ИСТОЧНИКИ ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
SOURCES OF INNOVATION IN THE SPHERE OF CULTURE
УДК 37:001.895
HOCKOBA Надежда Александровна
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, [email protected]
NOSKOVA Nadezhda Aleksandrovna
Senior Lecturer of the State and Municipal Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, [email protected]
Аннотация.
В статье рассмотрены основные источники инноваций. Проанализированы различные подходы к классификации источников инноваций. Даны подробные характеристики указанных источников.
Ключевые слова: инновации, источники инноваций, инновационный процесс, инновационная деятельность, сфера культуры.
Abstract.
The article considers the main sources of innovation. It also analyses different approaches to the sources of innovation classification. And it presents the detailed characteristics of the sources.
Key words: innovation, sources of innovation, innovation proces, innovation activities, the cultural sphere.
Одним из ключевых направлений социально-экономического развития и повышения качества жизни населения в современном мире является развитие инновационной деятельности в сфере культуры, широкое распространение инновационных технологий и услуг. Необходимость осуществления инновационной деятельности в сфере культуры обусловлена возросшей ролью данной сферы в экономике страны. Залогом успеха и эффективности осуществления инновационной деятельности является изучение и использование инновационного потенциала организаций или отрасли. Использование инновационного потенциала невозможно без выявления источников инноваций. Таким образом, поиск источников
инноваций становится актуальной проблемой. Такое внимание обусловлено тем, что от понимания сущности источников инноваций зависит и само определение инноваций, и их эффективность.
Одна из тенденций в изучении источников инноваций в сфере культуры состоит в том, что сформировавшийся традиционный акцент на науке или укладе общества как источниках инноваций смещается на другие источники. Проведенные исследования говорят о том, что как источник инновации на первый план выходит сам потребитель. Все большую важность приобретает быстрота и глубина внедрения существующих технологий, а также инновации в традиционно устоявшейся
петербургский экономический журнал • № 1 • 2014
75
культуре общества. Последние часто вовсе не зависят от дорогостоящих технологий или новых знаний, но непосредственно изменяют жизнь общества в лучшую сторону и качественно, и количественно повышают его «культурную» активность.
Однако в то же время многие инновации в сфере культуры, особенно «прорывные», часто невозможны без научных исследований и тщательного подготовительного этапа.
Одной из серьезных причин, сдерживающих инновационное развитие в России, является отсутствии механизма формирования инновационного потенциала и системы поиска источников инноваций.
Инновационное развитие экономических систем предполагает наличие в данных системах определенного комплекса стартовых условий для развития, определяющих количество имеющихся ресурсов и механизмов их трансформации в конечный инновационный продукт. Совокупность факторов и условий, характеризующих способность экономических систем к инновационному развитию, составляют инновационный потенциал системы. Инновационный потенциал вполне можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т. п.). При эффективном использовании инновационного потенциала осуществим переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому). Инновационный потенциал - это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу [1].
Но прежде, чем перейти к инновационному процессу, необходимо найти источник инновации. Наряду с выявлением источников инноваций, их исследованием и анализом, необходимо произвести предварительный отбор инновационных идей. Рассмотрим проблему поиска источников инноваций в сфере культуры на примере организаций отрасли. Для этого следует оценить, сможет ли организация осуществить инновацию, до-
статочен ли ее внутренний потенциал. Далее возникает вопрос о целесообразности проведения инноваций, поскольку, во-первых, инновационный процесс неизбежно приводит к многочисленным изменениям как внутри организации, так и отрасли в целом и нарушает стабильный, устойчивый ход их работы. Во-вторых, инновационная деятельность в сфере культуры требует больших ресурсов, а значит, должен быть и соответствующий экономический эффект. В-третьих, инновационная деятельность в сфере культуры содержит множество рисков, которые необходимо спрогнозировать.
Во внешней среде организации сферы культуры выделяют два вида источников:
• изменения фоновой среды (макросреды) организации;
• изменения деловой среды.
