».
5. Сказка записана нами от Зугу Оздоевой летом 1969 года.
6. Ингушский фольклор. Т. II. Грозный, 1967. С. 76.
7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1953. С. 49.
8. Антология ингушского фольклора. Т. 2. Волшебные сказки. Нальчик, 2003. С. 183, 214.
9. Чеченский фольклор. Т. II. Песни, загадки, сказки, поговорки / сост. С. Ч. Эльмурзаев. Грозный, 1964.
L Kh. TANKIEVA. GENESIS OF THE IMAGES OF SINGLE MALE ATHLETES AND INACCESSIBLE FEMALE WARRIORS IN THE INGUSH FAIRYTALES
The article is dedicated to the analysis of the fairytales about the lonely hero seeking to twinning, proud and inaccessible female warriors of matriarchy and the issues of genesis of these images.
Key words: twinning, matriarchy, patriarchy, the lonely hero, female warrior, wonderful forces.
М. В. СКОРОХОДОВ ИСТОЧНИКИ ЛЕТОПИСИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ
В статье рассматриваются источники летописи жизни и творчества писателя: рукописные и печатные тексты его произведений, эпистолярное наследие, мемуарная литература, критические отзывы, а также научные исследования.
Ключевые слова: биография, летопись жизни и творчества, источники исследования.
Летописи жизни и творчества (летописи жизни и деятельности) создаются в нашей стране немногим более столетия, если считать родоначальником этого научного жанра Н. О. Лернера, выпустившего в 1903 году первое издание «Трудов и дней Пушкина». В. М. Жирмунский считал, что это «первый в свое время опыт такого рода, возможно, даже <...> не только в масштабе русского литературоведения, но и <...> мирового» [1].
В середине XIX века, как писал в 1906 году В В. Сиповский, «исследование обращается к личности писателя, его времени, отношениям <...> и литературным источникам его творений» [2].
Б. В. Томашевский призывал изучать возникавшие при жизни авторов и создававшиеся не без их участия «биографические легенды», полагая, что «своим созданиям поэт предпосылал не реальную — послужную свою биографию, а свою идеальную биографическую легенду» [3]. По мысли ученого, для «писателей с биографией» характерно соединение реальной и легендарной жизни с тканью литературного произведения, неотделимой от созданных писателями текстов. Поэтому исследователь литературы должен изучать их в комплексе.
Иную позицию занимал Г. О. Винокур. В работах середины 1920-х годов он писал: «По своим методам и приемам биография примыкает к филологии, поскольку овладение источниками биографии возможно лишь путем интерпретации исторических памятников» [4]. Ученый считал также, что «вопрос об обратном соотношении между наукой о литературе и биографией, т. е. о литературном памятнике как источнике биографии, должен быть решен отрицательно, поскольку литература
понимается <.. .> не только как исторический документ, но и как предмет искусства, эстетический, обладающий в силу этого бытием фиктивным и условным, а потому и не могущий служить материалом исторических исследований» [5].
При выборе источников летописи жизни и творчества важно учитывать и то обстоятельство, что далеко не всякое историческое событие, произошедшее в годы жизни того или иного человека, становится для него значимым. По мнению Г. О. Винокура, «исторический факт < . .> для того чтобы стать фактом биографическим, должен в той или иной форме быть пережит данной личностью». Становясь предметом переживания, он «получает биографический смысл <... > Пережить что-либо - значит сделать соответствующее явление событием в своей личной жизни» [6].
Источниками летописи жизни и творчества становятся исследования по истории того или иного периода, а также статьи и информационные материалы, публиковавшиеся в периодических изданиях. Их анализ позволяет раскрыть историко-культурный и литературный контекст, необходимый для всестороннего изучения жизненного и творческого пути писателя.
На наш взгляд, первостепенный источник научного биографического исследования - произведения и книги автора. Д. Д. Благой, размышляя о творческом пути А. С. Пушкина, подчеркивал, что биограф, изучающий историю жизни писателя, «не может игнорировать самое главное в ней - его художественные создания. Наоборот, исследователь творческого пути писателя, в центре внимания которого находится именно это главное, отнюдь не должен отказываться как от при-
"Культурная жизнь Юга России "
78 ^^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 3 (32), 2009
влечения там, где это нужно, биографического материала, так и от возможных объяснений фактами жизни фактов творчества» [7].
