УДК 069:91К(571.54)
Вопросы музеологии. 2021. Т. 12. Вып. 1
Источники комплектования фондов Хоринского районного историко-краеведческого народного музея
Л. А. Трунёва1, Ю. В. Пузанков2
1 Хоринский районный историко-краеведческий музей,
Российская Федерация, 671410, Республика Бурятия, Хоринский р-н, с. Хоринск, ул. Ленина, 21
2 Иркутский государственный университет,
Российская Федерация, 664003, Иркутск, ул. Карла Маркса, 1
Для цитирования: Трунёва Л. А., Пузанков Ю. В. 2021. Источники комплектования фондов Хоринского районного историко-краеведческого народного музея. Вопросы музеологии, 12 (1): 108-115. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.111
Статья посвящена истории комплектования фондов Хоринского районного истори-ко-краеведческого музея на различных этапах его развития, от даты основания до современного периода. Хоринский районный историко-краеведческий музей основан 10 ноября 1979 г. Его появление свидетельствовало об экономическом и культурном развитии Хоринского района. Созданный музей стал одним из центров распространения культуры в регионе, доступных широким слоям населения. Современные экспозиции музея позволяют проследить историю Хоринского района на всех этапах его существования, охватывая в том числе и доисторическую эпоху. По материалам инвентарной книги, а также на основе собственных воспоминаний авторы реконструируют источники пополнения фондов после пожара, произошедшего в музее в декабре 1984 г. Ущерб оказался столь серьезным, что в фондах сохранилось всего 22 предмета, в основном крупногабаритных, таких как телеги, сани, токарный станок. Восстановительные работы в музее проводились под руководством директора Иннокентия Яковлевича Трунёва, чья активная работа позволила фактически заново сформировать фонды музея. Авторами статьи подробно описаны цели, которые преследовали дарители и создатели предметов, переданных в музейные фонды. Большинство экспонатов было собрано в результате поездок. Значительное количество поступлений — предметы, подаренные частными лицами — жителями района. В музей передавали как простые, на первый взгляд, вещи, вышедшие из повседневного обихода, так и уникальные предметы, семейные реликвии. В формировании музейных коллекций большую поддержку оказали республиканские музеи. Значительное количество предметов было найдено в результате научных экспедиций и впоследствии передано в музей. Ключевые слова: музей, история, музейный предмет, культура, быт, экспонаты, комплектование, фонды музея.
Фонды музея представляют собой научно организованную совокупность принадлежащих ему музейных предметов и научно-вспомогательных материалов. Основными задачами организации фондов являются: фиксация значения предмета для науки и культуры, определение юридического положения предметов для музея, а также создание условий, способствующих формированию, сохранению, изучению и использованию фондов музея.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021
Главным условием эффективной деятельности музея можно назвать наличие достаточно полных и разнообразных по составу, интересных по содержанию музейных коллекций.
Комплектование фондов является одним из ведущих направлений деятельности музея и включает учет, хранение и изучение объектов наследия1. Проблемой комплектования музейных фондов занимались многие отечественные авторы. Существует большое количество теоретических источников; о комплектовании фондов писали главные теоретики музейного дела Т. Ю. Юренева2, Л. М. Шляхтина3, Э. А. Шулепова4 и т. д. По общему мнению авторов, комплектование музейных фондов представляет собой одно из важнейших направлений деятельности музея, результатом которого является возможность создания объективной картины окружающей реальности на разных этапах развития общества. Интерес для данного исследования представляют работы, затрагивающие аспекты фондовой работы региональных музеев5.
Хоринский районный историко-краеведческий музей открыт для посетителей 10 ноября 1979 г. Его появление можно считать одним из свидетельств экономического и культурного развития региона; музей, несомненно, яркое явление в культурной жизни Хоринского района. В результате своего развития музей стал одним из очагов центров распространения культуры в регионе, доступных широким слоям населения.