Изменения фоновой среды - это изменения политических, экономических, научно-технических, социальных, психологических, экологических и правовых факторов.
Для поиска инновационных возможностей в деловой среде необходимо изучать и контролировать инновации деловых партнеров организации, например поставщиков услуг, которые цепной реакцией могут вызвать инновационный процесс в самой организации.
Инновационная деятельность конкурентов - следующее важное направление поиска инновационных возможностей. Однако следует учесть, что сфера культуры динамична и имеет традиционные особенности развития, иначе организация рискует попасть в число отстающих имитаторов.
Потребители услуг организации являются очень важным источником инновационных идей, особенно в сфере культуры. Можно выделить три направления использования этого источника.
1. Отслеживание изменений потребностей потребителей и выявление скрытых потребностей. Изменения потребностей потребителей могут быть связаны с изменениями восприятия, ценностей, моды. При этом взгляд исследователя должен двигаться как вперед -в будущее, так и назад - в прошлое. Прогнозирование будущего производится на основе
оценки настоящего, оно позволяет сделать следующий шаг в изменении продукта раньше, чем это сделают конкуренты. Возврат в прошлое дает возможность использовать старое по-новому. Выявленные скрытые потребности информируют разработчиков о том, как можно модифицировать продукт, добавив в него новые свойства или изменив количественные характеристики имеющихся у продукта свойств. Одно из возможных направлений такого совершенствования услуги -добавление в ее функциональные возможности тех действий, которые выполняют потребители при пользовании услугой.
2. Тщательная типология потребителя. Выделение групп потребителей по каким-то особым, специфическим характеристикам, тщательное изучение особенностей пользования услугой каждой группой потребителей может дать информацию о том, как модифицировать базовую услугу и создать ассортиментный ряд продуктов, обладающих какими-то отличительными свойствами. Причем, как показывает опыт, полученная информация очень часто наталкивает разработчиков на оригинальные, креативныерешения.
3. Организация обратной связи с потребителем. Потребители могут быть своеобразным генераторами идей, поскольку они имеют опыт пользования услугой и в этом смысле являются наилучшими «испытательными площадками». Потребители могут подсказать идеи по совершенствованию услуги.
Для сферы культуры сегодня потребитель услуги является основным индикатором эффективности ее деятельности. Такая переориентация происходит в связи с модернизацией социально-экономической сферы, которая формирует не только новых потребителей культуры, но и ее творцов. Внедрение новых технологий производства и продвижения культурной продукции обеспечили сближение творцов и потребителей, в частности, в области творческих индустрий. Творцы, вовлекая потребителей в творческий процесс, позволяют им приобщиться к радости созидания, а сами начинают лучше понимать «своего» зрителя и слушателя, тем самым задавая направление развития культуры.
Инновационная сущность творчества и приближение творцов к потребителям культурной продукции посредством использования современных технологий привлекает не только молодую аудиторию, выросшую в условиях развития информационно-коммуникативных технологий, но и другие целевые группы, расширяя таким образом круг творчески ориентированных людей. Приток в искусство любителей, наблюдаемый в последние десять лет повсеместно, связан с доступностью информации о происходящих культурных процессах и агрессивной маркетинговой стратегией деятелей искусства, заражающей аудиторию привлекательностью самого творчества и стиля жизни творческих людей [2].
Американский экономист Эрик фон Хип-пель еще в 1989 году в своей работе определил конечных пользователей инноваций как самых важных [3].
В модели Э. Хиппеля было предложено довольно неожиданное понимание самого важного источника инноваций. Так, если обычно речь идет о выборе между наукой, чистой и прикладной, и самими производителями, то здесь на первый план выходят потребители. Автор пытается показать, что традиционное понимание производителя как источника инноваций иногда неправильно, и на самом деле в некоторых областях источники инноваций совсем другие. Это имеет значение, так как на старых представлениях была основана политика управления научными исследованиями, фирмами. Если же изменить представление об источниках инноваций, то нужно изменить и политику.
