Исследовательский университет КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
г. в. маиер >>
ректор Томского государственного университета
инновации — это прежде всего состояние ума.
Дж. Грата
Томский государственный университет последовательно работает над внедрением модели университета исследовательского типа. В 2006-2007 гг. ТГУ успешно реализовал проект «Инновационная образовательная программа в классическом (исследовательском) университете как базовой институциональной структуре национальной инновационной системы», победивший в первом конкурсе инновационных программ, проведенном в рамках национального проекта «Образование».
Решение поставленных задач осуществлялось за счет реализации образовательных, научно-исследовательских и научно-производственных проектов по следующим направлениям:
1. Информационно-телекоммуникационные системы.
2. Индустрия наносистем и материалов.
3. Живые системы.
4. Рациональное природопользование.
5. Формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда, на основе совершенствования сетевых форм организации бизнес-образования.
6. Развитие системы непрерывного дополнительного образования.
7. Совершенствование коммуникаций между университетом и работодателями, создание единой информационной научно-образовательной среды университета и партнеров из сферы науки, образования и реального сектора экономики и услуг, разработка и реализация эффективных форм сотрудничества университета и работодателя при подготовке и трудоустройстве выпускников.
8. Культура и языковые коммуникации.
9. Психолого-образовательные технологии.
10. Мониторинг и анализ результативности инновационной образовательной программы.
Выполнение инновационной образовательной программы ТГУ основывалось на следующем понимании: инновационная деятельность — это деятельность по капитализации интеллектуального потенциала университета, заключающаяся в проведении комплекса согласованных мероприятий (управленческого, финансово-организационного, учебно-методического, научного, информационного, инфраструктурного плана, etc) по количественному и качественному расширению научно-образовательного потенциала университета с целью максимального его использования в экономике, сферах науки и образования, социуме
для получения новых практически значимых результатов и эффектов в оптимально короткие сроки.
Мы полагаем, что главным результатом деятельности университета в области подготовки кадров является креативная личность, способная к саморазвитию, к творческому, исследовательскому подходу ко всем процессам и явлениям современности. Это — первично, но это должно быть определяющим образом скорректировано инновационно-образовательной траекторией.
Инновационно-образовательная траектория реализует возможность формирования на базе образовательной траектории (фундаментального образования) профессиональных и общекультурных компетенций, адаптивности к инновациям, способности к творчеству, навыкам проектной работы и т.п. В этом подходе — суть инновационной образовательной программы Томского университета.
Основные направления расходования средств приведены ниже.
Управление программой осуществлялось через Наблюдательный совет (представители региональной власти, академической и отраслевой науки, бизнеса, реального сектора экономики) во главе с губернатором области В. М. Крессом, Управляющий совет во главе с ректором универси-
направления расходования средств расходование средств субсидии (млн. руб.) расходование средств софинан-сирования (млн. руб.) всего (млн.
по плану факти- чески по плану факти- чески руб.)
1. Приобретение лабораторного оборудования 515.000 515.000 38.000 38.000 553.000
2. Разработка и приобретение программного и методического обеспечения 85.000 85.000 20.000 20.000 105.000
3. Модернизация аудиторного фонда 0.000 0.000 68.000 72.000 72.000
4. Повышение квалификации и переподготовка персонала 80.000 80.000 10.000 10.338 90.338
итого 680.000 680.000 136.000 140.338 820.338
тета г. В. Майером, Исполнительную дирекцию во главе с первым проректором М.Д. Бабанским, советы по направлениям, рабочие группы по отдельным вопросам. При этом было разработано 19 положений, свыше 70 нормативных документов, издано более 250 приказов и распоряжений.
Раздел 1.
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модель исследовательского университета предусматривает в качестве конечной цели повышение базовых компетенций и конкурентоспособности выпускников.
Особое внимание при выполнении Инновационного проекта уделялось модернизации образовательных программ по приоритетным направлениям науки и техники: «Информационно-те-
лекоммуникационные системы», «Индустрия наносистем и материалов», «Живые системы», «Рациональное природопользование». В 2006-2007 гг. разработаны учебные планы и программы 29 новых специализаций, в том числе по направлению «Информационно-телекоммуникационные системы» — 8 программ, по направлению «Индустрия наносистем и материалов» — 11, по направлению «Рациональное природопользование» — 6, по направлению «Живые системы» — 4.
Заметно возросло число выпускников, подготовленных по приоритетным направлениям науки и техники. В 2007 г. в университете подготовлено 243 специалиста и 99 магистров, всего за последние два года выпущено 343 специалиста и 176 магистров.
Продолжалось расширение спектра программ высшего профессионального образования и их учебно-методического обеспечения. В 2007 г. открыты 10 новых программ (по 2 специальностям и 8 направлениям), за последние 2 года началось обучение по 20 новым программам (по 5 специальностям и 15 направлениям).