После пожара, произошедшего в декабре 1984 г., начались восстановительные работы под руководством директора Иннокентия Яковлевича Трунёва. Обратимся к Книге поступлений: количество экспонатов составляло на тот момент всего 22 предмета, в основном крупногабаритных: телеги, сани, токарный станок6. Были выделены средства на приобретение экспонатов, но их было недостаточно. Иннокентий Яковлевич обращался к жителям трех районов, знакомым и друзьям, совершая поездки по селам. Зачастую приходилось не единожды посещать одно и то же место, чтобы добиться результата. Одним из первых передал в дар музею семейную реликвию — серебряный нож, который передавался из поколения в поколение, — Дугар Базарович Ринчинов из села Алан. Этот экспонат стал украшением экспозиции мастеров прошлого.
Большинство экспонатов было собрано в результате поездок. Поступления шли и от частных лиц, жители отдавали в музей простые, на первый взгляд, вещи, которые уже не использовались в обиходе, а также найденные ими уникальные предметы.
Своими находками поделился Дмитрий Всеволодович Татауров: на удивление юным односельчанам, зуб мамонта — древняя реликвия, найденная в песках Удин-ской долины, — украсил витрины музея. Также Дмитрий Всеволодович подарил родному музею старинный лук со стрелами, две картины своей работы и икону, вырезанную из корня дерева.
1 Фондовая работа в музее (комплектование, учет, хранение, изучение музейных фондов). Российская музейная энциклопедия. URL: http://www.museum.ru/rme/mb_fonds.asp (дата обращения: 03.01.2021).
2 Юренева, 2007.
3 Шляхтина, 2009.
4 Шулепова, 2015.
5 Перевалова, 2019; Пименова, 2019; Батырева, 2015.
6 Главная инвентарная книга Хоринского районного историко-краеведческого народного музея. С. 35.
Комплект кузнечных инструментов был подарен музею Пантелеем Иннокентьевичем Ситниковым.
В коллекцию, посвященную староверам, некогда поселившимся в этих местах, вошли предметы быта, одежды и орудия труда, подаренные Виктором Филипповичем Ивановым. Оставшиеся дома с давних времен предметы быта, такие как чугунный утюг, глиняные горшки и часы-ходики, отдал в дар музею Андрей Николаевич Курбатов.
Норжима Эрдынеевна Цыбикова для пополнения коллекции музея по традиционному быту бурят подарила седло, украшенное посеребренными железными пластинами, а также накосные украшения и набор серебряных пуговиц. Также на вечное хранение в музей ею была передана семейная реликвия — четки.
Валентина Зундуевна Жалсараева, вдова известного бурятского поэта и общественного деятеля Дамбы Зодбича Жалсараева, передала в дар музею документы, личные вещи, а также книги из личной библиотеки — стихи поэта, изданные на монгольском, казахском и узбекском языках, всего 72 наименования.
В разное время представителями семьи Трунёвых в музей было передано 42 предмета: головной убор шаманки, вафельница, сельница (Трунёв И. Я.), морш-ни, кожемялка, литовки с грабками (Трунёв Е. Ф.), туес под бормаш (наживку для ловли рыбы), лопата для выпечки хлеба (Трунёва Е. В.), полезные ископаемые Хо-ринского района (Трунёв Дмитрий) и многое другое.
Дочь Лидии Чимитовны Нимаевой, государственного и общественно-политического деятеля, выпускницы, золотой медалистки Хоринской средней школы № 1, в 2008 г. пополнила документами матери фонд музея во время научно-практической конференции, проходившей в городе Улан-Удэ в честь 60-летия Л. Ч. Нимаевой.
Для того чтобы дети знали старинные игры, в которые играли их деды, Базар-Дара Жамбалович Гасаранов отдал в дар музею комплекс старинной народной игры шагай. Им же подарены хурдэ — молитвенный барабан из домашней божницы, туйба — накосные украшения, а также старинный музыкальный инструмент хуур. Для пополнения коллекций музея он изготовил по памяти макет водяной мельницы, для архива музея им составлена родословная книга Галзутского рода на 27 листах, а также он вырезал фигурки домашних животных из дерева.
Из Ашанги от Балмы Цыбиковны Доржиевой поступили предметы традиционного быта бурят: шапка бурятская, деревянный совок, поварешка.
Для того чтобы не забывался старинный крой одежды, отдали в музей национальные халаты Бужидма Найданова из села Кижинга и Гарма Аюшеевна Раднаева из села Алан. Нашли свое место в экспозиции музея сохраненные Гармой Аюшеев-ной с легендарных времен сабля и далалгын Номо, стрела.
