Библиографический список
1. Адамцова, M. Политологический дискурс в Е-Government [Текст] / M. Адамцова // Теория и практика общественных органов. - Кошице, 2004.
2. Мигаликова, E. Менеджерская информатика в общественных органах [Текст] / Е. Мигали-кова, P. Чисарик. - Кошице, 2007.
3. Велшич, M. Цифровая грамотность в Словакии, 2007 [Текст] / M. Велшич. - Братислава, 2007.
4. Capgemini. The User Challenge Benchmarking. The Supply Of Online Public Services // http:// ec.europa.eu/information_society/eeurope/i2010/docs/benchamarking/egov_benchmark_2007.pdf
5. Велшич, M. Что не дает гражданам быть on-line? [Текст] / M. Велшич // Infoware. -2008. - № 3.
6. Информатизация общественных органов (online) // www.rokovania.sk/appI/material.nsf/0/ 4A6DC5A3B3AE03CEC1256DFF0046B3C1/FILE/Zdroj.html
P.A. Maluev
Sources and Functions
of the State Information Policy
in Conditions of Democracy
The author considers the sources and functions specificity of the state information policy in conditions of democracy, leaning on the system understanding of information policy. The author refers the institutes of state and municipal authority, civil society, non-commercial organizations, business-structures and private initiatives of citizens to the basic sources of the state information policy.
Key words and word-combinations: information policy; information sphere; mass media; public discourse; public opinion.
Исходя из системного понимания информационной политики показана специфика источников и функций государственной информационной политики в условиях демократии. К основным источникам информационной политики государства автор относит институты государственной и муниципальной власти, «третий сектор», бизнес-структуры и частные инициативы граждан.
Ключевые слова и словосочетания: информационная сфера; средства массовой информации; информационная политика; общественное мнение; публичный дискурс.
УДК 32.019.5 ББК 66.06
П.А. Малуев
ИСТОЧНИКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ
Д емократия всегда предъявляла к политической системе строгое требование: обеспечение высокой степени публичности, информационной открытости и прозрачности интеракций акторов в рамках того или иного политического процесса. В современном обществе это требование все более трансформируется в непреложную ценность демократии.
Одним из институциональных механизмов формирования публичного по своему характеру и содержанию дискурса в масштабах национальных государств считается государственная информационная политика. Являясь стратегически важным видом государственной политики, информационная политика современной России нуждается в дальнейшей научной рефлексии. Отечественным исследова-
телям информационной политики, безусловно, удалось добиться многого, однако существенный блок вопросов так и остался вне научного анализа.
В современной политологии категория «государственная информационная политика» крайне размыта. Казалось бы, государственная информационная политика должна рассматриваться как информационная политика государства в целом, и в этом случае научной проблемой окажется не категория «государственная информационная политика», а категория «информационная политика», включенная в контекст общегосударственного (общенационального) масштаба. Однако эта очевидная логика, к сожалению, не нашла широкого применения у большинства исследователей рассматриваемого феномена. Государственная информационная политика чаще понимается как система мер, осуществляемых органами государственной власти в отношении информационной сферы общества. Условно обозначим данный подход как государственнический. В соответствии с ним роль органов государственной власти в реализации информационной политики государства рассматривается как активная, а роль гражданского общества и конкретных граждан как пассивная. На наш взгляд, государственная информационная политика, основанная на принципах демократии, формируется и реализуется активными силами государства в целом, в широком понимании этого слова, а не только усилиями органов государственной власти. Таким образом, к источникам государственной информационной политики в условиях демократии могут быть отнесены государственная власть, муниципалитеты, «третий сектор», бизнес-структуры и частные инициативы граждан (внеорганизационная активность граждан).
Государственная информационная политика вырастает из необходимости государства, общества и конкретной личности реагировать на процессы, протекающие внутри страны и за ее пределами. В этом ключе о ней рассуждали П. Юдге, Дж. Грей, В. Мотвилов, С. Фогель. В рамках данного подхода к государственной информационной политике принято относить усилия государства, общества и личности, являющиеся ответной реакцией на процессы, протекающие в глобальном, межгосударственном, национальном, региональном или локальном информационных пространствах. В таком случае рассуждения о сущности государственной информационной политики сводятся преимущественно к выявлению функциональной специфики политики данного типа.
Попытаемся дать системное определение информационной политики, опираясь на специфику информации (в понимании Ф. Махлупа: как единство самой информации и процесса ее передачи [1]) и интеграцию трех подходов к пониманию феномена политики (директивного, функционального и коммуникативного), выделенных Т.А. Алексеевой [2, с. 174]. Директивный подход, на наш взгляд, отнюдь не лишен смысла в отношении информационной политики. Очевидно, что в современном обществе идет борьба за власть, которая ожесточилась с переходом социума в качественно новое состояние - общество супериндустри-ального типа. Судя по всему, борьба за новые источники знаний станет основной формой борьбы за власть. Таким образом, информационная политика в рамках данной методологической линии может быть понята как борьба социальных акторов за новые источники знаний и обладание информацией.
