Научная статья на тему 'Источники информации по истории методики преподавания русского языка'

Источники информации по истории методики преподавания русского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2457
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Янченко В. Д.

Исследователю в области истории методики преподавания русского языка необходимо знать и уместно использовать в научной работе многообразные источники научной информации. В статье дается обзор возможных источников, в качестве которых могут выступать историзированные учебники и учебные пособия, архивные материалы, сборники тезисов, статей, коллективные монографии, словари и справочники, хрестоматии, авторефераты диссертационных исследований, ресурсы сети Интернет и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники информации по истории методики преподавания русского языка»

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПО ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

HISTORY OF RUSSIAN LANGUAGETEACHING METHODS - INFORMATION SOURCES

Янченко В.Д.

Доцент кафедры методики преподавания русского языка ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук.

E-mail: [email protected]

Yanchenko V. D.

Associate Professor atthe Russian Language Teaching Methods Department of the Moscow State Pedagogical University, Doctor of Sciences (Education).

E-mail: [email protected]

Аннотация: Исследователю в области истории методики преподавания русского языка необходимо знать и уместно использовать в научной работе многообразные источники научной информации. В статье дается обзор возможных источников, в качестве которых могут выступать историзированные учебники и учебные пособия, архивные материалы, сборники тезисов, статей, коллективные монографии, словари и справочники, хрестоматии, авторефераты диссертационных исследований, ресурсы сети Интернет и пр.

Annotation. A scientific researcher working in the field of history of Russian language teaching methods needs to have access to multiple sources of scientific information for a productive research process. This article provides a review of possible information sources, which can include historicized textbooks and study aids, archive materials, thesis and article compilations, collective monographs, dictionaries, readingbooks, abstracts, dissertations and sources from the internet.

Ключевые слова: научные источники, источниковедение, список источников, критерии отбора источников.

Keywords: scientific sources, source study, source list, source selection criteria.

Изучение истории развития научной мысли опирается на обширную и многообразную источниковедческую базу. Видное место среди научных источников занимают учебники и учебные пособия, содержащие исторические экскурсы1. Высокой достоверностью отличаются биографии, прижизненные и посмертные издания трудов ученых, воспоминания свидетелей эпохи. Весьма ценными историческими источниками являются архивные материалы, достоверные свидетельства современников, прижизненные юбилейные статьи об ученых2, некрологи и воспоминания3. Изучение подобных материалов позволяет глубже понять научную концепцию каждого крупного методиста-русиста.

Приведем составленный нами список источников информации в сокращённом виде.

1. ИСТ0РИЗИР0ВАННЫЕ УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

а) Палеи, И. Р. Очерки по методике русского языка / И. Р. Палей. - М., 1965;

б) Текучёв, А. В. Очерки по методике обучения русскому языку / А. В. Текучёв. -М., 1980 /Именной указатель. (Основные имена. Методические труды. XIX-XX вв.), стр. 390410/; Очерки по истории методики русского языка (М., 2008);

в) Методика преподавания русского языка : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М. Т. Варанов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов ; под ред. М. Т. Баранова. - М., 2000. /Приложение, стр. 332-360/;

г) Львов, М. Р. Русский язык в школе. История преподавания : курс лекций для студентов педвузов и педколледжей / М. Р. Львов. - М., 2007;

д) Теория и практика обучения русскому языку / Е. В. Архипова, А. Д. Дейкина, Т. М. Воителева [и др.] / под ред. Р. В. Сабаткоева. - М., 2008;

е) Донская, Т. К. Краткие очерки по истории методики русского языка / Т.К. Донская. - СПб., 2003.

(например личные дела Баранова М.Т., Бархина КБ., Напольновой Т.В., Палея ИР, Текучёва A.B., Ушакова М.В. из архива Московского педагогического государственного университета; личное дело Позднякова Н.С.

(ЦИАМ Фонд 418, Опись 323, Дело 1569); личное дело Ломизова А.Ф. из архива ГОУ СОШ № 208 г. Санкт-Петербурга, личное дело Московкиной РА. из архива Кубанского государственного университета, личное дело Потихи З.А. из архива Волгоградского государственного социально-педагогического университета и т. п.).

1 См.: Текучёв, А. В. Очерки по методике обучения русскому языку. [Текст] / А. В. Текучёв. - М., 1980; Методика преподавания русского языка : учебник для студентов высших педагогич. учеб. Заведении. [Текст] / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2000. -Прилож., с. 332-360; Теория и практика обучения русскому языку. [Текст] / Е. В. Архипова, А. Д. Дейкина, Т. М. Воителева [и др.]; под ред. Р. Б. Сабаткоева. - М.: Академия, 2008.

2 Например: Михаил Трофимович Баранов (к 60-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. -1984. - № 2. - С. 120-121; Михаил Трофимович Баранов (к 70-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. -1994. - № 2. - С. 127-128.