В память о родных переданы фотодокументальные материалы: Б. Б. Плешко-вой — из архива Б. К. Плешкова, первого председателя исполкома Хоринского аймака; Д. А. Санжиевой, матерью погибшего в Афганистане Батора Санжиева, — его фотографии, документы, личные вещи. Также вклад в комплектование музейной коллекции внесла сестра Батора Санжиева — Жаргалма Сандакдоржиевна Санжиева: она передала три пояса кушака, два дэгэла (зимняя верхняя одежда), фотопортрет брата.
Семья Дагбы Цыжиповича Дашицыренова оставила в музее память о майоре в запасе, преподавателе НВП, учителе, занимавшемся патриотическим воспитани-
ем учащихся Хоринской средней школы № 2 в 70-80-х гг. прошлого века. Его внуки подарили музею исследовательскую работу, посвященную жизни и деятельности Д. Ц. Дашицыренова, а его вдова Галина Гомбожаповна — его военный китель с наградами.
Документы и награды своих родных передали на хранение в музей Надежда Дагбадоржиевна Дондокова — о семье Цыбикжапа Бобоевича Цыдендамбаева и Цырен-Дулмы Дондоковны Дондоковой; Галина Георгиевна Лосева — о семье своего отца Георгия Федоровича Лосева, его брате и сестре; Галина Васильевна Краснопеева — об отце Василии Матвеевиче Аксаментове.
Фронтовые письма Санжая Абариева передала в фонд музея его внучатая племянница Баярма Шираповна Ширапова.
В память о Великой Победе, о людях, отдавших свои жизни на фронтах Второй мировой войны, в музей передали награды своих мужей, отцов, дедушек П. И. Сит-никова, В. Д. Машанова, Г. П. Байбородина, В. Г. Васильева, Н. Б. Саможапова, С. Д. Туманова, Г. А. Аюшеева, А. А. Квашнина, Л. О. Очирова, С. Н. Жамсаранова, Н. И. Егорова, В. А. Тарабукина, А. А. Степанова.
Наряду с поступлениями от частных лиц музей пополнялся авторскими произведениями творческих работников. В первом музее экспонировались графические картины Цырен-Намжил Очировича Очирова (1920-1987) — народного художника, лауреата Государственной премии Республики Бурятия, обладателя шести дипломов первой степени, выставок самодеятельных художников (четырех советских и двух международных — в Лондоне и Берлине); им создано около 500 графических листов.
Директор музея обратился к нему с просьбой восстановить утраченные при пожаре графические картины о быте местных жителей (всего десять графических картин). Сейчас они занимают достойное место в музее. При помощи этих картин можно рассказать, как принимают гостей, приучают с малых лет к труду, как катают войлок, дубят кожу и многое другое. Также переданы графические рисунки предметов быта.
Фонды музея располагают творческими работами художников, резчиков по дереву и чеканщиков: И. Г. Дадуева, В. Ф. Иванова, А. А. Зайцева, Ц. Ш. Цыбанова, А. Я. Ермошкина, Г. Б. Санжиева, Д. В. Татаурова, Б.-Д. Ж. Гасаранова и др.
Хоринский музей ежегодно проводит выставки, которые также способствуют пополнению музейных фондов. В феврале 1998 г. в музее была открыта первая персональная выставка судомоделиста, ветерана труда, заслуженного работника культуры БурАССР Владимира Ниловича Степанова. Всего на выставке было выставлено 16 моделей судов, одну из них — модель крейсера «Аврора» — автор передал в дар музею. Она находится в экспозиции, посвященной 310-летию российского флота (где пофамильно названы те, кто служил и служит в рядах российского флота, список будет продолжаться для тех, кто будет служить в рядах флота). В 2006 г. Владимир Нилович передал еще две модели — крейсера «Варяг» и штабного корабля Петра I «Ингерманланд».
В июне 1999 г. проводилась персональная выставка художника-любителя, ветерана труда, заслуженного врача БурАССР и России, члена совета музея Бальжи-немы Цыренжаповича Хайдапова. Одна из картин была выставлена без названия, был объявлен конкурс на лучшее название для нее. Картина «Ранняя весна» передана в дар музею, впоследствии экспонировалась на Международном Байкальском фестивале «Озерные люди» в 2003 г., где в экспозиции «Экология визуального»
была удостоена диплома победителя. Организация подобных выставок неизменно привлекает большой круг посетителей.