Функциональное понимание политики представляет ее как стратегическую
деятельность социальных акторов, направленную на формирование и развитие информационных отношений, выработку содержательных и технико-технологических аспектов информации и ее трансляцию в общественную среду, преобразование информационной сферы с той или иной целью.
Понимание информационной политики сквозь призму коммуникативной линии усложняется тем, что в современной науке нет готовых и общепризнанных рецептов, которые бы четко определили горизонты интерпретации природы политического и коммуникативного начал в их взаимосвязи. И все-таки информационная политика может быть понята как система, в которой властные отношения по поводу обладания и управления информацией обеспечиваются и определяются процессами общения как совокупности социальных интеракций.
Таким образом, придерживаясь системного подхода, под информационной политикой будем понимать такую деятельность человека, общества, государства, обеспеченных или стремящихся к обеспечению необходимым и достаточным ресурсом власти для осуществления своей программы действий в пространстве социальных коммуникаций, которая направлена на формирование и развитие информационных отношений, выработку содержательных и технико-технологических аспектов информации и ее трансляцию в общественную среду, преобразование информационной сферы с определенной целью.
Сформулированное системное определение информационной политики позволяет выделить ряд наиболее значимых функций государственной информационной политики в условиях демократии.
Функция преобразования информации. Государственная информационная политика может быть рассмотрена как открытая система, обеспечивающая такие процессы, как поиск, получение, селекция, структурирование, переработка, передача, производство, хранение, распространение, презентация и защита информации. Данная функция характеризует государственную информационную политику с позиции мета, так как преобразование информации свойственно всем остальным типам государственной политики, включая и экономическую политику, и образовательную, и военную.
Впрочем, аналогичный метахарактер носят и другие типы государственной политики. Например, необходимость обучения во всех без исключения сферах деятельности также придает образовательной политике метастатус. Поэтому, на наш взгляд, не стоит гиперболизировать роль государственной информационной политики, наделяя ее какими-либо исключительными свойствами.
Функция продуцирования дискурсов. В понимании дискурса будем отталкиваться от определения Теуна А. ван Дейка, согласно которому «дискурс является сложным единством языковой формы, значения и действия, которое могло бы быть наилучшим образом охарактеризовано с помощью понятия коммуникативного события или коммуникативного акта» [3, с. 14]. Тем самым дискурс можно рассматривать как особый способ общения, понимания и упорядочения действительности, в основе которого лежит некая идеология (система смыслов) субъекта, продуцирующего данный дискурс в определенных социокультурных условиях и исторических интервалах. В итоге образуется множество конкурирующих между собой дискурсов или дискурсивных практик, что может привести к борь-
бе дискурсов за право доминировать в пространстве социальных коммуникаций. Дискурсивные практики и их сплочения - дискурсивные ансамбли - вырабатывают информационный контент, тем самым определяя повестку дня.
Функция придания публичности. Определенной ценностью пространства социальных коммуникаций является публичность, которая для многих акторов служит и целью, и смыслом, и ресурсом существования в этом пространстве. Например, публичное осуждение все еще продолжает оставаться механизмом действенной борьбы с различного рода недугами современной системы общественных отношений. Так, для политика быть публично разоблаченным в своих незаконных или аморальных действиях является «страшным сном».
Обеспечивая трансляцию и циркуляцию информационного контента в пространстве социальных коммуникаций, государственная информационная политика придает разнообразным процессам, явлениям и объектам определенную меру публичности, гласности, информационной открытости и прозрачности. Для большинства институтов гражданского общества публичный характер является одним из главных факторов их демократического развития. К примеру, Общественная палата России, по определению, есть социальный институт, мера публичности которого должна приближаться к 100%. По реальной степени публичности подобных институтов можно судить об общем уровне публичности в отдельно взятом государстве.
Функция воздействия на общественное мнение. Своеобразным ответом на информационный контент является обратная реакция адресата. Если адресатом является общественность, то обратная реакция может принимать форму общественного мнения. Таким образом, придавая различным процессам, явлениям и объектам свойства публичности, государственная информационная политика в любом случае оказывает воздействие на общественное мнение.
Однако в качестве функции государственной информационной политики нельзя рассматривать, на наш взгляд, само формирование общественного мнения. Общественное мнение складывается не только под влиянием информационной политики во всех ее ипостасях, но и на основе «внутреннего мира» конкретной личности. И даже если ожидания специалиста по воздействию на общественное мнение в итоге оправдываются, это еще не означает, что именно ему удалось сформировать «нужное» общественное мнение.
Функция инновационного развития. Посредством внедрения новейших информационно-коммуникационных технологий государственная информационная политика предоставляет государству, обществу и конкретной личности уникальные возможности для развития. В частности, современные информационно-коммуникационные технологии значительно сокращают транспортные расходы, временные затраты и издержки на поддержание связи. Например, оплата биллинговых услуг по Интернету экономит в первую очередь время граждан. Инновационная функция распространяется не только на информационно-коммуникационные технологии, но и на социальные институты. Государственная информационная политика способствует формированию и развитию новых социальных институтов. В условиях демократии особое значение приобретают институты гражданского общества.