Расширен спектр дополнительных образовательных услуг для студентов. Разработано 6 программ дополнительной квалификации, 8 программ дополнительной специализации, 17 программ дополнительной профессиональной подготовки. Образовательные программы дают возможность овладеть необходимыми специальными знаниями, соответствующими профессиональными навыками в избранной области деятельности, а также развить личностный потенциал студентов.
Развитие инновационных образовательных технологий в ТгУ связано главным образом с разработкой образовательных ресурсов нового поколения, совершенствованием преподавательских кадров и качественно новым развитием материально-технической базы.
На базе созданных информационно-телекоммуникационных центров коллективного пользования, основой которых является центральная станция спутниковой связи межрегионального Телепорта и суперкомпьютер «СКИФ Cyberia», обеспечивается выполнение образовательных и научных проектов с использованием дистанционных технологий. В настоящее время в сети Телепорта более 200 станций спутникового доступа, установленных в учреждениях образования разного уровня, находящихся в труднодоступных и отдаленных районах 8 регионов Сибирского федерального округа. Важным инновационным мероприятием 2007 г. стало создание в ТгУ телевизионного научно-образовательного канала «ТВ-Уни-верситет» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-283-54 от 09.06.2007 г.), имеющего целью расширение единого медиапространства образовательного сообщества. Телепрограммы канала «ТВ-Университет» можно принимать на территории России, стран СНГ, Восточной Европы, Азии, находящихся под лучом российского спутника «Ямал-200».
За 2 года разработано и создано 145 электронных образовательных ресурсов (из них 96 — в 2007 г.), которые размещены на образовательном портале «электронный университет» (http: // edu.tsu.ru/).
Еще одним результатом инновационной программы стало создание учебно-технологических комплексов и учебных центров для обеспечения учебного процесса, 108 аудиторий (15 в 2007 г.), оснащенных современным мультимедиа- и телекоммуникационным оборудованием, которое представляет собой программно-аппаратные комплексы, формирующие мультимедийную образовательную среду.
значительная доля инноваций в образовании в Томском государственном университете связана с развитием системы непрерывного образования.
Система непрерывного образования ТГУ объединяет программы довузовского образова-
ния, дополнительные программы к основным программам профессионального образования, программы послевузовского образования (сокращенные программы второго высшего образования, программы переподготовки и повышения квалификации), специальные образовательные программы по различным направлениям профессиональной деятельности (программы подготовки аудиторов, менеджеров и т.д.).
для совершенствования учебно-методической поддержки непрерывного образования была проведена модернизация образовательного портала ТгУ через интеграцию имеющихся сетевых ресурсов портального типа, системы сопровождения учебного процесса при дистанционном обучении, каталога научно-образовательных ресурсов ТГУ, а также электронной библиотеки дистанционного обучения. Результатом 2007 г. стало наполнение образовательного портала Томского университета «электронный университет», который содержит более 1000 каталожных карточек, около 300 полнотекстовых ресурсов, около 30 научно-образовательных ресурсов, включая лабораторные работы и экспериментальные установки с удаленным доступом, 138 дополнительных образовательных программ. Созданные ресурсы соответствуют современным стандартам внедрения ЭОР, поэтому они могут использоваться в других университетах России.
В Томском государственном университете на базе Института дистанционного образования к концу 2007 г. разработано 250 электронных образовательных ресурсов.
По программам довузовского образования в 2007 г. обучалось более 1500 учащихся. Обучение было организовано на основе сетевой модели, предполагающей участие подразделений университета и 54 учебных центров, размещенных в различных регионах Сибири, Урала и дальнего Востока. Программы обучения завершались проведением межвузовской олимпиады, лучшие результаты
которой засчитывались абитуриентам при поступлении в вуз.
Всего за 2006-2007 гг. разработано и модернизировано 166 программ дополнительного профессионального образования (табл. 1.3.), из которых 133 программы разработаны и модернизированы в рамках инновационного проекта, в том числе 32 программы повышения квалификации и 2 программы профессиональной переподготовки; 17 образовательных программ разработано совместно с предприятиями-партнерами для углубления практико-ориенти-рованной подготовки и развития профессиональных компетенций по приоритетным направлениям инновационной деятельности.
В рамках инновационной образовательной программы существенно поднят уровень повышения квалификации преподавателей, как одно из необходимых условий при развитии инноваций в образовании.
за два года по программам ТГУ в рамках инновационной программы прошли повышение квалификации более 3500 сотрудников ТГУ, более 540 сотрудников ТГУ прошли стажировки и повышение квалификации в ведущих российских вузах, научных центрах, на предприятиях-партнерах ТГУ, более 250 сотрудников — в зарубежных организациях. кроме
того, в 2006-2007 гг. в ТГУ прошли обучение около 900 преподавателей других российских вузов.
Общее количество слушателей, прошедших в ТгУ обучение по программам дополнительного образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки, составило в 2007 г. более 5000 человек, а за 2006-2007 гг. общее количество слушателей в ТгУ составило около 8800 человек.