Примером может служить киноиндустрия. Кинотеатры и дистрибьюторы являются кинопрокатчиками. Поэтому они извлекают выгоду только из прокатных отчислений и не могут снять самостоятельно новый фильм, но они могут значительно улучшить свою работу как кинопрокатчика и в этом будет их инновационность. Инновации же, связанные с производством кинофильмов, могут идти только от самого производителя.
Исследуя многие другие технологии, такие как создание научных инструментов, полупроводников и печатных плат, композитных мате-
петербургский экономический журнал • № 1 • 2014
77
риалов, пластмасс, Э. Хиппель показывает, что в этих технологиях инноваций, инициируемых и реализуемых самими пользователями, намного больше, чем у производителей. Поэтому все чаще потребители приобретают главное значение как источники инноваций [3].
В современном мире производитель все чаще создает продукты, принципиально ориентированные на наполнение самими пользователями, или предоставляет пользователям максимальные возможности по изменению своего продукта. В первом случае, это социальные сети или проекты сетевых энциклопедий, ориентированные на наполнение самими пользователями. Во втором, например, производители часто намеренно выпускают открытым для изменений программное обеспечение компьютеров, сотовых телефонов и другой техники, зная, что пользователи непременно будут изменять их в своих целях и распространять. Инновации пользователей или сообществ пользователей здесь развивают технологии и увеличивают их социальное и культурное значение.
Говоря о таких пользовательских инновациях, можно отметить, что много инноваций осуществляется теми, кто непосредственно внедряет и использует технологии и продукты в рамках своей обычной деятельности. В большинстве случаев, у новаторов есть личный интерес, мотивирующий их. Иногда пользователи-новаторы могут стать предпринимателями, продавая свою продукцию, они могут торговать инновациями или обменивать их на другие инновации. Критерии ин-новационности здесь такие же, как и в прикладных исследованиях.
Во внутренней среде организации также существует два вида источников инноваций:
• изменения внутренней среды организации;
• решение проблем и устранение недостатков организации.
Изменения внутренней среды организации дают не столько инновационную идею, сколько возможность инициации инновационного процесса.
Новые формы творческой деятельности, такие как фестивали концерты и выставки
с использованием мультимедийных технологий, проекты, объединяющие музейное и театральное сообщество, требуют не только новых творческих подходов, но и использования информационно-технологических нововведений и новых стилей и методов управления в организации.
В каждой организации происходит большое количество эволюционных, естественных изменений таких, например, как моральное и физическое старение оборудования или выпускаемого продукта, приобретение опыта сотрудниками организации. Эти изменения происходят независимо от желания предпринимателей, их можно учитывать в своих планах и использовать для проведения инноваций. Например, если предприниматель знает о том, что оборудование придется менять вследствие его износа, то он может использовать эту возможность для того, чтобы внедрить взамен изношенного принципиально новое оборудование и на основе этого новые технологии. Или если предприниматель видит, что его специалисты приобрели большой опыт, стали высококвалифицированными специалистами, то он может давать им перспективные задания, требующие креативного, нестандартного решения.
Экономистом Питером Ф. Друкером в книге «Бизнес и инновации» была предложена другая классификация источников инноваций. Последовательная инновационная деятельность, по его мнению, подразумевает отслеживание семи источников инновационных возможностей [4]:
1. Источник «Непредвиденное».
2. Источник «Несоответствие».
3. Источник «Насущная потребность».
4. Источник «Структура рынка и отрасли».
5. Источник «Демографические факторы».
6. Источник «Перемены в восприятии».
7. Источник «Новые знания».
Первые четыре источника лежат в пределах организации либо в отдельно взятой отрасли. Если сравнить с классификацией, предложенной в [5], то эти четыре элемента как бы образуют внутреннюю среду организации или отрасли. Эти четыре составляющие являются надежными индикаторами
78
петербургский экономический журнал • № 1 • 2014
перемен, которые или уже произошли, или могут произойти в организации (в отрасли) при воздействии на них.
Оставшиеся три источника инновационных возможностей образуют внешнюю среду (согласно [5]), так как происходят за пределами организации или отрасли.