Интегративная функция. Формируя на всей территории суверенного государства единое информационное пространство посредством использования общего языка, продолжения культурных традиций, соблюдения норм общенационального законодательства, применения единых стандартов в информационно-коммуникационной сфере, определения общенациональных дискурсивных практик, выработки информационного контента и воздействия на общественное мнение, государственная информационная политика может способствовать сплочению нации. В качестве примера можно привести новогоднее поздравление Президента РФ, которое объединяет российскую нацию, может быть, даже в большей степени, нежели какая-либо идеологическая конструкция. Еще один пример - демонстрация спортивных достижений и побед. В частности, в современном обществе провозглашен принцип: «футбол - больше, чем футбол». Ключевым механизмом распространения информации, предназначенной для всех граждан, является ее трансляция общероссийскими средствами массовой информации и коммуникации.
Функция поддержания стабильности. Исследуя феномен стабилизации политической системы, Ю.А. Нисневич приходит к выводу, что классическая политическая цепь зависимости и подотчетности государственной власти гражданскому обществу (многопартийная система, избирательный механизм, парламент) не способна в полной мере обеспечить социально-политическую стабильность и устойчивость политической системы. Поэтому, по мнению исследователя, «в демократических политических системах параллельно с основной политической цепью реализуется постоянно действующий контур информационно-коммуникационных взаимодействий между гражданским обществом и государственной властью» [4, с. 69]. Соглашаясь с данным тезисом, отметим, что в масштабах всей страны в роли главного архитектора контура инфокоммуникационной стабилизации социально-политической системы выступает государственная информационная политика, облеченная в конкретные формы.
Таким образом, государственная информационная политика в условиях демократии представляет собой сложную систему отношений в масштабах отдельно взятого государства и определяется активностью граждан, органов государственной власти и институтов гражданского обществ. При этом она ориентирована на преобразование и защиту прежде всего информационной сферы, формирование и развитие демократических институтов информационного общества, повышение качества жизни конкретного гражданина в целях укрепления и процветания государства и общества в целом. С учетом изложенного государственная информационная политика не может быть понята только лишь как курс или программа действий по совершенствованию информационной сферы.
Государственная информационная политика - это еще и борьба различных подходов и мнений, а также преимущественно публичная дискуссионная площадка в масштабах всего государства, время от времени выходящая в сферу международных отношений. Публичная дискуссия с участием всех заинтересованных сторон позволяет поддерживать стабильность социально-политической системы. В противном случае возрастает риск насильственной борьбы за обретение столь значимой для социальных и политических акторов публичности.
Можно предположить, что основной площадкой формирования и реализа-
А.Е. Шапаров
ции информационной политики является пространство социальных коммуникаций, на котором, собственно, и формируется публичный дискурс. Однако стоит особо отметить, что сам факт присутствия политического актора в пространстве подобного рода еще не обеспечивает ему автоматической публичности. Публичность требует действий, что, в свою очередь, повышает социальный спрос на эффективные алгоритмы информационного управления и информационной конкуренции, так как «теоретическая бескрайность» информационного пространства на практике оказывается мнимой.
Библиографический список
1. Machlup, F The Production and Distribution of Knowledge in the United States [Текст] / F. Machlup. - Princeton, 1962.
2. Алексеева, T. A. Предмет политической философии [Текст] / Т. А. Алексеева // Полис. -1992. - № 3.
3. Dijk, T A. van. Introduction: Discourse Analysis as a New Cross-Discipline [Текст] / T. A. van Dijk // Handbook of Discourse Analysis. - Vol. 1 : Disciplines of Discourse. - Academic Press. - 1985.
4. Нисневич, Ю. A. Информационно-коммуникационная стабилизация политической системы [Текст] / Ю. А. Нисневич // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. - Сер. : Политология. - 2006. -№ 1 (6). - С. 68-80.
A.E. Shaparov
Russian Migration Policy
Administrative Risks
The article is devoted to the analysis of the national migration policy administrative risks. The author classifies potential risks and threats of the migration policy depending on the implementation of liberal or restrictive strategy in migration regulation. Strategic, system, geopolitical, political-culture and other risks of the state migration policy are characterized.
Key words and word-combinations: administrative risks; migration; migration policy.
Классифицируются потенциальные риски и угрозы миграционной политики в зависимости от реализации либеральной или ограничительной стратегии в регулировании миграции. Охарактеризованы стратегические, системные, геополитические, политико-культурные и другие риски государственной миграционной политики.
Ключевые слова и словосочетания: управленческие риски; миграция; миграционная политика.
УДК 321 ББК 66.2
А.Е. Шапаров
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РИСКИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
юбая сфера человеческой жизнедеятельности связана с рисками. Политическая сфера, в силу своего особого положения среди других важных социальных сфер, отличается масштабом и долговременными последствиями реализуемых решений. В течение XIX и особенно XX столетия государства увеличили свою способность контролировать и управлять движением людей, внедряя все более и более сложные технологии идентификации и контроля над иммиграцией, включая гражданство, паспорта, визы, наблюдение, объединенные базы данных и биометричес-