В 2006 г. создан Центр МВА («Master of Business
Administration») и сделан первый набор в количестве 40 слушателей. В 2007 г. зачислено 35 слушателей, в том числе 9 человек из Китая. Цель программы МВА в ТГУ состоит в подготовке высокопрофессиональных руководителей, обладающих современными компетенциями в управлении организациями на основе современных экономических и психологических моделей.
В 2006 г. был открыт Инновационно-технологический бизнес-инкубатор ТГУ. На конец 2007 г. в нем размещены 11 предприятий и 20 студенческих команд, в работе которых принимают участие 97 студентов.
В целях активизации взаимодействия ТГУ с предприятиями-заказчиками и формирования, продвижения и реализации программ дополнительного образования в сфере экономики, управления и
права в 2006 г. был создан Центр корпоративного обучения. Именно центр корпоративного обучения реализует большую часть программ повышения квалификации ТГУ по направлению «Бизнес-образование» в рамках Инновационной образовательной программы.
В целях достижения междисциплинарного эффекта в университете в дополнение к проектному методу обучения (механизму прак-тико-ориентированного обучения применительно к традиционным дисциплинам учебных планов) с 2007/08 учебного года введена новая дисциплина «Начальная управленческая подготовка». Эта инновация будет охватывать студентов 3-го курса по специальностям в рамках приоритетных научных направлений (ФТФ, ФИнф, ФПМК, БИ, ФФ, РФФ).
Одна из актуальных задач, решаемых в рамках Инновационной образовательной программы, — совершенствование коммуникаций между университетом и работодателями, создание единой информационной научно-образовательной среды, объединяющей научный и педагогический потенциал университета и партнеров из сферы науки, образования и реального сектора экономики и услуг. Для выполнения этой задачи в Томском государственном университете были созданы специальные структурные подразделения.
Так, в 2006 г. создано новое структурное подразделение — центр маркетинговых исследований и коммуникаций (цМИк).
кросс-функциональная модель формирования и управления коммуникациями «ТГУ — стратегические партнеры (предприятия и организации)» реализуется через сотрудничество структурных подразделений с компаниями и позволяет вовлечь в выполнение мероприятий по договорам о сотрудничестве с компанией максимальное число участников со стороны ТГУ: базовые факультеты и институты, центры коллективного пользования, научно-исследовательские подразделения, факультеты и институты в сфере бизнес-об-
разования, бизнес-инкубатор и т.п. Суть цМИк как процессной инновации можно проиллюстрировать примерами заключенных договоров о стратегическом партнерстве с Сибирским отделением Сбербанка и первым резидентом ОЭЗ технико-внедренческого типа в Томске — ООО «Научно-исследовательская организация СИБУР-Томскнефте-хим» (НИОСТ).
для Сибирского отделения Сбербанка это следующие мероприятия: на базе Телепорта
ТГУ — проведение тестирования возможности работы банковских приложений, эксплуатация сети передачи данных ТГУ для организации резервных каналов связи для отделений Сбербанка, расположенных на территории Томской области; на базе Телестудии ТГУ — размещение информации об услугах банка на телевизионном канале ТГУ; на базе Инновационно-технологического бизнес-инкубатора ТГУ — осуществление специальных кредитных программ для действующих и вновь создаваемых инновационных субъектов малого предпринимательства — резидентов бизнес-инкубатора ТГУ. для ООО «НИОСТ» это следующие мероприятия: на базе центров коллективного пользования ТГУ (Томский материаловедчес-кий центр) — договор на НИОкР; на базе Высшей школы бизнеса ТГУ — совместное руководство подготовкой курсовых и дипломных работ в сфере маркетинговых исследований в области нефтехимии по темам компании «НИОСТ» с перспективой дальнейшего трудоустройства выпускников.
По инициативе Федерального агентства по особым экономическим зонам РФ и Администрации Томской области приказом ректора № 759 от 31 октября 2006 г. с целью удовлетворения кадровых потребностей Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска и реализации дополнительных образовательных программ в сфере наукоемкого бизнеса в составе Высшей школы бизнеса ТГУ создан Межвузовский центр подготовки кадров для
особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ ТВТ) города Томска (сокращенное наименование — МЦПК).
С целью создания единой информационной научно-образовательной среды университета и партнеров из сферы науки, образования и реального сектора экономики и услуг в 2006 г. была разработана и в 2007 г. внедрена электронная коммуникационная платформа «Университет — предприятиям». Платформа представ -ляет собой автоматизированную (с использованием Internet-Intranet технологий и виртуального портфеля заказов) систему продвижения образовательных, научно-ис-следовательскихиконсалтинговых услуг ТГУ, услуг новых Центров коллективного пользования современным оборудованием, а также проектов бизнес-инкубатора ТГУ.