Рассмотрим последовательно все вышеперечисленные источники инновационных возможностей для сферы культуры. При этом, однако, надо помнить, что границы между этими источниками инновационных идей размыты; более того, эти источники часто перекрывают друг друга. Вместе с тем каждый из названных источников обладает своими собственными характеристиками, поэтому анализировать их следует по отдельности.
«Неожиданный успех» представляет собой не просто возможность для инноваций, он диктует их необходимость. Именно при неожиданном успехе инновационные возможности сопряжены с наименьшим риском, а их использование вызывает наименьшие сложности. В то же время руководители вместо того, чтобы использовать появившиеся возможности неожиданного успеха, часто игнорируют его, а то и совсем отрицают.
Для руководства непросто принять неожиданный успех (фильм креативного режиссера, который был обречен на провал в прокате). Для этого необходимо обладать определенной решимостью, желанием реально смотреть на положение вещей и быть готовым признать свою неправоту.
Одна из причин того, почему руководство тяжело принимает неожиданный успех, а порой и вовсе от него отказывается, заключается в том, что все мы склонны верить в то, что если что-то продолжается долго и приносит стабильный доход, значит, это «нормально». Все то, что вступает в противоречие с уже существующим, считается ненормальным и принимается обществом с опаской, а часто совсем отвергается.
Чаще всего, неожиданный успех просто не замечают. Никто не уделяет ему внимания. Следовательно, никто и не пытается им воспользоваться. Результатом такой «слепоты» является, то, что упущенным успехом начи-
нают пользоваться конкуренты и именно они получают выгоду.
Таким образом, неожиданный успех - это реальный источник инноваций. Если вовремя задуматься над вопросами, какие изменения происходят на рынке потребителей, технологий, внутри самого бизнеса, то неожиданный успех может открыть путь к наиболее выгодным и наименее рискованным инновационным возможностям.
Неожиданный успех открывает новые возможности и в то же время выдвигает определенные требования. Неожиданный успех требует серьезного отношения и поддержки со стороны руководства, соразмерных потенциалу создаваемых возможностей.
От неудач, в отличие от успеха, отказаться нельзя, и редко их не замечают. Однако на них редко смотрят как на источник инноваций. Конечно, в большинстве случаев неудачи - это результат неграмотного планирования, бездумных решений и поступков руководителя. В то же время, если какое-либо начинание заканчивается неудачей, несмотря на тщательное планирование и добросовестное исполнение, это часто свидетельствует о лежащих в основе неудачи изменениях и, следовательно, новых возможностях. Исходные предложения, на которых основывались услуги, их разработки и маркетинговые стратегии, возможно больше не соответствуют реальности. Данная ситуация может быть вызвана изменением ценности и восприятия покупателями товара или услуги: они все еще продолжают покупать то же самое, но ценность покупки уже изменилась. Любое изменение такого рода представляет собой возможность для инновации.
Когда руководство сталкивается с неожиданной неудачей (провал фильма в прокате), оно настаивает на проведении более глубоких и тщательных исследований, которые следует начать с изучения потребностей покупателей, реально взглянуть на происходящие изменения. Несомненно, то, что видит и понимает новатор, необходимо тщательно проанализировать. Неудачу всегда следует рассматривать как возможность для поиска инновационных путей, и в этом качестве к ней нужно отно-
петербургский экономический журнал • № 1 • 2014
79
ситься ответственно. Именно в силу того, что непредвиденные события разрушают наше устоявшееся восприятие реальности, наши предположения и уверенность, они способны быть неиссякаемым источником инноваций.
«Несоответствие» толкуется П. Друкером как неожиданный провал между тем, что является реальностью, и тем, как эта реальность представляется или какой она «должна быть» [4].
Под несоответствием как источником инновационных возможностей следует понимать качественный дисбаланс между текущим состоянием дел и должными результатами или «тем, что есть на самом деле, и тем, что, как все считают, есть». В основе несоответствия всегда лежат перемены в условиях внешней и внутренней среды организации. В зависимости от того, какие факторы находятся в дисбалансе, П. Друкер выделяет несколько типов несоответствия, каждый из которых по-своему определяет инновационные возможности.