В результате экспедиций учителя Мармая Хамаевича Жамьянова, совершаемых им со своими учениками, собраны ценные экспонаты, которые и были переданы в дар музею. Среди них — ручное рубило, универсальное орудие труда древнего человека эпохи палеолита. Оно служило топором, молотком, копалкой и, наконец, орудием древнего охотника. На территории Нижней Березовки были найдены грузило для сетей первобытного рыболова, а также наконечники стрел эпохи неолита. Каменный скребок для отделения мяса зверя от шкуры найден вблизи поселка Майла. Из города Херсонес Мармай Хамаевич привез черепки от глиняных горшков греческой работы и также передал их в дар музею.
В формировании музейных коллекций большую поддержку оказали республиканские музеи: Музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова, Художественный музей им. Ц. Сампилова, Музей природы Бурятии, Центральный архив.
Художественный музей им. Ц. Сампилова позволил снять копии с комплекта картин художника Ц. Сампилова «Свадьба хоринских бурят». В формировании коллекции отдела природы принял участие Республиканский музей природы Бурятии, передав чучела в количестве 7 штук, а также останки древних животных: верхнюю часть черепа шерстистого носорога, найденную в местности Тапхар на Санном мысе; часть черепа ископаемого бизона, бивень и ребра мамонта. В Улан-Удэнском госпромхозе было закуплено 54 чучела рыб, птиц, млекопитающих. Образцы минералов любезно предоставил институт «Бурятгеология». Лекарственные растения предоставлены районной аптекой № 24 и собраны сотрудниками музея во время полевых работ. Большинство фотографий, изображающих природу родного края, ее явления, подготовлены фотохудожником Г. М. Лепинских.
Помощь в восстановлении коллекций, связанных с буддизмом, оказал Ивол-гинский дацан. Будаевым Диду-Ханбо Ламой были переданы в дар музею 36 экспонатов: буддийские статуэтки, сугсэ, сан, сылин, очир, хурдэ, бурэ, гуу, танка, — которые значительно пополнили экспозиции районного музея.
Бурятским драматическим театром в фонды музея были переданы сценические вещи артиста Георгия Лосева — тэрлэг, в котором он сыграл в спектакле «Кнут Тайши» 250 раз; за эту роль ему была присуждена Госпремия.
На 25-летний юбилей музея в 2004 г. Государственным архивом Республики Бурятия были переданы копии документов о Хоринской степной думе, а в 2005 г. — экспозиция, посвященная Лидии Чимитовне Нимаевой.
Также ряд предметов преподнесли музею образовательные учреждения района: Амгалантинская школа — чайник медный, тэрлэг летний; Хасуртайская школа — зыбку, прялку, сельницу и комплект семейского костюма; Тохорюктинская 8-летняя школа — деревянные чаши, шкатулку в металлической отделке.
В 2010 г. в музей поступил ряд экспонатов, среди которых монета номиналом в одну копейку 1908 г. Предприниматель Валентина Сыреновна Гатапова передала в дар музею фотографии, награды и наградные документы своего отца, ветерана Великой Отечественной войны Сырена Баясхалановича Данжеева, который был участником Парада Победы в Москве на Красной площади 24 июня 1945 г.
В 2011 г. фонды музея пополнились за счет нескольких оригинальных предметов, среди которых можно выделить деревянную точеную самопрялку.
Сергей Васильевич Быков подарил музею чучело орла, украсившее собой отдел природы музея. Римма Андреевна Лисова передала лапти — самый распространенный на Руси тип обуви.
Экспозиция флота пополнилась предметами, подаренными Любовью Валентиновной Минеевой: бескозыркой — головным убором матросов, Андреевским флагом, перчатками парадными белыми, ремнем, брюками, форменной рубахой фланелевой синей, значком металлическим эсминца «Боевой», нагрудным знаком «За дальний поход», значком «300 лет Российскому флоту». Все предметы принадлежали сыну дарительницы Евгению Александровичу Минееву, проходившему срочную службу во Владивостоке.
Жамсо Дамбиевич Намсараев преподнес в дар музею немецкие офицерский и унтер-офицерский кортики Военно-воздушных сил образца 1937 г. в ножнах.