3 Например: Михаил Трофимович Баранов: Ученый и человек / сост. А. Д. Дейкина [и др.]. - М.: МПГу, 2005.

2. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3. ПРИЖИЗНЕННЫЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ СТАТЬИ ОБ УЧЕНЫХ:

а) Михаил Трофимович Баранов (к 60-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 1984. - №2,- С. 120-121;

б) Михаил Трофимович Баранов (к 70-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 1994. -№2.- С. 127-128;

в) Ковалёв, В. И. Жизнь, посвященная нашей речи (к юбилею Т.А. Ладыженской) /

B. И. Ковалёв // Русский язык, литература, культура в школе и вузе. - 2005. - № 1. -

C. 52-57;

г) Алевтина Дмитриевна Дейкина (к юбилею ученого) // Русский язык в школе. -2009.-№2.-С. 99;

д) Городилова Галина Георгиевна (к 90-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2012. - №4,- С. 83.

4. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ СБОРНИКИ ТЕЗИСОВ И СТАТЕЙ, КОЛЛЕКТИВНЫЕ МОНОГРАФИИ:

а) Исследовательский поиск молодых ученых (к юбилею проф. Л.А. Тростенцовой) / науч. ред. А. Д. Дейкина // Сб. (М., 1999);

б) Николай Андреевич Пленкин. Воспоминания об ученом и человеке / сост. Л. К. Иванова, Ю. Г. Илларионова. - СПб., 2001;

в) Исследовательский поиск молодых ученых (к юбилею проф. Г.Г. Городиловой) / науч. ред. Т. В. Напольнова // Сб. (М., 2002);

г) Исследовательский поиск молодых ученых (к юбилею проф. Л.А. Ходяковой) / науч. ред. А. Д. Дейкина // Сб. (М., 2002);

д) Исследовательский поиск ученых современной педагогической науки (к юбилею проф. Е.Г. Шатовой) / науч. ред. А. Д. Дейкина // Сб. (М., 2002);

е) Михаил Трофимович Баранов: Ученый и человек. / сост. А. Д. Дейкина [и др.]. -М., 2005;

ж) Современное русское языкознание и лингводидактика : сб. науч. трудов, посвященных 85-летию со дня рождения академика РАО Н. М. Шанского. Вып. 2. - М., 2007;

з) Опередившая время: Лидия Прокофьевна Федоренко / авт.-сост. Т.М. Воителева, Л. П. Денисова, Т. М. Зыбина; под общ. ред. академика РАО Ю. Г. Круглова. - М., 2008;

и) Учитель, ученый и человек Алевтина Дмитриевна Дейкина / сост. Г.М. Кулаева,

В. Д. Янченко. - М.; Оренбург, 2009;

к) Тростенцова, Л. А. Избранные методические статьи / Л. А. Тростецова ; сост.

А. Ю. Устинов. - Анапа, 2009;

л) Исследовательский поиск современной методической науки (к юбилею М.Б. Успенского) : сб. избранных науч. тр. / сост. И. В. Кулагина, О.Н. Куликова, И. Э. Абдрахманова; под ред. проф. А. Д. Дейкиной. - М.; Казань, 2009;

м) Современная риторика в круге идей : коллективная моногр. (к юбилею проф. Н. А. Ипполитовой) / под ред. Ю. В. Щербининой. - М., 2010;

н) Вопросы лингвометодики в трудах профессора Веры Васильевны Бабайцевой (к юбилею ученого) // науч. ред. и сост.: д.п.н., проф. А. Д. Дейкина, к.п.н., доц. В. Д. Янченко. - М.; Ярославль, 2010;

о) Традиции и новаторство: К юбилею профессора Галины Георгиевны Городило-вой / Сост. Н.Н. Романова. - М., 2012;

п) Научно-методические идеи Н.М.Шанского в развитии и перспективе: К 90-летию со дня рождения ученого: коллективная монография / Сост.А.Д.Дейкина, В.Д.Янченко. -М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2012.

Изучение указанных источников позволяет понять научную концепцию каждого крупного методиста-русиста.

5. СТАТЬИ ИСТОРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ

Богатейшим арсеналом источников по истории методики русского языка располагает журнал «Русский язык в школе», в целом в статьях по истории методики, опубликованных в разные годы на его страницах, можно выделить следующие направления:

1) Статьи, посвященные общим вопросам развития методики преподавания русского языка. Например:

а) Баранов, М. Т. Русский язык в школе. К 210-летию включения в учебные планы / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1996. - №4,- С. 59-65;

б) Баранов, М. Т. От риторики к развитию речи в школах России / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1998. - №4,- С. 50-57;

в) Дейкина, А. Д., Ходякова, Л. А. Методика преподавания русского языка в развитии отечественного образования // Русский язык в школе. - 2011. -№3. - С.3-7;

г) Дейкина, А. Д., Янченко, В. Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка (период последней трети XX века) // Русский язык в школе. - 2011. -№6. - С.3-8.