Несоответствие экономических реалий -дисбаланс, сформированный в условиях изменения факторов внешней среды и имеющий непосредственное отношений к отрасли, в которой работает организация. Чаше всего такого рода несоответствие проявляется в росте спроса на услуги и снижении (или неизменности) показателей прибыли и рентабельности продаж по этому виду услуги. Такое несоответствие, как правило, происходит в крупных организациях, когда предприниматель не в состоянии оценить имеющиеся возможности и проводит неправильную политику управления себестоимостью. В таком случае инновационные возможности существуют для небольшой, гибкой организации, сосредоточивающей все свои усилия на новом процессе или услуге, требующей меньших затрат и способной удовлетворить растущий спрос.
Следующим типом несоответствия является несоответствие между реалиями и представлениями о них. Оно связано с тем, что предприниматели иногда неверно проводят анализ и оценку факторов внешней среды, вследствие чего концентрируются на ошибочно выбранном стратегическом направ-
лении. Возникает несоответствие между реальностью и поведением, которое опять-таки открывает возможности для успешных нововведений для тех, кто в состоянии осознать их и воспользоваться ими. При этом нововведение должно быть достаточно простым и четко ориентированным.
Другой источник инновационных возможностей - несоответствие между реальными и воспринимаемыми ценностями и ожиданиями потребителей. Это - одно из наиболее распространенных несоответствий, а значит, и один из самых глубоких источников инновационных возможностей для предпринимателя. Ведь зачастую «ценность» для производителя неравнозначна «ценности» для покупателя. В таких случаях не стоит искать причину в нерациональности покупателя, а следует исключить элемент интеллектуального высокомерия, закостенелости и догматизма предпринимателя и искать возможности для целенаправленных инноваций.
Таким образом, основной целью предпринимателя должно быть удовлетворение потребителя. Если потребитель недоволен, то обязательно имеет место некое несоответствие, которым можно с большим успехом воспользоваться и предложить инновацию.
Несоответствие является источником открытия и внедрения простых и четко ориентированных инноваций, требующих гибкости и быстроты принятия решения от предпринимателя. В связи с этим особое внимание при изучении данного источника должно уделяться субъектами малого предпринимательства.
В отличие от предыдущих двух источников, где непредвиденные перемены или несоответствия определяли возможность для развития инноваций, данный источник сформирован под воздействием необходимости, конкретной, насущной потребности. Эта потребность прежде всего направлена на решение актуальной задачи - совершенствование и модернизацию существующей услуги или процесса, - а не на ситуацию. Потребность в таком нововведении, как правило, очевидна, вследствие чего это нововведение вскоре становится «стандартом». Однако
на возникновение такой потребности все же влияют факторы внешней среды, такие как несоответствие предъявляемым требованиям и демографические перемены. Зачастую удовлетворить потребность нельзя без нового знания, тогда необходимостью становятся программные исследования, которые «часто нужны для того, чтобы превратить потенциал процесса в реальность», а это, в свою очередь, и открывает окно инновационных возможностей.
Чаще всего насущную необходимость в нововведениях обусловливает демография, которая и становится источником инновационных возможностей.
Изменения в структуре рынка или отрасли требуют от предпринимателей быстрой реакции и своевременных решений, в противном случае предприятие может потерять свои позиции и долю на рынке. В то же время эти изменения представляют собой прекрасные возможности для инноваций.
Наиболее ярко выраженными, определенными во времени и предсказуемыми являются демографические факторы. Они во многом определяют потребности потребителей и должны представлять особый интерес для сферы культуры, создавая массу возможностей для инноваций. Эти возможности приобретают еще большую силу в связи с нежеланием или неспособностью экспертов признавать демографические реалии, которые не совпадают с тем, что они воспринимают как данность.