Реализация инновационной образовательной программы в Томском университете существенно по-
■ Компьютерный класс ГИС-технологий
высила привлекательность вуза для абитуриентов и родителей. В 2007 г. во многих регионах Сибири число выпускников сократилось в 2 с лишним раза в связи с переходом на новые учебные планы, но конкурс в вуз остался на прежнем уровне (в среднем 3,6 человека на место). Заметно вырос средний балл по ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на I курс (за последние два года в среднем по вузу он вырос на 19 %).
Распространение в вузе инновационных технологий обучения, модернизация содержания программ и материально-технической базы, повышение квалификации преподавателей за последние 2 года способствовали росту успеваемости на 10-15% и сокращению отсева студентов на 10%.
Существенно вырос интерес студентов к образовательным программам по приоритетным направлениям науки и техники (число подготовленных специалистов
и магистров по этим направлениям выросло более чем в 2 раза). Использование технологического бизнес-инкубатора в учебном процессе позволило формировать у студентов наиболее востребованные работодателями предпринимательские компетенции.
достигнутые в образовательной сфере инновации имеют существенное значение для развития образования в регионе и системы высшего образования в России. Инновационные результаты получили широкое распространение через повышение квалификации преподавателей других вузов, руководителей учреждений образования, учителей. В 2006-2007 гг. на базе университета организовано и проведено 2 конференции российских инновационных вузов и 6 семинаров по развитию инновационной образовательной деятельности.
Томский государственный университет в течение последних
2 лет выполнял обязанности координатора деятельности вузов Сибирского федерального округа в рамках Болонского процесса. В связи с этим осуществлялся мониторинг развития Болонского процесса в сибирских вузах, организован обмен опытом на проведенных в ТГУ 4 конференциях.
Раздел 2.
ИННОВАЦИИ В НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
деятельности
Реализуемая в Томском университете модель Исследовательского университета как базовой институциональной структуры Национальной инновационной системы в меньшей мере ориентируется на включение непосредственно в структуру университета внедренческих предприятий, а направлена на создание коммуникационного взаимодействия по внедрению и выводу на рынок научно-технических разработок, генерации новых подходов в продвижении по цепочке «наука — реальный рынок высоких технологий». Безусловно, основой деятельности при этом являлось достижение международного уровня научных исследований и подготовки кадров для сопровождения высокотехнологичных разработок.
С этой целью был осуществлен ряд процессных и продуктовых инноваций в сфере научно-технологической деятельности. Среди процессных инноваций следует отметить создание в 2007 г. единого научно-образовательного комплекса на базе ТГУ и присоединенных к нему научно-исследовательских институтов — юридических лиц (Сибирского физико-технического института, НИИ прикладной математики и механики, НИИ биологии и биофизики), создание 7 центров коллективного пользования (цкП) с уникальным научным оборудованием по приоритетным направлениям науки и техники и специализациям Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска, создание сервисных под-
разделений ТГУ, оказывающих содействие коллективам, ведущим инновационно-технологическую деятельность (Отдел координации ЦКП, Научно-технологический центр, Международный центр трансфера технологий и др.), создание Инновационно-технологического бизнес-инкубатора. к числу процессных инноваций следует также отнести создание научных лабораторий под новые междисциплинарные направления исследований в приоритетных направлениях (учебно-научная лаборатория «Прикладная биомеханика», НИЛ гидролого-эко-логических проблем, лаборатория экспериментальной экологии).
Учитывая, что полный инновационный цикл включает в себя комплекс этапов, начиная от получения нового знания до его превращения в технологию и ком-мерциализуемый продукт, к числу продуктовых инноваций следует отнести результаты 29 научно-исследовательских и научно-производственных проектов, выполненных в соответствии с заданием программы. При этом полученные фундаментальные результаты, как правило, имеют практические приложения, а результаты прикладных научно-производственных работ завершены технологическими предложениями, передаваемыми промышленному партнеру.
к примеру, по направлению «Индустрия наносистем и материалов» сотрудниками университета и его института (НИИПММ) с участием сотрудников Института физики прочности и материаловедения СО РАН, Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН разработаны технологии производства нормированных наноразмерных и суб-микронных порошковых наполнителей для высокоэнергетических топлив, включая разработку и изготовление экспериментальных технологических установок. Практическая реализация — выпуск малотоннажных партий наноразмер-ных и субмикронных порошковых наполнителей — осуществлена на малом предприятии ООО «НПО
Мипор» (г. Томск). Сотрудниками университета и его НИИ (СФТИ) с участием отраслевого предприятия ОАО «НИИПП» разработаны научные и конструкторско-технологические основы и технологии создания квантово-чувствительных сенсорных устройств с заданными потребительскими свойствами. Практическая реализация — выпуск лабораторных образцов модулей изображения и блоков детектирования в цифровом формате с программным обеспечением сбора данных и обработки изображений — осуществлена на малом предприятии ООО «РИД».