2) Статьи, освещающие определенный этап развития науки в XX в. Например:

а) Текучёв, А. В. Знаменательные вехи в истории развития советской методики русского языка в средней школе (1917-1967). Ст. 1 и 2 / А. Б. Текучёв // Русский язык в школе. -1967.-№4.-С. 18-33; № 5. - С. 43-60;

б) Текучёв, А. В. Становление и развитие методики русского языка как науки после Октября 1917 года / А. Б. Текучёв // Русский язык в школе. - 1977. -№5. - С. 33-42;

в) Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1914-1994 гг.) / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. -1994. - №5,- С. 60-68;

г) Янченко, В. Д. История преподавания русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1970-е - 2000-е гг.) // Русский язык в школе. - 2010. - №7,- С.107 -109.

3) Статьи, посвященные анализу учебников. Например:

а) Рыжик, Т. А. Пробный учебник русского языка для VII класса / Т. А. Рыжик // Русская речь. - 1974. -№5. - С. 134-137;

б) Львов, М. Р. в поисках нового типа учебника / М. Р. Львов // Русский язык в школе. - 2002.-№3,-С. 96-98.

4) Статьи, посвященные жизни и деятельности конкретных методистов-русистов, опубликованные в последней трети XX в. и в первое десятилетие XXI в. в рубриках «Методическое наследство» и «Лингвистическое наследство».

4.1) Статьи, опубликованные в разделе «Лингвистическое наследство» в журнале «Русский язык в школе»:

а) Букчина, Б. 3., Клюев, Е. В. Степан Григорьевич Бархударов (К 100-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 1994. -№1. - С. 93-96;

б) Фигуровскии, В. И., Фигуровская, Г. Д. Иван Александрович Фигуровский (К100-ле-тию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 1999. -№6. - С. 48-51;

в) Фурашов, В. И. H.H. Прокопович (К 100-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2001. -№1. - С. 88-93;

г) Кадъкалова, Э. П., Кадъкалов, Ю. Г. Николай Максимович Шанский (К 90-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2012. - № 11. - С. 73-78.

4.2) Статьи, опубликованные в разделе «Методическое наследство» в журнале «Русский язык в школе»:

а) Тростенцова, Л. А. Алексей Васильевич Текучев (К столетию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2003. -№1. - С. 43-46;

б) Дейкина, А. Д. Методическое наследие Михаила Трофимовича Баранова (19241999) // Русский язык в школе. - 2004. - №4,- С. 47-50;

в) Антонова, Е. С. Михаил Семенович Лапатухин (К 100-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2005. - №3,- С. 50-53, 72;

г) Янченко, В. Д. Н.С. Поздняков (К 130-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2005. -№6. - С. 40-44;

д) Денисова, Л. П. Лидия Прокофьевна Федоренко (К 95-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2007. -№7. - С. 48-53.

е) Банщикова, Г. И., Янченко, В. Д. Анатолий Федорович Ломизов (К столетию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2011. -№6. - С.50-54;

ж) Янченко, В. Д. Уроки З.А. Потихи (К столетию со дня рождения ученого) // Русский язык в школе. - 2012. -№9. - С. 41-45;

з) Денисова, Л. П., Еремеева, А. П., Зыбина, Т. М. Лидия Прокофьевна Федоренко (К столетию со дня рождения) // Русский язык в школе. - 2012. - №12. - С. 34-39.

4.3) Статьи, опубликованные в разделе «Наши учителя» в журнале «Русский язык в школе»:

а) Ипполитова, Н. А. Школа профессора Т. А. Ладыженской / Н. А. Ипполитова, О. Ю. Князева // Русский язык в школе. - 2010. - №7,- С. 40-41;

б) Шульгина, Н. П. Татьяна Михайловна Пахнова // Русский язык в школе. - 2012. -№ 3. - С. 45-46.

4.4) Статьи, опубликованные в журнале «Русский язык» (приложение к изданию «Первое сентября»):

а) Власенков, А. И. Вопросы методики орфографии в трудах академика АПН СССР

А.В.Текучёва / А. И. Власенков // Русский язык. - 2003. - № 23 (383);

б) Ладыженская, Т. А. Самый известный ученый-методист / Т. А. Ладыженская // Русский язык. - 2003. - № 23 (383) и др.

6. СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ.