Изучая наследие М. Ю. Лермонтова, В. А. Мануйлов указывал на общие источники научной биографии и творчества. «Составитель летописи, - писал ученый, - так же как и биограф, находится в зависимости от наличия сохранившихся, дошедших до нас биографических материалов, документов, дневниковых записей, автобиографических признаний, литературного и эпистолярного наследия, воспоминаний современников и т. д.» [8].
Важной основой для летописей жизни и творчества служат те исследования, которые вводят в научный оборот новые материалы. К ним в первую очередь следует отнести материалы к биографии и полные (академические) собрания сочинений писателей. Безусловно, при создании летописей жизни и творчества писателей должны учитываться все прижизненные свидетельства: автографы произведений, авторские публикации, критические отзывы в периодических изданиях и книгах, упоминания фамилии в печатных и рукописных материалах.
Существенный источник биографических сведений - дневниковые записи и воспоминания современников. Нередко они позволяют восстановить картину происходивших событий, порой становясь их единственным свидетельством. Однако мемуары подчас являются не документальными, а художественными произведениями. Бывает, что в памяти мемуаристов стираются или наслаиваются друг на друга разновременно происходившие события. В связи с этим мемуары требуют очень внимательного критического анализа, при возможности - перекрестной проверки.
Датировка описываемых событий - одна из проблем, возникающих при использовании мемуаров для создания летописи жизни и творчества. Мемуаристы могут указать лишь год, время года (весна, осень), день недели, календарный праздник. Исследователю же предстоит дать по возможности более точную дату. Если этого не удается достичь, появляется приблизительная дата, сопровождаемая вопросительным знаком, который показывает, что исследователь не смог точно установить время события. Впрочем, подобный знак может появиться и у формулировки события. Это свидетельство того, что источники, на основе которых оно установлено, являются сомнительными, однако составитель летописи счел необходимым учесть приводимые сведения. Но такими соображениями исследователь руководствуется не всегда. Так, авторы книги о А. И. Герцене отмечали, что «гипотезы, многочисленные в нынешней историографии касательно встреч, отношений, связей» писателя с современниками «вводятся в "Летопись" только в тех
случаях, когда они представляются обоснованными. Апокрифические мемуарные свидетельства» остаются за ее пределами [9].
Эпистолярное наследие писателя и его современников - источник, который должен быть непременно учтен при создании летописи жизни и творчества.
Значительные сложности возникают при использовании материалов, на основе которых определяется круг чтения героя летописи. Это отметила еще Н. М. Чернышевская-Быстрова: «В подавляющем большинстве случаев источник не давал точных сведений» о бывшей в руках писателя книге. «Эти данные пришлось восполнять составителю <...> при помощи разного рода справок в периодических изданиях, каталогах и энциклопедиях <.. . > разработке подверглось и студенческое чтение Чернышевского, о котором повествует его капитальный дневник. Конечно, в "Летописи" не все могло быть выяснено» [10].
В силу недостаточности источников разные периоды жизни и деятельности исследуемого лица могут быть охарактеризованы с разной степенью полноты. Наличие подобных «белых пятен» важно принимать во внимание. «Некоторая неравномерность и неполнота в отдельных моментах объясняется состоянием наших источников, - отмечал Н. К. Пиксанов. - В этом отношении "Летопись" имеет ту негативную полезность, что раскрывает перед литературоведами <...> слабые участки в изучении писателя и ставит задачи дальнейших доследований» [11].
Литература
1. Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. Курс лекций / под ред. 3. И. Плавскина, В. В. Жирмунского. М., 2004. С. 131.
2. Сиповский В. В. История литературы как наука. СПб.; М., 1906. С. 15.
3. Томашевский Б. В. Литература и биография // Книга и революция. 1923. № 4. С. 8.
4. Винокур Г. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М., 1997. С. 11.
5. Там же.
6. Винокур Г. Биография и культура. М., 1927. С. 37, 39.
7. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826— 1830). М., 1967. С. 10.
8. Мануйлов В. А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. М.; Л., 1964. С. 4.
9. Летопись жизни и творчества А. И. Герцена: в 4 кн. Кн. 1. М., 1974. С. 10.
10. Чернышевская-Быстрова Н. М. Летопись жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. М.; Л., 1933. С. 11.
11. Пиксанов Н. К. От редактора // Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева. М.; Л., 1934. С. 10.
M. V. SK0R0H0D0V. SOURCES OF CHRONICLES OF WRITER'S LIFE AND WORK
This article is dedicated to the sources of the chronicles of writer's life and work: manuscripts and printed texts of his works, epistolary heritage, literature memoirs, critical reviews, as well as scientific researches
Key words: biography, the chronicles of life and work, sources of investigation.