По направлению «Живые системы» на основе результатов фундаментальных исследований разработано и опубликовано «Научно-практическое руководство по малярии», которое передано в отраслевые институты Минздрав-соцразвития РФ и другие организации для проведения научнообоснованных мероприятий по ликвидации малярии и других эпидемических заболеваний. Благодаря успешному микроклональному размножению in vitro растений картофеля получен оздоровленный семенной материал репродукции суперэлиты из мини-клубней картофеля сорта «Невский» и «Нак-ра». Создана ассоциация по производству оздоровленного семенного картофеля для Томского и других сибирских регионов.
По направлению «Рациональное природопользование» на основе теоретической модели экологической инженерии в ряде районов Томской области внедрена новая система очистки сточных вод, в частности, достигнуто снижение размера платы за загрязнение окружающей среды ООО «Водосток» в г. Колпашеве в 22 раза: с 6,6 млн. руб. до 0,3 млн. руб. Положительные результаты испытания этой технологии получены также в Мурманской области, в Дании, Голландии, Эстонии. Дана дополнительная оценка геологической структуры, вещественного состава Бакчарского железорудного месторождения, а также полигона захоронения радиоактивных отходов в г. Северске (СХК).
Подобного уровня и актуальности продуктовые инновации получены и по итогам остальных НИР, выполненных в рамках инновационной образовательной программы. к выполнению НИОкР в обязательном порядке привлекаются студенты 4-6-го курсов университета, что позволяет готовить кадры специалистов на реальных востребованных задачах.
Системный результат отчетного периода заключается также в завершении формирования нормативно-правовой базы университета по вопросам оформления, закрепления и передачи интеллектуальной собственности, в рамках
■ Электронно-ионный сканирующий микроскоп Quanta 200 3D
которой для нормативно-правового обеспечения всего комплекса мероприятий трансфера университетских технологий, начиная от инвентаризации результатов НИР и заканчивая лицензионным соглашением с предприятием, реализующим завершенную и защищенную патентом или зарегистрированную как «ноу-хау» технологию, разработаны и введены в действие внутренние нормативные документы ТгУ по созданию, правовой охране, управленческому учету и коммерциализации результатов научно-технической деятельности.
В ходе выполнения инновационной программы ТГУ, как продуктовые инновации, разработано и подано в общей сложности 48 заявок (в 2007 г. — 25) на регистрацию ноу-хау и выдачу патентов, заключено 12 лицензионных договоров (в 2007 г. — 9) в области 1Т-технологий, нано-и биотехнологий, электроники. Создано 8 новых малых предприятий.
Разработана технология и предложен проект первого в России промышленного производства (в Томской области) ценного химического сырья — глиоксаля.
Важнейшей процессной инновацией является усиление интеграции с институтами РАН, увеличение числа совместных научных и научно-технологических работ, в т.ч. участвующих в конкурсах Роснауки, что привело к существенному росту объемов НИР, при этом впервые предложен проект совместного выполнения НИР университетом, ИФПМ СО РАН и ИСЭ СО РАН для НПО ПМ им. ак. М. Ф.Р ешетнева, включающий полный инновационный цикл — фундаментальное исследование, создание технологии, трансфер ее в реальное производство. к числу важнейших инноваций следует отнести организацию удаленного доступа к суперкомпьютеру «СКИФ СуЬепа» через спутниковую систему передачи данных.
В существенной мере инновации в научно-исследовательской деятельности направлены на решение региональных социально-
экономических и экологических проблем: создание и развитие Особой экономической зоны технико-внедренческого типа, освоение Бакчарского железорудного месторождения, повышение урожайности сельскохозяйственных культур и улучшение природопользования в условиях Сибири.
В целом реализованные инновации в научной сфере существенно укрепили интеграцию ТгУ с РАН и реальным сектором экономики, укрепили позиции университета как институциональной структуры Национальной инновационной системы.
раздел 3.
развитие человеческого капитала
Одним из основных направлений в развитии кадрового потенциала в рамках программы было совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала и научных работников для обеспечения инновационной образовательной деятельности, реализации инновационных образовательных программ, повышения качества и мобильности образования в целом, обучения основам менеджмента, планирования и организации делопроизводства, проведения анализа эффективности полученных результатов, овладения методами психологии и педагогики и умениям применять их на практике в ходе реализации проектов, обучения основам работы с информационно-коммуникационными технологиями, средствами вычислительной техники и современным программным обеспечением.
Вместе с тем с целью достижения системного и масштабного эффекта реализации программы в развитии кадрового потенциала в университете была проведена работа по отбору и вовлечению в инновационную деятельность талантливой и перспективной молодежи среди студентов университета, его
филиалов, вузов г. Томска и региона. Одновременно преподавателями, научными сотрудниками, аспирантами ТгУ проводилась работа по организации дополнительного образования школьников, их подготовки к обучению в университете путем расширения спектра образовательных программ, «географии» учащихся с применением сетевой модели дистанционного обучения.