а) Булахов, М. Г. Восточнославянские языковеды : биобиблиографический словарь : в Зч. /М.Г. Булахов. - Минск, 1976-1978;

б) Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. Т. V. М., 1993; Т. 2: М., 1999;

в) Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А. Н. Щукин. - М., 2008. в этом издании содержатся словарные статьи о виднейших лингвистах и методистах в области русского родного языка и РКИ рубежа XX-XXI вв., среди них:

B.И. Аннушкин, М.Т. Баранов, Е.А. Быстрова, О.Я. Гойхман, Г.Г. Городилова, В.В. Данилов, А.Д. Дейкина, Э.Д. Днепров, Г.А. Золотова, В.В. Иванов, В.Д. Кудрявцев, Т.А. Ладыженская, М.Р Львов, В.И. Максимов, Л.Ю. Максимов, Е.И. Пассов, М.М. Разумовская, Д.Э. Розенталь, РБ. Сабаткоев, A.B. Текучёв, М.Б. Успенский, Г.А. Фомичёва, Н.И. Фор-мановская, Л.А. Ходякова, Н.М. Шанский и др. в словаре наряду с лингвистами и методистами указаны виднейшие психологи (В.В. Давыдов, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев,

C.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); педагоги-теоретики (Ю.К. Бабанский, Э.Д. Днепров, Г.И. Щукина и др.); педагоги-новаторы (С.Н. Лысенкова - использование алгоритмизации учебного материала в виде опорных сигналов, прием «комментированного управления»; В.Ф. Шаталов - применение опорных сигналов и опорных конспектов и др.).

7. ХРЕСТОМАТИИ:

а) Текучёв, А. В. Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания : пособие для учителей / А. В. Текучёв. - М., 1982;

б) Хрестоматия по методике русского языка. Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях : пособие для учителя / авт.-сост.

В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов - М., 1995;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / сост. Л. В. Московкин, А. Н. Щукин - М., 2010; и др.

8. СБОРНИКИ МАТЕРИАЛОВ, ИЗДАННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ:

а) Русский язык в профильном обучении // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции : в 2 ч. / сост. А. Д. Дейкина, О.В. Гордиенко, В. Д. Янченко. -М.: МПГУ, 2005;

б) Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений : м-лы Всероссийской научно-практической конференции (15-16 марта 2007 г.) / сост.: А. Д. Дейкина, А.П. Еремеева, В. Д. Янченко. - М.; Ярославль, 2007;

в) Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики (к 190-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева) : материалы Всероссийской научно-практической конференции (20-21 марта 2008 г.) / сост. и ред. А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, В.Д. Янченко. - М.; Ярославль, 2008;

г) Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни) // Материалы Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2009 г.) / сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина, Л. А. Ходякова, А. П. Еремеева, В. Д. Янченко. - М.; Ярославль, 2009;

д) Преподавание русского языка в школе и вузе в контексте межкультурной коммуникации : материалы Международной научно-практической конференции (18-19 марта 2010 г.) / сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина [и др.]. - М.; Ярославль, 2010;

е) Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка : материалы Международной научно-практической конференции (1718 марта 2011 г.) / сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина [и др.]. - М.; Ярославль, 2011;

ж) Полифония методических подходов к обучению русскому языку : материалы Международной научно-практич. конференции (15-16 марта 2012 г.) / сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина [и др.]. - М.; Ярославль, 2012; и др.

9. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ЛИНГВОМЕТОДИКИ:

а) Смирнов, С. В. Ф.И. Буслаев : кн. для учащихся / С. В. Смирнов. - М., 1978;

б) Чурмаева, Н. В. Ф.И. Буслаев : кн. для учащихся / Н. В. Чурмаева. - М., 1984;

в) Колесов, В. В. Л.В. Щерба : кн. для учащихся / В. В. Колесов. - М., 1987.

10. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК: ^■

а) Лапатухин, М. С. Из истории преподавания русского языка в средних учебных заведениях России (дореволюционный период): доклад на заседании Ученого совета о дис. ... д-ра пед. наук / М. С. Лапатухин. - Калинин, 1970;

б) Бенъковская, Т. Е. Научные школы и направления в методике преподавания литературы XX века : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. Е. Беньковская. - СПб., 2007; и др.

11. СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА, СОДЕРЖАЩИЕСЯ | В ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗАХ ДАННЫХ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: WWW.RUS.1SEPTEMBER.RU,WWW.RIASH.RU, WWW.GRAMOTA.RU И ДР.

Среди разнообразных материалов периодики можно выделить следующие источники как приоритетные: научно-методический журнал «Русский язык в школе»; научно-методический журнал «Русский язык» (приложение к изданию «Первое сентября»); библиографические обзоры (ссылки, в которых приводятся хронологические детали, аннотации); авторефераты диссертаций по методике преподавания русского (родного) языка и литературы в части истории и методологии вопроса.

В качестве критериев отбора публикаций следует указать такие, как доступность источника, познавательная ценность, высокая информативность, высокий индекс цитирования.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.