Семья Спиридоновых передала в дар музею документы Валентины Дмитриевны Спиридоновой: удостоверение к «Медали материнства» II степени от 24 сентября 1949 г., удостоверение к «Медали материнства» I степени от 29 марта 1951 г., орденскую книжку «Материнская слава» III степени № 596682, орденскую книжку «Материнская слава» II степени № 281852, орденскую книжку «Материнская слава» I степени № 138136.
В 2012 г. был пополнен отдел природы за счет Галины Базаровны Цыреновой, передавшей в дар чучела птиц и животных, изготовленные племянником, местным таксидермистом-самоучкой.
В 2013 г. Мэргэн Доржиевич Дагбаев передал в фонд музея архив своего деда Гомбо-Доржо Бобоевича Дагбаева: личные вещи, фотографии, документы. Гомбо-Доржо Бобоевич был участником Великой Отечественной войны, сражался на Ленинградском фронте.
Анна Гармаевна Санжиева пополнила этнографическую коллекцию, передав следующие предметы: ступу с пестом, ножницы, мехи кузнечные, швейную машинку Икка oт Иккак^Ы АЬ (Оу Tikkakoski АЬ) производства Финляндии, небольшое ведро, соску из рога коровы — аналог детской бутылочки, бидончик алюминиевый, шинковку для капусты.
Сысыг Эрдынеевна Цыдыпова в 2014 г. передала в дар музею архив местного фольклорного коллектива «Наран-Хада».
В 2015 г. Ирина Владимировна Лосева подарила музею копию с картины «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» русского художника Александра Иванова (1806-1858).
В нумизматической коллекции музея хранятся монеты и банкнота советского периода, а также 1 цент 1984 г. (США), переданные в дар Натальей Цыреновной Балмаевой.
Николай Константинович Заяшников преподнес в дар музею флаг Военно-морского флота СССР, 1977 г.
В 2016 г. коллекции музея пополнились предметами, служившими первым паспортистам Хоринска: чернильницей-непроливайкой, перьевой ручкой с пером — эти предметы преподнесла в дар жительница Хоринска Долгор Доржиевна Пунцикова.
Баир Дондокович Борбоев подарил печатную машинку «Любава» (с 1983 г. производилась на Рязанском заводе счетно-аналитических машин), которая использовалась в редакции местной газеты «Удинская новь».
В 2017 г. в фонды музея также были переданы предметы, представляющие большой интерес для изучения потомками. Татьяна Филипповна Гармаева передала в музей памятную настольную медаль «50 лет ЛВРЗ», флаг Молдавской Советской Социалистической Республики второй половины XX в., вымпел «Коллектив коммунистического труда» 60-70-х гг. XX в., вымпел «Оборонному обществу 70 лет (1927-1997)», флажок для горна «К борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!» 80-х гг. XX в., бюст В. И. Ленина, изготовленный на Ленинградском заводе фарфоровых изделий в 60-е гг. XX в., медаль «ДОСААФ Бурятский областной комитет III».
Таким образом, источниками комплектования фондов Хоринского историко-краеведческого музея являются: частные лица и коллекционеры, известные люди региона, творческие работы местных художников и умельцев, фонды музеев, государственные и общественные организации.
Комплектование фондов музея происходит стандартными способами: закупки за счет специальных ассигнований, предусмотренных сметой музея; безвозмездная передача экспонатов в собственность музея организациями и частными лицами (большая часть); целевые заказы на оригинальные работы; командировки, т. е. специальные поездки для сбора предметов музейного значения, комплектования по горячим следам, собирательская работа на месте какого-либо события.
В состав фондов входят археологические (останки древних животных, орудия труда и охоты древнего человека, украшения — 77 предметов), этнографические материалы (предметы быта бурят и семейских — 272), культовые предметы (шаманизм, православие, буддизм — всего 180 предметов), фотодокументальные материалы (1072), нумизматика (430), живопись местных художников (36), образцы декоративно прикладного искусства (129).
В настоящее время в музее представлены все виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, фонические, а также фото- и киноисточники, при этом продолжается их непрерывное пополнение. Они составляют основу, на которой осуществляется вся музейная деятельность и в полной мере раскрывается история района.