По статье бюджета программы «Повышение квалификации и переподготовка персонала» израсходовано более 90 млн. руб., из них софинасирование составляет более 10 млн. руб. Одним из существенных эффектов выполнения программы является массовый интерес профессорско-преподавательского состава к дополнительному образованию (повышение квалификации, стажировки, школы-семинары и т.п.), к изучению и применению инновационных подходов и методик в образовании, и, как следствие, значительный рост числа программ дополнительного образования и обеспечивающих их учебно-методических ресурсов. В разработке, модернизации и реализации инновационных программ дополнительного образования участвовали практически все факультеты, работники научной библиотеки, институтов и других подразделений ТГУ. В результате к концу 2007 г. университетом подготовлено 154 программы дополнительного профессионального образования по широкому спектру инновационных специальностей, методик и технологий (в 2004 г. — 17, в 2005 г. — 68). За 2006-2007 гг. разработано и модернизировано 34 программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, разработано 17 образовательных программ совместно с предприяти-ями-партнерами для углубления практико-ориентированной подготовки и развития профессиональных компетенций по приоритетным направлениям инновационной деятельности, проведено 112 школ и семинаров по повышению квалификации сотрудников.
В рамках инновационной программы прошли повышение ква-
лификации около 3500 сотрудников ТГУ, 633 сотрудника в 2007 г. (в 2004 г. — 102, в 2005 г. — 111) прошли стажировки и повышение квалификации в ведущих российских и зарубежных вузах, научных центрах, на предприятиях-партне-рах ТГУ Кроме того, в 2006-2007 гг. в университете прошли обучение около 900 преподавателей других российских вузов. Для участия в семинарах, школах, проведения занятий и тренингов на базе ТГУ по программам дополнительного образования в рамках основных направлений инновационной деятельности университета за два года было приглашено около 300 ведущих российских и зарубежных специалистов. Таким образом, реализована модель непрерывного дополнительного образования с использованием дистанционных технологий в классическом исследовательском университете.
раздел 4.
укрепление материальнотехнического оснащения университета
За счет средств субсидии и внебюджетного финансирования в рамках инновационной программы в университете была значительно укреплена материально-техническая база учебного и научного процессов. Утвержденный Управляющим советом план модернизации и хозяйственных работ предусматривал подготовку аудиторных, лабораторных и иных помещений под установку и монтаж различного оборудования. С учетом графика проведения конкурсов и поставки закупаемых приборов и техники при модернизации аудиторного фонда было предусмотрено проведение текущего ремонта, оснащение необходимой мебелью, электрооборудованием, средствами связи и телекоммуникации, кондиционирования и вентиляции, системами климат-контроля, пожарной и охранной сигнализации, резервного электроснабжения. В случае поставки комплексного, нестандартного или уникального оборудования были выполнены до-
полнительные работы по усилению несущих конструкций, устройству фундаментов, фальшполов, систем охлаждения и т.п.
На модернизацию аудиторного фонда университета было направлено около 72 млн. руб. внебюджетных средств, проведена модернизация 190 помещений, в том числе 66 лекционных аудиторий, 33 компьютерных классов, комнат для центров коллективного пользования, 86 учебно-научных лабораторий общей площадью 11127 кв. м, был введен в эксплуатацию корпус ТГУ №12 с Инновационно-технологическим бизнес-инкубатором (общей площадью 4500 кв. м). Модернизация аудиторного фонда в значительной мере повысила эффективность деятельности и комфортность условий труда преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов университета; с учетом социальной значимости этих мероприятий из внебюджетных средств вуза было израсходовано почти на 4 млн. руб. больше запланированного.
Ресурсная поддержка инновационной образовательной программы была обеспечена закупками учебно-научного оборудования разного назначения и различной стоимости — от нескольких тысяч рублей до более 50 млн. руб. (супервычислитель «СКИФ СуЬепа»). Всего за 2006-2007 гг. приобретено оборудование на сумму 553 млн. руб., в т.ч. по приоритетным направлениям науки «Информационно-телекоммуникационные системы» — 171,04 млн. руб.; «Индустрия наносистем и материалов» — 197,31 млн. руб.; «Живые системы» — 71,411 млн. руб.; «Рациональное природопользование» — 87,993 млн руб. Отметим, что вышеперечисленные направления составляют основу специализаций Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска, а все приобретенное оборудование позволило сформировать 10 центров коллективного пользования, оснащенных по лучшим мировым стандартам.
Закуплено самое современное оборудование в области информа-
ционных и телекоммуникационных технологий, высокопроизводительных вычислений, компьютерной безопасности, проведения прецизионных измерений и экспериментальных исследований в области нанотехнологий и материаловедения, биотехнологий, экологии, рационального природопользования. Существенное пополнение парка учебно-лабораторного оборудования способствовало внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс, позволило использовать новые дидактические средства обучения.