Многие из предпринимателей с большим вниманием относятся к инновациям, в основе которых лежат перемены в восприятии. Признаком таких перемен зачастую могут являться неожиданный успех или неожиданная неудача. Если происходят перемены в восприятии, то не изменяются факты и окружающая действительность, а изменяется их значение для той или иной социальной группы. Однако критически важным аспектом в такого рода инновациях является вопрос времени. Предприниматель должен оценить: произошедшие перемены сформированы под воздействием моды или произошли навсегда и какими будут последствия этих перемен.
Если же принять попытки осуществить перемены слишком рано, то можно потерпеть поражение. Многое из того, что может казаться переменой восприятия, на самом деле оказывается недолговечным веянием моды. Найти отличие моды от реальности - вот задача руководителя.
«Инновация, в основе которой лежат новые знания, - это «суперзвезда» предпринимательства», - отметил П. Друкер [4, с. 107]. При этом источником инновации могут послужить не только новые научно-технические знания, но и знания в области социально-гуманитарных наук. Такие инновации отличают два основных признака:
1. Длительность воплощения нового знания в новую технологию, а затем в новые процессы, продукты или услуги на рынке.
2. Сочетание нескольких видов нового знания. Отсчет времени, за которое идея об инновации становят реальностью, может начаться только после конвергенции всех необходимых знаний.
Другой особенностью инноваций, основанных на новых знаниях, является то, что время работает против предпринимателя. В то время, как при создании инноваций, основанных на использовании всех вышеперечисленных источников, время работает на инноватора.
В связи с этим П. Друкер вводит понятие «окна» и утверждает, что наибольшим успехом будет пользоваться предприятие, основанное в момент начала взрывного роста, когда сняты все барьеры входа в отрасль.
Отличительной чертой инновации, основанной на новом знании, является также готовность рынка (рынок должен «дозреть»). Источником всех остальных инноваций являются перемены, которые уже произошли, в данном случае - инновация сама несет в себе перемены, ее цель - создание потребности, а реакция рынка практически всегда непредсказуема. При этом рыночные исследования не дают желаемого результата - нельзя провести исследование рынка, которого нет. В настоящее время в этом заключается одна из ключевых проблем оценки инновационных проектов. Отсутствие изученного рынка сбыта, емкости рынка и платежеспособного
петербургский экономический журнал • № 1 • 2014
81
спроса затрудняет оценку денежных поступлений, а следовательно, эффективность инновационного проекта остается очень приблизительной.
В заключение стоит отметить, что многие инновационные задачи в сфере культуры могут быть решены малыми средствами. Не всегда нужно искать глобальные, универсальные рецепты, иногда конкретная инновация может решить конкретную проблему. Важную роль играют личные качества инно-
ватора, которые ярко проявляются в такой момент, когда необходимо решить проблему минимальными средствами, чтобы на начальном этапе не требовалось бы больших вложений финансовых и людских ресурсов.
Однако в целом остается главным вопрос: основаны ли инновации в сфере культуры определяющим образом на новых технологических возможностях, научных знаниях или они более ориентированы на социальные нужды или требования рынка.
Список литературы
1. Кравченко С. И., Кладченко И. С. Исследование сущности инновационного потенциала // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. Вып. 68. Донецк: ДонНТУ 2003. С. 88-96.
2. Кизилова И. Н. Формирование инновационных методов управления в сфере культуры: Дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2011.
3. Е. von Hippel. The Sources of Innovation. New York: Oxford University Press, 1989.
4. Peter F. Drucker «Innovation and Entrepreneurship» Practice and Principles, 2007.
5. Дорофеев В. Д. Дресвянников В. А. Инновационный менеджмент / В. Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003.
6. Аникеева, А. В., Гребенкин, А. В. Источники инновационных возможностей в предпринимательстве: исторический экскурс и современные подходы // Сборник материалов всероссийской конференции «Институциональные концепции менеджмента». Седьмые друкеровские чтения. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. С. 120-125.
7. McKeown M. The Truth About Innovation. London: UK: Prentice Hall, 2008.
8. Schumpeter J. The Theory of Economic Development. Cambridge, Harvard. 1934.