Литература
Батырева С. Г. 2015. Буддийская коллекция музея КИГИ РАН: концепт традиции в междисциплинарном аспекте изучения. Oriental Studies 8 (3): 174-178. Перевалова Е. В. 2019. И не шаман, и не этнограф (этническая идентичность в музейных коллекциях). Уральский исторический вестник 64 (4): 108-115. Пименова К. В. 2019. Сакральные предметы и трансформации музейной этики: истоки, проблемы,
решения. Новые исследования Тувы 2: 115-127. Шляхтина Л. М. 2009. Основы музейного дела. Теория и практика. М.: Высшая школа. Шулепова Э. А. 2015. Основы музееведения. М.: Либроком. Юренева Т. Ю. 2007. Музееведение. М.: Академический проект, Альма Матер.
Статья поступила в редакцию 14 января 2021 г.; рекомендована к печати 29 марта 2021 г.
Контактная информация:
Трунёва Любовь Александровна — директор; [email protected] Пузанков Юрий Владимирович — [email protected]
Sources of acquisition of the collections of the Khorinsky District Museum of History and Local Lore
L. A. Truneva1, Yu. V. Puzankov2
1 Khorinsky District Museum of History and Local Lore,
21, ul. Lenina, Village Khorinsk, Khorinsky region, The Republic of Buryatia, 671410, Russian Federation
2 Irkutsk State University,
1, ul. Karla Marksa, Irkutsk, 664003, Russian Federation
For citation: Truneva L. A., Puzankov Yu. V. 2021. Sources of acquisition of the collections of the Khorinsky District Museum of History and Local Lore. The Issues of Museology, 12 (1): 108-115. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.111 (In Russian)
The article is devoted to the history of the acquisition of collections of the Khorinsky District Museum of History and Local Lore at various stages of its development, from its establishment to the modern period of its activity. The Khorinsky District Museum of History and Local Lore was founded on November 10, 1979. Its appearance testified to the economic and cultural development of the Khorinsky district. The created museum has become one of the centers to spread the district's culture, accessible to the general population. Modern expositions of the museum make it possible to trace the history of the Khorinsky district at all stages of its existence, covering, among other things, the prehistoric era. Based on information from the inventory book, as well as on the basis of their own memories, the authors reconstruct the sources of museum's collections after a fire occurred in the museum in December 1984. The damage turned out to be so serious that only 22 items, mostly large-sized ones, such as carts, sledges, and a lathe, were preserved. The restoration work in the museum was carried out under the leadership of director Innokenty Yakovlevich Trunev, whose active work made it possible to practically re-form the museum's collections. The authors of the article describe in detail the goals pursued by the donors and creators of the items given to the museum. Most of the exhibits were collected as a result of trips. A significant source for the museum's collections was the result of local residents donating items. Items were handed over to the museum that appear both simple, at first glance, from every day use and unique items, family heirlooms. The republic's (Buryatia) museums rendered great support in the formation of the museum's collections. A significant number of items were found as a result of scientific expeditions and subsequently transferred to the museum. Keywords: museum, history, museum item, culture, everyday life, exhibits, acquisition, museum collections.
References
Batyreva S. G. 2015. Buddhist collection of the KIGI RAS museum: the concept of tradition in the interdisciplinary aspect of study. Oriental Studies 8 (3): 174-178. (In Russian) Iureneva T. Iu. 2007. Museology. Moscow: Akademicheskii proekt Publ., Al'ma Mater Publ. (In Russian) Perevalova E. V. 2019. Neither a shaman nor an ethnographer (ethnic identity in museum collections).
Ural'skii istoricheskii vestnik 64 (4): 108-115. (In Russian) Pimenova K. V. 2019. Sacred objects and transformations of museum ethics: origins, problems, solutions.
Novye issledovaniia Tuvy 2: 115-127. (In Russian) Shliakhtina L. M. 2009. Fundamentals of Museum Work. Theory and Practice. Moscow: Vysshaia shkola Publ. (In Russian)
Shulepova E. A. 2015. Fundamentals of museology. Moscow: Librokom Publ. (In Russian)
Received: January 14, 2021 Accepted: March 29, 2021
Authors' information:
Liubov A. Truneva — Director; [email protected] Yurii V. Puzankov — [email protected]