раздел 5.
информационное сопровождение реализации проекта
Стратегическими целями реализации информационной поддержки являлись:
• позиционирование ТГУ как классического университета исследовательского типа, обладающего значительным инновационным потенциалом;
• создание устойчивого информационного поля о деятельности университета как инновационного вуза;
• распространение результатов программы в обществе;
• демонстрация реальных результатов выполнения программы, опирающихся на широкий спектр наработок ТГУ в организации учебной и научной деятельности;
• вовлечение и мотивация к участию в инновационной деятельности сотрудников и студентов ТГУ;
• создание положительного имиджа Национального проекта «Образование».
Можно утверждать, что в период реализации проекта в отношении всех целевых групп реализована комплексная информационная поддержка инновационной деятельности, обеспечена доступность получения и обмена информацией, создан устойчивый интерес к деятельности университета. Работа в рамках программы
введена в систему постоянного мониторинга информации.
В течение отчетного периода подготовлено 147 пресс-релизов по тематике инновационной программы (всего по событиям в ТГУ в 2007 г. — более 290, в
2006 г. — 156). События, происходившие в ТГУ, широко освещались и в электронных СМИ, прошло 362 сюжета на радио и ТВ (в целом по ТГУ — более 700). Особое внимание прессы и электронных СМИ привлекли презентация суперкомпьютера с участием Председателя Государственной Думы РФ Б.В.Грызлова (февраль
2007 г.), визит Первого заместителя Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева (март 2007 г.), конференция по распространению результатов инновационных программ в Сибирском федеральном округе (октябрь 2007 г.)
Вся абитуриентская кампания 2007 г., прошедшая под девизом «Инновации в университете — инновации для тебя» и активно поддержанная СМИ, показала, что университет успешно преодолел кризисную ситуацию, связанную с «демографической ямой», и сохранил конкурс таким же высоким, как в прошлом году, а на части факультетов конкурс был выше прежних показателей. При этом существенно возросла привлекательность ТГУ для абитуриентов многих регионов Сибири, Дальнего Востока, Казахстана.
В итоге информационной поддержки инновационной образовательной программы в 20062007 гг. были:
• созданы мотивации персонала ТГУ к активизации научно-образовательной деятельности с использованием инновационных подходов в профессиональной практике;
• возрос интерес к университету абитуриентов, деловых партнеров, фирм и предприятий;
• возросло внимание СМИ к ТГУ, выросло число бесплатных публикаций;
• возросла региональная роль университета как инновационного вуза;
• в общественном мнении сформировался приоритет качественного образования и укрепилось осознание в этом роли классических университетов.
раздел 7.
основные результаты инновационной образовательной программы
Выше представлены окончательные результаты выполнения мероприятий инновационной образовательной программы ТГУ в 2006-2007 гг., направленной на отработку концепции и практической модели Исследовательского университета как базовой институциональной структуры Национальной инновационной системы.
Ясно, что сам университет не в состоянии реализовать полную схему инновационного процесса (поскольку значительную роль играют в этом и другие общественные институты), но обязан выявить те области и сферы деятельности университета, в которых можно максимально использовать его творческий и интеллектуальный потенциал в рамках Национальной инновационной системы.
Роль университета велика в достижении нового уровня знания и коммерциализации научных результатов, поэтому при выполнении программы первостепенное значение придавалось результатам по подготовке или реализации инноваций в научной деятельности и созданию инфраструктуры инновационной деятельности (укреплению интеграции с Российской академией наук, созданию центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, малых предприятий и сервисных научных структур, ориентации фундаментальных и прикладных НИР на специализации и запросы Особой экономической зоны техниковнедренческого типа г. Томска).
Безусловно, исследовательский университет характеризуется интеграцией науки с учебным процессом как базовым, фундамен-
тальным принципом, поэтому все инновационные подходы в области науки сопровождались и достижением сопряженных инновационных эффектов в учебном процессе, и генерированием инновационных подходов и методик собственно в образовательной деятельности (широкое использование информационных технологий, развитие компе-тентностных подходов, новых форм и методов учебного процесса).
Следует отметить, что выявились существенные ограничения роли университетов в инновационном развитии нашей страны вследствие несовершенства нормативно-правовой базы федерального уровня, и в отчете сделаны соответствующие предложения.
При выполнении программы университет ориентировался на достижение системного эффекта на разных уровнях и в разных сферах социально-экономической жизни, исходя из более общих позиций трактовки инновационной деятельности как процесса преобразования нового знания в социальные и экономические блага, а не только как процесса коммерциализации научных результатов.
В итоге, все запланированные мероприятия программы выполнены, заданные значения показателей результативности достигнуты.
Томскийгосударственныйуни-верситет ускорил свое развитие как университет исследовательского типа — ведущий региональный инновационный учебно-науч-ный-производственный комплекс, интегрированный в реальный сектор экономики, сферу услуг и социум, движущей силой развития которого является капитализация интеллектуального потенциала и рост человеческого капитала.
В образовательной и научной деятельности подготовлен и реализован целый ряд инноваций содержательного плана, проведен необходимый комплекс мероприятий по совершенствованию структуры управления и инновационной инфраструктуры, направленные на повышение конкурентоспособности выпускников и научно-образовательных разрабо-
ток университета (в т.ч. и на международном уровне), достижению социально-экономических эффектов на уровнях региона, сферы • образования и науки, а, по отдельным направлениям, и на уровне Российской Федерации.
В частности, осуществлена широкомасштабная интеграция информационных (в т.ч. спутниковых) технологий в учебный и научный процессы вуза и социаль- • но-экономическую деятельность регионов Сибирского федерального округа, сформированы основы системы научного обслуживания Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска, получила существенное развитие система поиска, отбора, подготовки и закрепления в науке талантливой молодежи, системно внедрены практико-ориентиро-ванные схемы подготовки выпускников для научных организаций РАН, оборонных и промышленных предприятий, реального сектора экономики РФ.
В целом, можно констатировать положение о необратимом характере инновационного развития Томского университета, достигнутом в ходе выполнения Инновационной образовательной программы ТГУ.
Среди основных итоговых результатов Инновационной образовательной программы, достигнутых в 2006-2007 гг. можно выделить следующие:
• реализована концепция и модель исследовательского университета как регионального инновационного учебно-научного комплекса;
• закуплено и установлено современное уникальное оборудование и программно-методическое обеспечение на сумму 658 млн руб., модернизировано 190 аудиторий на сумму 71,999 млн руб., направлено на повышение квалификации преподавателей 90,338 млн руб.;
• осуществлено строительство и запуск в эксплуатацию суперкомпьютера «СКИФ СуЬепа», самого мощного из имеющихся в России, входя-
щего в десятку мощнейших университетских суперкомпьютеров мира; созданы и вышли на штатный режим работы Инновационно-технологический бизнес-инкубатор и Центр подготовки кадров, ориентированные на задачи Особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска; созданы и запущены в эксплуатацию 7 центров коллективного пользования уникальным оборудованиям по приоритетным направлениям науки и специализациям Особой экономической зоны: «Информаци-
онно-телекоммуникационной системы», «Индустрия наносистем и материалов», «Живые системы», «Рациональное природопользование »;
• создан и запущен в эксплуатацию с использованием спутника «Ямал-200» научно-образовательный телевизионный канал ТГУ «ТВ-Университет»;
• разработаны новые образовательные программы по 5 специальностям, 15 направлениям, 29специализациям, разработано и модернизировано 32 программы повышения квалификации, разработано 99 программ дополнительного образования;
• издано 77 новых учебников и учебных пособий по приоритетным направлениям науки и техники;
• действует 20 филиалов кафедр в академических институтах РАН;
• заключено дополнительно 96 договоров с предприятиям-партнёрами о трудоустройстве выпускников ТГУ ;
• подано 48 заявок на получение патентов, заключено 15 лицензионных договоров, сотрудниками ТГУ открыто 17 малых предприятий в области высоких технологий;
• на базе ТГУ прошли обучение по программам дополнительного образования 8800 человек (в т.ч. 4500 человек из сторонних организаций),
800 сотрудников ТГУ прошли стажировки и повышение квалификации в российских и зарубежных научно-образовательных центрах, приглашено для участия в научно-образовательных мероприятиях 300 ведущих российских и зарубежных ученых;
• опубликовано около 250 статей и интервью, раскрывающих цели и задачи инновационной образовательной программы ТГУ и Национального проекта «Образование»;
• вовлечены в выполнение программы не менее 16 тыс. сотрудников, аспирантов и студентов университета;
• студентами Томского университета получено 6 медалей РАН, 29 медалей и 75 дипломов Министерства образования и науки за лучшую научную работу;
• сотрудниками Томского университета защищено 48 докторских и 229 кандидатских диссертаций.
Несомненно, нам следует сохранить вектор развития университета, заданный в ходе выполнения инновационной образовательной программы в 2006-2007 гг., закрепить все ценные творческие находки, в первую очередь, в системе управления университетом, в развитии инноваций в образовании и науке.
В результате выполнения мероприятий инновационной образовательной программы университет получил мощный импульс развития, сопровождаемый серьезными финансовыми вливаниями и укреплением материально-технической базы. Теперь нам предстоит реализовывать интеллектуальный потенциал в условиях отсутствия целевой финансовой поддержки, опираясь только на выработанные инновационные подходы. Задача очень трудная, но вполне выполнимая. Для этого нам необходима предельная мобилизация всего коллектива ТГУ, в первую очередь, руководства университета, на выполнение Программы стратегического развития.